Что такое смарт ваучер
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Можно ли отказаться от ваучера авиакомпании и вернуть деньги за отмененный рейс
Миллионы путешественников по всему миру не могут вернуть собственные деньги за купленные авиабилеты. А связано это с тем, что авиакомпании вместо денег предлагают им забрать сертификаты, или так называемые ваучеры. И пока юристы спорят, насколько это законно, Госдума 22 мая в третьем чтении приняла законопроект, который позволит транспортным компаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за отмененные из-за коронавируса поездки. Рассказываем, можно ли отказаться от этих ваучеров и вернуть свои деньги назад и вообще стоит ли делать это в сложившейся ситуации.
Член общественного совета при Минтрансе, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что при помощи ваучеров пассажирам, по сути, предлагают прокредитовать авиакомпании, но в этом случае клиент рискует: непонятно, когда будет следующий полет, и есть опасность, что компания, выдавшая ваучер, обанкротится и не сможет выполнить обещанные рейсы, опасается он.
«Если человек путешествует один-два раза в год, а таких в России очень много, брать ваучер ему нет смысла», – рассказал «Российской газете» Зотов. Деньги за билет многим нужны прямо сейчас.
У многих возникает вопрос, законно ли то, что авиакомпании выдают пассажирам ваучеры вместо денег. Хотя Госдума и приняла этот законопроект, юристы утверждают, что пока в действующих законах России ни о каких ваучерах не говорится. Сначала этот законопроект должен одобрить Совет Федерации, затем – президент. И только после этого он вступит в силу.
«В настоящее время ни гражданское, ни воздушное законодательство, ни законодательство о защите прав потребителей не содержит упоминаний о ваучерах авиакомпаний», – рассказала «Московскому комсомольцу» к.ю.н., директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина.
По мнению руководителя АБ «Панфилов и партнеры» Алексея Панфилова, ваучеры нарушают федеральное законодательство о защите прав потребителей и гражданское законодательство.
«Нет гарантий, что в момент, когда пассажир захочет совершить поездку, воспользовавшись ваучером, авиакомпания еще будет существовать. Значит, потребитель и услугу не получит, и деньги свои не увидит. Этот ваучер будет для него бессмысленной бумагой», – заявляет он.
«Гарантий возврата, конечно, нет. Билет же – не депозит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов или его аналогом в других странах. Это обязательство компании. Так что если в ходе банкротства у компании будет недостаточно активов на исполнение своих обязательств, то можно не получить ничего», – рассказала РБК независимый финансовый советник Наталья Смирнова.
Не советует рассчитывать на денежную компенсацию и проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Если авиасообщение возобновляется, а проблемы будут только у одной или нескольких авиакомпаний, то владельцам билетов в лучшем случае могут предложить обменять их на билеты другой авиакомпании – в рамках рекламной акции. Если же сроки пандемии затягиваются и авиасообщение не возобновляется дольше года и более, то это типичный случай форс-мажорных обстоятельств, при которых «никто никому ничего не должен».
В случае банкротства авиакомпании эксперты советуют идти в арбитражный суд. По закону кредитор имеет право на погашение задолженности после продажи имущества компании, подчеркивает Венера Шайдуллина.
К примеру, в «Аэрофлоте» нам сообщили, что пассажир имеет полное право отказаться от предлагаемого ваучера. Для этого нужно:
В случае отказа авиакомпании в возврате денег идите в суд.
Но! Лучше вам поторопиться, так как юристы утверждают, что после «узаконивания» ваучеров шансы вернуть деньги за авиабилет снизятся в разы.
Однако эксперты утверждают, что хотя теоретически возможность вернуть «живые» деньги и есть, но практически сделать это будет очень сложно. Конечно, можно попробовать вернуть деньги через суд, но юристы предупреждают, что сделать это быстро не получится. К тому же сейчас с авиакомпаний и взыскивать-то нечего. Более того, будет ли это выгодно пассажиру? Ведь в случае судебной тяжбы придется потратиться на услуги юристов.
Текст с ошибкой:
Комментарии
Это обстоятельство, не зависящее от воли сторон, т. е. Форс-мажор
Соответственно можно деньги не возвращать
А нам Уральские авиалинии даже и не отвечают. Дозвониться невозможно. На заявоения онлайн тоже нет ответа. Есть ли у кого то опыт общения с этой авиакампанией?
Чешские авиалинии полностью вернули деньгами, а французы и все РФ только сертификат.
Чешские не возвращают деньги. ТОлько ваучеры. Или туроператор темнит.
Не понятно, а что делать, если я покупала билет в июне 2020 года и мой случай не попадает под ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 6 ИЮЛЯ 2020 Г. N 991, но ваучер я оформила?
При оформлении ваучера мне говорили, что в течение года я могу им воспользоваться, а если не воспользуюсь, мне вернут деньги.
Год прошёл, ваучер остался неиспользованным, и теперь я пытаюсь вернуть свои деньги, но авиакомпания просто «тянет» резину:
сначала одно обращение рассматривали больше месяца, потом я направила следующее обращение, мол, где деньги, ведь больше положенного срока жду ответа,
и теперь следующее моё обращение направляют на рассмотрение опять на месяц.
В какие сроки в моём случае авиакомпания обязана вернуть мне деньги за ваучер? Что говорит закон по этому поводу? Как привлечь авиакомпанию к ответственности?