Что такое сложные общества

7. сложное общество

7. сложное общество

Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные социальные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так:

государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, и прежде всего письменность, знаменует переход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традиционное), индустриальное (современное), постиндустриальное (постсовременное, постмодерное).

Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества

Социология

Обсуждение Социология

Комментарии, рецензии и отзывы

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Источник

1.9. Типология обществ

Общество — явление многогранное, обладающее в каждом конкретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая собой их распределение на основании таких критериев, как социальные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество — это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытно-общинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество — это общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием государства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет назад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в общей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критерием их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали информацию только с помощью речи. В письменных обществах существовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упрощением рисунков. Но подлинным изобретением стало создание знакового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксированные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узелки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевидение, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.

Возникновение письменности стало одним из важнейших этапов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении способа производства. По этому критерию различают общество собирателей и охотников, общество земледельцев, общество скотоводов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период господства присваивающей экономики в рамках первобытно-общинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полностью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — скотоводство. Произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но несмотря на разорения земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельческими, в первую очередь европейскими народами, возникает индустриальное общество, основанное на промышленном производстве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более высокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая закрытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структура, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догматичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марксистско-ленинском учении об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа производственных отношений, что неизменно влечет за собой преобразования в надстройке. В развитии человечества марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций с соответствующими им типами общества — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяются производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытно-общинной общественно-экономической формации к рабовладельческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некоторые народы переходили от первобытно-общинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и феодализму), так и в результате революции (переход к капиталистическому и социалистическому обществу). Социалистическое государство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротивление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится ненужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при котором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистического общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоретических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бесклассовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил изменения и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество отличалось преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчиво к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регламентируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возникновения человечества. Такие общества существовали в период рабовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных отношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном обществе производство развивается на основе механизации и автоматизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требования к образованию и квалификации работников. Ускоряется развитие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное значение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положение человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и социальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустриальном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доиндустриальном обществе и представительной демократии в индустриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типологии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каждого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

Источник

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества

Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества

Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества — многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения качественно изменяет социальную ситуацию. В простом малочис­ленном обществе все друг друга знали и находились в прямом родстве. В вождествах люди все еще остаются родственниками — близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где часто даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

• расселение людей по городам,

• развитие неаграрной специализации труда,

• появление и накопление прибавочного продукта,

• возникновение четких классовых дистанций,

• переход от обычного права к юридическим законам,

• зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

• появление заморской торговли,

• возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так:

Государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, и прежде всего письменность, знаменует пере­ход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традицион­ное), индустриальное (современное), постиндустриальное (постсовременное, постмодерное).

Источник

Сложное общество характеризуется такими чертами, как:

Этот термин в основном используется как сокращение для обозначения общества со сложной политической организацией и использующего технологии для расширения экономического производства.

СОДЕРЖАНИЕ

Возникновение сложных обществ

До появления сложных обществ не было необходимости в сильном централизованном государственном управлении. Увеличение населения в этих обществах означало, что общество было слишком большим, чтобы полагаться на межличностные и неформальные связи для разрешения споров. Это означало, что иерархический орган власти должен был быть признан окончательным арбитром в таких сценариях. Этот судебный орган также мог претендовать на военную, экономическую и религиозную власть. Часто претензии на одно царство было достаточно для поддержки политических амбиций в других сферах. Эта иерархическая структура принятия решений стала государством, которое отличает примитивные общества от сложных.

Линейное развитие традиционных сложных цивилизаций

Они представляют четыре условных этапа формирования цивилизаций.

Мобильный охотник-собиратель (отряды)

Культура охотников-собирателей развивалась в раннюю доисторическую эпоху. Свидетельства прослеживают их еще 2 миллиона лет назад. Как преимущественно кочевые группы, они ценили идею родства; более того, эти группы, ориентированные на родство, признавали статус через возраст, поскольку они считали своих старших мудрыми в группе. Следовательно, они открыли использование огня и разработали сложные каменные орудия для охоты. Эти ранние люди демонстрируют ранние истоки идеалов социальной и биологической эволюции. Они были эгалитарными по своей природе, охотились за достаточным количеством пищи и жилья, в то время как разделение труда было преимущественно гендерным с развитием охоты. Кроме того, одомашнивание животных и растений спровоцировало неолитическую революцию. Переход был медленным, поскольку более развитые общества начали разрабатывать более эффективные методы ведения сельского хозяйства для удовлетворения своих потребностей. Эта сложность способствовала развитию ранней цивилизации Месопотамии.

Сегментарные общества (племена)

Сегментарные общества, или более известные как племена, редко составляют более нескольких тысяч человек, которые являются поселенцами. Они адаптировали сельскохозяйственные инновации, сосредоточив внимание на садоводстве и приручении растений и животных. Поскольку они извлекли неолитические корни из родства и уважения к своим старшим и знаниям, которыми они обладают благодаря своему возрасту. В начале развития Месопотамии культура убайд возникла как одна из первых оседлых деревень. Прежде чем расшириться в полностью развитую империю, культура Убайд приручила животных и растений, таких как пшеница, ячмень, чечевица, овцы, козы и крупный рогатый скот. Кроме того, они разработали ирригационную систему, чтобы лучше удовлетворять свои сельскохозяйственные потребности, которая получила дальнейшее развитие в цивилизациях и расширила ее за пределы сельскохозяйственных целей.

Вождества (простые и сложные)

Вождества действуют по принципу ранжирования, тем самым вводя различные социальные статусы и социальное неравенство. Вождества отошли от ориентации на родство и перешли к статусу через ранг в конкретном праве рождения. Также вводится появление ремесленной специализации. Это политическая организация, определяемая социальной иерархией и политической властью. Тем не менее, ритуальные и церемониальные центры созданы, но без административного центра. Раннее вождество Эриду в период развития более поздней Месопотамии демонстрирует связь между пространством и ритуалом. Их значение Зиккурата передает иерархию власти и то, как определены социальные роли. Таким образом, это имело тенденцию к легитимности ландшафта и ритуала, но также подрывало присутствие социального класса, поскольку обладатели статуса имели преимущество перед другими.

Государства / империи / цивилизация

Конечной целью и высшей стадией сложного общества было достижение этого уровня развития, поскольку его сложность демонстрирует его развитие во всех аспектах и ​​является высшей формой сложного общества. Как цивилизация, в форме общества государственного уровня или империи, состоящая из более чем 20 000 человек, она продолжила классовую систему. Создание цивилизаций представляет собой смешение многоэтнических групп, которые вносят свой вклад в создание этой цивилизации. Например, говоря о мезоамериканской цивилизации, она не ограничивается упоминанием ольмеков, майя, сапотеков и ацтеков. По мере дальнейшего развития цивилизаций централизация городов для ритуальных и административных центров, что свидетельствует о развитии власти. По мере того, как они развивали свою экономическую и политическую деятельность, возникло письмо, которое стало символом привилегии для элиты. Поскольку социальный статус был заметным, не все люди могли овладеть этим навыком письма.

Факторы

Развитие сельского хозяйства

Переход от аграрных, кочевых людей к промышленным и оседлым привычкам явился результатом улучшений, внесенных в сельскохозяйственное и централизованное планирование продовольствия. Утверждается, что ранние оседлые общества возникли еще в 1600 году до нашей эры на юге Мексики, поскольку существует корреляция между выращиванием домашних растений, оседлостью и керамическими артефактами. Становление кочевого общества влечет за собой возникновение социальных отношений, влияющих на модели и роли, которые ставятся перед каждым человеком как средство выживания. Фермеры часто находили способы расширить сельскохозяйственные угодья, сажая на холмах и склонах, находя способы решения экологических и земельных проблем. Точно так же развитие сельского хозяйства позволило обществу сосредоточить внимание на централизованной организации, планировании и развитии городских центров.

В отсутствие современной промышленности сельское хозяйство было важнейшим источником богатства, даже несмотря на то, что доиндустриальное производство было довольно низким. Появление таких инструментов, как механизация, массовое производство удобрений, научное селекция растений и другие методы ведения сельского хозяйства, позволило среднему фермеру увеличить свой урожай, что позволило ему прокормить больше людей. Помощь не только в росте населения, но и в специализации и разделении труда, необходимых для формирования сложного индустриального общества. Таким образом, расширение и индустриализация сельского хозяйства позволили эволюционировать аграрному обществу, в котором богатство пришло из сельского хозяйства, в сложное общество, где производство и промышленность становятся источниками богатства, и создали систему, которая могла поддерживать разделение труда, политическую иерархию. и новые учреждения.

Разделение труда

Основным принципом сложного общества был переход от аграрных обществ и обществ родства к сложным индустриальным обществам. Переход происходит в результате специализации в средствах труда, когда одни люди приходят к власти в качестве правителей и администраторов, а другие остаются производителями продуктов питания. Это было одно из первых разделений труда. В аграрном или простом обществе нет разделения между производителями и обслуживающими организациями. Все сообщество было вовлечено как в процесс принятия решений, так и в производство продуктов питания. Маленькие общины не нуждались в таком разделении, так как все сообщество работало вместе. Однако разделение сельского хозяйства и управления было, пожалуй, самым важным разделением труда и имело долгосрочные последствия. В частности, это привело к возникновению государства как концентрации власти общества.

Политическая иерархия

Сложные и индустриальные общества состоят из людей, разделенных на разные секторы трудового спектра. Руководители и администраторы несут ответственность за обеспечение безопасности, защиты и координации государственной деятельности. Контроль, основанный на ранжировании со стороны централизованной власти, первоначально предполагал современные государства в форме вождеств. Такие правители обладают монополией на ресурсы, а также на механизмы разрешения конфликтов и наказания. Политическая иерархия влечет за собой разделение на специализацию, в результате чего некоторые члены отвечают за администрацию и учреждения с высшим контролем за исполнением. Политическая иерархия и организация уводят подавляющее большинство людей от централизованных властных ролей и передают решения в несколько рук, позволяя им проводить политику, которая может принести пользу государству или держателю власти. Политическая иерархия обычно определяется не существованием социальных контрактов, по которым одни соглашаются выращивать продукты питания, а другие предоставляют политические услуги и защиту, а скорее посредством некоторых

Частью этой политической иерархии является принуждение производителей со стороны правящего класса, сыгравшее большую роль в развитии цивилизаций. Например, как только человек или группа людей получат власть, они будут использовать свою власть, создавая институты и разработки, которые производители должны затем поддерживать, чаще всего с помощью силы.

Учреждения

Создание и устойчивость цивилизации и государства влечет за собой социальную, культурную и институциональную сложность, иначе называемую «ультрасоциальностью». Обладатели высоких должностей через руку государства обладают властью определять, обеспечивать соблюдение и исполнение правил и насилия. Государства обладают единодушной властью разрешать разногласия и обладают механизмами принуждения людей как средством достижения порядка. Институты помогают правителям согласовывать поведение и нормы, позволяя контролировать поведение больших групп людей. Фактически, институты, обладающие гибкостью для поглощения различных политических систем, имеют решающее значение для развития и стабильности нового государства. Таким образом, институты играют решающую роль во внедрении стандартных практик для обеспечения согласованного порядка и правил взаимодействия.

Без такого типа и масштаба человеческой организации общества не смогли бы избавиться от своих аграрных корней. Институты позволяют государству координировать действия своего общества, чтобы защищать себя, разрешать споры в пределах своих границ, улучшать средства производства, защищать благосостояние своего народа и, таким образом, создавать материальные и культурные достижения, которые мы ценим сегодня.

Социоэкономика в доиндустриальную эпоху

В доиндустриальную эпоху численность населения в городах была небольшой, и элиты охватывали лишь 2% населения. Было важно, чтобы города располагались близко к орошаемым территориям и зависели от торговли через порты, включая реки. Поскольку города располагались вблизи водоемов, они зависели от фермеров в производстве сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство было основным источником богатства и еды. Фермеры, животноводы, рыбаки и охотники были основными производителями продуктов питания. Фермерам не повезло с торговлей, которой они были ограничены из-за стоимости транспортировки. Это означало бы, что торговля была ограничена радиусом в четыре мили. Поскольку сельское хозяйство было основным источником богатства, фермеры сразу же продавали свой урожай, заставляя их продавать свою продукцию по низкой цене. В других случаях фермеры будут питаться выращиванием, вместо того, чтобы продавать свою продукцию. Многие крестьяне будут жить на землях у элиты и выращивать свою продукцию на этих землях и отдавать ее элите после сбора урожая. В начале существования доиндустриальной зоны именно так фермеры платили арендную плату, а землевладельцы продавали продукцию по высокой цене.

Мезоамерика

Юго-Восточная Мезоамерика первой превратилась в сложное общество. Кукуруза была очень важна в ранний доклассический период. Несмотря на то, что земледелие было очень важным, были также охотники, собиратели и рыбаки. Помимо кукурузы, бобов и кабачков, в пищу употреблялись также продукты питания, белка, олени, птицы, змеи, крокодилы, игуана.

Египет

Франция

Франция является хорошим примером сложного общества, поскольку ее история хорошо известна и задокументирована. Таким образом, историки могут проследить, как происходил подъем средневековой Франции. Эволюция древней Галлии в раннюю современную Францию ​​служит примером того, как возникли сложные общества. В иерархической организации Франции с железного века до 18 века существовала определенная преемственность. Когда римляне попытались организовать Галлию, они изменили племенные структуры, которые не были простыми и довольно сложными вождествами.

Интеграция большой территории во Франции происходила неоднократно между железным веком и ранним современным веком. Однако это произошло не сразу, а мелкими шагами. Интеграция проходила иерархически.

Распад также происходил в многоэтапном процессе. Франция распалась на единицы, которые разделились на графства, а в некоторых регионах и далее на кастелянии. К концу девятого века во Франции было по крайней мере двадцать девять независимых политиков. Почти столетие спустя их число выросло как минимум до пятидесяти пяти.

История Франции прослеживает эволюцию иерархической сложности, когда сложное крупномасштабное общество возникло в результате войны. Ранняя современная Франция была пятиуровневой иерархией, где самый большой уровень организации был разделен на провинции, губернаторы, которые затем, в свою очередь, были подразделены на более мелкие единицы, называемые баиллиагами. Эта теория имеет смысл, поскольку общество может участвовать в войне, чтобы расти и увеличиваться в размерах, ресурсах и разнообразии.

Альтернативные теории

Эта теория также была расширена для объяснения возникновения сложных государств в Африке и Азии. Колонизация этих мест европейскими державами функционировала как метаэтническая граница, на которой войны достигли необходимого уровня интенсивности для формирования сложного общества.

Другая теория рассматривает социальную эволюцию альтруизма и эгоизма в контексте конфликтующих сил. DS Wilson и EO Wilson утверждают, что эгоизм лучше альтруизма внутри группы, но группы, которые являются альтруистами, выбивают группы, которые эгоистичны, поскольку в альтруистической группе существует более высокий уровень сотрудничества и координации. Будет ли группа альтруистичной и сплоченной, зависит как от индивидуальных усилий, так и от внешних сил. Успех группы в соревновании с другими группами зависит от сотрудничества внутри нее.

Крах сложных обществ

Что такое сложные общества. Смотреть фото Что такое сложные общества. Смотреть картинку Что такое сложные общества. Картинка про Что такое сложные общества. Фото Что такое сложные общества

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *