Что такое сми обществознание

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на тему «СМИ»

Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.

СМИ (средства массовой информации) – это совокупность каналов передачи массовой информации.

Массовая информация – это сведения, доступные сразу неограниченному кругу лиц.

Иногда средствами массовой информации могут называть и совокупность жанров передачи массовой информации: статья, интервью, эссе, пресс-конференция, ток-шоу, журналистское расследование.

Российское законодательство (Федеральный закон «О средствах массовой информации») понимает СМИ более узко и относит к ним только периодические формы распространения массовой информации (газета, журнал, радио-, теле- и видеопрограммы, периодические SMS-рассылки). Т.е. Закон исключает из СМИ, например, книги, интернет-форумы и блоги.

Печать (газеты, журналы, бюллетени, альманахи, книги). В России – газеты «Российская газета», «Коммерсант», «Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт», журналы «Итоги», «Огонек», «Садовод» и др.

Кинематограф (документальные и художественные фильмы, мультфильмы, кинохроники).

Видео (видеодиски, раньше – видеокассеты, диафильмы).

Интернет (интернет-сайты информационных агентств, газет, телеканалов, радиостанций, а также блоги, социальные сети и др.). В России – РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Живой журнал, Твиттер, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Инстаграм.

Роль СМИ в обществе

Первые СМИ возникли еще в Древнем Китае (выходили ежедневные газеты). В Европе и в России газеты распространяются начиная с 17-18 веков. Поначалу они были в основном текстуальными (словесными) и поэтому воздействовали на разум людей. Но постепенно в них увеличилась роль аудиовизуальных образов. Это сразу многократно усилило их действие на аудиторию.

Современные СМИ обладают следующими чертами

Они воздействуют на эмоции и психику,

Они оперативны (мгновенно реагируют на события в мире),

Они динамичны (их материалы постоянно обновляются),

Они широко используют документальные и художественные формы подачи материала (съемки на месте событий, публикация документов, мнения авторитетных лиц).

Все это привело к тому, что современные СМИ стали одним из главных способов социального контроля и управления. Они информируют, обучают, воспитывают, склоняют к поддержке или настраивают против чего-либо, делают культуру общества однородной, создают единое общественное мнение. Возможно, что в скором будущем СМИ выдвинутся на роль главного агента культуры.

Крупнейший банкир Н. Ротшильд утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Поэтому СМИ сегодня даже называют «четвертой властью» (в дополнение к законодательной, исполнительной и судебной ветвям государственной власти). Например, стоит Гуглу или Википедии похвалить или обругать ту или иную личность, ту или иную страну, как их мнение становится господствующим.

Коммуникативная – они налаживают контакт с массовой аудиторией. Например, ни одно политическое решение сегодня не обходится без обращения к обществу, без привлечения внимания прессы.

Социально-управленческая – они позволяют управлять обществом, контролировать его.

Культурно-образовательная – они воспитывают, пропагандируют те или иные ценности.

Рекламно-справочная – они размещают информацию о товарах и услугах.

Рекреативная – они развлекают и позволяют отдохнуть.

Проблема независимости СМИ

Независимые СМИ – это СМИ, принадлежащие частным лицам или компаниям, а не государству.

Часто утверждается, что такие СМИ более правдивы, так как не связаны личной или политической заинтересованностью государственных чиновников. Однако здесь нужно иметь в виду, что независимые СМИ все равно связаны интересами своих владельцев. Причем эти интересы еще меньше отражают общественное мнение, чем интересы государства, так как государство официально представляет все общество, а частное лицо представляет только себя.

Современное развитие СМИ

Особую силу СМИ придало развитие интернета, который мгновенен (работает в режиме реального времени) и интерактивен (позволяет получить обратную связь от аудитории). С появлением Интернета стали бурно развиваться « новые медиа » – интерактивные СМИ, которые позволяют получить обратную связь от аудитории, узнать ее мнение.

Читатели/зрители могут теперь проголосовать за материал СМИ (понравилось/не понравилось), републиковать его (разместить у себя на сайте или в блоге), прокомментировать его. Система голосований и симпатий читателей стала учитываться редакциями СМИ, чтобы их материалы соответствовали запросам читателей.

Благодаря развитию «новых медиа» сегодня материалы блогов, социальных сетей часто более популярны, чем традиционные газеты и журналы. А ролики на Youtube, набравшие большое число просмотров, часто популярнее теленовостей.

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. СМИ

Что такое сми обществознание. Смотреть фото Что такое сми обществознание. Смотреть картинку Что такое сми обществознание. Картинка про Что такое сми обществознание. Фото Что такое сми обществознание

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация — информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации — СМИ, средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особенности СМИ:

Средства массовой информации призваны осуществлять:

а) поиск;
б) получение;
в) передачу;
г) производство;
д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

К СМИ относятся:

Функции СМИ:

Влияние СМИ на общество

Позитивное влияние:

Негативное влияние:

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Средства массовой информации (СМИ). Понятие, виды и функции СМИ.

Понятие СМИ.

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

Источник

СМИ в политической системе

Содержание:

↑ СМИ в политической системе

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.

Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

↑ Виды СМИ

С политической точки зрения выделяют:

1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

↑ Закон РФ о СМИ

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *