Что такое сложные слова 4 класс русский язык

Сложные слова в русском языке

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык

В русском языке слова с двумя и более корнями называют сложными. Как правило, такие слова образованы лишь двумя главными морфемами:

самообразование, кофеварка, газонокосилка, шестисотый.

Реже встречаются слова с тремя корнями:

автомотоспорт, биополимер, самолетостроение.

А вот примеры слов, в которых более трех корней:

Сложные слова имеют два варианта написания — слитное и через дефис. В свою очередь, при слитном написании корни слов либо связываются неким соединительным элементом, либо вслед за первым сразу идет второй. В русском языке в качестве связующего элемента используют интерфикс, который помещается между двумя главными морфемами слова и не имеет никакого смыслового значения. Часто интерфикс называют соединительной гласной или суффиксом. Рассмотрим, когда же сложные слова пишутся слитно, а когда — через дефис.

Сложные слова пишутся как одно слово

Это происходит, если:

чернобровый, железнодорожный, кораблестроение, свежеприготовленный;

Встречаются слова, в которых первая главная морфема совпадает, но соединительные при них — разные:

Иногда в противоречие правилу в сложных словах после мягких согласных пишется «о»:

зверолов, плотоядный, честолюбие, кровоподтек;

трехведерный, пятигранный, двустволка, центрифуга, полутон, полугодичный;

автопробег, биодобавка, гидроэлектростанция, радиочастота, пятикратный, мультимиллионер.

Не нужно путать эти корни с приставками анти-, ультра-, экстра-, архи-, инфра-, супер-. Слова с такими морфемами к сложным не относятся;

полдень, полмира, полцарства;

спецагент, главбух, продмаг.

В сложных словах ставится дефис

Это происходит, если:

купля-продажа, киловатт-час, юго-западный, научно-популярный;

Слова блокгауз и блокпост являются исключениями;

пол-лимона, пол-улицы, пол-Москвы.

В качестве сложных слов в русском языке могут выступать разные части речи. В основном это имена существительные и образованные от них прилагательные. Реже встречаются числительные, наречия и глаголы. Например:

Источник

Сложные слова

Сложные слова

Сложные слова — это слова, имеющие в своём составе два (и более) корня.Они образуются как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.

(Текст статьи по учебнику 1915 г. [1] )

Содержание

Понятие о собственном и несобственном сложении слов

Сложение слов бывает двух видов — собственное и несобственное.

Собственным сложением называется такое, которое производится при помощи гласной о или е; напр.: водовоз, землетрясение, Цареград.

Несобственным сложением называется непосредственное сложение слов, без помощи гласной о или е; Царьград, себялюбие, сумасшедший.

К несобственному сложению относятся и слова, сложенные с приставками, то есть 1) с предлогами (приходить); 2) с наречиями ни, не, наи (никто, некто, неудача, наидобрейший).

Правописание сложных слов

Собственное сложение

Гласными, служащими для образования слов собственным сложением, могут быть лишь о и е.

Несобственное сложение

У слов, образованных несобственным сложением и представляющих собой соединение либо имен с именами, либо имен с глаголами, первая половина бывает или 1) именительным падежом, или 2) косвенным падежом, или 3) какой-нибудь глагольной формой. Поэтому при правописании таких сложных слов надо обращать внимание на их состав и писать соответственно словообразованию. Напр.

Царьград………..царь — И. падеж;
пятьсот………..пять — И. пад.;
пятиэтажный…пяти — Р. пад. (из выражения пяти этажей);
сумасшедший….с ума — Р. пад. (из выраж. с ума сойти);
немогузнайка…..не могу — 1-е лицо (из выраж. не могу знать);
скопидом………..скопи — повелительное наклонение (из выражения скопить дом).

Дополнительно

Различать составные части слов (приставки, корни, суффиксы) было важно в дореволюционной орфографии. Это связано со сложными дореволюционными правилами переноса слов (на другую строку), по которым слово следовало делить по этимологическому составу (с некоторыми уступками в пользу слогового).

Но (отчасти) и в современной орфографии применяется такой метод переноса слов. Так, по правилам 1956 года, дробить приставку при переносе слов (на другую строку) — хотя и допустимо, но не желательно. [2] Можно перенести слово бе-зумный, но лучше без-умный; ра-зочарованный и раз-очарованный. [3]

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Сложные слова» в других словарях:

сложные слова — слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»); см. Словосложение. * * * СЛОЖНЫЕ СЛОВА СЛОЖНЫЕ СЛОВА, слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ… … Энциклопедический словарь

Сложные слова — слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ, образующих структурно семантическое единство. Образуются либо объединением двух и более полнозначных слов или их основ в цельнооформленный комплекс по определённому… … Большая советская энциклопедия

Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

слова-близнецы — В лексической стилистике: сложные слова и фразеологические единицы, образованные посредством повтора, ассонанса или аллитерации. Авось да небось … Учебный словарь стилистических терминов

СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК — ’СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук’ (‘Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines’, 1966) книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко ‘эпистемы’),… … История Философии: Энциклопедия

Сложносокращённые слова — разновидность сложных слов (См. Сложные слова); слова, возникшие на основе составных наименований и терминов путём сокращения всех или части слов, их составляющих. Основные типы С. с.: 1) образованные из начальных звуков или названий… … Большая советская энциклопедия

Источник

Слова с двумя корнями. Примеры

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, например:

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся правильным:

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но определяется:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части слова:

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неизменяемой:

Видеоурок «Сложные слова»

Источник

Конспект урока «Сложные слова» русский язык 4 класс

I . Актуализация опорных знаний.

1. Орг.момент, сообщение темы урока.

-Мы продолжаем разговор о сложных словах. Сегодня нам предстоит вспомнить изученное, закрепить полученные знания, поработать самостоятельно и получить хорошую отметку.

Возьмём буквы О, Е., повторим их написание и соединение. Как эти буквы относятся к теме нашего урока?

— Прочтите двусложные слова, обозначающие профессии, род занятия людей, явлений природы, транспортных средств, словосочетания с двусложными прилагательными.

II . Работа по теме урока.

Работа у доски по карточкам (1.Разбор по членам. 2. Звуко-буквенный анализ)

Знакомство, прослушивание детских сообщений, разбор, запись новых двусложных слов – названий животных.

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык Девятипо́ясные бронено́сцы — род млекопитающих семейства броненосцев, панцирь которых состоит из 9 подвижно сочленённых поясов (о чём и говорит их название). Длина тела девятипоясного броненосца не превышает полуметра.Вес 4-8 кг. Девятипоясные броненосцы живут в норах, которые сами роют. Обитают в степях, в кустарниковых зарослях и в горах на высоте до 3000 метров. Питаются насекомыми, грибами, плодами и семенами растений, охотятся на небольших лягушек и ящериц. Потомство у девятипоясных броненосцев появляется в декабре. Маленькие броненосцы рождаются с мягкой роговой бронёй, которая со временем костенеет и твердеет. Самостоятельными они становятся через год. Девятипоясные броненосцы живут около 4-х лет.

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык Овцебык не такой огромный, как кажется: его размеры увеличивает густая и длинная шерсть. Ростом он с пони. Голова большая, морда широкая. Шерсть густая и необычайно длинная, она состоит из пуховых волос. Длинная на груди и боках достигает 60—90 см; покрывая все тело животного, она свисает почти до земли. Живут овцебыки в полярных областях континента и на острове Гренландия. Зимой они собираются в стада по 12—25 животных и держатся на возвышенных открытых местах. Там ветер сдувает снег и открывает корм: лишайники, хвощ, злаки, побеги карликовой березы. Летом группы по 4—7 овцебыков пасутся в тундре, в речных долинах. Весной рождаются телята, по одному у каждой матери. Через несколько дней мать с малышом присоединяется к стаду. Кормит она теленка год. От врагов овцебыки не убегают, а, окружив телят, поворачиваются рогами к нападающему. Обычно их грозного вида бывает достаточно, чтобы хищник отступил.

Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть фото Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Смотреть картинку Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Картинка про Что такое сложные слова 4 класс русский язык. Фото Что такое сложные слова 4 класс русский языкБогомол это насекомое, которое относится к подотряду насекомых отряда тараканообразных. Богомол – крупное насекомое, длина тела у них доходит до 11см.Они бывают разной окраски. Богомолы – хищники, они питаются другими насекомыми. Богомол является мастером камуфляжа, он подолгу сидит в засаде, притворяясь растением, используя защитную окраску и гармонируя с другими растениями и листвой. Богомолы единственные из всех насекомых способны заглянуть себе за спину. Обыкновенный богомол иногда играет полезную роль в сельском хозяйстве как истребитель вредных насекомых (таких, как мухи, комары или другие вредители сельского хозяйства). Но полезное воздействие богомолов перечёркивается тем, что они истребляют также полезных насекомых. Но иногда он кусает и людей.

— На зачётных листах запишите предложение с одним из слов.

Проверка разбора предложения по членам.

На уроке природоведения учитель провёл опыты с сахаром.

Источник

Конспект урока «Сложные слова» (4 класс)

МКОУ Медвежьегорская СОШ № 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Подготовила: учитель начальных классов

Рудюк Елена Андреевна

Урок русского языка.

Тема урока: «Сложные слова».

Цель : создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний.

1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.

2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.

3.Воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, ИКТ

Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс Полякова А.В., рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работы и работы в парах.

Формирование У У Д:

Познавательные : формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

— Проверьте все необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.

Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность о е о ее о е о ее

3.Актуализация знаний. Повторение пройденного. Создание ситуации успеха.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела «Состав слова» и расширим свои знания в этой области. Какие части слова вы знаете?

— Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.

Проверка осуществляется учителем с помощью индивидуального опроса учащихся, выполнивших работу с разных вариантов.

— А теперь давайте разберём слова по составу, которые записаны у меня на доске. Запишите их в тетрадь.

(Книга Название Идея Глава Ответ Лист Юмор Библиотека)

4. Изучение нового материала.

— Какие слова вызвали трудность?

Библиотека. Это слово сложено из двух древнегреческих частей: «библиос» — «книга», «тэке» — «короб», «хранилище».

— Что объединяет все эти слова? К кокой теме они относятся? Какими словами можно дополнить этот список?

— Подчеркните первую букву во всех словах, какое новое сложное слово у вас получилось?

— Кто такой книголюб? Все книголюбы любят посещать библиотеку.

— Давайте его запишем и разберем по составу.

— Какие у вас варианты? (В слове книголюб два корня).

— Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

— Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

— О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

— Какие задачи мы перед собой поставим по теме урока?

— А теперь попробуем составить сложные слова. Я буду называть несколько слов, а вы попробуете образовать сложное слово. Например, лист – падать – листопад.

5. Работа с новым материалом. В парах.

— Молодцы, а теперь попробуйте в парах составить сложные слова. Каждая пара получает конверт с карточками, на каждой карточке написан корень слова. Ваша задача соединить подходящие по смыслу корни и образовать сложное слово.

пыл…сос, вод…пад, сад…вод, сам…вар, лед…кол

— Какие слова у вас получились?

— Для образования сложного слова что вам ещё приходилось добавить?

— Образовать сложное слово можно, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две – «о», «е». Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад образованы именно таким способом.

— Давайте откроем учебник на стр.92 и найдем правило, как же образуются сложные слова.

— Найдите упр. 172. Запишите слова, подчеркните соединительные гласные о,е.

— Молодцы, а теперь отгадайте загадки.

-вид транспорта для передвижения по заснеженной поверхности земли- снегоход

-вид бытовой техники для приготовления фарша – мясорубка

7. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа в группах.

— Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак).

Инструкция для капитана группы:

Возьми пакет с заданием.

Прочитай задание для группы.

Организуй выполнение задания.

Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.

Подними сигнал о выполнении работы в группе.

— Внимание, группы! Вам нужно:

План работы в группе:

Взять пакет с заданием для группы.

Подготовить отчёт по плану.

Представить отчёт группы.

Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Рассмотрите рисунки. Запишите названия, используя сложные слова.

Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы:

1. Наша группа составила слова по рисункам.

2. На рисунках изображены:

3. Эти слова (какие?)________________, так как имеют в составе _____________.

Слова: пчеловод, рыболов, трубочист, самолёт, паровоз, пароход, носорог, мухомор, самовар.

— Выслушаем отчёт каждой группы.

8. Подведение итогов.

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы справились с этими задачами?

— Были у нас затруднения?
— Смогли ли мы их преодолеть?

-Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за…

Желтая карточка – хорошее настроение, все было легко и интересно.

Оранжевая – были небольшие трудности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *