Что такое словарный порядок слов в информатике

Урок информатики в 3 классе по теме «Словарный порядок. Дефис и апостроф»

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Описание презентации по отдельным слайдам:

дом дед дед, дом долгоногий, долгоносик долгоногий, долгоносик

а п т е в е т г р я д и г о л л о д о п у ш р у ч х о л ш а п щ е п о т

заглавная О заглавная А и е

среда понедельник вторник вторник пятница

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Урок информатики в 3 классе по теме «Словарный порядок. Дефис и апостроф». УМК «Школа России», часть 2, авторы А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко.

Данный урок по календарной сетке идёт четвёртым по счёту. Данная презентация поможет при объяснении нового материала и отработке полученных знаний. В данном уроке идёт отработка знаний алфавитного порядка.

Номер материала: ДБ-530039

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием

Время чтения: 1 минута

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть фото Что такое словарный порядок слов в информатике. Смотреть картинку Что такое словарный порядок слов в информатике. Картинка про Что такое словарный порядок слов в информатике. Фото Что такое словарный порядок слов в информатике

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое словарный порядок слов в информатике

Лексикографический порядок ( dictionary order, lexicographical order ) — отношение линейного порядка на множестве слов над некоторым упорядоченным алфавитом.

естественный порядок на неотрицательных целых числах в любой позиционной системе счисления, записанных в разрядной сетке фиксированной длины (000, 001, 002, 003, 004, 005, …, 998, 999)

порядок слов в словаре. Предполагается, что буквы можно сравнивать, сравнивая их номера в алфавите. Тогда лексикографический порядок — это, например, А

Лексикографический (словарный) порядок — способ упорядочивания и сортировки слов, который обычно используется в словарях, энциклопедиях и алфавитных указателях. Он основан на правилах, которые позволяют сделать поиск нужной информации проще и быстрее.

В основе лексикографического порядка лежит алфавит. Слова, начинающиеся на букву «а», предшествуют словам, начинающимся на букву «б». Слова, начинающиеся на «ан», идут раньше слов, начинающихся на «ар», и так далее.
При сортировке учитываются все буквы.

Если все буквы более короткого слова совпадают с началом более длинного слова, то короткое слово предшествует длинному. Например, слово «бар» идет раньше, чем «бармен».

Нет четкого правила, различающего буквы «е» и «ё». Например, слово «ёлка» может предшествовать слову «ель».
Если два слова различаются только тем, что в одном из них есть буква «е», а в другом — «ё», то слово с буквой «е» идет первым. Например, «всё» должно стоять после слова «все».

Слова, включающие в себя дефис или пробел, упорядочиваются так, как если бы они писались слитно. Например, «иван-да-марья» стоит перед «иванник», а слово «по возвращении» идет после «повзводно».

В полном имени человека первой всегда идет фамилия, а имя, отчество и звание пишутся после нее через запятую. Например, «Павлов, Иван Петрович, академик», «Ньютон, Исаак».

Имена древних римлян упорядочиваются по третьему имени (cognomen), а первые два пишутся после него через запятую, как если бы это были имя и отчество. Например, «Цезарь, Гай Юлий», «Цицерон, Марк Туллий».

В японских именах фамилия всегда предшествует имени. Иногда имя отделяют от фамилии запятой, например, «Камидзё, Тома».

Китайские имена упорядочиваются так, как если бы они писались слитно. Например, «Мао Цзе-дун» следует после «маори», а «Сунь Ятсен» — после «Сунна».

Иностранные имена и названия упорядочиваются без артикля. Если артикль необходим, он пишется после слова через запятую, например, «Sorcerer’s Apprentice, The, 2010».

Обратный словарь — словарь, в котором слова отсортированы в алфавитном порядке по конечным буквам.

Для удобства поиска выравнивание списка слов в таком словаре идет не по левому, а по правому краю.

Обратный словарь помогает изучать языки, имеющие суффиксальную агглютинацию, в которых конец слова несёт бо́льшую грамматическую нагрузку, чем начало. Такие словари полезны при изучении словообразования (суффиксального, постфиксального), особенностей строения конца слов. В компьютерной лингвистике они используются как основа для составления и проверки словарей словоформ. Обратный словарь также может быть использован в качестве словаря рифм.

Порядок расположения слов в этих словарях обычный – «прямой» алфавитный, только алфавитное расположение устанавливается исходя из букв конца слова начиная с последней.

Фрагмент для буквы А:

Фрагмент для буквы Ч:

хрыч
сыч
ульч
ключ
бирюч
мяч

Родоначальниками обратных словарей считаются средневековые арабские классические словари XIII-XIV вв.

В Европе в XVIII в. обратный алфавитный порядок слов использовался при составлении словарей рифм (рифмовников). В конце XIX – начале XX вв. появились собственно лингвистические обратные словари. Это были обратные словари древних индоевропейских языков: латинского, древнегреческого, санскрита, тохарского, древнеперсидского и старославянского.

Первые обратные словари русского языка появились за рубежом: в 1958 г. – в Берлине (под редакцией Г. Бильфельдта), в 1958-1959 гг. – в Висбадене (словарь Р. Греве, Г. Крёше под редакцией М. Фасмера).

Первым в СССР является «Обратный словарь русского языка» (научные консультанты А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова) (М., 1974), содержащий около 125 000 слов. Машинная обработка материала и вычислительные работы проводились в Вычислительном центре АН СССР.

Больше всего слов в любом «прямом» – толковом или орфографическом – словаре русского языка начинается на букву п. На П начинается много приставок (пере-, перед-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-). В 17-томном словаре на долю п приходится три тома!

А на какую букву оказывается больше всего слов в обратном словаре? На ту, которой не начинается ни одно слово, а именно: на ь – «мягкий знак»! На й – начинаются слова только в виде исключения, но ею кончаются все прилагательные и большинство причастий.

Эрратив (от лат. errare в значении «ошибаться») — слово или выражение, подвергнутое нарочному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой, для придания особого эффекта.

Термин был введён в науку филологом Гасаном Гусейновым.

Эрративы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичный эрратив искажает письменную форму, воспроизводя (обычно искажая и её) устную форму слова («как слышыцца, так и пишыцца»; этот эффект сложнее повторить, например, в белорусском языке, где фонетический принцип письма используется гораздо шире).

Вторичные эрративы представляют собой обычно труднопроизносимую гиперкоррекцию предполагаемого первичного эрратива.

Эрративы нередко используются в создании товарных брендов и названий, зачастую из-за невозможности зарегистрировать нормативную форму (Blu-Ray, Linkin Park и т. д.)

Источник

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

Презентация представлена по теме «Словарный порядок. Дефис и апостроф». Материал можно использовать как в режиме переключения слайдов, так и в режиме интерактивной доски.

Урок «Словарный порядок. Дефис и апостроф»

На уроках русского языка ребята уже пользовались словарями. И в нашем курсе детям приходилось работать с цепочками слов, расположенными в словарном порядке. Например, во 2 классе ребята решали большую серию задач на работу с учебным словарём. Ни в одной из этих задач не требовалось расположить слова в словарном порядке, тем не менее дети к настоящему моменту приобрели некий опыт, который на этом уроке им предстоит систематизировать и обобщить.

В первой части листа определений содержится общее описание правила словарного порядка. Первый абзац наверняка будет понятен практически всем. Второй и третий абзацы нужно обсудить подробно. При этом можно опираться на пример словарика справа. Так, во время обсуждения можно спросить детей, почему слово ДОЛ идёт раньше слова ДОЛГ, почему слово ДОЛГИЙ идёт раньше слова ДОЛГОВЕЧНОСТЬ и т. д. В каждом из случаев ребёнок должен пояснить, на какое правило из листа определения он опирается и по какой букве идёт упорядочение.

Дальше в задачах цепочку слов, упорядоченных в словарном порядке, мы будем называть словарём.

Может показаться странным, что мы вводим внутрисловные знаки после того, как дети выполнили проект «Знакомство с русским текстом» (в курсе 2 класса). На самом деле этот лист определений обобщает и систематизирует тот опыт и ту информацию, которые ребёнок уже получил. В традиционных школьных курсах вопрос о статусе дефиса и апострофа обходят стороной. Полагаем, что знание этих знаков и умение их использовать — необходимый элемент языковой культуры. Мы также считаем необходимым, чтобы ребёнок твёрдо уяснил себе не только чисто графические различия между дефисом и тире, но и различие в их статусе: если тире относится к знакам препинания, то дефис по своим функциям скорее похож на букву, чем на знак препинания. Действительно, если знаки препинания ставят между словами и предложениями, то дефис существует только внутри слова. Поэтому его и называют внутрисловным знаком.

Графически апостроф — это запятая вверху строки, содержательно не имеющая ничего общего ни с запятой, ни с каким-либо другим знаком препинания. Так же как и дефис, апостроф существует только внутри слова, выполняя функции буквы. Апостроф чаще встречается в иностранных словах (именах собственных). Одно время он использовался в русском языке вместо твёрдого знака, но об этом говорить детям пока нет необходимости (конечно, если никто из них сам не вспомнит, что у него на доме написано «ПОД’ЕЗД № 2»). Встречаются и «авторские» использования апострофа, например когда «изоб’ажают ка’тавость»; нас такая функция апострофа не интересует. Есть небольшая вероятность того, что кто-то из детей сталкивался с одинарными кавычками — ‘ ’. Полиграфисты называют такие кавычки марровскими. Если такой вопрос возникнет, следует объяснить, что правая марровская кавычка и апостроф — это совсем разные знаки и похожи они случайно (кавычки — парный знак и не внутрисловный).

Таким образом, формально говоря, дефис и апостроф можно отнести к символам алфавита, хотя традиционно алфавит считается состоящим только из букв. Именно поэтому на этом листе определений доопределяется (и расширяется) наше понятие «слово»: в курсе 2 класса слово определялось как любая цепочка букв, и в результате некоторые слова русского языка по нашему определению словами не являлись. Теперь это противоречие снимается — теперь все слова русского языка являются словами и с точки зрения понятий курса информатики. Обратное, конечно же, по-прежнему остаётся неверным. Поэтому основным понятием в задачах остаётся понятие слова как произвольной цепочки букв (и дефиса с апострофом). Если в задаче требуется построить слово, являющееся частью языка, используется выражение «слово русского языка».

Во второй части листа определений тоже имеется небольшой словарь. Выбирая из него пары слов, вы можете проверить, все ли дети правильно понимают, как упорядочиваются слова с дефисом и апострофом. На самом деле для каждого слова с дефисом или апострофом его место в цепочке будет таким же, как если бы в слове этих знаков просто не было. Именно это имеется в виду в тексте листа определений, где говорится, что эти знаки при упорядочивании слов не учитываются.

Источник

Дефис и апостроф. Словарный порядок.

Урок «Словарный порядок. Дефис и апостроф»

На уроках русского языка ребята уже пользовались словарями. И в нашем курсе детям приходилось работать с цепочками слов, расположенными в словарном порядке. Например, во 2 классе ребята решали большую серию задач на работу с учебным словарём. Ни в одной из этих задач не требовалось расположить слова в словарном порядке, тем не менее дети к настоящему моменту приобрели некий опыт, который на этом уроке им предстоит систематизировать и обобщить.

В первой части листа определений содержится общее описание правила словарного порядка. Первый абзац наверняка будет понятен практически всем. Второй и третий абзацы нужно обсудить подробно. При этом можно опираться на пример словарика справа. Так, во время обсуждения можно спросить детей, почему слово ДОЛ идёт раньше слова ДОЛГ, почему слово ДОЛГИЙ идёт раньше слова ДОЛГОВЕЧНОСТЬ и т. д. В каждом из случаев ребёнок должен пояснить, на какое правило из листа определения он опирается и по какой букве идёт упорядочение.

Дальше в задачах цепочку слов, упорядоченных в словарном порядке, мы будем называть словарём.

Может показаться странным, что мы вводим внутрисловные знаки после того, как дети выполнили проект «Знакомство с русским текстом» (в курсе 2 класса). На самом деле этот лист определений обобщает и систематизирует тот опыт и ту информацию, которые ребёнок уже получил. В традиционных школьных курсах вопрос о статусе дефиса и апострофа обходят стороной. Полагаем, что знание этих знаков и умение их использовать — необходимый элемент языковой культуры. Мы также считаем необходимым, чтобы ребёнок твёрдо уяснил себе не только чисто графические различия между дефисом и тире, но и различие в их статусе: если тире относится к знакам препинания, то дефис по своим функциям скорее похож на букву, чем на знак препинания. Действительно, если знаки препинания ставят между словами и предложениями, то дефис существует только внутри слова. Поэтому его и называют внутрисловным знаком.

Графически апостроф — это запятая вверху строки, содержательно не имеющая ничего общего ни с запятой, ни с каким-либо другим знаком препинания. Так же как и дефис, апостроф существует только внутри слова, выполняя функции буквы. Апостроф чаще встречается в иностранных словах (именах собственных). Одно время он использовался в русском языке вместо твёрдого знака, но об этом говорить детям пока нет необходимости (конечно, если никто из них сам не вспомнит, что у него на доме написано «ПОД’ЕЗД № 2»). Встречаются и «авторские» использования апострофа, например когда «изоб’ажают ка’тавость»; нас такая функция апострофа не интересует. Есть небольшая вероятность того, что кто-то из детей сталкивался с одинарными кавычками — ‘ ’. Полиграфисты называют такие кавычки марровскими. Если такой вопрос возникнет, следует объяснить, что правая марровская кавычка и апостроф — это совсем разные знаки и похожи они случайно (кавычки — парный знак и не внутрисловный).

Таким образом, формально говоря, дефис и апостроф можно отнести к символам алфавита, хотя традиционно алфавит считается состоящим только из букв. Именно поэтому на этом листе определений доопределяется (и расширяется) наше понятие «слово»: в курсе 2 класса слово определялось как любая цепочка букв, и в результате некоторые слова русского языка по нашему определению словами не являлись. Теперь это противоречие снимается — теперь все слова русского языка являются словами и с точки зрения понятий курса информатики. Обратное, конечно же, по-прежнему остаётся неверным. Поэтому основным понятием в задачах остаётся понятие слова как произвольной цепочки букв (и дефиса с апострофом). Если в задаче требуется построить слово, являющееся частью языка, используется выражение «слово русского языка».

Во второй части листа определений тоже имеется небольшой словарь. Выбирая из него пары слов, вы можете проверить, все ли дети правильно понимают, как упорядочиваются слова с дефисом и апострофом. На самом деле для каждого слова с дефисом или апострофом его место в цепочке будет таким же, как если бы в слове этих знаков просто не было. Именно это имеется в виду в тексте листа определений, где говорится, что эти знаки при упорядочивании слов не учитываются.

Список используемой литературы: Поурочные разработки Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А.А. Дородницына Российской академии наук (заведующий отделом — к.?ф.-м.?н. В.?А. Варданян) Москва «Просвещение» Институт новых технологий 2012

Источник

Что такое словарный порядок слов в информатике

Как видите, данный лист определений подытоживает весь опыт, накопленный детьми в ходе выполнения проекта «Словарный порядок». Время и организация работы с этим листом определений зависит от того, в какой степени вы успели обсудить с детьми правило словарного порядка в рамках работы с проектом. Если вы в рамках проекта успели обсудить правило словарного порядка достаточно полно, то на знакомство с этим листом определений достаточно 3–5 минут и, скорее всего, общего обсуждения при этом не потребуется. Если класс у вас медлительный и на заключительное обсуждение в рамках проекта времени не оставалось, то дайте детям больше времени на изучение данного листа определений и затем обсудите его вместе с классом. В любом случае данный лист определений рассчитан на наличие у детей значительного опыта работы со словарями. Поэтому данный лист определений можно изучать только после проекта «Словарный порядок» (а не до этого). Данный лист определений призван только подытожить имеющийся у ребенка опыт в виде простых и емких выводов. Именно поэтому мы здесь не пытаемся сформулировать правило словарного порядка научно и полно. Такое правило слишком тяжеловесно и объемно для наших листов определений. Тем не менее мы надеемся, что после работы с проектом «Словарный порядок» ребята поймут данный лист определений без лишних пояснений.

Несмотря на краткость формулировок, каждый абзац данного листа определений содержит важную информацию. Первый абзац будет наиболее естественным для детей. Этим правилом дети пользовались даже при работе с нашим учебным словариком. В первом абзаце обсуждается случай расстановки в словаре слов, первые буквы которых – разные. Во втором абзаце обсуждается случай совпадения первых букв слов или даже совпадения первой части слов (первых двух, трех и т.д.) букв. В таких случаях мы ищем в двух словах первую по счету позицию, на которой стоят две разные буквы, и сравниваем эти буквы. Третий и четвертый абзац посвящен сложным случаям при расстановке слов в словарном порядке. Один из них – когда одно из слов является частью другого. Так получается в том случае, если на первой по счету позиции, на которой стоят не одинаковые символы, в одном из слов стоит пробел (то есть ничего не стоит) а в другом – некоторая буква. В этом случае мы договариваемся, что слово с пробелом стоит раньше. Наконец, на этом листе определений мы напоминаем детям, что дефис и апостроф в упорядочение слов в словаре не учитываются. Это означает, что они упорядочиваются в точности так же, как соответствующие слова, написанные слитно.

Напомним, что в наших задачах на словарный порядок (как и в нашем учебном словаре) буквы «е» и «ё» различаются и слова с этими буквами упорядочиваются в соответствии с алфавитной цепочкой. Если случаи неразличения букв «е» и «ё» в рамках проекта «Словарный порядок» вы с детьми вообще не обсуждали, то здесь можно это не пояснять (для детей это будет совершенно естественным). Если же дети встречались в подобной проблемой во взрослых словарях, то нужно напомнить им, что в наших задачах буквы «е» и «ё» будут всегда различаться.

Решение обязательных бумажных задач

Перед этим уроком вы должны принять для себя важное методическое решение, касающееся дальнейшего использования на уроках алфавитной линейки. Если класс у вас слабый, дети могут и на следующих уроках (как в проекте «Словарный порядок») решать задачи с опорой на алфавитную линейку. В таком случае стоит оставить большую алфавитную линейку над доской и в индивидуальном порядке побуждать детей держать ее перед глазами. Если класс у вас сильный, надо потихоньку приучать детей держать алфавит в голове, убрать большую линейку с доски и в индивидуальных обсуждениях стараться не открывать алфавит непосредственно, а стараться проговаривать его про себя. Можно избрать комбинированную стратегию – убрать алфавитную линейку с доски, но разрешить использовать ее в задачах слабым детям и тем, кому это все еще необходимо.

Задача 69. Это наиболее простая задача на словарный порядок. Для ее решения достаточно понимания первого абзаца листа определений. Как видите, в мешке Q все слова начинаются на разные буквы. А значит, слова должны расставляться в том же порядке, в каком стоят их первые буквы в русской алфавитной цепочке. Одно из слов мешка содержит дефис, но содержательной роли он не играет, ведь положение данного слова в цепочке зависит только от его первой буквы. Некоторую сложность для младших школьников представляет расстановка слов с первыми буквами с Х до Щ, поскольку в этом отрезке алфавита дети чаще путаются. При возникновении таких проблем, окажите детям индивидуальную помощь – предложите заглянуть в алфавитную линейку или вместе проговорите этот отрезок алфавита вслух.

Заметим, что гораздо проще было бы упорядочивать слова, написанные на карточках, чем «сложенные» в мешок (к тому же попутно записывать их в цепочку), поэтому необходимо подумать и об организации работы с различными категориями детей. Возможно, Вам при оказании помощи ребятам помогут следующие советы. Во-первых, можно помечать слова в мешке, уже использованные в цепочке. Это поможет избежать пропусков слов из мешка, а в случае пропуска поможет быстро найти потерянное слово. Во-вторых, вряд ли все ребята смогут избежать ошибок и соответственно исправлений, так что ребенку лучше пользоваться простым карандашом. В-третьих, можно вначале расставить слова в мешке в алфавитном порядке, например, пронумеровав их, а затем по номерам записать их в цепочку. С детьми, которые не знают, как приступить к этой задаче, следует начать с самого начала – сначала найти первое слово в цепочке. Для этого нужно найти слово первая буква которого идет раньше первых букв остальных слов, проверяя, есть ли в мешке слова на А, Б, В и т. д. Так мы доходим до первого в цепочке слова на букву «г» – слова ГДЕ-ТО.
Ответ: ГДЕ-ТО
КАПЛЯ
ЛЕДОКОЛ
МОРКОВЬ
ХОЛОД
ЦАРСКИЙ
ШОРОХ
ЭЛЕМЕНТ
ЯКОРЬ

Задача 70. Условие задачи подразумевает полный перебор слов из Словаря. Однако, кто-то из ребят может сразу догадаться посмотреть слова на Й и Ч (ведь одна из букв условия в них точно есть). Здесь мы находим решение (слово ЧАЙНИК или ЧЕТВЕРТЫЙ). Вообще в задании не требуется найти все слова, соответствующие условию, но кто-то из ваших ребят может случайно наткнуться на слово РУЧЕЙ.

Задача 71. Эта задача несколько сложнее задачи 69, ведь здесь есть слова на одну букву. Если у вас в классе есть совсем слабые дети, сделайте для них копии мешка S. Пусть вырежут все слова из мешка и раскладывают их на столе – вначале на кучки, а затем – в цепочку. После того как все слова окажутся упорядоченными на парте, можно будет записать их в цепочку. Если ребенок не слишком слабый, но в этой задаче запутался, попробуйте порассуждать вместе с ним. Итак, в алфавитном порядке сначала должны стоять слова на букву «а». В мешке такое слово одно – АИСТ, значит оно будет стоять первым в цепочке. Дальше ищем слова на «б», но таких в мешке не оказывается. Зато в мешке есть два слова на «в»: ВОРОН и ВОРОНА. Какое из них должно стоять раньше в цепочке? Это как раз тот случай с листа определений, когда одно слово совпадает с началом (или является частью) другого, значит слово ВОРОН стоит раньше. Дальше ищем слова с первой «г», «д» и т.д., пока не доходим до буквы «з». На букву «з» в мешке начинается тоже два слова – ЗОРЯНКА и ЗЯБЛИК. Упорядочиваем их по второй букве – слово ЗОРЯНКА в цепочке должно идти раньше. Так же будет рассуждать и дальше. Заметим, что на букву «с» у нас три слова и все они упорядочиваются по второй букве.

Как и в задаче 69 посоветуйте детям вначале решать карандашом и использовать пометки. Удобно также сначала пронумеровать слова в мешке, а затем выписывать их в цепочку.

Обратите внимание ребят, что все слова в этой задаче – названия птиц. Наверняка, не все ребята хорошо себе представляют всех этих птиц. Это хороший повод заглянуть в энциклопедию в картинках. При этом нам пригодятся навыки поиска слов в словаре.
Ответ: АИСТ
ВОРОН
ВОРОНА
ЗОРЯНКА
ЗЯБЛИК
СИНИЦА
СНЕГИРЬ
СОВА
ЦАПЛЯ

Задача 72. Заметим, что одинаковых мешков здесь просто нет. Поэтому данная задача в значительной степени арифметическая. Наиболее простой способ ее решения – посчитать вначале сумму денег в каждом мешке и затем среди этих сумм найти две одинаковые.

Задача 73. Для тех ребят, которые еще не догадались, очень уместно провести в данной задаче параллели между темами «Словарь» и «Словарный порядок». Действительно, слова в нашем словаре (как и в настоящем, взрослом словаре) идут в словарном порядке. После того как мы явно сформулировали (в проекте «Словарный порядок» и на текущем листе определений) все правила словарного порядка, для решения задачи подобной данной ребятам больше не требуется заглядывать в словарь. При определении истинности данных утверждений они могут руководствоваться правилами словарного порядка. Напомним, что эти рассуждения справедливы только в том случае, если все эти слова в словаре действительно есть. Но поскольку в нашем курсе нет ни одного бессмысленного утверждения на словарик, об этом можно упомянуть лишь вскользь.

Работа с клавиатурным тренажером, занятие 16

Решение необязательных задач 74 и 75

Задача 74. Довольно сложная задача на поиск одинаковых фигурок. Как видите, здесь есть достаточно похожие между собой фигурки. Поэтому данная задача больше подходит для внимательных и техничных детей.

Задача 75. Похожие задачи детям иногда встречались. Если кто-то из детей здесь совсем запутался, попробуйте вместе с ним сформулировать словами – какая информация заключена в данном утверждении (с окнами). Итак, мы должны найти слово на букву «б» из пяти букв, второе слово после которого – слово на букву «б» из шести букв. Теперь осталось перебрать все слова из пяти букв на «б» и все слова вторые за ними. Получаем утверждение «В Словаре второе слово после БЛЮДЦЕ – слово БУКВА».

Урок 55. Словарный порядок

План урока

Решение электронных задач

Задачи на расстановку слов в словарном порядке проще и быстрее решать в электронном виде. Во-первых, их можно перекладывать лапкой, как мы перекладываем карточки на столе. Во-вторых, их при этом не приходится писать или печатать, что также экономит время. Поэтому мы и предлагаем вам начать с электронных задач, чтобы сразу достичь хорошего темпа урока и быстро вспомнить с детьми материал текущего листа определений.

Задача 265. Это уже более сложная задача чем те, которые ребята решали на предыдущем уроке. Здесь все слова имеют одну и ту же первую букву – букву «г». Поэтому на нее можно просто не обращать внимание, а сразу проанализировать вторые буквы слов. Начнем перебор с начала алфавита – будем искать слова со второй буквой «а», «б», «в» и так далее. Первая по счету буква алфавита у нас оказывается «д» и соответствующих слов в мешке два: ГДЕ и ГДЕ-ТО. В данном случае одно слово совпадает с началом другого, поэтому раньше должно идти слово ГДЕ. Все оставшиеся слова в мешке имеют вторую букву либо «л», либо «о». Значит все эти слова проще сразу разделить на две группы и упорядочивать их отдельно. Электронной лапкой можно произвести это разделение явно – разложить эти слова в кучки. В первой группе будет слова: ГЛАЗ, ГЛАС, ГЛАЗОК, ГЛАЗУНЬЯ, ГЛАЗАСТЫЙ, а во второй: ГОЛОД и ГОСТЬ. Видим, что у слов первой группы не только вторые, но и третьи буквы – одинаковые. Причем четвертые буквы у четырех из них тоже одинаковые. Все слова с четвертой буквой «з» будут идти раньше слова ГЛАС. Теперь рассмотрим пятые буквы всех слов с четвертой «з». У слова ГЛАЗ пятой буквы вообще нет, значит оно идет первым (оно будет совпадать с началом других слов). Оставшиеся слова упорядочиваем по пятой букве. Затем ставим в цепочку последние два слова и получаем ответ.
Ответ: ГДЕ
ГДЕ-ТО
ГЛАЗ
ГЛАЗАСТЫЙ
ГЛАЗОК
ГЛАЗУНЬЯ
ГЛАС
ГОЛОД
ГОСТЬ

Задача 266. Задача на повторение цепочечной лексики, связанной с частичным порядком бусин в цепочке. Таких электронных задач дети решили уже много, поэтому проблем здесь быть не должно. Подходящих цепочек здесь, конечно, много, поэтому вам придется проверять решения в индивидуальном порядке.

Задача 267. Как видите, задачи на словарный порядок все усложняются. Здесь у всех слов в мешке одинаковые начала – 4 первых буквы. Поэтому анализ нужно начинать с пятой буквы слов. Заметим, что здесь имеются только 4 разных пятых буквы: О, Ы, Я и Ь. Поэтому все слова снова делятся на группы, внутри которых слова удобно упорядочивать между собой. Первая группа: ПУСТОШЬ, ПУСТОЙ. Вторая группа: ПУСТЫРЬ, ПУСТЫНЯ, ПУСТЫРНИК, ПУСТЫННИК. Третья группа: ПУСТЯК, ПУСТЯЧОК. Четвертая группа: ПУСТЬ. Группы мы упорядочиваем по пятой букве – сначала идут слова первой группы, затем слова второй группы, потом – четвертой группы и наконец третьей. Внутри каждой группы слова будут упорядочиваться уже по шестой и т.д. буквам.
Ответ: ПУСТОЙ
ПУСТОШЬ
ПУСТЫННИК
ПУСТЫНЯ
ПУСТЫРНИК
ПУСТЫРЬ
ПУСТЬ
ПУСТЯК
ПУСТЯЧОК

Задача 268. Эта задача очень похожа на задачу на построение мешка по двум его одномерным таблицам, только сформулирована она совсем иначе (из-за этого дети вряд ли увидят аналогию). Действительно, первое и второе утверждения о видах (формах) фигурок в мешке. В мешке должно быть 6 груш и 4 банана. Поскольку всего в мешке должно быть 17 фигурок, значит остальные 7 фигурок в мешке – яблоки. Так мы получили первую одномерную таблицу для мешка (по формам).

Третье и четвертое утверждение говорит нам о том, что в мешке должно быть: 7 зеленых и 5 желтых фигурок. Значит, оставшиеся 5 фигурок должны быть красными. Так мы получаем вторую одномерную таблицу для мешка (по цветам).

Поскольку все фрукты в библиотеке у нас имеются всех трех цветов, то эти таблицы оказываются независимыми друг от друга. Начинать можно с любой клетки любой таблицы и решений получается довольно много. Например, можно взять 7 зеленых яблок, 5 желтых груш, 1 красную грушу и 4 красных банана.

Задача 269. Необязательная. Аналогичные задачи детям уже встречались (в основном в качестве необязательных). Это задачи комбинаторного характера. Действительно, нужно перебрать все возможные комбинации из 4 бусин (определенной формы) двух цветов. В данном случае комбинаций существует всего 9, а мешков у нас восемь, поэтому перебрать придется почти все комбинации и методом проб и ошибок (которым часто пользуются дети в таких задачах) это сделать удастся далеко не всем детям. Хорошо бы провести некоторые рассуждения, например такие. Рассмотрим пока две круглые бусины из мешков. Сколькими способами их можно раскрасить двумя цветами? Как видим тремя: обе зеленым, обе желтым и раскрасить две бусины в разные цвета. Та же ситуация будет и с двумя квадратными бусинами – существует 3 способа их раскраски в зеленый и желтый цвет. Теперь каждый из трех способов раскраски круглых бусин можно комбинировать с каждым из трех способов раскраски квадратных бусин. Получаем всего 3×3=9 возможных способов. Конечно, ваши дети пока не смогут провести такие рассуждения, и будут действовать методом проб и ошибок. Зато эти рассуждения могут помочь вам при работе с учеником, который запутался.

Решение обязательных бумажных задач

Задача 76. Эта задача больше всего напоминает электронную задачу 265, ведь здесь тоже все слова начинаются на одну и ту же букву. Поэтому упорядочивать слова мы будем сразу по второй букве. Однако, в отличие от задачи 265, здесь меньше слов с одинаковой второй буквой, поэтому ситуация несколько проще.
Ответ: ВАТАГА
ВДОГОНКУ
ВЕСЁЛЫЙ
ВЕТЕР
ВКУСНО
ВОСТОК
ВРАЛЬ
ВРЕДНЫЙ
ВСЁ-ТАКИ
ВЬЮГА

Задача 77. На первый взгляд задача кажется знакомой и совсем простой. Так и бывало, когда дети сами рисовали мешок бусин по двум таблицам. В этом случае можно было просто нарисовать соответствующее число бусин каждой формы (по одной таблице) и раскрасить их в соответствующие цвета по второй таблице. Здесь же наличие определенных бусин на листе вырезания дает в задаче дополнительные ограничения. Например, мы видим, что на листе вырезания всего 3 фиолетовых и всего 3 зеленых бусины, значит все их придется вырезать и наклеить. При этом мы уже получили в мешке: 2 треугольные, 2 круглы и 2 квадратные бусины. Треугольных бусин у нас должно быть всего две, значит больше треугольные бусины мы наклеивать не можем. Синих бусин в мешке три, но треугольную бусину мы брать не можем, значит наклеим в мешок круглую синюю и квадратную синюю бусины. Теперь в мешке стало 3 круглых бусины, значит круглые бусины мы тоже больше брать не можем. Значит оставшаяся оранжевая бусина должна быть квадратной. Как видим, в данном случае мешок задается однозначно, хотя в общем случае это не так (две одномерные таблицы однозначно мешок бусин не

Задача 78. В данной задаче учащемуся необходимо проделать операцию, обратную ссыпанию – восстановить цепочку (слово) по мешку ее букв. Однако, как уже известно детям, по мешку бусин цепочка не восстанавливается однозначно, нужно указание дополнительных условий. В данной задаче два дополнительных условия: последняя буква цепочки – Ч и должно получиться слово из Словаря. Поиск слова в Словаре может оказаться нелегким, поскольку там слова упорядочены по первой букве, а нам известна – последняя. Видимо проще всего – выполнить перебор по всем оставшимся буквам в мешке (кроме Ч), поочередно ставя их на первое место и пытаясь найти слово в Словаре из 7 букв с последней Ч. Такое слово в Словаре оказывается одно, проверяем его по мешку букв и убеждаемся, что найденное слово ЦАРЕВИЧ – решение.

Задача 79. Эта задача больше всего похожа на электронную задачу 100. Отличие этой задачи в том, что здесь впервые содержательную роль в упорядоченье играет правило, связанное с дефисом. Действительно, рассмотрим одну из групп слов, у которых совпадают начала длины три (состоящие из трех первых букв): КАКТУС, КАКАО, КАК-ТО. На листе определений у нас сказано, что дефис в упорядоченье слов не участвует. Это значит, что слово КАК-ТО мы рассматриваем как КАКТО, то есть дефис просто пропускаем и смотрим на следующую букву (Т). Это означает, что первым будет стоять слово КАКАО, затем КАК-ТО и наконец КАКТУС.
Ответ: КАБЛУК
КАКАО
КАК-ТО
КАКТУС
КАЛИНА
КАПЕЛЬКА
КАПУСТА
КАСКА
КАСТРЮЛЯ
КАФЕ

Решение необязательной бумажной задачи

Задача 81. Это усложненная задача на словарь, поскольку первая буква слова не известна. Условие задачи задает лишь отрезок цепочки слов из словаря (довольно большой) на котором здесь можно вести перебор. Это отрезок слов от слова ПЕТУХ до слова ЮРТА. Теперь мы по очереди перебираем эти слова и ищем слово из шести букв, с третьей буквой «т». Подходящее слово в словаре оказывается лишь одно – слово ЧЕТЫРЕ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *