Что такое смягчение согласных
Консультация для родителей «Смягчение согласных. Что это такое и как с этим бороться? Ласка или Ляська?»
Анастасия Левченкова
Консультация для родителей «Смягчение согласных. Что это такое и как с этим бороться? Ласка или Ляська?»
Итак, кратко вспомним для начала что такое гласные и согласные.
Гласными называют звуки, которые при произнесении не встречают преград, то есть воздух через рот проходит свободно. Например А, О, У, И, Е, Ы,. но не о них речь.
Согласными называют звуки которые имеют преграду при прохождении воздуха через ротовую полость. Они делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Самые частые «смягчаемые» звуки которые я наблюдала в своей практике это «Л», «С», «З», «Н», «Т». Из-за чего же происходит смягчение?
Давайте сосредоточим своё внимание на том, в каком положении находится язык при этих звуках. Давайте сделаем это вместе. Закройте глаза, и произнесите например «Л». Где находится язык? Правильно, касается своим кончиком верхних резцов. Произнесём звук «С». Где язык? При правильном произнесении он стоит «горкой», кончик языка опущен за нижние резцы, воздушная струя скользит по нему как по горке. Попробуйте также проявить осознанность, и произнести звуки «З», «Н», «Т». А теперь, чтобы понять в чём подвох, произнесите сначала твёрдый звук, потом сразу мягкий, и почувствуйте в чём разница.Например: Л-ЛЬ-Л-ЛЬ-Л-ЛЬ, затем С-СЬ-С-СЬ-С-СЬ. Почувствовали как поднимается спинка языка? Его средняя часть. Скорее всего в ней то всё и дело.
Теперь с ребёнком. Во первых, поиграйте в игру «правильно ли я говорю». Произносите слова иногда правильно,иногда искажая: сябака, лодка, сюмка, ляпа, сок, лёдка. Ребёнок на слух слышит где правильно и где не правильно?
Далее, попросите произнести «Ааааа» и посмотрите где язык, лежит на дне рта, или сгруппировался в комочек?
Попросите выполнить упражнение «Лопатка». Язык выгнут? Лежит колбаской? Напряжён?
Почему происходит смягчение?
А возможно ребёнок просто балуется, или хочет разговаривать «как маленький» имея на то свою причину (психологическую).
Если дело в тонусе языка, то уделяем внимание упражнениям для языка, в особенности на расслабление. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка, и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд назад в расслабленном виде.Упражнения: «Накажем язычок», «Лопатка», «Подуть на лопатку», «Покусаем язычок, слева, справа, спереди» (аккуратно, «Чистим верхние зубки изнутри и снаружи».
Также помогает логопедический массаж языка (логопед держит за кончик языка, и массирующими движениями разминает напряжённую зону).
Также может помочь электрофорез. За этим нужно обратиться в поликлинику к неврологу, он назначит лекарство для электрофореза.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация для родителей «Что такое родительская похвала?» ХВАЛИТ- ЗНАЧИТ ЛЮБИТ! «Как я рада, что ты у меня родился, такой хороший!»- хочет (и должен) слышать каждый ребенок, чтобы нормально расти.
Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».
Консультация для родителей группы раннего развития «Что такое Лукоморье?» Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности. Сегодня поэзия А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая.
Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?» Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны.
Консультация для родителей «Как бороться с ленью ребёнка» Лень называют болезнью цивилизации. Она мешает людям полноценно жить, трудиться на благо государства, семьи. Если вы заметили, что ваш ребёнок.
Консультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.
Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться» Наличие вредных привычек свидетельствует об уровне тревожности у ребёнка. Прежде всего, надо разобраться, что послужило для формирования.
Вопрос о смягчение согласных звуков перед мягкими
Добрый день!
Интересует непростой вопрос о смягчение согласных звуков перед мягкими. Правила в разных пособиях дают иногда разные либо нечеткие объяснения, в каких позициях согласные смягчаются перед мягкими, в каких нет, а в каких имеются варианты. Видимо, идет тенденция к твердому произношению, но все же хотелось бы знать, есть ли четкое и конкретное правило о смягчении согласных перед мягкими в современном языке, которое можно было бы давать учащимся?
С уважением, Леонид, Гонконг.
В потоке живой разговорной речи сочетаются звуки разного рода (согласные и гласные) и звуки одного и того же рода (согласные с согласными, гласные с гласными). Конечно же, звуки влияют друг на другу и уподобляются друг другу (ассимиляция), расподобляются (диссимиляция) или происходит выпадение одного или нескольких звуков (диэреза).
Если в слове рядом оказались твердый и последующий мягкий согласный, то происходит фонетическая ассимиляция по признаку мягкости.
Обозначим некоторые закономерности ассимиляции звуков по мягкости.
Обязательно смягчаются зубные звуки [с], [з], [н], находящиеся перед мягкими зубными:
[з’д’]есь
[с’т’]ена
боя[з’н’]
пе[н’с’]ия
реце[н’з’]ия и т.п.
Согласный [н], кроме того, смягчается и перед непарныим мягкими согласными [ч’] и [щ’]
флако[н’ч’]ик,
бубе[н’ч’]ик,
по[н’ч’]ик;
каме[н’щ’]ик;
ба[н’щ’]ик.
Спасибо за ответ. Ну а с чем связано, что именно зубные перед зубными обязательно смягчаются. Связано ли это с артикуляцией речевого аппарата, что имеено зубные перед зубными не могут произноситься твердо?
Спасибо большое за ответ. Это серьёзный уровень. Пытаюсь понять, почему всё же именно зубные перед зубными не произносятся твердо, тогда как губные перед губными могут произноситься твердо. Диссертация показывает, как предыдущие звуки влияют на смягчение зубного перед зубным в начале слова, однако даже из вашего ответа следует, что именно зубные перед зубными обязательно смягчаются, но не совсем ясно, почему именно зубные перед зубными не могут произноситься твердо, в отличие от губных перед губными. Есть ли объяснение этому? Преподаю русский язык в Гонконге, и некоторые аспекты русского языка нелегко объяснить.
Леонид, всё зависит от диалекта, смягчение согласных не является общепринятым явлением среди носителей русского языка. В частности, в говорах на территории Северо-Западного федерального округа (за исключением говоров центральных и южных районов Псковской области, а также Калининградской области, относящихся к числу среднерусских) такое ассимилятивное смягчение в принципе отсутствует, что, очевидно связано с определённым влиянием германских языков (сначала древнескандинавского, а потом и немецкого). Например, петербуржец или вологжанин слово «груздь» произнесёт с твердым «з», к тому же в петербургском произношении (как и у белорусов) мягкое «д» произносится со свистящим призвуком. В южнорусских говорах такое явление распространено повсеместно, при этом смягчение происходит даже там, где в литературном русском языке его быть не может (например, в слове «сосиски» все согласные, кроме первого, в устах курянина или ростовчанина — мягкие). Так как описано в примерах выше говорят в основном на территории окружающей Москву.
Гласные, смягчающие согласные (таблица)
В фонетике русского языка четко выражено влияние одних звуков на другие. Влиятельными звуками являются в основном гласные, которые делают согласные мягкими, смягченными, влияют на длительность или звонкость звука. Иногда это влияние отчетливо слышно во время произношения слова — мягкие звуки так и просятся на язык. Но в некоторых случаях легко сделать ошибку как при произношении слова, так и при попытке записать его транскрипцию.
Смягчающие гласные
Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:
Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.
Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:
я | яблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца] |
ю | юрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый] |
ё | ёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный] |
е | лежать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и] |
и | лис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’] |
Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель [уч’ит’ил’], рьяный [р’й’аный], бегать [бегат’].
Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: [т’в’ердый]. Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня [бас’н’а], стекло [с’т’икло], гвоздик [гвоз’д’ик].
Какие согласные не смягчаются
В русском языке есть несколько согласных, которые не поддаются влиянию любых гласных:
В то же время, согласные «ч» и «щ» будут звучать мягко независимо от соседних звуков:
Таким образом, при фонетическом разборе и транскрибировании слов, необходимо учитывать, что череда гласных «а», «у», «о», «ы», «э» никак не влияет на соседние звуки, а такие гласные как «я», «ю», «е», «ё», «и» смягчают согласные. И кроме того, «ь», технически не являющийся ни гласным, ни согласным также делает соседние звуки мягкими. Также не стоит забывать, что звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а согласные «ч» и «щ» — наоборот, никогда не теряют мягкости.
Русский язык: краткий теоретический курс | Страница 5 | Онлайн-библиотека
Сказанное можно обобщить в следующей таблице:
Позиционное смягчение согласных
В русском языке в определённых позициях встречаются и твёрдые, и мягкие согласные звуки, причём число таких позиций значительно. Это положение перед гласными ( мол [мол] — мёл [м’ол]), на конце слова: ( кон [кон] — конь [кон’]), у звуков [л], [л’] независимо от их положения: ( полка [п́олка] — полька [п́ол’ка]) и у звуков [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] ( банка [б́анк’а] — банька [б́ан’ка], пурга [пурѓа] — серьга [с’ир’ѓа). Эти позиции являются сильными по твёрдости / мягкости.
Позиционные изменения, касающиеся твёрдости / мягкости, могут быть вызваны только влиянием звуков друг на друга.
Позиционное смягчение (мена твёрдого согласного на парный ему мягкий) осуществляется в современном русском языке непоследовательно в отношении разных групп согласных.
В речи всех носителей современного русского языка последовательно происходит лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [щ’]: барабанчик [бараб́ан’ч’ик], барабанщик [бараб́ан’щ’ик]
В речи многих носителей происходит также позиционное смягчение [с] перед [н’] и [т’], [з] перед [н’] и [д’]: кость [кос’т’], песня [п’́эс’н’а], жизнь [жыз’н’], гвозди [гв́оз’д’и].
В речи некоторых носителей (в современном языке это скорее исключение, чем правило) возможно позиционное смягчение и в некоторых других сочетаниях, например: дверь [д’в’эр’], съем [с’й’эм].
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
В отличие от глухости / звонкости, твёрдость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.
Мягкость согласных обозначается следующим образом.
Для парных по твёрдости / мягкости согласных мягкость обозначается:
1) буквами я, е, ё, ю, и : мал — мял, мол — мёл, пэр — перо, буря — бюро, мыло — мило (перед е в заимствовании согласный может быть твёрдым: пюре );
2) мягким знаком — в конце слова ( конь ), в середине слова у [л’] перед любым согласным ( полька ), после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым ( весьма, раньше ), и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твёрдых ( серьги — ср. серьга ) — см. сильные по твёрдости / мягкости позиции.
В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется ( мостик, песня, разве ), потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.
Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила « ча, ща пиши с а ».
Твёрдость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях ( кон, банка ), написанием после согласного букв а, о, у, ы, э ( мал, мол, мул, мыл, пэр ); в некоторых заимствованиях твёрдый согласный произносится и перед е ( фонетика ).
Функции и правописание Ъ и Ь
Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции — разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:
1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки ( вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : ( бульон, компаньон ).
2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.
3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию — пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ — ночь, учится — учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.
Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам — месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:
[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],
[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],
[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],
[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],
[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],
[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],
[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],
[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].
Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.
В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, — расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] ( лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.
Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:
стл — [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,
стн — [сн]: местный ме[сн]ый,
здн — [сн]: поздний по[з’н’]ий,
здц — [сц]: под уздцы под у[сц]ы,
ндш — [нш]: ландшафт ла[нш]афт,
нтг — [нг]: рентген ре[нг’]ен,
ндц — [нц]: голландцы голла[нц]ы,
рдц — [рц]: сердце се[рц]е,
рдч — [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,
лнц — [нц]: солнце со[нц]е.
Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].
Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.
Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] ( мал [мал]), [и] ( часы [ч’ис́ы]), [ы] ( жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] ( сад [сат]), [с’] ( гость [гос’т’]), [з] ( сдать [здат’]), [з’] ( сделать [з’д’́элат’]), [ж] ( сжать [жжат’]), [ш] ( расшить [рашш́ыт’]), [щ’] ( расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.
Произношение согласных (примеры)
Произношение твердых и мягких согласных
Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые обо лочки слов (ср. был — быль, брат — брать и т. п.).
Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.
На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются.
Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож — умножь, наш — дашь, лещ — вещь, ткач — вскачь, лож — сплошь, клич — стричь и т. п.).
Мягкость согласных
1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат — брать, галка —галька, вал — вял, нос — нёс, мод — мёд, тук — тюк — [брат — брат’ ], [галкъ — гал’къ], [вал — в’ал ], [нос — н’ос], [мот — м’от], [тук — т’ук].
2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме.
В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто носит несамостоятельный, ассимилятивный характер, т. е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного.
Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.
Смягчение твердых согласных
Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово.
Произношение сочетаний согласных
В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу.
Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.
Непроизносимые согласные
При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук.
Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:
Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами
В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса.
В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов.
Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р ]аса, те [р ]ор, а[п]арат, а[п]ет ит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т. п.).
Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного согласного (ср.: ва[нн]а, мз.[сс]а, гру [пп]а, програ[ым]а и т. п.).
На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л ], гри[п], гра[м] и т. п.).
Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке
Статья на тему Произношение согласных
Похожие страницы:
Понравилась статья поделись ей