Что такое слог примыкание
Примыкание (фонетика)
Для сильного примыкания характерна долгота, напряжённость согласного и краткость предшествующего гласного; для слабого наоборот — долгота гласного и ненапряжённость согласного.
Связанные понятия
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного украинского языка. О фонетике украинских диалектов смотрите статью украинские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В этой статье описывается фонология ирландского языка. Произношение в ирландском языке сильно меняется от диалекта к диалекту, а стандартного варианта произношения не существует, поэтому в эту статью включены явления, характерные для всех или большинства диалектов, а также основные различия между ними.
В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите статью Фонетика и фонология русских диалектов. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках указаны соответствия, используемые в фонетической транскрипции на основе кириллицы.
). Таким образом, вариант выступает.
Изменение согласных в сочетании с j в праславянском языке состояло в переходном смягчении согласных в результате воздействия звука (йота) и было вызвано, по-видимому, действием закона открытого слога (поскольку согласный перед закрывал слог: *zem-ja > ст.‑слав. зємлꙗ).
Термин «голос» и «голосовой» используется в фонетике и фонологии для характеристики звонких звуков. В фонетике термин «звонкость (озвончение)» обычно описывает процесс артикуляции звуков, при котором происходит колебание голосовых связок. В фонологии термин «звонкость» может также использоваться для классификации звуков речи по глухости/звонкости. При этом согласные, обозначаемые как «звонкие», могут произноситься и без колебания голосовых связок.
Как определить слоги, правила деления слогов в русских словах
Понятие слога
Слог — минимальная артикуляционная единица в фонетике; звук или сочетание звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха.
Слог в русском языке не связан с формированием смысловых значений. Он является лишь произносительным элементом, причем минимальным — слова в речи делятся не на звуки, а на слоги.
В некоторых языках слог — стабильное образование, несущее смысл. Слоги выражают отдельные морфемы. К таким языкам относят, например, вьетнамский и древнекитайский.
Звуки в кратчайшей фонетической единице группируются по степени звучности. Наиболее звучные — гласные — являются слогообразующими, или слоговыми.
Гласные звуки, произносимые в русской речи: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Гласные буквы, используемые для письменной записи звуков: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Слоги основаны на гласных звуках. Слог может состоять из одной гласной (у-рок), из гласной и одной согласной (ру-ка) или из гласной и нескольких согласных (кры-ша).
Но состоять только из согласных слоговая единица в русском языке не может. Предлоги «в», «к» и т. д. слогами не считаются.
Определить количество слогов в слове можно на основе движений челюсти. Для этого руку тыльной стороной подносят снизу близко к подбородку и четко произносят слово. Сколько раз подбородок касается руки — столько слогов в слове.
В слове «ободок» 3 слога: о-бо-док. В слове «автомобиль» 4 слога: а-вто-мо-биль. А, например, слово «вскользь» состоит всего из одного слога.
Классификация слогов
В русском языке существует несколько классификаций слогов по разным основаниям.
По наличию конечного согласного выделяют:
По наличию начального согласного выделяют слоги:
По количеству гласного, или количественной характеристике слоги условно делят на:
По звуковому составу выделяют слоги:
Как правильно делить слова на слоги
Слогораздел — это граница между слогами в речевой цепи.
В русском языке иногда тяжело определить четкие границы слогов. К примеру, слово «острый» можно разделить несколькими способами вида: о-стрый, ос-трый, ост-рый.
По основному принципу, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука: ко-шка, со-ло-ма, у-е-зжать. Выделяют несколько исключений.
Выделим общий алгоритм деления слова на минимальные фонетические единицы.
При переносе слов
Перенос — это разрыв части слова, при котором его начало остается на одной строке, а конец переносится на другую.
Хотя слоги и морфемы лежат в основе правил переноса, разделение слова на слоги может отличаться от разделения слова для переноса.
В слове «уезжать» сочетание согласных «зж» звучит как единый звук [ж:]. Поэтому на слоги оно делится по общему правилу: у-е-зжать. А для переноса слово принято делить следующим образом: уез-жать.
В русском языке выделяют следующие правила переноса слов:
Структура слога и ударение
По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.
Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.
В слоге «дом» есть инициаль, ядро и финаль. Инициаль — «д», ядро — «о», финаль — «м».
Ударение — это фонетическое выделение одного из слогов силой голоса, повышением тона или большей длительностью, а на письме — специальным символом.
На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
СЛОГ — это… Что такое слог. Таблица слогов
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
Узнаем, что такое слог, из чего он состоит, как в русском языке языке правильно разделить слово на слоги.
С понятием «слог» ребят знакомят в 1 классе. Во 2 классе школы эти знания углубляют и закрепляют.
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласные звукиа, о, у, и, ы, э
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Как разделить слово на слоги?
Чтобы разделить слово на слоги, выделим в нём гласные звуки. Их можно подчеркнуть карандашом.
ЗапомниВ слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
При делении слова на слоги, учтем, что в некоторых словах содержится только один гласный звук:
Такие слова не делятся на слоги и называются односложными.
Значит, чтобы слово делилось на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных. Убедимся в этом:
В словах русского языка могут насчитываться три и более гласных, которые составляют такое же количество слогов:
Понаблюдав за слогоделением, можно заметить, что в русском языке чаще слоги являются открытыми. Они заканчиваются гласным звуком. Хотя отметим, что слог закрывают согласные в конце слов:
Звонкие непарные согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в середине слов:
Учитывая все эти особенности, разделим слова на слоги в следующем порядке:
Видеоурок
Занятие N17
Учить делить слова на слоги.
1. Дать понятие о том, что гласный звук слогообразующий, т.е. образует слог; он может жить и один — тогда это будет один слог.
— Квартирка делится на две части, как бы отрезаем кусочки хлеба, отламываем дольки от апельсина. Так слово делится на части. В каждом слоге (части) будет только один гласный. Проверь! Закрась! его красным цветом.
2. Построй схему (квартирку) слов; раздели на комнаты с перегородкой (слоги) и посели в каждой комнате звуки. Звуки должны жить за перегородкой.
3. Чтение слов, слогов, звуков в «комнате».
Определение типа слогов: слог — слияние, слог — слияние с примыканием.
Занятие N18..
Учить ребенка делить слова на слоги, звуко-буквенному анализу слов.
1. Работа по картинке «Муравьи делят слова наслоги».
Как муравьи разделили слово «груша»?
I Сколько частей получилось? Почему?
А Какая первая, вторая? Какая часть больше? Но чему?
Сколько гласных, согласных?
Осы зажужжали, попросил»- построить для них домик и квартирку.
^Занятие N19.
Закрепить знания о делении слов на слоги.
1) Упражнение в делении слов на слоги (вертикальной чертой дети делят слова на части)
МАШИНА РОЗА МАРКА УТКА ПИЛОТ
2) Игра «Найди для слова домик» (все слова двусложные, т.е. состоящие из двух слогов).
— Соедини слово с домиком или размести его в домике.
Учить детей делить на слоги трехсложные слова. 1) Упражнения в делении слов на слоги (на части) вертикальной чертой.
а) МАМА КАША САША АЛЛА
б) ИГОЛКИ РИСУНОК ВАЛЕНКИ
Проверь! В каждом слоге одна гласная. Поставь под ней красную точку или обведи гласную букву красным цветом. Должно получиться так:
Таким образом, ребенок осваивает звуковой анализ слова (самоанализ) и проверку правильности выполнения задания (самоконтроль) — выделение
гласных постановкой точек под ними.
2) Игра «Построй для слова домик».
3) Игра «Найди для меня место» (соедини Слово с домиком линией и размести слово в домике).
Упражнения для звуко-буквенного анализа.
Для того, чтобы ваш ребенок не пропускал буквы при диктовке или списывании, не искажал их, не заменял другими, предлагаем поработать с ним по перфокарте.
Только разберитесь в ней сами!
Это очень нравится детям.
Принцип работы с ней такой:
есть три столбика — односложные, двухсложные трехсложные слова.
Диктуйте слово и начинайте анализ по плану:
1. Определите, сколько слогов в слове, чтобы знать, в каком столбике работать;
2. Определите тип слога: слог-слияние, слог-слияние с примыканием. 3. Найдите нужную схему (домик)
Анализ звуков по схеме.
5. Поставите ударение в слов.Например, «роза». Двухсложное слово (два слога, две гласные). Ищу домик во втором столбике.
Первый слог-слияние «ро»
второй слог-слияние «за»
Произносим каждый звук и даем характеристику, [р] —согласный, звонкий, твердый
[з] — согласный, звонкий, твердый [а] — гласный.
Играйте с ребенком каждый день — увидите результаты!
(Слова: стакан, мир, палатка, пилка, замок, пилот, сарай, парта, стол, три, рисунок, Аня, валенки, крот, волк, утка, астра, мяч.
1) Наклейте лист на картон.
2) Окошечки и кружочки вырезаются.
3) Под лист с вырезанными окошечками подкладывается лист белой бумаги и скрепляется, чтобы не вылетал.
4) Разбирая слово по звукам, обозначай каждый звук кружочком определенного цвета:
согласный — синего (твердый);
зеленого (мягкий звук).
Развитие техники чтения.
а) Прочитай слоги-слияния; закрась клеточку желтым карандашом.
б) Прочитай слоги-слияния с примыканием впереди; закрась клеточку оранжевым карандашом.
в) Прочитай все слоги: слева-направо; справа-налево; по столбикам сверху-вниз, снизу-вверх.