Что такое служилый казак

Исторический словарь

— казачьи общины и Казаки-одиночки, принявшие на себя службу интересам царя московского; появление С. Казаков связано с разгромом донских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Тамерланом (1395 г.); после этого остатки Донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. К. вспоминаются в русских летописях под 1468 г., когда они с воеводою Иваном Руно ходили «воюючи казанские места»; в 1502 г. вспоминает о них наказ в. кн. Московского Ивана III рязанской княгине: «Твоим служилым людям, и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество», их бы ты, Агриппина, велела казнити». От этого времени, «на великого князя украинах» все шире образуется городовая и станичная деятельность С. К-ков, причем служилые общины располагались и на южной пограничной полосе, и в Мещере, и со стороны нижегородского «понизовья» и во многих городах со стороны В. княжества Литовского. С. К. получали постоянное жалованье деньгами, продуктами или земельными наделами; они иногда повышались в гражданском состоянии и сотнями верстались в дворянское сословие «детей боярских», а особенно заслуженные награждались крупными поместьями. Все они в служебном отношении подчинялись Разрядному Приказу. В XVII в. многие С. К. способствовали завоеванию и усвоению азиатских просторов Сибири. Когда же исчезла угроза татарских нападений, а границы Европейской России отодвинулись к берегам морей, прошла нужда в С. К. В последней четверти XVI века многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С. К. уже в XIX в. переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую Линию, куда они явились не раз с названиями своих прежних станиц (Воронежская, Тульская, Черниговская и т.п.).

Смотреть значение Служилые Казаки в других словарях

Казаки — казаков, ед. казак, казака, м. Одна из тюркских народностей, населяющая Закаспийские степи и составляющая большинство жителей Казакской АССР, киргизы, киргизкайсаки.
Толковый словарь Ушакова

Казаки-разбойники Мн. — 1. Детская игра, в которой одна группа преследует и ловит другую.
Толковый словарь Ефремовой

Казаки Станичных Казачьих Обществ — Казаками станичных казачьих обществ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и взявшие на себя обязательства по несению государственной.
Юридический словарь

Волжские Казаки — первоначально из беглых крестьян на Н. Волге в 16 в. В1733-77 существовало Волгское казачье войско с центром в Дубовке (ок.Царицына); часть волжских казаков была переселена.
Большой энциклопедический словарь

Городовые Казаки — казаки, которые несли гарнизонную службу на укрепленныхлиниях по южным и восточным границам России в 15-17 вв. Получали денежноежалованье и землю. Имели выборных атаманов.
Большой энциклопедический словарь

Гребенские Казаки — потомки беглых крестьян и донских казаков,переселившихся в 16 в. на Сев. Кавказ (на реках Сунжа и Акташ). С нач. 18в. отдельное иррегулярное войско (позже полк). В 1832 вошли.
Большой энциклопедический словарь

Казаки — этносословные группы в составе русских и некоторых другихнародов. Общая численность в Российской Федерации ок. 5 млн. человек Языкрусский, распространено двуязычие.
Большой энциклопедический словарь

Слободские Казаки — казачье население Слободской Украины в 17-18 вв. Ссер. 17 в. до 1765 существовало 5 слободских казачьих полков,преобразованных затем в гусарские регулярные полки.
Большой энциклопедический словарь

Украинские Казаки — собирательное название украинского казачества в 15-18вв. (см. Запорожская Сечь, Реестровые казаки, Слободские казаки). Послевоссоединения Украины с Россией официально.
Большой энциклопедический словарь

Бахмутские Казаки — казачье население Бахмутской станицы Войска Донского, осн. в 16 в. на р. Бахмуте, притоке Сев. Донца. Здесь находились крупные соляные промыслы, куда стекалось значит.
Советская историческая энциклопедия

Волжские Казаки — вольные казачьи общины, образовавшиеся в 16 в. из беглых крестьян. Участвовали в походах Ермака Тимофеевича. В 18 в. в связи с созданием Царицынской укрепл. линии в 1733-34.
Советская историческая энциклопедия

Голутвенные Казаки — беднейшая и наиболее многочисл. часть донского казачества, не имевшая собств. х-ва (голытьба). По месту расселения (верховья р. Дона и его притоков) наз. также «верховыми».
Советская историческая энциклопедия

