Что такое слань в надувной лодке
Что такое слань в лодке?
Что такое слань?
Слань или пайол — это деревянный (алюминиевый) настил, который укладывают на дно судна для придания ему жесткости.
Важно! Мы приготовили лучшие модели сланей и днищ для лодок разных размеров, посмотреть их можно в нашем Интернет-магазине, там вы можете обратиться к менеджеру и он подберет вам наилучший вариант слани именно для вашей лодки.
Преимущества слани
Однако у этого изделия есть еще дополнительные функции, которые подразумевают ряд преимуществ:
Виды сланей
Слани бывают нескольких видов:
Реечный настил или так называемый «слань-коврик»
Именно настилы реечные являются наиболее распространенными и часто используемыми вариантами пола, и подходят такие настилы очень хорошо как для моторных, так и для различных гребных лодок.
Многие ищут специальную фанеру для сланей в лодку, что бы сделать их своими руками, но в целом можно брать любую, более менее нормальную фанеру в строительном магазине, главное при изготовлении постараться сделать зазоры с бортами лодки не слишком большими.
«Слань — коврик», состоящий из пайол (их количество может колебаться от 2 до 7), которые закрепляются в специальные донные лодочные карманы, или с самого начала объединяются в одну — единственную кассету — оптимальный для многих людей вариант. Кстати, для желающих обеспечить бюджетные и легковесные варианты настилов, наверняка важно будет знать о том, что «слань — коврик» – это «самое оно», как говорится в народе частенько (многие люди советуют оборудовать по многим причинам именно реечный настил).
Настил из реек отличается хорошими эксплуатационными качествами, однако у лодок с действительно ощутимыми показателями двигателей при набранной большой скорости между пайолами могут образовываться негативно воздействующие на устойчивость лодки и существенно снижающие скорость передвижения воздушные карманы.
Помимо этого, частенько настил реечный никак не может покрывать «жизненно важные» для лодок кормовые и носовые части, либо покрывает их недостаточно. В точности представленной информации можете нисколько не сомневаться!
Слань-книга
Подобный настил, сегменты которого последовательно объединяются между собой многими лентами из ПВХ, может покрыть всю донную поверхность лодки абсолютно без каких-либо зазоров. Слань – книга зачастую может складываться в качестве гармошки, и практически не занимает места, ложась на донную часть багажника.
В подавляющем большинстве случаев, слань – книга, делающая лодочное дно плоским, будет комплектоваться отдельной сумкой (естественно, сумкой транспортировочного типа и никакой другой). Кстати, именно слань – книга значительно повышает лодочные мореходные характеристики как при весловом, так и при моторном хождении.
Помимо этого, данный настил значительно повышает как поперечную, так и продольную жесткость лодки, что также является несомненно важным аспектом. Высокая стоимость, большой вес, длительный процесс установки – это существенные негативные моменты для многих людей. Помимо этого, нужно учитывать и то, что такой настил, как слань – книга, может являться как недостатком, так и преимуществом – все зависит от имеющегося типа лодки.
Стринегры для фиксации слани в лодке
Стрингеры – это своего рода фиксатор пола в лодке, он помогает обезопасить пребывание в лодке, не давая полу играть. Это позволяет более комфортно находится в лодке, не боясь вывалиться из нее. Потребность в них возникает из за небольших зазоров между краями лодки и формой слани.
Еще одним несомненным преимуществом стрингера является увеличение жесткости самой лодки. Стрингеры служат дополнительными ребрами жесткости, особенно это полезно при больших размерах плавсредства.
Как выбрать слань с килем
Большой популярностью пользуются слани с килем для Ривьеры. острый выступ внизу повышает маневренность судна и облегчает управление на весельном ходу и при помощи мотора. В отличии от моделей без киля, лодка, оснащенная небольшим выступом, позволяет установить мощный двигатель, потому что она глубже садится в воду и отзывается на любые маневры. Так что небольшая деталь — киль на слани — прокачает ваше судно и подарит вам выброс адреналина, волнующую скорость и практическую выгоду.
Если вы решили сплавиться по бурной речке, то наличие киля — необходимое условие для такого путешествия. Лодку-плоскодонку легко сносит там, где судно с килем пройдет с легкостью.
При выборе модели учтите размер выступа. высокий киль лучше режет волну, то сильно утяжелит лодку и вызовет сложности при спуске на воду.
Экстремальные виды спорта или выходные с рыбалкой — в любом случае необходимо позаботиться об удобстве и безопасности. Выбирайте только лучшее для себя, потому что от этого зависит качество вашего отдыха.
Слань, фанерные полы для лодки ПВХ книжка
Что лучше выбрать: покупной пол на лодку или сделанный самостоятельно
Итак, мы рассмотрели надувные полы для лодок ПВХ и жесткие настилы различной конструкции, но как же выбрать подходящий в лодку пол. Во-первых, определите цель и условия эксплуатации. Например, для прогулок по малым водоемам вполне можно приобрести надувной пол, а вот глиссирование на бурных реках требует жесткой стрингерной конструкции. И, во-вторых, обозначьте подходящие для вас параметры пола:
Таким образом подберите несколько моделей, сравните их характеристики и сделайте оптимальный выбор.
Также не забывайте о том, что можно слань для лодки ПВХ своими руками. Конечно, нельзя сказать, что такой вариант выйдет дешевле, но зато качество и удобство конструкции вы точно себе гарантируете.
Что такое слань для лодки пвх
Слань для надувной лодки.
Для придания корпусу лодки продольной и поперечной жесткости, образования устойчивой опоры под ногами пассажиров применяют жесткую слань (настил), которую укладывают на днище. Она заходит под борта лодки и зажимается между днищем и баллонами при наполнении камер воздухом. Большинство конструкций настилов выполняют разъемными, состоящими из ряда последовательно соединенных секций. Количество таких секций определяется размерами компактной упаковки лодки с учетом способа ее транспортирования. Секции могут устанавливаться вдоль и поперек лодки или с комбинированными вариантами их расположения. Для легких моторных лодок характерным является крепление поперечных жестких планок настила на гибкой связи, например на ленте, что облегчает ее упаковку сворачиванием в рулон. Часто секции елани соединяют между собой шарнирно с фиксированием развернутого горизонтального положения. Другие конструктивные варианты предусматривают фиксирование секций с помощью пазов в промежуточных П-образных или двутавровых соединениях (рис. 2.80)
. Секции настила боковыми сторонами иногда закладывают в пазы бортовых планок настила для предотвращения смещения секций относительно друг друга.
Для лодок с моторами малой и средней мощностей слань часто выполняют из фанерных щитов толщиной 8 — 10 мм.
Для лодок с более мощными моторами щиты слани делают в виде решетчатого настила из однородных и легких досок толщиной до 20 мм или из сплошного фанерного настила, усиленного продольными или поперечными рейками и снабженного эластичны ми ручками для переноса елани. В последние годы за рубежом нашли применение настилы, элементы которых изготовлены из легких сплавов на основе алюминия или пластмасс. Известны конструкции слани, которые состоят из полых плавучих секций, выполненных из термоформуемой пластмассы. Разборные секции соединяются между собой концевыми ступенчатыми профилями сопрягаемой формы. Разборные секции могут быть отформованы с заданной кривизной поверхности.
Иногда кормовую секцию слани изготовляют за одно целое с транцем (рис. 2.81)
. Слань должна иметь защитное покрытие, обычно секции покрывают водостойкими лакокрасочными материалами. Для уменьшения скольжения секций по днищу на их наружную сторону наклеивают профильные эластичные элементы с шероховатой поверхностью.
Находят применение также конструкции слани, которые состоят из легких жестких пористых блоков, оклеенных герметичными пленочными материалами или металлической фольгой. В местах опоры таких сланей на кильсон предусмотрены направляющие планки, вырезы для фиксирующих замков жесткого кильсона и транца или отверстия для клапанной системы надувного компенсатора.
Ходовые качества лодки зависят не только от отношения длины к ширине, мощности мотора, а также от подъема днища (килеватости). Для придания днищу формы между эластичным днищем и жесткой еланью устанавливают надувной компенсатор или жесткий кильсон, которые обеспечивают натяжение днища, определяют гидродинамический профиль подводной части лодки, улучшают использование тяги мотора и повышают ее устойчивость на курсе.
Такими недостатками не обладают жесткие кильсоны, поэтому не случайно большинство лодок средней и большой мощности оснащены жесткими кильсонами разнообразных конструкций.
Жесткие кильсоны очень редко выполняют неразъемными, чаще они имеют один-два разъема по длине с учетом того, чтобы части кильсона соответствовали принятому размеру упаковки. Кильсон представляет собой жесткую плоскую пластину переменного по длине сечения, обладающую плавучестью. Жесткий кильсон изготовляют обычно из дерева — бакелизированной фанеры, цельной доски или из набора фанеры или досок с пластмассой.
Слань на лодку ПВХ: что такое, виды материалов и конструкций, советы по выбору
При первых выходах на воду с новой ПВХ лодкой рыбаки часто сталкиваются с такой проблемой, как недостаточная жесткость днища. Из-за особенностей надувной конструкции лодок при перемещении по кокпиту дно прогибается и пассажиру приходится приложить немало усилий, чтобы сбалансировано удержаться на ногах. А рыбачить стоя в подобной ситуации и вовсе практически невозможно. Но убрать этот недостаток легко: достаточно купить подходящую слань на лодку. Тем более что о том, какими бывают лодочные полы и на что стоит обратить внимание при выборе пола для судна, мы подробно расскажем в сегодняшнем материале. Присоединяйтесь к чтению!
Для чего нужна лодка со сланью
Слань для лодки предназначена для придания дополнительной жесткости днищу. Однако наличие пайола обеспечивает некоторые эксплуатационные преимущества:
Стойкость. В лодке с надувным дном низкого давления не так просто сохранить равновесие на воде, так как ПВХ прогибается под весом стоящего человека. Слань для лодки решит эту проблему, и вы будете уверенно стоять на ногах даже на неспокойной воде.
Объем кокпита. В связи с тем, что НДНД неравномерно соприкасается с водной гладью, объем кокпита уменьшается. Не все участки лодки могут быть пригодны для нагрузки за счет веса пассажиров или клади. С жестким пайолом днище равномерно воспринимает давление, и любой участок может быть использован для нагрузки в соответствии с нормой грузоподъемности водного транспорта.
Долговечность и неуязвимость. ПВХ – не самый надежный материал, который может быть повреждён любым колюще-режущим предметом, в том числе острыми камнями. Жесткое дно значительно долговечнее, особенно если речь идет об алюминиевых пайолах.
Если вы любите выезжать на природу большой компанией, с детьми и животными, то слань для лодки будет лучшим выбором. Это сделает выход на воду более безопасным и комфортным.
Конечно же, слань для ривьеры или других типов надувных лодок имеет и негативные стороны. Дело в том, что дополнительный предмет в комплектации требует особых условий хранения и перевозки. Пайол состоит из нескольких частей, которые укладываются в чехол. Несмотря на усилия производителей сделать жесткое дно компактным, переносить его на руках будет непросто. Также к минусам слани для лодки относят ее поведение на воде: из-за жесткого дна все пассажиры будут ощущать вибрации от движения по воде. С ПВХ такого не будет, так как мягкий материал легко поглощает эти вибрации.
На что обратить внимание при выборе слани и киля?
Особой популярностью пользуется слань для ривьеры, дополнительно оснащенная килем. Угловой выступ снизу дает огромное преимущество для водного транспорта. Лодка со сланью и килем значительно лучше управляется как веслами, так и мотором в равнении с плоскодонной моделью. Именно на килевых лодках существует возможность установить мощный мотор, так как с при помощи киля лодка лучше погружается в воду и становится более маневренной. Таким образом, киль способен подарить ощутимый апгрейд вашему хобби, ведь высокая скорость приносит множество позитивных эмоций и практической выгоды.
Если вы любите опускаться на неспокойные реки, то киль необходим для вас. Волны легко сносят лодки с плоским дном, но выступ помогает преодолеть эту проблему, разрезая волну пополам. Обратите внимание на величину киля: большой киль лучше режет волну, однако это значительно утяжелит водный транспорт, а также усложнит его спуск и подъем с суши на воду.
Исходя из собственных потребностей, можно легко выбрать ту лодку и тот способ покрытия ее дна, которая подойдет именно вам. Не скупитесь на лучший вариант, потому что с практикой почти все любители активного отдыха на воде переходят на более качественный транспорт.
Слань (жесткий пол) для надувной лодки своими руками (наш вариант)
Жесткая палуба для надувного катамарана
На катамаранах Мастеркат используется специальная жесткая палуба, которая значительно превосходит по размерам лодочный пайол. Сделана она из той-же нескользящей морской фанеры и складывается пополам. Палуба на надувном катамаране состоит из нескольких секций (82.5 см крайние и 75 см центральные секции).
Жесткость катамарана обеспечивается продольными трубами или баллонами, поэтому никаких стрингеров и дополнительных сцеплений секций палубы не нужно. Листы фанеры просто лежат рядом и стягиваются друг с другом и рамой специальной стропой. В небольшие щели между секциями палубы сливается вода, что позволяет очень удобно мыть палубу.
Транцевые колёса
Без этого атрибута сейчас не обходится ни один уважающий себя владелец лодки! Учитывая, что магазинные цены на шасси «кусаются», умельцы изготавливают их самостоятельно. Ведь зачастую к воде автомобилем не подъедешь, а транспортировать тяжёлую лодку до водоёма как-то нужно. В таких случаях на помощь приходят колёса.
Изготовить шасси можно буквально из всего, что под руку в гараже попадётся. А колёса купить на рынке.
Ниже размещён видео урок по изготовлению колёс, не требующих традиционного крепежа. Это быстрый и экономный способ поставить на колёса лодку небольшого размера, имеющую сзади на баллонах ручки.
Понадобится старая пластиковая бочка, из неё вырезаются две детали шириной 20 см. На краях выкраивается своеобразный «галстук» — узкая часть, на который устанавливаются крепления. А колёса крепятся посередине каждой детали на четырёх болтах из нержавейки. Отверстия герметизируются силиконом.
Единственный недостаток таких маленьких колёс – невозможность их использования в комплекте с большой лодкой и на вязком грунте (глине, глубоком песке).
У каждого рыбака есть собственные способы и методы улучшения купленной в магазине лодки. Одни не скупятся ни на какие средства и приобретают дополнительные детали промышленного производства. Другие наоборот экономят и мастерят всё собственноручно.
Ни хвоста всем, ни чешуи!
Материалы
От водостойкой (бакелитовой) фанеры я отказался сразу — слишком она тяжелая, преимущество малой массы комплекта сразу теряется, да и, как выяснилось, купить ее не так просто. Решил использовать обычную фанеру толщиной 6 мм прошедшую обработку от влаги. Стандартный лист фанеры точно по размеру распилил в магазине «Леруа Мерлен», и везти ее стало удобно. Поначалу сомневался в прочности и жесткости 6-миллиметровой фанеры, но небольшой квадрат (заготовка для пайола) оказался вполне жестким, а с учетом того, что он станет опираться на дно и воду, да еще будучи связанным с другими кусками, выяснилось, что и прочности вполне достаточно. Наверное, прыгать в лодке он не позволит, но комфортно перемещаться и разместить все снаряжение вполне возможно. Ловить стоя я не собирался — небольшая лодка сама по себе неустойчивая, а свалиться за борт вряд ли у кого входит в планы рыбалки. Зато подобный пайол оказался максимально легким из всех возможных вариантов.
Фанеру, естественно, надо защитить от воды. Современные лаки и пропитки с этим отлично справляются. У меня уже был небольшой опыт в изготовлении пайолов: тогда я пропитал фанеру обычной декоративной пропиткой, защищающей от влаги. Несколько лет использования не выявили особых проблем, разве что в углах стали появляться признаки разрушения. На сей раз я решил сделать защиту более основательной и купил небольшую банку недорогого яхтенного лака. Еще понадобились несколько кисточек: одна-две для нанесения лака в два слоя и маленькая (дюймовая)-для клея, а также валик или шпатель для разглаживания ткани.
Отдельные листы фанеры требовалось соединить между собой в пайол. Вариант жесткого соединения я не стал рассматривать-для гребной лодки это лишняя масса и дополнительные операции при сборке-разборке. Оптимальным оказался вариант склеивания листов фанеры полосками ткани ПВХ; правда, были сомнения относительно прочности соединения клея и лака на фанере. Ткань у меня была; впрочем, ее несложно приобрести. Понадобилось еще несколько тюбиков клея для ПВХ (у меня ушло примерно 150 мл). Затраты на материалы составили не более 1000 рублей.
Без настила
Многие недорогие лодки малых размеров продаются вообще без настила в базовой комплектации. Роль пола в таких лодках выполняет просто слой ПВХ, который приклеен к «бублику» бортов.
Такую лодку можно использовать, однако стоять в ней не получится. Также необходимо следить за острыми предметами и снаряжением, чтобы не повредить дно. Использовать лодку без дна не безопасно, однако возможно на небольших водоемах.
Малые лодки ПВХ обычно имеют специальный рюкзак-упаковку для переноски на спине. Без настила лодка становится значительно легче, а это значит, что вы сможете добраться с ней на удаленные лесные водоёмы.
Реечный настил на лодке ПВХ
Такой тип днища для надувной ПВХ лодки часто применяется для маленьких и легких моделей. Он представляет собой листы лодочной фанеры, которые проклеены тканью ПВХ с нижней стороны. Такое днище обладает многими преимуществами. Реечный настил легко складывается и раскладывается, и имеет легкий вес. Это днище можно вообще не вынимать из лодки и после полного сдутия баллонов лодка просто скатывается и упаковывается в одну упаковку. Таким образом сборку-разборку лодки можно осуществить за 10-15 минут. Так же вы можете вообще не брать его с собой. Это уменьшает вес лодки, если он для вас критичен. Отсутствие жесткости не позволяет делать такой настил на больший моделях надувных ПВХ лодок.
Складной пайол (пайол-книжка)
Такой пайол может складываться как книжка. Он удобно и быстро вставляется в лодку. Преимуществом такого настила является цельная конструкция. Однако из-за возможности складывания такой пайол не обеспечивает должной жесткости в надувной лодке. Даже стрингера, призванные сделать надувную лодку более жесткой не могут исправить ситуации. Во время глиссирования ПВХ лодка, рассекая волну надувным килем, испытывает ударную нагрузку. Надувные баллоны не всегда могут компенсировать ее. Поэтому глиссировать на волне с пайолом-книжкой довольно затруднительно. Обычно толщина фанеры в таком настиле 9 мм. Листы фанеры скрепляются между собой специальными алюминиевыми профилями или проклеиваются тканью ПВХ.
Самодельный жесткий пол для надувной лодки готов
Жёсткий пол с банками, завёрнутые в линолеум, образуют отдельную транспортную единицу, что облегчает процесс переноски и размещения в багажнике автомобиля
Лодка не комплектовалась жёстким пайолом. В комплекте была так называемая «реечная слань». Жёсткость реечной слани оставляет желать лучшего.
Моя конструкция устанавливается быстрее и удобнее стандартного сборного пайола, жёсткости для гребной лодки хватает с запасом.
Пол помещается внутрь лодки непосредственно перед накачкой, далее «гармошка» раскладывается.
Особенности усиления
При выполнении всех работ по усилению нужно учитывать:
Вдобавок, ко всем защитам дна, можно предоставить дополнительное укрепление.
Укреплять можно любые места лодки разными способами, насколько хватит знаний и фантазии.
Делаем своими руками
Процесс усиления лодки происходит в несколько этапов, причем каждый из этапов нужно делать достаточно быстро.
Как увеличить улов рыбы?
За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:
Надувной киль
Далеко не все лодки снабжены надувным килем. А эта деталь немаловажна для больших лодок диной больше трёх метров, использующихся в комплекте с мотором.
При максимальной скорости, нос такого судна начинает отрываться от поверхности воды, что приводит к опрокидыванию. Надувной киль придаёт устойчивость и обеспечивает точное следование заданным курсом.
Сделать его можно самостоятельно. Для изготовления понадобится плотная лодочная ткань из ПВХ и клей «Момент».
Особенность такого киля размещение его не снаружи, а внутри лодки. На мелководье воздух из киля можно спустить для удобства передвижения. Этим «умением» не похвастает ни одна настоящая килевая лодка!
Мягкое сиденье
Как известно, стоять в лодке неудобно. Придётся позаботиться об удобном сидении для многочасовой ловли рыбы. В магазинах предлагаются надувные сиденья, использовать которые нравится далеко не всем. Выйти из положения довольно просто.
Для этого вида тюнинга понадобятся две сосновых доски длиной, например, 45 сантиметров (предварительно нужно уточнить расстояние между баллонами!) и шириной 15 сантиметров, форточная фурнитура (2 шт.) – чтобы сиденье складывалось при необходимости, и достаточно широкие автомобильные ремни безопасности.
Вот что должно получиться:
Основное достоинство такого сиденья – дешевизна по сравнению с магазинными моделями и возможность свободно перемещать его в лодке.
Усиление днища
Начинают многие именно с укрепления днища. Хотя оно и изготовлено из прочного материала, от износа никуда не деться
При активном использовании или неосторожном соприкосновении с каменистым берегом дно может повредиться
Борются с этой неприятностью путём наклеивания профилей, изготовленных их ПВХ. Они, конечно, увеличивают общий вес. Решение о модернизации плавсредства должно приниматься с умом. Если лодка эксплуатируется на быстрой реке с каменистыми порогами, от максимального укрепления никуда не деться. Для тихой воды усиление можно свести к минимуму.
Укрепление производится ПВХ мембраной или профилем. Клей используется ПВХ «Poligrip», «Виникол», «SAR-306» или «Уран».
Основные причины повреждений и преимущества усилений
Существует множество причин, по которым происходит повреждение дна лодки, а также ее бортов и других частей, например:
Можно просто присесть на надувной борт стоящей на мелководье лодки, и получить разрыв или прокол дна.
Процедура бронирования дна лодки дает целый ряд преимуществ, в итоге потраченные деньги не пропадают, а становятся выгодным вложением, а именно:
Что касается недостатков, то из них можно отметить некоторое увеличение веса, его величина зависит от габаритов лодки и толщины нанесенного защитного слоя на ее дно. Также на этот показатель влияет материал, использовавшийся для бронирования. После процедуры несколько увеличатся размеры, но тоже незначительно, в пределах от 2 до 3 см.
По существующему мнению среди рыбаков и туристов, такие мелкие неудобства с лихвой компенсируются увеличением срока службы и улучшением ходовых качеств, а использование современных полимерных материалов позволяет избежать значительного увеличения веса и габаритов надувного маломерного судна.
Изготовление разборного якоря
В видео ниже, помимо подробной инструкции по изготовлению разборного якоря, рассказано о способе привязывания к нему верёвки.
Крепится якорь к сидению с помощью шнура с карабином.
Кольцо, приваренное к гайке (скрепляющей лапы якоря) используется для крепления шнура в случае каменистого дна или наличия коряг. То есть, якорь цепляется не за верхнюю часть, а за нижнее кольцо. Это облегчает вытягивание его из воды в случае зацепа за дно.
Жесткий пайол со стрингерами
Самый распространенный тип днища. Используется во всех дорогих моделях лодок. Толщина настила уже 12 мм. Листы соединяются с помощью специальных пазов. Алюминиевая окантовка увеличивает площадь соприкосновения. Такой настил намного прочнее, чем пайол с н-образным профилем или пайол книжка. Жесткий пайол в сочетании со стрингерами делает ПВХ лодку практически монолитной конструкцией. Даже сильные удары волны не в силах сбить надувную лодку с глиссирования.
Для достижения максимального эффекта транец должен быть специально укреплен. Это обеспечит не только жесткость ПВХ лодки, но и снизит нагрузку на транец, распределив ее по днищу. Данный пайол так же в некоторых моделях укрепляют алюминием в месте присоединения стрингеров. Алюминиевое крепление пайола к стрингерам защищают края фанеры от повреждений.
Не смотря на все преимущества стрингера, которые обеспечивают жесткость являются слабым местом надувной лодки. Днище из ПВХ наиболее подвержено трению в местах, где выпирают стрингера. Поэтому производители укрепляют эти места дополнительным слоем ткани.