Что такое слова с непроверяемым написанием

Слова с непроверяемым написанием?

Ответ или решение 2

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.

Как появились словарные слова

Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:

Примеры словарных слов с различными орфограммами

Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.

Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.

Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любодорого (пишется через дефис).

Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.

К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.

Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).

В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.

Источник

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

2. изме­не­ние фор­мы слова:

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

Видеоурок

Источник

Что такое слова с непроверяемым написанием

БЕРЁЗА — лиственное дерево с тонкими, розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый”, от которого и образовалось сначала бёрза, а впоследствии — берёза. Берёзабёрза. бер=»светлый, ясный, белый”.

ВОРОБЕЙ — маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т. е. «издавать переливчатые звуки”. Воробейвор. ворк= «воркует, издает переливчатые звуки”.

ВОРОН — крупная птица с блестящим черным оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах.

ВОРОНА — птица с черно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост черные, а все тело серое).

Названия птиц родственны слову вороной — «черный”. Ворону и ворона назвали так за черное оперение. Ворон, воронавороной= «черный”.

ГОРОД — крупный населенный пункт, место большого поселения людей. В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, крепость и стали называть городом. Городгородить- » огороженное, укрепленное место”

ДЕРЕВНЯ — небольшое поселение людей.

В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней. Деревнядерево «место, очищенное от деревьев”. Дереводеру = «то, что дергают из земли, очищая ее”.

ДОРОГА — узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди.

Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от дорг, дёргать — «продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес”. Интересно, что исторически слово дорога оказывается родственным словам деревня, дерево (см. слово деревня).

Дорога — дорг, дёргать = «продранное в лесу пространство”.

ЗАВОД — промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных, лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).

Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить). Исторически в нем выделяется приставка за-. Заводзаводить = «место, где что-либо заводят, разводят, выводят”.

КАПУСТА — огородный овощ, растущий обычно кочаном, т. е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут, которое имело значение «голова”, «кочан” Капустакапут = «кочан, головка капусты”.

КАРТИНА — произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт,— выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани. Слово образовалось от итальянского карта — «бумага”. Первоначальное значение слова картина — «тонкая, красивая, изукрашенная бумага”. Картинакарта = «изукрашенная бумага”.

КОНЬКИ — узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.

Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки — «маленькие кони”.

Конек (чаще мн.— коньки)конь= «лошадка”.

КОРОВА — крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. Свое название корова получила по наличию рогов: от латинского кор — «рог”, корна-«рогатая”, «имеющая рога”

ЛИСИЦА — хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Лиса образовано от лис (ср. кумкума). Лиса родственно употребляемым на территориях отдельных районов нашей страны словам: лисый — «желтоватый”, залисеть — «пожелтеть”. Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти. Лисицалис, лисый, залисетъ=»с желтой шерстью”.

ЛОПАТА — орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли.

Название свое получило на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово лопа — то же, что рука, ладонь. От него и образовалось лопата — «похожая на ладонь”. Так же образовалось слово лопасти — «плоская широкая часть винта у парохода или самолета”. Лопаталопа, лопасть = «похожая на ладонь, руку”.

МАЛИНА — душистые сладкие, обычно красного цвета ягоды.

В основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый — «маленький”. Малинамалый- «состоящая из маленьких частей”.

Сладкая, душистая. Выросла в саду тенистом. Состою из долек малых, Очень сочных, вкусных, алых. (Загадка.)

МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА — крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

МОСКВА — столица нашей Родины, один из самых крупных и красивых городов в нашей стране и во всем мире. Расположен на берегу Москвы-реки.

Название реки возникло значительно раньше, чем название города, от моцка — «небольшой водоем”. Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, в которую она впадает, или с Волгой, протекающей рядом. Город Москва — по названию реки. Москва-рекамоцка = «небольшая река, водоем”.

НАРОД — население государства, жители страны.

Слово образовалось от род со значением «родиться, народиться”. Исторически в нем выделяется приставка на-. У слова народ много родственных слов: родина — место рождения, родители — отец и мать, урожай — то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник — близкие по рождению люди. Народрод (корень) с приставкой на— «те,- кто родился, народился”.

ОГОРОД — участок земли, на котором посажены овощи: картофель, помидоры, огурцы и др. Слово огород образовалось от городить — «место, огороженное забором”. Является родственным слову город (см. слово город).

Огородгородить, город, огороженный —»место, обнесенное забором”.

ОДЕЖДА — то, чем человек покрывает свое тело: пальто, платье, брюки и др.

Слово образовалось от одеть, которое, в свою очередь,— от деть в значении «класть, ставить”. В слове одежда исторически выделяется приставка о-.

Одеждадеть приставкой о-=что, чем покрывают тело”.

ОКТЯБРЬ — десятый месяц календарного года.

Слово октябрь образовано от латинского окто, что значит «восемь”. Почему десятый месяц назвали октябрём? Может быть, ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет.

В древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно восьмым месяцем.

Октябрьокто= «восемь”, «восьмой по счету месяц”.

ПЕНАЛ — длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

В старину писали гусиными перьями, позднее — металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал.

Пеналпенна = «перо”, «ящичек для перьев”.

ПЕТУХ — домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой. В отдельных районах нашей страны петуха называют певень, певун. Слова петух, певень, певун русские, и восходят они к глаголу петь. Так называют петуха за его любовь к пению. Петухи поют на рассвете, поэтому образно говорят: вставать с первыми петухами значит очень рано.

Петухпеть, певень. певун = «поющая птица”, «любящая петь”.

ПЛАТОК — кусок ткани обычно квадратной формы. Предмет одежды или гигиены.

Слово образовалось от плат — «кусок ткани, холста”. Интересно, что так же образовалось слово платье —»изготовленное из куска ткани”. Платочек — ласковое наименование платка. Платокплат =»кусок ткани”.

ПОГОДА — состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. Слово образовалось с помощью приставки по- от год — «подходящее, благоприятное время, праздник”. Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода —ненастье. Сейчас значение слова погода расширилось: хорошая погода, плохая погода. Погодагод с приставкой по-= «благоприятное время, праздник”.

ПОРТФЕЛЬ — четырехугольная сумка с застежкой и ручкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг. Слово портфель пришло в русский язык из французского. Первая часть этого слова порт означает «нести”, «носить”, вторая — фелъ — «лист”. Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. Портфельпорт, фель «то, в чем носят листы бумаги, документы”.

ПОСУДА — хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: кастрюля, тарелка, чашка и др.

В старину словами посуда, посудина называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности (чаши, кувшины) изготавливали из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи, суденышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть словом посуда. Исторически в нем выделяется приставка по-Посудасудно, судёнышко с приставкой по-=»похожая на лодку, судно”.

РАБОТА — нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд.

Слово образовалось от слова раб — «лишенный чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжелым трудом”. Это слово подчеркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками.

Сейчас человеку помогают машины, труд стал более легким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.

Работараб = «подневольный человек, занимающийся тяжелым трудом”.

РАБОЧИЙ, РАБОТНИК — тот, кто работает, трудится. Слова образовались от слова работа (см. слово работа).

СОБАКА — домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке.

Собака — друг человека. И название свое она получила от древнего корня соб- (местоимение «себя, собою”), родственного слову собственный — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину”. Собакасоб= «существо”, «собственность”.

СОЛОВЕЙ — маленькая певчая перелетная птица с серовато-бурым оперением, отличающаяся красивым пением. Многие птицы получили название по цвету оперения. В слове соловей раньше выделялся корень солв-, который имел значение «серый, с рыжеватым оттенком”. Чудесного певца чащ и лесов назвали соловьем по цвету его оперения.

Соловейсолв, соловый = ; «желтоватый, серый” или «серый, с рыжеватым оттенком”.

СОРОКА — птица с белой грудью и белым брюшком, черными головкой и крыльями и длинным черным хвостом, издающая характерный крик — стрекотание.

ТЕТРАДЬ — сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования. Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре”. Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. Тетрадьтетра- «четвертая часть листа”.

УРОЖАЙ — то, что уродилось (выросло, созрело) на земле.

Слово образовалось от слова уродилось (родилось, народилось). Исторически в нем выделяется приставка у-(см. слово народ).

Урожаийрод с приставкой у-=»то, что уродилось на земле”.

ЯГОДА — небольшой сочный плод кустарников и трав: земляники, черники, малины, смородины и др. Слово образовалось от яг — «щечки” — с помощью суффикса-од-. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по-форме (круглые). Ягодка — ласковое наименование ягоды. Ягода — от яг с суффиксом -од-= «похожая на щечки”.

Источник

Как работать над словами с непроверяемыми гласными и согласными

За последнее десятилетие в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Кроме знаний, умений, навыков от ученика требуется готовность занять активную позицию, научиться успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Отсюда вытекает деятельностный подход к обучению, ориентированный на решении задач, на осознанном овладении самим процессом обучения.

В нем важнейшую роль играет обучение грамотному письму, составной частью которого является работа над словами с непроверяемыми написаниями.

