Что такое сложение и вычитание 1 класс
Как объяснить сложение и вычитание чисел?
Повторим важные математические действия в математике, такие как сложение и вычитание.
Сложение чисел
Сложение — это математическое действие. Числа, которые складываются, называются слагаемыми. Результат сложения называется суммой.
Чтобы найти сумму двух чисел, можно воспользоваться числовой прямой. Это самый простой способ. Числа располагают вдоль прямой линии, что позволяет легко считать их влево и вправо. На рисунке показано, как сложить числа 1 и 3.
Как объяснить?
На числовой прямой, чтобы найти сумму 1 и 3, встанем на отметку 1 и сделаем три шага вправо, добавляя по единице. В результате
мы окажемся на отметке 4. Это и будет ответ.
Что это значит?
Если мы прибавим 3 к 1, получим 4. Иначе говоря, сумма 1 и 3 равна 4.
Сложение многозначных чисел
Числа, которые состоят из нескольких цифр, складываются поразрядно: сначала единицы, затем десятки, потом сотни и т. д. Сумма каждого разряда записывается под ним.
Если сумма состоит из двух цифр, то старшая цифра переносится в следующий разряд.
Вычитание чисел
Вычитая одно число из другого, мы находим разницу между ними. Результат называется разностью.
Для вычитания также можно использовать числовую прямую.
Для этого делаем от отметки первого числа столько шагов влево, сколько единиц во втором числе. Здесь из 4 вычитаем 3.
Как объяснить?
На числовой прямой, чтобы вычесть 3 из 4, от отметки числа 4 сделаем три шага влево: сначала к 3, потом к 2 и, наконец, к отметке 1.
Что это значит?
Результат вычитания 3 из 4 равен 1. Иными словами, разность 4 и 3 равна 1.
Вычитание многозначных чисел
Числа, которые состоят из нескольких цифр, вычитаются поразрядно: сначала единицы, затем десятки, потом сотни и т. д. При этом иногда приходится заимствовать единицу из следующего (старшего) разряда.
Урок математики в 1 классе. Тема «Сложение и вычитание»
Тема : Сложение и вычитание
Цель деятельности педагога
Рассмотреть взаимосвязь сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение сравнивать; развивать логическое мышление и внимание
знакомство с новым материалом
Планируемые
образовательные результаты
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в фор ме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, ис правления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД: выполнять действия по заданному алгоритму; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; про водить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); подводить под понятие (формулировать прави ло) на основе выделения существенных признаков; анализировать объекты с целью выде ления их признаков (существенных, несущест венных).
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот ветствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных по требностей и учебных мотивов, положительно го отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности.
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный,
Основное содержание темы, понятия и термины
Научатся употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания ;понимать и использовать взаимосвязь вычитания и сложения; пони мать и распозна вать количественный смысл сложения и вы читания.
Организационная структура урока
Элементы
содержания,
методические приемы
Правила по математике за 1 класс
Цифры – это знаки для обозначения чисел.
Цифр всего 10 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Чисел бесконечное множество (например, 5, 18, 198, 1076, …)
Натуральные числа – это числа, которые употребляются
при счёте предметов.
Натуральный ряд чисел – это ряд, построенный от 1 до бесконечности,
т.к. натуральный ряд бесконечен. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,…)
Наименьшим натуральным числом является число 1.
0 не является натуральным числом.
Однозначные числа состоят из одной цифры.
Двузначные числа состоят из двух цифр.
Многозначные числа – это двухзначные, трёхзначные и т.д.
Сложение и вычитание чисел
Сумма – это выражение, записанное с помощью знака «+» ( 1 + 2 )
Слагаемые – это числа, которые складывают. ( 1 + 2 = 3)
Значение суммы – это результат действия сложения. (1 + 2 = 3 )
– (минус) знак действия вычитания (5 – 3 = 2)
Разность – это выражение, записанное с помощью знака «–» ( 5 – 3 )
Уменьшаемое – это число, из которого вычитают ( 5 – 3 = 2)
Вычитаемое – это число, которое вычитают (5 – 3 = 2)
к трём прибавить 2, получится 5
сумма чисел трёх и двух равна пяти
3 увеличить на 2, получится 5
первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, значение суммы равно пяти
из пяти вычесть два, получится 3
разность чисел пяти и двух равна трём
5 уменьшить на 2, получится 3
уменьшаемое 5, вычитаемое 3, значение разности равно двум
Сложение и вычитание с 1 и 0
При прибавлении 1 к любому числу получаем последующее число.
При вычитании 1 из числа получаем предыдущее число.
Если одно слагаемое равно 0, то значение суммы будет равно
Если вычитаемое равно 0, то значение разности будет равно
Значение разности двух одинаковых чисел равно 0
Все двузначные числа состоят из десятков и единиц.
В записи чисел первая цифра справа обозначает
число единиц (т.е. разряд единиц),
вторая цифра – число десятков (т.е. разряд десятков).
Например, в числе 12 ( 1 десяток и 2 единицы)
Двузначные числа можно разложить на разрядные слагаемые,
т.е. записать в виде суммы 10 и однозначного числа.
Например, 11 = 10 + 1
Вычитая из двузначного числа от 10 до 19 число единиц,
получим 1 десяток (10)
Например, 12 – 2 = 10, 15 – 5 = 10, 10 – 0 = 10
Вычитая из двузначного числа от 10 до 19 число один десяток,
Например, 12 – 2 = 10, 15 – 5 = 10
Из двух чисел больше то число, которое при счёте называют позже.
«РАВНО» обозначают знаком =
«БОЛЬШЕ» обозначают знаком >
«МЕНЬШЕ» обозначают знаком
Острый уголок всегда направлен в сторону меньшего числа!
Двузначное число > однозначного числа!
Из двух двузначных чисел > то,
которое содержит большее количество десятков.
Например, 20 > 12, так как в числе 20 содержится 2 дес.,
а в числе 12 содержится 1 дес.
Из двух двузначных чисел с одинаковым количеством десятков > то,
которое содержит большее число единиц.
Например, 13 > 12, т. к. в числе 13 содержится 3 единицы,
а в числе 12 содержится 2 единицы.
Точка, прямая, кривая, отрезок, луч,
Прямая не имеет ни начала, ни конца.
Через одну точку можно провести множество прямых линий.
Через две точки можно провести одну прямую линию.
Кривые линии бывают замкнутыми и незамкнутыми.
Как через одну, так и через две точки можно
провести много кривых линий.
Отрезком называют часть прямой, которая ограничена двумя точками.
Лучом называют часть прямой, имеющая начало и не имеющая конца.
Ломаная – линия, состоящая из отрезков прямых линий,
которые не лежат на одной прямой.
Ломаные бывают незамкнутыми и замкнутыми.
Треугольником называется замкнутая ломаная,
состоящая из трёх звеньев. В треугольнике 3 стороны (отрезка),
3 вершины (точки), 3 угла.
Четырёхугольником называется замкнутая ломаная,
состоящая из четырёх звеньев. В четырёхугольнике 4 стороны (отрезка),
4 вершины (точки), 4 угла.
В пятиугольнике 5 вершин, 5 сторон, 5 углов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-437312
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 10». 1-й класс
Класс: 1
Презентация к уроку
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока:
Задачи урока:
Предметные УУД.
Личностные результаты.
Технологии: игровая.
Ход урока
1. Орг.момент. Создание эмоционального настроя
— Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок математики. (Слайд 1)
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Не сдвинется с места
Любая работа.
Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!
— Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
— Давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу. Повернитесь к нашим гостям улыбнитесь им и поприветствуйте кивком головы. Садитесь на места.
2. Определение темы, постановка цели
— Давайте вспомним, чем мы занимались на протяжении последних уроков.
— Какие числа мы уже изучили? (от 1 до 10)
— А чтобы хорошо считать, не допускать ошибки при сложении и вычитании, что мы обычно делаем? (Закрепляем изученное).
— Предположите тему сегодняшнего урока. (Выслушивает варианты детей и произносит окончательную формулировку). Слайд 2
— Какова наша цель? (Закрепить умение складывать и вычитать в пределах 10).
— Сегодня мы будем не просто складывать и вычитать числа, а решать жизненные проблемы.
3. Вступительное слово учителя
— Начать работу я хотела бы с одной интересной притчи.
Притча – это небольшой поучительный рассказ (на доске написано это слово). (Слайд 3)
В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя: сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы они жили долго и счастливо?»
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них подарил правителю сундучок, в котором лежали главные секреты крепкого здоровья, соблюдая которые человек долгие годы будет здоровым, крепким и сильным.
— А вы хотите знать эти секреты?
Сундук этот у меня, но достать из него секреты здоровья не так-то просто. Нам надо выполнить несколько математических заданий, решив которые мы сможем достать из сундука его секреты.
4. Актуализация знаний. Устный счёт
— Номера и характер заданий подскажут нам звёзды на доске.
Звезда № 1 – зарядка для ума
— Зарядка для ума поможет нам открыть первый секрет здоровья.
А начнём мы с задач в стихах. (Возьмите свои карточки с цифрами)
1). Задачи в стихах.
На кроватке у Танюшки
Лежат целых три подушки!
Положили ещё пять.
Сможешь все их сосчитать? (8)
Пять гостей уже пришли.
Четверо ещё в пути.
Сколько всех их станет тут,
Когда гости все придут? (9)
Во дворе идет футбол.
Мы забили пятый гол.
Сколько мы ещё забросим,
Если скоро станет восемь? (3)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
2 несут травинку,
2 несут былинку,
3 несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (7)
2). Расположение чисел в порядке возрастания.
А теперь поработаем в парах.
— Я для вас приготовила свои карточки с числами. Расположите эти числа в порядке возрастания. Что это значит?
— Прочитайте числа по порядку.
Какую закономерность в расположении чисел вы заметили? Как меняется каждое следующее число? (Каждое следующее число увеличивается на 2).
— Переверните карточки с числами. Какое слово получили?
(СПОРТ) – слово на доску
— Спортом занимайся, бегай, прыгай, закаляйся.
Это первый секрет, который сообщил мудрец правителю.
Итак, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Нужно заниматься спортом).
— Соберите мои карточки в корзину.
5. Работа по теме урока
2 звезда – зарядка для памяти
Игра «Назови соседей»
— Продолжаем работать в парах.
— Перед вами лежат листы с числовыми домиками.
Некоторые числа из этих домиков потерялись. Обсудите в паре и запишите пропавшие числа на своё место.
— Ребята, а что нам нужно вспомнить, выполняя это задание? (Состав чисел 9 и 10)
Проверка. (На доске висят картинки с изображениями домиков) Приложение 1
— У меня тоже есть такие числовые домики.
— Ваша задача показать карточку с числом, пропущенным на каждом этаже.
— Заполняем домик с числом 9. (9 – это 8 и…, 9 – это 2 и…)
— Ну что, ребята, мы справились с заданием? Молодцы!
Вот мы с вами и открыли второй секрет здоровья: отказ от вредных привычек.
Чтобы вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным нужно отказаться от вредных привычек. Это второй секрет, который сообщил мудрец правителю.
— Что мы относим к вредным привычкам? (Например: курение, алкоголизм, наркомания, переедание, интернет-зависимость и компьютерные игры, (игромания) др.).
— Не зря говорят: «Курить – здоровью вредить».
— Нам тоже нужно позаботиться о своём здоровье. Давайте отдохнём и выполним пальчиковую гимнастику, т.к. следующее задание нам предстоит выполнять в тетради.
6. Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Смогут цифры написать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
3 звезда – зарядка для логики. Решение задачи
Откройте тетради и запишите слово задача.
Задача: За завтраком Мишка (картинка) съел 5 тарелок овсяной каши, а Зайка (картинка) на 2 тарелки меньше. Сколько тарелок овсяной каши съел зайка?
Мы решили задачу и можем открыть 3 секрет здоровья: правильное питание.
— Будешь правильно питаться, со здоровьем будешь знаться!
Это третий секрет, который сообщил мудрец правителю.
— Что же значит правильно питаться? (Есть в одно и то же время, есть больше фруктов, овощей, зелени, молочных продуктов…).
Динамическая пауза. Игра «Вредно-полезно»
— Если я называю полезный продукт – хлопаем, если вредный – топаем.
Часто кушать, как попало
Вам, ребята, не пристало,
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, фрукты, овощи,
Чипсы, кефир, сухарики.
4 звезда – зарядка для внимания
Запишите в тетради №18.
Откройте Учебник на стр.44 и найдите №18 (1 столбик) (2-?)
Прочитайте задание и внимательно посмотрите на примеры 1 столбика.
Кто догадался, какой пример будет последним?
Решение примеров 1 столбика у доски.
— Ребята, решив примеры мы с вами открыли 4 секрет здоровья.
4 секрет здоровья – это соблюдение режима дня
— А для чего нужно соблюдать режим дня? (Чтобы быть здоровым, порядочным, собранным, хорошо учиться…)
— Нам тоже нужно позаботиться о своём здоровье. Давайте отдохнём и выполним музыкальную зарядку для глаз
(Слайд 8)
Музыкальная физкультминутка
Самостоятельная работа со взаимопроверкой
5 звезда – зарядка для мышления
У вас в корзиночках лежат задания самостоятельной работы на разноцветных листочках. Возьмите любой из них.
— Перед вами неравенства. Что это за выражения? (в которых стоят знаки больше, меньше или равно)
Решите неравенства, вставив знаки больше, меньше или равно. Приложение 2
— Ну что, ребята, выполнили задание.
— А теперь каждый из вас побывает в роли учителя. Ваша задача будет: проверить у соседа правильно ли он решил задание. Если у соседа всё правильно, подайте мне сигнал зелёным светофором, если есть ошибки – красным.
— Ну, кто справился с заданием, не допустив ошибки?
— Молодцы, вот мы и справились с самостоятельной работой и открыли…
5 секрет здоровья – это гигиена
— Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. Это пятый секрет, который сообщил мудрец правителю.
Личная гигиена – соблюдение чистоты тела.
На доске появляется схема. (Здоровье: спорт, гигиена, отказ от вредных привычек, правильное питание, соблюдение режима дня).
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, отказаться от вредных привычек, соблюдать режим дня, правильно питаться, соблюдать гигиену). (Слайд 9)
7. Итог урока. Рефлексия
— Чем мы сегодня занимались на уроке математики?
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
— Оцените свои знания. Если вам всё было понятно, у вас не было затруднений, покажите зелёный сигнал светофорика. Если вы что-то не поняли, затруднялись – красный.
— Ребята, а как вы думаете, кто из вас лучше всего работал?
— А ещё, ребята, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Давайте хором пожелаем друг другу: «Будьте здоровы!»
И в завершение нашего урока примите буклеты-памятки «Будьте здоровы» и мандарины.
Гости (учителя начальных классов) тоже получают буклеты-памятки «Будьте здоровы!»
— Ребята, вам понравился урок? Если да поднимите карточку с веселым солнышком, если нет – то с грустным солнышком.
Конспект урока по математике «Сложение и вычитание» (1 класс)
У р о к 66
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть взаимосвязь сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать логическое мышление и внимание.
I. Организационный момент.
1. Укажите карточку, где в кружок нужно поставить знак «равно» (=).
…
…
…
…
…
…
2. Догадайтесь, какая строка «лишняя».
Не нарушая закономерности, нарисуйте в пустой клетке недоста-ющую фигуру.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
+
=
О т в е т:
+
=
– Какие арифметические действия надо выполнить? (Сложение и вычитание.)
– Запишите результаты этих действий.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как связаны между собой сложение и вычитание.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 6).
П р и м е ч а н и е. В данном курсе операции сложения и вычитания вводятся независимо друг от друга на теоретико-множественной основе. Но между ними существует связь, и проявляется она в том, что, с одной стороны, вычитая из значения суммы одно из слагаемых, мы получаем другое слагаемое, а с другой – прибавляя к значению разности вычитаемое, мы получаем уменьшаемое. В этом и состоит взаимообратность операций сложения и вычитания.
– Проанализируйте рисунок. Кто здесь изображен? Что они делают?
– Миша и Маша составили по этому рисунку две математические записи. Что обозначает разность: 8 – 2 = 6? (Было 8 овец в отаре. Миша уводит двух овец.)
– Что обозначает сумма: 6 + 2 = 8? (Было 6 овец. Миша привел двух овец в отару к пастуху.)
– Сравните обе записи. Чем они похожи? Чем они отличаются? (В данных записях использованы одни и те же числа, но различны действия.)
– Одинаковую ли роль выполняют числа 6, 8 и 2 в сумме и в разности? (Роль каждого числа в зависимости от рассматриваемой записи будет своя: число 8 при сложении – это значение суммы, а при вычитании – уменьшаемое; число 2 при сложении – слагаемое, а при вычитании – вычитаемое; число 6 при сложении – слагаемое, а при вычитании – значение разности.)
– Прочитайте запись вычитания 8 – 2 = 6, используя для данных чисел их названия из соответствующей записи сложения, и получится
п р а в и л о:
Если из значения суммы (это число 8) вычесть одно слагаемое
(число 2), то в результате получится другое слагаемое (число 6).
– Найдите и запишите значения сумм в первом столбике. Найдите значения разностей в первом столбике.
З а п и с ь: 7 + 2 = 9
– Объясните, как вы выполнили вычитание.
При выполнении этого задания ученик может выбрать один из двух вариантов действий: либо он вычислит требуемые значения, используя имеющиеся у него знания о сложении и о вычитании, либо обратит внимание на то, что задания на вычитание связаны с соответствующими заданиями на сложение, и воспользуется этой связью для вычисления значений разности.
– Сравните записи в первом столбике. Вспомните, как связаны между собой сложение и вычитание.
– Найдите значения выражений во втором и третьем столбиках, используя связь сложения и вычитания.
– Прочитайте и сравните данные математические записи.
– Чем они похожи? (Используются одни и те же числа.)
– Чем отличаются? (Выполняются разные арифметические действия, поэтому у чисел 5, 3 и 8 разные роли в каждой записи.)
– Первое слагаемое в сумме подчеркните красным цветом, второе – желтым, а значение суммы – синим.
– Прочитайте вторую и третью записи, используя названия данных чисел из первой записи.
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение.
Поймал трех окуней,
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натащили из реки? (9)
V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 8–10).
Учащиеся выполняют задания № 1 – 7 по выбору учителя.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Фронтальная работа. Работа по учебнику (с. 78).
– Рассмотрите фишку домино.
– Сколько точек слева?
– Сколько точек справа?
– Сколько всего точек?
– Как связаны сложение и вычитание?
– Запишите значения данных разностей.
– Какое правило вы использовали? (Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.)
– Как найти пропущенные слагаемые, используя данные разности?
– Проверьте правильность выполнения задания, используя фишки домино на рисунке.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте свойство сложения и вычитания.