Что такое слова однозначные что такое слова многозначные конспект
Конспект урока по русскому языку «Однозначные и многозначные слова» (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка
«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Однозначные и многозначные слова
Урок «открытия» новых знаний
Образовательные: создать условия для формирования понятия об однозначных и многозначных словах ;
Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
Однозначные слова, многозначные слова
Тетради, учебники, проектор, презентация к уроку « Однозначные и многозначные слова » ; раздаточный материал: карточки.
Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);
г) социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Методы контроля и самоконтроля:
— уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
— учить различать эти слова в речи,
— развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
— упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
— уметь различать слова разных тематических групп
— содействовать развитию умения составлять предложения.
-формировать положительное отношение к учебе;
— определять общие правила поведения;
— формировать умения работы в парах, в группах;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— учить планировать свою деятельность на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— отличать правильно выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
— формирование умения самооценки.
— ориентироваться в учебнике, тетради;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— проводить сравнение и классификацию слов;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— делать обобщение; искать информацию;
— слушать и понимать речь других;
— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками.
— Сегодня у нас необычный урок.
— Посмотрите сколько гостей пришли к нам. Поздороваемся глазками.
Он пойдёт ребятам впрок.
За работу дружно взяться.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
— Отправимся в волшебный, старинный город Слов.
— Как вы думаете, раз город волшебный, кто живёт в нём?
— Вспомните, что вы знаете о словах.
— Из чего состоит слово?
— Из чего состоят слоги?
— А что ещё мы узнали про слова?
— Что является лексическим значением слова?
Чтобы попасть в волшебный город необходимо постараться выполнить задание и открыть двери.
— Как вы думаете, какое задание будем выполнять?
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
— Зачем мы на каждом уроке выполняем минутку чистописания?
— Молодцы! Открыли первый замок.
— Я загадаю вам слово, а вы по его лексическому значению угадаете о ком или о чём идёт речь и запишите это слово. Поставите в нём ударение и подчеркнёте орфограмму.
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Орудие труда с длинной рукояткой и широким плоским концом, служащее для копания земли.
Верхняя одежда надеваемая поверх платья или костюма.
Футляр для хранения ручек, карандашей.
Домашнее животное, используемое человеком для охраны.
— Что повторили, выполняя это задание?
— Открыли второй замок!
Слово состоит из слогов.
Слоги состоят из букв и звуков.
Каждое слово имеет лексическое значение.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением
прописывают элементы букв Уу
Чтобы вспомнить, как пишется буква. Правильно писать соединения букв .
Повторили словарные слова
Самоопределение к деятельности.
Определение темы урока. Постановка учебных задач.
— Чтобы открыть последний замок. Послушайте третье задание.
— Я прочитаю стихотворение Андрея Усачёва.
— Вы подумайте, как можно его озаглавить?
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
— Как озаглавить это стихотворение?
— О каких носах говорится в стихотворении?
— Что вы назвали у слова нос?
— Сколько вы назвали значений?
-Кто знает, как называется такое слово?
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.
— Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.
Лексическое значение слова.
Узнаем: что такое однозначные и многозначные слова.
Научимся: определять значение слов.
Открытие новых знаний
— Прочитайте задание про себя.
— Прочитайте задание вслух.
— Что нужно сделать в этом упражнении?
— Что изображено в верхнем ряду?
— Что объединяет все эти рисунки?
— Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?
Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения.
— Почему, словом иглы названы все эти предметы?
— Что изображено в нижнем ряду?
— Что объединяет все эти рисунки?
— Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать?
— Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
— Подчеркни главные члены в этом предложении
— рассмотреть рисунки и прочитать
— швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа
— на всех рисунках изображены иглы
— все они имеют схожую форму
— соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя
— на всех рисунках изображены шляпы
— все они имеют схожую форму
-Мама купила красивую шляпку.
— У ежа есть острые иглы.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются – однозначные и многозначные.
Рассмотрите схему на интерактивной доске:
— Какие бывают слова?
— Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова
— Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?
— однозначные и многозначные
— Однозначные слова имеют только одно значение
— Многозначные слова имеют два и более лексических значения
Самостоятельная работа с самопроверкой
2) Индивидуальная работа
На интерактивной доске записаны слова.
Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень.
— На какие 2 группы вы их разделили?
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске
— индивидуальная работа в тетрадях
однозначные и многозначные
сверяют запись с интерактивной доской
Чтобы знания были впрок,
Давайте подведём итог!
— Что нового узнали на уроке?
— Какие слова мы называем однозначными?
— Какие слова мы называем многозначными?
— Где мы можем узнать значение слова?
На сегодня наше путешествие по городу слов закончилась, но завтра мы с вами обязательно продолжим и узнаем новое о многозначных словах.
Что такое однозначные и многозначные слова?
Слова, которые имеют одно лексическое значение.
Слова, которые имеют два или более значений.
В толковом словаре.
Учились определять значение слов.
Положите перед собой три карандаша: зелёный, жёлтый и красный.
— Оцените свою работу.
Я хорошо выполнил свою работу на уроке – используем зеленый цвет;
Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет
Я плохо работал на уроке – используем красный цвет.
— А сейчас давайте запишем домашнее задание , с.49, упр.61.
И посмотрим, что же там нам нужно будет сделать.
— запись домашней работы в дневник
Разбираем домашнее задание
(лексическое значение слов)
Язык – 1. Орган человека в полости рта. 2. Речь, способность говорить. 3. Система знаков (звуков, сигналов, изображений), передающих информацию.
Корень – 1. Подземная часть растения.
2. Внутренняя часть зуба. 3. Значимая часть слова.
(лексическое значение слов)
Язык – 1. Орган человека в полости рта. 2. Речь, способность говорить. 3. Система знаков (звуков, сигналов, изображений), передающих информацию.
Корень – 1. Подземная часть растения.
2. Внутренняя часть зуба. 3. Значимая часть слова.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-759777
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?
-познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
— развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
— выяснить причины появления у слов нескольких значений;
— учить пользоваться толковыми словарями;
— воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
*Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.
I . Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний
Чистописание: Уч Чу
Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы?
При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо.
Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.
Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.
Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.
— Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.
— Соотнесите слова с картинками.
— Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?
— Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.
— Так о чём мы будем говорить на уроке?
— Чему мы будем учиться на уроке?
4. Работа по теме урока
— Прочитайте задание про себя.
— Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)
— Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)
— Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)
— Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)
— Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
— Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
— Что изображено в нижнем ряду? ( соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя)
— Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)
— Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
— Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
— Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
— Подчеркни главные члены в этом предложении.
6. Продолжение работы по теме урока
Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
Потом оленя украшенье.
А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О.
-Как мы называем дорогу ласково? (дороженька)
— Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)
— Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.
— Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге.
Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге.
— Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
— Прочитайте второстепенные члены предложения.
Что означает словосочетание железная дорога?
Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.
— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.
Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.
Запись слов по их лексическому значению:
1) лиственное дерево с белой корой (берёза),
2) первый месяц осени (сентябрь),
3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),
4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),
5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),
6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).
7. Домашнее задание
Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
8. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?
— Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)
Наш урок подошел к концу.
— Что вам больше всего удалось?
— За что вы можете себя похвалить?
— Чему вам еще нужно научиться?
— По- вашему мнению, как вы работали на уроке?
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 22. Что такое однозначные и многозначные слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Лексическое значение – это то, что обозначает слово.
Однозначные слова – слова, у которых есть только одно лексическое значение.
Многозначные слова – слова, у которых есть два и более лексических значения.
Толковый словарь – словарь, в котором даётся объяснение лексического значения слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 47 – 49.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 54 – 55.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Среди слов русского языка есть слова с одним лексическим значением. Они называются однозначными. Выделяют несколько групп таких слов.
1. Названия людей по разным признакам. Врач, профессор, родственник, племянник, москвич.
3. Названия растений. Сосна, рябина, мята, овес, пион, мальва.
4. Названия конкретных предметов. Стол, молоток, забор, звонок, подоконник. 5.Названия дней недели и месяцев. Пятница, воскресенье, сентябрь, декабрь.
6. Имена собственные. Иван, Петров, Мытищи, Владивосток.
7. Недавно возникшие слова. Поролон, пицца, пиццерия.
8. Слова-термины. Существительное, словосочетание, молекула.
Если лексических значений у слова два или больше и значения эти связаны по смыслу, то слово – многозначное. Например: шляпка (шляпка гриба – головной убор). Гребень (расчёска – гребень горы). Крем (косметическое средство – кондитерское изделие).
Чтобы определить, сколько значений есть у слова, попробуй составить с ним несколько словосочетаний. Например, иностранный язык, непонятный язык, красный язык, отварной и заливной язык. Если смысл каждого словосочетания понятен, то перед нами многозначное слово. Получилось одно понятное сочетание слов, а остальные странные или нелепые, то у слова одно значение.
При необходимости уточнения количества значений у слова, нужно обратиться к толковому словарю русского языка. Когда словаря нет под рукой, поможет любая поисковая система сети Интернет.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Множественный выбор.
Укажите многозначные слова.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Вспомните лексическое значение каждого слова. При необходимости воспользуйтесь справочной литературой.
3.Отметьте многозначные слова.
Кисть, кнопка, гребень.
Образуйте пары многозначных слов в соответствии с их значением.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Вспомните, как называется каждый предмет.
3.Подберите для каждого предмета пару, в соответствии с лексическим значением.
Баранка.
Шпилька.
Гребень – лишний.