Что такое смирение в литературе
Гордость и смирение примеры и аргументы из литературы для сочинения
Гордость и смирение — два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость — обостренное чувство собственного достоинства. Смирение — понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок. И то, и другое влияет на становление характера и поступки человека.
Можно вспомнить несколько литературных примеров, доказывающие эту мысль. Героев, обладающих гордым характером очень много: Евгений Онегин, Печорин, Андрей Болконский, Раскольников.
Мцыри — гордость
Разберем образ Мцыри из одноименного произведения М.Ю. Лермонтова.
Будучи ребенком Мцыри попадает в монастырь. Оставаясь там как в плену в течение своей жизни, герой вынашивает план побега. Однажды в ужасную грозу ему удается сбежать из монастыря и в течение нескольких дней искать свой дом, о котором у него остались смутные воспоминания детства. К сожалению, Мцыри заплутал и вернулся к монастырю, так и не найдя дороги в свой аул. Герой мучился ущемлением свободы, он был рад жить со стихией на природе, поэтому мечта сбежать из монастыря была такой сильной. Гордость не позволила ему быть смиренным монахом. Мцыри, сломленный и печальный, погибает, не найдя в себе желание покориться судьбе.
Преступление и наказание — смирение
За примером смирения обратимся к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Героиня Соня Мармеладова обладает тяжелой судьбой и неспособностью борьбы с этой судьбой. Героиня покоряется тому, что с ней происходит. Ее отец — беспробудный пьяница, который потерял себя, ее мачеха больна туберкулезом. Обстоятельства в лице родителей заставляют Соню пойти работать по «желтому билету». Но даже став проституткой, Соня не утратила своей доброты и сострадания. Читатель может задаться вопросом: почему Соня Мармеладова так смиренно переносит все тяготы жизни и даже отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу. Возможно ответ на этот вопрос звучит так: смирение не всегда означает слабость. Для того, чтобы поступать так, как поступает Соня, порой необходимо мужество. Достоевский показывает через образ Сони Мармеладовой как важны прощение и смирение.
Таким образом, в литературе можно найти различных героев, показывающих две разные человеческие грани: гордость и смирение. Авторы заставляли задуматься читателя о поступках своих героев, говорили и возможности и важности всепрощения и отстаивания своего характера и своей мечты.
Гордость и смирение: аргументы
Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Гордость и смирение» (для выпускников 11 класса).
Список коротких рассказов по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
Видеоразбор аргументов по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
«Дубровский» А.С. Пушкин
Кирилла Петрович Троекуров представлен знатным и богатым барином, живущим в собственном поместье Покровское. Он имеет крутой нрав, держит в страхе всех соседей. Не боится его только бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, отставной поручик гвардии. Оба героя – вдовцы с детьми и бывшие сослуживцы. Троекуров хочет выдать свою дочь Машу замуж за сына Дубровского Владимира.
Ссорятся друзья из-за неожиданной размолвки. Дубровский очень горд и независим, что только способствует усугублению сложившейся ситуации. Троекуров показывает свою всесильность и властность – принимает решение лишить Дубровского его имения, поручая заседателю Шабашкину найти «законные» основания для осуществления своего плана.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Героиня Татьяна представлена в роли светской дамы. Ее сопровождает тот самый генерал, который очень гордится супругой. Женщина сочетает в себе удивительные качества. С ней просто, поскольку она остается собой всегда.
Онегину Татьяна сообщает, что любит его и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но не может быть с ним, поскольку другому отдана и хранит верность своему мужу.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Любой ребенок связан со своими родителями. Отношение к ним – лакмусовый лист, определяющий нравственность человека. Базаров, например, считает любовь физиологией и видит в этом чувстве родителей лишь животный инстинкт. Ему томно в их доме, из-за этого он не находит общего языка ни с отцом, ни с матерью.
Сцена прощания с Евгением, которая состоялась между Василием Ивановичем, Ариной Власьевной и их сыном – трагическая. Старенькие родители очень любят своего Енюшку, а сын, пробыв у них три дня, сообщил, что такое общество быстро наскучило. Отец и мать старались принять сына как можно лучше, не раздражали собственной заботой. Здесь Арина Власьевна показывает, что имеет собственное достоинство и считает слова сына оскорблением. Женщина требует и от своего мужа проявления мужественности и гордости. Ею подобраны нужные слова для утешения супруга.
О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»
Отчаяние Натальи не имеет пределов. Ее жизнь стала бессмысленной, поскольку нет взаимной любви и верности со стороны Григория.
Идя домой, Наталья встретила Ильиничну и рассказала ей о своих намерениях. Она сообщила, что беременна, но не зависимо от того будут ли они с Григорием вместе, детей от него больше иметь не хочет.
Ее гордыня и оскорбления мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от Григория, который ей изменял. Аборт деревенская бабка сделала неудачно, и героиня умерла.
В романе описание последних минут жизни Натальи вызывает глубочайшее трагическое напряжение. Силы покидали ее, лежащую покорно в страданиях. Наталья прощалась со всем дорогим, что было у нее: с детьми, с «единственным» Григорием. Перед тем как умереть, она простила неверного мужа, любовь оказалась сильнее обиды. Когда Наталья прощалась с детьми, то приказала Мишатке поцеловать отца за нее и передать просьбу заботиться о них.
Наталья любила Григория всем сердцем, жила ним. Она создавала свое семейное счастье, которое стало единственным смыслом жизни. За разрушением построенного Натальей мира последовала гибель героини.
Подробный разбор направления ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
Л. Улицкая «Бедные родственники»
В воспоминаниях Людмилы Улицкой часто проигрывается один и тот же сюжет – бабушка, перед тем как начать что-то рассказывать, зовет ее на середину комнаты, опасаясь, что соседи могут подслушать разговор и донести. «Бедные родственники» – это название отлично подходит для описания климата, царившего в семьях в 50-ых годах. В те времена одни думали о будущем и строили планы, другие жили одним днем, отдаваясь своей любви и страсти, например, как Бронька и Ирочка. Первая грешила, была унижена, но, вместе с тем любима, познавшая радость материнства. Вторая жила правильно, как это полагалось, но уходя от Броньки, она осознает, что взяла от жизни самою малость.
Тщеславие в книге показано на примере жизни Симки, которая любит хвастаться вещами и расхваливать их. У нее только все самое лучшее: и тряпки, и покойный муж. Симка самовлюбленная героиня, гордость которой в одно мгновение перерастает в ненависть к собственной дочери.
Примеры смирения в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского
Лизавета была полной противоположностью своей сводной сестры Алены Ивановны, старухи-процентщицы. Это набожная, смиренная девушка, но она не безгрешна. Лизавету можно сравнить с Соней Мармеладовой. Девушка – безвинная жертва Раскольникова, ставшая немым укором Родиону.
Прасковья Павловна Зарницына, хозяйка квартиры, в которой жил Раскольников, – добродушная женщина, дарящая душевную теплоту. Образ Натальи, ее покойной дочери, невесты Родиона, представлен для того, чтобы показать светлые стороны главного героя романа.
Соня, робкая девушка. Она все время старается избежать беды, оставаясь кроткой и покорной. Лужин подло выставляет героиню «воровкой», из-за чего Соня испытывает чувство собственной беспомощности. Но, несмотря на это, когда Раскольников спрашивает жить ли обидчику, девушка говорит, что на все Божий Промысл.
Образ Р. символичен. Это раздвоение, раскол. Герой постоянно стоит перед выбором: любовь к людям или убийство, совершение преступления или мучения совести, построение собственной теории сверхчеловека или поиск веры.
Гордость и смирение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи.
На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы.
О Генри «Дары волхвов»
Сложная жизненная ситуация возникла у Деллы и Джима: безденежье в канун Рождества, подарки купить не за что. Герои не отчаивались – каждый задумал, чего бы это ему не стояло, сделает приятный сюрприз своему любимому человеку. Делла решила попрощаться со своими волосами и за полученные деньги выбрала цепочку для часов своего мужа. Джин расстался с золотыми часами и приобрел гребень для любимой.
Семья Джеймс Диллингем Юнг была богата двумя сокровищами, которыми они гордились: золотыми часами, доставшимися в наследство Джину от отца и деда, и волосами, подаренными Делле природой. Чтобы подготовить подарок для своей второй половинки, оба героя были готовы отдать самое ценное.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Что называют любовью к Родине? Это сочетание гордости за ее историческое прошлое, любви к родному краю (местности, городу), к культурному наследию, к монументам и обелискам. К патриотизму невозможно призвать, его нужно воспитать. Начать можно с преподавания школьных уроков истории на конкретных примерах: рассказах о революционном прошлом, культурном и историческом достоянии. Забота – главный инструмент в воспитании любви к родному краю и духовной привязанности к Родине. Должна быть развита наука культурной экологии. На человека воздействует не только окружающая среда, но и социум. Это следует тщательно изучать.
Человек, не имеющий корней на своей Родине, в своем городе, подобен растению из степи – перекати-полю.
Бекки Шарп из «Ярмарки Тщеславия» У. Теккерея
О гордости и смирении рассуждает Теккерей в романе «Ярмарка Тщеславия». Героиня произведения Б. Ш. – дочь французской танцовщицы и учителя рисования разными методами борется за свое место под солнцем. В зависимости от ситуации, она то представляется в образе обворожительной сердцеедки, то прикидывается глупенькой смиренной невеждой, слабо владеющей французским языком, который на самом деле знает в совершенстве. Бекки холодна, расчетлива, готова на все ради достижения поставленной цели. Только покорение очередной вершины приносит ей радость. Но и проигрыш она умеет принимать мужественно – смиряется, когда видит полное отсутствие перспектив на победу.
ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Гордость и смирение. Материал к сочинению.
Литература. Сочинение в декабре.
Материал к сочинению.
· Список произведений для аргументов.
Гордость – это свойство характера человека, проявляющееся в том, что он не позволяет унижать себя, стойко верен принципам и идеалам, способен не сломиться под тяжестью неудач. Гордый человек силён духом, его трудно победить, заставить отступить. Именно гордость за страну и народ позволяет человеку многого добиться в жизни, отстоять свободу Родины в годы войны и серьёзных испытаний. Гордые люди – это опора народа, надежда и слава страны. Синонимы: достоинство, самоуважение, честь.
Не нужно путь гордость с гордыней, которая является, по Библии, одним из грехов человеческих. Именно гордыня заставляет людей чувствовать своё превосходство над другими, не признавать общественных норм и ценностей, жить ради себя, быть эгоистом. Синонимы: самолюбие, высокомерие, спесь, надменность.
Человек должен быть гордым за свои дела и поступки, быть сильной, волевой личностью. Нужно стремиться не переходить ту черту, за которой гордость переходит в обычную самовлюблённую гордыню, в самолюбование.
Смирение – это состояние, при котором человек усмиряет свои эмоции, чувства, принимает реальность. Оно часто наступает после серьёзных неудач, испытаний, когда человек уже не может им противостоять. Часто говорят, что смирение – это удел слабых. Это верно в той ситуации, когда люди, примиряясь с положением вещей, позволяют унижать себя, теряют своё человеческое достоинство (яркий пример – переход на службу фашистам в годы войны ради того, чтобы выжит любой ценой).Смиренный человек починяется воле других, им легко руководить. Синонимами в данной ситуации будут слова: покорность, подчинение, повиновение, безропотность.
Однако смирение – это и признание законов общества, в котором живёт человек, его традиций, подчинение им, это часть культуры человека, умение уважать окружающих, смирять своё недовольство чем-то. Смирение проповедуют и религии, смирение перед Богом. «Смирение – путь высоких мудрецов», как писал Саади, персидский поэт 13-го века. В этом случае смирение – синоним слов сдержанность, обуздание, послушливость, кроткость.
Нельзя смиряться перед несправедливостью, перед ударами судьбы, нужно идти вперёд, как бы тяжело это ни было. Но иногда необходимо учиться смирению в отношениях с близкими, окружающими, не быть эгоистом, думающим только о себе.
10 произведений по направлению «Гордость и смирение» для аргументов.
Список произведений для аргументов.
· А.С. Грибоедов «Горе от ума».
· А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
· М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».
· Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
· Л.Н. Толстой. «Война и мир».
· А.Н. Островский. «Гроза».
· А. Куприн. «Гранатовый браслет».
· А.М. Горький. «Старуха Изергиль».
· А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ».
Примечание: готовится следующий материал:
· краткие подсказки по данным произведениям для аргументов;
· подробные аргументы по каждому произведению.
Следите за публикациями.
· Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости. (Демокрит, древнегреческий философ, 5-4 вв. до н.э.)
· Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души. (И. Тургенев, русский писатель 19-го века).
· Вероятно, из всех наших прирожденных страстей труднее всего сломить гордость; как ни маскируй ее, как ни борись с ней, души, умерщвляй ее — она все живет и время от времени прорывается и показывает себя. (Бенджамин Франклин, американский политический деятель 18-го века).
· Только любовь создает прочное и живое, а гордость бесплодна, потому что ей ничего не нужно вне себя. ( Александр Герцен, русский писатель, общественный деятель 19-го век.).
· Гордость, достоинство — награда за добрые дела, за порядочность. (В. Зубков, политический деятель).
· Будь скромным — это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. (Жюль Ренар, французский писатель и драматург 19-начала 20 вв.)
· Если вы хотите гордиться собой, делайте то, что вызывает у вас гордость. (Ирвин Ялом, американский психотерапевт 20-начала 21 вв.)
· Гордость помогает человеку учиться. (Карлос Кастенеда, американский писатель 20-го века).
· Смирение для слабых духом. (Алексей Пехов, современный российский писатель).
· Будь смиренным, и ты добьешься своего. (Чарльз Диккенс, английский писатель 19-го века).
· Смиренье — путь высоких мудрецов,
Так гнется ветвь под тяжестью плодов. (Саади, персидский поэт 13-го века)
· Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься.(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель 17-го века).
· Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье.
(Оноре де Бальзак, французский писатель 19-го века).
· Сердитого проклянут, а смирного живьем проглотят. (Русская пословица).
· Временно смириться не значит примириться. (Английская пословица).
Как работать с цитатами?
· Можно выучить краткие цитаты, которые будут использованы в сочинении. За учебный год выучить наизусть 10 цитат (по две на каждое направление) – это, согласитесь, не так уж и сложно.
· Цитаты содержат очень интересные мысли, в них авторы красиво высказываются по той или иной теме. Это своеобразные подсказки для сочинения. Вдумывайтесь в смысл цитат, учитесь перефразировать их, выделять в них главное и использовать в сочинении.
· Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить.
Аргументы к ЕГЭ по направлению «Гордость и смирение»
Введение
Понятие гордости и понятие смирения можно рассматривать неоднозначно. Каждый человек вправе понимать эти качества по-разному. Гордость может выступать и как положительное, и как отрицательное человеческое проявление характера. Когда говорится о чувстве собственного достоинства, речь идет о гордости в хорошем значении этого слова. Когда же указывается на человеческий эгоизм и чувство собственного превосходства, речь идет о гордыне. Разница между гордостью и гордыней огромна.
Понятие смирения также можно рассмотреть с нескольких позиций. Если это кротость человека, его незлобивость, то речь идет о положительной черте. Если же говорится о нежелании или неспособности бороться против несправедливостей, то это можно оценить негативно.
Как раскрыть тему?
Этот блок тем нужно осмыслять в философском, историческом и нравственном аспекте и не забывать, что оба понятия могут раскрываться как в позитивном ключе, так и в негативном.
Например, гордость — это чувство собственного достоинства, независимость личности, самоуважение. Сюда же можно отнести гордость за свою семью, родину, и тогда это понятие раскрывается в паре с понятием патриотизма. Но есть и негативные формы проявления гордости — хвастливость, надменность, самодурство. В этом ключе есть смысл говорить о таком понятии, как гордыня.
Смирение тоже можно рассматривать по-разному. С одной стороны, это внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. С другой, это рабская покорность, самоуничижение.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Проблема гордости занимает в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» особое место. Два центральных персонажа – Ларра и Данко. Несмотря на то что они являются героями-антиподами, им дается общая характеристика: гордые. Однако гордость, свойственная Ларре, отличается от той гордости, которой обладает Данко.
Ларра – человек эгоистичный и бездушный. Выросший отдельно от человеческого общества, он считает себя лучше всех остальных. Ларра всячески пытается продемонстрировать свое преимущество, выказывая недовольства по отношению к племени. Все это позволяет сказать о гордыне Ларры. Это качество является отрицательным. Оно основано на высокомерии и эгоизме. Ларра считал себя первым на всем свете, он делал все, что ему только хотелось. Человеческие жизни не имели для него никакого значения, он с легкостью убивает девушку, которая отказала ему в любви. Это вновь подчеркивает высокомерие персонажа, ведь он не мог смириться с тем, что ему кто-либо отказал, то есть не подчинился его власти.
Данко – человек храбрый и милосердный. Видя несчастья своего народа, он повел за собой людей для того, чтобы обрести свет и свободу. Не каждый человек способен взять на себя ответственность за судьбу целого племени. Гордость Данко заключалась в том, что он справедливо оценивал свои возможности, зная, что ему удастся спасти свое племя. Когда люди стали роптать на Данко, он не испугался и не сошел с пути. Для него было важно дойти до конца, чтобы его народ получил обещанное счастье. Данко разорвал свою грудь руками, в которых теперь находилось его горящее сердце, которое было, по словам старухи Изергиль, гордым. Благодаря свету, исходящему из сердца-факела, Данко удалось спасти народ.
«Сказание о Борисе и Глебе»
В древнем литературном памятнике ярко звучит проблема гордости и смирения. В основе сюжета лежат братоубийственные действия одного из сыновей князя Владимира – Святополка. Все произведение построено на приеме антитезы: жестокий Святополк противопоставлен милосердным Борису и Глебу.
Автор демонстрирует судьбы Бориса и Глеба, которые выбирают смирение, и судьбу Святополка, выбравшего путь эгоизма и жестокости. Младшие братья, которые воспитывались по религиозным принципам, оказываются святыми еще при жизни. На местах их захоронения происходят различные чудеса, связанные с людскими исцелениями. Святополк же умирает в безумии и агонии, не найдя себе места для приюта. От его могилы после смерти исходит жуткий смрад, который напоминает всем людям, что делает с человеком гордость.
Размышления Бориса оказались верными: смиренным Борису и Глебу Бог дал благодать, ведь они были причислены к лику святых, а горделивый Святополк получил от Бога противление.
А.С. Пушкин «Дубровский»
Гордость и смирение – одна из проблем, которые поднимаются А.С. Пушкиным в романе «Дубровский». С этой темой связаны все основные персонажи произведения.
Роман начинается с конфликта между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Это давние друзья, которые раньше вместе служили, а теперь живут недалеко друг от друга.
Несмотря на свое довольно бедное положение, Андрей Гаврилович никогда не потакал Кириле Петровичу, окружающие люди удивлялись тому, что он высказывал свою точку зрения, даже если она не совпадала с мнением Троекурова. Это говорит о гордости Дубровского-старшего, что можно назвать его положительным качеством.
Однако в один день гордость Кирилы Петровича не позволила ему забыть случившийся скандал. Когда Троекуров показывает Дубровскому свою псарню, слуга Кирилы Петровича задел честь Андрея Гавриловича. Гордость Дубровского не позволила посещать дом Троекурова, холоп которого разрешает себе говорить дерзости дворянину.
Но Троекуров отказался идти со своим другом на мировую. Сделать это ему не позволяла гордыня. Он не хотел признавать свои ошибки и извиниться перед Дубровским, честь которого была оскорблена. В результате этого между Троекуровым и его бывшим другом начались судебные тяжбы, которые привели к тому, что Андрей Гаврилович потерял свое имение. Это говорит о том, что гордыня Троекурова оказалась сильнее, чем его крепкая дружба с Дубровским.
Проблема гордости и смирения тесно связана с еще одним образом в произведении – Владимиром Дубровским. Узнав о случившемся конфликте и похоронив своего отца, Владимир решает отомстить Троекурову. На это героя наталкивают гордость и задетая честь его рода. Однако вскоре Владимир Дубровский, который влюбляется в дочь Троекурова, выбирает путь смирения. Показывая, как Дубровский отказывается от своей мести, А.С. Пушкин демонстрирует внутренние изменения центрального персонажа, гордость которого сменяется смирением.
Смирением обладает и Маша Троекурова, дочь Кирилы Петровича. Она смиряется с тем, что ее выдали замуж за знакомого ее отца – князя Верейского. Имея возможность сбежать вместе с Дубровским, Маша отказывается, аргументируя это тем, что она дала клятву верности. Героиня смиряется с замужеством за нелюбимым человеком, тем самым смиряется со своей тяжелой и несчастной судьбой, которая ей была предназначена.
Подборка примерных тем итогового сочинения по направлению «Гордость и смирение»
— Согласны ли вы с высказыванием «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?
— Помогает ли смирение понять себя?
— Гордость или смирение обогащает личность?
— Какого человека называют гордым?
— Чем отличается гордость от гордыни?
— Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
— Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
— Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперёд несмотря ни на что.
— Что такое смирение?
— Гордость или смирение обогащают личность?
Афоризмы о гордости
Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.С. Тургенев)
Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. (Л.Н. Толстой)
Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями. (Л.Н. Толстой)
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
В «Песни про купца Калашникова» ярко звучит тема гордости.
