Что такое словарь для детей

Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей Березина Надежда
Консультация «Формирование словаря детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи. Так, в один год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-х – 3,5 тысяч. Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей. Ещё одна особенность словаря дошкольника- это значительно меньший его объём по сравнению со словами взрослого, так как объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Слова, какие слышит ребенок,делятся на две категории:

• пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет)

• активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а когда говорит- ещё и артикуляционный аппарат. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Где можно провести работа по формированию словаря?

1. В совместной деятельности взрослого и детей по развитию речи;

2. в режимные моменты;

• утренний прием детей и вечернее время;

• утренний и вечерний туалет;

• индивидуальная и подгрупповая работа;

• при рассматривании игрушек, предметов, картинок;

• в игровой деятельности;

• при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

• в процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);

во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений; рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.

• во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;

• во время праздников и развлечений;

3. в самостоятельной игре;

В образовательной деятельности по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на обогащение словаря. В утренний прием детей и вечером провести дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово, потешки, стихи.Например:

1. Будет мыло пениться и грязь куда-то денется!

2. Трите губкой и мочалкой, потерпите, не беда!

И чернила, и варенье смоет мыло и вода!

-Зеркало станет грязным от страха, если в него поглядится неряха.

Упражняем детейв образовании глаголов повелительного наклонения например:

В потешке «Водичка, водичка умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, зубок). Ребенок легче запомнит потешку, если она будет нарисована.

При одевании можно использовать вот такую потешку (наденем на ножки).

При приеме пищи, а также в дидактических играх и упражнениях обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительных (какао, кофе, пюре).

На подушку головой-

Глажу, глажу лобик свой. (поглаживаем лоб)

Глазки закрываю, (закрывают глазки)

Быстро засыпаю. (руки под щечки).

Пальчиковые игры играют огромную роль в развитии речи ребенка, развивают память, мышление, координацию движений кистей и пальцев рук.

Жил- был царь, (руки к вискам – корона)

У царя был двор. (руки в стороны)

На дворе был кол (рука вверх пальцы вместе)

На колу- мочало (развести пальцы)

Его ветром качало (покачать кистью)

Не начать ли сказочку сначала?

Как организационный момент можно использовать игру «Кулачек».

Как сожму я кулачек (сжимаем руки в кулак)

Да поставлю на бочек, (кулаки на коленки)

Разожму ладошку, (распрямляем кисть)

Положу на ножку. (руки на колени)

Во время прогулок с детьми:

• наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы)

• и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь,

• за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт).

При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения

Например в игре «Назови ласково птиц» закрепляем умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных форм:

Например: один соловей- много соловьев

На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, в области по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).

Ты волшебный пластилин

Много нас, а ты один

Мы тебя помнем немножко, раскатаем на ладошке.

(кукла, утка….) просто класс.

В совместной музыкальной деятельности, также происходит обогащение словаря детей. В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения.Например:

Игра: «Что, (кого) нарисовал художник?».На упражнение существительных в винительном падеже: (чашку, слона, петуха, машину).

При чтении и перессказывании сказки, формируем звуковую выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами. Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Участвовать в различных викторинах, отгадывании загадок, где так же пополняется словарный запас детей.

При заучивании стихов используем такие приемы: рассказывание парами, нарисуй стихотворение, пропой.

Таким образом, упражняем детей в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня. А разнообразные игры помогают:

• Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря.

Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов.

Подвижные, музыкальные игры с текстом, формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию.

Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем, соответствующего словаря, тренировке речевых умений и навыков.

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детейИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик «Экология». Дом, домик- это то,что.

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детейКонсультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детейКонсультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Источник

Основные словари русского языка. Виды словарей

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей

На Земле проживают тысячи наций, которые говорят на разных языках и диалектах, но объединяет все языки оно — СЛОВО. Слова любого языка, в том числе русского, великого и могучего, как говорил И. С. Тургенев, невероятно многогранны, просты и сложны одновременно. А потому по течению времени было создано множество словарей, характеризующих слова, их функции и значение.

Приглашаем сегодня в путешествие со словами русского языка, объединенные в отдельные домики — словари.

Oдним из caмыx извecтныx и пoпyляpныx тoлкoвыx cлoвapeй cчитaeтcя «Toлкoвый cлoвapь вeликopyccкoгo языкa», cocтaвлeнный B.И. Дaлeм. Пepвoe издaниe этoгo cлoвapя пoявилocь нa cвeт в 1863—1866 гг. B этoм тpyдe пpивoдитcя бoлee 200 тыcяч cлoв и oкoлo 30 тыcяч пocлoвиц.

Давайте, узнаем, как В.И.Даль описывает, скажем, слово «счастье»:

А вот так характеризует слово «счастье» автор «Большого толкового словаря» С. И. Ожегов:

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей

Орфографический словарь

Орфографический словарь сужен своим функциональным значением. Он акцентирует внимание на правильном написании слова. С такими словарями обязательно сталкиваются учащиеся начальной школы. Орфографический словарь — это правописание простых и сложных слов русского или иного языка:

АДАПТАЦИЯ

Фразеологический словарь

Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.

Шаг за шагом

Делать что-л.
Постепенно, последовательно, поэтапно.

Подразумеваются действия, связанные с однонаправленным перемещением в пространстве или времени. Имеется в виду, что лицо или группа лиц, реже — предмет (Х) совершает действие (Р), поступательно, неуклонно осуществляя свою деятельность, вспоминая или прогнозируя её осуществление. Преимущественно об умственной деятельности. реч. стандарт.

Что такое словарь для детей. Смотреть фото Что такое словарь для детей. Смотреть картинку Что такое словарь для детей. Картинка про Что такое словарь для детей. Фото Что такое словарь для детей

Словарь синонимов

Словарь синонимов, а также омонимов и антонимов содержит перечень слов, соответственно теме того или иного словаря. Например, из словаря синонимов русского языка — слов разных по звучанию, но одинаковых по смыслу:

Синонимы к слову «любознательный»

Антонимы — слова противоположные по смыслу и звучанию:

Антонимы к слову «лентяй»

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию:

Омонимы к слову «ласка» (5 букв)

2. доброе, приветливое отношение, обращение:
«Согреть душу лаской»
«Ласковый теля двух маток сосёт»

ласка II небольшое хищное пушистое млекопитающее семейства куньих

Этимологический словарь

Этимологический словарь раскрывает этимологию слов и морфем, содержит информацию о фонетических и семантических изменениях слова во времени, углубляется в историю рождения того или иного слова или словосочетания:

Азбука

Это слово скалькировано (то есть составлено по аналогии с другим словом) с греческого слова алфавит, которое образовано из названия двух первых букв греческого алфавита – «альфы» и «беты». Слово азбука составлено из старых названий двух первых букв русского алфавита – «аз» (современное «а») и «буки» (современное «бэ»). Любопытно, что одно из названий азбуки – абевега: принцип тот же.

Словарь афоризмов

Афоризм — это яркое выражение, характеризующее что-либо. Это лаконичное, яркое изречение, заключающее в себе законченную мысль, отличающуюся меткостью и неожиданностью суждения. Часто идет параллельно с цитатами и имеет своего автора:

«Не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня» (Бенджамин Франклин )

Энциклопедии и справочники — тоже разновидности словарей. И словарь трудных слов, словарь А.С.Пушкина, словарь диалектов, словообразовательный, жаргонный и многие другие — все это типы словарей русского языка.

Вся эта сокровищница слов и знаний позволяет нам стать умнее и мудрее, расширить знания, уровень интеллекта и языковую культуру. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Смотрите также:

Любознательных и любящих читать детей!

С пожеланиями успехов,

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

Беседа о словаре (старший дошкольный возраст)

«Толковый словарь живого великорусского языка» и его создатель В.И. Даль.

Создание условий для развития потребности познавательной активности детей дошкольного возраста, благодаря продуктивной коммуникации.

Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста, установки на решение познавательных задач

Расширить кругозор детей дошкольного возраста через формирование представления о роли словарей и справочников в русском языке и составлении первого словаря русского языка.

Развитие чувства патриотизма и гордости за великих людей России через знакомство с подвижнической деятельностью В.И.Даля.

Ход проведения беседы.

беседа о словарях и справочниках

Воспитатель: Ребята, всегда ли мы понимаем всё услышанное, прочитанное? Всегда ли можем объяснить значение слов?

А когда мы сталкиваемся с такими ситуациями, что мы делаем, какие ищем выходы?

(интернет, википедия, словари, справочники)

А какой словарь нам рассказывает о значении слова? (Толковый)

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества»

В истории русского языка известны попытки составления первых словарей. Но полную информацию о словах русского языка никто не мог до середины 19 века.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов.

Над своим словарем Даль работал 47 лет. По образованию Даль был хирургом, имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.

Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его был хорошо

образованным человеком, знал медицину и много языков, был патриотом

России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы.

Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков.

Благодаря родителям детство Даля было отмечено радостью узнавания

мира, развитием в нем многих способностей. В семье всегда говорили по-

русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские».

«Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых

Затем В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона.

В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля к месту службы. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. Как рассказывал сам Владимир Даль: “Бывало, на дневке где-нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

В возрасте 25-ти лет Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне это город Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Досрочно завершив образование, молодой хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей” – говорил он. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.
С 1833 года по 1859 Даль на правительственной службе. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде.

Даль находился у постели смертельно раненного Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. И перед своей смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Пролистаем страницы словаря

Что означают эти слова? Как они звучат сегодня?

Как в современном языке мы называем все эти слова? (архаизмы)

«Опыты» с переводом заимствованных слов на русский язык

А знаем ли мы сейчас наши пословицы?

Давайте представим ситуации, когда можно этими пословицами сформулировать вывод, основную мысль, определить эпиграф.

Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои.

Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей.

— Ребята, вы сегодня узнали что-то новое?

— Свое мнение о нашей беседе определите одним словом, которое у вас ассоциируется с именем Владимира Ивановича Даля.

Источник

Игра «Словари – наши друзья и помощники»

Ход игры

Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Есть “Орфографический словарь(показ) он помогает нам правильно написать слово.

Словарь ударений(показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари “Толковые(показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете : много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Библиотекарь.: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

1-я команда

“ Жил да был бутерброд с колбасою “

“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

2-я команда

“ Испек рассыпчатый пирог”

“Нужно выселить лягушку”

“ У лукоморья дуб зеленый ”

1-я команда

Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

2-я команда

Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе : лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация )
И летит за океан
Информация! (Телефон)

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

1-я команда

“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

2-я команда

“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл.И поделом сорока м : не надо было ворон считать

Предварительные итоги.

Библиотекарь:.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

Правильный ответ балл.

Подведения итогов. Награждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *