Что такое славянский миф особенности мифа

Особенности славянского мифологии

Славянская мифология пережила три последовательных этапа, которые накладывались друг на друга. Наступление первого символизировала вера в сотворение мира созидательной силой света и разрушительной силой тьмы. Отсюда представление, что благополучие человечества зависит от способности человека добиться поддержки сил добра в борьбе против зла.

Затем утвердилась вера, что любой дом защищен духами усопших предков, предопределяющих здоровье и плодовитость их живущих потомков. С этим представлением был связан цикл смены времен года, умирания и пробуждения природы, а также ритуалы, входе которых устанавливался контакт с душами умерших в загробном мире. Забота о плодородии также связана с культами главного славянского бога Свентовита и рожаниц — покровительниц матерей и дочерей. На третьем этапе появились боги, олицетворявшие солнце, луну, небо, землю, огонь, гром, войну, торговлю, плодородие и многое другое. В некоторых мифах солнце и луна изображались как возлюбленные, сочетающиеся браком в начале лета и расстающиеся зимой. Их отпрыски — звезды, а последствия их ссор — землетрясения.

Древние славянские боги

Отцом всех славянских богов был Сварог — бог неба, известный балтам как Свентовит. Его считали отцом Дажьбога (солнца) и Сварожича (огня). Это были главные боги природы — они давали свет и тепло земле, остававшейся большую часть года холодной. Перун почитался богом огня и молний. Его громовые топоры были могущественным символом плодородия, поскольку считалось, что они пробуждают землю весной.

Мокошь — древнеславянская богиня плодородия, тесно связанная с образом Матери сырой земли. Ее часто изображали вместе с полуптицей-полусобакой Симоргом.

Источник

Славянские мифы читать 4 класс. Славянские мифы читать 5 класс. Короткие славянские мифы

Мифология древних славян была создана в далекие времена, когда не было письменности. То, что известно сегодня, было собрано, благодаря народному творчеству, верованиям и обрядам. В мифах отражено представление людей тех времен о силах природы и окружающем мире.

Герои славянских мифов

Пантеон богов древних славян состоял из множества богов, многие из которых отождествлялись с силами природы. Всех богов люди почитали и не делили их на добрых и злых. Каждый бог мог творить добрые дела и помогать людям, но в то же время и карать.

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Богов представляли похожими на людей, обладающих способностью превращаться в животных. Сверх способности, изменение окружающего мира отличали богов от людей. У каждого бога была своя сфера влияния, ответственность за одну из частей мира. Иногда воздействие на неподвластную часть носило временный и не продолжительный характер.

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Славянский миф Ярило

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Славяне почитали Ярилу как бога солнца, плодородия, страсти. Его, так же, считали умелым воином и самым первым земледельцем. Мифы рассказывают, что славяне не всегда были земледельцами и хлеба не знали вовсе. Мать Землю славяне считали неприкосновенной и не могли причинять ей боль. Побывав в заморской стране и отведав там хлебных лепешек, Ярило научился делать их сам. Когда Ярило дал попробовать хлеб богам, то боги все вместе решили передать людям знания по возделыванию почвы и выпечке хлеба. Богиня Земли дала разрешение Микуле Селяновичу, своему сыну, сделать первую борозду, куда Ярило посеял зерна.

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Дни, связанные с Ярило и почитаемые древними славянами:

20-21 марта — день весеннего солнцестояния.
23 апреля — день первой борозды.
1 июля — макушка лета, крестьяне начинают заготавливать сено на зиму.

Кроме этого, Ярило чтят, как Волчьего пастыря, к которому обращались пастухи, чтобы защитить домашних животных от диких зверей. Способность к оборотничеству и обладание мужской силой он перенял у своего отца Велеса. От матери, Дивы Додолы, Ярило досталась привлекательность, поэтому его почитают еще и Богом Страсти.

Славянский миф о сотворении мира

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

В самом начале времен был только Хаос. Всевышний спустил на Землю яйцо, в котором был Род. Сошел он на землю и приступил к сотворению мира. Первым делом Род разделил тьму и свет, выпустил из золотого яйца солнце, которое осветило все вокруг. Затем на небе заняла свое место луна. Пришло время и для водного мира, ну и, конечно земли, по которой побежали различные животные. Род разделил мир на 3 царства: земное,небесное и преисподнюю. Небо он оставил богам, чтобы сверху следили за порядком, землю отдал людям, а преисподнюю — мертвым. Таким образом Род сотворил мир, природу (при Роде).

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Сын Сварога в славянских мифах

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Следующим сыном Сварога был Семаргл

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Самый известный из сыновей — Перун.

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Славянские мифы о земле

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

В славянских мифах о рождении мира повествуется о том, как была создана земля и как на ней заселились люди.

Существует несколько легенд:

Славянские мифы Перун

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Перун в славянской мифологии был богом грома и молнии, так же покровительствовал воинам. Его внешность отличалась крепким телосложением, золотыми доспехами, красным плащом. В руках Перуна всегда находится меч или молот. Изображали его на колеснице, в упряжке с оленями или могучим конем. Славяне обращались к нему, если надо было вызвать дождь, чтобы спасти урожай. Ураганы и другие разрушительные явления в природе расценивались, как проявление воинственного характера. Дуб считался священным деревом Перуна, а когда была гроза, верили, что в его кроне находится божество. Культовые изображения всегда находились на возвышенном месте.

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

В пантеоне князя Владимира Перун был верховным божеством, который покровительствовал правящей военной элите, князьям и дружине, и карал за не соблюдение законов.

Славянские мифы Русалка

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

В славянской мифологии русалки представляются вредоносными существами, с длинными зелеными волосами (всегда распущенными) и рыбьими хвостами. Волосы русалки не заплетали никогда, иногда на голову одевали венок из цветов. Это были девушки с красивым лицом и стройным телом. Древние славяне никогда не сомневались в том, что русалки существуют. Но, откуда они берутся, мнения разнятся. В одних местах считали, что русалки, это утопленницы, в других, умершие не крещенные дети. В любом случае встреча с русалкой не сулила ничего хорошего. Она могла влюбить в себя юношу и утащить его на дно водоема, могла до смерти защекотать, утопить лодку, отнять у коровы молоко. Чтобы защититься от нечистой силы, люди придумывали обереги.

Славянские мифы читательский дневник, пример заполнения

Миф о Перуне и Диве

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Имена главных героев

План сюжета

Описание сюжета.

Главная мысль

Победа над злыми силами. Нельзя насильно заставить любить и вступить в брак с нелюбимым человеком. Миф рассказывает не только о знакомстве и свадьбе Перуна и Дивы, но и о том, когда землю стал поливать дождь.

Отзыв

Из мифов можно узнать, как жили наши предки, во что верили, как представляли себе окружающий мир. Миф о Перуне и Диве, одна из историй, где по сути, описаны такие же отношения между богами, какие бывают у людей.

Источник

Реферат на тему: Особенности славянской мифологии

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

Содержание:

Введение

Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но даже после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаичных форм повествования. Не говоря уже о тесной связи между религией и мифологией, некоторые черты мифологического сознания могут сохраняться на протяжении всей истории в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, наряду с использованием строгой научной логики.

Развитие славянской мифологии

Изображение человеческого мира в фольклоре

В комплексе славянских языческих представлений особое место занимают представления об устройстве Вселенной и о единстве мира в разнообразии, при этом особенно важно подчеркнуть тот факт, что единство Вселенной достигается через идея духа-материи и разнообразия как многомерного и многоуровневого сосуществования посредством временного развертывания различных миров в бесконечной и вневременной изначальности.

Условно можно выделить следующую систему миров.

Миры видимой Вселенной включают:

В связи с условностью классификации деления ее можно проводить по разным основаниям для более внимательного рассмотрения различных сторон единого, органичного языческого мировоззрения. Но всегда необходимо учитывать неразрывное единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех языческих понятий и идей.

Что касается мира богов в языческом мировоззрении, можно выделить три аспекта божественности, такие как:

Мир стихий понимался славянами как божественный комплекс творческих начал. В едином оригинальном создании элементов, согласно древнеславянским представлениям, они принимали активное участие в соответствии со спецификой своего внешнего вида и взаимодействия друг с другом. Они ассоциировались с божественной силой, пророческим даром и в целом воспринимались как живые и одухотворенные. Большинство исследователей язычества древних славян сходятся во мнении, что почитание различных стихий в народе было широко распространено и являлось развитым культом.

В древности считалось, что вода участвует в сотворении мира. Славяне почитали воду как стихию, из которой образован мир. Земля, по их представлениям, выплыла из моря. В языческие времена все славяне поклонялись водным божествам, призывали их в своих клятвах, чтобы подтвердить это слово, брачный обет, и очищались водой как священным элементом. Они молились над водой, веря в силу водных божеств, гадали на воде и получали знамения будущего. Славяне верили, что водные божества знают и прошлое, и будущее; от них требовалось принимать решения по различным вопросам. Язычники относились к рекам, озерам и колодцам как к живым существам, способным понимать, чувствовать и выражать себя в человеческой речи.

В картине мира языческих славян можно выделить центральные протофилософские идеи, послужившие источником понимания людьми своей жизни и бытия мира и возникновения русской философии. Это идеи пространственно-временных факторов, начала и способов сотворения мира, системы взаимосвязи духовно-материальных миров Вселенной, единства и разнообразия божественности, множественности и многоуровневости материальных проявлений.

Пространственно-временные представления древних славян о Вселенной отражали своеобразие мифологического видения мира. Время в мифологическом понимании имело спиральную цикличность и было осью развертывания конкретного созданного, но творчески развивающегося существа. Божественный мир выступил творческим принципом и идеальным прототипом миростроительства.

Представления славян о душе и посмертном существовании

Идея необратимости и безнадежности пребывания в темном царстве образно отразилась в народных поверьях. В частности, М.Б. Никифоровский отмечал, что души умерших также возрождаются заново, как с приходом весны возрождается природа. Интересно, что помимо этого у славян, по выводам А. Н. Афанасьева, было представление о переселении душ. Считалось, что человек после смерти может быть непосредственно муравьем, птицей и снова человеком. Эти наблюдения подтверждают, что, согласно славянским воззрениям, человеческая душа после смерти должна была иметь разные варианты существования в загробном мире, включая возможность нового рождения на земле.

Сходные мысли о понимании славянами загробной жизни можно найти у современного филолога Н. И. Толстого, который считает, что славяне не столько различали ад и рай, сколько верили в единый, но разнообразный иной мир. Разнообразие представлений о загробном мире могло быть довольно древней чертой славянских верований, равно как и разнообразие мифологического восприятия небосвода, планет и всей Вселенной. Ученый подчеркивал, что нельзя не учитывать диалект, локальность многих форм и явлений славянской народной языческой культуры, которая встречается в наше время, но которая, конечно, существовала в дославянские времена. В этом заключении особенно важно, что все многообразие славянских представлений о посмертном существовании связано в единое целое.

Представления о посмертном существовании отражали условность и относительность полярных представлений, присущих славянскому язычеству, в данном случае варианты счастливой или грустной загробной жизни, стоящие перед человеком. Особенно это заметно в представлении о зависимости потустороннего существа от поведения в каждой конкретной жизни и попытках повлиять на предстоящий исход благородными делами и обращениями к богам о помощи.

В целом взгляды древних славян на сущность человека, его духовную сущность и посмертную жизнь отражают все особенности мышления древних народов и в этом смысле архетипичны. Эти славянские идеи не содержат ни однозначного понимания, ни жесткого противопоставления положительных и отрицательных сторон. Познание жизни и Вселенной в язычестве приходит с признанием бесконечных вариаций существования. В то же время здесь нет места абстракциям. В этой связи хочу еще раз отметить особенность языческого мышления, которое умело видеть единство в разнообразии.

Заключение

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркнула суверенитет молодого русского государства, но по отношению к христианской Византии, а во-вторых, укрепила позиции Великого князя. Поскольку во главе пантеона стоял бог грома и военных успехов.

К тому же этим действием Владимир оттеснил в тыл план наемных отрядов врагов, некоторые из которых были христианами. Владимир был строг с наемниками, и когда они начали буйствовать после истеблишмента и первого мира, великий князь изгнал их из России.

Русский пантеон был противником, но только византийскому христианству, но также и скандинавскому язычеству, из которых они ничего не взяли. В-третьих (это будет обосновано в последующем изложении), pеформа значительно расширила религиозное и идеологическое влияние многогранности и глубоких исторических корней нового пантеона, которые мы теперь должны проанализировать.

Список литературы

Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть фото Что такое славянский миф особенности мифа. Смотреть картинку Что такое славянский миф особенности мифа. Картинка про Что такое славянский миф особенности мифа. Фото Что такое славянский миф особенности мифа

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Славянская мифология. Общая информация. История появления, развития, изучения.

В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.
В V — VII веках после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII веке); южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, «творцом молнии», каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине. В городе Ретре тот же вышний бог, сын Сварога, носил название Радегоста, а в чешских и польских преданиях он фигурирует под именем Крока или Крака. Уже древние писатели предполагали, что имя Святовита явилось вследствие смешения языческого бога с христианским святым Витом; название Радегоста было тоже, как предполагают, перенесено на бога с имени города, а город получил это имя от одного из своих князей. Крак, по сказанию Козьмы Пражского, был мудрый и справедливый судья и правитель народа. Каковы бы ни были эти догадки, несомненно, что все перечисленные имена означали одного и того же вышнего бога и что все они явились позднее. Дошедшие до нас смутные свидетельства о славянских богах, находящие разъяснение в народных сказках и песнях, сводятся к борьбе светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою, жизни со смертью, Белбога с Чернобогом. С этими представлениями переплетались воззрения на загробную жизнь и культ предков. Души усопших обитали в какой-то отдаленной стране на конце света, там, где заходит солнце; страна эта называлась у славян навьем, вырием, ирием, раем, пеклом. В эту страну надо снаряжать покойника, как в далекий путь, что достигается надлежащим погребением. До совершения похоронного обряда душа скитается на земле; у южных славян душа в этом состоянии носит название видогоня. Душа обречена на вечное скитание на земле, если правильного обряда не было выполнено; так, души девушек или детей, утонувших в воде, становятся русалками, мавками, вилами. Чтобы облегчить покойному путешествие в царство мертвых, славяне прибегали к сожжению: огонь погребального костра вмиг отделял душу от тела и отправлял ее в райские жилища. В этом огне П. Н. Милюков усматривает связь между двумя самостоятельно возникшими системами религиозных представлений: обоготворением сил природы и культом предков. С одной стороны, огонь был проявлением на земле небесного солнечного бога, посланником небесных богов; с другой стороны, он способствовал очищению души покойника и таким образом сам превратился в символ души предка, которая под именем Родa, Чура, домового становилась домашним божеством, охранителем семьи и рода. На очаге оба эти значения огня слились в одно нераздельное целое; на нем одинаково чествовались стихийный небесный бог и родовое божество семейной общины. Это двойственное значение огня находит наиболее яркое подтверждение в поверье западных славян о домашнем существе (чешское название его Křet, словен. Skrat), которое под видом огненного змея прилетает через трубу и приносит хозяину всякого хлеба и других плодов земных, а иногда и разные сокровища. В Тульской губернии существует поверье, что со дня Крещенья (зимний солнцеворот) появляется огненный змей (солнце), навещающий красных девушек (землю). К тому времени, когда среди славян стало распространяться христианство, славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о богах, к каким пришли, например, греки: славянские боги продолжали сливаться со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели еще ясных антропоморфических черт. Равным образом и культ предков у славян не вылился еще в такие отчетливые, законченные формы и не имел таких строгих юридических последствий, как у греков и римлян.
Религиозные воззрения славян сводятся к тем древнейшим слоям религиозных верований, которые составляют общее достояние народов арийского племени: они сложились до начала истории славян как отдельной племенной группы и дальше почти не подвинулись. Соответственно этому у них не было выработано строгих форм культа, не было и особого жреческого сословия. Только у балтийских славян мы находим прочную религиозную организацию: кумиры, для которых воздвигались храмы, жрецов, совершавших богослужение по известному чину, с известными обрядами, имевших иерархическое устройство и с течением времени приобретших значение первенствующей касты. У прочих славянских племен не было ни общественных кумиров, ни храмов, ни жрецов; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов. Русские славяне лишь под влиянием варягов пришли к мысли изображать своих богов в истуканах. Первые истуканы поставлены были Владимиром, князем Киевским, на холме Перуну, Хорсу, Даждьбогу, а в Новгороде, Добрынею — Перуну над Волховом. При Владимире впервые появляются на Руси и храмы, вероятно, им же сооруженные, в которых он, по словам саги об Олаве Тригвесоне, сам приносил жертвы. Но при том же Владимире введено в России христианство, которое положило конец развитию славянского культа, хотя и долго еще не было в состоянии вытеснить остатки языческих верований. По принятии христианства народное сознание славян смешало новую веру со старою, частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов», частью сохранило верность своим родовым богам. Козьма Пражский († 1125 год) рассказывает: «и доселе между многими из поселян, точно между язычниками, иной чтит источники или огни, иной обожает леса или деревья, либо каменья, иной приносит жертвы горам или холмам, иной кланяется идолам, глухим и немым, которые сам себе сделал, моля, чтобы они правили домом его и им самим». Под этими идолами Козьма разумеет, очевидно, домашних богов, которые у чехов назывались скритками и шетками, у русских — домовыми и т. д.; чешский домовой Křet изображался у чехов в виде маленьких бронзовых статуэток, величиною с палец, отчего он и назывался Paleček (мальчик с пальчик).

Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. Языческое содержание этого праздника славяне влили в празднование Рождества Христова, и самое празднование святок получило у них греко-римское название коляды. Обряды, которыми славяне-язычники встречали наступление весны и летний солнцеворот, также в большей или меньшей степени приурочены были к христианским праздникам: таковы руcaлии, семик, купало. При языческом характере праздников название праздника превращалось в название божества, в честь которого некогда он совершался. Таким образом явились другие славянские боги вроде Ярилы, Костромы и т. п., число которых, вероятно, увеличилось благодаря недалёкому обличительному усердию христианских миссионеров, не вдумывавшихся в общую религиозную мысль славян и видевших во всяком названии особого бога.
Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром низших духов, обитающих повсеместно. Некоторым из них приписывались ум, сила, доброжелательность, иным — хитрость, злоба и коварство. Древние полагали, что все эти существа — берегини, вилы, водяные, полевики и т. п., постоянно вмешиваются в их жизнь и сопровождают человека со дня появления на свет и до самой смерти.

Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Поскольку собственно славянские тексты и изображения богов и духов не сохранились из-за того, что христианизация прервала языческую традицию, главным источником сведений являются средне

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *