Что такое словесные игры определение для детей
«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». Советы для родителей
Анастасия Черных
«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». Советы для родителей
В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. С детьми старшего дошкольного возраста, а порой и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Хочу привести примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например,что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.
4. «Новые слова«
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона.У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву.Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
В эту словесную игру обычно играют с мячом.Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница».Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д.
Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.
Развитие речи и общения Развитие речи и общения. Развитие речи и общения – главная задача родителей. Вот ваши дети перешли из ясельной группы на новую ступень.
Словесные игры с детьми дошкольного возраста
Игра занимает особое место в жизни ребёнка. Дети, увлечённые игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх участники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.Участники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.
Словесные игры имеют преимущества в том, что для их организации не нужно специального реквизита, особого пространства. Главное, чтобы работала мысль!
Известно большое количество словесных игр, и одна из старейших игр «Подбери рифму»
Игра «Подбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли по вечерам в кругу большой семьи и на камерных домашних вечеринках. Играющие садились в круг. Один из участвующих в игре бросал кому-либо платок и одновременно произносил какое-нибудь слово. Тот, которому платок был брошен, должен был поймать его и ответить в рифму. После чего он, в свою очередь бросал платок кому-либо, произнося какое-нибудь слово.
Игрок, поймавший платок, но не подобравший рифму, штрафовался фантом, или выбывал из игры. Само собой, когда предлагались трудные рифмы, создавались довольно смешные озадачивающие ситуации, что, конечно, очень смешило и развлекало играющих.
Советую подобрать несколько слов, на которые подобрать рифмы, особенно сложно.Например: окунь, аист.
Можно усложнить задачу. Придумать слово, на которое можно подобрать много рифмующихся слов, но при этом все игроки должны продолжать ОДИН ряд.
Вместо платка можно использовать небольшой мяч или мягкую игрушку.
В какие игры интересно играть ребенку,например:
«Что бывает сладким?»
Взрослый предлагает ребенку: Слушай внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить,надо сказать: «Стоп!»
— «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».
Малыш внимательно слушает и останавливает его на том слове, где он «ошибся». Затем сам называет то, что бывает сладким.
Взрослый говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».
Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт».
Увидев незнакомую машину (например, автокран,спрашивают: что это? Почему?
Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.
В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.
Детям помладше можно предложить иные словесные игры:
«Придумай слово»
Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)
-холодные слова (снег,мороз, лёд, ветер)
-круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)
-колючие слова (укол, ёж, комар) и т. д.
Сидя на полу, перекатывая мяч друг другу. задаём вопросы:
-Где растут листья? (на ветке)
-Где растут ветки? (на дереве)
-Где растут деревья? (в лесу, у дома и т. д.)
«Закончи моё предложение»
-Мама купила в магазине….
Папа принёс из леса….
На столе стоит красивый…
Скажи правильно: Знает это ребёнок любой, у апельсина цвет голубой. Тигр рычит, а кошка –лает. и др.
Говорите слово, ребёнок добавляет в рифму, не получается, показываете как. Ложка-картошка, морошка, плошка, серёжка.
Все родители мечтают, чтобы их малыш рос здоровым, любознательным, умным, общительным, был веселым и не капризным. И для этого ему нужны ваша любовь, забота, внимание. А еще, хорошая детская игра, когда-то, предложенная вами и полюбившаяся вашим чадом.
Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя.
«Семейная копилка». Словесные игры для детей и родителей Словесные игрушки для детей и родителей. МАМЫ И ПАПЫ!Поиграйте с ребенком в веселую игру в быстрое повторение стишков и фраз, которые трудно.
Дидактические и словесные игры для закрепления словарных слов Дидактические и словесные игры на закрепление словарных слов. Нам необходимо добиваться того, что бы дидактическая игра была не только.
Игры со счётными палочками с детьми дошкольного возраста Счётные палочки,как всем известно приспособление для счёта,но их можно использовать с дошкольниками и для игр. Они хорошо тренируют пальцы.
Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Мастер-класс для педагогов «Играем в словесные игры» Мастер – класс для педагогов Тема: «Играем в словесные игры» Цель: Развивать, формировать мыслительную деятельность у детей, в доступной.
Консультация «Словесные игры» Ссловесные игры будут полезны дошкольникам с речевыми и другими проблемами. Словесные игры помогут пополнить словарный запас детей новыми.
Словесные игры для ясельной группы Словесные игры для ясельной группы Карточка 1 Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом.
Словесные игры дома и в детском саду Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься.
