Что такое смо в полисе
Страховые медицинские организации (СМО) в системе ОМС
СМО принадлежит к числу участников системы обязательного медицинского страхования (ОМС) наряду с ФФОМС (федеральным фондом ОМС), ТФОМС (территориальными фондами ОМС), лечебными учреждениями. Учитывая то, что пациент сегодня сам выбирает лечебное заведение и поставщика страховых услуг, будет нелишним ознакомиться с принципами деятельности этих организаций. Каковы функции страховой медицинской организации (СМО) в системе ОМС? Какими законодательными документами регулируется деятельность СМО? Какими видами страхования имеет право заниматься СМО?
Законодательная база
На законодательном уровне вопросы функционирования ТФОМС изложены в документе №4543 от 24.02.93г. Федеральный фонд должен координировать деятельность территориальных подразделений и стремиться к тому, чтобы у всех регионов были равные финансовые возможности. Помимо ТФОМС, в регионах функционируют СМО, деятельность которых регламентирована документом №326-ФЗ от 29.11.10 «Об ОМС в РФ». Заниматься каким-либо другим видом страхования, согласно российским законам, СМО не имеют права.
Функции СМО
Страховые медицинские организации в том статусе, который они имеют по состоянию на 2018 год, должны отвечать за организацию медицинской помощи застрахованным гражданам и защиту прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования. К организационным функциям страховой медорганизации следует причислить:
В сфере защиты прав застрахованных лиц СМО должны информировать граждан об их правах, предусмотренных системой ОМС, осуществлять информационное сопровождение застрахованных лиц в ходе организации и оказания медпомощи, контролировать соблюдение сроков оказания медпомощи, изучать жалобы застрахованных граждан и оперативно на них реагировать, а также участвовать в досудебной и судебной защите пациентов. Помимо этого, страховые медорганизации должны изучать мнение застрахованных лиц относительно качества полученной медицинской помощи с помощью проведения социологических опросов населения.
Какое место в системе ОМС занимают СМО?
Многие специалисты признают, что после принятия в 2011 году закона об ОМС обязанности СМО несколько изменились. Эти организации теперь не занимаются страхованием, а больше выполняют контролирующие и посреднические функции. Что это означает? Деятельность СМО основана сегодня на заключении договоров об оказании медпомощи и ее оплате, а не на договорах медстрахования.
Денежные средства, накопленные на счетах ТФОМС, распределяются по лечебным учреждениям посредством страховых медорганизаций. За эти услуги СМО взимает определенный процент. Ответственность за финансирование медуслуг несет страховая медицинская организация, но только в рамках базового бюджета, выделяемого ТФОМС. Если этих средств недостаточно, ответственность перекладывается на территориальный фонд. Следовательно, СМО, по большей части, занимается посреднической деятельностью между ТФОМС и медучреждениями и регулирует денежные потоки, выделяемые фондами.
Законодательство РФ выдвигает определенные требования к страховым медицинским организациям, действующим в системе ОМС. Контролирующая составляющая деятельности СМО включает в себя наблюдение за качеством медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями застрахованным лицам. Многие СМО имеют в штате отделы по экспертизе качества оказываемых услуг и защите прав пациента. Помимо прочего, эти организации должны контролировать правильность ведения документации, а также взимать штрафы с медучреждений.
Организация работы СМО
Страховая медорганизация, изъявившая желание участвовать в системе ОМС, должна уведомить о своих намерениях ТФОМС до 1 сентября года, предшествующего году, на протяжении которого планируется деятельность. Порядок уведомления медицинских организаций об участии в системе ОМС предполагает, что заявление, оформленное в соответствии с принятой формой, направляется в ТФОМС по электронной почте или вручается лично в бумажном виде. Если заявка сделана в электронном виде, необходимо в течение 7 дней предоставить ТФОМС все подтверждающие документы. После этого фонд размещает информацию об этой СМО в специальном реестре, доступ к которому должны иметь пользователи интернета. Страховая медорганизация может быть исключена из реестра, если:
Если на территории проживания пациента нет СМО, внесенных в реестр, функции этих организаций возлагаются на ТФОМС. Договор об ОМС заключается между страхователем, роль которого, как правило, выполняет работодатель, и страховщиком, т. е. СМО. Такой договор представляет собой, по сути, соглашение между сторонами, согласно которому страховщик берет на себя обязательства по организации и финансированию качественной медицинской помощи страхователю. В договоре должны быть указаны данные страховщика и страхователя, срок действия соглашения, количество застрахованных лиц, порядок уплаты страховых взносов, а также права и обязанности сторон.
Заключение
Страховые медорганизации в системе ОМС в 2018 году по сути выступают посредниками между фондами ОМС, медучреждениями и застрахованными лицами. Они должны контролировать качество оказываемой гражданам медпомощи и отвечать за ее финансирование. Законодательство Российской Федерации выдвигает определенные требования к страховым медорганизациям, несоблюдение которых может повлечь за собой исключение такой организации из системы ОМС.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Кому они нужны? Страховые компании в системе ОМС
Давайте называть вещи своими именами.
1. Страховые компании в системе ОМС — НЕ страховщики. Они посредники.
Страховые компании в системе ОМС не являются Страховщиками. Ни по форме, ни по сути. Ошибочно применять к ним такое название. Это жаргонизм, который вводит в заблуждение потребителей страховых услуг – застрахованных по ОМС граждан. Единым и единственным страховщиком в системе ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [1].
Статус страховых компаний в системе ОМС определен статьей 14 Федерального закона 326 — ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» – это страховые медицинские организации (СМО), осуществляющие лишь отдельные полномочия Страховщика. Для этого они заключают договор с территориальными фондами ОМС с одной стороны и договора с медицинскими организациями с другой. По своей правовой природе это договора поручения, что характеризует деятельность СМО в системе ОМС как посредническую.
СМО – посредники. Это одно из ключевых правовых противоречий системы ОМС, так как посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования запрещена. Это прямо и буквально установлено в пункте 3 статьи 6 Федерального закона 165 — ФЗ «Об основах организации социального страхования в РФ», который устанавливает правовые основой системы ОМС, то есть является вышестоящим и не допускает противоречий [2].
Страховые компании в системе ОМС не оказывают услуг страхования, а значит и не несут никаких рисков, связанных со страховыми событиями. Зачем они получают лицензию на страховую деятельность в системе ОМС? Разумного ответа нет. Вероятно, это рудимент предыдущего закона об ОМС, действующего до 2011 года. В те времена, страховые компании, действительно выполняли реальную функцию Страховщика. Позднее, функцию Страховщика передали федеральному фонду ОМС, но страховые компании зачем-то оставили, наделив их функцией посредников.
Для исключений этой правовой контрадикции СМО должны быть либо выведены из системы ОМС, как посредники, либо законом нужно передать СМО функцию Страховщика.
Следует отметить, что позиция посредника СМО устраивает больше, чем позиция Страховщика: страховых рисков нет, а процентное вознаграждения с транзитного денежного потока есть. Это планово-безубыточный бизнес – деньги на деньгах.
К примеру, приблизительный расчет:
При вознаграждении в размере 0,5% — 1% от денежного потока, СМО получат 10,73 – 21,46 млрд рублей. С учетом небольшого числа игроков на этом рынке, примерно по 1 – 3 млрд рублей на компанию гарантированного дохода за посредническую деятельность без каких – либо страховых рисков.
2. Штрафы в системе ОМС – это бизнес страховой компании.
Помимо посреднической деятельности СМО зарабатывают на штрафах, которые они взымают с медицинских организаций. Это единственный случай в законодательной системе России, когда штрафы, установленные законом, аккумулируются не в бюджет РФ и даже не в бюджет Страховщика (ФФОМС), а в бюджет коммерческой страховой компании (СМО). Чем больше штрафов, тем больше доход СМО. Это поистине гениальное решение, которое удалось пролоббировать страховым компаниям.
Страховые компании взымают штрафы с медицинских организаций, мотивируя это защитой прав Застрахованных граждан. Однако, застрахованные граждане в этом процессе не являются выгодоприобретателями. В большей части им даже неизвестно о выявленных недостатках в качестве оказанной им медицинской помощи. Выгода от плохой медицинской помощи монетизируется в пользу СМО.
Судя по динамике штрафов – это никак не влияет на рецидивы нарушений со стороны медицинских организаций. Совокупные объемы штрафов меньше не становятся. Почему? Возможно потому, что план по штрафам является составляющей частью бизнес-плана страховой компании. Или?
Если штрафы, а значит объем нарушений в медицинских организациях не уменьшается, а растет, то логично предположить, что действующая система взимания штрафов в системе ОМС имеет сомнительный эффект для обеспечения качества медицинской помощи и защиты застрахованных граждан.
3. Страховые компании выступают против интересов застрахованных по ОМС граждан.
Страховые медицинские организации в системе ОМС НЕ защищают, а препятствуют реализацию прав граждан на страховое обеспечение при наступлении страховых событий (заболеваний).
Об этом прямо свидетельствует многочисленная судебная практика.
Страховое обеспечение — базовое право граждан при страховании. Это цель страхования. Ради этого люди страхуются – платят свои деньги за страховку, в системе ОМС платят в обязательном порядке. Объем страхового обеспечения всегда измеряется в деньгах, в том числе в медицинском страховании.
В системе ОМС страховое обеспечение – это возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, входящих в программу ОМС [3]. Особенность медицинского страхования заключается в форме выплаты страхового обеспечения. Оно выплачивается не напрямую застрахованному лицу, а медицинской организации, оказавшей застрахованному лицу медицинскую помощь. Отказ в оплате медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, при наступлении страхового события (заболевания), является отказом в страховом обеспечении гражданину. Это грубейшее нарушение прав застрахованных граждан. По существу – обман.
Закон не устанавливает для Застрахованных по ОМС граждан ограничений в объёме страхового обеспечения [4]. Однако СМО в этом праве гражданам регулярно отказывает. Медицинские организации вынужденно обращаются в суд. Суд оценивает эти действия как нарушения прав граждан со стороны СМО, и обязывает страховые компании произвести страховые выплаты — оплату медицинским организациям оказанной медпомощи застрахованным гражданам, в так называемых «сверх объёмах».
Подобные факты нарушения прав граждан со стороны СМО фиксирует многочисленная судебная практика на протяжении десятка лет, её объем – сотни дел, миллиарды рублей. Однако, несмотря на позицию законодательной и судебной власти, выраженную в решениях судов, СМО целенаправленно, умышленно вновь и вновь нарушают базовое право Застрахованных граждан — право на страховое обеспечение при заболеваниях, входящих в программу ОМС.
На мой взгляд, вышеизложенное ставит под сомнение целесообразность деятельности страховых компаний в системе ОМС. Решение законодателя об исключение СМО из схемы взаимодействия с федеральными клиниками отчасти подтверждает этот вывод. Это неблагоприятный тренд для СМО.
В тоже время я считаю, что страхование, как финансовый институт, это мощный драйвер развития здравоохранения. С учетом аффилированности страховых компании с банковским сектором они обладают большим потенциалом, который следует развивать на ниве реального страхования – добровольного медицинского.
Но для этого нужна реформа системы ОМС. Должен появится ключевой признак страхования: индивидуальный, дифференцированный страховой лимит – предельная сумма страхового обеспечения за счет средств ОМС. Его следует указать в каждом страховом полисе. Государство должно четко и ясно обозначить свои обязательства в сфере ОМС перед каждым гражданином. Они должны быть понятны и осязаемы, выражаться в рублях – объеме страхового обеспечения. Тогда и откроется сектор дополнительного, добровольного медицинского страхования — сверх индивидуального страхового лимита по ОМС. Над этой перспективой есть резон задуматься. Как минимум. Пора уже.
Что такое смо в полисе
Статья 14. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В состав учредителей (участников, акционеров) и органов управления страховой медицинской организации не вправе входить работники федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление управления в сфере здравоохранения, Федерального фонда и территориальных фондов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию.
3. Страховые медицинские организации не вправе осуществлять иную, за исключением деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, деятельность.
4. Страховые медицинские организации ведут раздельный учет доходов и расходов по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования с учетом особенностей, установленных нормативными актами Банка России, и Федерального фонда, в пределах своей компетенции.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Страховые медицинские организации ведут раздельный учет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования, предназначенных для оплаты медицинской помощи.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 418-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
9. Страховые медицинские организации в соответствии с требованиями, установленными правилами обязательного медицинского страхования, размещают на собственных официальных сайтах в сети «Интернет», опубликовывают в средствах массовой информации или доводят до сведения застрахованных лиц иными предусмотренными законодательством Российской Федерации способами информацию о своей деятельности, составе учредителей (участников, акционеров), финансовых результатах деятельности, об опыте работы, о количестве застрахованных лиц, медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи, правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе праве выбора или замены страховой медицинской организации, медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования, а также об обязанностях застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом. Страховые медицинские организации в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае, если на территориях субъектов Российской Федерации отсутствуют страховые медицинские организации, включенные в реестр страховых медицинских организаций, их полномочия осуществляются территориальным фондом до дня начала осуществления деятельности страховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых медицинских организаций.
Территориальный фонд ОМС Оренбургской области
ЧТО ТАКОЕ СМО?
Страховая медицинская организация (СМО) – это компания, выполняющая функции страховщика в системе обязательного медицинского страхования и осуществляющая контроль за полнотой и качеством оказываемых медицинскими учреждениями услуг.
Страховые компании обязаны :
– информировать застрахованных лиц о видах, качестве и условиях предоставления им медицинской помощи, о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи, о праве граждан на выбор медицинской организации, о необходимости обращения за получением полиса обязательного медицинского страхования, а также об обязанностях застрахованных лиц;
– контролировать объемы, сроки, качество и условия предоставления медицинской помощи;
– выдавать застрахованным лицам полисы ОМС;
– рассматривать обращения и жалобы граждан, принимать по ним меры.
В случае нарушения ваших прав при получении медицинских услуг вы всегда можете обратиться за консультацией по телефону или написать заявление (жалобу) в свою страховую компанию. Наименование СМО, в которой вы застрахованы, указано на вашем полисе ОМС.
В настоящее время в Оренбургской области работают 4 страховые компании:
– Оренбургский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (в связи с объединением компаний в данной СМО также обслуживаются граждане, ранее застрахованные в «ВТБ Медицинское страхование» и «РОСНО-МС»);
– Филиал ООО «СК «ИНГОССТРАХ-М» в г. Оренбург;
– Филиал АО «МАКС-М» в г. Оренбурге;
– Филиал ООО «Капитал МС» в Оренбургской области (в связи с изменением названия в данной СМО также обслуживаются граждане, ранее застрахованные в ООО «РГС-Медицина»).
Страховые медицинские организации (СМО) в системе ОМС
СМО принадлежит к числу участников системы обязательного медицинского страхования (ОМС) наряду с ФФОМС (федеральным фондом ОМС), ТФОМС (территориальными фондами ОМС), лечебными учреждениями. Учитывая то, что пациент сегодня сам выбирает лечебное заведение и поставщика страховых услуг, будет нелишним ознакомиться с принципами деятельности этих организаций. Каковы функции страховой медицинской организации (СМО) в системе ОМС? Какими законодательными документами регулируется деятельность СМО? Какими видами страхования имеет право заниматься СМО?
Законодательная база
На законодательном уровне вопросы функционирования ТФОМС изложены в документе №4543 от 24.02.93г. Федеральный фонд должен координировать деятельность территориальных подразделений и стремиться к тому, чтобы у всех регионов были равные финансовые возможности. Помимо ТФОМС, в регионах функционируют СМО, деятельность которых регламентирована документом №326-ФЗ от 29.11.10 «Об ОМС в РФ». Заниматься каким-либо другим видом страхования, согласно российским законам, СМО не имеют права.
Функции СМО
Страховые медицинские организации в том статусе, который они имеют по состоянию на 2018 год, должны отвечать за организацию медицинской помощи застрахованным гражданам и защиту прав пациентов в системе обязательного медицинского страхования. К организационным функциям страховой медорганизации следует причислить:
В сфере защиты прав застрахованных лиц СМО должны информировать граждан об их правах, предусмотренных системой ОМС, осуществлять информационное сопровождение застрахованных лиц в ходе организации и оказания медпомощи, контролировать соблюдение сроков оказания медпомощи, изучать жалобы застрахованных граждан и оперативно на них реагировать, а также участвовать в досудебной и судебной защите пациентов. Помимо этого, страховые медорганизации должны изучать мнение застрахованных лиц относительно качества полученной медицинской помощи с помощью проведения социологических опросов населения.
Какое место в системе ОМС занимают СМО?
Многие специалисты признают, что после принятия в 2011 году закона об ОМС обязанности СМО несколько изменились. Эти организации теперь не занимаются страхованием, а больше выполняют контролирующие и посреднические функции. Что это означает? Деятельность СМО основана сегодня на заключении договоров об оказании медпомощи и ее оплате, а не на договорах медстрахования.
Денежные средства, накопленные на счетах ТФОМС, распределяются по лечебным учреждениям посредством страховых медорганизаций. За эти услуги СМО взимает определенный процент. Ответственность за финансирование медуслуг несет страховая медицинская организация, но только в рамках базового бюджета, выделяемого ТФОМС. Если этих средств недостаточно, ответственность перекладывается на территориальный фонд. Следовательно, СМО, по большей части, занимается посреднической деятельностью между ТФОМС и медучреждениями и регулирует денежные потоки, выделяемые фондами.
Законодательство РФ выдвигает определенные требования к страховым медицинским организациям, действующим в системе ОМС. Контролирующая составляющая деятельности СМО включает в себя наблюдение за качеством медицинских услуг, предоставляемых лечебными учреждениями застрахованным лицам. Многие СМО имеют в штате отделы по экспертизе качества оказываемых услуг и защите прав пациента. Помимо прочего, эти организации должны контролировать правильность ведения документации, а также взимать штрафы с медучреждений.
Организация работы СМО
Страховая медорганизация, изъявившая желание участвовать в системе ОМС, должна уведомить о своих намерениях ТФОМС до 1 сентября года, предшествующего году, на протяжении которого планируется деятельность. Порядок уведомления медицинских организаций об участии в системе ОМС предполагает, что заявление, оформленное в соответствии с принятой формой, направляется в ТФОМС по электронной почте или вручается лично в бумажном виде. Если заявка сделана в электронном виде, необходимо в течение 7 дней предоставить ТФОМС все подтверждающие документы. После этого фонд размещает информацию об этой СМО в специальном реестре, доступ к которому должны иметь пользователи интернета. Страховая медорганизация может быть исключена из реестра, если:
Если на территории проживания пациента нет СМО, внесенных в реестр, функции этих организаций возлагаются на ТФОМС. Договор об ОМС заключается между страхователем, роль которого, как правило, выполняет работодатель, и страховщиком, т. е. СМО. Такой договор представляет собой, по сути, соглашение между сторонами, согласно которому страховщик берет на себя обязательства по организации и финансированию качественной медицинской помощи страхователю. В договоре должны быть указаны данные страховщика и страхователя, срок действия соглашения, количество застрахованных лиц, порядок уплаты страховых взносов, а также права и обязанности сторон.
Заключение
Страховые медорганизации в системе ОМС в 2018 году по сути выступают посредниками между фондами ОМС, медучреждениями и застрахованными лицами. Они должны контролировать качество оказываемой гражданам медпомощи и отвечать за ее финансирование. Законодательство Российской Федерации выдвигает определенные требования к страховым медорганизациям, несоблюдение которых может повлечь за собой исключение такой организации из системы ОМС.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!