Что такое словесность формы словесности 5 класс
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛиана Ирошникова
Похожие презентации
4 Речь – творчество? Слово предложение текст Создание нового Ответы на вопросы Написание письма Рассказ другу
6 II.Формы словесности Беседа Ответ на уроке Доклад Просьба Разговор по телефону Чтение стихов наизусть Слушание песен Письмо Заявление о принятии в кружок Заполнение бланка для получения посылки Чтение книги Выполнение упражнения по русскому языку устная письменная
7 II.Формы словесности Простые и короткие предложения Сложные и распространённые предложения устная письменная Формы употребления русского языка
8 Составьте рассказ по картине В.М.Васнецова
9 формы языка Слова, используемые в разговоре для выражения чувств и мыслей – разговорный язык ( неофициальная обстановка) Слова, употреблённые для выражения научной мысли в книге или докладе, для законов, для статьи в газете или выступления на митинге, для написания разных художественных произведений – литературный язык Разговорный язык литературный (книжный) язык
10 формы языка Разговорный язык литературный (книжный) язык Устная форма речи Письменная форма речи Устная форма речи Письменная форма речи Распредели по формам: 1)Рассказ друзьям о произошедшем, 2)Ответ на уроке, 3)Объяснение учителя, 4)Чтение учебника, 5) слушание интервью по телевизору с ведущим певцом, 6)Пение любимой песни, 7) просмотр кинофильма, 8) обсуждение фильма с друзьями, 9) записывание по заданию учителя воспоминания вашей бабушки о каком-то событии, 10) письмо другу
12 Формы Разговорного языка Диалог – разговор двух или нескольких лиц Монолог- высказывание одного человека
13 Признаки разговорного языка Короткие, часто неполные предложения( Пришёл? –Да.) Употребление разговорных слов: малютка, кроха, перетрусил, пока… Нейтральная лексика (бить, бродить, бранить) Просторечия –грубые или ироничные слова (башка, жрать, не реви!)
14 Опасность. Использование бранных слов, матерных слов + слова блатного жаргона Береги язык!
20 Совокупность физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма
21 язык художественной словесности В художественной словесности писатель может использовать как разговорный, так и книжный язык, в зависимости от того, что он изображает. Он выбирает такие средства языка, которые помогают ему наиболее ярко нарисовать картину, выразить чувства, мысли героев и самого автора.
22 Басни Крылова Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограда кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко
23 Басни Крылова Осел увидел Соловья, И говорит ему: Послушай-ка, дружище! Ты сказывают, петь великий мастерище: Хотел бы очень я Сам посудить твое услышав пенье, Велико подлинно твое уменье?
24 Басни И.А.Крылова «Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак…»
25 Домашнее задание Сочинение « О вкусной и здоровой пище»
Разработка урока «Словесность как словесное творчество»
Презентация к уроку по словесности с домашним заданием
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Словесность как словесное творчество»»
Что такое словесность?
1) творчество, выражающееся в устном и письменном слове;
2) Художественное творчество: песни, загадки, сказки, рассказы, романы, пьесы – произведения искуССтва слова.
Литературный (книжный) язык
Книжные Нейтральные Разговорные
Формы разговорного языка
(разговор двух и более лиц)
( высказывание одного человека)
Признаки разговорного языка
Литературный язык- нормированный
Орография (правильно пишу)
Пунктуация ( правильно ставлю знаки препинания)
Домашнее задание Поставь ударение:
Начал, звонит, (в) шарфах, обеспечение, грузило, задолго, заострить
+ подобрать 2 слова, где можно засомневаться в постановке ударения
5 класс Урок №1 Введение. Понятие о словесности
Языковая цель.
Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»
Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.
Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм
Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение РМ»
Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме «Фольклор и литература». Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!
Понятие о словесности.
Нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.
Фольклор – искусство слова.
Дай пояснение следующим терминам:
Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.
Фольклор – особый вид искусства, т.к.
общее
Составьте диаграмму Венна
Подготовь устное сообщение на тему «Сходство и различия между фольклором и литературой», используя данную таблицу (или схему) как план.
Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №1 Введение»
Тема раздела, подраздела
Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.
5. ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, их отличие друг от друга
5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос
5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства
Все учащиеся смогут: определить понятия «словесность», «фольклор»
Большинство учащихся смогут: выявить различия и сходства между фольклором и литературой; подготовить устное сообщение по теме урока, используя таблицу (или схему) как план.
Некоторые учащиеся смогут: преобразовать теоретический материал в виде рисунков и диаграмм
Ключевые слова и фразы: словесность, «изящная словесность», фольклор, литература
Планируемое время и этапы
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом
Создание ситуации для психологического настроя: чтение эпиграфа:
“Всем лучшим во мне я обязан книгам. ” (М.Горький)
Какие мысли вызывают у вас эти слова?
Какие книги читали накануне вечером в семье?
Что особенно поразило вас в прочитанном?
Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам?
Знакомятся с эпиграфом урока, участвуют в водной беседе
Актуализация опорных знаний
Введение в тему урока
Учитель выводит таблицу на монитор и предлагает учащимся задание на соотнесение:
Соотнесите слова, данные в двух столбиках, чтобы у вас получились пословицы.
Б. Не красна книга письмом,
В. Кто много читает,
Г. Книга в счастье украшает,
5) а в несчастье утешает.
Учащиеся выполняют задание.
Ученики отвечают на вопросы, делают вывод
Слово учителя. Чтение с остановками.
— Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.
— Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.
Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.
Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать
Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.
Как вы думаете, за что Охотник получил награду?
Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.
Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?
Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое.
Приём «Лото с продолжением…»
Ученикам раздаются рисунки (см. Приложение).
Перед вами картинки и слова. Сформулируйте задачу: что вы должны сделать с этим исходным материалом? (соотнести рисунки и слова)
Какой рисунок остался без ответа?
Какой материал использует писатель, создавая произведение?
Докажите, что литература – это искусство слова.
Работа с учебником. Обсуждение материала.
Задание 1: заполните схему и устно дайте определение видам искусства слова.
Задание 2: нарисуйте «древо словесности», обозначьте его веточки.
Задание 3: составьте диаграмму Венна, расскажите о сходствах и различиях между фольклором и литературой.
Говорят, где они уже встречались с волшебством.
Презентация на тему: Словесность
Речь – творчество? Слово предложение текст
II.Формы словесности БеседаОтвет на урокеДокладПросьбаРазговор по телефонуЧтение стихов наизустьСлушание песенПисьмоЗаявление о принятии в кружокЗаполнение бланка для получения посылкиЧтение книгиВыполнение упражнения по русскому языку
II.Формы словесности Формы употреблениярусского языка
Составьте рассказ по картине В.М.Васнецова
формы языка Слова, используемые в разговоре для выражения чувств и мыслей – разговорный язык( неофициальная обстановка)Слова, употреблённые для выражения научной мысли в книге или докладе, для законов, для статьи в газете или выступления на митинге, для написания разных художественных произведений – литературный язык
формы языка Распредели по формам:Рассказ друзьям о произошедшем, 2)Ответ на уроке, 3)Объяснение учителя,4)Чтение учебника, 5) слушание интервью по телевизору с ведущим певцом,6)Пение любимой песни, 7) просмотр кинофильма, 8) обсуждение фильма с друзьями, 9) записывание по заданию учителя воспоминания вашей бабушки о каком-то событии, 10) письмо другу
Формы Разговорного языка Диалог – разговор двух или нескольких лицМонолог- высказывание одного человека
Признаки разговорного языка Короткие, часто неполные предложения( Пришёл? –Да.)Употребление разговорных слов: малютка, кроха, перетрусил, пока…Нейтральная лексика (бить, бродить, бранить)Просторечия –грубые или ироничные слова (башка, жрать, не реви!)
Опасность. Использование бранных слов, матерных слов + слова блатного жаргона Береги язык!
План конспект урока русской словесности
5 класс
Тема:Ветви единого древа. ПОНЯТИЕ О СЛОВЕСНОСТИ
Цели:1. Дать понятие слову словесность;
2. развивать устную речь учащихся: 3. Воспитывать интерес к предмету
Ход урока
І. Психологический настрой
ІІ. Формирование новых поняти и способов деятельности
Люди рано осознали силу слова, его способность воздействовать на окружающих. С самого начала слово было средством закрепления в памяти и передачи знаний и опыта людей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требующим глубокого уважения, почтительного отношения и осторожности. Магическая сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы. При произнесении слова в воображении появляются люди, предметы, далекие или вовсе не существующие. Весь многовековой опыт народа, его поэтическое восприятие природы содержатся в Я31Л-ке, в словах.
Многие писатели и поэты размышляли о значении слова в жизни человека. Так, поэт начала XX века Николай Гумилев подчеркивал его магическое воздействие:
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображение: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии».
Используя эту особенную власть образного слова, все древние виды словесного искусства запечатлевали мир в художественных образах и создавали воображаемую картину.
Литература бывает переводной и оригинальной. Благодаря переводам лучшие произведения мировой литературы становятся достоянием русскоязычного читателя, а русские писатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть переведены на языки других народов. Так, например, произведения А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в переводах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригинальными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных произведениях древнерусской литературы присутствуют мотивы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.
Писатель Константин Паустовский в статье «Алмазный язык» пытался объяснить действие слова на наше воображение: «Очевидно, слово нам кажется поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Само звучание такого простого слова, как «зарница», как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии».
Используя эту особенную власть образного слова, все древние виды словесного искусства запечатлевали мир в художественных образах и создавали воображаемую картину.
Литература бывает переводной и оригинальной. Благодаря переводам лучшие произведения мировой литературы становятся достоянием русскоязычного читателя, а русские писатели, усвоив мировые художественные традиции, создают самобытные произведения, которые также могут быть переведены на языки других народов. Так, например, произведения А. С. Пушкина стали известны в казахской степи в переводах Абая. Любимые вами сказки о Красной Шапочке и Золушке, Дюймовочке и Русалочке написаны французским писателем Шарлем Перро и датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Вы с детства знакомы с оригинальными (т. е. подлинными, не скопированными) сказками А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, которые хорошо знали фольклор. А в 4-м классе вы узнали, что в оригинальных произведениях древнерусской литературы присутствуют мотивы, приемы устного народного поэтического творчества и книжной переводной литературы.
ІІІ. Закрепление пройденного материала
1. Каким свойством в древности обладало слово?
2. Прочитайте стихотворение Н. Гумилева. Когда, в какие времена словом можно было останавливать солнце и разрушать города? И можно ли было? Посмотрите материал учебника на стр. 16-19. Найдите слово-отгадку ко второй строфе. Какой образ может стать вам подсказкой? Какая картина возникает в воображении, когда вы читаете это стихотворение? Нарисуйте иллюстрацию к нему.
3. Прокомментируйте строки драматурга XIX века Александра Сергеевича Грибоедова «Злые языки страшнее пистолета» и поэта конца XX века Александра Кушнера «Любовь, уступчивость, боязнь обидеть словом, ведь слово колется, как шарфик шерстяной». О какой силе слова говорят эти строки? Вспомните случаи, когда слово вас ранило или дарило радость.
Что такое словесность? Какие ее виды вы знаете?
Какую литературу называют изящной словесностью?
Какова роль переводной литературы?
5 класс
Тема: Фольклор и литература