Что такое смычка в логопедии
www.Logopedy.ru
Присоединяйтесь к нам:
Зонды постановочные
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];
смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];
губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];
переднеязычные : кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];
заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].
Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению
Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.
Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже Что такое смычка в логопедиисмычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч]; дрожащие (вибранты) |р], [р’] (см. рис. 5). Согласные звуки образуются благодаря созданию преграды в ротовой полости. Имеется пять основных видов преград (смычка, взрываемая воздушной струей; смычка с одновременным проходом воздуха; щель, в которую проходит воздушная струя; смычка, переходящая в щель; преграда, образуемая вибрирующим под напором воздушной струи напряженным кончиком языка). Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. Именно они и звуки, включающие в себя элемент щели (смычно-щелевые и дрожащие), наиболее часто нарушаются, так как для детей создание преграды в форме щели является наиболее трудным из-за невозможности использования зрительного и кинестетического контроля. В этой группе звуков обычно не нарушаются [ф], [ф’], [в], [в’], так как ребенок видит их артикуляцию (зрительный контроль) и легко ощущает тыльной стороной руки направленную воздушную струю (тактильный контроль). Работа воспитателя над этими звуками создает базу для коррекционной работы логопеда над щелевыми звуками. Классификация согласных звуков по месту образования: губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’]; * Выделенные таким образом здесь и далее звуки нарушаются наиболее часто. переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]; заднеязычные [к], [к’], [г], [г’j, [x], [х’] (см. рис. 6). Что такое смычка в логопедииДля того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи. Рис. 1. Строение речевого аппарата 1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо. К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Рис. 2. Профиль органов артикуляции 1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо; Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка. Классификация звуков русского языкаЗвук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки. Классификация по артикуляционным признакамВ русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков. Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки. Классификация гласных звуковГласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград. Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка. 1. По участию в артикуляции губ:В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»). 2. По степени подъема языка к нёбу:Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных. 3. По месту подъема языка:При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта. Таблица классификации гласных звуковГласные буквыЕсли в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем. Йотированные гласныеЙотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я». В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука: Классификация согласных звуковСогласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды. Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка. 1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса. 2. По способу образования:Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. 3. По месту образования:Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи. 4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й». Таблица классификации согласных звуковКлассификация по акустическим признакамТональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У». Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й». Что такое смычка в логопедииПравильная атикуляция звука р заключается в следующем: Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед. Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным Характеристика звуков Л, Ль Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя. голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос. Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке; Характеристика шипящих звуков и их артикуляция. К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук Ш. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш. Постановка звука. После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук). Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т.п.). Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш. Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение. Как произносится звук Ж в норме? К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. Постановка звука [Ж]. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.) После того, как ребенок научится проиизносить изолированный звук правильно, можно приступать к его автоматизации и введению в обычную речь. Как произносится звук Ч в норме. Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет. В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение: губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Постановка звука Ч. Звук Ч можно поставить двумя способами. Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч. Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно! Как произносится звук [с] в норме. При произнесении звука [с] органы аритикуляции занимают следующее положение: — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос. Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Постановка звука [с]. Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях. Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони. Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем. Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук [c], можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях. Как произносится звук [з] в норме. При произнесении звука [з] органы артикуляции занимают следующее положение: — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; — спинка языка в своей передней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос. Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Как произносится мягкий звук [з’] в норме. При произнесении звука [з’] органы артикуляции занимают следующее положение: — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; — спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; — воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; — голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос. Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Постановка звука [з]. Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При «включении» в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию, передающуюся от голосовых складок. При «выключении» голоса вибрация пропадает. Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек. После этого можно переходить к автоматизации звука сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах. Как произносится звук Ц в норме. При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение: — губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы; — зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; — кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; — боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; — спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с]; — воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; — мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; — голосовые связки разомкнуты, не образуют голос. Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Как произносится звук [к] в норме. При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке; кончик языка лежит у основания нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части, боковые края языка прижаты к вехним боковым зубам; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется; воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом. Внимание! Любое отклонение от данной артикуляции, не приводящее к искажению звука на слух, считается вариантом нормы. Постановка звука [к] Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. Произносим слоги ТА-ТА-ТА. Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на переднюю часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. По мере того, как язык отодвигается, слышим: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ-КЯ-КЯ-КЯ-КА-КА-КА. Постепенно ослабляем механическую помощь, сводя ее «на нет». Теперь язык может сам удерживать правильную позицию.
|