Словесные игры и упражнения «на кухне» для старших дошкольников «Словесные игры и упражнения «на кухне» для старших дошкольников» Словесные игры и упражнения, которые я предлагаю вашему вниманию удобны.
Консультация для воспитателей «Словесные игры на развитие речи для детей старшего дошкольного возраста»
Кроме дидактических игр и упражнений с наглядным материалом при проведении ОД и во время режимных моментов в старшей группе используются словесные упражнения и игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводят в старших группах. Упражнения должны быть кратковременны (5-10 мин) и составлять лишь часть ОД по развитию речи.
На первых занятиях выполнение упражнения протекает в медленном темпе, так как воспитателю приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять.
В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч (или платок, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры, или обманные движения, а также некоторые другие игровые приемы.
Это помогает удержать внимание ребёнка; ведь дети, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.
Роль ведущего[/b] сначала выполняет воспитатель, в повторных играх ее можно поручать и детям.
В словесной игре очень важно правильно объяснить ее содержание (объяснение обычно включает 2-3 примера выполнения задания-ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих, поэтому педагогу следует составлять подробные конспекты этих игр. Для каждой игры подбирается 5-10 слов с постепенным усложнением словарного материала. В случае необходимости воспитатель может возвратиться к уже известным словам, почему-либо затруднившим детей.
Перечень слов для игры следует выучить наизусть – это поможет сохранить нужный ритм при ее проведении. Игровое задание предлагается сразу всем детям, затем выдерживается секундная пауза для обдумывания ответа.
В этих упражнениях каждый ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.
Описанные упражнения и игры не требуют длительной подготовки, они легко включаются в ОД по развитию речи, например упражнение «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар варит, печет, жарит; врач — лечит, ставит градусник, осматривает и т. п. Более трудным является упражнение «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, уже, короче) другого». Широкое распространение должно получить упражнение на классификацию предметов (подбор обобщающего существительного): шкаф — мебель, пальто — одежда и т. п. Для одного упражнения достаточно взять 2-3 обобщающих слова. В методической литературе подробно освещены упражнения на подбор прилагательных (что бывает деревянным, красным, кислым, на подбор слов, обозначающих время («Когда это бывает?», народная игра «Наоборот».
Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесные упражнения типа «Назови какой» (воспитатель обращается к детям с вопросами: «Как сказать про поле? Какое оно? Как сказать про снег? Какой он?»).
Более сложными являются упражнения на подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Для этих упражнений целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяжательные местоимения мой, твой, так как в этом случае лучше слышится окончание. Например, педагог, обращаясь к детям, говорит: «Голубой бант, голубой карандаш». Затем спрашивает: «О чем еще можно сказать голубой!» (интонационно подчеркивает окончания прилагательных). Далее он предлагает вспомнить: «О чем можно сказать голубое, голубая!» И т. д. В дальнейшем дети могут подбирать к существительному сразу несколько определений (красное спелое яблоко, чистое голубое небо, большой железный кузов).
Помимо вышеназванных упражнений, можно рекомендовать подсказывающие вопросы-загадки (задавая вопрос, педагог слегка подчеркивает (интонацией) окончания прилагательных: «Голубое, кружевное, нарядное — это платье или кофта?»).
Руководствуясь образцами, предлагаемыми в педагогической литературе, воспитатель может придумывать свои словесные упражнения с разнообразными частями речи. Например, с помощью упражнений типа «Докончи предложение» можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных («Пловец ныряет глубоко, а водолаз — глубже); (мой цветок красивый, а у Наташи еще красивее», в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа («На витрине шарфы и шапки, но нам сейчас не нужно ни шарфов, ни шапок, в употреблении глагольных форм («Я хочу рисовать, и мы тоже хотим рисовать»).
Упражнения на словообразование
Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
В настоящее время работа по ознакомлению детей с законами словообразования включена в школьную программу по русскому языку. Она полезна для развития потенциальной возможности узнавать (понимать) новые слова и способности самому активно образовывать слова, требующиеся в момент речевого акта.
Однако первоначальные представления и сведения о словообразовании дети должны получать еще в детском саду. Упражнения по словообразованию в детском саду проводят со следующими целями: формирование у ребенка интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие, поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной. Такие упражнения (непродолжительные по времени) организуют 1-2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах. Целесообразно образцы построения слов давать на знакомом детям словесном материале, а в задания включать и малоизвестные слова, чтобы дошкольники сознательно упражнялись в образовании новых для них слов, прибегали к семантическому анализу и синтезу, правильно отыскивая нужные словообразовательные морфемы. Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, подбор парного слова, а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание слов в сказочном сюжетном контексте). Можно использовать задания-шутки по словотворчеству: разбирать детские неологизмы, экспериментировать со словами.
Во время проведения упражнений обстановка должна быть живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы воспитатель часто прибегает к подсказу, подает детям пример тактичного отношения к ошибкам товарищей. (Ошибки детей пяти лет: «драчуниха» — драчунья, «болтовник» — болтун, «стреляльщик» — стрелок, «пчелинник» — пчеловод, «верблюжечий» — верблюжий)
Краткое описание ряда словесных упражнений для старшей группы.
«У кого кто мама?».
Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму (у зайчонка — зайчиха, и др.).
Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.
«Мы — спортсмены».
Цель: учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
«Фигуристы — те, кто занимается фигурным катанием; пловчиха – плавает. Есть очень много названий спортсменов, сейчас посмотрим, какие из них вы знаете. Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас. Я скажу: катается на лыжах, а вы закончите — лыжник; спортсменка, которая прыгает,— прыгунья».
Словарный материал: футболист, бегун, пловчиха, бегунья, прыгун.
Вариант для подготовительной к школе группы: пловец, стрелок, шахматист, конькобежец, прыгунья, боксер.
Анологичны описанным выше упражнения «Кто служит в нашей армии?» (ракетчик, разведчик, трубач, моряк и т. д., «Назови профессию» (часовщик, скрипач, строитель, билетер, пианист).
На образование слов способом основосложения можно рекомендовать упражнения типа «Назови машину одним словом». Образец: машина, которая чистит картофель,— картофелечистка, картофель сажает — картофелесажалка.
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Вариант: «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?» (Молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход).
В подготовительной к школе группе дается больше упражнений на самостоятельное составление слов и объяснение их происхождения. Например, в упражнении «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка,
перечница и др.) ребенок должен объяснить, для чего нужен тот или иной предмет и почему он так называется.
В упражнении «Сложи одно слово» наряду с заданием найти одно слово вместо двух, названных педагогом (с красными щеками — краснощекий и др., дети выполняют и другие: вспоминают слова, где первая часть электро-, объясняют, какие два слова слышатся в словах овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный и т. п.
Ребенку необходима специальная помощь взрослого в овладении действительными причастиями настоящего времени. Воспитатель ставит своей задачей познакомить детей с моделью образования причастий, научить при необходимости употреблять их в речи. Этим целям может служить такой вид работы: дети составляют по картинкам предложения из двух слов (подлежащего и сказуемого, а педагог преобразует их в причастные обороты (девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц). Параллельно даются пояснения, раскрывающие значение или происхождение причастия (воющий ветер — ветер, который воет; скачущий — от слова скакать, который скачет).
Рекомендуются и следующие приемы: хоровые и индивидуальные проговаривания словосочетания с причастием, подсказывающие вопросы к причастию (Это дерево наклонившееся? Этот лист шуршащий, придумывание детьми предложений с заданным причастием (смеющийся, лающий).
В настоящее время данная работа мало распространена в практике детских садов, но ввиду ее несомненной ценности на нее следует обратить внимание.
Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.
Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.
«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.
Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.
Словесные игры
«Шляпа», «телеграммы», «МПС» и другие игры, которые не требуют почти ничего, кроме компании и желания провести время с толком
Устные игры
Ассоциации
Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые разные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не случиться, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.
Игра в П
Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шляпы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведущему пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти правильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.
Say the Same Thing
Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go, из которого многие о ней узнали (музыканты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.
Характеры
Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, количество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй — терпеливым, третий — авторитарным, четвертый — радушным, пятый — игривым и шестой — коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает коварного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Узнай песню
Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а оставшиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», третьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употребить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.
Наводка
Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное существительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существительные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбросив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже заработает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о возрасте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.
Спойлер →
Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носитель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помещении. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а мой правый сосед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, кто отвечал последним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).
Контакт
Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Письменные игры
Энциклопедия
Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четырех человек — потребуются ручки, бумага и энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по одному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое слово — всего их должно быть примерно 6–10. В эту игру можно играть и командами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.
Игра из «Бесславных ублюдков»
Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квентина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все видят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знаменитый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литературных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Быки и коровы
Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговаривается, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чудаке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то получит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.
Интеллект
Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обязательно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга доказать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамилькара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчитываются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно определять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Каркас
Цепочка слов
Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.
Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons
Шляпа
Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нарицательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литературными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или минуту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить слово, оно возвращается в шляпу и будет разыграно другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителями одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Популярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают пантомимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.
Телеграммы
Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква станет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жанров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о типах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово.