Что такое смешанное сообщение
ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ
Смотреть что такое «ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ» в других словарях:
ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования … Юридический словарь
Прямое смешанное сообщение — (англ through mixed traffic) перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Согласно ст. 788 ГК РФ* взаимоотношения транспортных организаций при П.с.с, а также порядок организации этих … Энциклопедия права
ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ — перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транпортному документу (накладной), составленному на весь путь следования … Юридическая энциклопедия
Прямое смешанное сообщение — Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Прямое смешанное сообщение, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Прямое смешанное сообщение — перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования. Федеральный закон от 25.08.95 N 153 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий
Прямое смешанное сообщение на водном транспорте — В прямое смешанное сообщение включаются: железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в… … Официальная терминология
СООБЩЕНИЕ ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ — ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ … Юридическая энциклопедия
СООБЩЕНИЕ ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ — (см. ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Сообщение Прямое Смешанное — перевозка груза, осуществляемая по единому перевозочному документу с использованием нескольких видов транспорта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Статья 788. Прямое смешанное сообщение
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Комментарий к Ст. 788 ГК РФ
На транспорте традиционно различают местное (с участием одного перевозчика), прямое (с участием нескольких перевозчиков одного вида транспорта) и прямое смешанное сообщение. Комментируемая статья посвящена последнему.
———————————
См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 553 — 554.
Бесперебойное прямое смешанное сообщение крайне эффективно с точки зрения организации перевозочного процесса и удобно для пассажира или грузоотправителя. В то же время сложность организации взаимодействия между различными видами транспорта не вызывает сомнений. Поэтому в комментируемой статье предусмотрено регулирование многосубъектных отношений перевозок в прямом смешанном сообщении на уровне специального закона. Такой закон до настоящего времени не принят. Источниками правового регулирования являются положения отдельных транспортных уставов и кодексов (гл. V УЖТ; гл. XIV КВВТ). Сохраняют свое значение также отдельные межведомственные акты советского времени, из которых центральное положение занимают Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.
Специфика прямого смешанного сообщения состоит в том, что договор перевозки заключается грузоотправителем или пассажиром с одним (первоначальным) перевозчиком, а исполняют этот договор в том числе и перевозчики, которые в договорных отношениях с грузоотправителем или пассажиром не состоят. Первоначальный перевозчик регулирует отношения с другими перевозчиками на основании двусторонних соглашений с ними (на необходимость которых и указывается в комментируемой статье).
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.
См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 496; Иоффе О.С. Указ. соч. С. 558.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 2009 г. N Ф03-4751/2009 по делу N А59-6282/2008.
В современных условиях и для перевозок в прямом сообщении должно существовать специальное правовое регулирование, сходное с регулированием перевозок в прямом смешанном сообщении, поскольку перевозчики одного вида транспорта могут являться самостоятельными субъектами (например, авиакомпании).
Статья 788 ГК РФ. Прямое смешанное сообщение (действующая редакция)
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Комментарий к ст. 788 ГК РФ
1. Существует две характерные особенности прямой смешанной перевозки:
— она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования;
— в перевозке участвуют два и более вида транспорта.
Соглашения об организации прямых сообщений между группами железных дорог и предприятиями водного транспорта заключались еще в середине 70-х годов XIX в. В настоящее время разработан, но пока не принят закон о смешанных (комбинированных) перевозках. До его принятия следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ РФ, гл. V УЖТ РФ). В перспективе должны получить развитие прямые смешанные перевозки пассажиров и багажа.
К разновидностям прямой смешанной перевозки грузов относят мультимодальную, комбинированную, контрейлерную, роудрейлерную (бимодальную) и лихтерную перевозки.
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, в частности узловыми соглашениями (ст. 799 ГК РФ). Передача груза с одного вида транспорта на другой подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
Для исполнения части своих обязательств, возникающих из договора перевозки в прямом смешанном сообщении, первый перевозчик привлекает третьих лиц, в качестве которых выступают транспортные организации иных видов транспорта (п. 1 ст. 313 ГК РФ).
2. Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке (ст. ст. 106 КВВТ РФ, ст. 68 УЖТ РФ). Например, не допускается предъявление для таких перевозок незамаркированных, а также некоторых видов скоропортящихся и опасных грузов. Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов (ст. ст. 71, 72 УЖТ РФ).
3. Применимое законодательство:
4. Судебная практика:
— Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11637/12 по делу N А78-9635/2011;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95.
Статья 788 ГК РФ. Прямое смешанное сообщение
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Комментарии к ст. 788 ГК РФ
1. Существует две характерные особенности прямой смешанной перевозки:
— она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования;
— в перевозке участвуют два и более вида транспорта.
Соглашения об организации прямых сообщений между группами железных дорог и предприятиями водного транспорта заключались еще в середине 70-х годов XIX в. В настоящее время разработан, но пока не принят закон о смешанных (комбинированных) перевозках. До его принятия следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ РФ, гл. V УЖТ РФ). В перспективе должны получить развитие прямые смешанные перевозки пассажиров и багажа.
К разновидностям прямой смешанной перевозки грузов относят мультимодальную, комбинированную, контрейлерную, роудрейлерную (бимодальную) и лихтерную перевозки.
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке в прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, в частности узловыми соглашениями (ст. 799 ГК РФ). Передача груза с одного вида транспорта на другой подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов.
Для исполнения части своих обязательств, возникающих из договора перевозки в прямом смешанном сообщении, первый перевозчик привлекает третьих лиц, в качестве которых выступают транспортные организации иных видов транспорта (п. 1 ст. 313 ГК РФ).
2. Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке (ст. ст. 106 КВВТ РФ, ст. 68 УЖТ РФ). Например, не допускается предъявление для таких перевозок незамаркированных, а также некоторых видов скоропортящихся и опасных грузов. Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов (ст. ст. 71, 72 УЖТ РФ).
3. Применимое законодательство:
4. Судебная практика:
— Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11637/12 по делу N А78-9635/2011;
— Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95.
Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение
Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.
В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.
Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.
Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транспорта.
Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта.
Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов.
При определенных условиях может быть прямое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».
По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транспортному документу — накладной».
Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе договора о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность оператора на всем маршруте следования груза.
Международные смешанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о международных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифицировали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяется ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.
Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi — много и modal — вид, форма).
Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.
Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:
Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.
Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.
Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.
Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.
Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.
Применяются смешанные железнодорожно-водные перевозки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапряженности отдельных участков железных дорог и др.