Что такое служба взыскания банка
Отдел досудебного взыскания: особенности и принцип работы
Взыскание долгов – отдельный процесс в жизненном цикле банка. Независимо от его размеров, известности и статуса, наличие услуги выдачи кредита автоматически обрекает его на взаимодействие с должниками. Что же делать, если таким должником оказались вы? Как общаться с департаментом взыскания и стоит ли бояться звонков или действий с его стороны?
Отдел досудебного взыскания: что это такое?
Абсолютно любая организация, будь то банк или МФО (микрофинансовая организация), которая выдает кредиты и займы, обязательно сталкивается с несвоевременными выплатами, задержками платежей или полным отказом от уплаты долга. И добиться от заемщика возврата денежных средств в пользу банка бывает очень сложно и хлопотно. Именно поэтому существует отдел взыскания задолженности, который занимается данными вопросами.
Даже если у вас нет долгов по кредитам, но при этом вы уже являетесь клиентом банка и получили от него заем, обязательно нужно знать условия и принцип работы специального ведомства – отдела взыскания.
Служба досудебного взыскания может быть промежуточным этапом между стандартным взаимодействием заемщика с банком и передачей его долга коллекторам. Кредитный договор передается в этот отдел при систематическом нарушении сроков выплат и пребывает там до восьми месяцев. Обычно стандартным первым действием, которое предпринимает департамент взыскания задолженности, оказывается официальное письмо с досудебной претензией, отправляемой на указанный в договоре адрес. Кроме того, специалисты, привыкшие к работе с должниками, производят обзвоны нерадивых заемщиков с целями:
Разумеется, конечной целью службы взыскания банка (Сбербанка или любого другого) является возврат денежных средств от должника. У данного отдела достаточно ограниченные полномочия, но его сотрудники могут привнести в жизнь заемщика массу неудобств. Кроме того, за просрочку платежей неминуемо начисляются пенни, предусмотренные текущим кредитным договором. Зачастую одна только выплата неустойки банку существенно бьет по карману, не говоря уже об основном долге по кредиту.
На что имеет и не имеет права отдел взыскания
На самом деле сфера влияния выбивателя долгов в лице отдела взыскания задолженности Сбербанка и ему подобных достаточно ограниченна. Его сотрудники не имеют полномочий наряду с правоохранительными органами. Им запрещено проводить опись имущества, угрожать арестом (или имитировать его с целью напугать должника), наносить неприятные визиты в дом заемщика и всячески терроризировать его, как это нередко делают коллекторы.
Чаще всего развитие событий происходит по следующему сценарию:
Что такое служба взыскания банка
Служба взыскания долгов и коллекторы: есть ли различия?
При возникновении просрочки проблемный займ передается собственной службе банка по взысканию долгов, задача которой — вернуть кредитные средства. В штате службы находятся юристы, экономисты и специалисты с опытом работы в силовых структурах. Идентичные задачи и штат имеют коллекторские агентства, но, несмотря на сходство, между двумя организациями есть некоторые различия.
Как работает банковская служба взыскания долгов
Появление просрочки по кредиту — еще не повод подавать на проблемного заемщика в суд, учитывая, что в это время по займу начисляются штрафы и повышенные проценты. Именно они в итоге составляют значительную часть выплат, поэтому служба взыскания долгов может некоторое время не сообщать клиенту о появлении задолженности. Этот период обычно составляет от недели до нескольких месяцев.
Заемщику направляется письмо с требованием погасить образовавшийся долг добровольно с учетом всех процентов и штрафов. Этот этап досудебного взыскания может длиться полгода и более в зависимости от суммы долга и сложности ее возврата. Кроме письменного уведомления сотрудники службы взыскания долгов звонят заемщику на мобильный и домашний телефоны, а также связываются по контактам, которые он указал в кредитном договоре. Согласно законодательству РФ, представители банка могут звонить родственникам, коллегам и знакомым неплательщика, если он указал их номер как контактный. Но они не вправе требовать от них погашения долга, а могут только запрашивать информацию о клиенте или просить передать ему уведомление о задолженности.
Главный инструмент работы службы по возврату задолженности — очные переговоры с клиентом в отделении. Чаще всего представители банка предлагают несколько вариантов оплаты задолженности:
В интересах заемщика — воспользоваться предложением кредитора и начать постепенно погашать задолженность, иначе банк может подать на него судебный иск и вернуть деньги в принудительном порядке.
Как работают коллекторы
Передача проблемного займа коллекторам регулируется главой 24 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей агентство может быть привлечено на основании:
Как и служба взыскания долгов, коллекторы начинают работу с информирования клиента о переуступке права требования по кредиту или о заключении агентского договора, в рамках которого они наделяются полномочиями кредитора. Заемщику почтой отправляются копия соглашения, выписка по сумме задолженности и реквизиты для оплаты. Если клиент не выходит на связь, коллекторы используют доступные инструменты воздействия на него.
Звонки по телефону
Коллекторы могут связываться с заемщиком, используя только те контакты, которые он оставил при заключении кредитного договора с банком. Согласно законодательству РФ, они могут звонить только в определенное время:
Количество звонков не должно превышать более одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. Звонящий обязан назвать свои фамилию, имя и должность, название компании и причину звонка.
Связь по почте и СМС
Уведомления на телефон клиента или его почтовый адрес могут поступать в то же время, что и звонки от коллекторов. При этом их содержание должно касаться только долга и юридических последствий его неуплаты, без угроз, шантажа и недостоверной информации.
Визиты домой и на работу
Коллекторы могут приходить к клиенту домой по предварительной договоренности с ним: не чаще одного раза в неделю и во время, установленное ГПК РФ. Несогласованные визиты допустимы, но в таком случае заемщик не обязан разговаривать с представителями компании по взысканию долгов, передав эти обязанности своему юристу. При этом коллекторы не имеют права беспокоить родственников, коллег и знакомых заемщика, только если они не являются:
В общении с коллекторами главная задача должника — идти на контакт и проявлять готовность погасить долг.
Различия между службой по взысканию долгов и коллекторами
Главным различием между этими структурами по взысканию долгов является то, что внутренняя служба не может менять условия погашения кредита — это полномочия финансового отдела банка. Но коллекторы вправе предложить более выгодный формат выплаты задолженности, если был заключен договор цессии с первоначальным кредитором. Заемщик может реструктуризировать долг у коллекторов, если банк отказал ему или установил невыполнимые требования.
Вы можете получить бесплатную и анонимную консультацию по любым вопросам погашения задолженности. Мы подскажем, что надо сделать, чтобы получить рассрочку с прощением части долга.
Что будет, если не платить кредит Сбербанку?
Сбербанк – крупнейший розничный кредитор в отечественном банковском секторе. Его кредитный портфель постоянно растет и сейчас составляет почти 5,8 трлн рублей. Из этой внушительной суммы доля просроченной задолженности заемщиков Сбербанка равняется 2,4%, или 139 млрд рублей. При среднем размере кредита в 180 тысяч рублей (данные за второй квартал 2018-го) у банка примерно 772 тысячи клиентов испытывают проблемы с обеспечением займа и в скором времени могут перейти в ранг «злостных неплательщиков».
Таким образом, значительной доле заемщиков крупнейшей кредитной организации потенциально грозит процедура взыскания долгов. Мы пообщались с рядом кредитных должников и выяснили, как именно Сбербанк выбивает долги, и что делать заемщикам?
Статуса «злостного неплательщика» можно избежать. Но не всем
Прежде чем начать малоприятное общение с коллекторами и приставами, попробуйте на ранней стадии просрочки обратиться в банк с запросом о реструктуризации задолженности. Тем более, Сбербанк сам предлагает такую услугу для физлиц, испытывающих временные трудности с финансами. Кредитной организации выгоднее дать заемщику возможность оплатить кредит в полной мере даже с отсрочкой, чем потом тратиться на оплату услуг коллекторов и судебных процессов.
У Сбербанка есть несколько вариантов реструктуризации:
Согласно критериям банка, серьезными основаниями для изменений условий кредитного договора считаются следующие:
Все обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами. К примеру, справкой о доходах за последние три месяца или приказом работодателя об изменениях трудового договора.
Однако, согласно отзывам заемщиков, которые после потери работы пытались сократить выплаты по кредиту через реструктуризацию, Сбербанк в очень редких случаях соглашается пойти на уступки клиенту. По их мнению, одного лишь основания, осложняющего выплаты по кредиту недостаточно. Желательно, иметь безукоризненную кредитную историю и являться зарплатным клиентом банка.
