Что такое сложное гражданство

Где проще получить гражданство россиянину?

Что такое сложное гражданство. Смотреть фото Что такое сложное гражданство. Смотреть картинку Что такое сложное гражданство. Картинка про Что такое сложное гражданство. Фото Что такое сложное гражданство

Часто россиян посещает вопрос, какое гражданство легче всего оформить русскому человеку. Получение нового подданства обусловлено различными потребностями, однако обычно поиск страны в Европе или ином конце Света осуществляется по причине ведения предпринимательской деятельности. Просматривать можно различные государства для последующей миграции, однако для этого предстоит детально рассмотреть, гражданство какой зарубежной страны проще всего получить россиянину.

Гражданство или ПМЖ: в чем разница?

Находиться на территории иностранного государства можно на основании различных документов. Возможность проживать в стране дает рабочая виза, вид на жительство или право на постоянное проживание. Если рассматривать в отдельности, что лучше ПМЖ или гражданство страны, то предстоит выделить следующие права касательно первого термина:

Существенная разница ПМЖ и гражданства в том, что за иностранцем с возможностью постоянного проживания не закреплено право избирать или быть избранным. Также не допускается зачисление в государственные структуры, полицию и армию. ПМЖ оформить проще, чем гражданство, так как оно предоставляется значительно раньше в процессе проживания на территории иностранного государства.

Важно! Основное достоинство гражданства в том, что оно вручается человеку пожизненно, а кроме того предоставляется впоследствии детям подданного в автоматическом порядке.

Как выбирать страну для гражданства?

Чтобы выбрать, где можно получить подданство, рекомендуется рассматривать не только природу и экологию страны. В такой ситуации предстоит оценивать следующие важные моменты:

Дополнительно в процессе отбора подходящего варианта предстоит учитывать возможность оформления двойного подданства, а также порядок предоставления гражданства претенденту.

Важно! Рекомендуется при выборе иностранной державы учитывать свое материальное положение и финансовые возможности, так как не все государства допускают к себе иностранцев для заработка.

Способы получения гражданства

Наиболее распространенный вариант иммиграции в иностранное государство, это натурализация. Разумеется, данный способ затратный по времени, однако он наиболее доступен для большинства граждан РФ.

Когда можно получить гражданство другой страны в дополнение к российскому?

В случае со вторым гражданством, допускается наличие паспортов обеих стран, однако официально иное подданство у гражданина не признается. Также не следует забывать, что не все иностранные государства допускают подобное. Существует ряд стран в Европе и на иных континентах, где вовсе запрещено иметь сразу два паспорта.

Важно! Также присутствуют государства, где получить второе подданство на основании закона можно, однако на практике процедура настолько усложнена, что проще будет сделать отказ.

В какой стране легко получить второе гражданство?

Рассматривая, где легче всего получить второе гражданство, предстоит выделить ряд стран Европы и других мировых континентов. Здесь предстоит учитывать возможность оформления паспорта в упрощенном порядке через браки с иностранцами или бизнес-инвестиции в экономику государства.

Европа. Большая часть стран Старого Света состоят в Евросоюзе, что открывает перед их подданными дополнительные привилегии. Кроме того, Европа считается одним из наиболее развитых континентов, где присутствует высококвалифицированная медицина. Наличие цивилизованного общества подталкивает россиян обратиться к оформлению подданства в странах именно этой части Света, однако не во всех державах допускается иметь второе подданство. Здесь предстоит выделить ряд государств, где наиболее просто проходит процесс получения гражданства, при этом не придется отказываться от российского паспорта.

Румыния

Испания

Латвия

Еще одна европейская страна, где достаточно просто получить гражданство путем покупки недвижимости. Средняя стоимость имущества в Латвии составляет 70-140 тысяч евро. Сразу после приобретения выдается вид на жительство сроком на 5 лет. Для оформления подданства потребуется прожить в стране 10 лет. При покупке собственности, ВНЖ выдается не только покупателю, но также и членам его семьи. Этот документ можно использовать для свободного перемещения по всему Евросоюзу.

Португалия

Африка – Египет

Северная Америка – Канада

Чтобы получить гражданство в этой стране, можно приобрести готовый бизнес или открыть свое собственное дело. Кроме того предусматривается возможность приобрести или снять на основании договора аренды недвижимость общей стоимостью свыше 240 тысяч долларов. Это впоследствии позволяет уже через три года претендовать на вручение канадского паспорта. Подобное доступно только при условии непрерывного пребывания в стране.

Южная Америка – Панама

Что касается азиатских стран, то они все чаще пользуются популярностью у россиян. Здесь получить подданство можно различными методами. На практике можно оформить ВНЖ во Вьетнаме через трудоустройство. При необходимости россиянин вправе приобрести сравнительно недорогую недвижимость в КНДР. В Филиппины можно перебраться за счет заключения брака с подданным страны. Также можно выделить следующие государства, где достаточно просто получить вид на жительство: Сингапур, Индонезия, Таиланд и Малайзия.

Австралия и Новая Зеландия

Перебраться россиянам в Австралию достаточно просто, при этом особых условий для предоставления ВНЖ нет. Что касается Новой Зеландии, то здесь более тщательно отбирают претендентов, которые выступают высококвалифицированными специалистами в определенных областях, либо крупными инвесторами в экономику государства.

Сент-Китс и Невис

Получить подданство этой страны достаточно просто, если иметь достаточное материальное обеспечение. Предусматривается предоставление вида на жительство при покупке недвижимого имущества на сумму свыше 400 тысяч долларов. Впоследствии с оформлением паспорта этой страны не возникает трудностей. Наличие подданства этого государства открывает гражданину доступ к безвизовым поездкам практически по всему цивилизованному миру.

Другие страны

Помимо ранее представленных государств, существуют также и другие территории, куда перебраться можно, однако сделать это несколько сложней. Среди мировых держав следует выделить следующие страны:

Также россияне могут рассматривать Турцию. Здесь предусматривается оформление ВНЖ через приобретение недвижимости. Документ предстоит продлевать каждые два года в течение 5 лет, после чего можно подать заявление на оформление турецкого паспорта. Минус подданства в том, что не допускается безвизовый въезд в страны ЕС.

Самое дешевое второе гражданство в мире

Если оформление подданства в ранее представленных мировых государствах имеет весьма высокую стоимость, то имеется ряд стран, где выдача паспорта обойдется в минимальную цену. Здесь предстоит рассмотреть европейские державы и территории карибских островов. Практически везде предоставление подданства осуществляется в течение полугода.

Важно! Оформление подданства через инвестиции предусматривает крупные материальные вложения, что многим соотечественникам не по карману.

Сент-Люсия

Гренада

На территории этого государства подданство обойдется дороже, нежели в предыдущем случае. Удерживается инвестиция в размере 150 тысяч долларов на одного человека или 200 тыс. на двоих. Также предусматривается взнос за проверку инвестирования (5000) и государственная пошлина 4250. Дополнительно доступна для переселенцев возвратная инвестиция, когда предусматривается взнос 350 тысяч долларов и выше в недвижимость на 4 года, после чего средства возвращаются. Как и в предыдущем случае, документ подлежит замене раз в пять лет.

Доминикана

Доступно предоставление гражданства при инвестиции в размере ста тысяч долларов на одного человека и 175 тыс. на двоих. Также предстоит оплатить проверку инвестора 7500 и установленные пошлины в пределах полутора тысяч долларов. Для оформления подданства не требуется посещать территорию государства, так как все выполняется через лицензированного агента.

Сент-Китс и Невис

Антигуа и Барбуда

Чтобы претендовать на оформление подданства на семью предстоит заплатить 100 тысяч долларов в качестве взноса. Дополнительно удерживается сбор за проверку инвестирования 7500 и государственные пошлины на человека 25550 (если оплачивать сразу за всю семью, то сумма составит около 50 тысяч долларов). Для получения документа предстоит явиться на территорию страны, а после пробыть здесь в течение пяти дней, при этом остальным членам семьи заявителя делать этого не требуется.

Болгария

Чтобы претендовать на оформление подданства в этой стране, предстоит сделать вложение в государственные облигации на сумму 311 тысяч долларов (для ускоренного порядка миллиона). Срок вклада составляет пять лет. Далее предоставляется ПМЖ. Впоследствии через 5 лет можно запросить подданство (при вложениях свыше миллиона евро допускается предоставление гражданства через 1,5 года). Затем мигрант вправе вернуть затраты, однако в такой ситуации не предусматривается возмещение процентных начислений.

Вануату

Мальта

Для оформления подданства предусматривается невозвратная инвестиция в размере 650 тысяч евро. Если запрашиваются паспорта на других членов семьи, то на каждого из них предстоит дополнить взнос 25000. Кроме этого нужно совершить вложение в государственные облигации на 5 лет 150000. Отдельно приобретается жилье стоимостью от 350 тысяч евро (можно арендовать ежегодно от 80000). Также 700 евро уйдет на пошлины, 7500 в качестве сбора за проверку инвестирования и предусмотренный депозит 10000. Для вручения паспорта потребуется прожить полгода на территории Мальты, после чего оформить статус резидента и подождать один год.

Если у вас остались вопросы вы можете задать их на бесплатной консультации юристам из миграционных компаний, которые предоставляют помощь в оформлении документов и сопровождают на всех этапах получения гражданства европейской страны. Посмотреть рейтинг компаний можно здесь

Источник

Топ 10 стран где сложнее всего получить гражданство

Что такое сложное гражданство. Смотреть фото Что такое сложное гражданство. Смотреть картинку Что такое сложное гражданство. Картинка про Что такое сложное гражданство. Фото Что такое сложное гражданство

В этом обзоре мы хотим представить вам страны где сложнее всего получить гражданство!

Швейцария

ОАЭ — одна из самых богатых стран в мире. Восемьдесят процентов ее населения составляют иностранцы и только 20 процентов местные ахмадийцы. Гражданство ОАЭ может получить человек со знанием арабского языка, который живет в Объединенных Арабских Эмиратах на законных основаниях в течение 30 лет, сохранил хорошую репутацию, свободно говорит по-арабски и не был осужден за преступления. Также получение гражданства возможно, если брак с гражданином Эмиратов длится не менее 7 лет при условии наличия хотя бы одного ребенка или 10 лет при отсутствии детей. Право голоса ограничено гражданами по происхождению.

Сан-Марино

Сан-Марино — маленькая страна, расположенная в Италии. Ее население всего 33000 жителей. Гражданство возможно для иностранцев, которые на законных основаниях проживают на территории Сан-Марино в течение 30 лет. Для получения гражданство через брак придется подождать 15 лет.

Китай

Китай со своим населением и так переполнен. Поэтому он является одной из самых трудных стран для получения гражданства в мире. Большинство иностранцев остаются со статусом постоянного жителя без получения гражданства. Чтобы получить гражданство Китая вы либо должны быть родственником китайского гражданина либо жить в качестве постоянного жителя в течение длительного времени. Двойное гражданство также запрещено для китайских граждан, однако получение гражданства через Гонконг — один из способов получить китайское гражданство.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия редко предоставляет гражданство иностранцам, особенно если они не мусульмане. Но можно стать гражданином, если вы прожили 15-20 лет в стране после того, как отказались от предыдущего гражданства и приняли ислам. Дети, рожденные от иностранцев, не имеют права на гражданство, но им может быть предоставлено гражданство, если у них есть отец из Саудовской Аравии. В соседних королевствах Катар и Бахрейн требуется 25 лет законного проживания, чтобы стать гражданином.

Андорра

Андорра — крошечное независимое княжество, расположенное между Францией и Испанией в Пиренейских горах. Получение гражданства Андорры является довольно сложным для иностранцев. Нужно прожить не менее 20 лет, чтобы стать гражданином. Этот срок сокращен до 10 лет для тех, кто учится или получает образование в Андорре. Двойное гражданство также строго запрещено законодательством Андорры.

Экваториальная Гвинея

Гражданство этой африканской страны получить труднее всего. Чтобы получить гражданство, необходимо прожить 40 лет в этой стране. Экваториальная Гвинея — третий по величине производитель нефти в Африке к югу от Сахары. Двойное гражданство остается запрещенным, за исключением случаев двустороннего договора, позволяющего его получить.

Палау

Северная Корея

Гражданство КНДР получить сложнее всего в мире. Даже у многих северокорейцев нет паспортов. Это происходит потому, что мало кто из них имеет возможность выезда за пределы страны. Ничего не известно о законах о натурализации, но чтобы стать северокорейцем нужно написать официальное заявление в Верховное Народное Собрание. Даже после получения гражданства закон требует разрешения на въезд и выезд из страны. Граждане Северной Кореи признаны только в 39 странах.

Ватикан

Источник

Гражданство

Понятие и основные черты гражданства

Гражданство в своем последнем смысловом аспекте (именно он нас интересует в данном случае) представляет собой особый правовой статус, предполагающий юридическое (официальное) признание государством принадлежности того или иного лица к этому государству как внутри страны, так и за рубежом, сопровождающееся наделением его комплексом юридических прав и обязанностей, предусмотренных действующим в этой стране (национальным) законодательством.

Уместно заметить, что в России термин-понятие «гражданство» стал употребляться в действующем законодательстве лишь в начале XX века, а именно в советское время (Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 года).

Каковы основные черты института гражданства? В юридической литературе, указывается, как правило, на следующие характеристики.

— Двустороння связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

— Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, совершение гражданином преступления и последующий за этим побег его за границу предусматривает принятие государством необходимых розыскных и следственных мер по его задержанию и привлечению к ответственности. (Вопрос о процедурно-процессуальных мерах конкретного характера, связанных с задержанием и привлечением к ответственности подозреваемого в совершении преступления, в том числе в связи с необходимостью выдачи потерпевшей стороне правительством государства, на территории которого находится или задержан подозреваемый, решается по-разному).

Исходя из этого и учитывая, что выше было дано определение гражданства в самом широком, общем смысле, становится возможным дать определение гражданства в узком смысле, то есть применительно к внутригосударственному (национальному) праву отдельно взятого государства. Под таким углом зрения гражданство представляет собой совокупность норм права, предметом регулирования которых являются: а) критерии, определяющие принадлежность лица к данному государству; б) способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; в) особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства либо фактом двойного (множественного) гражданства.

Российское гражданство

Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федерации, регламентируются их конституциями и соответствующими им законодательными и подзаконными актами

В силу особой значимости института гражданства, Конституция РФ включила его в содержание главы 7, регулирующей «Основы конституционного строя». Так, в ст. 6 Конституции РФ установлено:

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Помимо этих положений нормы, регулирующие отношения гражданства, содержатся и в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Например, гарантия защиты и покровительства за пределами российского государства для граждан РФ предусмотрена в ст. 61 Конституции. В ст. 62 впервые в истории конституционного законодательства закреплен институт двойного гражданства.

В Законе РФ «О гражданстве в Российской Федерации» конституционные нормы и положения конкретизируются и развиваются. Данный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. («О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2003 г. №151-ФЗ).

Анализ содержания Конституции РФ и данного закона о гражданстве дает основания для выделения целого ряда характерных черт российского гражданства, которые раскрываются в его принципах и правилах, регулирующих вопросы гражданства Российской Федерации.

Вся совокупность юридических норм, регулирующих весь комплекс вопросов, относящихся к гражданству, может быть сгруппирована в несколько групп (то есть в соответствующие институты права):

Приобретение, утрата и восстановление гражданства РФ

В мировой практике (и, естественно, в законодательстве большинства стран) сложилось несколько принципов, касающихся порядка приобретения (выбора) гражданства и связанные с рождением детей (основной способ приобретения гражданства). Это такие принципы:

В обычной практике большинства государств преобладает, как правило, один из названных принципов. Это относится и к российскому законодательству.

Так, в ст. 11 Закона РФ о гражданстве, закрепляются следующие основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст.ст. 12, 13, 14, 15, 16, 17).

Кроме того, в последующих статьях II главы устанавливаются также порядок и основания приобретения российского гражданства, как то: приобретение гражданства Российской Федерации по рождению (ст. 12); прием в гражданство Российской Федерации в общем и упрощенном порядке (ст.ст. 13, 14); и др. (ст.ст. 15, 16, 17).

В порядке дополнения к теме приобретения гражданства, уместно указать на ряд терминов и понятий, которые широко используются в юридической науке и международном праве и выражают собой первые из названных выше принципов приобретения гражданства.

Как уже отмечалось, в основе предоставления (приобретения) гражданства по рождению детей лежат два основных принципа:

2. «право почвы» (jus soli), т.е. рождение на территории определенной страны.

В ряде государств предпочтение отдается «праву крови». Это такие государства, которые стремятся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего на определенной территории. Это, к примеру, Германия, Швейцария, Франция. В государствах, возникших в результате интенсивной иммиграции (как в прошлом, так и в наше время), считается, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т.е. гражданство рассматривается как некое территориальное понятие. Такое мнение господствует в США, Канаде и я ряде других государств.

В большинстве же стран преобладает смешанный принцип, т.е. имеет определенное сочетание «права крови» и «права почвы». Как можно видеть из перечисленных оснований приобретения гражданства в Российской Федерации, то можно убедиться, что здесь как раз и имеет место смешанный подход.

Утрата и восстановление гражданства РФ

В качестве утраты для прекращения гражданства Российской Федерации в Федеральном законе РФ о гражданстве закреплены следующие основания (ст. 18):

В данном случае еще раз уместно напомнить, что впервые в отечественной практике в ч.З ст.6 Конституции Российской Федерации установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Это исключительно важный в политическом, моральном, идеологическом и международно-правовом отношении принцип. Суть принципа в том, что никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это (т.е. лишить гражданства гражданина России) ни при каких обстоятельствах, поскольку лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным актом. Уместно также напомнить, что в прошлом в советском законодательстве официально существовал институт лишения гражданства (Закон о гражданстве СССР 1978 года; соответствующая норма применялась по отношению к лицам, совершившим действия, порочащие звание советского гражданина).

Восстановление в гражданстве в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством регулируется статьей 15 настоящего закона о Гражданстве: «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствие частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет».

Таковы основные положения, касающиеся приобретения, утраты и восстановления гражданства в Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах.

В заключение этого раздела несколько слов о субъектах принятия решений по вопросам гражданства.

Во-первых, в системе органов государства, регулирующих вопросы гражданства, основными полномочиями в этой области обладают Президент Российской Федерации (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, которая обеспечивает единую государственную политику в области гражданства (гл. VI).

Во-вторых, большую роль играют органы внутренних дел.

В-третьих, министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Двойное гражданство (многогражданство), безгражданство

Особой темой проблемы правового статуса гражданина является тема двойного гражданства (многогражданства) и безгражданства.

Подобное правовое положение возникает в тех случаях, когда существуют противоречия между нормами законодательных актов тех стран, на гражданство которых может претендовать конкретное лицо. Каковы ситуации, приводящие к возникновению возможности двойного гражданства? Ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», перечисляя основные понятия определяет, что двойное гражданство – это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Такая ситуация имеет место, когда: а) приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего гражданства и б) когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

Далеко не все страны в своих национальных законодательствах связывают натурализацию без утраты предшествующего гражданства. Скажем, в США натурализация всегда влечет утрату предшествующего гражданства. В Канаде, Боливии, на Филиппинах утрата предшествующего гражданства может наступить лишь при добровольном приобретении нового гражданства. В Турции, Швейцарии для утраты предшествующего гражданства нужно юридически оформить выход из него. Во Франции выход из прежнего гражданства совсем не означает условия для натурализации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о гражданстве Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица не обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или настоящим Федеральным законом, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин (ст. 1 п. «г» ФЗ).

Автоматическое предоставление гражданства супруге иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны. Такие ситуации встречаются в законодательстве многих стран, например, стран Азии, Африки, Латинской Америки. Рассматриваемая ситуация может быть нескольких видов:

Как можно видеть, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств тогда, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты предшествующего гражданства, а национальное законодательство не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.

В Российской Федерации заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющем гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга., а расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8 п.п. 1, 2, 3 ФЗ).

Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Издавна гражданство ребенка определялось по отцовской линии. В ряде стран этот принцип и сегодня является единственным в области гражданства (Индия, Таиланд, Южная Корея). Но во многих странах в наше время преобладает иная позиция, основанная на равенстве полов (европейские государства, США, Япония). Соответственно, дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери.

По российскому законодательству при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка, является гражданином Российской Федерации, вопрос о гражданстве решается на основании письменного соглашения родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории России либо если бы иначе он стал лицом без гражданства.

Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы. В Соединенных Штатах Америки, Канаде, Аргентине, Бразилии гражданами признаются лица, родившиеся на территории страны. Есть, однако, и исключения: дети иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях, не будут являться (признаваться) гражданами того государства, на территории которого они родились. В Австрии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах и некоторых других европейских государствах национальные законодательства разрешают родившимся на территории страны лицам и проживающим в этой стране установленный период времени, приобрести гражданство путем подачи простого заявления по достижении или до достижения совершеннолетия.

Законодательство России по вопросам гражданствам эту ситуацию решает следующим образом:

Если ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, имеет родителей, состоящих в гражданстве других государств, то он является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ребенку своего гражданства (гл. II ст.).

Вопросы двойного гражданства в законодательстве СССР до середины 50-х годов не рассматривались вообще. Однако в 1956-1958 гг. (это был период так называемой «хрущевской оттепели») Советский Союз заключил целый ряд двухсторонних конвенций с социалистическими странами (Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией, Чехословакией и др.) по вопросам урегулирования двойного гражданства. Согласно этим конвенциям лица, обладающие двойным гражданством, в течении одного года после их принятия должны были заявить об избрании только одного гражданства. Если это требование не выполнялось, то эти лица рассматривались обеими сторонами Конвенции как граждане страны проживания.

Лица, которые характеризуются таким состоянием, т.е. лица без гражданства, называются апатридами.

Безгражданство имеет две основные разновидности: абсолютное безгражданство и относительное безгражданство.

Безгражданство, по большому счету, представляет собой несомненную правовую аномалию, отклонение от того общего правила, что в принципе всякий человек должен иметь определенную связь с каким-то государством, т.е. должен иметь гражданство. С точки зрения теории прав человека, только в таком случае (в случае наличия гражданства) у человека имеются наиболее эффективные гарантии его прав и свобод со стороны государства (государственные гарантии). В случае отсутствия такого гражданства эти гарантии сводятся на нет. Поэтому современные государства принимают различные совместные меры, чтобы устранить такое положение.

Апатриды не могут, не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним национальным законодательством конкретного государства, на территории которого проживают эти лица. Отсюда: все государства обязаны (обязываются международными пактами и конвенциями) обеспечить для апатридов основные права человека в соответствии с политико-правовым режимом, который у каждого государства имеет свои особенности. Скажем, в России статус лиц без гражданства фактически приравнен к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им правовую и политическую защиту. Как и иностранцы, апатриды не несут воинской обязанности (а), не обладают избирательными правами (б), на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (в) (п.3 ст. 62 и п. 1 ст. 63 Конституции РФ).

К числу основных международных документов, имеющих отношение к вопросу о лицах без гражданства, относятся два:

1. Конвенция о статусе апатридов (1954).

2. Конвенция о сокращении случаев безгражданства (1961).

Сфера применения данной Конвенция не очень велика в силу больших разногласий, возникших при ее заключении между сторонами. Особенность Конвенции в том, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции этого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Следует заметить, что, во-первых, Россия не участвует в данной Конвенции, а во-вторых, в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» все же вопрос о сокращении безгражданства решается путем поощрения органами государственной власти РФ приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Кроме того, согласно ст.2 Конвенции, находящийся на территории государства найденыш предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. А теперь сравните: согласно Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Наконец, еще одним методом предупреждения (или сокращения) безгражданства служит и такая норма: ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

Иностранные граждане

Политико-правовое положение иностранного гражданина характеризуется рядом моментов:

Краткой характеристике этих моментов предпошлем столь же краткую общую характеристику взаимоотношений иностранного гражданина с государством своего гражданства и государством пребывания.

Сложность положения иностранного гражданина с точки зрения международного права состоит в том. что он находится как бы в двойном подчинении, подчинении двум началам: территориальному началу (т.е. правопорядку государства пребывания) и одновременно личному началу (т.е. законам государства своего гражданства). Между национальными законодательствами этих двух государств может иметь место юридическая коллизия (или конкуренция), то есть лицо оказывается одновременно под двумя юрисдикциями. В международном праве эта ситуация обозначается термином «конкурирующая юрисдикция».

Иностранный гражданин может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той степени, в какой это не допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности. С другой стороны, государство пребывания, устанавливая режим иностранных граждан, не должно нарушать общепризнанных принципов международного права и договоров, в которых оно участвует.

Следует иметь в виду, что в международно-правовом обиходе часто встречается понятие «минимальный международный стандарт обращения с иностранцами». Этот стандарт рассматривается как некий правовой уровень, которому как минимум должно соответствовать национальное законодательство любого государства, устанавливающее права иностранных граждан. Стандарт этот весьма расплывчатый, нечеткий и определяется совпадающей договорной практикой и международными обычаями. После Второй мировой войны содержание этого стандарта стало связываться с правами человека: он сводится к требованию при установлении режима иностранцев не ущемлять права человека.

Правовой режим иностранных граждан (правовое положение иностранных граждан) принято определять как совокупность прав и обязанностей иностранных граждан на территории данного государства.

Существуют три вида такого режима:

В чистом виде эти три режима не встречаются. Как правило, имеют место смешанные варианты (сочетания режимов).

Политические права иностранных граждан. Чаще всего в этом случае речь идет об избирательных правах: по общему правилу, эти права иностранным гражданам не предоставляются. Однако, если бы эти права и предоставлялись, то, во-первых, это не противоречило бы нормам международного права, во-вторых, реализация избирательного права зависела бы только самих иностранцев: никто не вправе принудительно заставить иностранных граждан воспользоваться этими правами. В истории, к слову сказать, такие случаи предоставления иностранным гражданам избирательных прав встречались.

В Российской Федерации иностранные граждане также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 12 п. 1 указанного ФЗ). В то же время иностранные граждане несут установленные дня российских граждан обязанности: они должны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, с уважением относиться к образу жизни, традициям и обычаям российского народа.

Что касается других политических прав (право на объединение в политические организации, право на демонстрации и т.п.), то их предоставление иностранным гражданам определяется суверенитетом и безопасностью данного государства пребывания иностранного гражданина.

В то же время добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, может возникнуть деликатная проблема: иностранные граждане, добровольно служившие в иностранной армии, могут быть привлечены к ответственности в своем государстве. Однако решение этого вопроса находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск (уместно вспомнить в этой связи ситуацию в Югославии времен косовского конфликта, когда многие граждане России и других славянских государств участвовали в военных действиях в качестве добровольцев в составе югославских вооруженных сил).

Юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной и иной юрисдикции в отношении собственных граждан. Иностранные же граждане, например, в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства своего пребывания и по законам этого государства. Но есть и различия в разных странах, например, по вопросам территории, где совершено преступление. Скажем, в ч. З ст. 12 УК Российской Федерации иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законам РФ, если это преступление было направлено против интересов России. Но есть и такие административные правонарушения и преступления, которые приложимы только к иностранным гражданам. Это, к примеру, нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (ст. 188 Кодекса об административных правонарушениях РФ), шпионаж (ст.276 УК РФ).

Порядок въезда в государство и выезда из него. Практически во всех государствах в наше время существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранных граждан. Относительно этого выработана и применяется особая юридическая процедура, имеющая свою специфику в разных государствах. Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранному гражданину, так и собственному гражданину государство может и отказать.

Однако случаи отказа государства во въезде в страну или выезде из нее имеют свои отличия применительно к собственным гражданам государства и к иностранным гражданам. Иностранному гражданину государство не может отказывать систематически (к собственному гражданину это может быть сделано под самыми разными предлогами идеологического, политического, юрисдикционного характера). Дело в том, что дипломатическое представительство государства, гражданином которого является иностранец, может потребовать (и обычно так и бывает) аргументированного объяснения причин такого отказа. Задержка иностранного гражданина может быть оправдана лишь в том случаен, если находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по иным причинам.

Государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории страны и которые тесно связаны с вопросами их въезда и выезда. Причем последнее тесно связано с высылкой (выдворением) иностранного гражданина.

В РФ к иностранным гражданам может применяться такая административная мера пресечения как административное выдворение. Помимо этого, административное выдворение применяется и как взыскание за административное правонарушение иностранным гражданином. Таким лицам в течение одного года со дня выдворения не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации (ст. 34 КоАП РФ).

Массовая высылка государствами иностранных граждан запрещается (ст.4 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). А в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и указанной Европейской конвенции (ст.1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требования в отношении высылки иностранного гражданина, находящегося на законных основаниях на территории государства. Данное лицо может быть выслано только по решению, принятому в соответствии с законом. При этом ему должно быть дано право представить аргументы против своей высылки.

Дипломатическая защита – это, прежде всего, средство, обеспечивающее соблюдение режима иностранных граждан в отношении данного конкретного лица или группы лиц. Если иностранный гражданин действительно нарушил внутреннее законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушений, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или группы лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации ущерба пострадавшему и т.п.

Беженцы и переселенцы

Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов, иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *