Что такое слог детям
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)
Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)
ЗАНЯТИЕ №7.
Тема. Слог. Деление слов на слоги.
Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ
-Что обозначают эти схемы?
(Воспитатель показывает разные схемы.)
–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)
–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)
–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)
-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?
Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например: Мишка спит. (2-слова)
Выкладывание предложений, воспринятых на слух.
Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.
М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)
2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Создание проблемной ситуации.
Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?
-Кто из вас был на соревнованиях?
-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)
На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)
Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.
— Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Игра «Раздели слова на слоги».
— Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.
2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
3. Моделирование слогового состава слов.
— Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.
-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.
(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)
-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.
Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла
И за зай – цем по –бе – жа – ла.
О –ка – за – лась впе – ре – ди
Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.
М е д в е ж о н о к помогает.
-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.
Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
-Каким способом вы делили слова на слоги?
-Сколько слогов может быть в слове?
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.
Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «слог», «слово».Закреплять.
Учим детей делить слова на слоги
В последнее время все большую популярность приобретают различные методики раннего развития. В принципе, в них нет ничего плохого, но к каждому случаю необходимо подходить с умом. Прежде всего, дети должны быть готовы к тому, чему вы задумали их научить.
Во-вторых, не каждая методика хороша, стоит доверять только проверенным годами и поколениями вариантам. При этом не следует забывать, что обучение – это своего рода лестница, поднятие на одну ступеньку ведет за собой необходимость преодолеть следующую, цепочка не может прерывать и получение одного навыка должно следовать за приобретением предыдущего. Все, кто хочет заняться с детьми ранним чтением, задаются вопросом, как научить ребенка делить слова на слоги.
Из этой статьи вы узнаете
Необходимые условия
Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.
Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.
Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.
Первые шаги
Многие родители делают ошибку, заставляя детей зазубривать именно названия букв, а не то, как они в реальности произносятся.
Ни один учитель не скажет «спасибо» за такую дошкольную подготовку. Дело в том, что чаще всего детям с подобными знаниями гораздо сложнее научиться читать по слогам, чем даже тем, кто еще ни разу не знакомился с алфавитом.
Следующий шаг – обучение соединению букв в слоги. Здесь необходимо сразу демонстрировать, как произносится связка, а не отдельные звуки. Пусть ребенок прочувствует, как выдыхается воздух, какой эффект при этом получается, какими разными могут быть слоги: состоят из одной буквы, другие из нескольких.
Как объяснить ребенку, что такое слог? Это довольно сложно. Постарайтесь донести до него, что это один либо соединение звуков, для произнесения которых требуется один толчок воздуха, то есть своего рода выдох через рот.
Лучшее объяснение – собственный пример. Старайтесь использовать активную артикуляцию, чтобы дети могли наблюдать за движением губ, повторять их за вами. Произносите слоги вместе, придумайте или найдите интересные стишки из слогов или песенки. Пусть учеба будет увлекательной игрой.
Делим на слоги самостоятельно
Самостоятельное деление на слоги – очень сложная задача. Не торопите ребенка и дайте ему осознать, что от него требуется. Здесь без игры уже никак не обойтись. Рассмотрим несколько способов, как можно определить слоги в слове.
Прежде всего, напомним взрослым, что в слоге всегда присутствует только одна гласная. Однако ребенку будет сложно при делении отталкиваться от данной информации. Поэтому разберемся с методиками, которыми пользуются учителя.
Ладошки
Самый простой способ определения слогов предполагает использование своей собственной ладошки. Ее необходимо расположить под подбородком параллельно полу. Смысл в том, что при произнесении слова подбородок будет касаться руки ровно столько раз, сколько в нем слогов.
Не требуйте от ребенка сразу многого. Начинайте с самых простых слов: ма-ма, па-па и т. п. Затем можно перейти к трехсложным, например, со-ба-ка. Если ребенок ошибся, предложите ему попробовать еще раз, пусть он сам определит, где был неправ.
Свеча
Этот способ подходит именно для домашнего обучения, потому что сложно представить целый класс, сидящий перед зажженными свечками.
Смысл упражнения заключается в том, что при произнесении слога происходит выдох. Если говорить его в сторону свечи, то пламя дрогнет ровно столько раз, сколько будет выдохов, то есть слогов.
Не забывайте о технике безопасности! Слишком близко наклоняться к огню запрещено!
Хлопки и шаги
Если ваши дети не любят сидеть на месте, эти упражнения как раз для них. Задача заключается в том, чтобы шагать или хлопать каждый раз, когда произносится слог. Первое время делайте все вместе с детьми, затем попросите их действовать самостоятельно. Наверняка им это очень понравится.
Звуковые эффекты
Не ограничивайте себя только вышеописанными звуками. Вы можете предложить детям, например, отстукивать слоги небольшими молоточками, вооружить их простейшими музыкальными инструментами. Главная задача заключается в том, чтобы они поймали звуковой ритм, научились понимать, что от них требуется.
Письменные задания
Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.
Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.
Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Занятие по обучению грамоте на тему «Слог».
Конспект занятия в подготовительной группе по
обучению грамоте на тему: «Слог».
Воспитатель: Умудова Е.Р.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Формировать умение делить слова на части — слоги.
Закреплять знания по лексическим темам: «Звери», «Домашние животные», «Птицы».
Развивать способность определять первый звук в словах.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов.
Закреплять умение проводить анализ предложения и составлять графическую схему к нему.
Закреплять знания о героях русских народных сказок.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Материал и оборудование: рисунки персонажей к сказке «Три медведя», предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, карточки-заготовки для составления слов из слогов, полоски-символы предложения (демонстрационные и индивидуальные, буквы), магнитная доска.
Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.
Ребята, послушайте загадки:
а) Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок,
А крючок — вертлявый.
б) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
Длинноух, да не заяц.
г) Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых Дней.
Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?
(домашние животные, птицы, звери.)
Прочитайте слово, которое получилось ( слог ). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.
Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.)Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. Разучивается четверостишие:
Сколько в слове гласных
Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)
Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)
Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.
Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка — это герои каких сказок? (Русских народных.)
На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».
Дети угадывают сказку.
В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)
Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)
К какой группе относится медведь? (звери.)
Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.
5. Упражнение в делении слов на слоги. Работа над предложением .
Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)
Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)
Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)
Сколько слов в предложении? Составьте схему.
Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)
Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги БАН, КА, КА, МЫШ)
Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)
Кого же заколдовала злая волшебница?
Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)
Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)
Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)
Сколько всего гласных? (Две.)
Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)
Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)
Как узнать, сколько в слове слогов?
Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)
Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»
Конспект занятия по азбуковедению. Тема: «Слог. Ударение»
Описание : представляю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы (6 лет) по теме:» Слог. Ударение».
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям подготовительных групп. Занятие по этому конспекту направлено на формирование у дошкольников представления о словесном ударении.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
«Дары осени». Конспект НОД по лепке (область «Изобразительное исксство») для детей 5 лет
Зухра Холмирзоева
«Дары осени». Конспект НОД по лепке (область «Изобразительное исксство») для детей 5 лет
Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями.
Учить всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие.
Формировать умение вместе объединять вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.
Доски, пластилин, стеки, салфетки.
Педагог предлагает детям послушать историю.
Педагог. Я хочу вас познакомить с дедом Федотом. Он решил посадить огород. Приготовил дед Федот пакеты с семенами. Стал дед Федот инструменты для работы в огороде готовить. Прибежали помогать дедушке внучата. Миша взял лопату, Ваня – грабли, Даша – тяпку, а Маша – лейку. Посеял дед Федот семена. Светило солнышко. Поливал дождик. Появились на грядках зеленные листочки.
Посмотрите на картинку и скажите : какие овощи под этими листочками прячутся?
Дети называют овощи.