Привыкнув работать по учебникам Рамзаевой Т.Г., а затем и Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. я пришла к выводу, что система работы над словами с непроверяемыми написаниями, предлагаемая данными авторами, не совершенна. Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учитель записывает его на доске с пропущенными буквами и просит посмотреть в словаре, как оно пишется. Учащемуся предлагается списать слово и заучить. Слова с непроверяемыми написаниями вынесены на поля учебника и ребенку нужно их только запомнить. К тому же, словарная работа проводится отдельно от другой орфографической работы на уроке и часто даже не бывает с ней тематически связана. Это не только нарушает логику обучения грамотному письму в целом, но и приводит к затрате большого количества времени на изучение слов с непроверяемыми орфограммами. В способе действия отсутствует этап, связанный с формированием умения ставить орфографическую задачу.

Среди современных комплектов по русскому языку есть и такие, в которых изначально заложен другой подход к изучению орфографии, которые ставят ребенка в “ситуацию незнания”, что заставляет ученика быть активным, решать конкретные орфографические задачи. Один из таких комплектов – это комплект “К тайнам нашего языка” Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Авторы данного комплекта предлагают вести орфографическую работу на уроке, и в частности, работать над словами с непроверяемыми написаниями по-другому. В учебнике этих авторов, словарная работа является неотрывной частью всей орфографической работы на уроке и поэтому не может вестись изолированно.

На начальном этапе обучения письму в 1 классе учащиеся еще не могут объяснить правописание слов. В букваре, в книгах, в прописях, на доске слова уже написаны теми, кто знает, где и какой буквой надо обозначить звук. При записи же под диктовку, такие буквы подсказывает учитель. Перед ребенком стоит задача сначала научиться находить “опасные” при письме места, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок в их написании. Эту задачу авторы учебника решают не разграничивая “опасности письма” на проверяемые и непроверяемые.

Например: учащимся сначала предъявляются картинки, на которых изображены плита и пенал (Пропись № 3, 1 класс стр.24). Предметы называются, затем выполняется звуковой анализ слов и заполняются звуковые схемы, обозначается ударение. После этого называются “опасные” гласные звуки, в данном случае это [и]. Теперь перед учеником встает вопрос, какой буквой обозначить этот звук? Правило проверки безударных гласных ребенку еще не известно.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

За помощью ученик обращается к справочным рамкам. В рамках прописи предлагаются слова плита, пенал. Таким образом, ребенок еще не догадывается, что безударный гласный, в одном из слов может быть по правилу проверен словом плитка, а в другом является непроверяемым написанием и требует запоминания. Прежде чем познакомить ученика с орфографическими правилами, необходимо научить его замечать те места, где требуется эти правила применить, создать такую ситуацию, в которой ребенок бы понял, что правило ему необходимо. На данном этапе ребенок учится сначала прогнозировать орфограммы, т.е. ставить орфографические задачи.

На следующих этапах обучения проводится тренировка в нахождении орфограмм. В первом классе дети знакомятся с самыми частотными орфограммами, далее они узнают другие признаки орфограмм. Это значит, что их орфографическая зоркость совершенствуется.

Затем, дети узнают о составе слов, что также влияет на становление умения находить орфограммы, но, уже с указанием, в какой части слова она находится.

После этого можно приступать к знакомству с правилами, то есть учиться решать орфографические задачи. Только тогда ребенок самостоятельно осознает, что выбор буквы не всегда можно объяснить с помощью правила, что есть слова, написание которых нужно узнавать по орфографическому словарю.

Важной отличительной особенностью учебников русского языка УМК “Гармония” является то, что авторы комплекта не выносят слова с непроверяемыми написаниями на поля учебника, как это принято в других учебниках. Знакомство со словами с непроверяемыми написаниями происходит в ходе единой орфографической работы на уроке.

Например, при работе над словами с непроизносимыми согласными ученик по мере выполнения заданий сам находит словарные слова. В нижеприведенном примере это слова чувство и праздник (Учебник “К тайнам нашего языка” 2 класс упр. 446).

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Ученик работает сначала над “слуховым” образом слова, находит орфограммы; затем записывает слово с “окошком” или “окошками”; пробует сделать “опасное место” “безопасным”, то есть подобрать проверочное слово. Когда школьникам не удается этого сделать ни одним из известных способов, они сами делают вывод о том, что орфограмма непроверяемая, а значит слово подлежит запоминанию. Чтобы вставить пропущенную букву необходимо обратиться к орфографическому словарю, что они и делают. Так начинается работа над “зрительным” образом слова. Ребенок находит слово в словаре, заодно вспоминая алфавит, отмечает прямо в словаре орфограммы, узнает почему пишется та или иная буква из этимологической справки (если она этому способствует). Далее учителю требуется организовать работу над этими словами таким образом, чтобы обеспечить их запоминание.

Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Следовательно, и упражнения подобранные учителем, должны опираться на различные виды памяти и быть разнообразными.

Авторы УМК “Гармония” для усвоения правильного написания слов используют систему списывания, разработанную известным психологом П. С. Жедек, которая предполагает опору на все виды памяти. С данной методикой учащиеся знакомятся еще при обучении письму, работая в классе по специальной памятке под руководством учителя (Учебник “К тайнам нашего языка” 1 класс, стр.75).

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Во 2, 3, 4 классах эта работа продолжается и способствует прочному и осознанному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.

Кроме специально организованного списывания запоминание слов из словаря обеспечивается использованием мнемотехнических приемов, основанных на возникновении у ребенка определенных ассоциаций.

Например, прием замены буквы картинкой.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Группировка слов по сходству (букв, частей, корней), иногда и с опорой на этимологию слов.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Группировка слов по контрасту.

Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть фото Что такое слова с непроверяемым написанием. Смотреть картинку Что такое слова с непроверяемым написанием. Картинка про Что такое слова с непроверяемым написанием. Фото Что такое слова с непроверяемым написанием

Запоминание с помощью сложносокращенных слов.

корабль – линкор
батальон – комбат
хозяйство – колхоз
организация – комсорг

Затем идет работа, направленная на первичное закрепление слов. В основном это работа над гнездом родственных слов, уточнение их значений, обучение правильному употреблению их в речи.

Заключительным этапом работы над словами с непроверяемыми написаниями становится включение их в круг других отрабатываемых написаний, закрепление и повторение изученного.

На данном этапе проводится:
– лексико-орфографическая работа,
– грамматико-орфографическая работа,
– речевая работа.

Рассмотрим подробнее как проводится такая работа.

Лексико-орфографическая работа продолжает работу над значением слова, которая была начата еще на первом этапе введения слова. Ребятам уже понятно основное значение слова, следовательно, надо познакомить их с такими особенностями языка, как многозначность, омонимия, синонимия антонимия, переносный смысл. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог умело использовать эти лексические средства в своей речи.

Так, например, при работе над словом товарищ нужно рассмотреть все значения этого слова.

Согласно “Словарю русского языка” С.И.Ожегова,

Учителю необходимо объяснить, что второе значение данного слова употребляется обычно в обращении, при фамилии, названии профессии, звании. Здесь уместно провести работу по выявлению синонимов слова или антонимов, поговорить о возможности замены слова синонимом.

Например: Вставь в предложения слово товарищ. Подумай, в каком из предложений слово можно заменить его синонимом.

Грамматико-орфографическая работа над изученными словами должна строиться в соответствии с проходимым грамматическим материалом. Это могут быть задания на выделение окончаний, определение рода, определение различных падежных форм, спряжения, склонения; группировка слов по грамматическим признакам.

Речевая деятельность при работе над непроверяемыми написаниями направлена на формирование умения связной речи, на отработку речеведческих понятий, на умение излагать свои мысли так, чтобы тебя понимали.

Целесообразно предлагать работу на сравнение двух текстов.

Серый зверюшка, длинные ушки,
Хвостик клубком, спит под кустом –
Там его дом.
Зима наступает, шубу меняет.
Кто его знает?

Заяц – представитель семейства млекопитающих, отряда зайцеобразных. Распространены зайцы по всему земному шару. Питаются травянистой растительностью, корой, почками и ветками древесных пород. На территории России обитают 5 видов зайцев: беляк, тумак, толай, дикий кролик и маньчжурский.

Учащиеся определяют, что оба текста про зайцев, но в текстах есть различия. Второй текст научно-популярный и может быть использован, например, на уроках природоведения. Жанр первого текста ребятам хорошо знаком и понятен, они могут предложить свои загадки о зайце.

Авторы букваря “Мой первый учебник” начинают проводить речевую работу с первых уроков обучения грамоте. Еще в добуквенном периоде ученики узнали о том, что речь бывает разная: деловая и картинная, а выбор вида речи зависит от ситуации, в которой ты находишься. Для такого разграничения на страницах букваря есть значки “ученого” и “художника”. Учебник содержит много материала для формирования умения связной устной и письменной речи.

В настоящее время я и мои ученики изучаем русский язык по учебнику УМК “Гармония” “К тайнам нашего языка” для 3 класса. С удовольствием, а главное эффективно, работаем над словами с непроверяемыми написаниями по методике, предложенной авторами данного комплекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *