Что такое служба пробации

Перспективы создания в Российской Федерации службы пробации

Давыденко В.М., советник отдела по выработке государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных решений Минюста России.

В ходе проводимой в настоящее время в стране масштабной реформы уголовно-исполнительной системы принимаются меры по повышению роли уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, оптимизации института условно-досрочного освобождения, совершенствованию механизмов реализации отбывших наказание лиц и профилактики рецидивной преступности.

Важность решения этих задач позволила поставить вопрос о создании в Российской Федерации системы пробации и подведомственной Минюсту России специализированной федеральной службы пробации на основе действующей системы уголовно-исполнительных инспекций с одновременной оптимизацией и централизацией функций органов государственной власти, относящихся к этой сфере.

Кроме обеспечения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условных наказаний и др.), на создаваемую службу должны быть возложены обеспечение контроля за поведением лиц, страдающих наркозависимостью, которым предоставлена отсрочка исполнения наказания, содействие в социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и некоторые другие.

Так что же представляет собой служба пробации?

См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2001.

Это служба, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, преступившими закон, осужденными, но не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи. По мере развития в различных странах служба пробации стала брать на себя функции социально-реабилитационной деятельности в отношении более широкого круга граждан, которые преступили закон и нуждаются в такой деятельности.

Чаще всего термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, наказаний, которые осужденные отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в связи с ее функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, например такого их вида, как общественно полезные работы (в российском законодательстве соответствует обязательным работам), а также условного наказания.

См.: Воронова Е.Л. Создание службы пробации в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 3. С. 27.

Автор имел возможность познакомиться с работой служб пробации во время посещения в декабре 2007 г. пенитенциарных учреждений Германии, расположенных в городах Бюккебург, Ганновер, Белефельд, Гаммельн и Герфорд.

В Дании, Финляндии и Швеции общественно полезные работы вводились постепенно: сначала в качестве эксперимента в ряде областей, а потом уже на территории всей страны. Необходимо отметить, что в Швеции данный вид наказания в течение первых восьми экспериментальных лет назначался только правонарушителям в возрасте до 21 года.

Опыт деятельности служб пробации Скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций в отношении несовершеннолетних достаточно широко распространено, например Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, полезен для России и тем, что в этих странах фиксируется сравнительно невысокий уровень преступности. При этом эти страны уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и социальной защите детства. Введение наказаний, альтернативных лишению свободы, в систему уголовных наказаний обусловлено тем, что лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление несовершеннолетних осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений по следующим причинам.

Во-первых, потому, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, перенимает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности.

Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под контролем квалифицированного персонала (под уголовной опекой, пробацией) позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального поведения сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.

В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить исправительные учреждения, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.

См.: О судебной практике по делам о преступлениях и материалам о правонарушениях несовершеннолетних: Методические рекомендации / Науч. ред. В.Н. Ткачева. Ростов н/Д: Книга, 2005. С. 76.

См.: Служба пробации Латвии. Рига, 2004. С. 4.

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 24.11.2010. N 47. Ст. 5489.
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 25.10.2010. N 43. Ст. 5544.

Отдельным направлением в работе службы пробации должна являться работа с несовершеннолетними правонарушителями в соответствии с принципами ювенальной юстиции.

Данные предложения основываются на следующем.

УИИ накопили определенный опыт исполнения альтернативных наказаний и мер, в том числе и в отношении несовершеннолетних, что является основой деятельности службы пробации, и возложение на сотрудников УИИ дополнительных функций по предварительному изучению личности и подготовке рекомендаций суду будет способствовать вынесению справедливого приговора к наказанию или иной мере уголовно-правового характера, соответствующей характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, УИИ располагают штатом сотрудников, обладающих необходимым уровнем образования и профессиональной подготовки.

См.: Ениколопов С.Н., Забрянский Г.И., Цымбал Е.И., Якутова М.А. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие / АНО «Юристы за конституционные права и свободы». М.: Новая юстиция, 2005. С. 182.

Мы не предлагаем немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить ее, а затем строить новую правовую конструкцию. По нашему мнению, необходимо постепенно совершенствовать уголовно-исполнительную деятельность, приближать ее к международно-правовым стандартам, нарабатывать и анализировать полученный при этом опыт, учитывать его при разработке новой правовой базы.

Вместе с тем в процессе реформирования УИИ и создания службы пробации могут возникнуть определенные объективные проблемы, среди которых, во-первых, потребуется внесение изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и УИК РФ в части, касающейся службы пробации как органа, исполняющего альтернативные наказания и иные меры уголовно-правового характера; порядка и условий исполнения наказаний без изоляции от общества и оказания помощи освобождающимся из мест лишения свободы; участия общественных организаций и добровольных помощников (волонтеров). Необходимо будет также внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты.

Мы полагаем, что в связи с этим потребуется некоторое увеличение штатов сотрудников УИИ для работы в новых условиях.

В-третьих, возникнет необходимость в переподготовке сотрудников службы пробации. Определенные проблемы возникнут с оказанием помощи освобождающимся из мест лишения свободы.

В-четвертых, потребуется усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников службы пробации. Для решения этой проблемы необходимо будет интенсифицировать изучение европейского опыта организации исполнения альтернативных наказаний и мер с привлечением научного потенциала научно-исследовательского института и учреждений высшего профессионального образования ФСИН России; разработать учебные и тематические планы, программы, учебные и методические пособия; открыть отделения (группы) по подготовке сотрудников службы пробации; провести обучающие семинары с сотрудниками УИИ в территориальных органах уголовно-исполнительной системы.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что продуманная служба пробации снижает рецидивную преступность, уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, предупреждает криминализацию личности и в конечном итоге способствует снижению преступности в обществе.

Источник

Научат жить вольно

Поэтому давно говорится о том, что тем, кто после освобождения хочет вернуться к нормальной, то есть законопослушной, жизни, нужна социальная поддержка. Для этого и необходима отдельная служба пробации.

О разрабатываемом проекте минюст сообщил, отвечая на рекомендации Счетной палаты, которая провела аудит государственной программы «Юстиция».

Предполагается, что пробация будет создана на базе существующих уголовно-исполнительных инспекций. Она станет контролировать, например, исполнение такого наказания, как обязательные работы. В ней будут отмечаться условно осужденные. Но, как подчеркивают многие эксперты, одной из миссий новой службы должна стать помощь в социализации бывших заключенных. Если человек не сможет устроиться на воле, есть большой риск, что он вернется на преступную дорожку. Поэтому общество заинтересовано, чтобы у тех, кто хочет забыть свое криминальное прошлое, был такой шанс.

В свою очередь в Счетной палате отметили, что хотя программа «Юстиция» ставит перед собой важные цели, например, преодоление правового нигилизма, поддержание уважения закона, трудно оценить ее эффективность в этой части. При этом на нее тратятся серьезные государственные средства.

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на необходимость скорейшего утверждения новой концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также формирования службы пробации.

В минюсте согласились с выводами Счетной палаты и пообещали внести необходимые коррективы.

Источник

Зачем нужна федеральная служба пробации

850 руб. – столько в России единовременно получают освобождающиеся из исправительных учреждений от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Помимо денег они получают билеты до города, где они официально зарегистрированы. Дальше ответственность за поддержку бывших осужденных несут региональные власти, поскольку федеральной службы пробации в России нет.

Судимость создает значительные препятствия для трудоустройства. Работодатель обязан проверить, есть ли у соискателя непогашенная судимость, так как это законное препятствие для работы на некоторых должностях. Но не только: зачастую работодатели в анкете при приеме на работу задают вопрос и о том, привлекался ли человек когда-либо к уголовной или административной ответственности. Положительный ответ не может быть законным основанием для отказа в трудоустройстве, но на деле это часто происходит. Не имея возможности заработать на жизнь законным трудом, люди, недавно освободившиеся из мест лишения свободы, могут совершать новые преступления. Рецидивная преступность – большая проблема: 63% осужденных, которые находятся в исправительных колониях (а это основное место отбытия наказания для осужденных к лишению свободы), – рецидивисты.

Разорвать порочный круг «преступление – невозможность найти работу после освобождения – новое преступление» призвана государственная социальная поддержка бывших заключенных. Какая помощь требуется бывшим заключенным? Многим из них нужно временное жилье, особенно в условиях, когда нет поддержки со стороны семьи, а это не редкость: по данным переписи заключенных 2009 г., 83% всех арестованных не состояли в браке или развелись в ходе судебного процесса. Накопить денег на будущую жизнь в исправительном учреждении при зарплате 2000 руб. в месяц после всех вычетов тоже практически невозможно. Кроме того, бывшим осужденным требуется помощь в поиске работы, восстановлении документов, бывает, что у них не хватает денег даже на одежду и продукты.

Для того чтобы разобраться, как работает государственная социальная поддержка бывших осужденных, Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге совместно с Центром стратегических разработок провел исследование ситуации в 14 российских регионах с наибольшим количеством колоний на основе информации, полученной в ответ на запросы в официальные органы.

Специального федерального закона, позволяющего эффективно помогать бывшим осужденным наладить обычную жизнь, не существует. Нет и единой по всей стране специализированной программы помощи таким людям. Если в регионе нет собственных дополнительных программ помощи, бывшие заключенные могут претендовать только на помощь для бездомных, безработных, малоимущих или инвалидов – и то только если смогут доказать свою принадлежность к одной из этих категорий нуждающихся.

На региональном же уровне работает две государственные службы, в которые могут обратиться освободившиеся осужденные и люди, имеющие судимость: центры социальной адаптации (ЦСА) и центры занятости населения. В ЦСА бездомные и малоимущие могут жить шесть месяцев и раз в сутки получать бесплатное питание. Однако чаще всего ЦСА не могут обеспечить временным жильем всех желающих. Так, в ЦСА Красноярского края в 2017 г. обратилось 30% освободившихся из мест лишения свободы, а временное жилье получил лишь 21% обратившихся. В некоторых регионах ЦСА вообще нет.

Центры занятости населения занимаются в том числе трудоустройством бывших осужденных. По закону администрация исправительного учреждения должна уведомить центры занятости за шесть месяцев до освобождения заключенных о том, где они планируют жить, и предоставить сведения о числе нуждающихся в помощи при поиске работы и бытовом устройстве. Однако в центры занятости в среднем обращается 16–18% освободившихся из мест лишения свободы граждан. Большая часть вакансий для бывших осужденных предполагает неквалифицированный труд. Так, в Челябинской области самые распространенные виды занятости для бывших осужденных – это подсобный рабочий, уборщик, грузчик, сторож, мойщик автомобилей, кондуктор, упаковщик, рабочий по уходу за животными, дорожный рабочий, вальщик леса, горничная.

Центры занятости дают возможность пройти профессиональное обучение, однако этот механизм работает плохо: в среднем на обучение центры занятости отправляют около 7% от числа обратившихся бывших осужденных. Но и профобучение не гарантирует трудоустройства: из числа направленных на обучение на работу устраивается меньше трети. Иными словами, лишь каждый 50-й обратившийся в центр занятости бывший осужденный пройдет обучение и найдет работу по новой специальности. В целом поиск работы через центры занятости для несудимых примерно в 2 раза эффективнее, чем для бывших осужденных. В 2016 г. 64% подавших заявление в центры занятости по всей России получили работу, в то время как среди бывших осужденных – лишь 28%. Те бывшие заключенные, которых не удалось трудоустроить, получают пособие, сумма которого зависит от прежнего заработка. Так как отсидевшие долгое время не работали, пособие это очень маленькое.

Для повышения эффективности работы центров занятости с бывшими осужденными в нескольких регионах (например, в Татарстане, Челябинской области) работодателей обязали выделять таким соискателям рабочие места в обмен на льготы и субсидии. Таких мест, однако, создается мало, но при этом в отдельных регионах не все зарезервированные рабочие места оказываются занятыми (например, из 38 таких рабочих мест в Татарстане в 2017 г. занято было 14 – меньше половины). По региональным законам работодатели обязаны создавать вакансии, но не обязаны заполнять их. Кроме того, эти рабочие места чаще всего предполагают тяжелые условия труда.

Регионам не удается удовлетворить нужды освободившихся из мест лишения свободы в полном объеме. Решением этой проблемы, по мнению экспертов из регионов, может стать создание единой службы пробации для бывших осужденных. ФСИН будет проще сотрудничать с такой организацией, а бывшие осужденные всегда будут знать, куда обращаться. Кроме того, принятие федерального рамочного закона о социальной реабилитации таких людей помогло бы регионам организовать помощь. Это первые шаги, необходимые, чтобы снизить долю рецидивистов в исправительных колониях.

Автор — стажер-исследователь Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Источник

Чуйченко рассказал, зачем нужна служба пробации

Что такое служба пробации. Смотреть фото Что такое служба пробации. Смотреть картинку Что такое служба пробации. Картинка про Что такое служба пробации. Фото Что такое служба пробации

Служба пробации для бывших осуждённых будет включать в себя индивидуальные программы поддержки и меры стимулирования работодателей для их трудоустройства, заявил министр юстиции России Константин Чуйченко, выступая в Совете Федерации. Об этом в среду сообщает ТАСС.

Глава Минюста обратил внимание, что создание эффективной службы пробации является одним из приоритетных вопросов. «Граждане, отбывающие наказание, зачастую теряют социальные связи, лишаются семьи, дома, работы. Люди освобождаются из мест лишения свободы, имея судимость, но не имея профессии, часто без средств к существованию, без жилья. Они остаются один на один с серьёзнейшими проблемами, что, безусловно, отражается на росте рецидивной преступности», — сказал Чуйченко.

Что такое служба пробации. Смотреть фото Что такое служба пробации. Смотреть картинку Что такое служба пробации. Картинка про Что такое служба пробации. Фото Что такое служба пробации

Разрабатываемый законопроект «О системе пробации» определит категории граждан, для которых будет применяться пробация, социальная адаптация и реабилитация, добавил он. «Это разработка индивидуальной программы: консультирование по социально-правовым вопросам, оказание психологической помощи, содействие в получении необходимых документов, в трудоустройстве, в получении общего и профессионального образования», — пояснил министр юстиции.

Глава Минюста отметил, что координацию взаимодействия в сфере пробации возьмут на себя уголовно-исполнительные инспекции на базе ФСИН.

«Предполагается, что важная роль будет у субъектов РФ. В их полномочия будет входить принятие соответствующего регионального законодательства, региональных государственных программ в этой сфере, а также выработка мер по экономическому стимулированию работодателей, трудоустраивающих осуждённых», — добавил Константин Чуйченко.

Ранее министр на расширенной коллегии ведомства в апреле сообщил, что Министерство юстиции в текущем году разработает законопроекты о создании службы пробации и о повышении качества контроля за соблюдением прав человека в местах заключения. «За текущий год нужно закрепить институт пробации на законодательном уровне, разработать и внести соответствующий закон», — отметил министр.

В мае Минюст представил на общественное обсуждение Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, которая предусматривает значительное сокращение числа содержащихся в заключении граждан в ближайшие годы — с нынешних 482,9 тысячи до 250-300 тысяч.

Согласно концепции, в ближайшие девять лет в стране будет внедрена система пробации, предполагающая социальную адаптацию освободившихся из заключения. Внедрять её планируют в два этапа — до 2024 года систему закрепят на законодательном уровне, а необходимые полномочия возложат на уголовно-исполнительные инспекции. На втором этапе планируется оказывать помощь в занятости и устройстве быта освободившимся из мест заключения.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.

Источник

ПРОБАЦИЯ

Смотреть что такое «ПРОБАЦИЯ» в других словарях:

ПРОБАЦИЯ — (лат., от probare исследовать, испытывать). Испытание, исследование, доказательство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОБАЦИЯ лат. probatio, от probare, испытывать. Испытание. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОБАЦИЯ — (англ. probation) в уголовном праве США, Англии и ряда других стран вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных… … Юридический словарь

пробация — сущ., кол во синонимов: 3 • испытание (46) • исследование (64) • осуждение (27) … Словарь синонимов

Пробация — (от лат. probatio испытание; англ. probation) форма условного осуждения в ряде стран (США, Великобритания и др.), при котором осужденный без лишения его свободы поступает под надзор специальных органов. Срок П. и требования к осужденному,… … Энциклопедия права

ПРОБАЦИЯ — (англ. probation) в уголовном праве США вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов. На осужденного на время П. может быть наложен тж. ряд… … Юридическая энциклопедия

ПРОБАЦИЯ — (англ. probation) в уголовном праве США вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов. На осужденного на время П. может быть наложен т.ж. ряд… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРОБАЦИЯ — Наводить пробацию. Кар. Пробовать что л., делать пробу. СРГК 5, 233 … Большой словарь русских поговорок

пробация — (англ. probation) в уголовном праве США, Англии и ряда других стран вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных… … Большой юридический словарь

пробация — проб ация, и … Русский орфографический словарь

пробация — (1 ж), Р., Д., Пр. проба/ции … Орфографический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *