Что такое смарт школа

SMART в образовании: новый подход или влияние технологий?

Смарт-образование и смарт-технологии – новые термины в образовательной среде, которые уже десяток лет обсуждаются, но не могут найти своего места в педагогических исследованиях и образовательной деятельности. Статья обсуждает используемые подходы к понятию SMART, его применимости и необходимости использования в новых подходах к образованию.

Махотин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование»

«Умные» системы, «умные» среды и «умные» производства – тренды постиндустриального общества, понятие которых возникли благодаря развитию технологий, позволяющих решать задачи по организации и управлению производством и технологическими процессами на новом, более высоком интеллектуальном уровне. Это напрямую связано с такими характеристиками как цифровизация, автономность, интерактивность, удаленный контроль, решение сложных проблем и прочее.

Умная (интеллектуальная) среда определяется как физическая инфраструктура, позволяющая функционировать окружающему интеллекту (Н. Накасима, Х.Агаян [11]).

Функционировать умные среды не смогут без развития «умных» или смарт-технологий, которые становятся базовой составляющей (базовой технологий) для развития любой среды и производства, проникают во все сферы деятельности, в том числе и образование. Обсуждение SMART в образовании в российских публикациях происходит последние 8-10 лет, в зарубежных исследованиях еще дольше, и позволяет отразить новые основания для трансформации образовательных систем на основе использования новых (информационных, электронных, смарт-технологий и ресурсов).

В исследовании Н.В. Днепровской, Е.А. Янковской, И.В. Шевцовой дается достаточно широкое понятие SMART, которое позволяет закрепить его в методологическом аппарате образования. «Смарт – это свойство системы или процесса, которое проявляется во взаимодействии с окружающей средой, и наделяет системы и/или процесс способностью к:

Такая трактовка делает вполне приемлемыми для использования в педагогических исследованиях и практике терминологии смарт-технологий, смарт-образования, смарт-обучения, «умных» школ и «умной» образовательной среды.

Эта терминология фактически дает возможность отразить те изменения, которые происходят сегодня в обществе и образовании на уровне концепций постиндустриализма, общества знаний и компетентности, информатизации и цифровизации и/или последующего за этим этапом общественного или технологического развития. Интересно, что существует несколько логических цепочек таких изменений, лежащих в обосновании применения новых смарт-технологий:

А.А. Алетдинова и А.А. Мельниченко провели анализ подходов к трактовке понятия смарт-образования, выдели следующие направления:

Источник

SMART образование. Применение SMART-технологий в образовательном процессе «Образование без границ»

SMART образование
Применение SMART-технологии

в образовательном процессе

«Образование без границ»

Смарт образование интегрирует в себе новые понятия цифровой педагогики :

открытые образовательные ресурсы

массовые открытые онлайн курсы

автоматизированные системы управления образовательными организациями

электронные портфолио и личные электронные кабинеты…

1.Создание системы дистанционного повышения квалификации педагогов по использованию цифровых и электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения.

2.Создание системы справочной и технической поддержки внедрения интерактивной образовательной Smart-среды, технологий электронного управления школой и программного обеспечения, открытой для других образовательных учреждений.

3.Организация работы кабинета, оснащенного современным компьютерным оборудованием с доступом к сети Интернет, для проведения мероприятий в рамках сетевого взаимодействия (Интернет-трансляции, видеоконференции, телемосты).

4.Анализ состояния материально-технического оснащения школы и качество использования оборудования в образовательном и управленческих процессах.

5.Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.

6.Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим гимназию, дистанционное управление проектной деятельностью.

7.Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, телекоммуникационных проектах, создание различных информационных продуктов.

8.Введение в планирование учебно-воспитательной работы школы раздела «Участие обучающихся в дистанционных курсах и олимпиадах по учебным предметам»;

9.Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Ульяновска, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными интернет- сообществами.

10.Повышение ИКТ-квалификации учителей.

11.Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайн- форумах, педсоветах и вебинарах на профессиональных сайтах.

12.Разработка учителями межпредметных практикумов и новых элективных курсов для классов профильного и предпрофильного обучения, программ внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС.

13.Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.

14.Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.

15.Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.

16.Обеспечение учебных кабинетов современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью,

17.Приобретение сертифицированных Цифровых Образовательных Ресурсов, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.

18.Мониторинг работы «Электронного журнала – электронного дневника», электронный документооборот.

19.Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

22.Создание Интернет-сообщества учителей г.Ульяновска на школьном сайте.

Модель интерактивной образовательной Smart-среды

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

1.Информирование педагогов, родителей по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета.

3.Создание системы дистанционного повышения квалификации педагогов по использованию цифровых и электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения.

4.Создание системы справочной и технической поддержки внедрения интерактивной образовательной Smart-среды, технологий электронного управления школой и программного обеспечения, открытой для других образовательных учреждений.

5.Организация работы кабинета, оснащенного современным компьютерным оборудованием с доступом к сети Интернет, для проведения мероприятий в рамках сетевого взаимодействия (Интернет-трансляции, видеоконференции, телемосты).

6.Анализ состояния материально-технического оснащения школы и качество использования оборудования в образовательном и управленческих процессах.

7.Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.

8.Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим лицей, дистанционное управление проектной деятельностью.

9.Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, телекоммуникационных проектах, создание различных информационных продуктов.

10.Введение в планирование учебно-воспитательной работы школы раздела «Участие обучающихся в дистанционных курсах и олимпиадах по учебным предметам»;

11.Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Оренбурга, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными интернет- сообществами

12.Повышение ИКТ-квалификации учителей:

— организация групповых и индивидуальных консультаций,

— обучение на курсах повышения квалификации,

-техническая и методическая поддержка учителей с недостаточным уровнем ИКТ-компетентности.

-проведение единых методических дней, семинаров

13.Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайн- форумах, педсоветах и вебинарах на профессиональных сайтах.

14.Разработка учителями межпредметных практикумов и новых элективных курсов для классов профильного и предпрофильного обучения, программ внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС.

15.Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.

16.Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.

17.Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.

18.Обеспечение учебных кабинетов современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью,

19.Приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.

20.Мониторинг работы «Электронного журнала – электронного дневника», электронный документооборот.

21.Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

22.Создание Интернет-сообщества учителей Северного округа г.Оренбурга на школьном сайте (сетевое профессиональное сообщество);

23.Использование программного обеспечения по электронному управлению общеобразовательного учреждения;

24.Обучение классных руководителей работе с родителями по использованию возможностей комплекса «NetSchool».

Источник

Умная школа

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

«Умная школа» — национальный образовательный проект, создателем, инвестором и модератором которого выступает телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки. Проект включает регулярное проведение национального образовательного форума «Умная школа», поездки в региональные школы и работу сетевого проекта «умная-школа.рф».

Содержание

Описание

«Умная школа» — это проект Тины Канделаки, который создан при участии компании «Апостол» с целью разработки и внедрения эффективной реформы российского образования. Проект включает регулярное проведение национального образовательного форума «Умная школа», поездки в региональные школы и работу сетевого проекта «умная-школа.рф». Он не зависим от Министерства образования РФ.

Цель проекта «Умная школа»

Задачи проекта «Умная школа»

Национальный образовательный Форум «Умная школа»

Форум «Умная школа» — это регулярное мероприятие в рамках национального образовательного проекта «Умная школа». Планируется, что Форум будет проходить как минимум один раз в год в открытом дискуссионном формате. Организатором Форума выступает член комиссии по образованию Общественной палаты РФ Тина Канделаки. Она же его и финансирует. Генеральным партнером Форума, а также всех других проектов, реализуемых в рамках национального образовательного проекта «Умная школа», является компания «Апостол». Ее возглавляет Тина Канделаки совместно с Василием Бровко.

Форум «Умная школа- 2011»

Первый национальный образовательный форум «Умная школа» состоялся 25-26 августа 2011 года в Москве, в здании отеля «Балчуг». В нем приняли участие более 200 учителей и 30 авторитетных экспертов из 45 регионов России.

Мероприятие было рассчитано на получение суммы мнений участников образовательного процесса и консолидацию их позиций. Его основная задача — объединить на одной площадке критиков и сторонников образовательной реформы, лидеров отрасли, а также экспертов, у которых есть конструктивные предложения, направленные на развитие российской школы. Одна из особенностей Форума заключалась в том, что к такой широкой дискуссии были привлечены российские педагоги, чье мнение во многом не учитывалось при проведении образовательной реформы.

Двухдневная программа Форума включала в себя три дискуссионных блока: «Качество и содержание школьного образования», «Экспертиза законотворчества» и «Образовательная среда».

В рамках первого блока участники обсудили, почему на протяжении многих лет Россия теряет свои позиции в международном образовательном рейтинге PISA, а также подвели промежуточные итоги введения системы ЕГЭ и оценили перспективы ее развития. Вместе с тем, была рассмотрена проблема содержания школьного образования, в том числе образовательные стандарты.

Второй дискуссионный блок был посвящен механизмам взаимодействия профессионального сообщества с государством и инструментам общественной оценки законотворчества в области образования.

В рамках третьего блока обсуждалась роль СМИ в формировании общественного отношения к реформе образования, а также к перспективам развития российской школы. Отдельное внимание было уделено вопросу престижа профессии учителя в России. В частности, в дискуссии приняли участие руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, педагог Сергей Волков, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, писатель Дмитрий Быков, замглавы Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин, министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, губернатор Кировской области Никита Белых и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Форум 2011 стал первой попыткой оценить, насколько общество готово участвовать в формировании законодательства.

Задачи Форума «Умная школа — 2011»

Участники Форума «Умная школа — 2011»

При подготовке к Форуму была проанализирована цитируемость педагогов в СМИ и блогах, изучены рейтинги конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года» за прошлые пять лет, а также списки лауреатов президентской стипендии. Особое внимание в процессе отбора участников Форума уделялось тому, чтобы охватить как можно большее число регионов.

Итоги Форума «Умная школа — 2011»

Участники Форума-2011 высказали свое мнение по самым наболевшим темам в ходе электронного голосования. Таким образом, стало известно, что 73 % учителей выступили за сохранение ЕГЭ и только 27 % — за его отмену. 79 % собравшихся опровергли мнение, что с введением ЕГЭ коррупция переместилась из ВУЗов в школы, и лишь 21 % согласился с такой оценкой. Вместе с тем, 80 % педагогов отметили, что публикация в интернете открытого банка заданий повысит качество подготовки учеников к ЕГЭ. Также большинство — 59 % — высказалось за то, что материальное обеспечение учителя не является главной проблемой снижения качества образования. Наконец, 87 % проголосовали за внедрение специализации по профильным дисциплинам в старших классах. Также в завершении Форума Тина Канделаки презентовала сетевой проект «Умна-школа.рф», который на данный момент успешно функционирует как открытая площадка для обсуждения и редактирования закона РФ «Об образовании», а также как социальная сеть для учителей и экспертов.

Кроме того, стоит учесть, что национальный образовательный проект «Умная школа» не направлен на достижение сиюминутных результатов, поскольку образовательная реформа — масштабный проект. Организаторы Форума настроены на долгосрочную, длительную, кропотливую работу.

Форум «Умная школа — 2012»

На данный момент ведется активная подготовка второго национального образовательного форума «Умная школа — 2012», который организаторы планирует провести в августе 2012 года. Предварительно программа Форума будет включать выступление ученых-футурологов, которые расскажут участникам о будущем: каким они видят устройство мира, и какие профессии будут востребованы. Планируется привлечь к выступлению и представителей промышленности и бизнеса. Они расскажут о своих потребностях в молодых кадрах. А также на Форум будут приглашены представители компаний, предоставляющих технологичные инновации для рынка. Таким образом, основной целью Форума станет импульс для создания альтернативной системы координат в российской системе образования.

Мнения участников Национального образовательного форума «Умная школа»

«Вопрос о том, как и чему будут учить наших детей в новых школах, по-прежнему остается открытым. Необходимо вовлечь профессиональное сообщество в процесс разработки закона „Об образовании“. Форум — это шаг на пути выстраивания конструктивного диалога профессиональной среды и государства».

«Задача образовательной среды — формирование личности, которая должна быть свободной, самостоятельной, надеющейся не только на государство, но и на себя и готовой к конкурентной борьбе. Нездоровый патернализм в обществе формируется на ожиданиях от власти приятных поступков. Болезненные, но полезные меры у нас категорически непопулярны. Педагоги должны быть соучастниками реформ, но для этого необходимо одержать победу над самими собой, перейти от критики к конструктивным предложениям. Гражданская позиция учителей пока заявлена слабо».

«Я ничего не имею против ЕГЭ по математике и иным точным дисциплинам. Но ЕГЭ по литературе абсолютно убивает предмет. Я сам не во всяком тексте найду синекдоху, отличу метафору от метонимии. Это выхолащивает дух произведения. В каком городе родился Салтыков-Щедрин, сколько было шагов от квартиры Раскольникова до квартиры Алены Ивановны — совсем не важно. Фактография — это начетнический подход. Надо учиться дискуссии».

«Я предлагал совместно написать базисный план для 10 класса, по часам. Давайте предложим для старшей школы вот этот конкретный пакет. Но это очень ответственное дело: один час истории сократим — 10 тысяч учителей по всей стране потеряют работу. Почти никто не среагировал, педагогическая среда инертна». «Почему учителям не доверяют? Какое может быть доверие у детей, если, с одной стороны, мы их учим великой истории и литературе, а с другой — поощряем обман? Вы же помогаете детям на экзамене. Поэтому люди думают, что коррупция переместилась в школы, даже если вы это делаете бескорыстно. Мы хотим, чтобы наши дети были честными».

«Государственные документы такого уровня как стандарты образования, должны быть написаны нормальным русским языком, чтобы у всех участников этого договора не возникало разночтений. В противном случае русский язык мстит тем, кто не умеет им пользоваться».

«Чрезвычайно важно ответить на вопрос, чего мы хотим от школ. Мы в Татарстане дали 5 ответов. Первое — физическое и нравственное здоровье. Второе — развитый интеллект. Третье — нужно привить ребенку устойчивую привычку к труду. Четвертое — научить детей жить среди себе подобных. И только пятое — дать им основные знания. Главная проблема российской школы заключается в том, что она нацелена только на решение этой последней, пятой из озвученных мной задач. Наша школа сегодня — это набор предметов».

Поездки в регионы

Поездки в регионы — это также регулярные мероприятия в рамках национального образовательного проекта «Умная школа». Они предпринимаются несколько раз в квартал.

Задачи поездок в регионы

Участники поездок в регионы

График предпринятых выездных мероприятий

Открытый сетевой проект «умная-школа.рф»

Непрерывная работа над проектом «Умная школа» продолжается на сайте «умная-школа.рф». Статус проекта на сегодняшний день — активный; осуществляется подготовка ко второму Форуму, который пройдет в августе 2012 года.

Цель проекта «Умная школа.рф»

Задачи проекта «Умная школа.рф»

Публикации по проекту «Умная школа»

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Умная школа» в других словарях:

Школа «Чёрная дыра» — Школа «Чёрная дыра» Strange Days at Blake Holsey High Рекламный постер телесериала Жанр научная фантастика/приключения Автор идеи Джим Рэпсэс В г … Википедия

Школа «Черная дыра» (телесериал) — Школа «Чёрная дыра» Strange Days at Blake Holsey High Рекламный постер телесериала Жанр научная фантастика/приключения Автор идеи Джим Рэпсэс В г … Википедия

Школа «Чёрная дыра» (телесериал) — Школа «Чёрная дыра» Strange Days at Blake Holsey High Рекламный постер телесериала Жанр научная фантастика/приключения Автор идеи Джим Рэпсэс В г … Википедия

Школа черная дыра — Школа «Чёрная дыра» Strange Days at Blake Holsey High Рекламный постер телесериала Жанр научная фантастика/приключения Автор идеи Джим Рэпсэс В г … Википедия

Школа (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа … Википедия

Школа Совершенной Истины — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология Тексты Боги Медицина Астрология Бессмертие Фэншуй Форум Портал … Википедия

Школа «Чёрная дыра» — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Школа «Чёрная дыра» (телесериал) — Телесериал RusTitle = Школа «Чёрная дыра» OrigTitle = Strange Days at Blake Holsey High image = caption = Рекламный постер телесериала format = научная фантастика/приключения runtime = 25 минут creator = Джим Рэпсэс starring = Эмма… … Википедия

Школа Wayside — Wayside Класс Вэйсайда Жанр <<>> Длительность одного выпуска 10 минут Создатель(ли) Louis Sachar Разработчик(и) Riccardo Durante Продюсер Lin Oliver Исполнительный продюсер(ы) Scott Dyer Doug Murphy Lin Oliver Ведущий(е) … Википедия

Персонажи мультфильма «Школа волшебниц» — Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Школа волшебниц». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе с более известными, с … Википедия

Источник

Проект «Умная школа»

SMART SCHOOL Project

I. A. Frolov, Member of the Board of Association of Energy Service Companies RAESKO

Keywords: education institutions, energy efficiency studies, Smart School project objectives, project implementation results, receipt of real knowledge

Департаментом образования и науки города Москвы за последние несколько лет запущен ряд образовательных проектов, направленных на повышение заинтересованности учащихся в различных отраслях науки, медицины и народном хозяйстве. Это такие проекты, как «Инженерный класс», «Медицинский класс», «Академический (научно-технологический) класс» и «Курчатовский проект». Эти проекты предназначены для оказания помощи учителям в построении учебного процесса, организации взаимодействия различных учреждений и подразделений Департамента образования и науки города Москвы, а также привлечения специалистов университетов, исследовательских центров, научных организаций и производственных компаний.

Остановимся на одном из разделов общего проекта «Инженерный класс» – проекте «Умная школа».

ПРОЕКТ «УМНАЯ ШКОЛА»

И. А. Фролов, член совета Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО

«Умная школа» – последнее время данная формулировка довольно часто используется при презентации различных проектов. Не претендуя на анализ всех существующих проектов по «Умной школе» или на истину в последней инстанции, поделюсь опытом, который был наработан в течение последних двух лет в Москве. Но прежде чем представить итоги реализации проекта «Умная школа», хотелось бы отметить, что при посещении образовательных учреждений меня очень поразило, насколько в Москве они продвинулись по созданию инфраструктуры, позволяющей организовать учебный процесс: созданы ИТ-классы, роботоклассы, классы моделирования, оснащенные 3D-принтерами и другим цифровым оборудованием.

Остановимся на одном из разделов общего проекта «Инженерный класс» – проекте «Умная школа».

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

Проект «Умная школа» (далее – Проект) предусматривает внедрение в образовательных учреждениях энергосберегающего/энергоэффективного оборудования, создание системы контроля и управления энергоснабжением и энергопотреблением зданий образовательных учреждений, сбор данных о потреблении энергоресурсов, разработка программного обеспечения, позволяющего на основе анализа полученных данных моделировать различные ситуации и разрабатывать алгоритмы управления потреблением энергетических ресурсов в здании, учреждении и комплексе в целом.

Уточним, что задачей Проекта является не снижение или оптимизация потребления энергетических ресурсов (хотя программу энергосбережения никто не отменял), а организация образовательного процесса (профориентация) учащихся по темам энергоэффективности, энергоменеджмента, цифрового энергосбережения, инновационного развития на примере реальных объектов образования. Одно дело, когда учитель на уроке объясняет закон Ома, правила Кирхгофа или законы термодинамики и на доске пишет формулы и чертит графики, и совсем другое, когда те же постулаты можно показать на примере класса, в котором сейчас находятся сами ученики, или здания школы в целом, а также дать ученикам возможность перенести свои знания на другие объекты: например, посчитать, на сколько снизится потребление электроэнергии в квартире ученика, если он заменит лампы накаливания на светодиодные и внедрит систему диммирования. Таких примеров может быть множество.

Вот еще один пример. Утро, на улице еще темно. Дети вошли в класс, начался урок. Температура внутри помещения, например, 24 °С. В течение урока температура в помещении может повыситься за счет тепловыделений от находящихся там учеников, от изменения интенсивности солнечной радиации. Учитывая условия естественной инсоляции и инфильтрации в классе, школьники, используя обучающие системы, во-первых, могут создать модель постепенного снижения уровня искусственного освещения в классе. Во-вторых, путем регулирования отопительных приборов уменьшить количество циркулирующего теплоносителя, тем самым понижая температуру в классе до оптимальной. Причем принимается во внимание и то, что система отопления достаточно инерционна и требуется прогнозный расчет на весь период урока.

Конечно, никто не говорит о том, что ученики сами сразу начнут крутить краны и диммеры. Им предлагается использовать инструмент моделирования, и если все расчеты проведены правильно, что проверяет учитель, результаты учеников можно сравнить с данными, полученными от автоматов регулирования, системы визуализации работы энергосистемы школы и контрольной аппаратуры.

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

Лаборатория в инженерном классе школы № 1354 Москвы

Задачи проекта «Умная школа»

Проект в Москве начал реализовываться в 2018 году. Выбрано 89 образовательных учреждений, для которых было предусмотрено целевое финансирование. В Департаменте образования и науки города Москвы создан проектный офис. Регулярно для представителей образовательных учреждений, участвующих в Проекте, проводились семинары и давались рекомендации по его реализации. Если формализовать задачи Проекта, то они будут выглядеть примерно так:

• углубленное изучение физических процессов и законов на базе внедренного инженерного инновационного оборудования;

• выработка у учащихся навыков цифрового и объектного моделирования инженерных систем и энергоэффективного оборудования;

• создание единого информационного пространства процессов обучения, диспетчеризации объекта, управление энергоснабжением объекта;

• обеспечение информационного обмена между образовательными учреждениями для оперативности принятия решений по оптимизации работы инженерных систем;

• внедрение энергосберегающего оборудования на объектах образования города Москвы.

Сам проект включал в себя следующие разделы и подразделы:

1. Модернизация систем освещения:

• замена устаревших светильников на светодиодное осве-щение с возможностью полампового контроля и дистанционного управления;

• установка датчиков движения, присутствия, освещенности и прокладка информационных магистралей, установка маршрутизаторов, разветвителей и шкафов управления;

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умный свет» в образовательном учреждении.

2. Модернизация системы отопления:

• устройство системы погодного регулирования;

• установка датчиков контроля микроклимата в помещениях, управляемых термодинамических головок на приборах отопления; также могли устанавливаться балансировочные клапаны и приборы учета на стояки отопления;

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умное тепло» в образовательном учреждении.

3. Модернизация системы электроснабжения:

• установка энергоконтроллеров на вводах в здание;

• установка счетчиков технического учета (в том числе на этажах);

• разработка и внедрение программного обеспечения «Умная энергия» в образовательном учреждении.

4. Создание системы энергоменеджмента:

• создание программно-аппаратного комплекса визуализации и анализа цифровых данных;

• разработка цифровой модели (BIM) зданий, помещений и инженерных систем образовательного учреждения;

• привязка Проекта к геоинформационной системе и создание системы хранения и обработки данных.

Что такое смарт школа. Смотреть фото Что такое смарт школа. Смотреть картинку Что такое смарт школа. Картинка про Что такое смарт школа. Фото Что такое смарт школа

Компьютерный класс школы № 1517 Москвы

Создание систем «Умный свет», «Умное тепло» и «Умная энергия»

Если по модернизации систем освещения и отопления вопросов, наверное, быть не может, то по созданию систем «Умный свет», «Умное тепло» и «Умная энергия» требуется небольшое пояснение. Эти разделы:

• предусматривали разработку программного обеспечения, позволяющего получать данные от внедренных систем, визуализировать работу этих систем (уровни потребления, освещенности, температура, давление и др.);

• обеспечивали управление работой данных систем;

• давали учащимся инструмент, позволяющий им в дальнейшем самим принимать участие в наполнении информационной системы данными, в работе с информационными потоками, разработкой моделей и алгоритмов эксплуатации систем энергоснабжения учреждения.

Как видно, данные системы перекликаются с задачами раздела 4 Проекта («создание программно-аппаратного комплекса визуализации и анализа цифровых данных») и поэтому частично реализовывались на первом этапе Проекта.

В настоящее время прорабатывается вопрос создания уровня BIM-моделирования, системы хранения данных и интеграции с ГИС.

Для реализации Проекта было предусмотрено целевое финансирование в строго определенном объеме. Кроме того, основной целью Проекта являлась организация учебного процесса, а не достижение максимального энергосбережения в учреждениях, отдельные разделы Проекта реализовывались в пределах выделенного финансирования, поэтому при модернизации освещения мог быть взят только один этаж, а при установке датчиков освещения или термоголовок выбирались один-два класса, в которых планировалось организовывать обучение по теме Проекта.

Проблемы реализации проекта «Умная школа»

Основной проблемой стало то, что все перечисленные в статье разделы Проекта было предложено реализовывать отдельными конкурсными процедурами. Это было сделано для того, чтобы обеспечить интеграцию отдельных элементов системы различных производителей и возможность выбора наиболее эффективных с точки зрения образовательного процесса решений для последующего внедрения на других образовательных учреждениях. Однако это привело к тому, что в конкурсной процедуре по реализации «нижнего уровня» (замене ламп, установке АУУ или энергоконтроллера) приняло участие большое количество «исполнителей», многие из которых вели себя непрофессионально. Они невнимательно читали техническое задание, демпинговали при проведении торгов, а потом, выиграв, отказывались от выполнения работ или пытались установить некачественное оборудование, не соответствующее не только техническому заданию, но и нормам СанПиН, ГОСТ и СНИП.

Основной задачей руководителя образовательного учреждения является обучение школьников, и он не обязан быть специалистом-инженером в области электроснабжения, освещения или теплотехники. И не всегда школа имеет в своем штате такого специалиста. Решением проблемы могло стать проведение экспертизы на этапах проектирования, входного контроля по приемке оборудования, монтажа и пусконаладки. Однако далеко не все школы выбрали этот вариант.

Ассоциация энергосервисных компаний «РАЭСКО» (далее – Ассоциация) приняла активное участие в реализации проекта «Умная школа». Чтобы исключить описанные выше проблемы, был создан проектный офис «РАЭСКО», к работам привлечены компании, зарекомендовавшие себя на рынке внедрения энергоэффективного оборудования. В случае нештатных ситуаций одна компания могла «подхватить» проект и довести его до полной реализации. Ассоциация в данном случае выступала гарантом выполнения работ и решения вопросов взаимодействия организаций внутри Ассоциации.

Другая проблема при реализации Проекта возникла из-за того, что многие образовательные учреждения в течение 2018 года затянули процесс его выполнения, в результате чего в конце года возник аврал. Рядом учреждений были приняты решения реализовать только отдельные разделы проекта (например, модернизировать освещение в пределах всего объема финансирования). Следует уточнить, что задача по реализации невыполненных разделов Проекта с них не снималась: ее предстояло выполнить в 2019 году, но уже за счет собственных средств.

2020 год должен стать годом, когда наиболее успешные проекты могли бы быть рекомендованы к распространению в образовательных учреждениях. После этого можно будет заняться вопросами привязки к ГИС, реализации BIM-моделирования, создания распределенной базы данных, внедрения системы блокчейн и т. д. Главное, что в связи с принятием постановления Правительства РФ № 1289 2 о требованиях к снижению государственными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергоресурсов можно будет на основе анализа данных, полученных в результате внедрения в школах систем, рассчитать потенциал энергосбережения в различных образовательных учреждениях и рекомендовать наиболее энергоэффективные мероприятия с указанием сроков их окупаемости.

К сожалению, далеко не все образовательные учреждения, участвующие в Проекте, смогли реализовать все разделы, хотя бы до уровня «Умное…». Прошедшие в текущем году семинары, посвященные Проекту, показали, что в тех образовательных учреждениях, где Проект реализован хотя бы на 90 %, у учащихся появляется возможность и, главное, интерес к самостоятельным проектам в области повышения энергоэффективности, развития интеллектуальных систем управления и обмена данными.

Например, в ГБОУ «Школа № 1354» 3 учащиеся на семинаре продемонстрировали свои проекты по тепловизионному контролю зданий и созданию модели на основе полученных данных. Также в ГБОУ «Школа №1517» реализован 4 проект, включая разделы «Умное..», что дает уже сегодня возможность рассчитать потенциал энергоэффективности и разработать программу энергосбережения на следующие годы.

В целом в ходе реализации проекта «Умная школа», помимо прикладных, решается очень важная задача: повышается заинтересованность учащихся в получении объективных, реальных знаний в области цифровой экономики, энергетики, экономики. Через реализацию учащимися собственных проектов «Умная школа» делает процесс обучения интересным, интерактивным. Результатом станет получение в недалеком будущем грамотных специалистов, уже имеющих прикладной опыт в реализации проектов и достижении поставленных целей и задач!

1 Информацию об этих проектах можно посмотреть на сайте profi.mos.ru.

2 Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 года № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *