Что такое слушание как вид речевой деятельности
Слушание как вид речевой деятельности
Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит, что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» – необходимое условие реализации этой ситуации.
Принято считать, что в вербальном (речевом) общении главную роль играет говорящий. Он – в центре внимания, создает настроение аудитории, «ведет» разговор в нужном ему направлении. Однако роль слушающего не менее активна и важна. Степень активности слушания диктуется ситуацией, целью, характером взаимодействия собеседников. Слушающий заинтересован в том, чтобы отчетливо и однозначно распознать, какие именно «кусочки» действительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью. Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. В то же время именно слушание является условием говорения.
Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.
«Слушать» и «слышать» – не одно и то же. Большинство людей рождается способными слушать, то есть осуществлять естественный физиологический процесс, не требующий сознательных усилий. Слышать означает стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни. В английском языке слова «слушать» и «слышать» разнокоренные (to hear, to listen). В русском языке нет слова «слышание» и «слышатель». Но для нас сейчас будет важно приравнивать термины «слушание» и «слышание». (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003). Т.е. мы будем называть слышанием – эффективное слушание.
Если попросить людей оценить точность восприятия информации, которую они слышали, то в среднем мы получим ответ – 70-80%. Однако ряд исследований показал, что в действительности эффективность слушания у большинства людей составляет 25%, то есть 75% услышанных сообщений утрачивается. Представим себе, что 75% письменного сообщения содержат ошибки. Можно ли успешно использовать этот текст в социальной коммуникации? Последствия, к которым может привести неточное восприятие или искажение информации во время слушания, наглядно показывает известная игра «глухой телефон» (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).
То, что происходит с содержанием сообщения в процессе передачи его от человека к человеку, можно схематически изобразить следующим образом (рисунок 19.):
Рисунок 19. Процесс искажения информации при ее передаче
В соответствии с базовой моделью коммуникации «жизнь» сообщения включает в себя, по крайней мере, четыре стадии:
1) сообщение, которое намерен сделать отправитель (его мысли);
2) сообщение, каким оно высказано (его реальное кодирование говорящим);
3) то, как оно интерпретировано (декодировано слушателем);
4) то, каким оно окончательно сохранилось в памяти слушателя.
Как видно на рисунке, при переходе сообщения от одной стадии к другой неизбежно имеет место потеря информации. Стремление слушателя сделать сообщение осмысленным заставляет его добавлять что-то к услышанному или, напротив, что-то устранять. Как следствие – переданное сообщение может вовсе не соответствовать исходному.
Среди факторов, препятствующих эффективному слушанию, можно выделить объективные и субъективные факторы.
ü акустические характеристики помещения;
ü микроклимат в помещении;
ü огромный объем речевой информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения;
ü физиологические причины – мы быстрее думаем, чем говорим. Человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как, средняя скорость устной речи – от 125 до 150 слов в минуту. В результате образуется своего рода «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, планов.
ü погруженность в собственные заботы, которые имеют для нас большую важность, чем сообщения других людей;
ü пол слушателя (считается, что мужчины являются более внимательными слушателями);
ü темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди – сангвиники, флегматики – более внимательные, чем холерики и меланхолики);
ü интеллектуальные способности.
Исследователь М. Беркли-Ален (1997) выявила «роли» слушателей:
«Симулянт» – делающий вид, что слушает;
«Зависимый слушатель» – легко попадающий под влияние мнений и желаний других;
«Перебивала» – тот, кто неоправданно вмешивается в речь собеседника;
«Погруженный в себя»;
«Интеллектуал» – воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающий эмоциональными и невербальными аспектами поведения говорящего.
В.Н. Куницына, говорит о существовании типологии «плохих слушателей» (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003):
«Псевдослушатель»: человек, притворяющийся, что он слушает. Может смотреть на вас, кивать головой, произносить звуки («да», «хм-м»), но на самом деле оказываться «глухим». Причины: погруженность в собственные заботы, скука.
«Самовлюбленный слушатель»: человек, который хочет, чтобы слушали только его, и не имеет ни времени, ни желания слушать другого.
«Слушатель-сочинитель»: человек, который никогда не дослушивает, и чтобы восполнить пропущенное, придумывает события или реакции в соответствии со своей логикой или опытом. Он часто произносит – «все понятно».
«Слушатель-пчелка»: человек, который слушает только то, что интересно и важно для него самого. Все остальное он пропускает мимо ушей.
«Слушатель-жало»: человек, который только и ждет, чтобы собеседник допустил ошибку или оговорку, чтобы сказать ему об этом.
В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида слушания:
1) глобальное слушание, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль;
2) детальное слушание предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий;
3) критическое слушание требует критического осмысления воспринятого на слух.
Цели слушания.Управление собственным вниманием – навык, который необходимо постоянно совершенствовать. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений – умение точно определять, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Эффективность слушания возрастает, если удается ответить на вопрос: «для чего я это слушаю?».
