Что такое сложный план параграфа по обществознанию

Что такое сложный план параграфа по обществознанию

Автор: Эркенова Фатима Дагировна

Организация: МКОУ «СОШ №9 им. Х.Ч. Кубанова с. Джага»

Населенный пункт: КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага

В структуру экзаменационной работы по обществознанию (ЕГЭ) включено задание – составить сложный план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. К сожалению, иногда выполнение данного задания вызывает сложности.

Что же такое вообще план?

Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет.

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в двух случаях, однако для большей уверенности ( и если вы точно уверены в правильности написанного ) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема « Политическое участие», можно первой цифрой плана просто написать « Понятие политического участия».

Далее логично упомянуть формы политического участия этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне.

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить ещё один пункт – политический абсентеизм ( противоположность политического участия ).

Возможный «трёхбалльный» план выглядит таким образом:

участие в выборах; голосование на референдумах; участие в деятельности местного самоуправления; членство в политических партиях;

участие в выборах в органы местного самоуправления; участие в публичных слушаниях; обращение в органы местного самоуправления;

Предпочтительнее составление плана в называемой или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут)

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

а) ранние религиозные верования, язычество б) политеизм в) монотеизм

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. План может быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме)

Наличие любых двух из 2,3, и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Рекомендации при составлении сложного плана:

ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…. 2) Понятие… 3) Определение…

Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)…. Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…(сущности…), например: Теории происхождения … Взгляды мыслителей на… Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.

Далее выделить характерные черты ( признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.

Функции…( детализировать в подпунктах).

Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).

Значение ( роль, последствия, тенденции и т.п)…

Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм составления плана по теме:

Также можно и по шаблону составить сложный план.

Шаблон №1/тема касается социального института ( семья, образование, государство и т.д.)/

Например, план «Наука как социальный институт».

Шаг 1. Работа по шаблону

Особенности научного знания

Особенности научной деятельности в России.

Шаг 2. Детализация плана ( подпункты)

Г) наличие специального языка и методов

Б) Гуманитарные и социальные

В) Технические и точные

Г) Науки о познании и мышлении

Шаблон №2 ( тема касается процесса глобализации, инфляции, безработица)

Например, план по теме: «Безработица»

Например, план по теме; « Международное разделение труда в условиях глобализации »

спрос на мировом рынке;

положение страны в структуре мировой экономики;

структура национального производства;

международное движение капитала;

миграция рабочей силы;

Как же научить учащихся составлению сложного плана работе по алгоритму?

В конце урока после изучения темы можно дать задание 28, т.е. учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Можно составить план вместе, затем разобрать составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.

Литература:

Источник

Алгоритм составления сложного плана по обществознанию. Изменения в системе критериев оценивания задания №28.

Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «СОШ №12»

В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание – составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.

Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Как составить план ответа по заданной теме?

Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.

Существуют две разновидности задания 28.

Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.

Например, задание 28: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис – лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы.

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о глобальных проблемах.

2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.

3) Причины экологического кризиса:

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе;

4) Проявления и последствия экологического кризиса.

5). Пути преодоления экологического кризиса:

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Вопросная форма плана раскрытия данной темы:

1) Что такое глобальные проблемы?

2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?

3) Каковы причины экологического кризиса?

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.

4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?

5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?

а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Тезисная форма плана раскрытия данной темы:

1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.

2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:

а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

3) Причины экологического кризиса:

а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.

4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:

а) преодоление потребительского отношения к природе;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).

Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:

1. Понятие деятельности.

2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

3. Структура деятельности:

а) цель
б) средства
в) действия
г) результат

4. Основные виды деятельности:

а) практическая
б) духовная

5. Роль деятельности в жизни общества и человека.

Рекомендации при составлении сложного плана:

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм составления плана по теме:

1. Понятие, сущность …

2. Характерные черты (признаки):

3. Важнейшие задачи, основные функции:

4. Формы, типы, виды классификации:

5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху

6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.

Своим учащимся я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Как видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия:

Система оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.

Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе ответа учитывается:

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах (Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.

В новой редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.

Формальные изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).

Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).

Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.

Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий 28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные ситуации – 0 баллов.

Тренинг:

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие избирательной системы.

2. Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;
б) избирательный процесс.

3. Основные принципы демократического избирательного права:

а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.

4. Стадии (этапы) избирательного процесса:

а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.

5. Типы избирательных систем:

а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

6. Особенности избирательной системы Российской Федерации.

Источник

Что такое сложный план параграфа по обществознанию

Представьте, что вы готовитесь к публичному выступлению перед классом с докладом по какой-то теме. Сложный план будет включать структурные элементы соответствующей темы. Можно сравнить сложный план с оглавлением учебника, где главы – это пункты, а параграфы – подпункты.

На реальном экзамене в задании № 24 вам могут встретиться только темы из актуальной версии кодификатора ЕГЭ по обществознанию: полностью или частично (какой-то один аспект темы).

Как составлять сложный план по обществознанию

По сути, для того, чтобы получить максимальный балл, вы должны отразить в своем плане ключевые теоретические элементы, которые были изложены в учебнике по заданной теме.

Главные принципы при составлении сложного плана

— раскрываем теорию полностью, все что знаем

— двигаемся от общего к частному

Если обобщать, то практически по каждой теме встречаются одни и те же структурные элементы. Вот из них мы и попробуем создать шаблон для составления универсального сложного плана егэ по обществознанию.

1. Базовое понятие (например, государство);

2. Отличительные особенности базового понятия: свойства, признаки, критерии (например, признаки государства);

3. Связанное понятие: структура, система, элементы (например, форма государства);

4. Классификация базового понятия: виды, типы, разновидности;

5. Функции базового понятия, а также: роль, значение, последствия (например, функции государства).

В последующих пунктах по порядку раскрываете теорию по обществознанию- все что касается базового понятия.

В принципе это достаточно универсальная схема из 5 пунктов для составления сложного плана.

Источник

Алгоритм составления сложного плана по обществознанию

Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Смотреть фото Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Смотреть картинку Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Картинка про Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Фото Что такое сложный план параграфа по обществознанию

Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Смотреть фото Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Смотреть картинку Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Картинка про Что такое сложный план параграфа по обществознанию. Фото Что такое сложный план параграфа по обществознанию

Содержимое разработки

В структуру экзаменационной работы по обществознанию (ЕГЭ) включено задание – составить сложный план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами. К сожалению, иногда выполнение данного задания вызывает сложности.

Что же такое вообще план?

Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет.

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в двух случаях, однако для большей уверенности ( и если вы точно уверены в правильности написанного ) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема « Политическое участие», можно первой цифрой плана просто написать « Понятие политического участия».

Далее логично упомянуть формы политического участия этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне.

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить ещё один пункт – политический абсентеизм ( противоположность политического участия ).

Возможный «трёхбалльный» план выглядит таким образом:

Понятие политического участия.

Формы политического участия

участие в выборах; голосование на референдумах; участие в деятельности местного самоуправления; членство в политических партиях;

3.Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

участие в выборах в органы местного самоуправления; участие в публичных слушаниях; обращение в органы местного самоуправления;

4.Важность политического участия граждан.

Предпочтительнее составление плана в называемой или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут)

Назывная форма плана раскрытия данной темы:

Причины возникновения религии.

Значение, роль и функции религии.

а) ранние религиозные верования, язычество б) политеизм в) монотеизм

5.Основные мировые религии

7.Взаимосвязь религии с моралью и правом

8.Свобода совести и вероисповеданий.

9.Государство и религия.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. План может быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме)

Наличие любых двух из 2,3, и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Рекомендации при составлении сложного плана:

мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;

разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;

озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;

в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

в случае необходимости внесите корректировки;

помните, что план должен охватывать основное содержание темы;

в заголовках ( пунктах и подпунктах плана ) нежелательно повторять сходные формулировки.

ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое…. 2) Понятие… 3) Определение…

Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития)…. Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…(сущности…), например: Теории происхождения … Взгляды мыслителей на… Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.

Далее выделить характерные черты ( признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.

Функции…( детализировать в подпунктах).

Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).

Значение ( роль, последствия, тенденции и т.п)…

Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *