Что такое смычка на судне
Якорное устройство судна
Удержание судна на месте обеспечивается якорями. Таковые могут понадобиться как во время стоянки на причале, так и в открытом море. Используются они и для маневрирования в ограниченном пространстве. С учетом этого якорное устройство судов – сложная система, конструкция и работа которой будет отличаться в зависимости от вида плавсредства и назначения.
Содержание:
Назначение якорного устройства судна
Якорно-швартовное устройство предназначено для:
Также назначение устройств зависит от размещения и роли. В носовой части располагают основные становые якоря. Их задача – фиксировать базовое положение корабля. В качестве вспомогательных используются судовые стоп-анкера, размещаемые обычно в кормовой части. Такие устройства обеспечивают определенный поворот и положение судна.
Состав якорного устройства
Основные элементы якорного устройства:
Каждый элемент имеет собственное устройство и назначение.
Схема якорного устройства
Схема якорного устройства включает размещение на корабле, положение элементов, перечень. Для разных типов судов определенные аспекты будут отличаться, однако общие сохраняются неизменными.
Типы якорных устройств
Классификация якорных устройств подразумевает два направления – по типу механизма и способу размещения. В первом случае механизмы делят на:
Многие варианты считаются устаревшими и используются лишь на спортивных и парусно-учебных плавсредствах. Современные суда обычно оснащаются механизмами патентованной системы без штока и с поворотом лап в обе стороны.
По способу размещения якорные системы устраивают:
В некоторых случаях выделяют и третий тип классификации, делящий механизмы на глубоководные и обычные. Однако такое разделение считается условным и зависит от назначения судна.
Типы якорей
Работа якорного устройства и их эффективность зависит от выбранных якорей. По конструктивным особенностям такие элементы могут быть со штоком или без него с поворотными лапами. Также их различают по способу изготовления – литые, кованые, сварные.
При выборе данного элемента обращают внимание на его удерживающую способность. Для этого учитывают массу, водоизмещение судна, ширину и иные факторы.
Наиболее распространенными типами якорей являются:
Выделяют и некоторые другие типы якорей. К примеру, «мертвые» применяются для удержания буйков, «кошки» с четырьмя лапами рассчитаны на удержание небольших плавсредств или подцепление предметов со дна.
Устройство якорной цепи
Удержание судна в нужном положении обеспечивается не только якорем, но и соединяющей с ним цепью. Вся ее длина формируется смычками по 25 метров. Смычки бывают якорными, промежуточными и коренными, последняя крепится к самому судну. Между собой они соединяются специальными звеньями. Для прохождения плашмя имеют нечетное количество звеньев.
Во избежание перекручивания смычка цепи с якорем оборудуется вертлюгом. Соединения участков цепи обязательно маркируют краской и проволочными шлагами. Они позволяют ориентироваться в длине выпущенной цепи.
Устройство якорной лебедки
Схема якорно-швартовного устройства не обходится без соответствующих механизмов. Для спуска и подъема якоря применяются лебедки. Такие механизмы могут работать на электрическом или электрогидравлическом приводе.
Устройство лебедки включает следующие элементы:
По размещению вала различают два типа таких устройств – шпили и брашпили. В первом случае намотка производится на вертикальный вал, такой вариант отличается компактностью. Во втором случае механизм размещается горизонтально.
Вас также может заинтересовать:
Требования к якорному устройству
К якорному устройству судна предъявляются следующие требования:
Конструкция механизмов и всех его элементов должна учитывать и особенности судна. Также с учетом его габаритов подбираются тросы или цепи, сами якоря, крепления и иные детали.
Важно учитывать, что оформление и обновление документов затрагивает и соблюдение требований Регистра к якорному устройству. Для этого:
Исправность системы проверяют каждый раз перед выходом в море, якорной стоянкой, прибытием или выходом в узкое пространство. Все элементы должны быть исправными. Обязательно на холостом ходу проверяют работу лебедки.
Правила эксплуатации якорного устройства
Якорное устройство должно всегда поддерживаться в исправном состоянии. При его эксплуатации обращают внимание на следующие аспекты:
Уход за элементами механизмов осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации. В случае необходимости производят ремонт и замену комплектующих.
Состав якорного устройства
Якорное устройство должно:
обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;
удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
служить одним из средств снятия судна с мели;
способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.
Название якорных устройств на английском
Якоря, применяемые на судах (рис. 2.2), по конструкции разделяются на три большие группы:
К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.
Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь (рис. 2.3). Для выполнения основного назначения становой судовой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также повторно входить в грунт после срывов (рис. 2.4); сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи; при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении и дешевым.
Рис. 2.3. Якорь Холла: 1 – скоба; 2 – веретено; 3 – лапы; 4 – коробка
Рис. 2.4. Процесс забирания грунта якорем с поворотными лапами
По Правилам Регистра РФ становые якоря, якорные цепи для судов подбирают по характеристике снабжения (табл. 2.1), которая рассчитывается по формуле:
Nc = Δ 2/3 + 2Bh + 0,1A,
Таблица судового снабжения по характеристике снабжения
Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.
Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.
Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.
Держащая сила якоря передается судну через якорную цепь, один конец которого прикреплен к якорю, а другой крепится на судне (рис. 2.5).
Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна определяться согласно характеристике снабжения данного судна.
Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр указанного сечения называется калибром цепи.
Рис. 2.5. Звенья якорной цепи
Якорные цепи комплектуют из отдельных смычек, которые в зависимости от их расположения в цепи разделяются на:
Якорная смычка (рис. 2.6) должна иметь вертлюг, предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, соединяемую со скобой якоря.
В процессе эксплуатации судна большему изнашиванию подвергаются первые смычки якорной цепи, так как судно чаще становится на якорь на небольших глубинах. Для равномерного изнашивания якорной цепи после определенного периода эксплуатации первые смычки расклепывают и переставляют к коренной. Иногда переворачивают якорную цепь. Если смычки были соединены при помощи скоб, то их необходимо переставить спинками к якорю.
Рис. 2.7. Разборка звена Кентера
Якорные цепи обязательно маркируют (рис. 2.8).Способов маркировки применяется несколько.
Один из них следующий:
Имеющуюся на звеньях краску следует подновлять при каждом удобном случае. Поврежденные проволочные марки нужно немедленно заменять новыми, при этом не следует накладывать на железную цепь марки из медной проволоки.
Рис. 2.8. Маркировка якорной цепи
Коренная смычка якорной цепи крепится в цепном ящике к корпусу при помощи специального устройства, имеющего привод на верхнюю палубу (рис. 2.9). Усилием, прилагаемым к рукоятке привода, освобождается откидной гак с заложенным за него концевым звеном, в результате чего якорная цепь полностью отдается.
Рис. 2.10. Цепной ящик
Каждая якорная цепь должна иметь не менее трех стопоров. Стопоры разделяются на стационарные и переносные.
К переносным палубным стопорам относятся цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную цепь.
Рис. 2.12. Винтовой стопор
Рис. 2.13. Маятниковый стопор
Все палубные стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы. Удержание якорной цепи при отданном якоре осуществляется при помощи ленточного стопора.
Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи в корпусе судна (рис. 2.14). Палубные клюзы закрываются специальными крышками для предотвращения попадания воды на палубу и в цепные ящики.
Рис. 2.14. Палубные и якорный клюзы
Подъемные механизмы якорного устройства бывают с горизонтально расположенным ведущим валом – брашпили, с вертикально расположенным – шпили и якорно-швартовные лебедки.
Брашпиль (шпиль) – это электрическая или гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря (рис. 2.15). Шпили на баке в основном устанавливаются на судах большого водоизмещения, пассажирских и специализированных.
Смычка якорная
Смотреть что такое «Смычка якорная» в других словарях:
Смычка — 2. Смычка участок якорной цепи, служащий для выполнения определенной функции. Источник: ГОСТ 228 79: Цепи якорные с распорками. Общие технические условия оригинал документа Смотри также родственные термины … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
якорная смычка — Ндп. смычка концевая Смычка якорной цепи, предназначенная для присоединения якорной цепи к якорю. [ГОСТ 26069 86] Недопустимые, нерекомендуемые смычка концевая Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN bending shot DE Endkettenstück FR… … Справочник технического переводчика
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ — (Anchor cable, anchor chain, chain cable) цепи, служащие для соединения якоря с судном. Для становых якорей длина якорной цепи от 100 (184 м) до 150 саж. (276 м), для запасных 100 саж. (184 м). На некоторых судах (миноносцах, подводных лодках и… … Морской словарь
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ — якорный канат, цепь для соединения судна с якорем. Служит также для подъема и опускания якоря. Размеры и конструкция цепей стандартизованы. Они могут быть обыкновенными, повышенной и особой прочности. Якорная цепь набирается из звеньев.… … Морской энциклопедический справочник
Якорная смычка — 57. Якорная смычка Ндп. Смычка концевая D. Endkettenstück E. Bending shot F. Maillon Смычка якорной цепи, предназначенная для присоединения якорной цепи к якорю Источник: ГОСТ 26069 86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 228-79: Цепи якорные с распорками. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 228 79: Цепи якорные с распорками. Общие технические условия оригинал документа: 12. Вертлюг сборочная единица якорной смычки, устраняющая закручивание цепи при подъеме и опускании якоря. Определения термина из разных документов … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 26069-86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения — Терминология ГОСТ 26069 86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения оригинал документа: D. Ankereinrichtung Е. Anchor handling gear F. Appareil de mouillage Палубный механизм, предназначенный для отдачи и подъема якорей и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Тема 3.3. Якорное устройство.
Назначение: надёжное удержание судна на месте при действии внешних сил, обусловленных ветром, течением и волнением.
Конструкция якорного устройства.
В общем случае судно имеет носовое и кормовое якорное устройство.
Расположение носового якорного устройства показано на рисунке 3.3.1.
Рис. 3.3.1. Расположение якорного устройства.
Носовое ЯУ состоит из двух якорных лилий, по одной на каждом борту.
Основным элементом ЯУ является якорь 5 – кованая, литая или сварная конструкция, создающая необходимое для удержания судна усилие засчёт взаимодействия с грунтом и собственного веса. Усилие, которое якорь способен воспринимать, не смещаясь в грунте, называют держащей силой. Якоря, использующиеся в носовом ЯУ, называют становыми.
Усилие от судна на якорь передаётся якорной цепью 3. Цепь используется для опускания и подъёма якоря. По традиционной технологии, цепь изготавливают, отливая смычки длиной 25 – 27 м. Требуемую общую длину цепи получают, соединяя смычки специальными соединительными звеньями или скобами. Различают якорные (примыкающая к якорю), концевые (соединяющая цепь с корпусом судна) и промежуточные смычки. Для предупреждения закручивания цепи в состав коренной и якорной смычек включают поворотные звенья – вертлюги. Якорные цепи различают по их калибру – диаметру поперечного сечения прутка звена.
В походном положении при поднятом якоре цепи хранятся в цепных ящиках 9, расположенных в форпике. Наибольшее распространение получили ящики цилиндрической формы диаметром 30 – 35 калибров цепи. Практический опыт показывает, что такой диаметр обеспечивает самопроизвольную правильную укладку цепи. Требуется, чтобы при плотной укладке над цепью оставалось свободное пространство высотой 1800 мм. Цепные ящики делают водонепроницаемыми, с внутренней деревянной зашивкой. В нижней части цепного ящика под деревянной решёткой размещают колодец для сбора и последующего удаления попадающей вместе с цепью воды и грязи. В цепном ящике устанавливается устройство для быстрой отдачи якорной цепи 10, имеющее дистанционный привод управления.
Для свободного прохода цепи от якорного механизма в цепной ящик и обратно служит цепной клюз 8 (цепная труба) – труба с раструбами сверху и снизу внутренним диаметром 7 – 8 калибров цепи.
Для обеспечения нормального прохода якорной цепи и размещения якоря по-походному служат якорные клюзы. Форму клюза и его положение выбирают таким образом, чтобы якорь свободно выходил из него при отдаче, не задевая корпусных конструкций, и автоматически занимал правильное положение при подъёме. На большинстве судов применяются нормальные (обычные) клюзы. На рисунке 3.3.1 представлен именно такой клюз, состоящий из трёх частей – палубного клюза 4, бортового клюза 6 и клюзовой трубы 7. Также существуют клюзы с нишами (снижают вероятность повреждения судов при швартовке, буксировке и движении во льдах), выступающие клюзы (применяются на судах с носовым бульбом во избежание ударов якоря о бульб при отдаче) и открытые клюзы (встречаются на низкобортных судах).
Для фиксации якоря и якорной цепи служат якорные стопоры. По выполняемым функциям выделяют стояночные (вспомогательные) стопоры и стопоры для крепления якоря по-походному.
Стояночные стопоры 2 предотвращают передачу усилия на якорные механизмы при стоянке судна на якоре, а также при ремонте якорных механизмов или цепи. В основном применяют винтовые фрикционные и закладные стояночные стопоры.
Для крепления якоря по-походному и обеспечения плотного прилегания его к клюзу применяют цепной стопор 11. Концы цепного стопора крепятся к палубным обухам.
Для выполнения операций с якорем используют якорные механизмы. В качестве якорных механизмов применяются брашпили и шпили.
Брашпиль 1 предназначен для обслуживания одновременно цепей правого и левого борта. Ось цепных звёздочек брашпиля расположена горизонтально. На оси цепных звёздочек по её концам устанавливаются турачки – барабаны для наматывания швартовных тросов при швартовке.
Шпиль предназначен для работы только с одной цепью. Ось цепной звёздочки шпиля располагается вертикально. Благодаря этому редуктор и приводной двигатель шпиля возможно разместить под палубой, оставив над палубой только звёздочку и швартовный барабан.
Шпили, вследствие возможности убрать основные механизмы под палубу, чаще применяются на боевых кораблях, судах ледового плавания и пассажирских судах. На большинстве транспортных судов применяются брашпили. На некоторых крупнотоннажных судах с большим расстоянием между палубными клюзами применяются раздельные полубрашпили с одной звёздочкой, смещённые к соответствующим бортам.
Кормовое якорное устройство по составу практически совпадает с носовым. Вследствие использования только одного якоря в качестве якорного механизма в кормовом ЯУ всегда применяют шпиль. Якорь, применяемый в кормовом ЯУ, называют вспомогательным (или стоп-анкером) – в отличие от станового якоря, предназначенного для удержания судна в заданном месте, он предназначен для удержания судна в заданном положении при одновременном использовании станового якоря. Масса вспомогательного якоря составляет 1/3 массы станового. Соответственно, для него меньше калибр цепи и размеры всех составляющих устройств.
Классификация, конструкция и принцип действия якорей.
По конструкции различают якоря:
— безрогие – «мёртвые» якоря (например, грибовидные), предназначенные для закрепления различных плавучих сооружений (плавучих маяков, швартовных рейдовых бочек и т.д.);
— однорогие – к ним относятся доковые и ледовые якоря;
— двурогие – наиболее распространённый класс, о котором далее речь пойдёт подробнее;
— многолапые – количеством рогов (лап) более двух, применяются редко, в основном на малых судах и баржах.
Двурогие якоря в свою очередь делятся на несколько типов:
— якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой (адмиралтейский якорь);
— якоря с поворотными лапами бесштоковые (якоря Холла, Грузона), нашедшие наибольшее применение в качестве становых якорей на транспортных судах;
— якоря с поворотными лапами без штока и со штоком повышенной держащей силы (якоря Матросова, Денфорта); применяемые в качестве становых на военных кораблях.
Конструкция наиболее распространённых якорей представлена на рис. 3.3.2.
А – адмиралтейский якорь; б – якорь Холла;
в – якорь Матросова; г – якорь Грузона.
1- скоба; 2 – шток; 3 – веретено; 4 – лапа; 5 – тренд;
Этапы постановки на якорь и снятия с якоря изображены на рис. 3.3.3.
Рис. 3.3.3 Этапы постановки на якорь и снятия с якоря
При отдаче якорь падает на дно (а) и буксируется движущимся судном (b). При этом за счёт действия штока (адмиралтейский) или засчёт своей формы (якоря Холла, Грузона, Матросова) якорь поворачивается лапами к морскому дну, они зарываются в грунт и якорь «зацепляется» (с). При снятии с якоря сначала выбирают якорную цепь (d), которая постепенно принимает вертикальное положение и выдёргивает якорь из грунта (e) – в этот момент якорная цепь испытывает большую нагрузку. После этого происходит подъём якоря (f).
Требования к якорному устройству.
Требования содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 1, раздел III «Устройства, оборудование и снабжение», п.3 «Якорное устройство»). Некоторые общие требования:
1. Каждое судно должно иметь якорное снабжение, параметры которого (количество и масса становых якорей, масса стоп-анкера, длина и калибр якорных цепей) определяются по специальной таблице Правил в соответствии с характеристикой снабжения данного судна.
2. Характеристика снабжения для всех судов, кроме плавучих кранов и буксиров, определяется по формуле:
,
Высота h определяется по формуле:
,
где a – расстояние от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила верхней палубы у борта на миделе, м; hi – высота в ДП каждого яруса надстройки или рубки, имеющей ширину большую, чем 0,25В.
Контейнеры и другие подобные грузы, перевозимые на палубе, мачты, грузовые стрелы, такелаж, фальшборт и леерное ограждение при определении h и А могут не учитываться.
3. Если число становых якорей, определённое по характеристике снабжения, составляет 3, то третий якорь предполагается запасным.
4. Для снабжения судов допускаются якоря следующих типов: Холла, Грузона, адмиралтейские.
5. Якорные цепи должны комплектоваться из отдельных смычек, соединяемых межу собой соединительными звеньями 5 (рис. 3.3.4). В зависимости от положения различают смычки: якорную А (крепящуюся к якорю), промежуточные Б и коренную В (крепящуюся к устройству для отдачи цепи).
Рис. 3.3.4 Элементы якорной цепи:
А – якорная смычка, Б – промежуточная смычка, В – коренная смычка;
1 – концевая скоба; 2 – концевое звено; 3 – увеличенное звено;
4 – вертлюг; 5 – соединительное звено; 6 – общее звено.
Якорная смычка должна состоять из вертлюга 4, концевого звена 2 и минимального количества увеличенных 3 и общих звеньев, необходимых для оформления цепи в самостоятельную смычку. Якорная смычка соединяется со скобой якоря с помощью концевой скобы 1.
Промежуточные смычки должны иметь длину не менее 25 м и не более 27,5 м, и должны состоять из нечётного количества звеньев 6. Общая длина якорных цепей, приводимая в таблице снабжения, подразумевает под собой сумму длин именно промежуточных смычек (без учёта якорной и коренной). Если полученное общее число смычек нечётное, то на 1 смычку больше должна иметь цепь правого борта.
Коренная смычка должна состоять из специального концевого звена 2, крепящегося к устройству для отдачи цепи, вертлюга 4 и минимального количества увеличенных 3 и общих звеньев, необходимых для оформления цепи в самостоятельную смычку.
6. Цепи калибром менее 15 мм могут не разделяться на смычки и не иметь распорок в звеньях.
7. Требования к якорным механизмам содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 2, раздел IX «Механизмы», п.6.3 «Якорные механизмы»).