Городовые Казаки — в 15-17 вв. казаки, несшие гарнизонную и пограничную службу на укрепл. линиях по юж. и вост. границам Рус. гос-ва. Пр-во привлекало казаков на службу, зная их смелость и навыки.
Советская историческая энциклопедия

Гребенские Казаки — потомки беглых крестьян, обосновавшихся в 1-й пол. 16 в. на р. Сунже, и казаков, переселившихся с Дона в 1582 в урочище Гребни (на р. Акташе), древнейшая часть терских казаков.
Советская историческая энциклопедия

Домовитые Казаки — зажиточная часть донских казаков, жившая гл. обр. в низовьях Дона, вокруг г. Черкасска. См. Казачество.
Советская историческая энциклопедия

Запорожские Казаки — см. Сечь Запорожская.
Советская историческая энциклопедия

Яицкие Казаки — Образовались в основном из рус. холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феод. эксплуатации на р. Яик (с 1775 Урал). Первые поселения Я. к. возникли в кон. 15-нач. 16 вв.
Советская историческая энциклопедия

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ — КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ, казаков-разбойников. Детская игра, в к-рой одна группа преследует и ловит другую. Играть в казаки-разбойники.
Толковый словарь Ожегова

Источник

Что такое служилый казак

(начало в газете Казачьи Ведомости №3 2017г)

КАЗАЧЕСТВО СЛУЖИЛОЕ.

Служилые люди (С.л.), общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 15—17 вв.

Успешные действия Москвы против Казанского и Астраханского ханств, усиление русских позиций в Ногайской орде не могли не встревожить правителей Крыма и Османской империи. Возникла угроза господству крымских татар и турок в южнорусских степях. Генуэзских и Венецианских купцов.

ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ ВОЛЖСКИХ ХАНСТВ ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ САМ НАНЕС НЕСКОЛЬКО УДАРОВ ПО КРЫМСКОМУ ХАНСТВУ.

Самым крупным предприятием стал поход весной 1556 года отряда Дьяка Матвея Ржевского состоявшего из Путивильских дворян, детей боярских и казаков. Выйдя из Путивиля, лихой дьяк спустился по Днепру. На Днепре к Ржевскому присоединилось 300 малороссийских казаков. Они не только усилили отряд русских, но и стали для него опытными проводниками. Доплыв до турецкой крепости Очаков на Черном море, отряд Ржевского захватил и разрушил крепостной острог, а затем повернул, обратно отразив пытавшихся преследовать его турок. У днепровской крепости Ислам-Кермень отряд в течение шести дней отражал атаки крымского войска под командованием старшего сына Девлет-Гирея. Во время этого сражения Ржевский отбил у крымцев конские табуны и благополучно вернулся в Россию с большой добычей. Это было первое появление московского войска в низовьях Днепра. Оно произвело сильное впечатление на запорожское казачество, которое отныне увидело в русском царе могущественного православного государя, и реального покровителя в борьбе против крымско-турецкой агрессии. Поход лихого дъяка Матвея Ржевского вынудил хана

Девлет-Гирея отказаться от наступательных планов и повернуть свои войска на защиту Крыма.

ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРСТВЕННИК ИВАН –IV, ГРОЗНЫЙ

Царь Иван Грозный Великий государственный деятель, определивший государственную деятельность Русского государства на целые столетия. Благодаря Ивану Грозному была сохранена Русская Самодержавная Монархия и Русская Православная Церковь. В конце 15 века к нам из-за рубежа была занесена ересь жидовствующих (Новгородская ересь жидовствующих) эта ересь не была религиозным течением, а была религиозно политическим течением и была нацелена на изменение существующего государственно–политического строя. Эта ересь уже через несколько лет стала серьезной угрозой для всего русского государства.

Чуждая идеологическая начинка была подсунута на Русь в привычной христианской упаковке. Не мудрено, что на нее попались многие простые священники, не искушенные в богословских тонкостях. Надо признать, что это было опасное по своей сути учение. Приверженцы ереси отдавали предпочтение Ветхому Завету перед Новым Заветом, отвергали Святую Троицу, не верили в божественную природу Господа нашего Иисуса Христа, смеялись над поклонением иконам, мощам и другим святыням, ополчились на монастыри и церковнослужителей. Словом, это была критика самих основ Православия с оттенком иудаизма.

ЕСЛИ БЫ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА ЭТА ЕРЕСЬ, НЕ БЫЛО БЫ НИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, НИ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ.

Иван Грозный обладая обостренным национально государственным инстинктом, понимал что, Прибалтика и Крым с давних пор являлись оплотом, плацдармом для нападения враждебных сил на Русское государство. (С Крымом вопрос решен положительно, а Прибалтика вновь стала плацдармом враждебных сил для нападения на Россию). К сожалению, до конца своих целей по захвату Прибалтики и Крыма он не успел выполнить, но завещал выполнение этой цели будущим правителям России и они успешно его завещание выполнили, присоединили и Крым и Прибалтику к России.

«Черный миф» о Русской истории и «Иоанне Ужасном» должен быть развеян, наши соотечественники имеют право знать, что Государь Иоанн Васильевич Грозный был сознательно оклеветан.

На нашу страну накатывались волны вражеских нашествий, то с юга, то с запада, то с востока. Причем каждое такое нашествие ставило вопрос: быть или не быть России?
По этой причине в средневековой Руси сложился совершенно иной тип общественных отношений: не «договорные», не «правовые», а — «служебные». «В службе — честь!» и «Служить до смерти» — вот принципы, которыми руководствовались все сословия средневековой Руси.

А из гражданских прав у всех сословий было только одно неоспоримое право — сложить голову за свою Родину. Русский же царь воспринимался лишь как первый слуга Отечества.
И свою царскую миссию он рассматривал как служение Богу, своей стране и своему народу.

Вот как это сформулировал сам Иван Грозный в своем втором послании князю Курбскому: «Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил».
Далее в том же послании, опровергая клевету Курбского о жестокостях царя, Иван Грозный пишет о себе: «Никаких козней для истязания христиан мы не придумываем, а напротив, сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти».
И это были не пустые слова. Да, русские государи порой бывали суровы, но так же суровы они были в первую очередь к себе, к своей семье и к своим близким. Все подчинить службе — таков принцип. И даже родственные чувства не заслоняли этого принципа, государи русские в первую очередь думали о благе подданных, а не об интересах своих близких. Таков был царь Иван Грозный.

Скоро Иван Грозный понял, что без дальней разведки трудно контролировать ситуацию и начал создавать разведывательную сеть в виде сторож, застав и станиц.

Станица в XV–XVI вв. – конный отряд из служилых людей и казаков, высылавшийся далеко в степь для охраны границ, для несения разведывательной службы, наблюдения за основными путями движения крымских татар, совершавших набеги на юж. и юго-вост. границы России. В отличие от сторожи, Станица выдвигалась далеко в степь и объезжала отдельные её участки, ведя разведку, захватывая пленных и уничтожая небольшие отряды татар. Порядок несения службы и состав С. (60–100 чел.) определялся Боярским приговором о станичной и сторожевой службе 1571; Помимо обнаружения вражеских сил ей вменялось в обязанность уничтожать небольшие вражеские отряды. За две недели службы станица покрывала 400–500 верст, «с коня не сседая».

Заднюю линию составляли укрепленные города, почти все расположенные по течению Оки. Ее постоянно охраняли значительные воинские силы – полки правой и левой руки, большой полк и т. д. Отсюда при необходимости выдвигались войска на передовую линию.

1571 г. Государь Иоанн Грозный утвердил разработанный видным военачальником того времени князем М.И. Воротынским «Приговор, Устав о сторожевой и станичной службе».

Назначение Устава сторожевой и станичной службы было определено словами: «Чтобы Государевым украинам было бережнее, чтобы воинские люди на Государевы украины войною безвестно не приходили». Понимая, что интересы обороны государства требуют неослабной охраны границ, Государь Иоанн Васильевич приступает к созданию надежной пограничной и дозорно-разведывательной служб, а также к укреплению фортификационных сооружений и постройки новых оборонительных линий.

Государство строило города, оборонительные черты и засечные полосы, Ставило крепости давало им снабжение.

В украинных поселениях немалую роль играла категория служилых «по прибору», называемая городовыми казаками. Они следили за татарами на степных дорогах, хватали «языков», доставляли разведывательную информацию воеводам и государю, защищали города в случае вражеских нападений. В казаки набирали охочих людей любых состояний, в том числе самую вольную вольницу. Епифанская перепись от лета 1572 г., отмечая недавние убийства и разрушения, причиненные «крымскими людьми», указывает на размещении в этом районе семи казачьих сотен и постройку казачьих слобод.

Самая тяжелая служба лежала на городовых казаках. Помимо изнурительной службы в станицах и сторожах, они принимали активное участие в строительстве засечной линии, строительстве городов и крепостей, обслуживали крепостную артиллерию отражали набеги татар, ногаев, турок, поляков, литовцев, «воровских черкасов». Они же распахивали целину, разводили скот, копали рвы, насыпали валы, рубили тарасы, засеки, ставили крепости. Их уделом были пот, кровь и слезы. Они гибли в боях, иногда целыми сторожами, станицами и селениями. Их жен и детей уводили в плен или просто резали враги. И тяжелый полевой труд, и строительство, и война были постоянными их занятиями на протяжении почти полутора веков. Эти люди вырвали из-под копыт татарских коней проспавшие несколько столетий черноземы и присоединили к Руси огромный плодородный край – бывшее Дикое поле.

Так Иваном Грозным выковался пласт государственных людей, с государственным державным мышлением, служилое казачество. «КАЗАКИ ВЫРАСТАЛИ ПЕРЕД ВРАГОМ ВСЮДУ, ГДЕ РУССКИМ УГРОЖАЛИ ПОЛОН, ГРАБЕЖ, РАБСТВО, ИСТЯЗАНИЯ» (Писатель Ковад Багирович Раш).

Их подвиг был достоин, чтобы его занесли в учебники истории, об этом подвиге должны быть сняты сотни кинофильмов, на их подвиге мы должны воспитывать своих детей, но их подвиг оказался умышленно забыт.

В 1556 г. казаки из украинных городов начали проникать далеко в степь. В марте атаман Михайло Грошев ходил из Рыльска к Перекопу и привел к государю захваченных крымских языков.

В 1570-х гг., после Молодинской битвы, южная граница Руси выдвинулась вперед почти на 300 км. У Дикого поля были отвоеваны тысячи квадратных километров земли на пространстве между верхним Доном и верхней Окой. Вслед за служилыми людьми на новые земли шли и крестьяне. Как писал царь Иван Грозный: « А на Крымской земле и на пустых землях, где бродили звери, теперь устроены города и села».

Не один царь не упоминается столь часто в старинных казачьих песнях, как Иоанн –IV Грозный. Этому есть своя причина:

Царь Иоанн –IV находился у власти более 50-лет, совпавших с периодом становления и расцвета городового и вольного казачества.

Политика Иоанна –IV Грозного по созданию независимого от внешних и внутренних врагов сильного и сплоченного русского государства объективно совпадало с основным смыслом существования казаков, служивших той же исторической цели.

Выводы:

1.Иван Грозный утвердил мощную Верховную центральную власть, образовав разрядную систему с широким развитием самоуправления;

-основано 155 новых городов и крепостей;

-по личному распоряжению Царя построены 40 церквей и 60 монастырей;

-положено начало регулярному созыву Земских соборов;

-положено начало книгопечатанию, созданы две типографии;

-создана сеть общеобразовательных школ;

-создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций;

-проведена военная реформа, появились первые регулярные воинские части ( стрельцы) ;

-проведена реформа судопроизводства, составлен Судебник. Для борьбы с преступлениями на местах, был учрежден институт губных старост. Реально работал принцип неприкосновенности личности. Арестовать человека можно было только при наличии трех свидетелей. Если обвинения были ложными, то могли пострадать сами лжесвидетели. Была введена уголовная ответственность за взятки;

-проведена административная реформа, введена всеобщая выборность местной администрации местным населением;

3.Освоение степной окраины сыграло поистине спасительную роль для России не только как линия обороны от набегов. Этот район, заселявшийся лишь со времен царя Ивана Грозного, быстро стал житницей Руси, накормил Русь, что привело к росту населения Руси. К югу от Оки земля была лучше, чем в Замосковном крае с его «холодной сыростью, подзолистым суглинком или супесью, болотистыми сеножатями», и ее было вдоволь.

5.К России вновь присоединено Сибирское Ханство.

6.Иван Грозный организационно оформил, развил городовое (служилые) и вольное казачество (Донское, Яицкое и Терско- Гребенское войско).

7.Казаки с честью выполнили поставленные перед ними Иоанном Грозным задачи.

Русь воевала не за новые земли, не за колонизацию Казани и Астрахани, Русь устраняла тех пришлых князей, которые стремились построить жизнь этих царств на основе грабежа Русской земли.

Именно поэтому большинство казанских, астраханских и сибирских знатных людей перешло на службу к Православному Царю и успешно столетиями служило ему, войдя в состав российской знати. И многие великие русские деятели происходили именно из этих родов, составивших славу России.

Россия в то время фактически являлась форпостом Европы, защищая ее города и поля от степняков, но при этом реглярно получала удары с Запада.

«КАЗАЧЕСТВО – ЭТО ИСКРА,

ВЫСЕЧЕННАЯ ИЗ ГРУДИ РУССКОГО НАРОДА

УДАРАМИ БЕД»

НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЬ

КАЗАЧЕСТВО ВОЛЬНОЕ

Правительству было выгодно иметь на границе государства казаков, войска которых сражались с общим врагом. При этом особых материальных издержек, как на регулярное войско правительство не несло.

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ И МАЛОРОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

ОТКУДА ОНИ ПРИШЛИ?

ПОЧЕМУ ПОГИБЛА ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ И ГДЕ ТЕПЕРЬ ЖИВУТ ПОТОМКИ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ?

Запорожское казачество возникло около половины XVI – столетия. В исторических актах под 1568 годом находится прямое указание на Запорожскую Сечь, как на самостоятельно существовавшую военную общину.

Историк Д.И. Эварницкий считал основателем запорожской сечи Дмитрия Ивановича Вишневецкого.

Для защиты от турецко-татарских набегов Д.И. Вишневецкий (БАЙДА) построил на острове Хортица деревянно-земляной замок, который историки считают прототипом Запорожской Сечи. Опираясь на этот форпост, в 1556 г. Вишневецкий организовал два похода в турецкие и крымские владения (на города Очаков и Ислам-Кермен). Первый из этих походов был частью крупной операции русских войск, возглавляемых дьяком Матвеем Ржевским, против Крымского ханства. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 году замок на острове Хортица был ими после длительной осады захвачен и разрушен. В октябре князь Д.И. Вишневецкий известил Москву, что вынужден покинуть свои укрепления, потому что корму не стало у него, и казаки разошлись, а Крымский хан с турками да Валахи (молдоване) пошел на его укрепление. В ноябре князь Д.И. Вишневецкий прибыл к Ивану Грозному который его пожаловал великим своим жалованием.

Д.И. Вишневецкий со своими казаками находился на службе у Царя Ивана Грозного; ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы.

В январе 1558 года царь Иван Грозный направил Д.И. Вишневецкого разорять кочевья крымских татар. Однако 1561 г. как свидетельствует летопись к царю Ивану Грозному прибыли казаки Михайло Кириллов да Роман Ворыпаев и сказали, что князь Д.И. Вишневецкий изменил, и ушел в подданство к польскому королю.

Источник

СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ

Полезное

Смотреть что такое «СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ» в других словарях:

казаки — этносословные группы в составе русского и некоторых других народов. Общая численность в России около 5 млн. человек. Язык русский, распространено двуязычие. Верующие православные, есть представители других конфессий. См. также Казачество. * * *… … Энциклопедический словарь

Казаки — КАЗАКИ, КАЗАЧЕСТВО, КАЗАЧЬИ ВОЙСКА. Въ широкомъ смыслѣ терминъ К. означаетъ лицо, принадлежащее къ казач. сословію или состоянію, въ к ромъ числится населеніе нѣк рыхъ мѣстностей Россіи, пользующееся особ. правами и преимущ вами на условіи обязат … Военная энциклопедия

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — в Русском государстве XIV начала XVIII в. лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на С.л. по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), которые владели землей с крестьянами, имели юридические привилегии и занимали … Юридический словарь

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, в русском государстве 14 начала 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины 16 в. делились на служебные слова по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, занимавших руководящие… … Современная энциклопедия

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — в Русском государстве 14 нач. 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16 в. делились на служилых людей по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших… … Большой Энциклопедический словарь

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ — СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, в 15 17 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины 16 в. делились на несколько категорий. С. л. по отечеству : думные чины бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; путные бояре стоявшие во главе путей, т.… … Русская история

Служилые люди — в Русском государстве 14 нач. 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16 в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших … Политология. Словарь.

служилые люди — в России в XV XVII вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на несколько категорий. Служилые люди «по отечеству»: думные чины бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; путные бояре стоявшие во главе… … Энциклопедический словарь

Служилые татары — У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Служилые татары этносословная группа татарского населения в Русском государстве в XIV XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной… … Википедия

Служилые люди — … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *