Что такое смоковница в коране
Сура 95 «Ат-Тин» («Смоковница»)
О СУРЕ «Ат-Тин»
В Священном Коране под номером девяносто пять расположена сура «Ат-Тин» («Смоковница»). Составляющие её восемь аятов были ниспосланы в Мекке.
Сура начинается с клятвы двумя плодами – смоковницей (инжиром) и оливками, которые весьма полезны для употребления в пищу.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им, ибо оно, поистине, – от благословенного дерева» (Тирмизи, Ахмад).
Далее идёт клятва горой Синай, на которой Пророк Муса (Моисей, а.с.) общался с Всевышним, а также безопасным городом, под которым подразумевается Мекка, один из двух наиболее значимых городов для всего мусульманского мира.
Затем в суре говорится о том, что Господь создал человека в прекраснейшем из обликов, но несмотря на это многие отказались уверовать в Единого Творца, за что они будут унижены.
Исключением станут те, кто уверовал в Создателя и творил благие деяния. Их в мире грядущем ожидает великая награда.
В конце суры Творец задаёт вопрос, не является ли Он лучшим из судей? Тем самым подчёркивается, что в День воздаяния Аллах рассудит деяния каждого из людей по справедливости.
Читать суру «Смоковница» можно как во время совершения молитвы, так и в любое иное время. Во время намаза данную суру следует читать в полном объеме.
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Ат-Тин»
Толкование суры 95, «ат-Тин» («Смоковница»)
Сура «ат-Тин» («Смоковница») — девяносто пятая сура Священного Корана. Она состоит из восьми аятов. Была ниспослана в Мекке после суры «аль-Бурудж» (Башни). Своё название берёт по первому аяту — от слова «тин» (смоковница). Мнения толкователей Корана сходятся на её принадлежности к мекканским откровениям: на Мекку указывает фраза «и этим надёжным городом» (Алуси, Руху’л-Меани; ХХХ, 173). Аллах, поклявшись смоковницей, оливой, горой Синай и надёжным городом (Меккой), сообщает о своём сотворении человека всесторонне прекрасным и совершенным.
В последнем же аяте внимание акцентируется на том, что после таких очевидных доказательств невозможно отрицать суд в загробном мире, ведь Аллах — самый справедливый из судей.
Толкование
1. Аят: Клянусь смоковницей и оливой,
2. Аят: клянусь горою Синаем.
3. Аят: и этим надёжным городом,
4. Аят: что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
5. Аят: А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние],
6. Аят: за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение.
7. Аят: Так кто же после этого заставляет тебя, [о неверный], отрицать [высший] Суд?
8. Аят: Разве Аллах — не наисправедливый Судия?
1. Аят: Клянусь смоковницей и оливой,
По поводу смоковницы и оливы, упоминаемых в этом аяте, у толкователей Корана существуют две основные версии.
Первая: некоторые толкователи говорят, что по внешней форме это смоковница и олива — фрукты, известные под таким названием, вернее, их деревья. Помимо данного словарного значения, такие учёные как Хасен, Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Ата, Мукатил, Калби и целый ряд других, в противовес Ибн Аббасу, толкуют их как «ваши смоковницы и оливы», то есть, «съедобный инжир и оливы, из которых выжимают масло», или же «фрукты, употребляемые людьми». Исходя из этого и за отсутствием оснований (ключа к разгадке) предполагать наличие метонимии или метафоры, это должно быть фрукты, которые нам известны как инжир или смоковница и олива. Однако в таком случае необходимо объяснить клятву именно смоковницей и оливой для того, чтобы рассказать о красоте и уродстве человека и о его прекрасном или же ужасном конце. Смоковница и олива являются для человека и пищей, и фруктом, и лекарством, и объектом торговли. Исходя из многочисленной пользы данных самых избранных и священных растений, клятва ими применяется в особых случаях.
Что касается второй версии, многие толкователи заявляли: «Здесь подразумеваются не фрукты под названием «смоковница» и «олива», а священные места с аналогичными названиями (Тин и Зейтун)». На это указывает упоминание в аяте горы Синай и «надежного города» Мекки. Алуси также отдаёт предпочтение мнению о том, что «это клятва священными, почитаемыми местами». Касательно их местонахождения, предположения расходятся: кто-то из учёных называет горы, кто-то мечети, а кто-то указывает на города.
2. Аят: клянусь горою Синаем.
«Синай» означает «благодатный». Здесь говорится о благодатной и прекрасной горе Синай, на которой растёт много деревьев, и где Аллах беседовал с Пророком Мусой (алейхиссалям). Гора Синай находится в окресностях Тиха — между горным перевалом и Египтом.
3. Аят: и этим надёжным городом,
Это означает: «О, Мухаммад! Клянусь и этим городом, именуемым надёжным, то есть, безопасным. Городом, в котором ты живёшь, родился, вырос, стал Пророком, обрёл силу, величие и уважение». Толкователи единогласно считают этим городом Мекку.
«Аль-Балядуль амин» означает «надёжная страна», «надёжный город». Со времен Пророка Ибрахима (алейхиссалям) эти места считались у арабов неприкасаемыми, достойными уважения. Здесь никто не мог напасть на другого человека, здесь нельзя было охотиться, срывать и ломать растения. Это место стало безопасным для всех городом, в то время как в пустыне разбойники метали копья.
Помимо того, что данным городом клянётся Аллах, здесь есть наставление для верующих: обеспечьте безопасность этого священного места. Сделайте всё необходимое для того, чтобы этот город и в дальнейшем оставался безопасным.
Ибн Касир говорит так: «Некоторые учёные считают, что клятва дана во имя трех священных мест (Тин и Зейтун, гора Синай, безопасный город). В каждое из них Великий Аллах посылал по Пророку — волевых людей, несущих великие божественные законы. Первое место — это Байтуль Макдис, в котором росли смоковницы и оливы, сюда Аллах направил Пророка Ису (алейхиссалям). Второе — гора Синай. Здесь Аллах беседовал с Пророком Мусой (алейхиссалям). Третье — это город, безопасный для всех вошедших в него (Мекка). Сюда Аллах направил Пророком Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
4. Аят: что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
«Ахсан-и таквим» означает самую совершенную форму из всех сравнений. Это есть самая прекрасная степень любой красоты — материальной и духовной.
Несомненно, Творец наделил род человеческий самыми совершенными и прекрасными качествами в самой прекрасной степени. Всевышний сотворил людей в отличной от других живых существ физической и духовной форме. Он наделил человека такой отличительной особенностью среди других созданий, которая позволяет ему при устремлении к своему Творцу чистым сердцем подняться даже выше, чем Ангелы. Такая высокая оценка, данная человеку Аллахом, свидетельствует о совершенстве его творения, исключительной сложности и размеренности телосложения, степени ума, которой не удостоилось ни одно другое живое существо, и строении души, контролирующей ум. И в то же время человеческая натура, если не устремлена к вере, будет подвержена греху и испорченности. В тот миг, когда созданный в прекрасном облике человек, отклонится от указанного Аллахом пути, он начинает терять качества, заложенные при его прекрасном сотворении. Если человек проявляет неблагодарность, избирает для себя других богов кроме своего Творца, Который создал его в самой совершенной форме, посылал ему Пророков и Книги, указывающие верный путь, Который наделяет благами в этой жизни и в загробной, если сын человеческий бунтует против Всевышнего, то он начинает деградировать духовно и может опуститься ниже состояния животного.
5. Аят: А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние],
Если человек не исполняет цели своего создания в такой прекрасной форме, Мы обратим его в самое низкое состояние. Ведь он не благодарил Нас за своё создание в самом лучшем виде, не использовал свои прекрасные особенности для служения нам. Поэтому мы опустим его в самую бездну, то есть в Ад.
В другом значении: Мы приведём его к самому неплодотворному периоду его жизни, к старению после молодости, к слабости после того, как он был сильным. Он станет до такой степени слабым и бессильным, что жизнь покажется невыносимой. В 5-м аяте суры «аль-Хадж» сообщается о том, что некоторые люди достигнут столь преклонных лет, что позабудут все то, что знали. Исходя из этого, неужели и те, кто верует, попадут в такое же положение? Да, с телами верующих произойдёт то же самое, но от слабости тела они не деградируют, а станут сильнее духовно, их души после этой жизни обретут нескончаемую награду. Но неверующие получат наказание в загробном мире. То есть, неверующие деградируют и физически, и духовно, в то время как верующие ослабнут телесно, но усовершенствуются духом.
6. Аят: за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение.
Великий Аллах не опустит в низшее состояние тех людей, которые исполнили своё предназначение, будучи созданными в самой совершенной форме. Они не окажутся на низшей ступени, даже если потеряют внешнюю красоту, свой физический облик, напротив, отправятся к прекрасному концу, к самой прекрасной, абсолютной красоте, станут ещё милее и вкусят плоды своей веры и богослужения. Потому что для них существует такая награда, которая не прекратится и продолжится до бесконечности.
7. Аят: Так кто же после этого заставляет тебя, [о неверный], отрицать [высший] Суд?
После оглашения подобных истин задаётся вопрос: «На основании чего неверный продолжает упорствовать в неверии?». Вопрос в форме призыва к ответу адресуется тому, у кого нет никаких уважительных причин для оправдания и нет ответа своему собеседнику. Потому что всё в самой открытой форме и со всеми доказательствами разложено перед глазами людей.
8. Аят: Разве Аллах — не наисправедливый Судия?
Разве Аллах не судья среди судей, повелитель среди повелителей? Судьи и правители назначают бунтовщикам наказание, а покорным и усердным — награды и премии. Если религия устанавливает законы наказания и ответственности, и во главе её находится Великий Аллах, разве Он не может вводить в действие свои решения, давать награды и наказания? Вне всякого сомнения, тот, кто создал человека в самой совершенной форме, есть самый главный Судья. Его религия — выше всех религий, это религия справедливости. Он будет управлять своей религией, отделять прекрасное от уродливого, честного от лжеца, вознаграждать верующих, которые искренне и верно совершали добрые дела, отправлять в преисподнюю неверующих и безбожников.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Когда кто-либо из вас во время чтения суры ”Тин“ дойдёт до аята «Разве Аллах — не наисправедливый Судия?», то он должен подтвердить это словами: «Мы свидетельствуем о том, что Аллах — самый справедливый судья» (Абу Давуд, «Салят», 150).
Занимательная история
Передал эту историю Куртуби. Иса аль-Хашими очень любил свою жену. Однажды он сказал ей: «Если ты менее прекрасна, чем луна, то я развожусь с тобой по шариату». На это его жена ответила: «Ты развёлся со мной» и отвернулась от него. Иса крайне огорчился и, отправившись к Халифу Мансуру, рассказал тому обо всем. Халиф созвал всех знатоков шариата и спросил их мнение. Все присутствующие заявили, что женщина свободна. Только один человек промолчал — последователь школы Ханафи. Мансур спросил его: «Почему ты ничего не говоришь?». Человек ответил: «О, повелитель верующих! Великий Аллах сказал: ”Несомненно, я сотворил человека в наипрекраснейшем облике“. Поэтому нет никого и ничего прекраснее человека». Мансур посчитал эти слова верными и вернул женщину мужу.
1. «Истинная вера, язык Корана», Эльмалы Мухаммед Хамди Языр.
2. «Ясность толкования», Мухаммед Али ас-Сабуни.
3. «Словарь энциклопедии Ислама», сура «ат-Тин».
4. Сура «Смоковница» в переводе Н. О. Османова.
Сура Ат-Тин: транскрипция, перевод, на арабском, слушать
Сура Ат-Тин на арабском языке
وَٱلتِّينِ وَٱلزَّيۡتُونِ ١
وَطُورِ سِينِينَ ٢
وَهَٰذَا ٱلۡبَلَدِ ٱلۡأَمِينِ ٣
لَقَدۡ خَلَقۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ فِيٓ أَحۡسَنِ تَقۡوِيمٖ ٤
ثُمَّ رَدَدۡنَٰهُ أَسۡفَلَ سَٰفِلِينَ ٥
إِلَّا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّٰلِحَٰتِ فَلَهُمۡ أَجۡرٌ غَيۡرُ مَمۡنُونٖ ٦
فَمَا يُكَذِّبُكَ بَعۡدُ بِٱلدِّينِ ٧
أَلَيۡسَ ٱللَّهُ بِأَحۡكَمِ ٱلۡحَٰكِمِينَ ٨
Транскрипция
Внимание! Транскрипция суры Ат-Тин, а так же других сур не может передать правильное произношение Священного Корана, т.к. на арабском языке есть буквы, которые никак не передать русскими буквами. Если вы не умеете читать Коран на арабском сами, но хотите выучить какую-нибудь суру, то лучше всего обратиться к тому, кто сможет вам обучить его правильно. Если у вас нет такой возможности, то изучайте суру Ат-Тин по аудио воспроизведению ниже.
Смысловой перевод
Это смысловой перевод суры Ат-Тин от Абу Али, Абу Яхья, Камиль Хазрат и Ерсин Амире.
Преимущества суры
Ат-Тин – это 95-я сура Священного Корана, расположенная в 30-м джузе. Она относится к сурам ниспосланным Пророку, мир ему, в Мекке. Как и предыдущая сура аш-Шарх, ат-Тин состоит из 8-ми аятов.
Несмотря на небольшой объем аяты суры ат-Тин имеют объемное содержание:
Сура ат-Тин утверждает, что Бог оказал человеку огромную милость, создав его в наилучшей форме и отделив его от других созданий.
Сура ат-Тин утверждает, что тот, кто отрицает воскресение и расчет, вернется к самой презренной жизне в этом мире, и его ум слабеет, и его тело ослабевает, и он будет ввергнут в Ад в последней жизни.
Здесь возвещается искренне верующим о бесконечной и не иссекаемой награде.
Сура предостерегает от тщеславия, заблуждений и отрицания аргументов и доказательств величия и могущества Бога.
Сура ат-Тин призывает к размышлению о Божьем творении и Его решениях и к удовлетворению тем, что Он решил, потому что Он судит только по справедливости и никого не угнетает.
Толкование суры 95, «ат-Тин» («Смоковница»)
Сура «ат-Тин» («Смоковница») — девяносто пятая сура Священного Корана. Она состоит из восьми аятов. Была ниспослана в Мекке после суры «аль-Бурудж» («Башни»). Своё название берёт по первому аяту — от слова «тин» (смоковница). Мнения толкователей Корана сходятся на её принадлежности к мекканским откровениям: на Мекку указывает фраза «и этим надёжным городом» (Алуси, Рухул-Меани; ХХХ, 173).
Аллах, поклявшись смоковницей, оливой, горой Синай и надёжным городом (Меккой), сообщает о своём сотворении человека всесторонне прекрасным и совершенным.
В последнем аяте внимание акцентируется на том, что после таких очевидных доказательств невозможно отрицать суд в загробном мире, ведь Аллах — самый справедливый судья.
Толкование
1. Аят: Клянусь смоковницей и оливой,
2. Аят: клянусь горою Синаем.
3. Аят: и этим надёжным городом,
4. Аят: что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
5. Аят: А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние],
6. Аят: за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение.
7. Аят: Так кто же после этого заставляет тебя, [о неверный], отрицать [высший] Суд?
8. Аят: Разве Аллах — не наисправедливый Судия?
1. Аят: Клянусь смоковницей и оливой,
По поводу смоковницы и оливы, упоминаемых в этом аяте, у толкователей Корана существуют две основные версии.
Первая: некоторые толкователи говорят, что по внешней форме это смоковница и олива — фрукты, известные под таким названием, вернее, их деревья. Помимо данного словарного значения, такие учёные как Хасен, Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Ата, Мукатил, Калби и целый ряд других, в противовес Ибн Аббасу, толкуют их как «ваши смоковницы и оливы», то есть, «съедобный инжир и оливы, из которых выжимают масло», или же «фрукты, употребляемые людьми». Исходя из этого и за отсутствием оснований (ключа к разгадке) предполагать наличие метонимии или метафоры, это должно быть фрукты, которые нам известны как инжир или смоковница и олива. Однако в таком случае необходимо объяснить клятву именно смоковницей и оливой для того, чтобы рассказать о красоте и уродстве человека и о его прекрасном или же ужасном конце. Смоковница и олива являются для человека и пищей, и фруктом, и лекарством, и объектом торговли. Исходя из многочисленной пользы данных самых избранных и священных растений, клятва ими применяется в особых случаях.
Что касается второй версии, многие толкователи заявляли: «Здесь подразумеваются не фрукты под названием «смоковница» и «олива», а священные места с аналогичными названиями (Тин и Зейтун)». На это указывает упоминание в аяте горы Синай и «надежного города» Мекки. Алуси также отдаёт предпочтение мнению о том, что «это клятва священными, почитаемыми местами». Касательно их местонахождения, предположения расходятся: кто-то из учёных называет горы, кто-то мечети, а кто-то указывает на города.
2. Аят: клянусь горою Синаем.
«Синай» означает «благодатный». Здесь говорится о благодатной и прекрасной горе Синай, на которой растёт много деревьев, и где Аллах беседовал с Пророком Мусой (алейхиссалям). Гора Синай находится в окресностях Тиха — между горным перевалом и Египтом.
3. Аят: и этим надёжным городом,
Это означает: «О, Мухаммад! Клянусь и этим городом, именуемым надёжным, то есть, безопасным. Городом, в котором ты живёшь, родился, вырос, стал Пророком, обрёл силу, величие и уважение». Толкователи единогласно считают этим городом Мекку.
«Аль-Балядуль амин» означает «надёжная страна», «надёжный город». Со времен Пророка Ибрахима (алейхиссалям) эти места считались у арабов неприкасаемыми, достойными уважения. Здесь никто не мог напасть на другого человека, здесь нельзя было охотиться, срывать и ломать растения. Это место стало безопасным для всех городом, в то время как в пустыне разбойники метали копья.
Помимо того, что данным городом клянётся Аллах, здесь есть наставление для верующих: обеспечьте безопасность этого священного места. Сделайте всё необходимое для того, чтобы этот город и в дальнейшем оставался безопасным.
Ибн Касир говорит так: «Некоторые учёные считают, что клятва дана во имя трех священных мест (Тин и Зейтун, гора Синай, безопасный город). В каждое из них Великий Аллах посылал по Пророку — волевых людей, несущих великие божественные законы. Первое место — это Байтуль Макдис, в котором росли смоковницы и оливы, сюда Аллах направил Пророка Ису (алейхиссалям). Второе — гора Синай. Здесь Аллах беседовал с Пророком Мусой (алейхиссалям). Третье — это город, безопасный для всех вошедших в него (Мекка). Сюда Аллах направил Пророком Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
4. Аят: что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
«Ахсан-и таквим» означает самую совершенную форму из всех сравнений. Это есть самая прекрасная степень любой красоты — материальной и духовной.
Несомненно, Творец наделил род человеческий самыми совершенными и прекрасными качествами в самой прекрасной степени. Всевышний сотворил людей в отличной от других живых существ физической и духовной форме. Он наделил человека такой отличительной особенностью среди других созданий, которая позволяет ему при устремлении к своему Творцу чистым сердцем подняться даже выше, чем Ангелы. Такая высокая оценка, данная человеку Аллахом, свидетельствует о совершенстве его творения, исключительной сложности и размеренности телосложения, степени ума, которой не удостоилось ни одно другое живое существо, и строении души, контролирующей ум. И в то же время человеческая натура, если не устремлена к вере, будет подвержена греху и испорченности. В тот миг, когда созданный в прекрасном облике человек, отклонится от указанного Аллахом пути, он начинает терять качества, заложенные при его прекрасном сотворении. Если человек проявляет неблагодарность, избирает для себя других богов кроме своего Творца, Который создал его в самой совершенной форме, посылал ему Пророков и Книги, указывающие верный путь, Который наделяет благами в этой жизни и в загробной, если сын человеческий бунтует против Всевышнего, то он начинает деградировать духовно и может опуститься ниже состояния животного.
5. Аят: А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние],
Если человек не исполняет цели своего создания в такой прекрасной форме, Мы обратим его в самое низкое состояние. Ведь он не благодарил Нас за своё создание в самом лучшем виде, не использовал свои прекрасные особенности для служения нам. Поэтому мы опустим его в самую бездну, то есть в Ад.
В другом значении: Мы приведём его к самому неплодотворному периоду его жизни, к старению после молодости, к слабости после того, как он был сильным. Он станет до такой степени слабым и бессильным, что жизнь покажется невыносимой. В 5-м аяте суры «аль-Хадж» сообщается о том, что некоторые люди достигнут столь преклонных лет, что позабудут все то, что знали. Исходя из этого, неужели и те, кто верует, попадут в такое же положение? Да, с телами верующих произойдёт то же самое, но от слабости тела они не деградируют, а станут сильнее духовно, их души после этой жизни обретут нескончаемую награду. Но неверующие получат наказание в загробном мире. То есть, неверующие деградируют и физически, и духовно, в то время как верующие ослабнут телесно, но усовершенствуются духом.
6. Аят: за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение.
Великий Аллах не опустит в низшее состояние тех людей, которые исполнили своё предназначение, будучи созданными в самой совершенной форме. Они не окажутся на низшей ступени, даже если потеряют внешнюю красоту, свой физический облик, напротив, отправятся к прекрасному концу, к самой прекрасной, абсолютной красоте, станут ещё милее и вкусят плоды своей веры и богослужения. Потому что для них существует такая награда, которая не прекратится и продолжится до бесконечности.
7. Аят: Так кто же после этого заставляет тебя, [о неверный], отрицать [высший] Суд?
После оглашения подобных истин задаётся вопрос: «На основании чего неверный продолжает упорствовать в неверии?». Вопрос в форме призыва к ответу адресуется тому, у кого нет никаких уважительных причин для оправдания и нет ответа своему собеседнику. Потому что всё в самой открытой форме и со всеми доказательствами разложено перед глазами людей.
8. Аят: Разве Аллах — не наисправедливый Судия?
Разве Аллах не судья среди судей, повелитель среди повелителей? Судьи и правители назначают бунтовщикам наказание, а покорным и усердным — награды и премии. Если религия устанавливает законы наказания и ответственности, и во главе её находится Великий Аллах, разве Он не может вводить в действие свои решения, давать награды и наказания? Вне всякого сомнения, тот, кто создал человека в самой совершенной форме, есть самый главный Судья. Его религия — выше всех религий, это религия справедливости. Он будет управлять своей религией, отделять прекрасное от уродливого, честного от лжеца, вознаграждать верующих, которые искренне и верно совершали добрые дела, отправлять в преисподнюю неверующих и безбожников.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал следующее: «Когда кто-либо из вас во время чтения суры ”Тин“ дойдёт до аята «Разве Аллах — не наисправедливый Судия?», то он должен подтвердить это словами: «Мы свидетельствуем о том, что Аллах — самый справедливый судья» (Абу Давуд, «Салят», 150).
Занимательная история
Передал эту историю Куртуби. Иса аль-Хашими очень любил свою жену. Однажды он сказал ей: «Если ты менее прекрасна, чем луна, то я развожусь с тобой по шариату». На это его жена ответила: «Ты развёлся со мной» и отвернулась от него. Иса крайне огорчился и, отправившись к Халифу Мансуру, рассказал тому обо всем. Халиф созвал всех знатоков шариата и спросил их мнение. Все присутствующие заявили, что женщина свободна. Только один человек промолчал — последователь школы Ханафи. Мансур спросил его: «Почему ты ничего не говоришь?». Человек ответил: «О, повелитель верующих! Великий Аллах сказал: ”Несомненно, я сотворил человека в наипрекраснейшем облике“. Поэтому нет никого и ничего прекраснее человека». Мансур посчитал эти слова верными и вернул женщину мужу.
1. «Истинная вера, язык Корана», Эльмалы Мухаммед Хамди Языр.
2. «Ясность толкования», Мухаммед Али ас-Сабуни.
3. «Словарь энциклопедии Ислама», сура «ат-Тин».
4. Сура «Смоковница» в переводе Н. О. Османова.
Как одно из наиболее почитаемых растений, смоковницу, наряду с оливой, можно часто встретить рядом с мечетью.
«Клянусь смоковницей и оливой! Клянусь горою Синай! Клянусь этим безопасным городом (Меккой)! Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Сура «Смоковница», 95/1-4).
Смоковница, смоква, инжир, винная ягода, смирнская ягода и, наконец, фиговое дерево – названия одного и того же растения, известного человеку с древнейших времен. В Коране рассказывается, что первый человек и пророк Адам и его жена Хавва (мир им), которые жили в раю, ослушались приказа Аллаха и последовали наущению Иблиса: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными» (Сура «Преграды», 7/20). Произошло то, что и должно было произойти по воле Аллаха: «Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Сура «Та ха», 20/121).
Согласно мнению большинства авторитетных толкователей Корана, этим райским деревом, вероятнее всего, была смоковница, и ее широкие листья можно считать первой одеждой человека.
Как одно из наиболее почитаемых растений, смоковницу, наряду с оливой, можно часто встретить рядом с мечетью. В самой Мекке можно увидеть растущие смоковницы, но так как она расположена практически в пустыне, на базары города плоды инжира, как и другие свежие фрукты, привозят из находящегося в 100 км к востоку города Таифа, расположенного на плоскогорье, на высоте двух тысяч четырехсот футов над уровнем моря, и который отличается благоприятным климатом, пригодным для выращивания инжира в окрестностях города. Около крепостной стены Медины и в самом городе можно также полюбоваться растущими рядом оливковыми деревьями, инжиром и финиковыми пальмами.
В Иерусалиме, который для мусульман является третьим по святости городом после Мекки и Медины, на Храмовой горе есть «Площадка смоковницы», которую построил в 1760 году Ахмед Куль-Лари, человек из гвардии султана Мустафы III (1757-1774). Это сооружение используется как открытая летняя мечеть. На Храмовой горе таких площадок достаточно много, но все они расположены внизу, под главной «платформой», поднимающейся на высоту 4 метра, на которой расположена главная Святыня – мечеть Умара.
Природные условия Средиземноморья и некоторых мест Аравийского полуострова были благоприятными для смоковницы, и она росла здесь повсюду в диком виде. Скорее всего, именно в Южной, так называемой Счастливой Аравии, где благодаря орошению на протяжении последнего тысячелетия до н.э., существовали сравнительно плодородные земли и достаточно развитая цивилизация, дикая фига была окончательно превращена в культурное растение, дающее обильные плоды. Археологи обнаружили, что, по-видимому, инжир является одним из первых фруктовых растений на земле, которое научились выращивать наши далекие предки. Именно его сушеные плоды были найдены на местах стоянок древнего человека рядом с зернами ячменя, овса и пшеницы.
Из Аравии инжир распространился в Финикию, Сирию и Египет, откуда IX веке до н. э. был завезен в Элладу. Плоды под названием «смоква», имеющим происхождение из церковнославянского языка, появились в России в XVII в. с востока и стали употребляться как лакомство в обычные дни и как сладкое блюдо во время многочисленных постов. Были на Руси у этого растения и другие названия – винная ягода, потому что из инжира можно было делать вино, и смирнская ягода, потому что, в основном, инжир доставляли в Россию из Смирны, древнейшего греческого города и порта Малой Азии. Археологические исследования позволили предположить, что первые поселенцы этого города обосновались здесь в третьем тысячелетии до нашей эры. Расположенный в глубине бухты Эгейского моря, в конце караванных путей, он был самым важным торговым пунктом и культурным центром на западном берегу Малой Азии, где пересекались торговые пути, ведущие из стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря и севера Африки. Через порт Смирны товары из Ближнего Востока и Африки попадали в Европу и Россию. В настоящее время город принадлежит Турции и носит название Измир.
В русском языке XVIII века появилось родовое научное название растения « фикус карийский », данное ему шведским систематиком К. Линнеем, которое довольно быстро превратилось в « фигу », а отсюда произошло и распространенное, вплоть до начала XX столетия название « фиговое дерево ».
Смоковница обладает свойственными только ей особенностями цветения, опыления и образования плодов. Не вдаваясь в подробности, которые представляют интерес только для узких специалистов или дотошных любителей ботаники, отметим только, что в течение года на дереве развивается 3 генерации соцветий, в опылении которых принимают непременное участи маленькие осы-бластофаги. Из опыленных соцветий в дальнейшем развиваются соплодия зеленого, желтого, коричневого, фиолетового или черного цвета, с желтовато-зеленой или красноватой вкусной, сладкой мякотью внутри.
Фазы роста и созревания
В апреле на деревьях, прежде листьев, появляются небольшие молодые плоды, так называемые «ранние смоквы», символизирующие конец зимы. Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, только потому, что в это время года других свежих фруктов мало.
В конце мая – начале июня на покрывшихся пышной листвой смоковницах созревают необычайно вкусные и сочные плоды, которые, увы, не могут долго храниться. В это время, проезжая мимо арабских деревень, можно увидеть множество предприимчивых юных арабов, прямо на шоссе продающих свежий инжир.
В августе созревают «поздние смоквы» – самые вкусные, которые едят в свежем виде, сушат и хранят в связках. Это широко известные смоквы, фиги, винные ягоды или инжир, который теперь практически всегда продается в магазинах всего мира, и с которым так вкусно и полезно пить хороший чай.
Смоковница – любимое дерево жителей исламского мира, обильные плоды которого отличались особым вкусом, питательностью, целебными свойствами и служили символом духовного и житейского благоденствия.
Во все времена ее плоды были очень важными продуктами питания. Инжир ели свежим, сушили и прессовали в лепешки. Лепешки из сушеных смокв – еда очень сытная и компактная, прекрасно сохраняющая свои питательные и вкусовые качества в условиях жаркого климата. Это были своеобразные «консервы», незаменимые для путника и воина.
В предании из жизни имама Али ибн Мусы ар-Риза говорится: «Плод смоковницы удаляет дурной запах изо рта, укрепляет десны и кости, способствует росту волос и без всяких дополнительных лекарств излечивает от некоторых болезней».
В 1968-1970 г.г. с остатков древнего корабля, лежащего на дне Средиземного моря, неподалеку от приморского города Керения, расположенного на севере острова Кипр, на поверхость были подняты 404 античные остродонные амфоры. После тщательного исследования было установлено, что они пролежали под водой 23 столетия и в них перевозили вино и оливковое масло. Но самое интересное, что на корабле были обнаружены дольки чеснока, 18 оливковых косточек, 14 760 семян смоковницы (инжира) и около 10 000 плодов миндаля, свидетельствующих о том, что чеснок, сушеные смоквы, оливки и миндаль служили пищей экипажу судна, совершавшего дальнее по тем временам плавание между Кипром, греческими островами и, возможно, доходившего до портов Сирии.
Питательные свойства инжира
Спелые плоды инжира бывают разных цветов – от почти белого до темно-фиолетового. Для сушки больше подходят светлые плоды с золотистой кожицей и белой мякотью, около 5 см в диаметре. Их сушат 3-4 дня под солнцем, обязательно вверх отверстием, находящимся на верхушке плода.
Из плодов инжира варят варенье, джем. Пюре из плодов инжира применяют для начинки конфет и для изготовления восточных сладостей и пастилы. Из низкосортных сортов получают уксус. Из сушеного инжира варят компоты, делают муку, которая используется в кондитерском производстве в качестве добавки к тортам и пирожным. Свежие и сушеные плоды добавляют в плов, салаты и блюда из птицы.
Свежие плоды содержат 83% воды, до 1% белков, 0,5 % жиров, 12% сахаров, 3% пектиновых веществ и пищевых волокон; органические кислоты, антоцианы, кумарины, флавоноиды, тритерпеновые соединения, стерины, провитамин А (каротиноиды), В1, В2, В6, Вс(В9), С, Р, РР (ниацин, В3), D, макро- и микроэлементы: железо, калий, кальций, магний, натрий фосфор, цинк; ферменты протеазу, липазу, амилазу. В сушеных плодах доля сахаров увеличивается до 40-70%, что придает им насыщенный сладкий вкус.
Инжир хорошо усваивается организмом и имеет большую питательную ценность, придает силы, укрепляет память, улучшает мышление.
Про смоквы с древнейших времен было известно, что они обладают легким слабительным, мочегонным и отхаркивающим действием. В предании из жизни имама Али ибн Мусы ар-Риза говорится: «Плод смоковницы удаляет дурной запах изо рта, укрепляет десны и кости, способствует росту волос и без всяких дополнительных лекарств излечивает от некоторых болезней». И далее в нем говорится: «Инжир более всех прочих фруктов похож на плоды Небесных садов» (Бихар аль-Анвар, том 66, стр. 184).
Современные исследования подтвердили то, что было известно несколько столетий назад, и добавили к основным лечебным свойствам способность биологически активных веществ, содержащихся в плодах оказывать благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, проявлять антимикробное и противовоспалительное действие.
Свежие и сушеные плоды можно использовать в диетическом питании людям с нарушенным пищеварением, сопровождающимся привычным или хроническим запором, а также при наличии хронических, вялотекущих воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта, склонности к образованию тромбов и задержке жидкости в организме. Инжир как вкусное диетическое средство полезен людям, ослабленным болезнями, страдающим анемией, малокровием, а также тем, кто по причине преклонного возраста страдает от упадка сил. Инжир, содержащий большое количество легко усваиваемой фруктозы, быстро восстанавливает недостаток энергии в организме, устраняет умственное и физическое переутомление. В тоже время его не следует употреблять в пищу при острых заболеваниях или обострении хронических воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и больным сахарным диабетом.
Особое упоминание в Коране Всевышним Аллахом смоковницы, которую Он сотворил и даровал людям, указывает на великую пользу и важность плодов этого дерева для здоровья людей. Питательная ценность инжира и его польза для здоровья людей была полностью подтверждена в последние несколько десятилетий, благодаря новым возможностям медицинской науки, что еще раз являет нам удивительную мудрость и беспредельность знаний Всевышнего Творца.
Слово «смоковница» упоминается в Коране один раз, но зато целая сура носит название этого дерева, тогда как слово «олива» встречается в тексте Священного Корана шесть раз и еще один раз упоминается в косвенном виде: «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай и дает масло и приправу для вкушающих» (Сура «Верующие», 23/20). Если даже принять клятву смоковницей и оливой в прямом значении, потому что их плоды, которые обладают необыкновенными питательными свойствами, дающими человеку физические и духовные силы и всегда представляющие для людей пустыни высокую ценность, смысл их упоминания сохраняет свою огромную глубину и значимость, потому что их выбрал для клятвы сам Всевышний Аллах, ибо сказано: «Разве Аллах не является Наимудрейшим Судьей?»
Канон врачебной науки
Сущность. Инжир сам по себе обладает особым естеством, а его листьям и млечному соку присущи свойства йатту. Если не находят его листьев, то вываривают ветки дикого инжира, разломанные и раздробленные, и употребляют их сок. Выжатый сок из инжира добывают так же, как его добывают из других деревянистых растений. Сгущенный сок инжира по своим действиям походит на мед.
Выбор. Лучший инжир – белый, потом идет инжир красный и, наконец, черный. Наиболее спелый инжир – самый лучший и почти безвреден. Вяленый инжир достохвален по своим действиям; но только кровь, зарождающаяся от него, нехороша. Поэтому инжир вызывает появление вшей, если только не употреблять его с орехами, тогда химус от него будет хороший. За орехами идет в этом отношении миндаль. Самый легкий инжир – белый.
Естество. Красный инжир немного горяч, а в свежем инжире много водянистости и мало лекарственных свойств. Неспелый инжир очищает, кроме его млечного сока, но он несколько холоден. Вяленый инжир горяч в первой степени, у предела ее, и разрежен.
Свойства. Сухой инжир, особенно едкий, сильно очищает, способствует созреванию соков и рассасывает, а мясистый инжир больше способствует созреванию, и в нем есть питательность, он открывает соки и разрежает, а дикий инжир еще острей, и он сильней действует в этом отношении. Инжир питательнее всех плодов, Очень спелый инжир близок к тому, чтобы совсем не вредить, но в нем есть способность пучить. Острый сухой инжир иногда выходит за пределы очищения и доводит до изъязвления. Сухие листья инжира, если их отварить в настое черного волчьего лыка, становятся даже средством лечения от джараба у животных. Выжатый из листьев инжира сок сильно согревает, очищает и производит значительное смягчение, которое гонит гнилостные соки к коже и вызывает испарину, поэтому употребление его, я думаю, должно успокаивать жар. Сухой инжир тоже гонит соки наружу и вызывает испарину, а млечный сок инжира сгущает разжиженную кровь и молоко и разжижает загустевшие соки. Хотя питательное вещество инжира не так плотно, как питательное вещество мяса и злаков, но все же плотнее питательного вещества прочих плодов. Сила выжатого сока его веток, прежде чем они покроются листвой, близка к силе его млечного сока. От свертывания молока в желудке дают пить воду, дважды настоянную на золе инжирного дерева. Вода, настоянная на золе дубового дерева близка к инжиру в этом отношении. Инжирное вино – разреженно и порождает дурной сок. Веточки инжира обладают такой разреженностью, что даже разваривают мясо, если их варят с мясом. Смоковнице присуща сила, вытягивающая соки из глубины и рассасывающая то, что вытянуто.
Области применения инжира
Косметика. Неспелый инжир намазывают и прикладывают в виде лекарственной повязки на родимые пятна, всевозможные бородавки и на бахс, так же действуют листья инжира. Употребление инжира исправляет цвет лица, испорченный вследствие болезней и горячих рыхлых опухолей, и способствует созреванию нарывов. Особенно хорошо прикладывать его с фиалковым корнем, содой, известью и гранатовой коркой при ногтоеде. Млечный сок смоковницы помогает при трудно рассасывающихся опухолях, свинках и гнойниках; так же действует отвар смоковницы.
Инжир помогает от тусы, но особенно хороша при этом смоковница. Выжатый сок ее листьев стирает следы татуировки. С восковой мазью инжир прикладывают также на трещины от холода. Во всех этих случаях так же действует и его млечный сок.
Инжир вызывает большое отложение жира, который быстро рассасывается и способствует появлению вшей, говорят, вследствие испорченности его сока, а говорят – потому, что инжир быстро устремляется наружу и что его сок благоприятен для развития животной силы.
Опухоли. Из инжира прикладывают лекарственные повязки к твердым опухолям; так же действует инжир в отваре с плодами смоковницы и ячменной мукой. Неспелый инжир прикладывают при бахаке. Он способствует созреванию нарывов: свежий инжир при употреблении вызывает потницу. Отвар его в виде полоскания полезен от опухолей в горле и от опухолей у основания ушей. Инжир с коркой граната и фанизом прикладывают при ногтоеде. Сухой инжир вследствие своей сладости вреден при опухолях печени и селезенки. Когда же опухоль твердая, то он не вреден и не полезен, если только не смешать его с разрежающими и рассасывающими средствами; в этом случае очень полезен. Плоды смоковницы сильно рассасывают трудно излечимые опухоли.
Раны и язвы. Выжатый сок листьев инжира изъязвляет; отваром его с пеной горчицы смазывают при чесотке. Литья его помогают от лишаев.
Их прикладывают при крапивнице и язвах, содержащих густые жидкости. Вода, дважды настоянная на золе его древесины, разъедает и очищает гниющие застарелые язвы. Если употреблять инжир с коркой граната, он излечивает ногтоеду, а в сочетании с калкандом его применяют при злокачественных язвах на ногах. Млечный сок смоковницы склеивает раны.
Органы суставов. К неспелому инжиру и его листьям добавляют листья снотворного мака; этот состав прикладывают при заболеваниях надкостницы. Водой, дважды настоянной на золе древесины инжира, поливают болящий нерв. Иногда ее дают пить в количестве полутора укий.
Органы головы. Свежий и вяленый инжир помогает от падучей, а отвар его с горчичной пеной пускают в ухо, в котором слышится шум. Млечный сок инжира или сок, выжатый из его веточек, прежде чем они покроются листьями, помогает, если его прикладывать к разъеденному зубу. Его полезно употреблять в виде лекарственной повязки при опухоли под ухом; свежий инжир в виде порошка излечивает язвы на голове.
Органы глаза. Млечный сок инжира с медом помогает при влажной пелене, при начале катаракты, при утолщении век и утолщении оболочек глаза. Листьями инжира натирают при затвердении век и трахоме.
Органы груди. Свежий и сушеный инжир полезен при шершавости горла и подходит для груди и легочной трубки. Инжирное вино усиливает отделение молока, а также помогает от хронического кашля, от болей в груди и от опухолей легких и легочной трубки.
Органы питания. Инжир открывает закупорки в печени и в селезенке. Гален говорит: «Свежий инжир вреден для желудка, а сухой не вреден; если его съесть с мурри, он очищает желудок от излишков».
Инжир – одно из средств, которые прекращают жажду, возникающую от соленой слизи. Сухой инжир возбуждает жажду и помогает от водянки, особенно с горькой полынью. Пить вино из инжира тоже полезно для желудка, но это отбивает аппетит к еде. Инжир быстро спускается и быстро проходит в сосуды вследствие своего очищающего свойства. Сухой инжир вреден для опухшей печени и селезенки только вследствие своей сладости, а если опухоль твердая, то он ни вреден, ни полезен. Употребление инжира натощак, особенно в сочетании с орехами и миндалем, удивительно полезно в отношении открывания путей питательных веществ, однако питательность инжира в сочетании с орехами больше питательности его в сочетании с миндалем. Если же есть инжир с пищей, сгущающей соки, вредоносность его становится очень значительной. Плоды смоковницы очень вредны для желудка и мало питательны, но в виде лекарственной повязки с ушшаком или с млечным соком смоковницы они полезны при затвердении селезенки. Все сорта инжира не подходят при излиянии в желудок излишков.
Органы извержения. Инжир, свежий и вяленый, полезен для почек и мочевого пузыря. Он помогает переносить задержание мочи, но не подходит при излиянии материи в кишки. Выжатый сок листьев инжира открывает устья сосудов в заднем проходе, а свежий инжир смягчает и слегка послабляет, особенно если его принимать с толченым миндалем. Таково же его действие при затвердении матки, если его смешать с содой и с красильным сафлором и принимать перед едой. Млечный сок его с яичным желтком вводят во влагалище, это очищает матку и гонит месячные и мочу. Из инжира также делают лекарственные повязки с пажитником при заболеваниях матки. В смеси с рутой он входит в клизмы от резей в кишках. Инжир, и особенно его млечный сок, если их употреблять, гонят песок из почек. Если взять творожную сыворотку с млечным соком и накапать ее в молоко, которое легонько помешивают веткой смоковницы, то оно сильнее отпускает естество и очищает почки. Водой, дважды настоянной на золе древесины инжира, поят страдающего поносом и дизентерией в количестве полутора укий или делают из нее клизму; в обоих случаях воду смешивают с оливковым маслом.
Инжирное вино гонит мочу и месячные и смягчает естество. Вследствие его очищающего свойства оно быстро спускается из желудка и быстро проникает в сосуды.
Яды. Млечный сок инжира в виде витамина помогает от укуса скорпиона, а также помогает от укуса каракурта. Неспелый инжир или свежие листья инжира прикладывают при укусе бешеной собаки, и это помогает. Их прикладывают в виде лекарственной повязки с викой чечевицеобразной на укус ласки, и это приносит пользу. Вода, дважды настоянная на золе древесины инжира, помогает в виде питья или втирания от укуса каракурта. Плоды смоковницы в виде питья или мази помогают от укусов ядовитых животных».