Кирибеевич – царский опричник, который ценит свою власть. Он уверен в том, что ему все дозволено, что он может делать все, что захочет. Именно по этой причине от стал просить у замужней девушки любви. Приближенность к власти и царю Ивану Грозному стала причиной возникновения у Кирибеевича такого качества, как гордыня.
Алена Дмитриевна не смогла мириться с поступками Кирибеевича, который опозорил ее. Честь девушки была замарана. Алена Дмитриевна не стала скрывать то, что сделал Кирибеевич, и рассказала все своему мужу – Степану Калашникову.
Поступок Алены Дмитриевны показывает, что смирение – не всегда правильное решение. Если бы она никак не отреагировала на злодеяния Кирибеевича и не рассказала бы о них мужу, ее честь и достоинство были бы запятнены.
Смирение для Калашникова и его жены обозначало бы поражение, а проявление гордости стало защитой и демонстрацией своего достоинства.
М.Ю. Лермонтов показывает в «Песне» два вида гордости: для Кирибеевича это самодовольство, тщеславие и самолюбование, для Алены Дмитриевны и Степана Калашникова – самоуважение и чувство собственного достоинства.
Проблему гордости можно также связать и с образом царя. Здесь показана гордость и вседозволенность представителя власти. Иван Грозный не смог смириться с тем, что его любимый опричник был убит. Именно поэтому герой произведения отправил купца Калашникова на казнь. Стоит отметить, что Кирибеевич был убит Калашниковым на честном поединке, однако Иван Грозный все равно казнил центрального персонажа из-за того, что тот смог пойти против власти.
ГОРДОСТЬ: СИНОНИМЫ, СОЧЕТАЕМОСТЬ, ЭПИТЕТЫ
Синонимы:
гордыня, честолюбие, заносчивость, себялюбие, тщеславие, самомнение, хвастовство, самолюбие, высокомерие, надменность, гордыня, самоуверенность, достоинство,
Глагольная сочетаемость и выражения:
Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, взяла, пересилила, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.
нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.
А.С. Пушкин «Выстрел»
В повести А.С. Пушкина «Выстрел» поднимается проблема гордости. Главный герой Сильвио отличается своей самовлюбленностью. В годы молодости он стремился к тому, чтобы показать всем вокруг свое превосходство. Быть всегда первым – главное желание Сильвио. Поэтому когда в место, где служил главный герой, приехал граф Б***, самолюбие Сильвио было задето. Он не мог простить новому знакомому, что тот привлек к себе слишком много внимания. Сильвио презирал графа Б*** и всячески стремился задеть его. В один такой день Сильвио сказал противнику грубость, что повлекло за собой дуэль между персонажами. Это говорит о том, что граф Б*** тоже был человеком гордым. Он защищал свою честь, поэтому между ним и Сильвио был поединок.
Однако гордость графа Б*** отличается от гордости Сильвио. Его внутреннее качество можно назвать гордыней. Именно Сильвио спровоцировал дуэль, так как гордыня героя не позволяла ему занимать в обществе не первое место.
Сильвио долгое время вынашивает план мести своему противнику, гордость, эгоизм и тщеславие заслонили главному герою все прелести жизни. Месть графу Б*** стала для Сильвио настоящей мечтой.
Образ Сильвио очень противоречив. На это указывает и то, что горделивый по своей природе человек отказывается вызывать на поединок офицера, который посрамил его честь в собственном доме. Когда Сильвио и офицеры играли в карты, между ним и новоприбывшим произошел конфликт, в ходе которого в Сильвио полетел шандал, центральный персонаж просто выгнал противника из дома. Несмотря на то что все окружающие были уверены в том, что дуэли не избежать, Сильвио не реагировал на поступок молодого офицера. Рассказчик был удивлен этому, он стал относиться к Сильвио по-другому, так как считал, что он не смог защитить свою честь.
Эта ситуация говорит о том, что гордость Сильвио проявил только в конфликте с графом Б***, в ситуации с офицером он будто забыл, каков он есть на самом деле.
Когда перед Сильвио открылась возможность отомстить своему давнему противнику, он только захотел задеть самолюбие графа Б***. Только спустя 8 лет ожидания встречи граф показал неравнодушие к собственной жизни, и гордость Сильвио восторжествовала. Он доказал самому себе свое превосходство.
Но гордость Сильвио не привела его к счастливой жизни. Все 8 лет он просто существовал, постоянно размышления о своей мести. После встречи с графом Сильвио потерял смысл своей жизни. А. С. Пушкин показал, к чему может привести гордыня.
Н.С. Лесков «Левша»
В сказе Н.С. Лескова «Левша» показана судьба тульского умельца. Левша был одним из тульских мастеров, которые смогли подковать блоху. Главный герой имел огромные способности, его мастерством и талантом восхищались англичане. Однако на своей Родине его талант оказался не до конца оцененным. Левшу притесняли, не давали хороших условий для работы. Платов проявляет гнев относительно Левши и других тульских мастеров. Левша даже терпит от Платова то, что он таскает его за волосы. Главный герой не говорит ничего против действий Платова, он привык к тому, что с ним обращаются так жестоко.
Левша имел большие способности, чем он мог по-настоящему гордиться. Он имеет право на то, чтобы требовать к себе уважения. Однако он этого не делает. Левша – настоящий пример смирения.
Левша является представителем простого русского народа. Показывая смирение центрального персонажа сказа, Н.С. Лесков демонстрирует то, что русский народ привык к различным притеснениям. Автор показывает, что русский человек привык преодолевать трудности на своем пути, он мирится с ними и со своей тяжелой судьбой.
Смирение Левши тесно связано с пониманием героя своей несвободы и невозможности что-либо исправить. Левша не хотел идти против системы, потому что понимал, что у него ничего не выйдет. Герой считал себя представителем народа и, как и все, терпел все несправедливости.
Помимо темы смирения, в сказе «Левша» поднимается и проблема гордости. Таким качеством обладает Николай I. Он пытается доказать, что в его стране есть мастера, которые выполнят работу не хуже английских мастеров, которые создали блоху. Здесь поднимается тема гордости за свою страну. Николай I уверен в том, что его народ талантлив, что он может показать свое мастерство на весь мир. Это является ярким отличием между Николаем I и его братом Александром I, бывшим правителем. Александр I ценил только мастерство англичан, не признавая таланта русского народа.
Гордость Николая I связана с искренним желанием показать мастерство русского народа. И это хорошее качество государя. Однако Н. С. Лесков показывает, что гордость и горделивость – качества, между которыми тонкая грань. Действия Николая I можно связать с желанием показать собственное превосходство. Он радуется тому, что тульским мастерам удалось подковать блоху, что смогло возвысить его авторитет на международном уровне. Автор сказа демонстрирует корыстные цели и тщеславие Николая I. В его образе воедино соединены гордость и горделивость.
Л. Улицкая «Бедные родственники»
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов.В то время, как одни строят планы на будущее, пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и Ирочки (Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 181 с.). Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь — всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в своей жизни она пропустила.Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Проблема гордости и смирения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тесно связана с образом Татьяны Лариной.
Героиня была совершенно не похожа на свою сестру Ольгу и на других девушек того времени. Тогда девушкам было принято кокетничать, открывать свои любовные чувства перед мужчиной было признаком задетого достоинства. Татьяна же не боялась того, что ее честь будет замарана, она признается Евгению Онегину в своих чувствах. Этот поступок был для девушки не поражением, а проявлением большой силы духа. У Татьяны Лариной свое понимание гордости.
Проблема гордости связана с образом центрального персонажа. Это самолюбие и самоуверенность. На то, что Онегин обладает гордыней, указывает эпиграф всего романа А.С. Пушкина. В нем отмечается, что главный герой имеет чувства мнимого превосходства. В данном контексте гордость взаимосвязана с понятиями надменности и высокомерия.
Проблема гордости связана и с взаимоотношениями между Онегиным и Ленским. Евгений знает, что его друг искренне влюблен к Ольгу Ларину, однако надменность Онегина становится причиной того, что он вызывает Ольгу на танец, что приводит Ленского в бешенство. Он вызывает Онегина на дуэль, что подчеркивает способность Ленского бороться за честь и достоинство. Между друзьями происходит дуэль, в результате которой Ленский погибает. Финал взаимоотношений между персонажами показывает, что в дружбе нет места для гордости и надменности.
Гордость Ленского связана с желанием показать чувство собственного достоинства, с защитой чести. Гордыня же Онегина приводит к трагичным последствиям. Лишь спустя время поведение Евгения меняется, однако и здесь он не обретает счастья: испытав чувство любви к Татьяне, Онегин слышит ее отказ. Вероятно, таким образом Евгений Онегин оказывается наказанным за гордыню, надменность и эгоизм, которые сопровождали его раньше.
С образом Татьяны связана не только проблема гордости, но и проблема смирения. Девушка мирится со всем, что для нее подготовила судьба. Татьяна принимает отказ Евгения Онегина и продолжает свою жизнь. В финале произведения читатель узнает о том, что Татьяна все еще любит Онегина, однако она не может ответить ему взаимностью, потому что у нее есть муж. Смирение Татьяны проявилось в том, что она остается верна своему мужу, несмотря на то что она не чувствует к нему настоящей любви.
О Наталье Коршуновой из «Тихого Дона»
Беспредельно отчаяние Натальи. Жизнь без верности и любви Григория потеряла для нее всякий смысл и ценность. Возвращаясь домой, Наталья повинилась перед Ильиничной, но твердо решила: «Буду я с Григорием жить или нет, пока неизвестно, но родить от него больше не хочу. А я беременная зараз, маманя…»
Гордая, оскорбленная, она не захотела больше иметь детей от неверного мужа. После неудачного аборта, сделанного деревенской бабкой, Наталья умирает.
Описание последних минут жизни Натальи доведено в романе до глубочайшего трагического напряжения. Жизнь тихо отходила от нее, уже покорной и страдающей. Она оставляла все самое дорогое, что было для нее в этом мире: детей, «единственного» Григория. Перед смертью она простила ему все и по-прежнему вспоминала и любила его. «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на оборке… Гриша любил, как я ее надевала… и в поплиновую кофточку…»
Прощаясь с детьми, она наказывает Мишатке: «Придет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтоб он жалел вас…» Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, – разрушился, и она погибла. «ТИХИЙ ДОН» КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Гордость и смирение – одна из ярких тем в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ярким примером смирения является образ Сони Мармеладовой. Ее смирение заключается в милосердии, самопожертвовании и страдании ради ближних. Жизнь других людей для Сонечки Мармеладовой важнее собственной. Она идет по желтому билету, чтобы заработать деньги для своей семьи. Девушка отдает все, что у нее есть. Она готова потратить все свои силы, чтобы материально обеспечить семью своего отца. Когда Мармеладов умирает, Соня не бросает Катерину Ивановну и ее детей, хотя фактически они не приходятся друг другу родственниками. Сонечка вновь жертвует собой, чтобы помочь близким. Ради счастья других людей она готова на многое. Это говорит о том, что девушка мирится со всеми жизненными испытаниями, с которыми ей приходится сталкиваться. Соня – религиозный человек, она не может роптать на Бога за то, что он ей посылает трудности. В этом и заключается смирение Сонечки.
Смирению героиня учит и Родиона Раскольникова. Зачатки внутренних изменений центрального персонажа связаны с его взаимоотношениями с Соней Мармеладовой. Девушка отправляется с Раскольниковым на каторгу, что вновь подчеркивает ее смирение. Там Сонечка проповедует каторжникам религиозные идеи всепрощения и смирения. Именно в этом, по мнению девушки, заключается спасение человека.
Родион Раскольников, у которого мысли о превосходстве над другими обманули его «я», приходит к выводу о том, что его теория о право имеющих была ошибкой. Раскольников самостоятельно опровергает свою теорию, что говорит о том, что гордые люди умеют признавать свои ошибки.
Гордым человеком является также Свидригайлов. Во многом он считает себя лучше остальных людей. Однако в глубине души он понимает, что его надменность и гордость не оправданы. Перед своим самоубийством Свидригайлов совершает хорошие поступки: он выплачивает долги Катерины Ивановны, помогает с ее похоронами и устраивает ее детей в приют. Помимо этого, Свидригайлов хочет помочь Дуне, чтобы она не выходила замуж за Лужина. Гордость Свидригайлова сталкивается с желанием жить честно и справедливо. Это отличает Свидригайлова от Лужина, который живет по принципам эгоизма и вседозволенности. Поступки Свидригайлова подтверждают мысль о том, что гордые люди тоже умеют просить прощения и стараться загладить свою вину.
О Генри «Дары волхвов»
Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуации: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека. ЧИТАТЬ ДАРЫ ВОЛХВОВ
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Проблема гордости в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассматривается с нескольких позиций. Мнимая гордость в произведении противопоставляется истинной гордости.
Петр Гринев и Алексей Швабрин оказываются перед одинаковым выбором: присягнуть Пугачеву на верность или остаться преданным Родине. Герои принимают разные решения. Петр Гринев остается верным своей стране, он не готов подчиняться самозванцу, который совершает различные беспорядки. Петр Гринев находится на грани смерти и отчетливо это понимает, однако предать Родину, перейдя на сторону Пугачева – это предать самого себя и осквернить собственное достоинство. Поэтому главный герой между жизнью с бесчестием и честной смертью выбирает второе. Гордость в данном случае является синонимом чести.
В ситуации Швабрина гордость сближается с понятиями самолюбия и тщеславия. Он переходит на сторону Пугачева не только для того, чтобы сохранить свою жизнь, но и для того, чтобы почувствовать свое превосходство над другими. Теперь ему кажется, что он может делать все, что хочется. Автором подчеркивается надменность и высокомерие Швабрина.
А.С. Пушкин показывает два вида гордости и демонстрирует то, к чему они приводят человека. Гринев и Швабрин оказываются перед выбором, который связан с подчинением или неподчинением Пугачеву. И вершителем судеб персонажей по сути является он – Емельян Пугачев. Он помогает человеку, который отказался переходить на его сторону, из-за его доброго сердца и чувства собственного достоинства. А Швабрин, который присягнул на верность Пугачеву, Пугачевым же и наказывается. Это подтверждает мысль о том, что гордость возвеличивает человека, а гордыня – способствует внутренней деградации.
Машу Миронову можно назвать смиренной девушкой. Она отказывается выходить замуж за Петра Гринева без благословения его родителей. Когда родители Гринева не дают благословения, Маша смиряется с этим. Для нее родительское благословение важнее собственных чувств. Она не бунтует и не идет против судьбы. Смирение Маши Мироновой способствует тому, что позже она обрела счастье рядом со своим возлюбленным.
Однако Машу все же нельзя назвать полностью смирившимся со своей судьбой человеком. Ради счастья рядом со своим возлюбленным героиня отправляется освобождать его от ареста. Это говорит о том, что смирение в душе Маши Мироновой слилось воедино с силой ее характера.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Центральным персонажем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является человек, который восстает против несправедливой общественной системы. Чацкий справедливо оценивает свои способности, он не считает себя лучше других, но видит свои достоинства. Сравнивая себя с фамусовским обществом, Чацкий чувствует свое превосходство. Однако это не говорит о тщеславии героя, он оценивает себя справедливо. Чацкий действительно отличается от окружающих его людей, и отличается он в лучшую сторону.
Чацкий не поддерживает желания людей всю свою жизнь превратить в погоню за высоким положением в обществе. Главный герой подчеркивает, что он рад служить, однако служба в понимании остальных людей заключается в элементарном прислуживании, а это Чацкий презирает. Гордость в хорошем смысле этого слова, свойственная центральному персонажу, не позволяет ему прислуживать кому-то, как это делают окружающие его люди.
Через отношение Чацкого к службе и с помощью раскрытия образа Молчалина А.С. Грибоедов показывает, что люди, которые привыкли прислуживать вышестоящим, не имеют чувства собственного достоинства. Они самостоятельно оскверняют свою честь. Бессловесный Молчалин готов делать все, что ему скажет Фамусов, ради своего положения в обществе герой готов пойти на обман. Молчалин лжет Софье о том, что влюблен в нее. Это говорит о том, что он является лицемерным человеком. Молчалин говорит Софье комплименты, проводит с ней свое время и признается в любви только для того, чтобы добиться успехов в карьере. Эти поступки говорят о полном отсутствии у Молчалина гордости и чести.
Об отсутствии чувства достоинства говорит и то, что представители фамусовского общества зависимы от чужого мнения. Фамусова постоянно интересует, что про него говорят другие люди и что они могут сказать, если он совершит тот или иной поступок.
А.С. Грибоедов показывает, что Фамусова и всех, кто на него похож, устраивают общественные принципы и ценности. Против лицемерия и чинопочитания выступает только Чацкий. Он высказывает свое недовольство тому, что люди живут только одним: мечтами о карьере и высоком положении в обществе. Главный герой не может мириться с реальным общественным положением, выступая против всего фамусовского общества. Бунт Чацкого показывает, что смирение – не всегда хорошо, что ради собственного будущего и будущего своей страны необходимо бороться.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями. Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали! «Отцы и дети» Краткое содержание
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
В центре романа Д. Киза «Цветы для Элджернона» лежит история умственно отсталого человека, интеллект которого с помощью науки претерпевал изменения.
В начале произведения главный герой Чарли Гордон не имеет возможности пространно мыслить, запоминать свои рассуждения. Его жизнедеятельность весьма примитивна. Чарли Гордон не имеет широких представлений о мире. Все это становится причиной того, что над главным героем подшучивают и издеваются. Однако из-за своей умственной отсталости Чарли Гордон не в силах понять, что окружающие его люди смеются над ним, чтобы потешить свое самолюбие. Главный герой считает всех вокруг своими друзьями. Это состояние похоже на смирение. Несмотря на то что герой всю жизнь мечтал о том, чтобы стать умным, Чарли Гордон не имеет сил и возможности добиться этого. Поэтому он мирится с происходящим.
В ходе повествования главный герой постепенно становится умнее. Он начинает осознавать многие события прошлого. Вскоре он понимает, что является намного умнее всех тех, кто раньше считал его дураком. Чарли Гордону трудно найти с кем-то общий язык, потому что он знает, что ему будет скучно с другими людьми. Герой в разговоре со своей подругой, с которой у него были любовные отношения, признается, что он обладает гордостью. Чарли называет ее дурацкой, потому что гордость – это барьер, который не позволяет ему общаться с другими людьми наравне. Главный герой подчеркивает, что гордость появилась у него только тогда, когда он стал достаточно умным, что это сам разум создал ее.
Д. Киз в уста Чарли Гордона вложил по-настоящему интересные мысли. Гордость, а точнее гордыня человека всегда связана с осознанием человека своего превосходства. В случае Чарли Гордона это осознание было справедливым, ведь герой действительно был умнее большинства людей, даже ученых, которые занимались его интеллектом. Однако часто то, что человек считает себя лучше других, является мнимым.
После того как Чарли Гордон стал прогрессивно глупеть, он стал возвращаться в свое прежнее положение. Теперь он вновь был безвольным и не понимающим человеком. Физические и умственные способности Чарли Гордона вернули его в состояние смирения. Он опять потерял силы что-либо исправить.
Показывая изменения личности Чарли Гордона, Д. Киз показывает, что Чарли до операции и после ее неудачного завершения – добрый и смиренный человек, а Чарли во время умственного нарастания – довольно эгоистичный и горделивый человек. Понятия доброты и смирения, а также гордыни и эгоизма тесно переплетаются.
Дж. Оруэлл «1984»
В романе-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» описывается жизнь в тоталитарном государстве.
Все люди перестали существовать как личности, они выполняют однотипные действия, не имея возможности свободно мыслить. Абсолютно за каждым человеком с помощью телеэкранов в каждом доме следит власть. Большой Брат находится повсюду. Никто не имеет права рассуждать о том, что запрещено, и делать то, что хочется конкретному человеку. Все люди в романе похожи друг на друга, они не имеют отличительных особенностей, они не имеют собственной позиции и собственного «я».
Писатель показывает, что люди привыкли к такому образу жизни, они не готовы встать против системы. Это состояние схоже со смирением. Люди в «1984» готовы мириться со всем происходящим, со всеми несправедливостями общественной жизни.
Именно к человеческому смирению стремится власть. Она понимает, что человек, который не имеет возможности думать, не сможет понять, что действия власти несправедливы и жестоки. Смиренными людьми проще управлять, ведь они не задумываются о своем существовании и не понимают, что можно жить намного лучше. Управлять безличной массой намного проще, чем управлять личностями, у которых самостоятельное мышление и мировоззрение, во многих случаях отличающееся от позиции государства.
Дж. Оруэлл показал, что смирение – это неспособность и нежелание бороться за собственную жизнь. Если рассматривать смирение с этой точки зрения, то оно является негативным качеством. В несчастьях людей в романе «1984» виновата не только тоталитарная власть, но и сами люди, которые не хотели бороться.
Главные герои романа «1984» пытались пойти против несправедливой тоталитарной системы. Уинстон Смит и Джулия не хотели мириться с тем, что они не могут делать то, что им хочется делать. Персонажи пытаются доказать хотя бы самим себе, что они имеют честь и достоинство. Однако все попытки Уинстона и Джулии приводят их к трагическим последствиям. Власть узнала об их инакомыслии и сделала все, чтобы они вновь стали теми безвольными овощами, которыми были раньше. Герои романа вновь обрели смирение, которое так выгодно было тоталитарному режиму.
Своим романом-антиутопией Дж. Оруэлл предостерегает людей, показывая, что будет, если все люди смирятся с существующим положением. Мир абсурдный и бессмысленный – вот к чему приводит рабское смирение.