Первая стадия – вы проблемный заемщик
Обычно, если срок просрочки оплаты по кредиту начинает превышать 90 дней, дело заемщика передается в отдел по работе с должниками, и с этого момента клиент считается проблемным. Но иногда специалисты банка по общению с неплательщиками активизируются раньше – уже в первую неделю задержки оплаты.
Стоит упомянуть, что за несвоевременное погашение в первый же день просрочки платежа взимается неустойка в размере 20% годовых с суммы платежа за период просрочки.
Сначала сотрудники специально отдела Сбербанка звонят по несколько раз в неделю должнику с вопросами о причинах просрочки и мягко рекомендуют поскорее оплатить задолженность. Параллельно клиенту приходят ежедневные SMS с напоминаниями о сроках платежа и суммой скопившегося долга.
Спустя одну-две недели долговые специалисты начинают писать родственникам и друзьям заемщика в социальных сетях. Тогда же начинается ежедневная «бомбардировка» письмами по почте с теми же напоминаниями о растущей задолженности, но уже и с описанием последствий, которые грозят должнику, если он не оплатит кредит.
Иногда сотрудники спецотдела решают сменить тактику и начинают звонить по ночам или присылать сообщения следующего содержания:
Сообщаем вам, что ваш кредит передан в Группу выездного взыскания. Просьба не покидать Ваш населенный пункт и находится дома после 18 часов.
Однако никто из опрошенных должников, получавших подобные SMS, никогда не видели эту «группу».
Также, если неплательщик безработный, то сотрудники банка могут начать угрожать такими заявлениями:
Суд обяжет вас устроиться на любую работу – например, санитаром в больницу – и уже приставы будут забирать 50% от официального дохода, – цитируют работников Сбербанка на форуме «Анти-Русский Стандарт».
Обычно специалисты по работе с должниками Сбербанка не отличаются желанием напрямую встретиться с заемщиком. Однако бывают неприятные исключения:
Пока я была на работе, они пришли, обошли всех моих соседей, рассказали, что я мошенница, набрала кредитов и не отдаю. Соседи сказали, что в двери долбились так, что чуть не выломали, – рассказывала одна из участниц форума «Анти-Русский Стандарт».
В большинстве случаев, первая стадия длится два-три месяца. Затем банк либо передает дело коллекторам, либо подает в суд.
Что делать должнику. Если денег действительно нет, а в реструктуризации отказано, опытные заемщики рекомендуют начать копить средства на выплату долга разом. А чтобы избавиться от навязчивости «выбивал» Сбербанка, лучше скрыть друзей в соцсетях или вовсе удалить страницы.
Номера долговых специалистов банка можно внести в черный список. Если звонят родственникам или на работу, то можно от их имени пожаловаться в обратную связь банка на факт звонков третьим лицам, не связанным с делом. Обычно после этого звонки прекращаются. В крайнем случае, можно написать жалобу в Роскомнадзор.
Если звонки поступают после 22.00, можно пожаловаться в ЦБ, ссылаясь на закон «О потребительском кредите», который запрещает звонки и СМС со стороны банков «в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов».
Что касается «Группы выездного взыскания», то ее действительно не существует. Это лишь прием запугивания.
Вторая стадия – дело передано коллекторам
Половину проблемных долгов Сбербанк передает коллекторской компании «АктивБизнесКоллекшн», учредителем которой является сам кредитор. Другую половину банк распределяет между остальными агентствами, среди которых не редко встречается «Первое коллекторское бюро».
«АктивБК» работает еще с 27 банками. Размер вознаграждения агентства равняется 5–20% от суммы возвращенного долга.
В целом коллекторы используют те же методы, что и отдел по работе с должниками Сбербанка, только усиливают давление на должника.
В агентствах работают в основном бывшие работники правоохранительных органов, которые привыкли использовать силовые методы давления. Поскольку физическое воздействие на неплательщиков запрещено законом, коллекторы доводят разрешенные методы до максимальной навязчивости. То есть, увеличивают число звонков и писем в разы.
Периодически, если долг у заемщика достаточно большой, коллекторы просто ставят автодозвон, и телефон должника разрывается от ежеминутных вызовов. Также сотрудники агентства могут начать давить на не очень близких неплательщику людей, которые незнакомы с его ситуацией. К примеру, звонят соседу по подъезду и спрашивают, знают ли они такого-то жильца и сообщают, что он уклоняется от выплаты долга и просят сообщить заемщику о звонке. Затем звонки соседу увеличивается до нескольких десятков в день. Такое давление обычно доводит соседа чуть ли не до нервного срыва, и он готов, чуть ли не самостоятельно привести должника в банк.
Кроме того, коллекторы не редко используют ложное запугивание. Например, присылают заемщику письма с заявлениями, что банк уже обратился к приставам для взыскания задолженности.
В то же время некоторые должники сообщали, что за год после передачи дела коллекторскому агентству, им звонили лишь несколько раз и почти не беспокоили.
В среднем коллекторы занимаются делом должника от трех месяцев до полугода. Если за это время должник не оплатил просрочку, банк передает дело в суд.
Что делать должнику. Если денег для погашения долга все еще недостаточно, то применяйте те же методы, что и с банковским отделом. Только на один день в неделю можете включать телефон, чтобы время от времени отслеживать, как продвигается дело.
Если вашим знакомым, друзьям, родственникам или коллегам звонят коллекторы, попросите их записывать звонки. Затем пишите жалобу в Федеральную службу судебных приставов и приложите записи. ФССП будут рады выставить агентству штраф за нарушение.
ФССП стала надзорным органом на коллекторском рынке с начала 2017 года. Чуть более чем за год служба подала в отношении «АктивБизнесКоллекшн» семь заявлений.
Помните, что деятельность коллекторских агентств контролируется законопроектом № 230-ФЗ, прозванным в народе «Законом о коллекторах».
Законопроект запрещает коллекторам:
Если у заемщика есть доказательство одного из этих нарушений, он может направить жалобу в ФСПП.
Третья стадия – суд
Сбербанк обычно не затягивает с передачей дела в суд. Чаще всего судебный приказ должнику приходит уже после 5-6 месяцев с начала задолженности. Этот документ высылается на адрес, указанный заемщиком в кредитном договоре.
Незадолго до этого банк может начать безакцептное списание со счетов неплательщика, в том числе с карт-счетов, в пользу погашения долга. Если карта зарплатная или с каким-то пособием, то это нужно доказать соответствующей справкой. Тогда будут снимать только 50% доходов.
Кроме того, должник может в течение 10 дней написать заявление на отмену судебного приказа без указания причины. Чаще всего суд его принимает. Тогда у неплательщика остается еще две-три недели в запасе. После истечения этого срока банк подает исковое заявление.
Во всех случаях суд выносит вердикт в пользу банка.
Что делать должнику. У неплательщика мизерные шансы выиграть в суде у Сбербанка. Однако можно попытаться после вынесения решения суда подать заявление по статье 333 ГК РФ об уменьшении оплаты неустойки и реструктуризации. Только необходимо приложить документы, подтверждающие веские причины неуплаты (к примеру, потеря работы или утрата трудоспособности). Тогда суд может рассмотреть отмену процентов неустойки, пеню и смягчить условия погашения.
Четвертая стадия – судебные приставы
Судебное решение вступает в силу через месяц. Приставы могут начать опись имущества его и реализацию после запроса со стороны банка. Однако они обычно сильно загружены, поэтому процесс может затянуться на месяцы.
Как правило, приставы блокируют все карты должника, в том числе зарплатную, а также описывают все имущество, но забирают не все. При этом существует ряд объектов имущества, которые приставы не могут взыскать:
Также должнику придется еще выплатить исполнительный сбор в 7% от суммы долга.
Что делать должнику. На этом этапе от должника ничего не зависит, если он, конечно, внезапно не найдет деньги на оплату всей задолженности разом. Но он может самостоятельно продать имущество, не превышающее стоимость в 30 тысяч рублей. Поскольку приставы продают его обычно по очень низкой цене, собственная инициатива может помочь немного сократить выплаты по долгу. Только сохраните квитанцию о продаже.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Что такое группа выездного взыскания Сбербанка, и стоит ли этого опасаться?
Оформляя кредит в банке, клиент берет на себя обязательства по возмещению заемных средств и процентов по ссуде. Но иногда граждане относятся к выплате задолженности по потребительским кредитам безответственно, не зная, какие последствия их ожидают. Если заемщик не выполняет взятые на себя обязательства, к нему может приехать группа выездного взыскания Сбербанка; что это, и чем грозит такой визит должнику — будем разбираться.
Что представляет собой группа выездного взыскания Сбербанка?
Многих интересует, что же это такое — мобильная группа по взысканию задолженности, и имеет ли ее деятельность законные основания.
Законодательством РФ не предусмотрены меры взыскания задолженности путем устрашения, психологического или физического давления на заемщика.
Группа выездного взыскания Сбербанка действует в установленных рамках. Ее представителями являются работники службы безопасности финансового учреждения. Разговор с заемщиком ведется корректно. Поэтому у клиента Сбербанка нет оснований опасаться последствий этой встречи.
Тем не менее такой метод воздействия на должника не предусмотрен законодательством. Вопрос возврата средств по кредиту может решаться только в судебном порядке. Поэтому заемщик имеет право не выходить на контакт с представителями банка, предъявляющими ему требования по погашению задолженности.
Возможные действия мобильной группы заключаются в телефонных звонках должнику или прямом контакте с ним. Как показывает практика, если попытки договориться с клиентом не приводят к результатам, банк обращается за помощью в коллекторскую службу, а затем — суд. Последствия для должника будут зависеть в последнем случае от решения судебного органа.
В каких случаях привлекается — функции
Группа выездного взыскания привлекается в случаях, когда уплата обязательств по кредиту составляет 3 месяца просрочки и более. С этого момента плательщик приобретает статус «проблемного».
Функции мобильной группы заключаются в установлении контакта с должником или его родственниками с целью ведения переговоров для определения подходящих обеим сторонам сроков и условий погашения задолженности без необходимости обращения банка в суд.
Методы и процесс работы
Работа службы Сбербанка по возврату заемных средств заключается в следующем:
Методы Сбербанка по возврату заемных средств не предусматривают действий, влекущих за собой порчу имущества клиента, а также применения к нему физического и психологического насилия. Также исключены угрозы в сторону плательщика.
Стоит ли этого бояться и придется ли платить по счетам?
Действия мобильной группы Сбербанка не имеют под собой законных оснований. Если сотрудники банка оказывают на клиента воздействие в грубой форме или пытаются проникнуть на частную территорию противозаконным путем, не следует этого бояться. Гражданин имеет право обратиться в полицию.
Заемщик может не отвечать на телефонные звонки и не открывать входную дверь работникам банка. Если представители финансового учреждения настойчиво пытаются установить с ним связь, должник имеет право снимать происходящее на камеру. Эти материалы помогут установить подробности событий при дальнейшем обращении в правоохранительные органы.
Тем не менее нельзя забывать об обязательствах по погашению кредита. Чтобы дело не доходило до привлечения мобильной группы, при возникновении финансовых затруднений рекомендуется уведомить об этом работников банка. В этом случае плательщику будут предложены пути решения проблемы, такие как отсрочка платежа или реструктуризация задолженности.
В ином случае банк на законных основаниях имеет право подать иск в суд. По решению суда или постановлению исполнительного пристава могут быть арестованы счета заемщика, а долг по кредиту, процентам и пене за просрочку платежа будет возмещен в принудительном порядке. Избежать обязательств перед банком не удастся.
Что делать, если к вам приехали сотрудники мобильных групп?
Если своевременные меры по погашению задолженности заемщиком не были приняты, и мобильная группа по взысканию задолженности приступила к работе, нужно знать стандартный порядок действий, применяемых в таком случае:
Если представители группы являются работниками банка, о чем свидетельствуют их документы, их целью является установить с клиентом контакт и заключить договоренность об уплате долга. В таком случае рекомендуется предоставить им только те данные, которые были указаны при оформлении кредита. Все несоответствия могут быть в дальнейшем использованы банком против заемщика.
Чтобы избежать встречи с коллекторами или судебного разбирательства, рекомендуется найти пути решения возникшей проблемы и договориться с работниками финансового учреждения о сроках уплаты долга.
При применении сотрудниками банка агрессивных или незаконных действий рекомендуется прекратить с ними контакт и обратиться с заявлением в прокуратуру. Это не исключает в дальнейшем возможность судебного разбирательства.