Что такое словарный состав языка 5 класс
Лексикология – что изучает, примеры, разделы (5 класс,русский язык)
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), то и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединятся в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как часть языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология – она изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Конспект урока для 5 класса «словарный состав русского языка»
Конспект урока для 5 класса «Как пополняется словарный состав русского языка»
Тип урока: комбинированный.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;
Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2013.
-Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка.
-Дать понятие об исконной и заимствованной лексике.
— Научить распознавать заимствованные слова по внешним признакам.
— Научить подбирать аналоги русских слов к заимствованным словам.
— Воспитывать любовь к слову.
— Обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Формируемые ключевые компетентности : готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Психологическая подготовка (фонетическая и синтаксическая разминка; 5 мин.).
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос; работа с места; 10 мин.).
Изучение нового материала (слово учителя; работа по учебнику; 12 мин.).
Закрепление изученного (по учебнику и на местах; 14 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «пре красном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
II Психологическая подготовка к работе на уроке.
Два ученика делают у доски синтаксический разбор, один ученик делает фонетический разбор:
Если вы захотите сотрудничать с нами, мы найдем общий язык.
Когда так близко от нашего дома случился пожар, я палец о палец не ударил и продолжал танцевать.
Е [й]- согласный, звонкий, мягкий
— Что такое фразеология? (раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы)
— Что такое фразеологизм? ( устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий )
— Как ведет себя фразеологизм в предложении? (в предложении выделяется как один член предложения).
2. Проверка письменного домашнего задания:
Один человек отвечает с места:
Итого: 10 фразеологизмов
Выполняют работу у доски
Выполняют фонетический разбор слова подъезд, проверяют, оценивают.
Отвечают на вопросы.
Зачитывают значения фразеологизмов.
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
4.Изучение нового материала:
2. Работа по учебнику:
Ученики читают теорию на странице 97-98, учитель задает вопросы:
— Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словообразование и заимствование).
— Как иначе называются иноязычные слова? (заимствованные).
Ученики читают теорию из рубрики «Возьмите на заметку!», учитель задает вопрос:
Назовите внешние признаки иноязычных слов: (начальные «а», «э», сочетания «ке, хе, ге», «пю, вю, мю, бю, кю»; наличие в слове буквы «ф»; соседство двух или более гласных в корне).
Ученики читают теорию из упр. 276, учитель говорит, что дома им необходимо будет занести в справочник.
Лексикология
Всего получено оценок: 304.
Всего получено оценок: 304.
Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), но и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.
Слово как то, что изучает лексикология
Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.
Слова могут объединяться в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей.
Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.
Разделы лексикологии, ее задачи
Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как части языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология, которая изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.
Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.
Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:
С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения к форме и напротив, от формы к значению.
Что мы узнали?
Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.
Конспект урока в 5 классе «Как пополняется словарный состав русского языка»
Урок русского языка в 5 классе по теме:
Как пополняется словарный состав русского языка.
Цели и задачи урока.
• дать понятие о русском словообразовании и заимствовании
• способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
познакомить со старославянизмами
• повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
• совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
• воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Постановка проблемной ситуации. Приветствие учителя.
Текст 1 (заимоствования)
Салют, аудиторы. Меня зовут Валентина Владимировна.Как коуч информирую вас о сегодняшнем месседже. Какой будет хедлайнер вы поймете чуть позже. А пока вербализуем паттерн. Дедлайн близко, нужно спешить.Наш креативный коворкинг носит форму интерактива и инфографики. Драйвером служат интенции к познанию и амбиции быть лучшими. Энтертеймента(развлечение) и дольче виты на сегодня не выйдет.Записываем концептуальный нарратив сегодняшнего урока…
Что? Ничего не понятно? Как так, я же говорила на русском языке. Ну ладно. Давайте попробуем по-другому.
Гой-еси добры молодцы и красны девицы, бурсы и школяры. Все в нашей горнице-светлице я очами вижу собрались, ажно (так что) баять пора. Балакать (говорить) будет о басе (красоте) языка. Вестимо выдюжить вам будет не трудно, ибо не горазды вы лытать (уклоняться) от дела. Привыкли вы уже хранить паче зеницы ока язык свой, дабы вотще (напрасно) он не пропал и фортеции в учении достичь.
Что и так не понятно? Что же такое происходит? Может, вы мне скажете, почему не поняли меня ни первый раз, ни второй?
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … ( Слово! )
И снова мы говорим о словах.
Учитель. Может уже кто-то догадался, о каком разделе русского языка мы продолжим речь сегодня на уроке?
(Слайд 3) На слайде вопросы:
1) Для чего служат слова?
2) Что обозначают слова?
3) Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
4) Что такое лексическое значение слова?
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу.
1) Для чего служат слова?
2) Что обозначают слова?
3) Как называется раздел русского
Языка, изучающий словарный состав?
Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется
4)Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение – это …
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
У слова может быть …и … лексических значений. Такие слова называются … и
Обменяйтесь листками. Проверка осуществляется через взаимопроверку. (Правильные ответы высвечиваются на слайде 4.
1) Для чего служат слова?
Слова нужны для общения.
2) Что обозначают слова?
Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др.
3) Как называется раздел русского
Языка, изучающий словарный состав?
Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется
4)Что такое лексическое значение слова?
Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим.
5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?
У слова может быть одно и несколько лексических значений. Такие слова называются однозначные и многозначные.
Учитель. Где мы можем найти толкование лексического значения слова?
Ученик. Толкование лексического значение слова мы можем найти в толковом словаре.
А умеете ли вы собирать слова из букв?
Учитель. Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам так, чтобы у вас получились слова. (РГУД – ГВАР)
Ученик. Получились слова ДРУГ-ВРАГ (клик мышкой)
Учитель. Как называются эти слова?
Ученик. Эти слова называются антонимами.
Учитель. Что называется антонимами.
Ученик. Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
Учитель. Нам нужно объяснить лексическое значение этих слов. Но вначале вспомним способы объяснения лексического значения слова.
Ученики. Существует несколько способов толкования лексического значения слова: краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок.
Учитель. Что называется синонимами?
Ученик. Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.
Учитель. Объясните лексическое значение слов при помощи синонимов.
Ученики. Друг – товарищ, приятель
Враг – недруг, противник, неприятель
Учитель. Устно составьте словосочетания со словами ДРУГ-ВРАГ.
Ос..нь по л..су шагает:
Будто пламень лес горит,
Ясень листья осыпает;
Дуб нахмуренный ст..ит.
С каждым часом всё желтей.
Буйный ветер, нал..тая,
Расплетает косы ей.
Самопроверка. (Орфография слайды 7-13)
Учитель. А это что за картинки? Кто догадался, какой термин из раздела Лексика зашифрован на каждой из этих картинок?(Слайд 15.)
-А что мы называем фразеологизмами?
Ученик. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.
Учитель. По картинкам попробуйте определить, какой фразеологизм здесь зашифрован. Объясните значение фразеологических оборотов.Я буду называть вам фразеологизм, Ваша задача- объяснить его смысл.
Валится из рук (не получается);
Клевать носом (засыпать);
Вставлять палки в колёса (мешать);
Водить за нос (обманывать);
Бросать слова на ветер (обещать напрасно);
Намылить шею (победить, наказать, избить);
Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо)
Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания предложения: (Слайд 16)
« Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».
Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?
Ученик. Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются. (Ученик одно за другим называет эти слова. На слайде 16 они подчёркиваются)
Учитель. Что с ними случилось?
Ученик. Они исчезли из языка.
Учитель. Почему они исчезли из нашего языка?
Ученик. Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.
3. Объяснение нового материала.
Учитель. И какой вопрос в связи с этим напрашивается? Сформулировав вопрос, мы сформулируем тему урока.
Ученики. (Учащиеся формулируют тему устно, а затем тему в тетради «Как пополняется словарный состав русского языка» ) (Слайд 17)
Учитель. Можете предположить, за счёт чего пополняется словарный состав русского языка.
Ученики высказывают свои версии, которые записываются учителем на доске.
Учитель. Что помогает нам добывать новые знания на уроках?
Ученик. Новые знания на уроках нам помогает добывать учебник.
Учитель. Откроем учебники на стр. 89 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3. (Слайд 18) Какой первый способ пополнения лексики?
Ученик. Первый способ пополнения лексики – словообразование. (В тетради делается запись – словообразование) (Слайд 18, клик мышкой)
Учитель. Читаем материал под цифрой 4. Назовите второй путь пополнения лексики.
Учитель. Если я вам скажу, что вы (Слайд 19) можете говорить на многих иностранных языках, вы мне поверите?
Учитель. А вы знаете, как (Слайд 21) отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 98.
После прочтения учащиеся называю эти признаки:
А) слова начинаются с гласной А или Э (Слайд 21, клик мышкой);
Б) сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ(Слайд 21, клик мышкой);
В) наличие в слове буквы Ф (Слайд 21, клик мышкой);
Г) соседство двух и более гласных в корне (Слайд 21, клик мышкой).
4. Закрепление изученного материала.
Учитель. На слайде (Слайд 22) даны слова. Докажет, что эти слова заимствованные.
Учитель А сейчас — синтаксическая разминка + физкультминутка. Если буду называть заимствованное слово, делайте хлопок в ладоши над головой, русское слово – стук ногой. Потренируемся: акция, город. Молодцы. А теперь выполняем движения не только правильно, но и быстро.
Учитель. Молодцы, научились отличать заимствованные слова от исконно русских, а сейчас я хочу проверить, сможете ли вы верно подобрать к заимствованным словам их русские синонимы. Найдите к каждому слову левого столбика синоним из правого столбика, соедините их чертой (Слайд 23)
Слова для справок: Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель
Учащиеся записывают в тетради к заимствованным словам русские синонимы.
Правильность выполнения проверяется по таблице на слайде (Слайд 24)
Учитель. Многие писатели выступали против заимствованных слов. Среди противников употреблениях иностранных слов в русском языке были (Слайд 25) И.С. Тургенев, В.Г.Белинский, М.М. Ломоносов, Н.С. Лесков и многие другие. Так, например, Н.С. Лесков утверждал: (Слайд 26) «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».
Учитель. В истории русского языка есть примеры, когда иностранные слова пытались заменить выдуманными русскими. Посмотрите, что из этого получилось. (Слайды 27-30).
Учитель. А как вы, ребята, относитесь к заимствованиям?
Ученики приходят к выводу, что с любым словом нужно обращаться БЕРЕЖНО.
Учитель. Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Ученик. Сегодня на уроке мы узнали, как пополняется словарный состав русского языка и узнали способы, при помощи которых можно отличить заимствованное слово от русского.
После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке.( Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета
(На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне захотелось…)
Желтые (Я узнал, что…
Красные (Теперь я могу…)
Учитель выбирает несколько звездочек и просит ребят зачитать их.
-Вы сегодня работали не покладая рук, и я очень рада, что урок вам понравился. На уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или работал спустя рукава. Молодцы! Спасибо за работу!
Упр. 274,275 (задание повышенной сложности).
Урок русского языка. Основные определения по теме «Лексика»
Содержимое разработки
Основные понятия и термины лексикологии
Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. Изучает слово и его лексическое значение.
Общеупотребительные слова — это слова, из которых строится наша обыденная речь, этими словами пользуются все независимо от места жительства и профессии. Это наименования предметов, явлений, качеств, действий.
Пример: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, думать, говорить и т.д.
Эти слова делятся на:
А) Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.
Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях. При них ставится помета спец. (что значит «специальное»); другие пометы указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. — техническое, морск. — морское.
запаска (запасное колесо — в речи автослесарей и шофёров),
лапки и ёлочки (виды кавычек — в речи корректоров и полиграфистов).
мостик (место на палубе, откуда командир командует кораблем – в речи моряков);
шапка (заглавие крупным шрифтом, заголовок нескольких статей – у типографистов) и др.
Б) Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Наиболее употребительные диалектизмы даются в толковых словарях с пометой обл. (то есть «областное»).
В) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
хвост (несданный зачёт) и др.
Устаревшие слова — это слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
К таким словам относятся:
А) Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений;
Пример: кафтан, веретено, лапти, помещик, кольчуга и др.
Б) Архаизмы — слова, вышедшие из употребления в силу того, что вытесняются словами более точными и удобными с точки зрения говорящего, т.е. словами-синонимами (это другое наименование того же слова).
В толковых словарях такие слова помещаются с пометой устар. (устаревшее).
Неологизмы — это новые слова, возникающие в языке вслед за развитием науки, техники, искусства, общественной жизни, появлением новых предметов домашнего обихода и новых представлений о мире.
гуглить (искать в интернете)
роуминг (услуги связи в других странах)
смартфон (устройство, объединяющее в себе органайзер и мобильный телефон)
Однозначные слова – это слова, имеющие одно лексическое значение
Примеры: тополь, троллейбус, бинокль чемодан, Иван, Владивосток, Петров
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений
дом (1. – жилище; 2. –здание, строение; 3. – домашнее хозяйство; 4. семья; 5. – люди, живущие вместе).
тихий (1. негромкий; 2.спокойный; 3. медленный; 4. безветренный; 5. ровный)
Почитать книгу (недолго читать) – почитать родителей (уважать)
Длинная девичья коса (причёска) – острая стальная коса (орудие труда)
Разновидности ОМОНИМИИ (частичная, неполная омонимия):
Отворила (чередование корней твар// твор) дверь – отварила (варит) картошку
Спиши (пишет) слова правильно – спеши (спешка) домой после работы
В) Омоформы – это слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых грамматических формах. Лексическое значение у них разное.
Острая пила (сущ.) – я пила сок (глаг. прош. вр. ж.р., ед.ч.)
Рой пчёл ( сущ.)- рой яму (глаг. повелит. накл. ед.ч.)
Простой (прилаг.) человек – простой (сущ.) оборудования
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.
водой не разольёшь (о крепкой дружбе),
мрачнее тучи (быть очень сердитым),
седьмая вода на киселе (дальние родственники)
ворон считать (бездельничать)