Что такое славянский миф особенности мифа
Особенности славянского мифологии
Славянская мифология пережила три последовательных этапа, которые накладывались друг на друга. Наступление первого символизировала вера в сотворение мира созидательной силой света и разрушительной силой тьмы. Отсюда представление, что благополучие человечества зависит от способности человека добиться поддержки сил добра в борьбе против зла.
Затем утвердилась вера, что любой дом защищен духами усопших предков, предопределяющих здоровье и плодовитость их живущих потомков. С этим представлением был связан цикл смены времен года, умирания и пробуждения природы, а также ритуалы, входе которых устанавливался контакт с душами умерших в загробном мире. Забота о плодородии также связана с культами главного славянского бога Свентовита и рожаниц — покровительниц матерей и дочерей. На третьем этапе появились боги, олицетворявшие солнце, луну, небо, землю, огонь, гром, войну, торговлю, плодородие и многое другое. В некоторых мифах солнце и луна изображались как возлюбленные, сочетающиеся браком в начале лета и расстающиеся зимой. Их отпрыски — звезды, а последствия их ссор — землетрясения.
Древние славянские боги
Отцом всех славянских богов был Сварог — бог неба, известный балтам как Свентовит. Его считали отцом Дажьбога (солнца) и Сварожича (огня). Это были главные боги природы — они давали свет и тепло земле, остававшейся большую часть года холодной. Перун почитался богом огня и молний. Его громовые топоры были могущественным символом плодородия, поскольку считалось, что они пробуждают землю весной.
Мокошь — древнеславянская богиня плодородия, тесно связанная с образом Матери сырой земли. Ее часто изображали вместе с полуптицей-полусобакой Симоргом.
Славянские мифы читать 4 класс. Славянские мифы читать 5 класс. Короткие славянские мифы
Мифология древних славян была создана в далекие времена, когда не было письменности. То, что известно сегодня, было собрано, благодаря народному творчеству, верованиям и обрядам. В мифах отражено представление людей тех времен о силах природы и окружающем мире.
Герои славянских мифов
Пантеон богов древних славян состоял из множества богов, многие из которых отождествлялись с силами природы. Всех богов люди почитали и не делили их на добрых и злых. Каждый бог мог творить добрые дела и помогать людям, но в то же время и карать.
Богов представляли похожими на людей, обладающих способностью превращаться в животных. Сверх способности, изменение окружающего мира отличали богов от людей. У каждого бога была своя сфера влияния, ответственность за одну из частей мира. Иногда воздействие на неподвластную часть носило временный и не продолжительный характер.
Славянский миф Ярило
Славяне почитали Ярилу как бога солнца, плодородия, страсти. Его, так же, считали умелым воином и самым первым земледельцем. Мифы рассказывают, что славяне не всегда были земледельцами и хлеба не знали вовсе. Мать Землю славяне считали неприкосновенной и не могли причинять ей боль. Побывав в заморской стране и отведав там хлебных лепешек, Ярило научился делать их сам. Когда Ярило дал попробовать хлеб богам, то боги все вместе решили передать людям знания по возделыванию почвы и выпечке хлеба. Богиня Земли дала разрешение Микуле Селяновичу, своему сыну, сделать первую борозду, куда Ярило посеял зерна.
Дни, связанные с Ярило и почитаемые древними славянами:
20-21 марта — день весеннего солнцестояния.
23 апреля — день первой борозды.
1 июля — макушка лета, крестьяне начинают заготавливать сено на зиму.
Кроме этого, Ярило чтят, как Волчьего пастыря, к которому обращались пастухи, чтобы защитить домашних животных от диких зверей. Способность к оборотничеству и обладание мужской силой он перенял у своего отца Велеса. От матери, Дивы Додолы, Ярило досталась привлекательность, поэтому его почитают еще и Богом Страсти.
Славянский миф о сотворении мира
В самом начале времен был только Хаос. Всевышний спустил на Землю яйцо, в котором был Род. Сошел он на землю и приступил к сотворению мира. Первым делом Род разделил тьму и свет, выпустил из золотого яйца солнце, которое осветило все вокруг. Затем на небе заняла свое место луна. Пришло время и для водного мира, ну и, конечно земли, по которой побежали различные животные. Род разделил мир на 3 царства: земное,небесное и преисподнюю. Небо он оставил богам, чтобы сверху следили за порядком, землю отдал людям, а преисподнюю — мертвым. Таким образом Род сотворил мир, природу (при Роде).
Сын Сварога в славянских мифах
Следующим сыном Сварога был Семаргл
Самый известный из сыновей — Перун.
Славянские мифы о земле
В славянских мифах о рождении мира повествуется о том, как была создана земля и как на ней заселились люди.
Существует несколько легенд:
Славянские мифы Перун
Перун в славянской мифологии был богом грома и молнии, так же покровительствовал воинам. Его внешность отличалась крепким телосложением, золотыми доспехами, красным плащом. В руках Перуна всегда находится меч или молот. Изображали его на колеснице, в упряжке с оленями или могучим конем. Славяне обращались к нему, если надо было вызвать дождь, чтобы спасти урожай. Ураганы и другие разрушительные явления в природе расценивались, как проявление воинственного характера. Дуб считался священным деревом Перуна, а когда была гроза, верили, что в его кроне находится божество. Культовые изображения всегда находились на возвышенном месте.
В пантеоне князя Владимира Перун был верховным божеством, который покровительствовал правящей военной элите, князьям и дружине, и карал за не соблюдение законов.
Славянские мифы Русалка
В славянской мифологии русалки представляются вредоносными существами, с длинными зелеными волосами (всегда распущенными) и рыбьими хвостами. Волосы русалки не заплетали никогда, иногда на голову одевали венок из цветов. Это были девушки с красивым лицом и стройным телом. Древние славяне никогда не сомневались в том, что русалки существуют. Но, откуда они берутся, мнения разнятся. В одних местах считали, что русалки, это утопленницы, в других, умершие не крещенные дети. В любом случае встреча с русалкой не сулила ничего хорошего. Она могла влюбить в себя юношу и утащить его на дно водоема, могла до смерти защекотать, утопить лодку, отнять у коровы молоко. Чтобы защититься от нечистой силы, люди придумывали обереги.
Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения
Миф о Перуне и Диве
Имена главных героев
План сюжета
Описание сюжета.
Главная мысль
Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.
Отзыв
Из мифов можно узнать, как жили наши предки, во что верили, как представляли себе окружающий мир. Миф о Перуне и Диве, одна из историй, где по сути, описаны такие же отношения между богами, какие бывают у людей.
Реферат на тему: Особенности славянской мифологии
Содержание:
Введение
Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но даже после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаичных форм повествования. Не говоря уже о тесной связи между религией и мифологией, некоторые черты мифологического сознания могут сохраняться на протяжении всей истории в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, наряду с использованием строгой научной логики.
Развитие славянской мифологии
Изображение человеческого мира в фольклоре
В комплексе славянских языческих представлений особое место занимают представления об устройстве Вселенной и о единстве мира в разнообразии, при этом особенно важно подчеркнуть тот факт, что единство Вселенной достигается через идея духа-материи и разнообразия как многомерного и многоуровневого сосуществования посредством временного развертывания различных миров в бесконечной и вневременной изначальности.
Условно можно выделить следующую систему миров.
Миры видимой Вселенной включают:
В связи с условностью классификации деления ее можно проводить по разным основаниям для более внимательного рассмотрения различных сторон единого, органичного языческого мировоззрения. Но всегда необходимо учитывать неразрывное единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех языческих понятий и идей.
Что касается мира богов в языческом мировоззрении, можно выделить три аспекта божественности, такие как:
Мир стихий понимался славянами как божественный комплекс творческих начал. В едином оригинальном создании элементов, согласно древнеславянским представлениям, они принимали активное участие в соответствии со спецификой своего внешнего вида и взаимодействия друг с другом. Они ассоциировались с божественной силой, пророческим даром и в целом воспринимались как живые и одухотворенные. Большинство исследователей язычества древних славян сходятся во мнении, что почитание различных стихий в народе было широко распространено и являлось развитым культом.
В древности считалось, что вода участвует в сотворении мира. Славяне почитали воду как стихию, из которой образован мир. Земля, по их представлениям, выплыла из моря. В языческие времена все славяне поклонялись водным божествам, призывали их в своих клятвах, чтобы подтвердить это слово, брачный обет, и очищались водой как священным элементом. Они молились над водой, веря в силу водных божеств, гадали на воде и получали знамения будущего. Славяне верили, что водные божества знают и прошлое, и будущее; от них требовалось принимать решения по различным вопросам. Язычники относились к рекам, озерам и колодцам как к живым существам, способным понимать, чувствовать и выражать себя в человеческой речи.
В картине мира языческих славян можно выделить центральные протофилософские идеи, послужившие источником понимания людьми своей жизни и бытия мира и возникновения русской философии. Это идеи пространственно-временных факторов, начала и способов сотворения мира, системы взаимосвязи духовно-материальных миров Вселенной, единства и разнообразия божественности, множественности и многоуровневости материальных проявлений.
Пространственно-временные представления древних славян о Вселенной отражали своеобразие мифологического видения мира. Время в мифологическом понимании имело спиральную цикличность и было осью развертывания конкретного созданного, но творчески развивающегося существа. Божественный мир выступил творческим принципом и идеальным прототипом миростроительства.
Представления славян о душе и посмертном существовании
Идея необратимости и безнадежности пребывания в темном царстве образно отразилась в народных поверьях. В частности, М.Б. Никифоровский отмечал, что души умерших также возрождаются заново, как с приходом весны возрождается природа. Интересно, что помимо этого у славян, по выводам А. Н. Афанасьева, было представление о переселении душ. Считалось, что человек после смерти может быть непосредственно муравьем, птицей и снова человеком. Эти наблюдения подтверждают, что, согласно славянским воззрениям, человеческая душа после смерти должна была иметь разные варианты существования в загробном мире, включая возможность нового рождения на земле.
Сходные мысли о понимании славянами загробной жизни можно найти у современного филолога Н. И. Толстого, который считает, что славяне не столько различали ад и рай, сколько верили в единый, но разнообразный иной мир. Разнообразие представлений о загробном мире могло быть довольно древней чертой славянских верований, равно как и разнообразие мифологического восприятия небосвода, планет и всей Вселенной. Ученый подчеркивал, что нельзя не учитывать диалект, локальность многих форм и явлений славянской народной языческой культуры, которая встречается в наше время, но которая, конечно, существовала в дославянские времена. В этом заключении особенно важно, что все многообразие славянских представлений о посмертном существовании связано в единое целое.
Представления о посмертном существовании отражали условность и относительность полярных представлений, присущих славянскому язычеству, в данном случае варианты счастливой или грустной загробной жизни, стоящие перед человеком. Особенно это заметно в представлении о зависимости потустороннего существа от поведения в каждой конкретной жизни и попытках повлиять на предстоящий исход благородными делами и обращениями к богам о помощи.
В целом взгляды древних славян на сущность человека, его духовную сущность и посмертную жизнь отражают все особенности мышления древних народов и в этом смысле архетипичны. Эти славянские идеи не содержат ни однозначного понимания, ни жесткого противопоставления положительных и отрицательных сторон. Познание жизни и Вселенной в язычестве приходит с признанием бесконечных вариаций существования. В то же время здесь нет места абстракциям. В этой связи хочу еще раз отметить особенность языческого мышления, которое умело видеть единство в разнообразии.
Заключение
Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркнула суверенитет молодого русского государства, но по отношению к христианской Византии, а во-вторых, укрепила позиции Великого князя. Поскольку во главе пантеона стоял бог грома и военных успехов.
К тому же этим действием Владимир оттеснил в тыл план наемных отрядов врагов, некоторые из которых были христианами. Владимир был строг с наемниками, и когда они начали буйствовать после истеблишмента и первого мира, великий князь изгнал их из России.
Русский пантеон был противником, но только византийскому христианству, но также и скандинавскому язычеству, из которых они ничего не взяли. В-третьих (это будет обосновано в последующем изложении), pеформа значительно расширила религиозное и идеологическое влияние многогранности и глубоких исторических корней нового пантеона, которые мы теперь должны проанализировать.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Славянская мифология. Общая информация. История появления, развития, изучения.
В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.
В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, «творцом молнии», каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом; название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян.
Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия. Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию: кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов», частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 год) рассказывает: «и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим». Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик).
Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно, увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.
Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средне