Что такое словарная работа по литературе 2 класс
Значение словарной работы на уроках литературного чтения
В работе по литературному чтению язык, следовательно, и словарный состав литературного произведения изучаются как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому огромно значение в школе словарной работы на уроках литературного чтения: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественные богатства произведения.
Из этого следует, что первая задача словарной работы на уроках литературного чтения – это помочь учащимся раскрыть идейно – художественное богатство произведения.
Вторая задача – путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.
О значении занятий по литературному чтению для развития речи учащихся прекрасно сказано профессором М.А. Рыбниковой:
«Чтение вводить в язык живых и целостных мыслей, показывает силу эмоционально окрашенной речи; литературное чтение помогает осваивать все богатство национальной языковой культуры во всей её идейной сложности и волнующей силе».
Изучая литературу, учащиеся в словесно-художественных образах познают высокие моральные качества человека, а также красоту творческого труда. Учащиеся получают живые иллюстрации для раскрытия таких моральных понятий: как независимость, гордость, честность, чувство долга, патриотизм, самопожертвование, товарищеская солидарность, великодушие, гуманность
Эти моральные понятия усваиваются в непосредственных переживаниях, впечатлениях при знакомстве с литературными персонажами.
На занятиях по литературному чтению учащиеся непосредственно убеждаются в богатстве и разнообразии, разносторонности и многоцветности словарного состава русского языка. В процессе занятий литературным чтением учащиеся познакомятся с чрезвычайно широкой смысловой насыщенностью слов, прямым и переносным их значением, с богатой синонимикой, с многообразными стилистическими средствами языка, с разнообразием фразеологических сочетаний и т. д.
Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют языковые богатства. Какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством языка.
При ознакомлении учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых и появлении новых слов. Такие наблюдения способствуют повышению и умению учащихся пользоваться словами в своей речи, обостряют языковое чутьё.
Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, школ, работников печати и.т.д.
Учащимся необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться в устной и письменной речи. Но также им следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи. Писатель для более полного, яркого и конкретного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Литературное чтение, расширяя кругозор учащихся, также имеет громадное значение в их общем культурном развитии.
При изучении литературных произведений раскрывается значение в литературном произведении слов-образов, в которые содействуют идейно-образного содержания произведения.
Изучение и понимание величайших достоинств русского языка имеет огромное значение: оно должно вызвать чувство уважения и любви к создателю и носителю языка – великому русскому народу, дать возможность глубже понимать язык литературного произведения, пробудить учащихся тщательнее всматриваться в языковую структуру своих устных выступлений, письменных работ.
Словарные занятия, преследующие цель лучшего усвоения литературного произведения, уже сами по себе оказывают огромное влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение из словаря. Школьники приучаются понимать и ценить силу его изобразительности и выразительности и тем самым обогащают и активизируют и свой язык, приобщаются к великой сокровищнице русского языка.
Таким образом, на уроках литературного чтения словарная работа преследует задачи раскрытия идейно – образного содержания произведения и повышения культуры речи учащихся, в которых и заключается её значение.
«Словарная работа с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка во 2 классе»
Перевертова Светлана Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15 город Сургут
Словарная работа с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка»
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация деятельности, направленная на:
Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
Формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Бедность словаря учащихся затрудняет усвоение ими орфографии. Николай Сергеевич Рождественский, советский педагог, писал: «Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».
Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них, соответственно, преобладает и образный тип памяти.
Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
Яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными необходимо подбирать увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлечёт внимание каждого ученика. Поэтому часто в работе над словарными словами используются загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки, стихи.
Береза, ботинки, быстро.
Валенки, весело, ветер, воробей, ворона.
Девочка, дежурный, деревня.
Капуста, карандаш, каток, класс, коньки, корова.
Мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, Москва.
12.Пальто, пенал, петух, платок, посуда.
13.Работа, ребята, Родина, Россия, русский.
14.Салат, сапоги, сахар, Скоро, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота.
15.Тарелка, тетрадь, товарищ.
16.Урожай, ученик, учитель.
Словарные слова, классифицированные по группам
Ребята, девочка, мальчик, фамилия.
Ученик, учитель, класс, дежурный.
Город, деревня, Москва, Родина, Россия.
Карандаш, пенал, тетрадь, альбом, резинка.
Воробей, ворона, сорока, петух, дятел.
Машина, работа, завод.
Мороз, ветер, солнце, хорошо.
Заяц, лисица, медведь.
11.Мебель, порядок, красиво.
12.Посуда, стакан, тарелка.
13.Молоко, сахар, салат, арбуз.
14.Капуста, морковь, горох, ягода.
15.Народ, товарищ, человек, спасибо.
17.Быстро, весело, коньки, каток, лопата.
18.Скоро, суббота, шел, экран.
19.Ботинки, сапоги, валенки.
Дежурный ученик, маленькая девочка, чистый класс, фамилия учителя, дружные ребята, веселый мальчик.
Альбом для рисования, пенал для карандашей, город Москва, тетрадь ученика, твоя резинка, жить в деревне, моя Родина-Россия.
Шустрый воробей, черная ворона, большой петух, верная собака, шумная сорока, корова, заботливая ласточка, пестрый дятел, песня жаворонка.
Сильный ветер, лютый мороз, надежная машина, интересная работа, заводской гудок, бумажная фабрика, ласковое солнце. Хорошие друзья.
Красивая мебель, порядок в тетради, новая посуда, глубокая тарелка, мамин стакан.
Стакан молока, сахарный арбуз, капустный салат, ягодная пора, грядка моркови, зеленый горошек.
Трудный диктант, интересный вопрос, родной язык, изложение текста, русский народ, верный товарищ, знакомый человек, спасибо.
Березовые дрова, красивая рябина, урожайный год, быстрые коньки, веселые каникулы, дедушкина лопата, широкий каток.
10.Скоро суббота, большой экран, шел по тропинке, желтые ботинки, резиновые сапоги, теплые валенки.
Фотографий наших дом
Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно карандаш.
Как – то после обеда Малыш сидел у себя в комнате и возился со своей коллекцией марок. Перед ним лежал альбом и целая куча новых марок, которые он собирался разобрать.
Шьют для кукол распашонки
Кишлак, селение, село, аул.
Что в деревне ни родится, то в городе пригодится.
Что ни деревня, то обычай, что ни двор, то разговор.
На деревню дедушке – по заведомо неточному адресу.
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
Трубою высокой достал небосвод,
По утрам спешит народ
Завод красен не планом, а его выполнением.
На нашем заводе брак не в моде.
На машиностроительном заводе работала вся семья Кузьминых. Отец и мать отработали на заводе более сорока лет; дети трудятся здесь уже более десяти лет.
Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела.
Заячья душа – о трусливом, робком человеке.
Ехать зайцем – ехать без билета
Угадайте, что за шапка:
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Мы за ним – он скок – поскок,
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Трусливому зайке и пенек волк.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
Без капусты щи не густы.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.
Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая в листьях сгниет.
Юбки свои накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке … (капуста)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Лето целое старалась –
А как осень подошла,
Сложили мы в бочонок.
Котята за капустой
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
Взять на карандаш – взять на заметку.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж –
Поточить ты папе дашь
Свой любимый … (карандаш)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мой альбом.
След за следом оставляю.
Ну а вышла где запинка –
Там поможет мне резинка.
Плохой карандаш лучше плохой памяти.
Какой карандаш со стола я беру?
Каким нарисую бруснику в бору?
Пришел домой художник наш
И взял тетрадь и карандаш.
3. Я – малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
То с трудом влезал в пенал
Школьник пишет и растет,
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Коллектив, группа; комната, помещение, кабинет; степень, уровень, разряд, ступень, категория.
Что за комната такая? Очень светлая, большая,
Парты ровными рядами, а за партами мы сами.
Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
Наша классная комната находится на первом этаже.
Классный руководитель идет с нами в поход.
Ученики третьего класса часто бывают в читальном зале библиотеки.
Ребята идут навестить больного одноклассника.
Столпившись в классе, они с любопытством смотрели в окно.
Зима в подарок нам дает
Скорей на снег, на скользкий лед,
Есть, ребята у меня,
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду,
Только не карандашами,
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
2. На пруду каток хороший,
Лед сверкает как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
Корова черна, да молоко у нее бело.
Ешь корова соломку, поминай лето.
Нерадивую доярку и корова рогами колет.
Голодная мычит, сытая жует.
Всем ребятам молоко дает.
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева.
Молока нам даст парного.
Старую лису не травят молодыми собаками.
Лисица – старая лисица.
Старую лису хитростям не учат.
Лисичка всегда сытнее волка живет.
У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, кур крадет.
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Нет ни дыма, ни пожара.
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Ночь стоит в лесу густом.
Слышен шорох под кустом:
Ходят хвостиком лисята
За лисицыным хвостом…
За мамашею лисицей
Дети ходят вереницей.
1. Борода лопатой – широкая борода.
2. Во все лопатки (побежать, мчаться) – очень быстро
3. Положить на обе лопатки – положить на спину (в борьбе); одержать
полную победу над кем – либо.
4. Грести лопатой – жить в изобилии, богатстве.
Лопата – молодец, говорит боец.
Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг.
Я землю копала – ничуть не устала.
А кто иной копал, тот и устал.
Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, чтобы ловить рыбу.
Разгребу песок лопатой, чтобы лег он ровно, гладко.
Вести себя как мальчишка – несерьезно, несолидно.
Мальчик для битья – о том, кого заставляют расплачиваться за чужую вину.
Мальчик с пальчик – об очень маленьком мальчике.
Волк не трогает козлят,
Мальчик с пальчик, говорят,
Под окошком смуглый мальчик
Перед ним раскрыта книжка,
Но в нее он не глядит.
Машина любит ласку, чистоту и ласку.
Какая машине забота, такая ее и работа.
Где много говорят, там машины стоят.
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек по улице везут.
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Воз т грузы и людей.
Ты знаком, конечно с ней?
Нужно много ей бензина,
Чтоб поехала … (машина)
Упругие шины у нашей машины
Нажимаю на педаль – и машина мчится вдаль!
Для мебели – о том, с кем можно не считаться.
Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.
Смотреть медведем – быть нелюдимым, угрюмым.
Медвежий угол – отдаленное малонаселенное, глухое место.
Медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая только неприятность.
Делить шкуру неубитого медведя – о тех, кто делит между собой доходы, которых еще нет и, возможно не будет.
Кто боится медведя, тот боится и его следов.
Для медведя зима – одна ночь.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Летом бродит без дороги между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет
2. Летом наедается, зимой высыпается.
3. На мишутку сердится строгая … (медведица)
4. Будет сильно тот реветь, кому встретится… ( медведь)
5. У моржей соседи белые … ( медведи)
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел!
Не умеет дятел петь,
Говорят, ему медведь,
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
Медвежат я принесла,
Мед на блюдце и варенье.
Мишки скучные сидят.
И не пьют, и не едят…
А медку они бы съели,
Если б рот открыть сумели.
Кровь с молоком – о свежем, румяном лице.
Молочные реки и кисельные берега – сказочно привольная, обеспеченная жизнь.
Не будет молока, коли у коровы тощие бока.
Коровушку не напоишь – и молочка не надоишь.
Корова в тепле – молоко на столе.
Чиста да не вода; клейка, да не смола,
Бела да не снег; сладка, да не мед;
От рогатого берут да малым детям дают.
Ты пасись, коровка дольше, молочка неси побольше, клевером питайся спелым, молочко чтоб стало белым.
Высокие, узкие клочья тумана, густые и белые, как молоко, бродили над рекой, заслоняя отражение звезд и цепляясь за ивы.
Мороз по коже дерет – возникает ощущение от холода или от внезапного страха.
Какой это мастер на стекло нанес
И листья и травы, и заросли роз?
2. Со спортивной звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный! Не пугает нас … (мороз)
3. Замечательный художник
Отгадайте – ка, ребята,
Кто окно разрисовал?
Он является ко мне,
И рисует, как художник.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз и метели под февраль полетели.
Береги нос в большой мороз.
Мороз ленивого за нос хватает
А перед проворным шапку снимает.
5. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.
Шалун уж заморозил пальчик.
Вот пришли морозы и зима настала.
Морозно. Равнины белеют под снегом.
Славная осень. Морозные ночи, ясные, тихие дни.
Улицей гуляет Дедушка мороз, иней рассыпает по ветвям берез.
Москва – мать городов русских.
Москвой – столицей весь народ гордится.
Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
Москва верстой далека, а сердцем рядом.
Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве.
Хорошо на московском просторе! Светят звезды Кремля в синеве.
Число жителей Москвы приближается к десяти миллионам.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Честный труд – богатство народа.
В песнях душа народа.
В каком народе живешь, такого обычая и держишься.
В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.
Где наш народ трудится, там и сказка сбудется.
Привет тебе, народ родимый;
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родно
По одежке встречают, по уму провожают.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Хорошая одежда украшение для тела, хороший товарищ – отрада для души.
Без надежды – что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь.
А как осень подошла,
Сложили мы в бочонок.
Погоди немного, кошка, будет и тебе одежка!
На природе с каждой каплей
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
Осенним и зимним бывает оно.
В шкафу есть местечко всегда для него.
Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье.
Купил мне дедушка пальто «на вырост» называется.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
Портфель у меня не велик, и не мал:
Лежат в нем задачник, букварь и … (пенал )
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И пенал и карандаш,
И резинка, чтобы пятна
И букварь – приятель наш.
Пропели всю ночь до петухов – до зари
Вставать до петухов – раньше, чем пропели петухи
Ложиться с петухами – поздно, к утру
Жареный петух клюнул – кто – либо испытывает трудности
Птица та – деревни житель,
Кур – хохлаток предводитель,
Только червячка найдет,
Собирает свой народ.
Вместе с солнышком встает,
Очень громко он поет.
С ярким красным гребешком,
Он зовется… (петушком)
Он в мундире ярком.
Встал Петух на кромку льда.
Треснул лед, пошла вода.
Он не плавал никогда.
Посреди двора стоял петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира. Блестели зеленые и голубые отливы его доспехов. Развевались атласные ленты: красные, черные и белые.
Наше дело петушиное – пропеть, а там хоть не рассветай.
На чужой роток не накинешь платок.
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
Вышла на крылечко на заре туманной,
Плечиком пожала: Студено и сыро.
Посуда любит чистоту.
Стеклянную посуду береги: расшибешь – не починишь.
Накормить друзей обедом,
Или чай попить с соседом,
Послужить вам рада я,
Только мойте вы меня.
Уж не буду, уж не буду
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать.
Наношу воды в кадушку
Все тетради и игрушки
Работа горит в руках – дело делается быстро, легко.
Работать над собой – совершенствовать себя в чем – либо.
Всякая работа мастера хвалит.
Работай дружней, так будет верней.
Плохой работник всегда жалуется на свой инструмент.
Работе время, а потехе час.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием.
С песней работа спорится.
У одного мельника было трое сыновей, осел и кот. Сыновья работали на мельнице, осел возил зерно, а кот ловил мышей.
Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а в место носа воткнули морковку. Хороший получился Снеговик!
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
2. Он домой спешит с Арбата.
— Как живешь? – кричат ребята.
Он чихнет – ребята хором:
— Дядя Степа, будь здоров!
Родина любимая – мать родимая.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Кто служит Родине верно. Тот долг исполняет примерно.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
С Родиной разлука – одна мука.
Для Родины своей ни сил, не жизни ни жизни не жалей.
Любимую землю, где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой.
Мы Родиной нашей зовем.
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Есть в России святые места.
Если друг тебя в горе покинет,
Если вдруг на душе пустота.
Ты пойди приложись к святыне.
Поброди вдоль Тригорских прудов.
По Михайловским ласковым рощам-
Как бы ни был наш век суров,
Там все сложное станет проще.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Раздольные песни поют.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Я тебе по – русски отрежу, напрямик.
Русский человек без родни не живет.
Если по – русски скроен, то и один в поле воин.
Русский человек добро помнит.
Русский в словах горд, в делах тверд.
На празднике исполняли русские народные песни.
Русская кухня славится своими пирогами.
Русские люди давно –давно мечтали о полетах: герои их любимых сказок летали на ковре – самолете. А русский человек такой: если он о чем – то мечтает, обязательно будет стараться, чтобы его мечта осуществилась.
Самый полезный салат готовят из свежих овощей.
Лев не любит шоколад.
Предпочел бы он салат.
А его подружки обожают сушки.
Два сапога – пара – О двух людях, подходящих друг к друг по недостаткам.
Сапоги каши просят – износились, продырявились.
Тесные сапоги разносятся, а узкие ссядутся.
Портной без кафтана, сапожник без сапог, кузнец без топора, а плотник без дверей.
В пляске сапог не жалеют.
По размеру ноги выбирай сапоги.
Два братца не могут расстаться:
Утром в дорогу, ночью к порогу.
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью.
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Сахарные речи – льстивые речи.
Не сахар – о чем – нибудь неприятном. Характер у тебя не сахар.
Цирковая лошадь очень любит сахар.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
На скорую руку – быстро и небрежно.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Скоро наступит Новый год.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Лето подходит к концу. Скоро все разъедутся по домам. Лагерь опустеет. Грустно расставаться
Как собака на сене – о человеке, который сам не пользуется и другим не дает.
Как кошка с собакой живут – о постоянно ссорящихся людях.
Собаку съесть – Быть знатоком в каком – либо деле.
Как собака – очень устать, проголодаться.
Как собак не резанных – очень много.
С собаками не сыскать – невозможно найти.
Собак гонять – бездельничать.
Вешать собак – взваливать вину на кого – либо.
Вот где собака зарыта – вот в чем суть дела.
Нужен как собаке пятая нога – совсем не нужен.
Собака – верный друг человека.
Как собака на сане: и сама не ест и другим не дает.
Не замахивайся палкой и собака не залает.
И собака помнит, кто ее кормит.
Ласковая собачонка и во сне хвостом виляет.
Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
Без собаки зайца не поймаешь.
Собака лает, ветер носит.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком,
На сене лежит, сама не ест и другим не дает.
Собачка вскочила и встала перед ним на задние лапы.
Сорока на хвосте принесла – об известии неизвестно откуда полученных.
Трещит как сорока – говорит быстро, громко.
Сорока на хвосте весть принесла.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока стрекочет – гостей пророчит.
На открытом месте сорока гнезда не вьет.
Между воронами и сорока по – вороньи каркает.
Сорока один раз клюнет – десять раз осмотрится.
Рассказать где была.
Весь день хлопочет.
Приручить сороку одна морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Тараторили на горке.
Скачет пестрая сорока
И пророчит мне гостей.
Снаружи сорочье жилище некрасивое, лохматое, во все стороны прутья торчат. Зато внутри оно выстлано мягкой травой, мохом, перышками.
Сорочонок выпал из гнезда.
То – то было крику и мороки!
Как на место страшного суда,
Сорока во весь голос болтала. Ворон сидел молча. Сорока удивилась. Почему молчит родной куманек? Или он не верит мне? Кто много болтает, тот много врет.
Спасибо и на том – хорошо, что хоть так сделал.
Спасибо в карман не положишь.
Спасибо этому дому, пойду к другому.
Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб – соль помнит.
Из «спасибо» шапки не сошьешь.
Маша знала слов немало.
Но одно из них пропало.
И оно – то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Если вас благодарят.
Спасибо людям, что вырастили лес,
За кроны, что взметнулись до небес,
За мир, что дорог сердцу с колыбели.
Всю жизнь в воде проводит кит,
Он в море ест, он в море спит,
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
Все стаканы выпивали,
С молоком и крендельком…
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил … стакан.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял.
А сколько бы он на лугу простоял.
В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
Иному что ни день, то и суббота.
Быть не в своей тарелке – быть не в настроении.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
В скорлупке Дюймовочка спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде
Покажи свои тетрадки, и я скажу кто ты.
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей – ка.
Можешь и нарисовать.
Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки.
У меня обложка синяя,
На любой странице – линия.
Чтоб помочь ученику, ровно вывести строку.
Содержи и ты в порядке,
Парту, книжки и тетрадки.
Я начинаю новую тетрадь.
Как снег белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать.
Какая ей досталась ученица.
Синонимы – друг, приятель.
Товарищ по несчастью – тот, кто вместе с кем – либо попал в неприятное положение.
Сам погибай, а товарища выручай.
Бой красен мужеством, а приятель, дружеством.
Без друга в жизни туго.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Умный товарищ – половина дороги.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Когда в товарищах согласья нет, не лад их дело не пойдет.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бурьян уничтожишь – урожай поднимешь.
Рано в поле выезжай – лучше будет урожай.
Урожай сам не придет – за посевами нужен уход.
День прозевал – урожай потерял.
Лес от ветра защищает, урожаю помогает.
Хороший снежок урожай сбережет.
Колхозный урожай богат, мы можем им гордиться.
Зрейте нивы золотые!
Рожь наливается зерном тяжелым, урожайным, и солнечным погожим днем в поля идут комбайны.
Урожайность зерновых культур на полях с каждым годом повышается.
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Съешь морковку мимоходом!
Каков ученик, таков и его дневник.
У него в чернилах щеки.
Укрощает льва и львицу,
А сама мышей боится.
Почитай учителя, как родителя.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Опыт – самый лучший учитель
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы давно выросли. Но не забывали своего бывшего учителя.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Ум хорошо, а два лучше.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Хорошо трудиться – хлеб родится.
Хорошую речь хорошо слушать.
Хорошо там, где нас нет.
Чтобы хорошо учиться, не надо лениться.
Как хорошо в родном краю! Ты всех счастливее на свете.
В школе был хороший праздник.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает как стекло.
На каток бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик,
Знать до тонкости птичьи повадки,
Понимать их веселый язык.
Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
Нашего поля ягода – совершенно свой по духу.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
Красна ягодка – да на вкус горька.
Не с каждого цветка ягодка, не всякое дерево плоды дает.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
С одной ягоды сыт не будешь.
Земляника …Самая вкусная, самая душистая ягода русского леса.
Язык без костей – кто – либо чрезмерно болтлив.
Язык заплетается – кто – либо не может внятно сказать.
Язык подвешен хорошо (плохо) – не умеет хорошо говорить.
Проглотить – перестать говорить.
1.Не спеши языком – торопись делом.
2. Языком болтай, а рукам воли не давай.
3. Будь смелым не языком, а делом.
5. Без языка и колокол нем.
6. Языком кружева плетет.
7. Язык мой, а речи не мои говорит.
8. Язык болтуна не доведет до добра.
Каждый русский должен знать и любить свой язык.
За столом сказала мать:
— Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
— а болтать ногами можно?
2. Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!