Что такое смысл бытия
Смысл жизни человека
Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.
Смысл жизни человека: философия
Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Цель и смысл жизни человека
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.
Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.
Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Смысл жизни
Из Википедии — свободной энциклопедии
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии.
Смысл бытия человека, есть ли цели и смысл жизни
Есть ли смысл жизни и её цели — есть ли смысл бытия человека
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Есть ли смысл бытия человека? Ответов много, а вариантов всего два
Смысл бытия человека – смысл жизни, как чаще мы привыкли говорить в школьных сочинениях и в задушевно-философских беседах. Кто о нём не знает?
Любого спроси, — и все, коротко или длинно, «со своей головы» или заученными чужими словами, ответят.
Если обобщить и резюмировать эти ответы, то они, в принципе, двух видов:
— Одни говорят, что смысла жизни нет, и не может быть, потому что — потому.
— А другие говорят, что смысл бытия человека непременно есть, даже не зная в чём он. Ибо есть высшие силы – бог. Или, там, инопланетный разум какой-нибудь, или ещё что.
Ну, мол: Что мы, за просто так живём, что ли? – такие хорошие, умные и красивые!
Есть ли смысл бытия человека? Нет
Смысла жизни человека нет, а если и есть, то никто его не ведает.
Ибо и в жизни отдельного человека, и, в целом, у цивилизации людей. Как ни напрягайся и ни ищи, ни в истории, ни в настоящем, не видно ни достойных целей. Ни, главное, ни вечности, ни незыблемости.
Все мы, люди, буквально, висим в пространстве и времени вселенной. И ничтожны в своей бренности и зависимости от прихотей этого пространства-времени.
Да, что там! – бог, если нас и сотворил, но не дал нам ни ума, ни должного качества чувств. Живём, более, не как люди, а как животные.
И по законам животных стай: какое тысячелетие убиваем и гнобим друг друга, ради «своего места под солнцем».
То есть, вроде бы, мы — люди. А даже относиться по-человечески друг к другу не научились.
Верхом нашей духовности считается способность НЕКОТОРЫХ людей к сочувствию и сопереживанию, относительно себе подобных.
А остальные, не «некоторые»: обманут, предадут, продадут, изнасилуют, унизят, убьют, «и глазом не моргнут».
Не верите? Не согласны? Включите любые «Новости» или «События» и сопоставьте текущие факты из жизни людей.
Или, просто, оглянитесь кругом. Или на себе внимательней посмотрите «не замыленным», не зашоренным, высоким самомнением, глазом. Например:
Разве в этом может быть смысл бытия человека
— Когда одни не знают уже, как ублажить своё тело и «пощекотать» свои пресытившиеся чувства.
А другие, в это самое время, умирают с голоду и от жажды. Или гибнут, как «лишние люди», от пуль и снарядов.
И первых никак не волнует жизнь вторых.
Более того, они и думать об этом не хотят, хотя прекрасно знают, что всё их благополучие построено на крови и поте других людей.
Просто: мы, они так считают, – элита, богом помазанная и избранная.
А они, остальные, — кто? Быдло, способное лишь «пахать» и довольствоваться «прожиточным минимумом». И радоваться своей «будке и длинной цепи».
Демократия, вам сказали: Что ещё вам нужно!? А смысл бытия человека? – каждому своё.
Эту мудрость, сказанную кем-то из философов, обслуживающих интересы «богоизбранных», они признают. И всем другим вдавливают в голову, чтобы «не рыпались».
Когда одни живут исключительно гламурной и «господской» жизнью – «в холе и в неге». И «работают» исключительно головой и «ложкой». Или, просто, предаются чувственности.
А другие сводят «концы с концами» — какой там смысл жизни!? – какой смысл бытия!? Если всё это бытие сводится к тому, чтобы это бытие ОБЕСПЕЧИТЬ?
А думать о нём уже нет ни сил, ни желания – расслабиться бы хоть как-то и не думать ни о чём.
Тем более, что никто и не настаивает на этом. Поиски смысла бытия «людьми из народа», никогда не считались ничем иным, чем пьяным или непросвещённым и безграмотным бредом.
Как бы и сколько ему, народу, это, поиски и нахождение смысла жизни, не приписывали. Восхваляя его, в желании обдурить в очередной раз.
Мол, наш народ мудрый и великий своим умом: он знает смысл бытия человека.
Прям задницей, извините, чувствует, сидя на лавке, да с бутылкой на столе, и с рублём в кармане «на опохмел».
А кто, собственно, ищет смысл бытия и жизни
Думаете, что правящая элита обеспокоена поиском смысла жизни? А зачем им? У них и так «всё в шоколаде».
И единственная проблема, чтобы этот шоколад не растаял — чтобы им не утратить своего элитарного положения в обществе.
А о смысле бытия пусть думают всякие философы, писатели и пропагандисты. Надо же им, как-то свой хлеб зарабатывать и отрабатывать.
Но, тем не менее, о смысле своего бытия и о смысле бытия человечества, думают все: хоть иногда, хоть как-то.
Ибо, вообще бессмысленно жить, человек не может. Пусть, даже, этот смысл бытия сводится к тому, чтобы «найти денег и выпить, от тоски».
Есть ли смысл бытия человека? Да
На мой взгляд, если быть честным и последовательным в своей логике и в рассуждениях. Можно признать, что смысл бытия человека есть, но только в двух случаях:
Вера в высшие силы, как обретение смысла бытия
Смысл бытия появляется у человека, если он представляет и признаёт, что есть нечто или некто в этом мире, что или кто разумнее нас, людей.
И, более того, способно управлять этим миром, ради «доброго и вечного».
Иначе говоря, смысл бытия человека есть, если признать, что есть неведомые высшие силы, которые видят некую ценность человека и человечества.
И обладают способностью, в силу этого, сохранять человеческую цивилизацию, как таковую.
Ну, как я приводил как-то образ: Люди – рыбки в аквариуме, под присмотром аквариумиста. Он наблюдает, как мы плаваем в своём естестве и убогости, позволяя нам это.
Но никогда не допустит, чтобы его аквариум оказался пустой, — на то он и аквариумист.
Такой смысл своего бытия, вернее даже, — оправдание своей жизни, и находят большинство людей в вере в того или иного бога.
Благо, и придумывать никому ничего не нужно: религия давным-давно стала ведущим мировоззрением масс.
Более того, религия насаждается государствами стран, как официальная или полуофициальная их идеология.
И эффективный способ борьбы с инакомыслием, которое всегда чревато для интересов государства.
Государства, как такого устройства, когда малочисленная элита правит большинством – народом. Эксплуатируя его и всячески подавляя его развитие, и физическое и духовное.
Не веришь в бога, верь в что-нибудь другое
Не хочешь находить смысл бытия в боге? Не веришь в сказки, и чураешься лицемерия и двуличия религиозных деятелей, их адептов, паствы и покровителей?
Ну, тогда, можно найти успокоение души и тела в вере в инопланетный или в космический разум. Типа, верить в разумность самой Земли, и прочее.
Или, например, можно верить в то, что во главе государства стоят мудрые и справедливые люди. Которые «сделают все, как надо».
Или, немалочисленная часть людей заявляет, что видит смысл своего бытия в вере в самого себя. Естественно: «единственного и неповторимого».
Как правило, для страховки, такие люди, часто на уровне подсознания, по-детски верят в судьбу. В своего ангела, в своё предназначение, и прочее, в таком духе.
Какая, в принципе, разница? Что вера в бога, что ещё во что-то или в кого-то.
Главное, ведь, при таком способе осмысления действительности и себя в ней:
— человек находит смысл бытия в том, что есть нечто Высшее, что как-то присматривает за ним.
А раз так, то значит жизнь человека, притом ЛЮБАЯ, обретает смысл её бытия. Единственное условие, чтобы не утерять этот смысл: «нужно ВЕРИТЬ во что-то или в кого-то».
Почему пишу это выражение в кавычках? А потому что оно давно стало расхожим клише, когда кто-либо морализирует, размышляя о жизни и об её смысле.
Или поучает кого-то, как нужно жить: Нужно верить…
Смысл бытия для тех, кто ни во что не верит
А как быть тем, кто, в силу известных, в общем-то, причин, – воспитание, образование, уровень развития, не верит ни во что и ни в кого. Часто, включая и себя?
В чём они находят смысл бытия. И своего, персонального, и вообще человеческого, как такового?
Как известно, где нет знания или чего-то, что принимается за это знание, там появляется вера.
Дело всё в том, что человек, с силой необходимости и неизбежности, имеет ЦЕЛОСТНОЕ мировоззрение.
То есть, для того, чтобы жить и иметь сознание-осознание этой жизни. Человеку, как минимум, обязательно нужно иметь цельную – целостную картинку мира и себя в нём – мировоззрение.
Какая это будет картинка: соответствующая действительности, в той или иной мере. Или абсолютно иллюзорная и ложная. Широкоформатная или «узколобая», и прочее, — это уже другая тема.
Главное понять, что мировоззрение – это совокупные представления человека о мире, в котором он живёт.
И, исходя из этого своего мира, он и ищет смысл бытия. Укладывая его, именно, в свои представления о мире и о себе.
Так вот: в чём смысл бытия человека, который не хочет верить «ни в бога, ни в чёрта»?
Вернее, в чём он его видит и находит, при отсутствии у себя религиозных или по-детски наивных представлений о чудесном и о неведомом.
Но, всё равно, существующем, как добром, справедливом и вечном, относительно себя?
А находит он смысл бытия в том, что приходит, в своих размышлениях о мире и о себе, к простой идее и принципу человеческой жизни:
— Нужно просто жить. И, при этом, стремиться жить хорошо!
Почему так? А потому что они уже прекрасно понимают, что жить хорошо постоянно, невозможно.
А если не стремиться жить хорошо, то этого «хорошо», никогда и не наступит.
Здесь, как вы понимаете, главное и ключевое в том, а что понимать под «жить хорошо», ну а лучше, конечно, счастливо.
Смысл бытия: Жить хорошо
А вот здесь-то, этот смысл бытия и раскрывается, ибо под «жить хорошо», неверующие ни во что люди, осознанно понимают, что:
1. Смысл бытия человека – смысл его жизни в том, чтобы прожить долго и комфортно, и физически и духовно.
То есть, чтобы как можно меньше болеть и не испытывать телесных болей и проблем – это относительно своей телесной, животной жизни.
А относительно своей духовной жизни, жить нужно так, чтобы не испытывать душевных мук. И получать удовлетворение от своей интеллектуальной, чувственной жизни.
Просто? Да, но как-то не совсем понятно, а поэтому:
2. Смысл бытия человека, который не верит НИ ВО ЧТО, в том, что он рассчитывает только на свои знания о жизни и о себе.
В частности, он знает, что его дух – интеллект, чувства, представления – сознание, находится в его биологическом теле.
А поэтому, это тело нужно знать, беречь и сохранять, в надлежащем, здоровом состоянии, постоянно и как можно дольше.
3. Он знает и понимает, что он живёт в социуме – среди людей. И иначе жить не может.
Поэтому, он знает и старается исполнять человеческие правила поведения и отношений среди людей.
Чтобы иметь с ними и самим собой, как можно меньше проблем – духовного и телесного дискомфорта, связанного со своей социальной жизнью.
Какие правила? Ну, в общих чертах, они, например, задекларированы в проповедях И.Христа, и известны, как Общечеловеческие ценности жизни человека.
Смысл бытия: в жизни по-человечески, — как человек
4. Особо подчёркиваю, что смысл бытия, им, неверующим ни во что людям, видится не только и не столько в знании и понимании правил поведения и отношений людей.
Не только в их декларации, как правило, лицемерной, двуличной и неисполняемой, например, теми же религиозными деятелями.
Смысл бытия, таким людям, видится именно в том, чтобы жить по этим принципам. Не лицемеря и не лукавя ни перед собой, ни перед людьми.
5. Смысл бытия, людям, не верящим ни во что и ни в кого, представляется и в том, чтобы постоянно, во всём и везде, и всеми возможными способами, развиваться духовно.
То есть: обогащать своё сознание всё новой информацией об окружающем мире. И, главное, осмысливать её, в поисках жизненно важных истин и смыслов.
6. Смысл бытия, такими людьми, понимается как верность самому себе – сохранение своей самости – самодостаточности – своего «Я».
То есть, смысл жизни для них: прожить СВОЮ личную жизнь. А не ту жизнь, которую им навязывают окружающие люди, общество, государство и обстоятельства жизни.
Иначе говоря, они видят смысл своего бытия в том, чтобы не быть марионеткой в руках других людей и обстоятельств.
То есть, иметь своё индивидуальное сознание и самосознание. А не суррогат стадного массового или группового сознания.
Смысл жизни человека и смысл бытия человека, в чём разница
На мой взгляд, особой, принципиальной разницы, между понятиями «смысл жизни» и «смысл бытия» нет. Ибо жизнь человека – это и есть его бытие – нахождение, в этой жизни.
По-моему, тут важней задуматься о таком аспекте проблемы смысла бытия и жизни: Понятие смысла жизни или бытия человека – это всё – «высокие материи».
А вот, какой смысл жизни конкретного, реального человека?
То есть, абстракции – это хорошо, и даже как-то кому-то понятно и согласительно. А вот, как жить, — в чём видеть смысл бытия, «простому человеку»?
Ну, извините, я же, лично я, свои рассуждения «не высосал из пальца» и не наплодил их больным или возбуждённым воображением.
Кто хочет, кто может, тот видит, что мои такие рассуждения о смысле жизни, вполне соответствуют реалиям жизни людей вообще, как таковых. И вполне конкретных «людей с улицы».
Более того, уверяю, что я и сам не только прошёл эволюцию поиска смысла своего и общечеловеческого бытия.
Но и живу уже несколько десятков лет, как человек, который ни во что не верит, но имеет смысл своего бытия.
Ибо, скромно скажу так: я живу значительно лучше, чем мог бы жить, если бы не видел и не понимал смысл своего бытия.
Более того, я уверен, что я бы вообще уже не жил, если бы имел другой смысл бытия или вообще его никак не осознавал.
Так уж складывалась моя личная жизнь на фоне бурной общественной жизни последних десятилетий. Что в ней вполне можно было пропасть – сгинуть, умереть.
Сгинуть, умереть, если не видеть смысла жизни.
Рассуждение о смысле бытия, жизни — абстракции или реалии жизни
А поэтому, нужно понимать и предполагать, что, не всегда, но иногда бывает, что в рассуждениях о «высоких материях», кроется «рациональное зерно».
А бывает оно лишь тогда, когда абстрактные рассуждения построены – имеют в основе, вполне конкретно-предметные факты и знания.
А не наоборот, как часто бывает: навертят себе в голове невесть что, в частности о смысле бытия и жизни. А потом пытаются это прикладывать к этой самой жизни.
То есть, это я к тому говорю, что каждый человек, в силу своей неповторимой, но вполне тиражируемой в социуме жизни. Имеет свой смысл жизни и по разному воспринимает и понимает смысл бытия.
Кто-то не может обойтись без веры во что-то или в кого-то – именно вера делает жизнь такого человека осмысленной.
Или, во всяком случае, он сам считает, что живёт не бессмысленную жизнь – что его бытие имеет оправдание.
А кто-то не хочет и не может верить ни во что – он хочет всё знать и не принимает ничто и никого на веру.
Он видит смысл своего бытия в жизни, как таковой, которая не всегда хорошая.
Но нужно стремиться сделать её хорошей, а иначе смысл бытия человека отсутствует, по его мнению.
Извините, но только «жрать, срать и сексом заниматься» — такие мечты и жизнь не для него.
Как и вообще бездумная и бесцельная жизнь, человеку, который не верит, претит. Ему знания подавай: Хочу всё знать! — это про него.
Ибо знания подразумевают постоянный процесс познания, подчас не только приятный, а очень мучительный. Это не только «чтение книжек», а, прежде всего, сама жизнь.
А процесс познания подразумевает не только обучение. Но и постоянное присутствие в голове вопроса: А зачем? А какой смысл этого?
В том числе: А каков смысл бытия, мой и человека, как такового?
Смысл бытия, к каким выводам приходят люди в конце своей жизни — старики
Конечно, говорить о том, что все люди к старости набираются жизненных знаний и видят жизнь «такой, как она есть», нельзя.
Ибо, если человек прожил жизнь, мягко говоря, неумно и не совсем хорошо, и, самое главное, бездумно и бесцельно. То старость, сама по себе, мудрости не прибавляет.
Но, тем не менее, старики обладают неоценимым и бесспорным преимуществом перед молодёжью.
Они имеют жизненный опыт – всякие разные события в своей жизни. Которые, даже и ленивого и глупого, заставляют сделать хоть какие-то правильные выводы.
Так, о чём говорят старики, касательно того, в чём они видят смысл бытия человека, сквозь призму своего жизненного опыта?
1. Смысл бытия: родить и воспитать детей.
Почти все старики, мужчины и женщины, сожалеют о том, что у них нет детей или о том, что их мало – нужно было родить и воспитать больше.
2. Они не видят смысла бытия в работе, лишь для заработка денег, карьеры.
Старики воспринимают своё прошлое, проведённое на работе, которая была «ни уму, ни сердцу», как пустую трату своей жизни.
3. Смысл бытия, по мнению стариков, и в том, чтобы как можно больше увидеть, в своей жизни.
Не сидеть безвылазно на одном месте – «там, где родился, там и сгодился». А хотя бы путешествовать, иногда, пока не надоест.
Смысл жизни — «не хлебом единым жив человек»
4. Смысл жизни не в «вещизме».
Нужно было не тратить жизнь на добывание и приобретение вещей – излишних материальных благ – роскоши и того, «что у всех есть».
Вещей должно быть достаточно, для здоровой и удобной жизни. Вещи, «богатая» бытовая жизнь — не главное в жизни, а, даже, помеха в ней.
5. Смысл жизни в отношениях с людьми, в общении с ними.
Ибо жизнь, по сути, и есть эти отношения. Поэтому нужно стремиться иметь хороших людей вокруг себя, и иметь хорошие отношения с ними.
Особое место занимают хорошие и полноценные отношения с родными и близкими людьми.
6. Смысл бытия, наконец, считают старики, что нужно было учиться – приобретать знания и навыки жизни.
Все они сожалеют о том, что в своё время плохо учились или не поступили учиться дальше после школы. И вообще, о том, что мало знают и разбираются в жизни.
Если интересно, можно почитать статью:
А вы, как и в чём видите смысл бытия, и своей жизни, и людей вообще, как таковых?
Ещё статьи по этой теме
Возможно, вас заинтересуют эти статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями в соц. сетях
Комментарии 21
По-моему, большинство людей не морочат себе и людям голову вопросами, в чём смысл бытия и, даже, в чём смысл жизни. А просто живут себе и живут в этом бытии. Для того, чтобы задавать себе такие вопросы, нужно быть, или философом, или иметь для этого много свободного времени и жить в тепле и с сытым желудком — не испытывать озабоченность, как вы правильно написали, осуществлением этого бытия.
Ещё древние философы считали, не все, конечно, что человек — это «говорящее животное». На мой взгляд, и на сей момент ситуация мало изменилась: уровень техногенности человечества неизмеримо вырос, а уровень духовного развития человека практически остался неизменным, совершая колебательные движения от полной деградации до отдельных взлётов и прорывов. Но которые, никогда не воодушевляли значимое количество людей.
Люди вообще относятся к возвышенному, к духовному в своей жизни, как к развлечению или переживанию: посмеялись, поплакали — посопереживали, и забыли — остались ТАКИМИ же, как были.
Количество людей, способных осознанно ответить, хотя бы себе, на вопрос: В чём смысл моего бытия? — мало. Большинство начнёт отвечать или пропагандистскими клише или вообще не поймёт о чём речь.
Ибо уровень интеллектуального и духовного развития очень мал — большинство имеют стадное массовое или групповое сознание и самосознание, которое априори не может задаваться такими вопросами. Ибо его не интересует зачем БЫТЬ, а волнует лишь само бытие и его благополучие.
Разве оскорбительно, а не справедливо, тогда, назвать это животным, пусть высокоразвитым, бытием? И разве, меньшинство, делает погоду в обществе, пытаясь задавать и отвечать на вопросы: Зачем живём — в чём смысл бытия?
Людей, просто, интересует вопрос: Почему ПЛОХО живём!? И их вполне устраивают практически любые, подсунутые им пропагандистские ответы, которые вдалбливаются им для оправдания существующего положения дел в обществе.
А, по сути, как раз, любая пропаганда, притом в любом виде и содержании, осуществляется для того, чтобы люди не задавали себе вопрос: В чём смысл ТАКОГО бытия? А получали, сразу, готовый ответ: Смысл бытия в… И эти смыслы совсем далеки от реальных интересов людей, пусть эти интересы имеются лишь в потенциале, как человеческие, а не инстинктивные животные интересы и потребности. Как и их бытие далеко от ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, достойного человека, бытия.
Но, ведь, большинству людей не только нравится их жизнь или, вернее, они себе нравятся в своей жизни, но они готовы, часто очень агрессивно, отстаивать смыслы своей жизни. Например, из современного: гражданская война на Украине — каждая сторона отстаивает свои смыслы жизни, выраженные в её ИХ понимании.
Извините за такой грубый образ, но: Корова, стоя по пузо в навозной жиже в коровнике, тоже считает, что ей, и другого не дано, и боится, как бы не было ещё хуже.
Ибо она не ведает, что есть зелёные раздольные луга и как это — пастись вольно на этих лугах: её загнали в стойло и приказали не брыкаться, иначе будет ещё хуже.
А если и ведает о лугах, то ей внушили, что они не для неё и не про неё — «рылом не вышла». Смысл её бытия — стоять в стойле и, приветствовать хозяина задорным и радостным мычанием. И лишь, когда корову ведут на убой, она начинает отчаянно этому сопротивляться — инстинкт самосохранения срабатывает в последний, а может и в первый раз.
Ну, Ира, нравится мне или не нравится, то, что пишут здесь, на сайте, комментаторы, не является критерием ни моего отношения к этим людям, ни моего мнения о содержании их комментариев. Критерий один: соблюдение или не соблюдение Правил сайта.
Что касается Вашей эклектики (смешивания) жизненных мировоззренческих позиций, которые формируют ваше понимание смысла бытия, то это, как вы сами знаете, весьма распространенное мировоззрение: где есть всего по чуть-чуть. Есть место и богу, и место неверию в него, есть место веры в себя и неверия в свои знания и способности, и так далее, и тому подобное. Всё это и формирует целостное ТАКОЕ мировоззрение и, соответственно такое понимание смысла своей жизни.
Плохо или хорошо иметь такой мировоззренческий винегрет?
На мой взгляд, плохо, ибо его следствием является не только некая путаница и темнота сознания, но и жизненная беспринципность в оценке действительности и себя в ней. Проще говоря, как бы человеку не хотелось иметь это, но быть слегка беременным никак не получается: получается или выкидыш, или отсутствие беременности, или ложная беременность, или родится ребёнок.
Имея такую эклектику в голове, сам человек, обрекает себя на раздвоенность своего сознания и, соответственно, ещё большую противоречивость своего бытия и своего осмысления себя. Хотя, конечно, он не видит причину этого в том, что он слегка верит, слегка знает, и прочее: он воспринимает это, как — «такова жизнь».
Хотя, казалось бы, довольно легко понять и признать, что Вера и Знания — это несовместимые процессы осмысления и познания реальности, но, те же богословы и церковники считают, что вера и знания не противоречат друг другу: мол, Знания лишь дополняют и укрепляют нашу Веру в Бога.
Но, любой школьник скажет, что если за знаком равенства стоит значок Х, то задача считается не решённой. А этим Х, в религиозных рассуждениях, всегда и есть бог, о непознаваемости которого, в силу его сверхъестественности, они же, богословы, и говорят.
Но, что делать обывателю, который что-то знает, НО значительно больше не знает и не понимает в жизни? НО который не хочет во всём полагаться на бога — не видит смысл жизни в полном служении ему — не хочет становиться полностью верующим, а бывает верующим лишь иногда, когда «жаренный петух клюнет» или «все пошли в церковь и мне нужно»?
Этот обыватель, когда перед ним встаёт вопрос о смысле бытия, судорожно начинает подставлять вместо Х все имеющиеся у себя знания: и Бога, и себя, и свои жизненные знания, и известные ему теории, и прочее. И получает ложный ответ или полную путаницу и разорванность сознания — ему становится ещё хуже в его духовных поисках.
Или, наконец, он становится истинным верующим, или признаёт, что он ничего не знает и не понимает, или начинает верить только в свои знания, пусть самые куцые, как единственный источник и критерий осознания действительности и себя.
Знать и узнавать, познавать и ничто не брать на веру — это, для многих людей, смысл жизни не только в их духовных началах, но и в вполне житейской, бытовой, «земной» жизни.
Да, я молодой, мне всего 21, но, что-то, в отличие от многих моих ровесников, я заразился поисками философских истин, только не по учебникам, а путём добывания, в основном в интернете, оригинальной информации, в том числе, на этом сайте. Такие как Владимир — настоящие философы, в отличие от множества официальных продажных и ангажированных, дают мне знания и понимание многих вещей, и позволяют на многое смотреть по-другому.
Володичка, у меня на данном этапе настолько ладно стоят мозги на своем месте, что мне комфортно стало жить даже в тех обстоятельствах, что предлагает жизнь (о некоторых Вы уже знаете). И я предполагала что таковым будет ответ Ваш на мой комментарий. А вот я живу в своей «эклектике» и всем со мною хорошо. Моя индивидуальность не пострадала, а гибкости душевной прибавилось. Кому плохо от этого? И принципы нормального человека остались прежние. Я, думаю, что сама жизнь скорректирует мои «доктрины», т.к. я — существо думающее, не равнодушное к внутреннему и внешнему миру, стремящееся к развитию. Будет очередная смена осознания бытия — значит эволюция моего сознания не закончилась. Почему бы и нет. А потом, я же все-таки женщина, то мне присуща не такая категоричность в суждениях о жизни и людях. Тоже, вроде, естественное качество.
А, вообще, я с вами, мальчики, согласна, с вашими размышлениями на тему смысла бытия.
Я считаю, что последние Ваши слова не имеют отношения ни к Вам, ни к Никите и не ко мне. Только Вы, наверное, уже разочаровались в людях и жизни, а мы с Никитой — нет. Никита — в силу возраста, а я — в силу жизненных установок, заложенных еще в детстве. Но всем нам мозги не дают покоя ногам (типа каламбур).
С ув.,Ирина
Имеют, Ира, ещё как имеют! Просто, вы, видно, сегодня находитесь в повышенном благодушии, а потом, если подумаете, то и согласитесь со мной.
И, потом, что значит ваше мнение, «уже разочаровались в людях и жизни»?
Чего это!? Я ещё помирать не собираюсь. А то, что я как-то более реально смотрю на жизнь и на людей, отвращает меня от них не более, чем и в молодости — меня интересуют люди и их жизнь. Только не все, конечно. Но, так и у всех так, в том числе и у Вас. Да и вообще, на мой взгляд, если есть что-то интересное в жизни, так это люди — интересные люди, не стадные и без прибамбасов. Вот, кстати, русские люди, по-моему, самые интересные, в особенности женщины, потому что я мужчина. Мужчины мне как-то уже более известны и не столь интересны, поэтому.
Ну, Ира, сколько можно говорить: не нужно личностный мир человека и его жизнь укладывать в слова. Не нужно ДАЖЕ ПЫТАТЬСЯ делать это: укладывать личность человека, ни свою, ни чужую, в картинку знания о себе или другом.
Ибо, буквально, это равнозначно, что пытаться изложить картину мира. Ибо, какая разница? — мир в голове человека, через сито его личности, или мир, как таковой — реалии, в которых живёт человек. И то и это, — громадно, противоречиво, многогранно и динамично, настолько, что наших ограниченных мыслительных и чувственных ресурсов просто не хватает для создания и понимания этих картинок отдельного человека и мира, который есть сам по себе и есть в голове этого человека.
Мы можем лишь ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО знать и себя, и других людей, как говорится, в общих чертах. И в лучшем случае, иметь более-менее истинные представления и о себе и об окружающем, которые нам позволяют жить той жизнью, которой мы живём: на маленькой планете в УЗКОМ кругу своих бытийных и духовных событий. Всё, для большего мы НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ, ни телом, ни разумом, ни чувствами! Это нужно понимать и из этого нужно исходить, и в оценке себя и людей, и в размышлениях о смысле бытия — о смысле жизни своей и людей.
То есть, нужно чётко и однозначно понимать, что мы есть объективные плоды существующей, в виде человеческой цивилизации, популяции живого вида «человек», на планете Земля. И от этого никуда не денешься.
НО самость — независимость человека от всего и от всех, есть: это способность человека, буквально, воспарить над своим бытием, в поисках того же смысла жизни, например. Или в попытках посмотреть на себя и окружающее не только через призму своего «Я» — со своей субъективной точки зрения, а максимально отстранённо — без своих чувств и эмоций.
То есть, мы можем лишь приблизительно схватывать и осознавать какие-то свойства и характеристики вещей, людей и процессов. Но не можем, даже доведя себя до сумасшествия, знать и понимать «вещь саму в себе» — человека в полном его измерении, даже если этот человек сами мы.
Вот и Вы, Ира, в своём комментарии это наглядно демонстрируете: описывая себя, Вы лишь проводите главные, на Ваш взгляд, линии своей жизни, оставляя громадный простор для воображения и дорисовывания другими людьми. Что они могут сделать, в том числе и я, КАК угодно, и совершенно не соответственно реальностям. Описывая меня, вы в общем-то правильно говорите о моих чертах, НО, эти самые черты принадлежат, по крайней мере, половине населения нашей многострадальной родины — России. Ведь, не случайно, в комментарии выше, говоря о смыслах жизни «нас», я говорил о своеобразии нашего национального смыслового ряда — о составляющих смысла жизни, которые понятны и наличествуют в жизни ТОЛЬКО русских людей.
Вот, Ира, зайдите на страницу сайта Об авторе. Что я там пишу о себе? А ничего, кроме «сухих фактов». И не от того, что я такой скромный или мне о себе сказать нечего, а именно в силу того, чтобы вольно-невольно не создавать ложную картинку о себе у интересующихся.
Или, почему я запрещаю в Правилах сайта переход на обсуждение личностей участников? Не только потому, что это обычно делается с целью их оскорбить и унизить, а для того, чтобы не было соблазна в «двух словах» описать своё виденье и свои представления о человеке, повесив на него свой ярлычок: Я тебя знаю и понимаю — с тобой всё ясно! Ибо, по крайней мере, это будет не верно и опять же унизительно для человека: как, его, — такого громадного и «всякого разного», поместили в определение в две строки!
Что касается моего большего интереса к женщинам, чем к мужчинам, то это, конечно, даже не познавательный интерес, а именно гендерный: интерес человека к представителям противоположного пола.
Что-то подобное я и пыталась передать выше в своих комментариях, но Вы озвучили прямо и складно — благодарю. Соглашусь с каждым Вашим словом.
Интересно, какая будет тема следующей Вашей статьи? Теперешняя наше дискуссия даст ли толчок новой идее будущей темы?
Даже не знаю: меня сильно занимают, сейчас, другие проблемы в моей жизни. Придет время, выберу тему, из имеющихся заготовок, и напишу.
Удачных разрешений Ваших проблем!Куда ж без них в жизни