Что такое служба здоровья
служба здоровья
Смотреть что такое «служба здоровья» в других словарях:
Служба здоровья национальная — deutsch: Nationaler Gesundheitsdienst m english: Health Service (NHS, UK) Государственная система здравоохранения в Великобритании, охватывающая всё население страны. Базируется, главным образом, на государственных службах. Финансируется из… … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению
национальная служба здоровья — deutsch: Nationaler Gesundheitsdienst m english: Health Service (NHS, UK) Государственная система здравоохранения в Великобритании, охватывающая всё население страны. Базируется, главным образом, на государственных службах. Финансируется из… … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению
Служба гражданской обороны федеральная — служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно спасательных и других неотложных работ при ведении военных… … Словарь черезвычайных ситуаций
Служба охраны здоровья США — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN U. S. Public Health ServiceUSPHS … Справочник технического переводчика
Служба крови — 1. Службой крови являются объединенные в единую систему на функциональной основе в целях обеспечения на территории Российской Федерации единства организационных основ деятельности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов: 1)… … Официальная терминология
Служба крови — Служба крови отрасль медицины, совокупность медицинских организаций, участвующих в цикле донорской крови на этапе ее получения, разделения на компоненты, долгосрочного хранения и транспортировки. К функциям службы крови также относится… … Википедия
Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России — структурное подразделение центрального аппарата МВД России, предназначенное для разработки и осуществления мер по защите жизни и здоровья населения и материальных ценностей от пожаров, осуществления организационно методического руководства… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, РАЙОННАЯ — В страховании здоровья: услуги экстренной медицинской помощи, предоставляемые по месту деятельности организации медицинского обеспечения. Типичное условие схемы медицинского обеспечения, предусматривающее возможность обращения граждан для… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь
Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании — (Официальное название «Медицинская служба Вооружённых сил Соединенного Королевства Великобритании» (англ. The Defence Medical Services of the Armed Forces of the United Kingdom of Great Britain) является отдельной структурой Вооружённых сил … Википедия
Гимназия №159 «Бестужевская»
Калининского района города Санкт-Петербурга
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий.
В современном мире есть множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека – это и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек.
Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Целью созданной в школе Службы Здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Информация о Службе здоровья гимназии в 2021/2022 уч.году
Как будет развиваться служба здоровья
Одной из основных задач остается обеспечение готовности медучреждений к оказанию помощи пациентам с инфекционными заболеваниями, включая и COVID-19. Для этого будет развиваться иммунопрофилактика, продолжится разработка вакцин и лекарств, будет модернизирована инфекционная служба. При этом в следующем году делается упор и на восстановление плановой медпомощи.
Кроме того, одним из индикаторов благополучия в работе государственной медицины должен стать показатель удовлетворенности пациентами качеством и доступностью получаемой ими помощи.
В документе названы основные проблемы службы здоровья. Это недостаточный уровень качества и доступности первичной медицины, прежде всего на селе. Необходимо также продолжать обновлять оборудование в больницах и заботиться о кадрах. Поэтому в документе предлагается пересмотреть принципы оплаты труда медиков на селе, чтобы «закрепить» кадры.
Сохраняются проблемы с обеспечением граждан лекарствами. Также, следует из документа, необходимо улучшить получение медицинской помощи в рамках ОМС при выезде человека из своего региона.
По его словам, надо также обратить внимание на организацию оказания медпомощи в федеральных клиниках.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Служба здоровья в образовательном учреждении
Служба здоровья в образовательном учреждении
Крутикова Лидия Яковлевна,
педагог-организатор, учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Среди множества проблем современной педагогики особую тревогу вызывает проблема неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков. В своем послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. Президент РФ отметил: «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них…»
Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-
ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-
лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год
от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-
ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-
лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и
положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и
особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,
что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии
счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-
вает фундамент благополучия будущих поколений.
Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,
выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на
основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-
реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы
здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие
проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.
Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-
вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-
венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе
проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.
В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.
Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов
образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-
ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-
цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Перед службой здоровья стоят следующие задачи:
— построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.
— повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
— создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее
распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
— систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции
— полномочия и ответственность.
Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует
соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их
Образовательная программа предназначена для подготовки команды
служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:
заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-
кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой
группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет
целесообразность следующей организации обучения:
— сессионное обучение в каникулярное время
— межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным
опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.
экспериментальной подготовкой специалистов. Проект «Создание службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» реализуется в
СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных
учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.
Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко
фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.
Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-
ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-
чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой
базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ
первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-
Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:
1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.
2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.
3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и
Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:
1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )
2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор
Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-
том которого является создание целевой программы деятельности службы
здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья
целесообразно осуществлять поэтапно.
В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые
можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-
ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в
Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и
учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды
необходимо решить следующие задачи:
— определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;
— организовать выработку новой миссии школы;
— преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-
гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;
— организовать просвещение участников образовательного процесса в
области здорового образа жизни;
— объединить педагогов во временные творческие коллективы
Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по
сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.
Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет
-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-
— всесторонние исследования образовательной системы.
Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья
является: создание условий для здорового питания в образовательном
учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.
Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-
— питание ребенка в школе
— контроль за полноценностью питания в семьях учеников.
Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-
Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие
ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве
и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа
должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.
мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.
В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из
2-х групп критериев:
— результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся
и педагогов образовательного учреждения
— результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.
1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.
2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний
3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.
4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,
5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).
6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.
7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.
8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика
Программа «Служба здоровья»
Директор ГОУ СОШ № 000
__________
Приказ № 21/1 от 01.01.2001
Программа «Служба здоровья»
Реализация концепции Службы здоровья основана на понимании здоровья в соответствии с определением его Всемирной организацией здравоохранением (ВОЗ), а также, на более широком современном понимании здоровья как ресурса общества, человека, ученика, который обеспечивает продуктивную индивидуальную, социальную, профессиональную и экономически благополучную жизнь.
Цели Службы здоровья:
- Привлечение учителей, учащихся, родителей, медицинских работников, общественности к созданию необходимых условий для обучения культуре здоровья, ЗОЖ и формирование индивидуальной культуры здоровья у субъектов образования; Осуществление научно-исследовательской работы администрации и учителей в становлении и развитии Службы здоровья; Разработка системы мер по вопросам: профилактика алкоголизма, токсикомании, наркомании, жестокости и насилия; стрессоустойчивого поведения учащихся в жизнедеятельности школы; их полового и нравственного воспитания; Разработка мер повышения двигательной активности учащихся в процессе обучения; Методическое обеспечение обучения и воспитания индивидуальной культуры здоровья и ЗОЖ у учащихся и учителей; Мониторинг здоровья учащихся и вооружение их знаниями и умениями, критериями измерения индивидуальной культуры здоровья; Создание эффективной инновационной системы управления; Взаимодействие Службы здоровья с социумом.
Служба здоровья представляет собой целостную систему, ориентированную на создание в школе здоровьесберегающей среды и реализует принципы: гуманистической педагогики, укрепление здоровья и совокупность общенаучных подходов: системного, здоровьесберегающего, деятельного, культурологического, рефлексивного, ресурсного.
Основная цель – создание здоровье сберегающей среды в школе и развитие в ней индивидуальной культуры здоровья учащихся и учителя.
2. Компонент «Обучение школьников культуре здоровья и здоровому образу жизни».
Основная цель – обучение и формирование индивидуальной культуры здоровья и ЗОЖ.
3. Компонент «Гуманно-личностные и здоровье сберегающие технологии обучения в воспитании» реализуется по направлениям:
· Создание психологического климата доверия между учителем и учеником;
· Обеспечение сотрудничества в учебном процессе между учителем и учеником в принятии решений;
· Актуализация и приоритетное развитие мотивации учения (учебной деятельности), развитие компетентности учителя в здоровье творческой технологии обучения;
· Помощь ученику и учителю (через систему педсоветов, тренинговых занятий, учебно-методических рекомендаций, семинаров) в развитии личности и его индивидуальной культуры;
· Освоение и совершенствование технологии развития ценностного
отношения к здоровью и здоровье сберегающего поведения.
4. Компонент «Режим жизнедеятельности школы ».
Цель – организация успешного обучения и сохранения здоровья в процессе жизнедеятельности в школе: распорядок работы, отдыха, питания всех субъектов педагогического процесса:
· Расписание уроков, кружков и секций ОДО;
· Расписание работы специалистов (педиатра, физиотерапевта, психолога, стоматолога, логопеда, массажиста);
· Поддержка гигиенически и экологически здорового режима в каждом кабинете;
· Двигательный режим учащихся организован с учетом возрастных особенностей детей;
· В начальной школе – динамические паузы во время уроков; релаксация мышц рук, глаз и позвоночника, занятия в бассейне;
· В средней и старшей школе – спортивные игры, ритмическая гимнастика, занятия ЛФК;
· Режим питания детей;
· Режим работы группы продленного дня;
· Занятия по интересам в кружках, секциях ОДО.
5. Компонент «Психолого-педагогическая служба» включает:
· Создание психологически комфортного климата в классных коллективах и пед. коллективе, в школе;
· Программы развития коммуникативных способностей учащихся;
· Коррекция взаимоотношений в среде детей, подростков, с родителями и учителями;
· Программы повышения психологической культуры учащихся и их родителей;
· Адаптация к новым условиям обучения при переходе на новую ступень обучения; помощь в решении проблем социализации и личностных проблем; помощь в решении проблем самоопределения, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
6. Компонент «Физическая культура»
Цель – сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся:
· Привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом посредством организации зрелищных спортивных мероприятий: спортивные соревнования между классами, и между сборными командами; спортивные праздники, спартакиады; массовые спортивные спартакиады;
· Создание условий для физического развития учащихся с учетом индивидуальных физиологических особенностей и состояния здоровья;
· Формирование у учащихся знаний в области гигиены и медицины
· Открытие спортивных секций, групп ЛФК, ОФП.
· Создание материально-технической базы, необходимой и достаточной для занятий физической культурой.
7. Компонент «Школьная медицинская служба» решает задачи:
· Диагностика стоматологического состояния детей;
· Создание санитарно-гигиенических условий и повышение качества жизни детей в школе;
· Проведение профилактической работы;
· Контроль за соблюдением санитарных правил и норм в школе.
8. Компонент «Профессиональная компетентность педагогов в вопросе здоровье сбережения» :
· Вооружение педагогов знаниями, которые будут востребованы в создании здоровье сберегающей среды в школе;
· Формирование у педагогов ценностного отношения к человеческой жизни, здоровью своих воспитанников и собственному здоровью;
· Ознакомление учителей с методическими аспектами позитивного опыта по формированию индивидуальной культуры здоровья и мотивации ЗОЖ школьников;
· Компетентность педагога совершенствуется с учетом предъявляемых инновационных требований:
· Умение реконструировать учебно-тематический план предмета с учетом оздоровительного компонента;
· Умение оценивать технологии, методы, приемы обучения, содержание учебного материала;
· Овладение методикой организации урока с позиции его здоровье сбережения.
9. Компонент «Санитарно-гигиеническое состояние и дизайн школы».
Цель – создание комфортной для сохранения здоровья школьной среды с соблюдением определенных требований к цветодизайну; дизайну интерьеров помещений; к аэрации помещений;
10. Компонент «Семья и школа».
Цель – организация семейного воспитания, адаптация школьников в социум:
· Проведение серии консультаций для учителей и классных руководителей в рамках программы педагогического сопровождения семьи по вопросам формирования индивидуальной культуры здоровья;
· Проведение локальных социалистических исследований семей с целью выявления потребностей родителей в педагогическом сопровождении;
· Организация лекторий для родителей «Роль семью в формировании культуры здорового школьника;
· Оформление стенда с информацией о здоровом образе жизни;
· Организация совместного досуга родителей, детей, коллектива педагогов.
11. Компонент «Взаимодействие службы с социумом». Школа организует связи с социумом, чтобы совместно решать проблемы сохранения, укрепления и развития здоровья школьников.
12. Компонент «Управление Службой здоровья».
Цель – создание инновационной системы управления, представляющей собой совокупность профессиональных, материальных, информационных, технических, медицинских и других взаимосвязанных компонентов. Они позволяют реализовать функции управления, наполненные содержанием, отражающие специфику деятельности школьной Службы здоровья.