Что такое слог слияния в русском

Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?

Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Чтобы научиться читать, нужно:

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

7 советов по организации занятий:

Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Источник

Урок-путешествие по обучению грамоте: «Слияние согласного звука с гласным. Алфавит». 1 класс

Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Дети. – Зверята любят учится.

Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей).

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки).

Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей).

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.

Учитель. А что такое слог?

Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.

Учитель. Следующее задание учителя Льва : по предметным картинкам составить схемы к словам.

(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния). Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука)

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

Что такое слог слияния в русском. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском. Картинка про Что такое слог слияния в русском. Фото Что такое слог слияния в русском

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …

Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки).

Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем).

— А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.

Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.

-У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку.)

Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы).

-Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

— Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге).

— Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

Учитель. – А что мы там делали?

Дети. – Составляли предложения.

— Составляли звуковые схемы.

— Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

— Подарили буквы зверятам.

Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

Источник

Что такое слог слияния в русском

Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся
и не знаем что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: ”Как же так?
Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать.
Я выучил все буквы, называю их слева направо, а прочитать слово
не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим ”чтением-мучением“!“

К сожалению, ребенок прав. Мы его действительно обманули,
потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы
(или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д.

Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв
и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить
любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния.
Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА.

Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается истинная причина
“чтения-мучения”. Таким образом, техника чтения слова
содержит четыре обязательных элемента:

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента
техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых
дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

— малыша учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — “КА”, М — “ЭМ”, Н — “ЭН” и так далее.
Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит
отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается “ДЭИВЭАЭН”.
Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов,
буквы нужно называть без “Э”. Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого
начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение,
он быстро научится алфавитному названию согласных букв.
Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — “К”, М — “М” и так далее.

— малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки
он вообще не умеет произносить
. Если, например, ребенок не может произнести “С” (вместо “Саша” он говорит “Шаша”), то его нельзя
учить читать! Следует либо подождать, пока правильное произношение появится само собой, либо обратиться к логопеду.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук “С” от звука “Ш” и через два раза на третий
мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений
и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

— малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети 4-5 лет еще недостаточно хорошо владеют понятиями “левый” и “правый”, то беглое объяснение
не приводит к усвоению направления чтения.
Они просто не знают — где первая, а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы,
которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает
на первую букву, иногда на последнюю, а иногда и вообще
на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе к левому краю страницы, то он читает его слева направо, а если ближе к правому краю, то справа налево.

— малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков. Например,
ему говорят: “Смотри, вот М-А. Как будет вместе?” Ребенок не знает. Пробуют иначе: “Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М,
а потом скажи букву А.” Не получается. Тогда пытаются по-другому:
“Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?” Получается быстрое произнесение двух разных звуков “М-А”, но слитное “МА” не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека
не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое,
при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом,
первичными элементами устной речи являются отдельные звуки
и слоги слияния
.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно сообщить ему,
что “М-А” читается “МА”. Затем повторить столько раз,
сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все.
Это основной и единственный метод изучения слогов слияния.
Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

— малыша учат чтению обратных слогов, то есть,
сочетанию гласной и согласной буквы, например: “АК”, “АМ”, “ОК”.
Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно,
в письменной речи первичными элементами должны быть также
отдельные буквы и слоги слияния.

Изучение же обратных слогов, не являющихся первичными
элементами, есть вредное и никому не нужное занятие.
Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния “ЗА” и “МО”, то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К)
и без труда прочтет. Если же, кроме “ЗА” и “МО”, он знает еще
“АМ” и “ОК”, то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять. Вот и получается, что полезное, на первый взгляд,
изучение обратных слогов, многократно усложняет процесс чтения.

Таковы основные ошибки, которых следует избегать при обучении
ребенка чтению.

Должен сказать, что слоги слияния придумал не я, к сожалению 🙂
Это современное название того, что раньше называли «складами».
До двадцатого века дети учили склады наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА»,
«Веди» «Аз» есть «ВА». Но методика их изучения была столь тяжелой,
что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались.
А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады.
Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек,
который по достоинству оценил склады и разработал собственную
методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович. В чем суть его
методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал
на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто
складывает из них различные слова.Это была гениальная идея!
Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами
и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения
невозможно сделать принципиально! Кроме того, напрочь
отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок
с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков
произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои
минусы, но плюсов гораздо больше и все они жирные 🙂
Подробнее о методике Зайцева — на сайте Лены Даниловой.

В русском алфавите 33 буквы, которые образуют около двухсот слогов слияния. В какой последовательности их изучать? Может быть,
сначала следует выучить все буквы, затем все слоги слияния,
а уж потом приступать к чтению целых слов?

Нет, этот метод неприемлем. Он легкий для преподавателя,
но для ученика чрезвычайно тяжелый. Ребенок вынужден несколько месяцев зубрить буквы и слоги слияния, причем, совершенно
не понимая — для чего это нужно! В результате такого учения,
у него вырабатывается совершенно искреннее желание спрятать, выбросить или порвать букварь на мелкие кусочки.

Мне удалось придумать другой, более комфортный для ребенка метод, который полностью реализован в данном букваре.
Его идея заключается в том, чтобы сначала выучить лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся в русском языке,
буквы и слоги слияния. Затем следует сразу начать чтение целых слов,
составленных из уже известных ребенку букв и слогов слияния.

Когда ребенок научится уверенно читать эти слова, можно переходить
к изучению других букв и слогов слияния. Для него это будет достаточно легким занятием, потому что он сможет осваивать их
по аналогии с уже изученными.

Если провести аналогию между обучением чтению и изучением улиц
города, то мы сначала показываем ребенку главные улицы
и проспекты. А когда он их запомнит, показываем маленькие улочки
и переулки, которые малыш осваивает уже значительно легче
и быстрее.

Практическая проверка метода показала, что первые недели обучения проходят несколько тяжеловато, потому что ребенок изучает новые
для него буквы, слоги слияния, направление чтения.
Зато потом происходит чудо: у малыша появляется умение,
которое я назвал бы «слоговидением».

Он видит слоги слияния в составе слова и сразу их называет.
С этого момента он воспринимает слово не как последовательность одних только букв, а как последовательность букв и слогов слияния. Ребенок начинает читать по слогам! Радость, которую при этом испытывают родители, можно сравнить разве что с той, когда малыш впервые научился ходить.

Последующие занятия проходят уже легко и свободно.
С вашей стороны требуется лишь соблюдать их регулярность.

Кстати говоря, кроме устной и письменной речи, существуют
и другие способы общения между людьми. Например, дактиль,
азбука Брайля, азбука Морзе и другие.
В них отдельные буквы и слоги слияния также являются
первичными элементами. Поэтому, данная методика может с успехом
применяться для изучения этих азбук.

Родители часто задают вопрос — в каком возрасте начинать
обучение детей чтению? Ответ — в том возрасте, когда ребенок
к этому готов. Если он умеет хорошо разговаривать и произносить
все звуки русского языка, то с ним уже можно начинать занятия.

Если ребенок плохо говорит, это означает, что у него недостаточный
словарный запас. То есть, он не знает еще многих слов родного языка.
Обучение чтению в этом случае проводить нельзя, потому что малышу
приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать
само слово
, а затем еще запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка
сразу и навсегда.

Если ребенок не умеет произносить некоторые звуки, то это также
создает дополнительные сложности. Эти “Р“ и “С“, которые у него
не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться
почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением
также нельзя! Необходимо либо подождать, пока ребенок
сам научится, либо обратиться к логопеду.

Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь
хорошо говорить и произносить все звуки. Вот главные признаки,
по которым вы можете определить готовность вашего ребенка
к обучению чтению. Большинство детей достигают этих умений
в возрасте от четырех до шести лет.

Существуют методики, авторы которых рекомендуют начинать
обучение в возрасте одного-двух лет. Совершенно с ними не согласен.
Дело в том, что у ребенка в этом возрасте есть гораздо более важные
занятия, чем учиться чтению. Он должен научиться разговаривать,
играть, общаться, бегать, прыгать, плавать, смеяться и радоваться
жизни. Другими словами, он должен осваивать окружающий мир.

Кроме того, занятия чтением в таком возрасте просто не эффективны.
То, чему его научат за два года занятий, в возрасте пяти лет он легко
осилит всего за одну-две недели! Спрашивается — зачем два года
мучить малыша и мучиться при этом самим? Гораздо лучше
и правильнее будет направить свои усилия на физическое и духовное
развитие ребенка. А когда он подрастет, сможет хорошо говорить
и произносить все звуки — тогда можно будет и чтением заняться.

Не следует бояться того, что вы не успеете научить малыша до школы.
При регулярных занятиях по данной методике дети проходят путь
от полного незнания основ чтения до умения самостоятельно
читать детские книжки за шесть месяцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *