Что такое словесное поэтическое творчество
Литературный энциклопедический словарь
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
НАРО́ДНОЕ ПОЭТИ́ЧЕСКОЕ ТВО́РЧЕСТВО (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор), совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа.
Подвижность фольклорных текстов и, с другой стороны, их устойчивость, способность веками удерживаться в устной традиции определяют специфическую особенность Н. п. т.: фольклорное произведение имеет обычно не один, а множество равноценных текстов. То обстоятельство, что изменения могут развиваться в нескольких направлениях и в различном темпе, позволяет исследователям группировать варианты в несколько «версий», существенно отличающихся в трактовке сюжета, и внутри групп различать «редакции» («изводы»), объединенные менее значительными признаками. Наибольшей устойчивостью текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной (заговоры, обрядовые песни, духовные стихи). Устойчивости текстов способствует также коллективная форма исполнения (напр., хоровые песни). Повышенной подвижностью текста отличаются предания, легенды, устные рассказы, причитания и т. д. В них традиционными являются образ и поступки героя, обрядовые представления либо отдельные поэтические формулы; конкретный же текст зависит от реальных условий общения исполнителя и слушателей.
Коллективность творческого процесса в фольклоре не означает его обезличенности. Талантливые мастера не только создавали новые песни, сказки и т. д., но и оказывали влияние на процесс совершенствования или приспособления традиционных текстов к исторически изменившимся потребностям.
Возникновение отдельных жанров, их развитие у того или иного народа определяются особенностями исторического развития этого народа, характером взаимодействия фольклора и литературы в общей системе национальной культуры, степенью и характером влияния фольклора других народов. Различны, например, состав и форма обрядовых песен; они могут быть приурочены к разным периодам земледельческого, скотоводческого, охотничьего или рыболовецкого календаря (см. Календарная поэзия), вступать в разнообразные отношения с обрядами христианской, мусульманской, буддийской или других религий. Возникая в разных условиях, эпос может быть больше или меньше пропитан мифологическими представлениями (нартовские сказания народов Кавказа, карело-финские руны, древнегреческий эпос), сравнительно рано уйти из устного бытования (германский и романский эпосы) или бытовать долго и приобрести поздние формы (эпосы южных и восточных славян). Различные жанровые варианты имеет сказка у африканских, австралийских, азиатских и европейских народов. Баллада у некоторых народов (напр., шотландцев) приобрела четкое жанровое своеобразие, у других (напр., русских) близка к лирической или исторической песне. У некоторых народов (напр., сербов, русских) значительное развитие получили стихотворные обрядовые причитания, у других они существовали в виде более простых прозаических восклицаний (напр., у украинцев). Фольклору каждой эпохи и каждого народа было свойственно свое сочетание жанров и определённая роль каждого из них в общей системе, но он всегда был многослойным и разнородным.
Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941;
Чичеров В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959;
Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1-2, М., 1958-1963;
Что такое словесное поэтическое творчество народов?
Что такое словесное поэтическое творчество народов.
Словесное поэтическое творчество народов— совокупность различных видов и форм массового словесного худож.
Творчества того или иного народа.
Перечисленные термины не воспринимаются в совр.
Фольклористике как синонимы ; употребление их не отличается единообразием.
Термин «фольклор» допускает наличие не только поэтич.
, но и музыкальных, хореографич.
Основные поэтические приемы творчества Есенина?
Основные поэтические приемы творчества Есенина.
Словесное художественное творчество это?
Словесное художественное творчество это?
Что такое поэтическая речь?
Что такое поэтическая речь?
Что такое поэтическое сравнение?
Что такое поэтическое сравнение.
Словесное художественное творчество это?
Словесное художественное творчество это.
Почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством?
Почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством?
Почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством?
Почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством?
Каое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М?
Каое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.
Что такое поэтическая нива?
Что такое поэтическая нива?
В 1985. Конечно я не очень уверена.
Это военный доспех. То есть это защита от врага.
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Древнейшие виды словесного творчества возникли в процессе формирования человеческой речи, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита. В доклассовом обществе поэтическое творчество развивалось в устной форме, для которой было характерно сочетание словесных элементов с музыкальными, хореографическими, мимическими. Поэтическое творчество на этой стадии было тесно связано с трудом, отражало начатки знаний, религиозные, мифические и исторические представления человека. В дальнейшем возникли различные виды и формы устного творчества, отразившие социально-классовую дифференциацию общества. Важнейшую роль в развитии устной поэзии играло поэтическое творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература. Исторически связанная с устным поэтическим творчеством, она, однако, оказалась достоянием преимущественно верхних слоев общества. В то же время эстетические потребности общества в целом еще долгое время (отчасти и до настоящего времени) были связаны не только с литературной, но и с устной традицией. Социальные различия среды, создававшей произведения литературы и Н. п. т., привели в том и в другом случае к выработке определённого круга идей и художественных вкусов, а вслед за ними — специфических систем литературных и фольклорных жанров и их поэтики.
На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты — устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, непосредственность контакта творца (исполнителя) со слушателем, наконец, коллективность создания и распространения.
Произведение Н. п. т. возникало обычно на основе поэтики, выработанной коллективом, предназначалось для известного круга слушателей и обретало историческую жизнь, если было принято коллективом. Текст фольклорного произведения мог быть использован каждым, и притом так, как ему нравилось. Это обусловливало изменчивость текстов в процессе бытования. Изменения могли быть различными — от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — «общие места» (напр., в былинах — формулы описания княжеского пира, седлания богатырского коня, скачки богатыря и т. п.). В процессе бытования фольклорное произведение совершенствовалось, однако изменения могли приводить и к разрушению его художественной цельности. Изменения зависели от поэтической специфики жанра, от степени одаренности исполнителя, от соответствия произведения мировоззрению и художественным вкусам последующих поколений и в конечном счете от характера социальных и культурных сдвигов в обществе. Каждый текст и жанр переживает при этом продуктивный и непродуктивный периоды («возрасты») своей исторической жизни (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание). Устойчивость классического фольклорного репертуара объясняется не только его художественной ценностью, но и медленностью изменений в быту, в сознании и вкусах народных масс в докапиталистических обществах. Резкие изменения социальных условий приводили, как правило, к замене бытовавших произведений новыми.
Подвижность фольклорных текстов и, с другой стороны, их устойчивость, способность веками удерживаться в устной традиции определяют специфическую особенность Н. п. т.: фольклорное произведение имеет обычно не один, а множество равноценных текстов. То обстоятельство, что изменения могут развиваться в нескольких направлениях и в различном темпе, позволяет исследователям группировать варианты в несколько «версий», существенно отличающихся в трактовке сюжета, и внутри групп различать «редакции» («изводы»), объединенные менее значительными признаками. Наибольшей устойчивостью текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной (заговоры, обрядовые песни, духовные стихи). Устойчивости текстов способствует также коллективная форма исполнения (напр., хоровые песни). Повышенной подвижностью текста отличаются предания, легенды, устные рассказы, причитания и т. д. В них традиционными являются образ и поступки героя, обрядовые представления либо отдельные поэтические формулы; конкретный же текст зависит от реальных условий общения исполнителя и слушателей.
Коллективность творческого процесса в фольклоре не означает его обезличенности. Талантливые мастера не только создавали новые песни, сказки и т. д., но и оказывали влияние на процесс совершенствования или приспособления традиционных текстов к исторически изменившимся потребностям.
Возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, музыкальных и других произведений (древнегреческие рапсоды и аэды, римские мимы и гистрионы, русские скоморохи, французские жонглеры, немецкие шпильманы, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и т. п.). В раннефеодальное время возникает особый переходный тип певца-поэта, тесно связанного с рыцарством (французские трубадуры, немецкие миннезингеры), позже — с бюргерством (напр., немецкие мейстерзингеры) или клерикально-студенческой средой (напр., французские, итальянские и немецкие ваганты, польские, украинские и белорусские вертепники). В некоторых странах в условиях патриархально-феодального уклада (напр., Ближний Восток, Средняя Азия) складываются формы своеобразной устной литературы. Поэтические произведения распространяются изустно, но традиция сохраняет имена их создателей, возникает стремление к максимальному сбережению текста (напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Кемине, Молланепес в Туркмении, Саят-Нова в Армении). У русских профессионализация певцов не получила развития. Сказочники, сказители былин, вопленицы оставались крестьянами, рыбаками, охотниками, ремесленниками и т. п. Некоторые жанры Н. п. т. имели массовое распространение, исполнение других требовало известной выучки, особого музыкального или мимического дара. Наука сравнительно поздно обратилась к изучению фольклора и не сразу отнеслась с достаточным вниманием к талантливым людям из народа. Вместе с тем обилие известных нам имен выдающихся русских сказителей не случайно. В народной среде все более развивалось осознание ценности и прав личности и в связи с этим не могла не возрастать роль сказителя-мастера в процессе коллективного творчества.
Каждое фольклорное произведение являлось фактом словесного искусства и одновременно народного быта, выполняло определённую социально-бытовую функцию. Эта определенность назначения вызывала к жизни различные жанры, обособляла свойственные им темы, образы, поэтику, стиль. Исторические изменения народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических или бытовых потребностей, обычаев, обрядов и т.д., а вслед за ними — и соответствующих жанров. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Позже, на рубеже перехода к классовому обществу, возникают современные виды сказок (волшебные, бытовые, анекдотические и др.) и архаические формы эпоса. В период формирования раннефеодальных государств складывается героический (классический) эпос; как правило, затем возникают эпические песни исторического и балладного характера, исторические предания. Позже других жанров классического фольклора формируются внеобрядовая лирическая песня и романс, поздние виды народной драмы, частушка и жанры рабочего фольклора — революционные песни, устные рассказы и т. д.
Возникновение отдельных жанров, их развитие у того или иного народа определяются особенностями исторического развития этого народа, характером взаимодействия фольклора и литературы в общей системе национальной культуры, степенью и характером влияния фольклора других народов. Различны, например, состав и форма обрядовых песен; они могут быть приурочены к разным периодам земледельческого, скотоводческого, охотничьего или рыболовецкого календаря (см. Календарная поэзия), вступать в разнообразные отношения с обрядами христианской, мусульманской, буддийской или других религий. Возникая в разных условиях, эпос может быть больше или меньше пропитан мифологическими представлениями (нартовские сказания народов Кавказа, карело-финские руны, древнегреческий эпос), сравнительно рано уйти из устного бытования (германский и романский эпосы) или бытовать долго и приобрести поздние формы (эпосы южных и восточных славян). Различные жанровые варианты имеет сказка у африканских, австралийских, азиатских и европейских народов. Баллада у некоторых народов (напр., шотландцев) приобрела четкое жанровое своеобразие, у других (напр., русских) близка к лирической или исторической песне. У некоторых народов (напр., сербов, русских) значительное развитие получили стихотворные обрядовые причитания, у других они существовали в виде более простых прозаических восклицаний (напр., у украинцев). Фольклору каждой эпохи и каждого народа было свойственно свое сочетание жанров и определённая роль каждого из них в общей системе, но он всегда был многослойным и разнородным.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных текстов, принадлежащих разным народам, многие мотивы, образы и даже сюжеты поразительно сходны. Так, сравнительное изучение сюжетов европейского фольклора привело к выводу, что в среднем около двух третей сюжетов сказок каждого народа имеют параллели в сказках других народов. Одна треть, не имеющая параллелей, падает главным образом на сказки бытовые и анекдотические, менее традиционные, чем волшебные сказки или сказки о животных (см. Животный эпос). Это сходство — результат либо развития из одного общего источника, либо культурного взаимодействия народов, либо самостоятельного возникновения под влиянием общих закономерностей социального развития. Международная повторяемость фольклорных сюжетов позволяет описать их по единой системе (в частности, по системе, предложенной финским фольклористом А. Аарне и американским литературоведом С. Томпсоном).
В позднефеодальное время и в период капитализма в народную среду активнее, чем прежде, проникают литературные произведения; некоторые формы литературного творчества начинают приобретать массовый характер (романсы и песни литературного происхождения, т. н. народные книги, русский «лубок», немецкий «бильдербоген» и др.). С другой стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературного творчества (индивидуализация, психологизм и т. п.). В социалистическом обществе в тесном контакте с литературой развиваются разнообразные современные формы массовой словесно-художественной культуры — клубная самодеятельность, сочинение самодеятельных интермедий и сатирических сценок и др.
Н. п. т. — существенная часть национальной культуры каждого народа. Для древнейших времен оно порой оказывается единственным источником познания истории народа и его общественного сознания; для более позднего времени — важнейшим источником изучения идеологии и эстетических представлений народных масс (см. Фольклористика). Марксистское литературоведение видит в Н. п. т. сокровищницу художественного опыта народа. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова — в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452). Стремясь глубже проникнуть в смысл и ход народной жизни, многие писатели черпали из фольклора не только сведения о быте народа, но и темы, сюжеты, образы, поэтические краски, эстетические нормы и идеалы. Литература всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие Н. п. т. Большинству литератур мира присущи жанры, в которых литературными средствами пересоздается художественная система соответствующих фольклорных жанров: песня, баллада, романс, сказка и т. п. Известны также случаи вовлечения текстов литературного произведения в устное бытование (напр., рубайяты Хафиза и Омара Хайяма, некоторые русские повести XVII в., «Узник» и «Черная шаль» А. С. Пушкина, первые строфы «Коробейников» Н. А. Некрасова, песни П. Ж. Беранже, Т. Г. Шевченко, М. В. Исаковского, многие строки И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, А. Т. Твардовского и др.). О Н. п. т. отдельных народов в статьях о национальных литературах.
Литература:
Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941;
Чичеров В. И., Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959;
Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, М., 1958—1963;
Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967.
Что входит в словесное поэтическое творчество народа?
Что входит в словесное поэтическое творчество народа?
Фольклором называют литературное произведение.
Сюда относят частушки, обрядовые песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Особенность фольклора в том, что автор неизвестен, им является народ.
Фольклор отображает индивидуальность каждой нации и народа.
ДАЮ 100 БАЛЛОВ Сопоставьте героический эпос русского народа и народов Кавказа?
ДАЮ 100 БАЛЛОВ Сопоставьте героический эпос русского народа и народов Кавказа.
1. Жанр устного народного творчества.
2. Поэтическая форма.
1. Жанр устного народного творчества.
4. Историческая основа и сказочные черты.
Образ лирического героя поэтического творчества М?
Образ лирического героя поэтического творчества М.
Почему число 3 считается священным в творчестве многих народов России и мира?
Почему число 3 считается священным в творчестве многих народов России и мира.
Подготовить индивидуальные сообщения по творчеству М?
Подготовить индивидуальные сообщения по творчеству М.
Составить конспект статьи (стр.
Что такое поэтический синтаксис?
Что такое поэтический синтаксис.
Что такое поэтический образродины?
Что такое поэтический образродины.
Вспомните что такое Ирония?
Вспомните что такое Ирония.
Как вы думаете над чем иронизирует лирический герой в стихотворении В.
Что является, по его мнению, источник поэтического творчества.
С чем сравнивают свои стихи М.
Попытайтесь объяснить смысл стихотворения.
Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М?
Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.
Какие стихотворения входили в поэтический сборник Ольги Берггольц «Стихотворения» 1934 года?
Какие стихотворения входили в поэтический сборник Ольги Берггольц «Стихотворения» 1934 года?
Объясните, почему мы называем словесные фольклор устным народным творчеством?
Объясните, почему мы называем словесные фольклор устным народным творчеством.
Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?
В 1985. Конечно я не очень уверена.
Это военный доспех. То есть это защита от врага.
Особенности словесного творчества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие словесного творчества
Словесное творчество существует в двух формах:
Письменная литература разделяется на искусство сочинения и искусство перевода.
Устная литература имеет несколько разновидностей:
В реальном бытие обе формы словесного творчества с самого момента изобретения письменности сосуществуют и обмениваются друг с другом. Часто устное творчество фиксируется письменно, а письменное творчество снова переходит в письменное бытование. Например, песня, которую сочинил автор-профессионал, со временем стала популярной и безымянной. Несмотря на всю мощь устной памяти, она не способна удержать того, что вышло из поэтического обихода.
Многие образцы устного творчества, которые стали основой мировой культуры слова, если бы не были записаны, были бы утеряны безвозвратно. Например, сборник китайских народных песен «Шицзин», который сохранился благодаря трудам Конфуция; ирландские саги, которые были зафиксированы монахами; эпические поэмы Гомера, которые были записаны по приказу Писистрата и т.д.
Нередким является и так называемое «обратное» движение. Например, христианская литературная традиция породила на Западе и на Руси жанр «духовных стихов», песен и баллад с религиозными сюжетами. В частности, английские баллады, которые были переведены и обработаны русскими поэтами, вторично «спустились в народ», тем самым создав жанр позднейших русских баллад и «мещанских романсов» 19 века. до появления романса в русской народной поэзии не было сольной лирической песни, все песни были хоровыми и исполнялись «органическим многоголосьем». Такая манера исполнения стала исключительным явлением в мировой вокальной культуре.
Готовые работы на аналогичную тему
При этом, письменная профессиональная литература часто обращается к устной народной традиции, откуда заимствует и перерабатывает очень многое. Например, «Повесть о Ерше, сыне Щетинникове», «Горе-злосчастие» порождены именно фольклором. Поэма «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова тоже основана на образной системе и метрике древних русских баллад. Примером этого являются также и сказки Пушкина, и «частушечная» метрика поэм Твардовского.
В любом случае фольклор имеет принципиальное отличие от письменного творчества – устное народное творчество безлично.
Устные произведения не имеют автора и авторской манеры. Персонажи фольклорных произведений не имеют индивидуального психологического портрета, они всегда являются характерами, а не типами. Профессиональная литература, наоборот, всегда стремится к описанию неповторимого и индивидуального, к описанию характеров и выражению авторской манеры повествования, в ней всегда заметен авторский стиль.
Единство русской словесности проявляется в специфике формы. Русская проза новейшего времени имеет отличия от западно-европейской, в частности, французской. Они заключаются в том, что русский автор больше «показывает», чем рассказывает, а чувства преобладают над логикой. Возможно, именно эта особенность русской литературы оказала влияние на мировую популярность русской прозы.
Виды словесного творчества
Словесное творчество в той или иной форме является доступным практически каждому. Словесное творчество для воплощения не требует дополнительных средств, таких как холст, краски, глина и т.д. Оно не нуждается в предварительных навыках – например, в музыке о создании музыкального произведения можно говорить только после обучения извлечению из инструмента чистого звука.
Кроме устного и письменного творчества, различают следующие виды словесного творчества:
Можно выделить два главных содержательных аспекта любого произведения – это сюжет и действующий персонаж. Создание каждого элемента сопровождается личностной работой автора.
Уникальность поэтических произведений состоит в том, что здесь форма выступает наравне с содержанием. Рифма, ритмика, большое множество разного рода художественных приемов, которые использует автор при написании произведений, позволяют максимально глубоко и ярко выразить свои чувства, впечатления, эмоции и идеи. По эмоциональности поэзию можно сравнить с музыкой.
Говоря о словесном творчестве, о русской словесности, необходимо подчеркнуть ее глубину и общее стремление к постановке главных вопросов бытия, государственность мышления и гуманизм. Русское словесное творчество меньше всего является литературой для развлечения, поэтому ее бытие неотделимо от бытия народа. Народ сохранится до тех пор, пока сохраняется его словесная культура, пока словесное творчество живо и читаемо.
К сожалению, ввиду того, что записывать произведения фольклора начали поздно, лишь в 19 веке, очень многое было утеряно либо сохранилось в отрывках. Например, древний русский эпос дошел до нас лишь в небольших отрывках, а дохристианская мифология и вовсе не сохранилась.