Что такое смс и как это работает
Как устроена СМС-рассылка и СМС-спам The Village разобрался, как рассылаются сообщения о списании денег со счёта, распродаже в магазинах и просто спам, и выяснил, как работает мобильный маркетинг
Денис Волков
коммерческий директор Devino Telecom
Кто присылает СМС
Мы девять лет на рынке, отправляем свыше полумиллиарда СМС в месяц. Это только легальные рассылки, на которые абонент дал согласие. Среди заказчиков — «Эльдорадо», «Спортмастер», «М.Видео». Всего наша компания обслуживает около тысячи клиентов.
Примерно 70 % сообщений — информационные: поступление переводов, списание денег со счёта, сведения о подаче такси или заказах в интернет-магазинах. Даже крупные банки не рассылают СМС сами — наша компания выполняет роль посредника, передавая сообщения в сеть оператора: банкам, да и не только им, взаимодействовать с оператором напрямую невыгодно и технически сложно.
Оставшиеся 30 % трафика приходятся на рекламные СМС, это сообщения о скидках и акциях. Крупные компании проводят рассылку по своей базе. Если собственной базы у клиента нет, то он может разослать сообщения согласным на это абонентам сотовой связи. Такая услуга оказывается оператором, мы же выступаем в роли агента, прямого доступа к базе у нас нет. Подобная рассылка стоит дороже. К тому же одному абоненту нельзя отправить больше двух рекламных сообщений в месяц от всех компаний.
Реклама отделяется от информационных сообщений и просматривается модераторами на предмет соответствия законодательству, в то время как одноразовые пароли интернет-банка, к примеру, отправляются абоненту мгновенно. За прошлый месяц было отклонено более 80 миллионов сообщений.
Крупные ретейлеры, конечно, не присылают СМС с рекламой наркотиков. Но к нам подключены менее крупные региональные агрегаторы — много спама приходит от них. Модераторы выявляют нарушения и сообщают об этом отправителю.
Как к вам приходит СМС-рассылка
Банковская рассылка
Вы даёте номер телефона при открытии счёта в банке и подключаете услугу СМС-оповещения.
После транзакции отдел процессинга банка передаёт
сообщение с текстом СМС и номером телефона клиента по защищённому каналу агентству.
Агентство определяет мобильного оператора адресата и пересылает ему сообщение.
Оператор посылает СМС абоненту.
Рассылка магазина
Вы оставляете номер телефона при получении бонусной карты и даёте согласие на получение рассылки.
Маркетинговый отдел магазина просит агентство разослать сообщение об акции по базе покупателей.
Модератор агентства проверяет текст СМС на соответствие закону о рекламе.
Если сообщение одобрено, агентство пересылает его оператору.
Оператор присылает СМС.
Рассылка спама
Спамеры собирают телефонные номера (могут использоваться украденные базы операторов или данные из интернета).
Делают массовую рассылку через международных операторов и недобросовестные агентства.
Российский оператор получает СМС и пересылает абоненту (с 21 октября, после вступления в силу закона о запрете СМС-спама, оператор будет блокировать массовые рассылки от компаний, не заключивших с ним прямой договор).
Как устроен рынок
Наша компания — одна из крупнейших на легальном рынке СМС-рассылки, доля оценивается в 50 %. Каждый месяц мы рассылаем порядка 500 миллионов сообщений, стоимость каждого — около 30 копеек, в зависимости от типа заказчика и объёма рассылки. Соответственно, выручка составляет от 150 миллионов рублей в месяц.
Большинство представителей рынка — маленькие компании, состоящие из двух-четырёх сотрудников. Чаще всего они работают на существующих платформах, нашей в том числе. Devino Telecom предоставляет систему под ключ — клиенту нужно только придумать название, сделать сайт и нанять продавцов. Всего у нас порядка ста реселлеров — охвачены почти все регионы.
Если всю белую СМС-рассылку можно оценить в миллиард рублей в месяц, то чёрный рынок, по нашим ощущениям, составляет ещё столько же.
Зачем магазинам рассылки
Все крупные ретейлеры занимаются привлечением и удержанием клиентов, и им просто необходимо проводить рассылку. В октябре-декабре — высокий сезон, все сообщают о распродажах и акциях. Есть заказчики, у которых дела распланированы на полгода. Некоторые не знают, что будет завтра. Кто-то внезапно захотел провести рассылку, и мы помогаем: система позволяет разослать одновременно свыше 100 миллионов сообщений.
Мне кажется, СМС — это самый действенный инструмент планомерного воздействия на аудиторию. За несколько минут можно донести информацию до тысяч людей. Это необходимая услуга: так работают сервисы одноразовых паролей, оповещения и другие важные вещи.
Как реагируют абоненты
СМС-сообщение — эффективный способ коммуникации: оно приходит моментально, и 98 % людей его просматривают. Оптимальная частота — три контакта с абонентом в месяц. Если отправлять реже, то клиент может утратить связь с брендом, а если чаще — начинает уставать.
Некоторые абоненты жалуются на получение рекламной рассылки, согласия на которую не давали. В этом случае человек может обратиться к нам, затем мы узнаём у заказчика, подписывал ли абонент согласие на получение СМС. Если не подписывал, то рассылка прекращается. Тем, кого раздражают рекламные СМС, я бы посоветовал позвонить компании-отправителю и попросить отписать от услуги. Это наиболее действенный способ.
Впрочем, иногда пользователи жалуются даже на информационные сообщения от банка. Бывает, что человек звонит оператору, требуя, чтобы его отписали от всех рассылок, а позже жалуется, что ему не приходят СМС о списании денег.
Инфографика: Наталья Осипова
Как устроена отправка SMS
SMS как способ коммуникации не утратил актуальность несмотря на активное развитие смартфонов — наоборот, более удобного способа связи во многих ситуациях просто нет. Кроме того, это мощный маркетинговый инструмент. О том, как работает отправка SMS, как устроены SMS-рассылки и как отправить SMS со своего компьютера — мы и поговорим в этой статье.
SMSC (SMS-центр)
SMSC представляет собой сочетание аппаратного и программного обеспечения, ответственного за передачу, защиту и хранение истории пересылки коротких сообщений. Главная задача SMSC – отправлять смс сообщения и контролировать процесс. Если получатель недоступен (например, его мобильный выключен), то SMSC сохранит сообщение и отправит его, когда получатель станет доступен.
Как правило, в SMSC входят:
SMS-сервер
Серверное приложение или специализированное ПО, которое обеспечивает двухстороннюю связь модуля СМС и непосредственно устройства связи (мобильного телефона). Также, SMS сервер предназначен для обработки и хранения сообщений. Примером SMS-сервера может быть ePochta SMS, Альфа SMS, Prostor, TurboSMS и другие.
SMS-шлюз
Осуществляет взаимодействие SMS-сервера с другими серверами и облегчает трафик SMS между серверами и абонентами мобильной связи. Существует, например, Web2SMS, SMS2Email, SMS2Skype и т.п. SMS центры для передачи данных используют различные сетевые протоколы. При несовпадении используемых протоколов, два SMS центра могут друг друга «не понять». Тогда SMS-шлюз выступает своеобразным посредником между ними, транслируя сигналы одного сетевого протокола в понятные другому.
Наиболее распространенными являются SMPP, HTTP/HTTPS протоколы, которые поддерживают многие SMS сервисы и сервис ePochta SMS.
SMPP (Short message peer-to-peer protocol – короткое сообщение равноправных узлов)
SMS-рассылка – легко!
Благодаря наличию таких сетевых структур для поддержки массовой рассылки, как SMSC и SMS сервисы, отправка сообщений происходит непосредственно с личного компьютера, подключенного к интернету.
Работа с SMS-сервисом происходит путем регистрирования и создания личного кабинета внутри сервиса.
Личный кабинет – ваш мини SMS-центр с данными об SMS-рассылках. Он дает возможность загружать, сохранять, редактировать сообщения и список рассылки, получать отчеты, планировать рассылку (по дате и времени), ознакомиться с наиболее частыми вопросами или обратиться в службу технической поддержки и т.д. При использовании личного кабинета, процесс рассылки упрощается до минимума:
Работая с готовым SMS центром или создавая свой собственный, следует помнить о конфиденциальности информации и антиспам-политике, которые должны стать главными принципами деятельности.
Услуга передачи SMS-сообщений стала набирать популярность после разработки и внедрения бизнес-модели обслуживания по предоплате. Компания Ericsson была в числе первых, кто сделал возможным взимание оплаты за передачу SMS-сообщений в реальном времени, в результате чего эта услуга приобрела массовый характер.
Содержание
Первым шагом к созданию по-настоящему интерактивных SMS-сервисов стало развитие мобильной коммерции. Если поначалу сервисы мобильной коммерции предлагали оплатить по SMS покупку java-игр, картинок или мелодий, то позже с помощью SMS пользователь получил возможность управлять своим банковским счетом, совершать переводы денежных средств, заказывать и оплачивать услуги, в том числе государственные. Функциональность подобных SMS-сервисов вплотную приблизилась к веб-сайтам и мобильным приложениям, и их востребованность это подтверждала.
Однако SMS используется не только в качестве канала предоставления услуг мобильной коммерции. Традиционно SMS применяется в качестве информационного канала. Но доступность SMS каждому абоненту сотовой связи и очевидная простота использования сервиса коротких сообщений привлекла к этому каналу интерес со стороны провайдеров различных услуг, доступ к которым ранее был возможен только с устройств, имеющих подключение к сети интернет.
Развитие технологии передачи коротких сообщений оказало влияние не только на общение между людьми, но и на сам язык общения. Сервисный лимит одного сообщения в 160 символов послужил толчком к появлению нового SMS-языка. Его влияние оказалось настолько серьезным, что такие сокращения, как:
были включены в Оксфордский словарь английского языка.
Факты и цифры
Как работает SMS: короткое видео
Джексон Робертс (Jackson Roberts) сделал это видео в качестве школьного проекта. Что происходит, когда вы отправляете сообщение? В тот момент, когда вы нажимаете на тачскрин в месте, где нарисован символ «отправить», вы меняете электрическое поле под стеклом. Это изменение регистрируется и обрабатывается; драйвер обрабатывает движение вашего пальца и интерпретирует его как команду включить радиопередатчик. Передатчик отправляет радиоволну, ее подхватывает базовая станция, сигнал передается на спутник и обратно на Землю, где его принимает другая базовая станция, ближайшая к адресату. От станции сигнал уходит на приемник в смартфоне адресата — и на экране появляется сообщение.
SMS-рассылки
Первое в мире SMS-сообщение продали в качестве NFT за 132 680 евро
В декабре 2021 года первое в мире SMS-сообщение продали с аукциона Aguttes в Париже в формате невзаимозаменяемого токена (NFT). Неизвестный покупатель заплатил за лот 132 680 евро. Он получил оригинальный протокол связи, по которому было передано сообщение, а также цифровую рамку с изображением послания. Подробнее здесь.
В РФ вступил в силу закон о блокировке звонков и SMS из-за границы по подменным номерам
1 декабря 2021 года вступил в силу закон о блокировке операторами связи звонков и SMS-сообщений из-за рубежа в Россию по подменным номерам. Подробнее здесь.
Любой телефон можно взломать простым SMS-сообщением
В сентябре 2019 года стало известно о том, что любой телефон можно взломать простым SMS-сообщением. Об уязвимости, получившей название Simjacker, сообщили в компании AdaptiveMobile Security, специализирующейся на информационной безопасности. Подробнее здесь.
Эксперты оценили экономию банков от отмены СМС-уведомлений
По расчетам экспертов, расходы финансового сектора на СМС-оповещения составляют около 20 млрд рублей в год. Таким образом, совокупная экономия может составить 5—6 млрд рублей. Однако если у пользователя не работает Интернет, банк обязан отправить ему СМС, что выступает дополнительной финансовой нагрузкой.
В ЦБ сообщили, что по закону банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции по платежной карте. Порядок такого уведомления устанавливается в договоре с клиентом, подчеркнули в регуляторе.
В банках подтвердили, что push-уведомления обходятся значительно дешевле, чем СМС. Также переход на push-уведомления особенно выгоден на фоне постоянно повышающихся расценок сотовых операторов на сервис. При этом лишь три банка из топ-10 не берут плату за push-уведомления: ВТБ, Альфа-Банк и Промсвязьбанк. В среднем ежемесячно на услугу оповещений как в СМС-, так и в push-формате, клиентам приходится тратить 60 рублей. В некоторых банках на определенных тарифах эта сумма достигает 600 рублей. Рush-уведомления кредитным организациям обходятся почти бесплатно.
В Альфа-Банке доля нового канала информирования в общем объеме уведомлений составляет более 50%, в Совкомбанке — более 30%, в Райффайзенбанке — 25%, в Ситибанке — 15%, рассказали в кредитных организациях. Около 80% пользователей приложения Московского Кредитного Банка уже перешли от СМС к push-уведомлениям, а в банке «Санкт-Петербург» — около 90%.
«Мегафон» оспорил в суде решение ФАС по делу об SMS-рассылках
21 августа 2019 года стало известно, что Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Мегафона» к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Иск был подан в связи с решением ФАС от мая 2019 года, в котором компания признавалась нарушителем антимонопольного законодательства в части повышения стоимости SMS-рассылок и установления неравных условий для государственных и негосударственных банков.
Пресс-служба ФАС подтвердила агентству Rambler News Services (RNS) проигрыш дела в арбитраже, добавив, что ожидает полного текста решения суда. Разбирательство в ФАС касается не только «Мегафона», но и трех других федеральных сотовых операторов – «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), «Т2 Мобайл» (торговая марка Tele2) и «Мобильных телесистем» (МТС). Жалобы на повышение этими операторами цен на SMS-рассылки в 2017 году подали банк Русский стандарт и некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка (НСФР)» (НСФР).
ФАС обязала всех четырех операторов устранить нарушения, но этого не произошло. После этого ФАС возбудила дела в отношения всех четырех компаний и в мае 2019 года признала их всех нарушителями антимонопольного законодательства. «Вымпелком», Tele2 и «Мегафон» не согласились с этими вердиктами и обратились с исками в суд против ведомства. По данным на август 2019 года рассмотрение исков «Вымпелкома» и Tele2 еще не завершено.
Как следует из материалов ФАС, наибольший рост расценок произошел у «Мегафона». Компания предоставляет соответствующие сервисы с помощью двух услуг: «Мобильное информирование. ФИКС» и «Мобильное информирование». Первая услуга предполагает одинаковую стоимость отправки SMS независимо от их типа.
Во второй услуге предполагается дифференциация расценок в зависимости от типа SMS: транзакционное, рекламное или сервисное. Также данная услуга позволяет приобретать пакеты сообщений со сниженной ценой отправки одного SMS (так называемая степ-тарификация).
Как пришла к выводу ФАС, ранее при применении степ-тарификации в «Мегафоне» стоимость отправки одного сервисного SMS начиналась от 0,2 руб., позже минимальная стоимость составила 1,2 руб. То есть рост тарифа составил 500%. Для рекламных SMS при использовании степ-тарификации минимальная стоимость отправки одного сообщения выросла с 0,44 руб до 1,5 руб, то есть рост составил 241%. Кроме того, если до марта 2018 года «Мегафон» применял 23 шага для степ-тарификации, то с марта 2018 стал использовать только шесть.
Сотовые операторы пытались доказать ФАС, что они не занимают доминирующего положения на рынке рассылки информационных сообщений. С учетом нынешнего состояния развития сетей связи в товарные границы этого рынка, помимо SMS, входят еще электронная почта, push-уведомления и мессенджеры.
Однако банк «Русский стандарт» возразил, что наиболее удобным способом информирования для клиентов все еще является SMS. С этой позицией согласились Райфайзенбанк, Тинькофф Банк, Совкомбанк, ОТП Банк, и банк «Ренессанс Кредит». ФАС провела собственный опрос потребителей, результаты которого также подтвердили заявление «Русского стандарта». [2]
Банки потратили 20 млрд на SMS и переходят на push-уведомления
В 2018 году банки в России потратили на рассылку SMS-сообщений в общей сложности 20 млрд рублей, подсчитали в компании AC&M Consulting, данные которой были представлены в конце мая 2019 года. На фоне роста операторских тарифов кредитные организации всё более активно осваивают push-уведомления.
Банки платят сотовым компаниям за отправку каждого SMS. За последние несколько лет стоимость одного такого сообщения выросла 0,03 до 0,7-1 руб., рассказали РБК два участника рынка в конце мая 2019 года.
Для клиентов услуга push-уведомлений стоит столько же, сколько информирование через SMS (в некоторых банках этот сервис бесплатен). При этом рассылка сообщений через канал push обходится банках дешевле.
Самой высокой доля push-уведомлений от общего числа сообщений (около 30%), которые банк рассылает клиентам, оказалась у Альфа-банка. У Райффайзенбанка соотношение push-уведомлений и SMS-сообщений составляет 1 к 3, у банка «Открытие» доля push-уведомлений доходит до 25%. У Сбербанка показатель составляет около 20%, у Московского кредитного банка — 15%.
К преимуществам данной технологии относят ее бесплатность (ряд банков экономит благодаря использованию push-уведомлений от 15 до 25% затрат на уведомление клиентов), а также возможность передачи большего объема информации благодаря адаптированности сервиса к мобильным устройствам.
Однако полностью отказаться от SMS-рассылок банки не смогут, говорит аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова. Для отправки push-уведомлений должны одновременно соблюдаться три условия: наличие у клиента смартфона, установленное на нём приложение банка и подключение к интернету.
ФАС признала «Вымпелком», МТС и Tele2 нарушителями антимонопольного законодательства
15 мая 2019 года стало известно о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала сотовых операторов «Мобильные телесистемы» (МТС), «Вымпелком» и «Т2 Мобайл» нарушителями Закона «О защите конкуренции». Речь идет об установлении дискриминационных условий при формировании тарифов на SMS-рассылки для государственных и коммерческих организаций, которые ставят потребителей в неравное положение.
Как сообщалось, еще в 2017 г. ФАС получила жалобу от Национального совета финансового рынка (НСФР) из-за роста цен на SMS-рассылки. После этого началось расследование по данному факту.
Летом 2018 г. ФАС выдала предписание указанным сотовым операторам, а также «Мегафону», об устранении разницы в тарифах на SMS-рассылки для коммерческих и государственных банков. Предписание не было устранено, в связи с чем ФАС возбудила дело в отношении всех четырех операторов.
ФАС обнаружила, что разница в тарифах на SMS-рассылки для государственных и частных компаний может достигать 10 раз. Такое обстоятельство создает дискриминационные условия и противоречит антимонопольному законодательству.
ФАС признала: «Вымпелком», МТС и Tele2 устанавливали разную цену на SMS-рассылки для государственных и частных банков Одним из примеров, где наблюдается дискриминация, является рассылка банками информационных, сервисных и транзакционных SMS. Ситуация усугубляется тем, что в 2018 г. был принят закон, обязывающий банки информировать заемщиков о задолженности и остатке лимита кредитования при совершении каждой операции по карте.
Каким именно госбанкам сотовым операторы делают скидки на SMS-рассылки, не сообщается. Однако известно, что из розничных банков под контролем государства находятся Сбербанк и ВТБ.
Пока нарушителями антимонопольного законодательства признаны «Вымпелком», МТС и Tele2. Рассмотрение дела в отношении «Мегафона» состоится 16 мая 2019 г. Кроме того, еще одно отдельное нарушение было выявлено у «Вымпелкома»: оператор отменил возможность транслитерации SMS-сообщений с кириллицы на латиницу.
Поскольку максимальная длинна SMS-сообщения на кириллице в два раза меньше максимальной длинны сообщения на латинице, это привело к удорожанию стоимости рассылки SMS-сообщений в два раза. При этом «Вымпелком» никак не обосновал подобного рода действия.
МТС заявила о своем несогласии с решением ФАС. Компания не занимает доминирующего положения на рынке, так как SMS не является единственным каналом информирования абонентов. У заказчиков рассылок есть несколько способов информирования своих клиентов, например, через электронную почту, push-уведомления и приложения.
В Tele2 заявили о несогласии с обвинениями, прозвучавшими в пресс-релизе ФАС. Решение об обжаловании действий ведомства оператор примет после получения текста предписания и решения ФАС. В «Вымпелкоме» не прокомментировали ситуацию.
Также сообщалось, то это уже не первая попытка ФАС отрегулировать рынок SMS-рассылок. В 2015 г. вступили в силу изменения в законодательстве, обязывающие сотовых операторов бороться с SMS-спамом.
Большинство заказчиков, как правило, подключают рассылки через SMS-агрегаторов. До той поры операторы выставляли агрегаторам скидки исходя из общего объема отправленных всеми их заказчиками сообщений. После же изменений в законодательстве сотовые операторы перешли к поаккаунтной модели тарификации: идентифицировался каждый конкретный заказчик, и исходя из объема отправленных им сообщений ему выставлялась скидка.
ФАС обязала сотовых операторов устранить это нарушение. Однако «Вымпелком» и Tele2 успешно обжаловали предписание ФАС в Арбитражном суде, и оно было отменено. [4]
J’son & Partners Consulting: выручка российского рынка мобильного информирования составила 22,97 млрд рублей
J’son & Partners Consulting представила в апреле 2019 года краткие результаты исследования российского рынка мобильного информирования 2017-2021 гг. На сегодняшний день в мобильном информировании в сегменте A2P (Application-to-Person) можно выделить две больших подсегмента: SMS-рассылки и информирование через мессенджеры.
В целом выручка рынка A2P мобильного информирования (через SMS-рассылки и мессенджеры) по оценкам экспертов компании J’son & Partners Consulting в 2018 г. составила 22,97 млрд руб. Рынок продолжит динамично расти и достигнет к 2021 г. почти 37 млрд руб.
SMS-рассылки являются одним их основных, хорошо зарекомендовавшим себя способов мобильного информирования и инструментом мобильного маркетинга. В отличие от отрицательных прогнозов на развитие общемирового рынка SMS в России услуга демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.
Основным драйвером будет развитие сегмента банковских информационных рассылок, на что влияет рост мобильной аудитории и развитие мобильных платежей. Ритейл, визовые центры, посольства, государственные структуры также не откажутся от рассылок SMS, так как они обеспечивает надежность доставки информации клиенту.
Основным конкурентом SMS-рассылок на рынке клиентских уведомлений в сегменте A2P являются мессенджеры, что повторяет общемировую тенденцию. В России, по данным опроса, проведенного J’son & Partners Consulting в 2018 г., в пятерку наиболее популярных мобильных мессенджеров и соцсетей вошли «ВКонтакте», Whatsapp, Viber, Telegram и Skype).
Банки потратили 20 млрд рублей на SMS и переходят на push-уведомления
В 2018 году банки в России потратили на рассылку SMS-сообщений в общей сложности 20 млрд рублей, подсчитали в компании AC&M Consulting, данные которой были представлены в конце мая 2019 года. На фоне роста операторских тарифов кредитные организации всё более активно осваивают push-уведомления. Подробнее здесь.
ФАС против «большой четверки»
Как и другие организации, банки используют SMS, чтобы оповещать клиентов об операциях по их счетам, а также рассылают информационные и сервисные сообщения. Информировать клиентов об операциях по картам банки обязаны согласно закону «О национальной платежной системе».
Расследование ФАС показало, что организациям с государственным участием в капитале услуги SMS-рассылки предоставляются на одних условиях, а полностью частным организациям — на других. Разницу в условиях ФАС характеризует как существенную.
Регулятор пришел к заключению, что операторы создали дискриминационные условия, поставив потребителей SMS-рассылки в неравное положение. Их действия были квалифицированы как нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции», дела были возбуждены на основании части 8 статьи 39.1 того же закона.
ФАС не смогла заставить операторов снизить цены на SMS-рассылки
18 декабря 2017 апелляционная инстанция подтвердила вердикт суда первой инстанции об отмене предписания ФАС по делу об SMS-рассылках.
Причины подорожания SMS-рассылок
В 2014 году вступили в силу поправки в Закон «О связи», обязывающие сотовых операторов бороться с SMS-спамом. В том числе операторов обязали идентифицировать конечных заказчиков рассылок, проверять наличие согласия абонента на получение рассылки и прекращать рассылки по требованию пользователей.
А SMS-агрегаторы вынужденно ввели дополнительную сервисную комиссию.
Рассматривая жалобу, комиссия ФАС установила, что региональный сотовый оператор «Екатеринбург-2000» (торговая марка «Мотив») не переходил на поаккаунтную модель тарификации и, как результат, не наблюдалось роста цен на SMS-рассылки его абонентам.
По итогам рассмотрения дела ФАС признала «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2 виновными в злоупотреблениями доминирующими положениями и обязала их отменить поаккаунтную тарификация, а скидку выставлять исходя из общего объема всех отправленных SMS-через одного агрегатора.
«Вымпелком» и Tele2 не согласились с вердиктом ФАС и обратились в суд. Он занял сторону операторов. Суд установил, что ФАС вынесла вердикт исходя из аналитического отчета о состоянии рынка SMS-рассылок. В то же время ФАС нарушила нормы законодательства и собственные разъяснения, не указав в этом отчете объем соответствующего товарного рынка и процентные доли, которые занимают хозяйствующие субъекты.
ФАС исходила из того, что «Вымпелком», МТС, «Мегафон» и Tele2 занимают доминирующее положение на рынке SMS-рассылок, потому что они занимаются доминирующее положение на рынке сотовой связи. Однако суд указал, что это два совершенно разных рынка, а услуги доступа к сотовой сети и SMS-рассылок не являются взаимозаменяемыми.
В аналитическом отчете ФАС не описала роль SMS-агрегаторов: они не отнесены, ни к поставщикам услуг (операторам связи), ни к потребителям (заказчикам услуг).
По мнению суда, не верен вывод о том, что переход к поаккаунтной модели тарификации не является выгодным для заказчиков SMS-рассылок. Такая модель тарификации необходима сотовым операторам для выполнения требований Закона «О связи» об идентификации заказчиков рассылок. Также с переходом на поаккаунтную модель тарификации сотовые операторы смогли ввести услугу «Партнерские SMS-сервисы», которая позволяет создавать шаблоны SMS-сообщений, применять индивидуальные настройки и т.п.
Наконец, суд указал, что покупателями на рынке SMS-рассылок выступают конечные заказчики, поэтому, с точки зрения оператора, правильнее стимулировать их, а не агрегаторов, скидками для увеличения объема рассылок. К тому же, как было указано в представленном ФАС и суду отчете TMT Consulting, у конечных заказчиков рассылок есть выбор между различными каналами осуществления рассылок: мессенджерами, электронной почтой и т.д.
ФАС выдала предписание из-за повышения стоимости смс-рассылки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выдала предписание российским сотовым операторам из-за повышения стоимости рассылки смс-сообщений. Закон нарушили МТС, «Мегафон», «Вымпелком» («Билайн») и «Т2 Мобайл» (Tele2).
По данным ФАС, компании с октября 2014 года по декабрь 2015 года ввели новый порядок расчета с смс-агрегаторами за услуги рассылки сообщений, согласно которому агрегаторы стали оплачивать смс-трафик, исходя из тарифной шкалы за объем каждого конечного заказчика.
Ранее действовала система расчета стоимости услуг по его общему объему, направленного от всех конечных заказчиков смс-рассылок на сеть оператора связи через оборудование смс-агрегатора. «Это позволяло устанавливать для конечных заказчиков рассылок меньший тариф за услуги рассылки сообщений»,— отметили в ФАС, добавив, что в результате введения учета объема смс-трафика каждого клиента отдельно, тарифы на рассылку смс-сообщений для конечных заказчиков рассылок значительно увеличились.
2016: Число SMS-рассылок в России снизилось
Основные варианты информирования с использованием электронных средств:
На долю бесплатной рассылки SMS приходится не более трети всех вариантов рассылок по трафику сообщений, тогда как на доставку сообщений посредством электронной почты приходится 53% всех сообщений, что говорит о явном доминировании данного варианта.
Абоненты получают больше сервисных сообщений, нежели рекламных
Количество транзакционных смс-сообщений, получаемых абонентами сотовой связи, превосходит количество рекламных. На рекламные сообщения приходится лишь 12% от общего входящего трафика абонента. Объем входящего трафика пользователей мобильных телефонов подсчитала компания Devino Telecom.
При этом значительно чаще абонентам приходят SMS-уведомления от банковских структур, информация о подаче такси и сообщения, связанные с покупками в интернет-магазинах. Примечательно, что жители мегаполисов получают в 3 раза больше SMS-сообщений, чем жители небольших городов.
В среднем, ежемесячно одному жителю мегаполиса поступает более 25 информационных SMS-сообщений разного типа. Такие показатели зафиксированы у 44% пользователей мобильных телефонов. Треть абонентов ежемесячно получает от 10 до 15 сообщений. От 15 до 25 SMS приходят на телефон 25% пользователей.
Поток сообщений с незаконной рекламой сократился. По данным аналитического центра Devino Telecom, в июле модераторами было заблокировано 287 335 сообщений. Это почти на 200 000 меньше, по сравнению с данными, зафиксированными в июне – 454 678 SMS.
По результатам 2014 года, в ТОП-5 отраслей, которые используют SMS-маркетинг, в него вошли по данным Devino Telecom:
Прогноз объем рынка СМС-рассылок до 2020 года
Единая мобильная платформа города Москвы (ЕМП)
Одним из ярких примеров использования SMS в качестве эффективного канала предоставления разнообразных интерактивных сервисов является Единая мобильная платформа города Москвы (ЕМП). ЕМП представляет собой городскую мобильную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие отраслевых информационных систем и мобильных сервисов, предоставляемых в виде мобильных приложений или SMS/USSD сервисов. В рамках платформы реализовано более 20 различных SMS-сервисов, позволяющих горожанам получать городские электронные сервисы, среди которых получение информации о штрафах ГИБДД, запись на прием к врачу, передача показаний счетчиков водоснабжения и электроэнергии, контроль посещаемости школьников. Социальный характер многих городских сервисов определил необходимость обеспечения максимального охвата аудитории. Поэтому большая часть сервисов в равной степени доступна как пользователям смартфонов, так и владельцам самых простых мобильных телефонов.
Сервис «Штрафы ГИБДД»
Одним из наиболее популярных московских городских сервисов является сервис «Штрафы ГИБДД». С помощью данного сервиса пользователи могут, как самостоятельно проверять наличие неоплаченных штрафов, так и подписаться на интерактивные SMS-оповещения, которые своевременно проинформируют о получении нового штрафа. В ходе сравнительного анализа данных оказалось, что, несмотря на предоставленную возможность пользователям смартфонов просматривать штрафы через приложение и получать оповещения в виде push-нотификаций, большинство предпочитает получать информацию о новых штрафах именно в виде SMS: ежемесячно фиксируется более 300 тыс SMS-запросов к сервису, а общее число пользователей превысило 160 тыс.
Сервис «Эвакуация»
Оценить интерактивные возможности SMS можно на примере другого популярного городского сервиса – «Эвакуация». Благодаря этому сервису московские водители имеют возможность получать информацию о факте эвакуации своего автомобиля: время эвакуации, причина, адрес штраф-стоянки. Как и в случае с сервисом «Штрафы ГИБДД», подавляющее число пользователей данного сервиса использует SMS для получения информации: ежемесячно фиксируется более 19 тыс SMS-запросов к сервису, а общее число пользователей превысило 50 тыс. «Оперативность» SMS, независимость от качества связи или доступности интернет-соединения определило значительное преобладание именно SMS-подписок над push-нотификациями.
Согласно отчету аналитической компании J’son & Partners Consulting, рынок SMS-рассылок в России в 2013 году вырос в 1,7 раза — до 101 млн долларов против 60 млн долларов в 2012 году. Как отмечают аналитики, большая часть всего объема SMS-рассылок — или 70% — составляли SMS-уведомления банков своим клиентам. Остальной трафик рассылок составляли рекламные сообщения торговых сетей, интернет-магазинов, автоперевозчиков, предприятий услуг, электронных платежных систем. При этом значительная часть рекламного трафика приходилась на спам.
Диапазон цен на рассылки очень широк и варьирует от 4 копеек за одно SMS (у «черных» агрегаторов для случая большого объема рассылок) до 1,35 рубля (при невысоком объеме рассылок у одного из операторов «большой тройки»). До конца 2013 года SMS-рассылки осуществлялись по схеме, которая не требовала заключения прямых договоров с оператором. То есть компания-заказчик SMS-рассылки могла воспользоваться услугами не операторов, а посредников, которые не заключали договоры с операторами мобильной связи напрямую. Начиная с конца 2013 года крупнейшие сотовые операторы приняли ряд мер по предотвращению спам-рассылок SMS своим абонентам. Так, «Мегафон», МТС, Tele2 стали блокировать входящие SMS-рассылки с коротких и буквенно-символьных номеров отправителя или SMS-агрегатора, который не имеет прямого договора с оператором. В результате объем спама стал уменьшаться.
По данным сотовых операторов, объем SMS-спама после реализации мер по его пресечению уменьшился в 3-4,5 раза. По прогнозу J’son & Partners, темпы роста рынка SMS-рассылок в России замедлятся вследствие принимаемых мер по борьбе со спамом. Ожидается, что в 2016 году объем этого рынка в стране составит 137 млн долларов.
1992: Отправлено первое SMS
SMS-рассылки в Белоруссии
Проект постановления предлагает внести в Правила оказания услуг электросвязи дополнения в части закрепления обязанности оператора электросвязи рассылать SMS в сети других операторов электросвязи только при наличии заключенных с такими операторами договоров на прием и рассылку SMS. Оператор электросвязи обязан будет делать рассылку SMS только с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, а по письменному заявлению абонента прекратить передачу SMS-сообщений. Исключение делается только для сообщений оператора об услугах электросвязи и сообщений, «передача которых осуществляется оператором в соответствии с законодательством».
В проекте также определены технические показатели, характеризующие доступность сети, непрерывность связи, качество передачи речи, качество услуг передачи данных. Параметры качества оказываемых операторами должны быть не хуже параметров, прописанных в приложении.
Доходы операторов связи от SMS и MMS в мире
Мировые доходы операторов связи от услуг передачи сообщений SMS и MMS в 2013 году впервые в истории сократились — на 4% до 104 миллиардов долларов после достижения пика в 2012 году, свидетельствуют данные Strategy Analytics.
К 2017 году выручка операторов от SMS и MMS сократится на 20%, прогнозируют аналитики. Причиной снижения объемов выручки глобальных операторов от SMS и MMS является активный рост популярности так называемых over-the-top (OTT) сервисов, использующих интернет для передачи мгновенных текстовых и голосовых сообщений, например WhatsApp.
В развитых регионах, где особенно высок уровень использования смартфонов, снижение выручки от передачи SMS и MMS к 2017 году будет еще более заметным — на 38% в Северной Америке и на 28% в Западной Европе, сообщает Strategy Analytics.
SMS-спам
SMS-мошенничество
Смишинг (SMiShing)
В течение нескольких лет хакеры использовали технику, известную как фишинг. С ее помощью они рассылали жертвам электронные письма якобы из банка, в результате чего обманным путем пытались получить регистрационные данные для доступа к банковскому счету. Т.к. люди стали более осведомленными и лучше стали распознавать фишинговые письма, в результате чего жертв фишинга стало меньше, то хакеры изменили свою тактику и сфокусировали свое внимание на наших телефонах.
Смишинг концептуально очень схож: вместо отправки электронных писем хакеры стали отправлять своим жертвам текстовые SMS-сообщения. Каждое из таких сообщений разработано для того, чтобы обманывать людей с целью получения от них крайне важной персональной информации, например, PIN-код для доступа к их онлайн-банку. Какие-то смишинговые сообщения будут направлять свои жертвы на ложный веб-сайт или попросят скачать необходимое приложение, которое на самом деле заражено вредоносной программой.
Подробнее о фишинге в SMS смотрите эту публикацию.
Информация о заблокированной карте
Минимальная сумма урона от SMS-мошенников составляет 100 рублей, а максимальная исчисляется десятками тысяч и ограничивается лишь лимитом банковского счета жертвы.
По данным компании Devino Telecom, которая занимается организацией SMS-информирования, тексты всех мошеннических сообщений похожи друг на друга:
Набор SMS, рассылаемых мошенниками, довольно стандартный. Так, например, по статистике федерального оператора сотовой связи Tele2, получатели SMS-рассылок жалуются на ложные обращения из банков о блокировке пластиковых карт (53% сообщений), SMS-информацию о выигрыше (18%), рекламные сообщения со ссылками на мошеннические сайты (18%), просьбы вернуть ошибочно перечисленные средства или пополнить баланс того или иного телефона (2%).
На какие бы уловки ни шли мошенники, избежать обмана не так уж сложно – достаточно не писать ответных сообщений и не звонить по указанным в SMS телефонам. Однако без принятия контролирующих мер со стороны операторов сотовой связи и поставщиков услуг не обойтись.
Для решения проблемы SMS-мошенничества, а также борьбы со спамом, необходимо ответственнее относиться к содержанию распространяемых SMS-сообщений, считают в Devino Telecom. С этой целью в компании введена двулинейная премодерация трафика. Ежемесячно, модераторы компании блокируют около полумиллиона сообщений незаконного содержания.
Значительно сократить объем мошеннических рассылок позволит фиксация имени отправителя за заказчиком рассылки по всем операторам связи – создание реестра имен отправителей, по аналогии с реестром доменных имен. Это исключит возможность отправки сообщений от чужого имени, например от имени банка, и значительно упростит процесс отслеживания спамеров и мошенников. Стоит отметить, что мошеннические рассылки от имени «Сбербанка» ранее были зафиксированы в Кирове.
Закрепление имени отправителя производится в отдельности по каждому оператору сотовой связи. При этом, операторы не сравнивают имеющиеся у них данные, указанные заказчиками рассылки при регистрации. Таким образом, по праву первенства, может быть занято имя отправителя известного бренда, что позволяет затем осуществлять мошеннические рассылки.
Создание единого реестра имен отправителей позволит минимизировать возможность осуществления мошеннических рассылок от имени банков или известных компаний.
Многофакторная (двухфакторная) аутентификация
RCS (Rich Communication Services)
RCS (Rich Communication Services) – это протокол обмена данными между операторами сотовой связи, а также между операторами и устройствами, разработанный ассоциацией GSM в 2008 г. В отличие от морально устаревшего SMS – впервые тот был опробован еще в 1992 г. – RCS позволяет не только обмениваться отдельными сообщениями, но и вести чаты на двух и более пользователей, обмениваться файлами и контентом, совершать аудио- и видеовызовы, обмениваться геолокационными данными, отсылать аудиосообщения, вести черный список.
5G Messages
9 апреля 2020 года стало известно о том, что в Китае разработана технология обмена сообщениями 5G Messages, использующая возможности сотовых сетей пятого поколения. Над ней работают три крупнейших сотовых оператора Китая – China Mobile, China Telecom и China Unicom, и она позиционируется в качестве замены технологии SMS.
Смотрите также (мессенджеры)
Системы мгновенных сообщений с пользователями сайта
- Что такое открепительные бюллетени
- Что такое воротник шанца при шейном остеохондрозе