Что такое слики в формуле 1
Всё, что нужно знать про шины Формулы-1
Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.
Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia
Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.
Шины различной ширины
Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.
Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.
Появление сликов
Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.
Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia
Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.
Радиальные шины
В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.
Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia
Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.
Термочехлы
Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.
Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов
С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».
Производители шин и их соперничество
Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.
Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов
Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.
Разные компаунды и рисунки
В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).
Изображение: Pirelli
То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.
Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli
Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C
Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.
Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов
Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.
Что такое слики Формулы 1
Слики Формулы 1 (от англ. slick) – это гладкие шины без рисунка протектора, которые используются в автогонках. Их основное преимущество заключается в том, что при сухой погоде они обеспечивают лучшее сцепление с трассой благодаря увеличению площади пятна контакта.
Главные особенности сликов Формулы 1
Сразу же хочется сказать, что гладкие шины используются только в автогонках, для обычных автомобилей они не подходят. Причина заключается в том, что прекрасное сцепление с трассой у сликов наблюдается только в сухую погоду, а вот на мокрой трассе их сцепление очень сильно ухудшается – и это смертельно опасно как для самих водителей, так и для остальных участников дорожного движения.
Обычные автомобили должны быть готовы к езде в разных погодных условиях, поэтому использование гладкой резины на них запрещено. А вот в гонках слики можно без проблем ставить на болид, потому что даже в случае изменения погоды во время заезда, их можно заменить на пит лейне на более подходящие шины.
Секрет лучшего сцепления с трассой во время сухой погоды кроется в отсутствии рисунка на покрышках – благодаря этому увеличивается площадь контакта, а резина становится мягче. А вот в дождь ситуация наоборот меняется: капли воды между покрышкой и асфальтом приводят к эффекту аквапланирования и кардинальному ухудшению сцепления. Износостойкость сликов Формулы 1 невысокая, и их необходимо регулярно менять. Ситуации, когда комплекта шин не хватает на гоночный день, в порядке вещей.
История сликов в Формуле 1
Гладкие шины впервые появились в королевских гонках в 1971 году на Гран-при Испании и успешно использовались гонщиками вплоть до 1997 года. Это была первая по-настоящему гоночная резина, которая изменила всю историю Ф1. Любопытно, что до этого гладкие шины успешно использовались в дрэг-рейсинге больше 10 лет, но до Формулы 1 они добрались относительно поздно.
Начиная с сезона 1998, слики были под запретом, который длился до 2008 года. Точная причина такого запрета до сих пор неизвестна, но главным аргументом называется увеличение безопасности гонщиков. Впрочем, подобное решение вызвало недовольство многих, включая самих пилотов, которые не раз отмечали, что на новых «псевдосликах» с канавками им стало даже сложнее управлять болидом в экстремальных ситуациях.
В итоге, уже в 2009 году вернулись слики, и причин такого решения называют две: увеличить количество обгонов и вернуть эстетику болидам. С тех пор и по сей день в королевских гонках успешно используется гладкая резина, которая делится на 4 категории:
Сложно сказать, поменяется ли что-нибудь в будущем с учетом развития новых технологий, но пока что ситуация выглядит так, что удачнее сликов для автогонок ничего не появится еще долгие годы.
Оказывается, в «Ф-1» из покрышек для дождя можно сделать слик. И даже успешно на нем побеждать в гонке
Раскрываем секрет триумфа Хэмилтона и Переса.
Гран-при Турции вышел особенным не только из-за самого скользкого асфальта за весь сезон «Формулы-1», дождя и моря ошибок на протяжении всего уик-энда – но еще и благодаря особенной стратегии в виде растягивания одного комплекта шин на 48+ кругов (при всей длине дистанции в 55 кругов).
Казалось бы, здесь нет ничего особенного – вот только в процеcсе заезда эти самые «промежуточные» комплекты с протектором пилоты превратили фактически в слики. Более того, повышенный износ не помешал, а даже помог им занять первое и второе места – потому что шины других типов просто не прогревались!
Да, именно благодаря чрезмерной нагрузке на покрышки Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при, а Серхио Перес приехал вторым (когда его напарник поехал на пит-стоп – то тут же с первого места свалился за пределы топ-6 и едва набрал очки).
Всего на такую стратегию осмелились лишь четверо гонщиков – и тяжелее всех пришлось Льюису Хэмилтону: ему установили прикатанный комплект, уже преодолевший 4 круга в одной из практик. Так что шины №44 фактически преодолели почти полную дистанцию Гран-при – 54 круга!
И вот как они выглядели после финиша заезда: протектор сточен до состояния практически слика.
Передняя покрышка – крупным планом.
И задняя – полностью лысая посередине.
И это не фотошоп – вот видео в доказательство!
Именно изменение характера резины и предопределило исход гонки: сточенную шину оказалось проще держать в нужном температурном окне, чем ребятам на свежих «промежуточных». А на реальный слик с учетом низкого сцепления с новым асфальтом никто так и не перешел.
«В какой-то момент Феттель начал отрываться от меня, и я не понимал, в чем дело, – описал впечатления от работы покрышек Хэмилтон после финиша. – Начал проверять температуру шин, поскольку не понимал: в перегреве ли проблема или наоборот. Я выдержал тяжелый период зернения резины, а потом они сцепление начало возвращаться. Трасса подсыхала местами, я всю гонку менял траектории.
А когда Себ уехал на пит-стоп, я понял: остановка будет неверным решением. Шины лысели все сильнее, но мне это и было нужно – и я остался на трассе. Резина держала температуру. Свежие слики так бы просто не сработали».
«Да, к моменту второй волны пит-стопов шины износились в точности как надо, – объяснил гоночный инженер Льюиса Питер Бонингтон. – Они стали больше похожими на слики – ровно то, что нужно было в тот момент».
Раньше в «Формуле-1» в дождевых гонках на подсыхающем треке все только и ждали момента, когда же можно будет перейти на свежие слики и получить ключевое преимущество. Кажется, теперь мы внезапно получили новую стратегическую опцию, которую еще точно не раз используют желающие рискнуть и вытащить лучший результат.
О резине
Как появились слики, грелки для шин и восьмиколесные монстры
Сегодня, 17 декабря, команды обязаны окончательно определиться с типами покрышек, которые они будут использовать в первой гонке сезона-2016. Выбор для каждого пилота мы узнаем всего за две недели до Гран-при. К старту сезона мы с вами уже будем знать, какие три компаунда привезет Pirelli на гонки первой половины сезона. А пока предлагаем окунуться в шинную историю Формулы 1 и вспомнить времена, когда все было намного проще.
Меняли, как перчатки
Вот только более или менее достоверной информации на этот счет совсем немного. И это очень странно, ведь современные инженеры считают шины одной из самых важных деталей гоночного автомобиля. Такова ситуация сейчас, а в 1950-х годах никто особо не задумывался над этим. Важно было соорудить мощный мотор и надежный в целом автомобиль. На одном комплекте шин нередко ехали не одну, а несколько гонок. Команды, в зависимости от трассы и характеристик покрышек, часто меняли поставщиков — по несколько раз за сезон. Поэтому сначала был не один, как сейчас, и даже не два производителя. Так, в 1954 и 1958 годах команды «обувались» у шести различных шинников – Avon, Continental, Dunlop, Englebert, Firestone и Pirelli.
Появление сликов
Поначалу гоночные шины почти ничем не отличались от дорожных, и никто не задумывался о сцеплении с трассой вплоть до конца 1960-х. К тому времени из-за растущей мощности двигателей шины «растолстели», но на них все еще присутствовал протектор. Тогда же появилась почти «лысая» резина. В ней еще оставались несколько неглубоких извилин, которые стирались по ходу гонки. Можду тем, слики уже вовсю использовались в драгрейсинге еще с 1950-х годов, но такие покрышки не выдерживали нагрузок в скоростных поворотах. Над этим шинники работали вплоть до 1971 года. Тут снова хочется напомнить, что достоверной информации о дебюте сликов не очень много. По данным одних источников, впервые слики использовали в ЮАР, по данным других – во Франции (Goodyear) и в Испании (Firestone). Тем не менее, к концу чемпионата на болиды ставили только резину без протектора (разумеется, только в сухую погоду).
Шестиколесные
Инженеры постоянно экспериментировали с размерами и количеством колес. И самым ярким творением стал Tyrrell P34. Четвертая гонка на этом болиде подарила команде победный дубль за счет большего пятна сцепления. Но Кэн Тиррелл не договорился с Goodyear.
Первая шинная
В середине сезона-1977 в Michelin решили бросить вызов Goodyear и пришли в Формулу 1 с радиальными шинами. Через полгода Бибендум совместно с Ferrari отпраздновал первую победу в гонке, а чуть позже и во всем чемпионате. Радиальные покрышки оказались мягче и лучше держали трассу – все команды перебрались к французским шинникам. Но соперники не собирались отступать и вернулись в чемпионат со своими предложениями. Началась первая шинная «гонка вооружений». И Michelin, и Goodyear, и Pirelli, и даже Avon были вынуждены вкладывать огромные суммы в разработку и тестирование новых конструкций шин и состава резины. Как результат – французы, несмотря на успешный 1984 год, закрыли формульную программу, оставив американцев безраздельно властвовать в Королеве автоспорта.
Согрел бы кто
То, без чего невозможно представить современный болид перед стартом гонки и что неоднократно пытались упразднить, появилось в конце 1985 года и не имело особого спроса. Как вы возможно догадались, речь идет о грелках для покрышек. Быстрый износ холодных шин заставлял инженеров команды согревать их обычными одеялами, но это не особо спасало ситуацию. На помощь пришел бизнесмен Майк Друри. Он придумал грелки, наблюдая за событиями Гран-при Европы в Брэндс-Хэтч. В 1986 году в Испании после долгих уговоров в Williams решились использовать изобретение Майка и не прогадали. Мэнселл после пит-стопа, на котором ему установили подогретые колеса, стал проходить своих соперников одного за другим и едва не выиграл гонку. С тех пор компания, основанная Друри, поставляет грелки практически всем командам пелотона.
Вторая шинная
После ухода Goodyear два года длилась монополия Bridgestone, прежде чем возвращение Michelin породило новую шинную войну. Пытаясь ее обуздать, FIA в 2005 году запретила менять колеса по ходу гонки. Ferrari, безраздельно доминировавшая в последние годы, потеряла свое преимущество. Но и клиенты Бибендума частенько страдали от недостаточной выносливости французских шин. После скандала в США, когда из-за проблем с шинами Michelin на старт вышли всего 6 машин, было решено отменить этот странный запрет.
Эра искусственной монополии
Для сдерживания растущих расходов на исследования и тесты, Федерация ввела другое сомнительное новшество – один поставщик шин на всех. В Michelin резонно посчитали это неприемлемым и спешно покинули чемпионат. Так в 2007 году в Формуле 1 наступила эра шинной монополии. А еще через два сезона Большие призы вернулись к сликам.
B 2010 неинтересно стало и японцам – они уступили свое место Pirelli, которые согласились попытаться решить абсурдную задачу: сделать шины, которые будут быстро изнашиваться. С тех пор итальянцев все время критикуют, и они вынуждены оправдываться и выдумывать какие-то новшевства. Их последняя идея может спасти ситуацию. Если нет желания отменять монополию, то почему бы не разнообразить варианты жесткости шин и разрешить командам самим определяться с покрышками.
Из-за сложностей логистики от команд потребовали определяться с выбором шин за 3 месяца до Гран-при (к счастью, это касается только выездных гонок). Да, доставка шин морем в Австралию занимает немало времени, вот только вся эта идея эта в итоге может превратиться только в иллюзию выбора — без тестов и понимания особенностей новых составом все команды наверняка предпочтут один и тот же консервативный набор, предложенный самими шинниками.
Шины с протектором Слики и Полуслики
Что такое слики и полуслики?
Слово slick в переводе с английского означает «гладкий», и это самый очевидный признак сликов — полное отсутствие какого-либо протектора или выступов. То есть, поверхность сликов абсолютно гладкая. Бытует мнение, что это и есть главное отличие сликов от других шин, но это не совсем так. В первую очередь, слики характеризуются малой жёсткостью резины (параметр treadwear). Если у гражданских шин она не опускается ниже 200 единиц, то у сликов treadwear — в районе 80 единиц.
Благодаря такой мягкости слики словно расползаются, увеличивая пятно контакта, и как следствие — значительно повышая коэффициент сцепления с дорожным полотном. Отсюда и требование к отсутствию протектора — настолько мягкая шина с канавками на большой скорости в считанные минуты разлеталась бы на куски из-за неравномерности давления и износа. Впрочем, и гладкая поверхность не сильно повышает долговечность, обычный ресурс для сликов — несколько сотен километров пробега.
Полуслики — более компромиссный вариант с повышенной жёсткостью (до 150 единиц) и простым протекторным рисунком, как правило, в центральной части. Наличие протектора позволяет полусликам держать мокрую дорогу, в отличие от чистых сликов. Да и долговечность полусликов значительно выше. Поэтому они куда шире применяются и в полупрофессиональном спорте, и на дорогах общего пользования особо спортивными автолюбителями.
Где они применяются?
Сфера применения сликов это сугубо профессиональный спорт на специально оборудованных трассах с участием обученных, опытных пилотов: Формула-1 (откуда слики и пришли), дрэг-рейсинг, и так далее. На это есть ряд причин. Во-первых, слики довольно дороги, а их срок службы до смешного мал. Во-вторых, в торможении они не особо эффективны ввиду своей мягкости. В-третьих, при дожде их надо срочно менять на шины с протектором. Наконец, слики очень коварны с точки зрения управляемости.
Обычные шины по мере роста скорости понемногу начинают «сдавать» — сцепление с дорогой постепенно снижается, что заставляет водителя невольно осаживать себя. Слики ведут себя не так. Они до последнего цепко держат дорогу, давая водителю полный контроль. Но стоит только пересечь некоторый предел, как слики сразу и полностью теряют контакт, и пускают автомобиль в совершенно неконтролируемый занос. Даже для опытных профессионалов это очень опасно.
Словом, ставить слики для езды в городе — такое же безумие, что и покупать танк для поездок на рыбалку. В отличие от них, полуслики более «приземлённые» в плане долговечности и погодных условий. На них можно ездить и в дождь — с большой осторожностью, конечно. Но стоит помнить, что полуслики это всё же спортивные, профессиональные шины. Использование их на общих дорогах как минимум неоправданно из-за низкого ресурса.
Профессиональные гонщики, имеющие опыт использования полусликов на обычных дорогах, отмечают их «развращающее» влияние на психику. Повышенная цепкость полусликов понемногу провоцирует ехать всё быстрее и быстрее — например, входить в поворот не на 50 км/ч, а на 80 км/ч. Так что лучше оставить полуслики и их более радикальных лысых собратьев тем, для кого они были созданы — профессиональным гонщикам на специальных трассах.