Целями слушания могут быть:
ü понимание (слушать, чтобы понять) предполагает поиск ключевых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса;
ü запоминание(лучше запомнить информацию) предполагает различными мнемотехническими техниками (ведение записей, повторение, перефразирование, ассоциация);
ü анализи оценкасодержания требует умения распознавать ошибки в аргументах и утверждениях носителя информации, способность различать факты и оценки.
ü доверительные отношения с собеседником.
Вам предстоит получить указания, как строить выступление на защите диплома, – цель: понять и запомнить. Вам необходимо купить компьютер – вы будете стремиться не только понять и запомнить информацию, которую вам дают «куча знатоков», но и проанализировать, и оценить ее. Такие же цели преследует посещение лекций студентами. Если вашу подругу предал любимый человек, то вряд ли вашей целью будет понять и запомнить информацию: от вас требуется эмоциональное понимание состояния собеседника.
Один из эффективных способов, помогающих человеку сосредоточиться, – управление эмоциями. Сильные эмоциональные переживания ведут к понижению способности слышать другого (у одного сильные эмоции возникают при слове «налоги», у другого – при слове «свекровь»). Слушание представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение и является условием эффективности общения.
Виды слушания. Различают несколько видов слушания: пассивное (нерефлексивное), активное (рефлексивное) и эмпатическое.
1. Пассивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Цель – дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Как правило, пассивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения.
Лучше всего при этом действует так называемые «угу-реакции»: «да-да, угу-угу, ну конечно», кивание головой.
Правила пассивного слушания:
– не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем более;
– не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет гнев негодования;
– не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладится». Он этих слов адекватно понять не может, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают.
2. Активное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства. Это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. Структура техник активного слушания отражена на рисунке 20 (Сидоренко, 2004).
Рисунок 20. Техники активного слушания
Задача 1. Умение разговорить.
1.1. Формулировка вопросов(таблица 4).
Техники формулирования вопросов
Коммуникативные техники | Определения | Как это сделать? |
Умение «разговорить» собеседника | ||
Открытые вопросы | Вопросы, предполагающие развернутый ответ | Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях? и т.п. «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» «Какая зарплата была бы приемлема для вас?» «Как вы могли бы охарактеризовать себя?» «Что вы имеете в виду, когда говорите о …» «Если вы получите эту должность, то какими будут ваши первые действия?» |
Закрытые вопросы | Вопросы, предполагающие однозначный ответ (сообщение точной даты, названия, количества) или ответы «да» или «нет» | «Когда вы могли бы приступить к разработке данного проекта?» «Сколько лет у вас непрерывный стаж по данной специальности?» «Вы согласны взяться за этот проект?» |
Альтернативные вопросы | Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов | «Вы предпочитаете работать самостоятельно или в команде?» «Вы затрудняетесь ответить, потому что не знаете ответа или потому что не хотите на него отвечать?» |
Большинство людей автоматически задают закрытые вопросы, открытые вопросы задавать сложнее.
Техники малого разговора.
Малый разговор – это беседа на интересную и приятную для собеседника тему, чаще всего не связанную с техникой «большого» разговора. Малый разговор – это непринужденная и приятная беседа, которая кажется случайной, незначительной, непринужденно родившейся из ничего. Однако это лишь внешнее впечатление. Малый разговор – болтовня о пустяках, но не пустячная болтовня.
Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия.
Техники малого разговора:
1) Цитирование партнера – ссылки на ранее сказанное партнером, его рассказы о себе, своих занятиях, хобби и др.
— Вы говорили, что раньше бывали в Суздали?
— Ты собирался посмотреть «Код де Винчи».
— Помню, вы говорили, что вам предстоит сложный экзамен…
2) Позитивные констатации – высказывания о фактах, интересных для партнера, с положительным настроем.
— Я заметил, как увеличилось количество компьютеров в вашей фирме …
— Как приятно, что на моей лекции присутствует сегодня полный состав группы…
— Похоже, вы стали правильно структурировать лекцию. Стоит, пожалуй, ваш опыт передать группе рекламы.
3) Информирование – сообщение информации, важной, интересной и приятной для партнера по общению.
— В последнем журнале «Невербальное поведение» опубликованы данные о том, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины – на тех, кому нравятся они …
— Оказывается, профсоюз предлагает бесплатные путевки в студенческий лагерь на зимние каникулы …
— Я уже видела в продаже книгу, которую Вы так долго ищите …
4) Интересный рассказ – увлекательное, захватывающее повествование, неожиданное, приятное или пикантное.
Малый разговор должен проходить в личной экспертной зоне собеседника, касаться приятных или интересных для него сторон жизни. Экспертная зона – область, которой человек интересуется и в которой он является, хочет являться и считает себя экспертом.
Слушание как вид речевой деятельности
Слушание – рецептивный (репродуктивный) вид речевой деятельности, который состоит в переводе звукового кода в мыслительный.
В зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста различаются три вида слушания: глобальное (или ознакомительное), детальное (или изучающее) и критическое.
1) Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда слушающему достаточно определить (более или менее развернуто), о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль.
2) Детальное слушание предполагает выделение если не всех, то самых основных смысловых частей текста, определение последовательности в развитии мысли. Детальное слушание сопровождается аналитической работой по выявлению логики изложения (составление плана, отбор наиболее точных формулировок).
Основные умения детального слушания:
1. Выделять главную и второстепенную информацию.
2. Выделять все основные смысловые части услышанной информации.
3. Вычленять из всей услышанной информации необходимую в соответствии с установкой.
3) Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном слушании, но. Кроме того, предполагает критическое осмысление воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мыслей и т. д.
По степени активности использования вербальных средств различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Для нерефлексивного слушания характерны короткие реплики в ответ на речь говорящего: «Да-да!», «Как это?», «Понимаю вас!» Эти нейтральные, по существу малозначащие фразы представляют собой те минимальные и простейшие ответы, которые позволяют содержательно продолжить беседу.
Рефлексивное слушание. Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь говорящего. Это помогает обеспечить правильное и точное понимание собеседниками друг друга, не дает угаснуть (прекратиться) разговору.
Рефлексивное слушание часто называют «активным слушанием» (в противовес нерефлексивному слушанию как «пассивному»), потому что слушающий более активно, чем при нерефлексивном слушании, использует словесную форму для подтверждения правильного и точного понимания им сообщения говорящего.
Выделяются четыре вида рефлексивных ответов: выяснение, перефразирование, резюмирование, выражение чувств. Обычно эти виды ответов используются в комбинации.
Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Для выяснения можно использовать следующие фразы: «Не повторите ли вы еще раз (что-либо)?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Не объясните ли Вы (что-либо)?»
Перефразирование. Перефразировать – значит сформулировать ту же мысль иначе. В беседе перефразирование состоит в адресовании говорящему его сообщения словами слушающего. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас, Вы говорите о…», «По вашему мнению, проблема состоит в…», «Другими словами Вы считаете, что…». Значение перефразирования состоит в том, чтобы убедиться, насколько точно наше понимание собеседника. Перефразирование собеседника дает возможность говорящему убедиться, что его слушают и понимают, а если его понимают неправильно, то внести соответствующие коррективы.
Резюмирование состоит в подытоживании основных идей и чувств говорящего. Этот прием применим в продолжительных беседах. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогают говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типичными вступительными фразами могут быть: «То, что Вы сказали, может означать…», «Вашими основными идеями, как я понял, являются…», «Если подытожить сказанное Вами, то…»
Отражение чувств. Акцент в этом случае делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающем чувств, выраженных говорящим. Слушатель понимает переживания и разделяет чувства собеседника, не обращая особого внимания на содержание речи, существо которой может иметь второстепенное значение. Отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние, поэтому ответы следует формулировать, используя, например, следующие фразы: «Мне кажется, что Вы чувствуете…», «Очевидно, Вы расстроены», «Я понимаю, как Вас это беспокоит».
К продуктивным видам речевой деятельности относятся:
К рецептивным видам речевой деятельности относятся:
При подготовке к зачету, экзамену используется следующий способ чтения:
1. Ознакомительное чтение.
2. Просмотровое чтение.
3. Изучающее чтение.
К приемам рефлексивного слушания не относится:
Слушание как вид речевой деятельности
Введение.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
Общение как средство передачи информации
Общение –сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным (от латинского verbalis – словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
2. Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению.
Паралингвистика – это качества голоса, его диапазон тональность, Экстралингвистика – это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи.
3. Проксемимика (от англ. Proximi – близость). Основатель проксемимики Э.Холл назвал ее пространственной психологией.
4. Визуальное общение – контакт глаз.
Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
Вербальное общение
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно, понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.
Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с другом было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требует развернутого ответа.
Семантика
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе общения. Отправитель кодирует свое сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Часто одни и те же слова выражают разные значения.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Для эффективного обмена информацией необходимо прийти к пониманию истинного значения используемых слов и добиться понимания значения, которое вы вкладываете в слова, используемые вами.
Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде.
Слушание как вид речевой деятельности
Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.
Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, мы расширяем свои возможности понять ситуацию, и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам. Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.
Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.
По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.
Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.
Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания.
1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая.
2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.
3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
6. Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов по направлению к двери.
7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.
Помимо умения эффективно слушать существуют другие способы совершенствования искусства общения.
— Необходимо прояснение собственных идей перед их передачей, т.е. нужно систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи.
— Нужно быть восприимчивыми к потенциальным семантическим проблемам. Не жалеть сил на то, чтобы исключить из обращения двусмысленные слова и утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.