Что такое слова паразиты определение
слова-паразиты
Смотреть что такое «слова-паразиты» в других словарях:
Слова-паразиты — «Слова паразиты» лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать»,«реальные»,«вот», «как сказать», «в… … Википедия
СЛОВА-ПАРАЗИТЫ — СЛОВА ПАРАЗИТЫ. Слова и звуки, засоряющие устную речь (например, «ну», «э э», «как бы», «так сказать», «значит» и др.). Они могут являться результатом навыка, приобретенного в родной речи и перенесенного в иноязычную речь. Наличие таких слов в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
«Слова-паразиты» — СЛОВА ПАРАЗИТЫ асемантические единицы речи, к рые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
слова-паразиты — слова устной речи, не несущие никакой информации и затрудняющие понимание излагаемой мысли … Толковый переводоведческий словарь
Слова-паразиты — слова в устной речи, не несущие никакой информации и затрудняющие понимание излагаемой мысли … Краткий словарь переводческих терминов
Слова-паразиты — См. заполнители пауз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
слова-паразиты — См. заполнители пауз … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Заполнители пауз (слова-паразиты) — Заполнители пауз присутствуют в речи, если говорящий затрудняется в выборе слова или не решается высказать какую то мысль. Заполнители пауз – это вставки в речь, но в отличие от характеризаторов (см.) вполне языковые, фонетические. Это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Паразиты человека — Паразиты человека это паразиты, заражению которыми подвержен человек. Общее определение слова «паразит» касается не только многоклеточных животных и простейших, живущих за счёт своего хозяина и во вред последнему, но также вирусов, бактерий … Википедия
Паразиты гражданская группа — (παράσιτοι). П. у греков первоначально составляли гражданскую и религиозную группу лиц, пользовавшихся от государства правом участия в общественном столе, в пританее. В противоположность σύσσιτοι, которые пользовались этим правом ex officio, П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Слова-паразиты
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать»,«реальные»,«вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь», «а именно» и других. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами.
К «словам-паразитам» не относятся так называемые «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…», «а-а…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию.
Содержание
Причины возникновения
«Слова-паразиты» также могут попадать в речь по причине логофобии. Когда человек в момент публичного выступления находится в состоянии психического стресса, то для избегания дискомфорта произносит любое междометие, чтобы выиграть время и собраться с мыслями. В дальнейшем эти слова могут надолго фиксироваться в речи, подобно заиканию.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Слова-паразиты» в других словарях:
слова-паразиты — Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не… … Словарь лингвистических терминов
СЛОВА-ПАРАЗИТЫ — СЛОВА ПАРАЗИТЫ. Слова и звуки, засоряющие устную речь (например, «ну», «э э», «как бы», «так сказать», «значит» и др.). Они могут являться результатом навыка, приобретенного в родной речи и перенесенного в иноязычную речь. Наличие таких слов в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
«Слова-паразиты» — СЛОВА ПАРАЗИТЫ асемантические единицы речи, к рые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
слова-паразиты — слова устной речи, не несущие никакой информации и затрудняющие понимание излагаемой мысли … Толковый переводоведческий словарь
Слова-паразиты — слова в устной речи, не несущие никакой информации и затрудняющие понимание излагаемой мысли … Краткий словарь переводческих терминов
Слова-паразиты — См. заполнители пауз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
слова-паразиты — См. заполнители пауз … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Заполнители пауз (слова-паразиты) — Заполнители пауз присутствуют в речи, если говорящий затрудняется в выборе слова или не решается высказать какую то мысль. Заполнители пауз – это вставки в речь, но в отличие от характеризаторов (см.) вполне языковые, фонетические. Это… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Паразиты человека — Паразиты человека это паразиты, заражению которыми подвержен человек. Общее определение слова «паразит» касается не только многоклеточных животных и простейших, живущих за счёт своего хозяина и во вред последнему, но также вирусов, бактерий … Википедия
Паразиты гражданская группа — (παράσιτοι). П. у греков первоначально составляли гражданскую и религиозную группу лиц, пользовавшихся от государства правом участия в общественном столе, в пританее. В противоположность σύσσιτοι, которые пользовались этим правом ex officio, П.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Содержание
Название проекта
Автор проекта
Акулова Любовь, Акулова Анастасия
Предмет, класс
5,7 классы, культура речи
Введение
Жил-был этот, как его,
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
А соседа звали это…
Жил на верхнем этаже…
Ну и значит, и вообще.
Актуальность
Внимание! Вы можете быть инфицированы вирусом, который рискует стать смертельным, например, для публичного выступления, получения хорошей оценки за творческую или другую работу, для общения с людьми или даже всей вашей общественной жизни и будущей профессии. Эксперты в области ораторского искусства, называют это «словесным вирусом». Вот почему актуально разобраться в вопросах «словесной паразитологии». Показать, что наблюдается засилье слов-паразитов в речи нынешних подростков, которые через несколько лет придут в профессию, будут социально активны.
Объект исследования
Языковая среда учащихся.
Предмет исследования
Цель работы
Изучить особенности речи современных школьников, в частности учащихся 5,7 классов, с точки зрения как количественного, так и качественного использования слов-паразитов; ответить на вопросы:
•Что такое словесный вирус?
•В чем состоит его вред?
•Как с ним бороться?
Задачи
1. Познакомиться с литературой о словах-паразитах как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке слова-паразиты, определив частотность их употребления.
2. Провести анкетирование учащихся 5,7 классов;
3. Собрать и изучить слова-паразиты, употребляемые учащимися данных классов
4. Определить место слов-паразитов в речи учащихся лицея.
Методы
При проведении исследования мы использовали методы:
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».
Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п. Иногда слова-паразиты наряду с вводными словами, в изобилии представленными в речи, служат средством создания речевой характеристики персонажа. Ср. речевую манеру малокультурного почтмейстера, рассказывающего “Повесть о капитане Копейкине” (“Мертвые души” Н. В. Г о г о л я): “После кампании двенадцатого года, судыръ ты мой. вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, здаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая” (в таком стиле выдержан весь рассказ).
Что такое слова-паразиты?
В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Мы познакомим вас с классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган, которая выделяет три большие группы.
1. Установочные слова- маркеры отражают коммуникативные и психологические установки говорящего: значит
2. Программирующие маркеры делятся на пять подгрупп:
а) Маркеры планирования: так, ну
б) Маркеры концептуализации : как бы, такой, вот.
в) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот.
г) Маркеры поиска (припоминание нужного слова): это (самое), этот (самый), какой-то, скажем так.
д) Маркеры оговорки : ну, это, то есть.
3. «Гипертекстовые» маркеры
К третьей группе относятся слова, предоставляющие слушающему дополнительную информацию об отношении говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:
а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем, вот, там) и проч.
б) маркеры, передающие те или иные требования/просьбы (короче, в общем) и просьбу домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).
Групповая классификация речевых паразитов с лингвистической точки зрения
№ | Группа | Примеры |
---|---|---|
1 | Звуки | Э-э-э, мэ-э-э, |
2 | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3 | Вводные конструкции | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4 | Местоимения и наречия | Это, это самое, как его, там |
5 | Слова, перешедшие из одной части речи в другую | Блин, черт |
6 | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется, е-мае |
Групповая классификация речевых паразитов с функциональной точки зрения
Причина появления слов-паразитов
Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово. Также, считается, что эти слова появляются в речи из-за бедности словарного запаса говорящего. С этим утверждением можно не согласиться. Люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». Подобного мнения придерживается и Квета Кожевникова. Она отмечает следующее: «слова, подобные «значит», «вот», «в общем» и т.д. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления». Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи слово-паразит. Некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Их роль в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать», «всё дело в том…», «как бы Вам сказать», «стесняюсь сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-паразиты говорят о психологических особенностях человека. Также употребление слов-паразитов в речи можно объяснить привычкой или «модой» на слова. Чаще этой «моде» подвержены подростки, реже взрослые. Следовательно, причинами употребления слов-паразитов являются
1. бедность словарного запаса
2. ориентация на моду
3. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями
4. логофобия (страх перед публичным высказыванием)
Психологический аспект появления слов-паразитов
Что говорит современный подросток
Язык подростков XXI века не всегда понятен родителям и учителям и школьному психологу, потому что особенности лексикона молодёжной субкультуры, как нам кажется, отражают и своеобразие мировосприятия подростков. Известно, что наиболее развитые и успешные в учебе ребята в целом менее склонны к употреблению слов-паразитов. Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, не свойственно уродование родного языка, чтобы выразить любое понятие или суждение. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают «предки», и нет особой нужды «шифроваться» чтобы избежать наказания. Мы приведём примеры слов-паразитов, наиболее часто употребляемых в современной школьной языковой среде, и попытаемся объяснить их значение. Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без мата и слов-паразитов, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана или ботаника. К науке «ботаника» эта пренебрежительное прозвище никакого отношения не имеет. Оно происходит от глагола работать, сокращённо – ботать. Иными словами, ботаник это тот, кто своим трудом пытается пополнить знания. Как нам кажется, наиболее показательны для массового подросткового сознания использование малозначимых, казалось бы «вводных» словечек – короче, типа, прикинь, не тормози, вот и т. д. Их на самом деле намного больше, но по частотности употребления эти лидируют. Короче. Довольно часто нам приходится это слышать, причём от одного и того же человека несколько раз за минуту. Фактически, многократное использование слова короче означает: «Конечно, всё это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов – то подходящих мне не подобрать. Короче, скажу, как умею. Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать соответствующую формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно более точное определение, но ему оно по силам. А призыв прикинь! заставляет слушателя самого додумать то, что в силу ограниченности лексикона не смог говорящий. Современные школьники считают слова-паразиты неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им быть «своими». При изучении уровня словесной завирусованности речи можно отметить, что и для девушек слова-паразиты являются необходимостью, и хотя они могут обойтись и без таких слов, но используют слова-паразиты для словесной игры, которая придаёт речи лёгкий юмористический оттенок. Для чего же нужны слова-паразиты? Такой вопрос был поставлен перед учащимися 5-х и 7-х классов лицея.
Употребление слов – паразитов учащимися 5, 7 классов лицея
Н.В. Гоголь||В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Н.В. Гоголь
Учащихся, которые не знают, что такое слова-паразиты | 20% |
Учащиеся, которые предполагают, что это употребление в речи бранных и нецензурных слов | 45% |
Учащиеся, которые знают, что такое слова-паразиты | 35% |
Мы провели несколько анкетирований, которые показали следующее
3.Употребляете ли Вы в своей речи слова-паразиты, например: в общем, в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э. э, м. м?
4.Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?
5.Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, уроками)?
А /Не выступаю Б / Редко В /Регулярно Г /Часто
6. Много ли Вы читаете?
А / Не люблю читать Б /Читаю по заданию учителя
В / Стараюсь читать регулярно Г /Много читаю
7.Боретесь ли Вы с привычкой употреблять в речи слова-паразиты?
ДА НЕТ НЕТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ИХ
Анкета 2 состояла из следующих вопросов:
1. Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты? ДА НЕТ
2. Можете ли Вы обойтись без этих слов? ДА НЕТ
3. Какие слова-паразиты употребляете в речи?
4. Считаете ли Вы, что эти слова:
а) засоряют речь говорящего;
б) украшают речь говорящего;
в) помогают сформулировать речь говорящего?
Вопрос | Да | Нет |
---|---|---|
1.Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты | 130 | 21 |
2. Можете ли Вы обойтись без этих слов | 71 | 60 |
3.Какие слова-паразиты употребляете в речи | Блин – 102 (78, 4%) | В данной позиции % считался от 130 респондентов, т.к. из анкетируемых 151 учащихся 21 не употребляет |
4.Считаете ли Вы, что эти слова: | ||
а) засоряют речь говорящего | 121 | 30 |
б) украшают речь говорящего | 25 | 126 |
в)помогают сформулировать речь говорящего? | 80 | 71 |
1. Слова-паразиты – слова, не несущие смысловой нагрузки.
2. Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые недостаточно владеют языком. Устная речь многих учащихся «завирусована». Бесспорными лидерами среди сорных слов являются такие слова, как «блин», «короче», «это», «как бы». Самое распространенное засоряющее слово НУ
3.Большинство пятиклассников и семиклассников считает, что активное заселение языка словами-паразитами представляет опасность для языка, но сами тем не менее употребляют лишние слова в своей речи.
4.Лишь немногие из школьников при возникновении вопросов по культуре речи обращаются к словарям, справочникам и грамматикам, лишь немногие регулярно читают художественную литературу.
5. У большинства опрошенных школьников возникает желание бороться со словами – паразитами.
Как избавиться от вредной привычки
«Словесный вирус» режет слух и несовместим с представлением о современном культурном человеке. Из-за этого вы можете казаться неуверенным, неподготовленным, плохо образованным. Но «словесный вирус» излечим! Нужно всего лишь следовать 5-шаговому плану…
1.Диагностируйте проблему. Поскольку мы даже не замечаем, как употребляем слова-паразиты в речи, то мы можем обнаружить их лишь записав на пленку и прослушав. Запишите несколько своих телефонных звонков за один день, чтобы быстро определить, страдаете ли вы от «словесного вируса». А еще для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.
2.Научитесь делать паузы. Всякий раз, когда вы замечаете, что употребили слово-паразит, просто замолчите. Сделайте паузу. Сначала этот пробел в речи будет даваться вам нелегко и казаться вопиющим, но вряд ли кто обратит внимание на пятисекундное молчание. Пауза поможет вам собраться с мыслями.
3.Воспользуйтесь помощью друзей или близких. Попросите прислушиваться к тому, как вы говорите, и каждый раз давать сигнал, когда вы используете слово-паразит или растягиваете звуки без потребности. Постоянное напоминание поможет вам быстро избавиться от этой вредной привычки.
4.Сделайте вдох Когда вы чувствуете, что собираетесь произнести слово-паразит, сделайте вдох. Задержите дыхание на секунду, а потом продолжайте говорить. Концентрация на дыхании успокоит и сосредоточит вас, и пауза покажется не такой и ужасающей.
Вы должны стараться избегать использования бессмысленных слов-паразитов, когда выступаете перед аудиторией. Они могут отвлечь слушателей от того, что вы хотите им передать, и понизить ваш авторитет как оратора. Чтобы предотвратить использование слов-паразитов, необходимо диагностировать проблему и бороться с ней, делая паузу или глубокий вдох каждый раз, когда нежелательное слово или звук готовы сорваться у вас с языка. «Словесный вирус» несовместим с ораторским мастерством. Чем серьезнее вы отнесетесь к этой маленькой, но неприятной проблеме, тем быстрее сможете избавиться от нее и обезопасить свою репутацию оратора.
Заключение
1.Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде типа, как бы, это самое и других.
3.Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют пустые лексические единицы.
4.Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка.
Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта человеческой культуры речи.
Список используемой литературы
1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
4. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М. «Просвещение» 1988.
5.Голуб И.Б. Как мы говорим. А как пишем. М. Школа издательского и медиа бизнеса. 2011.
6. Дараган Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.
7. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Протвино 2002. 114-127.
9. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.
10. Новиков В. Словарь модных слов. Языковая картина современности. М. «АСТ –ПРЕСС» 2011