Что такое слушание определение
Значение слова «слушание»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СЛУ’ШАНИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. слушать в 1, 3 и 4 знач. С. лекций С. концерта. || Действие по глаг. слушать во 2 знач.; публичный судебный процесс (офиц.). Дело началось слушанием. С. дела отложено.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
слу́шание
1. действие по значению гл. слушать; целенаправленное восприятие звуковой информации ◆ Активное слушание.
2. рассмотрение дела или вопроса в заседании суда, парламента и т.п. ◆ Парламентские слушания.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова архиерей (существительное):
Ассоциации к слову «слушание»
Синонимы к слову «слушание»
Предложения со словом «слушание»
Цитаты из русской классики со словом «слушание»
Сочетаемость слова «слушание»
Каким бывает «слушание»
Понятия, связанные со словом «слушание»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «слушание»
Однако первое слушание дела завершилось постановлением суда об отложении его рассмотрения, поскольку выявился ряд формальных нарушений закона.
При наличии ходатайств сторон или по собственной инициативе судья назначает предварительное слушание, где с участием сторон решает ряд вопросов, обеспечивающих законность судебного разбирательства.
Они использовались в разных целях, всегда предполагавших скопление огромных масс людей, – для гуляний, для торговли и, опять-таки, для публичных судебных слушаний.
Виды слушания в психологии общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие слушания в общении
Для успешного взаимодействия нужно не только овладеть речевой деятельностью, но и уметь слушать.
Слушание и говорение ‒ это два значительных навыка компетентности вербального общения.
Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла. Активное слушание подразумевает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.
Сосредоточение ‒ это процесс перцепции выбора и сосредоточения внимания на определенных стимулах из всего огромного количества достигающих наших органов чувств.
Понимание ‒ это четкая расшифровка информации, которая поступает извне, путем присвоения ей верного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.
Анализ или критическое слушание ‒ это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.
Реагирование подразумевает соответственную реакцию слушающего на невербальном и вербальном уровнях общения.
Реагирование на эмпатийном уровне дает людям информацию о них самих, их поведении, одобряет, поддерживает, успокаивает.
Если слышание ‒ физический процесс, который определяется действием волн звука на барабанную перепонку, и проходящий без особых умственных усилий, то слушание (слушание эффективное) ‒ это непростой процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором принимает участие вся личность человека.
Слушание считается фундаментальным навыком, воздействующим на качество отношений в ежедневном общении, на эффективное взаимопонимание и взаимодействие. В то же время многие люди фактически не умеют слушать.
Готовые работы на аналогичную тему
Умение слушать у людей сформировано неодинаково. Исследования в данной области демонстрируют, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: около 42-53 % времени мы слушаем других людей, 16-32% ‒ говорим сами, 15-17% ‒ получаем информацию читая, 9-14 % ‒ пишем. Как можно заметить из приведенных цифр, умение слушать, как метод восприятия информации применяется в коммуникации значительно чаще, чем умения писать и читать, вместе взятые, значит, поэтому овладение подобным умением необходимо для каждого человека.
Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Все же исследования демонстрируют, что на самом деле результативность слушания у многих людей составляет всего 25%, т. е. три четверти сообщений, которые были услышаны, теряются.
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, критическое слушание.
Активное слушание
Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает от собеседника информацию, но и активно представляет понимание данной информации.
Активное слушание может помочь:
Так как инструменты и элементы активного слушания содержат в себе различные методы и принципы, особенной результативности можно достичь, применяя сразу и методы, и принципы активного слушания.
Главные приемы активного слушания объединяются к следующим пунктам:
Уточнение переводится к тому, что вы задаете человеку вопрос в том случае, если вам что-то малопонятно. Иным способом это можно еще именовать выяснением.
Пересказ дает возможность тому, кто рассказывает, услышать со стороны собственную речь устами другого человека.
Повторение фраз собеседника также дает возможность выстроить хорошую беседу. В данном случае слушатель, как эхо, повторяет с интонацией вопроса окончания предложений рассказчика. Это располагает эффектом, схожий с уточнением.
Паузы тоже считаются инструментами, которые способны благоприятно повлиять на разговор.
В общем значении, активное слушание дает возможность настроить контакт с собеседником и получить от него необходимую информацию.
Пассивное слушание
Пассивное слушание, считается более глобальным и отличается по другим основаниям. Представленный вид слушания еще именуют иначе – нерефлексивное слушание.
При пассивном слушании человек в основном молчит, особо не включаясь в монолог рассказчика.
Подобное слушание используют, как правило, в том случае, когда рассказчик чем-то очень взволнован, и у него есть желание выговориться, потому что часто восклицательные возгласы и вопросы собеседника могут быть просто несвоевременными.
Эмпатическое слушание
Эмпатическое ‒ это активное слушание, оно направлено на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.
Представляет собой одновременное понимание собеседника и проявление сострадания к нему. Это может помочь поменять эмоции и состояние человека в сторону позитива.
Метод эмпатического слушания дает возможность человеку естественным образом проявить эмоции, раскрыться перед психологом или обычным собеседником. Как правило в эмпатическом слушании выделяются три этапа:
Критическое слушание
Критическое слушание — это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.
Критическое слушание. При подобном виде слушания участник общения сначала производит критический анализ сообщения (часто заблаговременно, приходя с установкой на критическое восприятие информации), т.е. устанавливает, в какой мере истинной, правдивой или возможной может быть данная информация, и лишь после этого он старается понять, соглашается ли он с ней и хочет ли воспринять и ответить.
Подобное слушание бывает полезным, когда применяется ситуативно, оно своевременно, так скажем, на деловом совещании, конференции, дискуссии, то есть там, где обсуждаются проекты, решения, идеи, новый опыт, точки зрения и пр.
Таким образом, умение слушать считается главнейшим условием не только результативного общения, но и обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания выступлений публично.
Слушание как вид коммуникации
Слушание: понятие и механизм
Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора.
Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.
Для создания ситуации, которая может быть названа коммуникативно-речевой, необходимо обязательное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» является обязательным условием данной ситуации.
Цель слушания реализуется в предмете деятельности и состоит в выявлении смысловых связей, осознании речевого сообщения, поступающего на слух, произведенного говорящим, в понимании и восстановлении данной мысли.
Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.
Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.
Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.
Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.
Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).
Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.
Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.
Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:
Стиль слушания зависит от следующих факторов:
Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.
Уровни слушания
Рассмотрим 3 уровня слушания.
1 уровень – «Слушание – сопереживание».
На данном уровне слушающие воздерживаются от суждений в отношении говорящего, как бы ставя себя на его место. Данный уровень характеризуется:
На данном уровне собеседники не пытаются понять поступившую информацию, не воспринимают всю глубину сказанного. Слушатели стараются слушать, опираясь на логику, при этом сосредоточиваясь больше на сути получаемой информации, чем на испытываемых чувствах, оставаясь при этом эмоционально отстраненными от процесса общения. При этом у говорящего может сложиться ложное представление о том, что его понимают и слушают.
3 уровень – «Слушание с временным отключением».
В ходе взаимодействия слушатель как бы слушает другую сторону и не слушает, при этом понимая, что происходит, но сосредоточивается лишь на себе. Процесс слушания на данном уровне пассивен, а реакция на высказывания снижена.
Иные авторы предлагают следующую классификацию:
1. Псевдослушание, или отключение внимания:
2. Избирательное оценочное слушание – отсутствие желания услышать то, что говорят, сообщения фильтруются, слушатель «слышит то, что хочет услышать»:
Активное слушание
Активное слушание – это сознательное усилие и стремление понять эмоциональную и содержательную части высказывания. Во внимание принимаются сигналы и намерения невербального сообщения:
Активное слушание дает возможность:
Приемы активного слушания:
1) молчание:
2) поддакивание –»угу»;
3) повторение части высказывания собеседника – «эхо»;
5) уточнение – «Вы имеете в виду. «, «. не так ли?»;
4) побуждение – «понятно», «я слушаю», «как интересно»;
7) вопросы – «когда?», «что?», «где?», «почему?», «зачем?»;
8) эмоциональные реакции:
Этапы | Действия |
1.Несловесная поддержка собеседника | Кивки, контакт глаз, «Угу», «да-да», «поза слушания», «конечно» |
2. Фраза отнесения ответственности за высказывание партнеру | |
3. Формулировка содержания высказывания | На данном этапе необходимо постараться полностью освободиться от собственных оценок, эмоций, на время их отложить |
4. Получение согласия собеседника с верностью вашей интерпретацией его мысли |