Что такое слушание говорение чтение письмо

Что такое речевая деятельность? Определение простыми словами

Содержание:

Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.

Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.

Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.

Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.

Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:

Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.

Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.

Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности

Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.

Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.

В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.

Источник

Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Виды речевой деятельности

Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

Именно перечисленные четыре навыка включаются в программы мировых экзаменов по английскому языку и других иностранных языков. IELTS и TOEFL состоят из четырех соответствующих частей: аудирования, говорения, чтения и письма.

Процесс овладения навыками речи

Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять. Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. Согласитесь, что после нескольких лет чтения английских текстов и изучения словарей заговорить будет сложно.

Если вы начинаете учить иностранный язык, сначала займитесь аудированием, повторяйте услышанное и тренируйте говорение, потом переходите к чтению и письму. И только если вы уже владеете английским языком на уровне от Intermediate, то при желании уже можно расставить приоритеты и заниматься тем, что для ваших целей важнее.

Аудирование

Аудирование или Listening – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком.

Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в сериале – и он ничего не понимает.

Живую беглую речь на английском языке можно начать понимать только с помощью постоянной тренировки. Нужно много слушать – не только учителей и записи из учебных пособий, но и разнообразные источники живой речи. Слушайте песни любимых исполнителей и пытайтесь разобрать текст, смотрите сериалы и фильмы без озвучки, слушайте подкасты и новости на английском языке, смотрите интервью с любимыми актерами на Youtube.

Вот несколько ресурсов для тренировки аудирования на английском языке:

Говорение

Говорение или Speaking – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.

Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это будет хорошим подспорьем при изучении языка, но на навыке говорения не скажется. Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас. Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц. Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания. Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

Чтение

Чтение или Reading – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать. Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса. Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Для тренировки чтения подойдут любые тексты: книги, журналы, блоги, новости, адаптированные тексты для изучающих язык. Важно не только прочитать материал, но и поработать с ним для закрепления: выполнить задания, задать себе несколько вопросов, пересказать прочитанное.

Подберите тексты для чтения на одном из этих ресурсов:

Письмо

Письмо или Writing – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка. Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Письменную речь можно тренировать с помощью заданий из учебников, написания эссе на свободную тему или письменного общения с другими людьми. Если раньше для этого находили друзей по переписке из других стран, то сейчас можно участвовать в языковых чатах и социальных сетях. Например, в Facebook есть специальные группы для изучения английского языка.

Для переписки на английском языке можно воспользоваться такими сообществами, чатами и приложениями как:

Источник

25. Речевая деятельность и её виды (говорение, слушание, письмо и чтение)

Видами речи являются:

фонация (речевое дыхание);

голос (правильные навыки голосообразования);

дикция (степень отчетливости произношения). Правильная организация речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего.

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Необходимыми качествами хорошего голоса являются: красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон.

Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:

этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки;

этап смысловой интерпретации. Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника.

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать.

Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического стиля, научной литературы. Для составления официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В последнее время в помощь юристам изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. Типичными недостатками чтения являются:

Регрессии, т. е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.

Артикуляция, т. е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.

Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимаются 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.

Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.

Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.

Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение

Источник

Виды речевой деятельности: их взаимосвязь друг с другом

Содержание:

Предмет:Русский язык
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:17.02.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В этой главе коммуникативный характер речевой деятельности будет рассмотрен с точки зрения специфики каждого из четырех ее типов: говорение и письмо (генерирование и передача информации), слушание и чтение (прием и понимание).

Сущность речевой деятельности

Лексическое обозначение термина «речевая деятельность» подчеркивает деятельностное понимание процесса: как любой вид деятельности она направлена на достижение результата. Ее результат выражается в преобразованиях информации. Отличительная черта этого вида деятельности –совместность, наличие партнера (индивидуального или массового), который и преобразует, перерабатывает полученную информацию.

«Речевая деятельность – информационный и вместе с тем знаковый, семиотический процесс. Как и некоторые другие информационные и семиотические процессы, например, нахождение интегралов, сочинение сонат, создание картин, речевая деятельность является непосредственным воплощением мыслительных процессов, мышления. Более того, как говорил Л.С. Выготский, мысль не воплощается в слове, а совершается в нем. Соединение логического и эмоционального очень характерно для речевой деятельности, причем пропорции логического и эмоционального в речевой деятельности весьма подвижны, что и позволяет создавать в процессе речевой деятельности как лирические стихотворения, так и математические трактаты, в то время как в математических формулах явно преобладает логика, а в лирике – эмоции».

Главная же особенность, отличающая речевую деятельность от других видов деятельности, состоит в том, что она направлена на общение, соответствует коммуникативным потребностям человека и, как правило, органично сочетается, «софункционирует» с другими видами человеческой деятельности. Как и любая другая, речевая деятельность имеет три стороны – мотивационную, целевую, исполнительную: мы ощущаем потребность в деятельности, планируем её, определяем средства исполнения и осуществляем свой замысел. Учет специфики речевой деятельности в сфере журналистики корректирует конкретное содержание этапов деятельности, но само их определение совпадает с общепринятым.

Принято выделять четыре этапа речевой деятельности:

На этом этапе происходит осознание потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения: для чего? с какой целью? кто мой собеседник? почему избран этот вид общения?

Его назначение и содержание – выработка коммуникативной стратегии:

Происходит главное действие:

Назначение этого этапа – оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?

Речевая деятельность протекает в двух основных формах – устной и письменной. Эти формы существования национального литературного языка тесно взаимосвязаны, и перекодирование семиотических сигналов в речевой деятельности носителя языка или билингва, свободно владеющего вторым языком, происходит автоматически. Сигналы звукового (акустического) кода развиваются во времени, сигналы буквенного (графического) кода – в пространстве. При перекодировании изменяющиеся звуки речи легко заменяются неизменными буквами: «в аспекте семиотическом фонема тождественна букве» (Н. Жинкин).

Связь между двумя формами речи диалектична и коммуникативно обусловлена: «Без устной речи не могла бы появиться речь письменная, а без письменной устная не могла бы совершенствовать коммуникацию, т.к. не хватило бы памяти для сохранения найденной человеком информации, которую надо фиксировать письменно и все время сохранять».

Письменная речь фиксируется в письменных текстах. Устная – создается в момент говорения и «рассчитана на смысловое восприятие произносимой речи, создаваемой в момент говорения» (Т. Ладыженская). Вряд ли правомерно говорить о приоритетности одной из них: обе обладают определенными преимуществами, причем устная обладает правом «первородства», а письменная – более изучена и кодифицирована.

Назовем наиболее специфические черты каждой из форм речи, по мере необходимости прибегая к сопоставлению.

Устная речь

Сообщение предназначено для слухового восприятия, однако невербально выраженный ответ слушателя позволяет говорящему корректировать речь, смягчать или усиливать ее эффект.

Слушатель очень сильно может сказать интонацию говорящего. Именно так проявляется эффект обратной связи, что является неоспоримым преимуществом устной речи.

Умелая интонация звучащей речи позволяет говорящему (с помощью паузы, логического напряжения, повышения или понижения голоса и т. д.) Интонационно разделить речевой поток, выделить главное или указать на отклонения от темы (что соответствует абзацам), знаки препинания и знаки типа в письменном тексте).

Понятия «спонтанность» и «неподготовленность» речи не являются синонимами. Степень подготовленности речи неодинакова: она определяется ситуацией общения и личностью говорящего (уровень его речевых навыков).

Естественно, говорящий должен знать свои способности и в ситуациях официального общения не рассчитывать на импровизацию: в более сложных случаях можно заранее составить план, записать тезисы и даже текст сообщения (но не прочитать его) во время общения).

С точки зрения сравнения следует отметить, что устная речь менее нормализована, чем письменные, менее жесткие правила оформления, более активное проявление эмоционально-волевого «Я» говорящего (прежде всего посредством невербальных средств общения).

Письменная речь

Автор не видит адресата (в связи с этим лишается преимуществ устного общения) и может ориентироваться только на общее представление о нем. Но с другой стороны, письменная речь создает возможность многократного, несложного возврата к тому, что было сказано как для автора, так и для его адресата.

В письменной версии возможно изложение гораздо более сложных мыслей, понимание которых контролируется автором (редактирование) и может быть разъяснено читателем (повторное чтение).

Таким образом, устная и письменная формы речевой деятельности дополняют друг друга, в то время как наиболее важным коммуникативным преимуществом остается взаимность этих форм: способность записывать устное сообщение или читать вслух текст письменного сообщения.

Говорение – порождение устной речи

Устная речь отличается богатством и разнообразием форм высказывания. Ситуация общения предполагает наличие как минимум двух коммуникаторов и преимущественное использование диалоговых форм речи, когда участники поочередно выступают в роли говорящего или слушателя. В то же время реплика в диалоге, который достиг определенного размера, по сути становится монологом. Естественно, что монолог как текст представляет собой более замкнутую структуру, менее зависимую от речевой реакции собеседника, но также в монологе можно сослаться на собеседника (часто территориального характера). С точки зрения речи как процесса речевой деятельности различия между монологом и замечанием в диалоге довольно количественные.

Существует понятие «внутренние программные высказывания». На этапе планирования высказывания его внутреннее программирование происходит, иногда напрямую, автоматически, реализуется во внешней (звучащей) речи, иногда через этап внутреннего высказывания (прежде всего, для людей, недостаточно владеющих языком общения).

Решая проблему для себя, человек как бы общается с самим собой: задает себе вопросы, отвечает на них, дает аргументы «за» и «против».

Проблема внутренней речи сложна. В контексте нашего пособия правомерно ограничиться общей характеристикой ее регулирующей функции (цель и планирование предстоящей речевой деятельности) и методологическим аспектом проблемы: представление о процессе внутренней речи и его «Поддерживает», обращение к внутренней речи в образовательных целях может активно способствовать формированию навыков автоматической речи.

Слушание

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает около 25% всей информации об окружающем его мире.

Люди слушают что-то для другой цели. Прежде всего, они хотят получить новую семантическую информацию. Таково прослушивание лекции, репортажа, информации по радио и телевидению, прослушивание делового партнера и т. д. Часто прислушиваются и к эмоциональной, эстетической информации. Это слушать стихи, вымысел.

Три четверти коммуникативных взаимодействий людей состоят из вербального (устного) общения, которое включает в себя не только процесс разговора, но и процесс слушания. Невозможность слушать приводит к различным недоразумениям, ошибкам, порождает всевозможные конфликты. Опросы многих людей показывают, что немногие имеют достаточные навыки слушания. Процесс слушания ни в коем случае не прост при рассмотрении более внимательно. И его эффективность зависит от многих причин.

Часто люди не слушают из-за отсутствия внимания к собеседнику или теме. Необходимость быть осторожным настолько очевидна, что это может удивлять. Однако именно внимание является наиболее сложным в процессе прослушивания. Потребность во внимании к устному общению возрастает в тех случаях, когда визуальный контакт с партнером затруднен или полностью отсутствует, например, во время телефонного разговора. Направленное внимание повышает готовность услышать, что говорит другой человек. Кроме того, внимание слушателя помогает говорящему. Это означает, что, прекратив говорить, слушать, собеседник продолжает общение.

Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Часто люди не слушают только потому, что они слишком поглощены собой, своими заботами, проблемами или проблемами. Иногда они не слушают из-за отсутствия отношения слушания. Вряд ли кто-то, кто считает себя экспертом по обсуждаемой теме и имеет готовые ответы на все вопросы, начнет внимательно слушать. Или, наоборот, есть негативное отношение к говорящему, желание заранее оценить его с его личных позиций. Часто реакция, основанная на личных предубеждениях, является помехой для нерефлексивного слушания. Все это так называемые внутренние факторы.

Внешние факторы включают в себя значение сообщения. Чем важнее информация для человека, тем более сконцентрировано его внимание. Значимость личности собеседника очень важна для нашего внимания. Есть люди, чей разговор доставляет настоящее удовольствие. Информация, поступающая от них, способ ее представления несут элемент новизны и важны для слушателя.

Но часто случается так, что поднятая проблема важна и интересна по крайней мере для одного из собеседников, но они все еще не могут сосредоточиться на этом. На это влияют отвлекающие факторы: шум, присутствие посторонних, телефонные звонки и т. д.

Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения, и улав­ливаются эмоциональные проявления собеседника. Но, так ли уж часто мы можем спросить себя, что в данном случае важнее: что говорится или как говорится? И так ли уж редки случаи, когда мы говорим, слушая в упоении свою речь? Нас слушают, и мы себя слушаем, а как нас при этом воспринимают слушающие, порой не знаем.

После разговора достаточно спросить одного из собеседников, что, помимо содержания разговора, он отметил в партнере: нетерпение, скрытое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или желание быстро уйти, в большинстве случаев получить неопределенный ответ на этот вопрос.

И уж тем более человек вряд ли опишет, как он выглядел во время разговора. Ведь собеседник со своей внешностью может сказать больше, чем слова, не говоря уже о значении пауз в разговоре, скорости речи, выражениях лица и жестах.

Эмпатическое слушание фактически несет функцию обратной связи для собеседника. Это своего рода помощь говорящему, чтобы понять, как мы воспринимаем его состояние и поведение. Быть способным выслушать, чтобы не вызывать у партнера чувства угрозы и не провоцировать у него психологическую самозащиту, совсем не просто.

Предоставляя партнеру обратную связь через эмпатическое слушание, нужно рискнуть, потому что нет полной уверенности в правильном понимании его действий собеседником. Люди не всегда склонны открыто демонстрировать свою реакцию на поведение других, чаще они скрывают свои чувства. Готовность партнеров к взаимной открытости связана со степенью взаимного доверия. Готовность слушать конфиденциально проявляется в таких состояниях: если вы ожидаете откровенности от партнера в ответ на откровенность с вашей стороны; если вы заранее готовы к неудаче и рассчитываете на свое доверие. Только когда вы чувствуете признаки готовности в себе, вы можете вступить в контакт.

Чтение

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Обучение чтению – одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Письмо

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Взаимосвязь между видами речевой деятельности

Виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо определяются по двум основаниям:

В зависимости от основания их определения виды ре­чевой деятельности можно объединить попарно:

Связь говорения с другими видами речевой деятельности заключается в следующем:

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении языка это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух. Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Таким образом, аудирование тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения языка подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности (говорение — письмо; письмо — чтение). С точки зрения психофизиологии письмо пред­ставляет собой сложный процесс, в котором функциони­руют все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный). Это позволяет говорить о письме как об «универсальном закрепителе».

Заключение

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмоЧто такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть фото Что такое слушание говорение чтение письмо. Смотреть картинку Что такое слушание говорение чтение письмо. Картинка про Что такое слушание говорение чтение письмо. Фото Что такое слушание говорение чтение письмо

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *