Что такое случайный объект
случайный объект
Смотреть что такое «случайный объект» в других словарях:
Объект экспертного исследования — материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи: вещественные доказательства, труп, вещная обстановка места происшествия, образцы для сравнительного исследования, иные материалы дела. Признаки О.э.и.… … Криминалистическая энциклопедия
Отбор Случайный — отбор, при котором каждый объект отобранной совокупности обладает равной вероятностью быть включенным в выборку. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Отбор случайный единиц совокупности — это такой отбор социологической информации, при котором каждая единица генеральной совокупности имеет равную вероятность попадания в выборочную совокупность. Существует несколько видов О. с.: а) вероятностный отбор при котором, во первых, каждая… … Социологический справочник
ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ — раздел математики, исследующий процессы хранения, преобразования и передачи информации. В основе его лежит определенный способ измерения количества информации. Возникшая из задач теории связи, теория информации иногда рассматривается как… … Энциклопедия Кольера
Смещение (вымещение, замена) — психологический механизм удовлетворения, разрешения побуждений Личности за счет «нейтрального» объекта, если по каким либо причинам прямое удовлетворение невозможно. Смещение проявляется в разнообразных вербальных, эмоциональных, двигательных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ИСТОЧНИК СООБЩЕНИИ — объект, вырабатывающий сообщения, подлежащие передаче по каналу связи. Сообщение, вырабатываемое И. с. U, есть случайная величина x, определенная на нек ром вероятностном пространстве принимающая значения в нек ром измеримом пространстве и… … Математическая энциклопедия
стационарный — Режим, который достигается после завершения адаптации активного ила и отображается на зависимости Свых=f(t) выходом на плато Б (рисунок 1 а, в) Источник: ГОСТ Р 50595 93: Вещества поверхностно активные. Метод определения биоразлагаемости в водной … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Нейроуправление — (англ. Neurocontrol) частный случай интеллектуального управления, использующий искусственные нейронные сети для решения задач управления динамическими объектами. Нейроуправление находится на стыке таких дисциплин, как искусственный… … Википедия
ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007: Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р МЭК 61508 4 2007: Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения оригинал документа: 3.7.4 анализ влияния (impact analysis) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
обладание — (не) давать повод • обладание, каузация (не) давать покоя • обладание, каузация (не) давать полного представления • обладание, каузация (не) знать покоя • обладание (не) знать пределов • обладание (не) иметь оснований • обладание (не) иметь… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Метод фокальных объектов
Представителям творческих профессий ( aka «креативщикам») знакомо немало приемов и методов, которые помогают «прокачать» способность генерировать новые идеи. Такие методы относятся не совсем к ТРИЗ, поскольку не всегда подходят для решения задач, а к развитию творческого воображения (РТВ). Следует отметить, что развитие воображения – через нахождение образов в абстрактных объектах и подбора свободных ассоциаций, через приемы фантазирования – это обязательная программа для тех, кто хочет научиться ТРИЗ.
Сегодня я расскажу более подробно об одном из методов РТВ.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.
Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.
МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Он очень хорош для тренировки воображения у детей от 5 лет.
МФО, план действий:
МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.
Пример создания нового объекта с помощью МФО
Совершенствуемый объект: стул
Случайные объекты: елка, олень, фонарь
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого. О других приемах РТВ я расскажу в следующих статьях. Следите за обновлениями!
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Синектический метод проектирования
Наиболее эффективная из методик психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
Различие состоит в том, что первоначально ведется поиск лишь небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рассматриваются детально, при этом в процессе обсуждения основную роль играет руководитель.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Ее члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
Вначале группе (состоящей из руководителя, пяти-десяти членов и стенографистки) детально объясняется проблема и задание, причем объяснение повторяется до тех пор, пока все поймут задачу до конца. Затем руководитель начинает сеанс с выбором методики работы. Это может быть вживание в роль, исследование некоторых второстепенных деталей проблемы или рассмотрение аналогичной ситуации, которая, однако, не обязательно должна иметь непосредственное отношение к предложенной проблеме.
Когда кто-либо из членов группы высказывает интересную идею, которая может оказаться полезной, руководитель стремится направить обсуждение на развитие, а иногда и на анализ этой идеи.
В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, обои, кинопленки, телеизображение и т. п.
При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие го, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где ее касаются колеса автомобиля.
Личная эмпатия позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, Которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать все, что достается ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что дает такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.
В общем случае синектический метод опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке.
• Синектика. Автор — Уильям Гордон. В его теории главный источник новых идей – это поиск аналогий. Для начала необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результат — карандаш-закладка.
Источник:1.Наука и искусство проектирования. Хилл П. «Мир», 1973 г.
2.Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научится изобретать. «Просвещение», 1994 г.
Метод фокальных объектов
– метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.
Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.
Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий
• Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
• Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
• Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
• Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
• Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
• Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
• Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
• Нешаблонность выдвигаемых идей.
Недостатки
• Непригодность при решении сложных задач.
• МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
• Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО
Совершенствуемый объект
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1 Очки: солнечные, защитные, модные.
2 Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
3 Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
1 Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
2 Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
3 Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
1 Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
2 Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
3 Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Источники информации:
2 Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995.
Мозговой штурм.
Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
• Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапе проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
• Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
• Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Метод фокальных объектов: суть, преимущества и недостатки
Метод фокальных объектов позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов. Это отличная возможность раздвинуть рамки сознания, научиться мыслить креативно, решать проблемы нестандартными, но при этом эффективными способами. В чем же сущность метода фокальных объектов? Чем еще он полезен взрослым и детям?
Как работает метод
Объяснить значение метода фокальных объектов (МФО) просто. Это процесс поиска идей, характеристик одного предмета путем переноса на него свойств другого. Причем последний определяется случайным образом. У техники есть второе название — метод случайных объектов.
Первым об МФО в 1926 рассказал Ф. Кунце, профессор Берлинского университета. В 1958 году появился термин «фокальные объекты». Его использовал Ч. Вайтинг, говоря о переносе характеристик при совершенствовании какого-либо предмета. Похожую технику предложил Эдвард де Боно, специализирующийся в области латерального мышления.
Изначально техника призвана победить ограниченность мышления. Ее главная цель – научить находить идеи, необычные, возможно, нестандартные решения. Перенесение характеристик других объектов порой подталкивает к абсурдным мыслям. Но это отличная возможность посмотреть на ситуацию со стороны.
МФО активно применяется педагогами. Он подходит для развития воображения, фантазии у маленьких детей и школьников.
Достоинства
У МФО есть масса преимуществ:
Другим несомненным достоинством является развитие способности мыслить нестандартно.
Недостатки
Из недостатков особо выделяются:
И еще. Эта техника не предполагает оценку полученных решений и идей на соответствие каким-либо правилам, критериям. Поэтому нет гарантии, что они подойдут к вашей ситуации.
План действий
На практике разработка изделия на основе метода фокальных объектов выглядит примерно так:
Осталось только оценить эффективность и целесообразность применения полученных решений в жизни.
Пример применения МФО на практике
Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:
Теперь перенесем эти свойства на фонарик:
Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:
Примеры метода фокальных объектов для школьников и маленьких детей
Как сказано выше, с помощью этой техники педагоги развивают у детей воображение. Есть несколько интересных задач:
Подобные занятия учат детей разного возраста строить свои собственные гипотезы, изучать свойства, сверять их с реальностью.
Рекомендации по применению МФО
Эффективность метода зависит от многих факторов. Для получения максимально подходящих для вашей ситуации решений следуйте ряду советов:
Перенося свойства, развивайте идею до тех пор, пока не придете к нужному решению. Пусть даже сразу оно вам покажется нелепым.
Заключение
Иногда перед нами стоят непростые задачи, требующие нестандартного подхода. Метод фокальных объектов – то, что нужно. Попробуйте посмотреть на изделие или ситуацию с другой стороны, применить свойства окружающих предметов. А после развивайте цепочку до тех пор, пока не получите наиболее подходящее решение.
Метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов является методом решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Сегодня, в связи с развитием междисциплинарного подхода, МФО всё чаще используется не только как изобретательская методика. Этот материал мы публикуем, чтобы показать, как данная техника поможет развивать креативное мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрируем применимость метода в разных областях.
Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.
Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.
Практика применения
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:
Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.
Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.
Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.
Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.
Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.
Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.
Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.
Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.
Отзывы и комментарии
Другими примерами использования метода, а также своим опытом, можно поделиться, оставив комментарий к этой статье.