Что такое смысл произведения

В поисках смысла художественного текста

Может показаться, что выступление Н.Д. Тамарченко на I съезде методистов и учителей-словесников в Санкт-Петербурге (октябрь 2003 г.), которое мы предлагаем вашему вниманию, имеет отношение только к преподаванию литературы. Однако пафос этого выступления – в призыве к словесникам учиться понимать произведение литературы как текст и учить этому школьников. А анализ текста – наша постоянная тема.

Что такое смысл произведения. Смотреть фото Что такое смысл произведения. Смотреть картинку Что такое смысл произведения. Картинка про Что такое смысл произведения. Фото Что такое смысл произведения

В школе давно господствует отношение к литературе как к поводу для разговоров учителя с учениками о жизни. Не менее традиционны попытки адаптировать для школьников вузовские историко-литературные курсы.

При этом все согласны, что значительная часть изучаемых в школе литературных произведений относится к области искусства. Но оба названных способа школьного изучения литературы этот факт, по сути дела, игнорируют. В том, что подход к литературе как к «учебнику жизни» утилитарен, никто не сомневается, но считается, что в школе иначе нельзя. Не требуется глубокого анализа и для того, чтобы увидеть внеэстетический характер второго подхода. Запомнить, в каких биографических и исторических условиях был написан роман Тургенева «Отцы и дети», а также какие мнения о нем высказаны в критике и литературоведении, а потом хорошо изложить все это, разумеется, не бесполезно. Но это вряд ли необходимо для самостоятельного переживания и понимания этого романа как явления искусства, а в иных случаях может и помешать самостоятельности истолкования его смысла.

Если вы скажете, что прежде всего не мешало бы научить школьников адекватно понимать прочитанное художественное произведение, то вам напомнят, что общеобразовательная школа готовит грамотных, патриотически настроенных и морально устойчивых граждан, а не специалистов-литературоведов. К тому же для русской литературной классики, по праву занимающей и в современных школьных программах важнейшее место, этические проблемы в самом деле органичны; нравственное значение поступков и судеб ее персонажей, несомненно, входит в духовный опыт читателей даже независимо от их желания. Что же плохого в отношении к такой литературе как к учебнику жизни?

Только одно: мы далеко не всегда можем быть уверены в том, что те «уроки жизни», которые извлекаются из прочитанного произведения с помощью учителя, совпадают с теми, которые заложены в нем автором. Мнение Л.Толстого, по которому в художественном произведении смысл выражается не отдельными суждениями и вообще не непосредственно словами (разумеется, и не поступками того или иного персонажа самими по себе), а «сцеплениями» разных мыслей или разных сцен, давно уже признанная всеми истина. Однако на школьной практике обращения с художественными текстами это обстоятельство практически не сказывается.

Понятно, что учитель, не довольствуясь естественным для школьника «наивно-реалистическим» вживанием в персонаж, стремится извлечь из произведения «уроки жизни» с учетом авторской позиции. Задача решается, как правило, с помощью сочетания двух противоположных и взаимодополняющих методов. С одной стороны, учитель с самого начала внедряет в сознание школьников определенный «образ» произведения в целом, с другой – в ходе «эмпирического» ознакомления с текстом он уделяет особое внимание «ударным» эпизодам или сценам, чтобы, комментируя их, обсудить нравственное значение отдельных высказываний и поступков персонажей.

Первый способ работы можно назвать методом «опережающих обобщений», а второй – методом «акцентирующего вживания». В целом обращение к тексту в школе оказывается необходимым для того, чтобы найти в нем «примеры», разъясняющие смысл заранее известных (из критики и литературоведения) обобщений и подтверждающие их правильность.

К первому способу интерпретации принадлежат, например, традиционные школьные истолкования драмы «Гроза» по Добролюбову – как изображения стихийного протеста героини против «темного царства» или, наоборот, более популярные ныне мнения: осуждающие разрыв Катерины с правильной и благой патриархально-религиозной этикой. Так же и относительно романа «Отцы и дети»: прежде было известно, что там все сводится к идеологическому конфликту либералов и революционных демократов, а позже выяснилось, что в основе всего – конфликт между теорией и жизнью.

Конечно, все такие трактовки коренятся в литературной критике: ведь она способна освоить произведение как целое только одним способом – создать публицистический образ, «представляющий» и замещающий собою это целое. Иногда этот образ детализирован и довольно ярок (вспомним «темное царство» и «луч света» в нем), чаще – потенциален, не развернут. Но такой образ, отражая лишь некоторые стороны и детали оригинала, искажает его реальные пропорции и, следовательно, смысл.

Так, образы, созданные Добролюбовым, выражали идею однородности «среды», в которой развертываются события «Грозы», и органической чуждости этой среде Катерины. Между тем в пьесе Островского Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова по своей психологии принадлежат к двум глубоко различным историческим типам, а Катерина на самом деле гораздо патриархальнее своей свекрови.

И в романе Тургенева, как замечает любой непредубежденный читатель, после встречи Базарова с Одинцовой идеологические дискуссии теряют прежнее значение. Что же касается конфликта теории с жизнью, то такое истолкование двух произведений объясняет в них (в известной мере) только судьбы главных героев; системы же персонажей в них нуждаются в ином подходе.

Ко второму методу, который мы назвали «акцентирующим вживанием», относятся комментарии к отдельным эпизодам литературных произведений, так или иначе провоцирующие общую этическую оценку персонажа и выводы об авторской этической позиции – тоже в целом.

Например, поведение капитана Тушина в сражении под Шенграбеном служит поводом для размышлений о мнимом и подлинном героизме в свете этических идеалов автора. При этом, во-первых, остается вне поля зрения своеобразие авторского подхода к названному персонажу (скажем, вопрос: о чем говорит его наклонность видеть в пушках живые существа?). Во-вторых, упускаются из вида другие, явно более сложные, случаи. Скажем, не замечается и не обсуждается различие между вполне героическим презрением к опасности князя Андрея на Бородинском поле и его же поведением на перевязочном пункте, смысл которого далеко не так очевиден. В-третьих, переход от рассмотрения отдельного эпизода к выводам об авторской позиции всегда будет актом читательского произвола, если не учтена и не определена соотнесенность рассматриваемого эпизода с рядом других. Но для того, чтобы выявить такого рода «сцепления», учителю необходимы навыки самостоятельного анализа текста.

Между тем ученик, несмотря на воздействие учительской риторики, зачастую все же догадывается о том, что в вопросах добра и зла авторы «Преступления и наказания» и «Войны и мира», например, понимали несколько больше того, что ему сообщается в качестве нравственных истин в последней инстанции. И в его сознании утверждается двоемыслие. Или он в результате применения подобных педагогических тактик и стратегий теряет саму способность догадываться о подобных вещах. Что, пожалуй, еще печальнее.

Необходимо признать, что «учиться жизни» читатель (в том числе и школьник) призван не у литературного критика, а также не у преподавателя школы или вуза, будь они самыми яркими и талантливыми профессионалами, но у автора-творца. В художественном произведении этические проблемы вплетены в сложный и разнородный, но в то же время единый ценностный состав содержания, а позиция автора выражается именно в упорядоченности нравственных и иных ценностей. Поэтому читатель, чтобы увидеть авторскую этическую позицию, должен попытаться понять смысл художественного высказывания как целого.

Основной предпосылкой успешного нравственного воспитания читателя-школьника следует считать умение учителя самостоятельно анализировать художественный текст и его желание приобщить к такому анализу своих учеников.

Почему именно самостоятельно? Дело не только в том, что так называемые «программные» произведения (в любом их наборе) всегда в наибольшей степени освоены как раз литературной критикой с ее «случайными наездами». Самостоятельность предпринятого учителем литературоведческого анализа текста педагогически значима даже и в тех случаях, когда существуют высокопрофессиональные образцы такого анализа.

Скажем, если учитель воспроизведет превосходный анализ С.Г. Бочаровым сцены охоты из «Войны и мира» и даже если он сделает это настолько хорошо, что ученики не почувствуют вторичность изложенного, любой другой эпизод, не рассматривавшийся в книге известного литературоведа, останется недоступным для школьного обсуждения на том же или на достаточно близком уровне. Кроме того, изложение готовых результатов чужого исследования неизбежно окажется пригодным лишь для воспроизведения; стимулировать же собственное творчество школьников в области интерпретации можно лишь введя их в процесс поиска еще неизвестного результата.

Предпочтительнее поэтому другой вариант: пусть качество анализа не будет столь высоким, но ученики должны чувствовать, что учителю, а с его помощью и им самим доступно самостоятельное и в то же время достоверное (научно обоснованное), а потому адекватное истолкование любого эпизода того же романа.

Пусть школьники не обязаны быть литературоведами, но учитель, получивший специальное образование, кажется, должен им в какой-то степени быть. Подлинный же критерий профессионализма филолога-литературоведа, по моему убеждению, – умение анализировать любой текст. Лирического стихотворения, драмы или эпической прозы; такой, о котором еще никто ничего не написал, или такой, о котором существует огромная литература; с предварительным продумыванием и без оного. Однако на филологических факультетах вузов России, как правило, ничему этому, к сожалению, до сих пор не учили. По крайней мере специально и систематически.

Устойчивость положения во многом объясняется именно отсутствием спроса: безраздельным господством в школе иллюстративно-исторического и нравственно-публицистического подходов к литературе.

Правда, современная школа стремится уйти от авторитарного и репродуктивного, нетворческого обучения. Но взамен она декларирует полную свободу любого истолкования и отсутствие каких бы то ни было объективных критериев его адекватности. Стремление ученика самовыразиться и литературно самоутвердиться может вообще заслонить вопрос об истине – принадлежит ли она писателю или учителю.

Этому хотелось бы противопоставить иную ситуацию. Учитель не только должен быть хорошо подготовленным филологом; он сам должен занять позицию ученика по отношению к автору-творцу. Такая позиция не замедлит принести обнадеживающие результаты: учитель сможет открыть в тексте многие ранее неизвестные ему и ниоткуда им не вычитанные детали и смыслы, а заодно почувствует себя не носителем готовых истин (безразлично, взятых напрокат или самодельных), а участником – наравне со своими учениками – увлекательного и ответственного совместного поиска смысла чужого (авторского) слова о герое и о мире.

1 Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 27.

2 Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 26.

Источник

Что такое смысл в художественном произведении? 733 слова читать

Каждое художественное произведения – это продукт творческой деятельности художника, результат его переосмысления окружающей действительности. Человек смотрит на мир, анализирует происходящее, пропускает через призму своего мировоззрения и пытается интерпретировать все это в своем творчестве.

Любое художественное произведение имеет свой смысл и несет определённую ценность. Но пройдёт ли оно через столетия и сохранит ли свою актуальность? Ответ на этот вопрос зависит от многих характеристик произведения, присутствия или отсутствия в нём некоторых ключевых аспектов. Среди них:

Система образов. Образы в художественном произведении играют одну из главных ролей. Описывает автор типичных людей или выбирал неординарных личностей? Старается от обобщить характеры и отношения между людьми или пробует описать нечто уникальное, сложную или конфликтную ситуацию? От этого зависит ценность произведения. В каждую эпоху ценились свои образы. Средневековье подарило нам образ рыцаря, благородного и мужественного мужчины. Эпоха Романтизма принесла в мировое искусство образ загадочного героя, с размытым прошлым и наивными взглядам на настоящее. Именно таких героев требовали те эпохи и в этом их успех. Герои Байрона и Скотта навечно вошли в мировой литературное искусство. Ведь они появились вовремя, тогда, когда этого требовало время;

Проблематика произведения. Есть определённый круг тем, которые всегда буду востребованы, и уже много веков находят воплощение в художественных произведениях разных видов искусств. Темы любви и ненависти, предательства и верности, жизни и смерти, родителей и детей, фатума и обстоятельств использовались во все времена, вписываясь в рамки определённой эпохи. В современном мире спектр тем расширяется все больше, поскольку для общества остается все меньше запретных тем. Писатели пишут о политике, гомосексуализме, сексе, садизме, описывают свои самые тайные мечты и желания, снимая все табу;

Идея произведения. Под идеей подразумевают цель, которую преследовал автор, создавая своё творение. Что он хотел этим сказать? Возможно, автор хотел поделиться своими воспоминаниями? Или обратить внимания общества на одну из проблем? Или упрекнуть его в чем-то? Идея произведения тоже является тем ключевым фактором, который определяет смысл и ценность произведения, его актуальность во все времена существования искусства.

Ценность произведения можно оценить в синхронии и диахронии. Можно смотреть на него с точки зрения той эпохи, в которую оно было создано и оценить, учитывая те исторические рамки, в которых жил и творил автор. Только поняв до конца моральные устои того общества, социальные и политические условия, можно полностью понять произведения и дать ему адекватную оценку.

Также можно оценивать произведение и его ценность для искусства в развитии. Ведь есть такие писатели, произведения которых никогда не теряли своей актуальности и до сегодняшнего дня, хотя были написаны совершенно в других условиях и моральных рамках. Произведения Шекспира, Лондона, Толстого, Достоевского, Булгакова и сегодня является источников, из которого можно черпать ответы на многие вопросы. Они отображают состояние общества и мысли человека такими, какими они есть, со всеми сложностями и неоднозначностью. И хотя многие их произведений были написаны больше ста лет назад, проблемы, описанные в них, существуют и сегодня.

Хотя не всегда соответствие историческим условиях создавало произведениям успех. Во время штучно созданного социалистического реализма за требованием партии было создано множество художественных творений, главной задачей которых было изображение советской действительности, успехов пятилеток и деятельностей колхозов. При этом запрещалось создавать любые конфликтные ситуации в произведениях и сложные образы. Такая литература не продержалась долго и сегодня не имеет никакой ценности, а используется только как наглядное пособие штучной литературы. Такие примеры показывают нам, что искусство должно развиваться своим путем, только тогда оно сможет вобрать в себя лучшее из своей эпохи.

Смысл произведения – понятие широкое и многозначное. Любое искусство требует тщательного изучения и может быть по-разному интерпретировано. Каждый реципиент воспринимает произведения через свой опыт и мировоззрение, поэтому говорить о едином смысле художественных творений неправильно.

Рассуждая о ценности и смысле произведений можно также затронуть и другие виды искусства. Музыка, театр, кино и живопись обладают теми же свойствами, что и литературное искусство. Но литература в отличие от них создается с помощью наиболее пластичного материала. Ведь словом можно описать любой из видов искусства.

Система образов, идея, проблематика – все это свойственно любому произведению независимо от вида творческой деятельности, хотя и выражается разными способами. Но можно также наблюдать закономерность: некоторые пьесы не сходят со сцен многие десятилетия, некоторые музыкальные композиции признаны классикой, а некоторые забыты. Одни картины известны все, другие – никому. Это обусловливается ценностью и смыслом этих произведений.

Сложность в том, что не существует определённой шкалы оценки художественных творений. Значимость произведения для человечества оценивается годами, десятилетиями, на протяжении которых оно подвергается критике, интерпретации и попыткам понять его. Если произведение проходит это испытание, оно сохраняется в памяти культурного наследия человечества как такое, что имеет глубокий смысл и ценность для людей во все времена.

За время существования человеческой цивилизации было создано миллионы разнообразных произведений: картин, книг, песен, стихов, поэм. Но только малая часть их них сохраняется и передается будущим поколениям как образец в своем роде.

Известны случаи, когда произведения не были оценены современниками и признание к ним пришло уже после смерти автора. Только время может определить ценность произведения, а критика не всегда является главной в признании творений.

Смысл произведения – понятие широкое и многозначное. Любое искусство требует тщательного изучения и может быть по-разному интерпретировано. Каждый реципиент воспринимает произведения через свой опыт и мировоззрение, поэтому говорить о едином смысле художественных творений неправильно.

Источник

что такое смысл рассказа?

Что такое смысл в художественном произведении?

Каждое художественное произведения – это продукт творческой деятельности художника, результат его переосмысления окружающей действительности. Человек смотрит на мир, анализирует происходящее, пропускает через призму своего мировоззрения и пытается интерпретировать все это в своем творчестве.

Любое художественное произведение имеет свой смысл и несет определённую ценность. Но пройдёт ли оно через столетия и сохранит ли свою актуальность? Ответ на этот вопрос зависит от многих характеристик произведения, присутствия или отсутствия в нём некоторых ключевых аспектов. Среди них:

Система образов. Образы в художественном произведении играют одну из главных ролей. Описывает автор типичных людей или выбирал неординарных личностей? Старается от обобщить характеры и отношения между людьми или пробует описать нечто уникальное, сложную или конфликтную ситуацию? От этого зависит ценность произведения. В каждую эпоху ценились свои образы. Средневековье подарило нам образ рыцаря, благородного и мужественного мужчины. Эпоха Романтизма принесла в мировое искусство образ загадочного героя, с размытым прошлым и наивными взглядам на настоящее. Именно таких героев требовали те эпохи и в этом их успех. Герои Байрона и Скотта навечно вошли в мировой литературное искусство. Ведь они появились вовремя, тогда, когда этого требовало время;

Проблематика произведения. Есть определённый круг тем, которые всегда буду востребованы, и уже много веков находят воплощение в художественных произведениях разных видов искусств. Темы любви и ненависти, предательства и верности, жизни и смерти, родителей и детей, фатума и обстоятельств использовались во все времена, вписываясь в рамки определённой эпохи. В современном мире спектр тем расширяется все больше, поскольку для общества остается все меньше запретных тем. Писатели пишут о политике, гомосексуализме, сексе, садизме, описывают свои самые тайные мечты и желания, снимая все табу;

Идея произведения. Под идеей подразумевают цель, которую преследовал автор, создавая своё творение. Что он хотел этим сказать? Возможно, автор хотел поделиться своими воспоминаниями? Или обратить внимания общества на одну из проблем? Или упрекнуть его в чем-то? Идея произведения тоже является тем ключевым фактором, который определяет смысл и ценность произведения, его актуальность во все времена существования искусства.

Ценность произведения можно оценить в синхронии и диахронии. Можно смотреть на него с точки зрения той эпохи, в которую оно было создано и оценить, учитывая те исторические рамки, в которых жил и творил автор. Только поняв до конца моральные устои того общества, социальные и политические условия, можно полностью понять произведения и дать ему адекватную оценку.

Также можно оценивать произведение и его ценность для искусства в развитии. Ведь есть такие писатели, произведения которых никогда не теряли своей актуальности и до сегодняшнего дня, хотя были написаны совершенно в других условиях и моральных рамках. Произведения Шекспира, Лондона, Толстого, Достоевского, Булгакова и сегодня является источников, из которого можно черпать ответы на многие вопросы. Они отображают состояние общества и мысли человека такими, какими они есть, со всеми сложностями и неоднозначностью. И хотя многие их произведений были написаны больше ста лет назад, проблемы, описанные в них, существуют и сегодня.

Источник

Что такое смысл произведения

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

Трудно спорить с М. М. Бахтиным, когда он говорит о том, что не отвечающее ни на какой вопрос есть бессмыслица. Но ведь возможно, что читатель не видит в тексте ответа только потому, что не способен правильно поставить вопрос, не задумывается о существенности предлагаемого ему ответа.

1 Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе. — М., 1982.

2 Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.

Если же читатель обладает творческим воображением и принимает законы, которым подчиняется искусство, он способен постигнуть смысл не только непосредственных высказываний автора, но и эмоциональное настроение, выраженное в художественной форме. Нередко писатель сознательно обращается к читателям, используя намёки, неожиданные образы, скрытые подсказки и т.п. Он стремится не убедить, а побудить своего собеседника к пониманию.

Итак, совершенно очевидно, что смысл литературного произведения не ограничивается описанными в нём событиями и высказываниями, а вытекает из всего художественного целого, каким является произведение искусства. Отсюда следует, что, разграничивая смысл художественного текста на элементы содержания и элементы формы, мы допускаем известную условность, предполагая постижение единого целого (общего смысла) как бы с разных точек зрения. Таким образом, мы познаём части, которые сами по себе не самостоятельны, но обретают значение лишь при их воссоединении.

Иначе говоря, любой анализ текста предполагает в качестве конечной цели синтез, общее восприятие художественного мира произведения как единого целого, в котором всё важно, всё значимо.

Проникновение в смысл литературного произведения начинается сразу, ещё до знакомства с текстом, с его названия.

Много ли говорит читателю упоминание имени неизвестного ему человека («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Оливер Твист» Ч. Диккенса и др.)? Конечно же, о самих персонажах, чьи имена вынесены в заглавие, мы сможем судить лишь после прочтения названных романов, но в названии уже содержится важная для читателя информация, указывающая на то, что художественный мир произведения будет строиться вокруг судеб определённых людей.

В ряде случаев название помогает читателю правильно определить то, что, по мнению автора, является наиболее важным. Кого можно назвать главным героем романа Пушкина «Капитанская дочка»? Гринёва? Пугачёва? Заглавие чётко указывает персонаж, на которого должен ориентироваться читатель, с помощью которого утверждается в произведении авторская позиция.

С помощью названия писатель может указать на общелитературный контекст, знание которого, как он полагает, необходимо для понимания смысла книги («Российский Жилблаз» В. Т. Нарежного, «Русский Пелам» А. С. Пушкина, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова и т.п.).

В заглавие нередко выносится основная тема или проблема («Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Три смерти» Л. Н. Толстого, «Война миров» Г. Уэллса и др.).

Очень важны названия, имеющие символическое значение, помогающие понять структуру художественного мира произведения («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Красное и чёрное» Ф. Стендаля, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. М. Симонова, «Живи и помни»

В. Г. Распутина и т.п.).

Иногда в названии содержится парадокс или оксюморон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Горячий снег» Ю. В. Бондарева и др.). Содержащие в себе осознанный автором художественный приём такие заглавия непосредственно связаны со смыслом произведения в целом.

Совершенно очевидно, что название имеет определённую значимость и не должно игнорироваться читателем, тем более что именно с него начинается постижение художественного мира литературного произведения.

1 Есин А. Б. Литературное произведение: типологический анализ. — М., 1992.

Дело в том, что, ориентируясь на изображение «жизненных явлений», конкретную тему конкретного произведения нередко подменяют общей. Например, о чём говорит формулировка «изображение социальных противоречий в обществе» в качестве определения темы? Такое изображение мы находим и в «Дубровском» А. С. Пушкина, и в «На Волге» Н. А. Некрасова, и в «Отцах и детях» И. С. Тургенева, и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но это ведь совсем разные сочинения!

1 Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977.

Например, темой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является не проблема неотвратимости наказания за убийство в её философском, социальном или нравственном аспектах (хотя на уровне проблематики все эти аспекты в романе звучат явственно), а судьба конкретного преступника — вымышленного персонажа, Родиона Раскольникова. Точно так же темой «Тупейного художника» Н. С. Лескова является не зависимое положение крепостных парикмахеров в России, а история конкретного персонажа.

Тема стихотворения Ф. И. Тютчева «Последняя любовь» не любовное томление как явление, а «последняя любовь» лирического героя этого произведения.

2 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

1 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

При определении основной темы нас также подстерегает одна опасность. Может показаться странным, но в общей тематике произведения основная тема с идейной или философской точки зрения подчас представляется далеко не самой значимой. Вот, например, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Его основной темой является история замужества Наташи Ростовой.

С точки зрения идейного звучания романа, его нравственных оценок, философских размышлений автора и исторических обобщений такая формулировка темы кажется почти ничтожной в общей тематике. Можно ли назвать её основной? Но не будем забывать, что основная тема выполняет важнейшую роль в организации художественного мира. Именно она придаёт этому миру его цельность. Роман начинается с выхода Наташи Ростовой в свет, а заканчивается её счастливым замужеством, определяя тем самым условные границы повествования. Родственные связи Наташи, появление в её жизни нескольких мужчин (Анатоль, Андрей, Пьер) и их окружения, исторические события, происходящие в России в период любовных поисков героини, с одной стороны, расширяют художественный мир и усложняют общую тематику, а с другой стороны, придают этому художественному миру завершённость и цельность.

С тематикой произведения тесно связана его проблематика. Проблема — это основной вопрос, поставленный в произведении. Совсем не обязательно, что ответ на поставленный вопрос формулируется самим автором. Если мораль в басне чётко формулирует такой ответ, предлагает однозначное решение проблемы, то в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» основные ответы должны прозвучать в душе читателя, автор же стремится облегчить эту задачу, всем ходом повествования помочь принять правильное решение.

Проблематика — это совокупность и взаимосвязь всех проблем, поставленных в литературном произведении.

Нередко решение поставленной проблемы становится идеей произведения. Художественная идея — главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении. В одних произведениях идея формулируется непосредственно автором, звучит определённо и однозначно (басни русских писателей), в других — логично вытекает из всего хода повествования, но тоже представляется очевидной («Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Хамелеон» А. П. Чехова, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина), наконец, случается, что автор, уклоняясь от однозначного ответа, не только предоставляет читателю право самостоятельного суждения, но допускает известные расхождения в формулировке идеи («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «На дне» М. Горького).

Художественный мир произведения, созданный автором, после публикации обретает известную самостоятельность. К тому же теперь он во многом зависит от восприятия читателя, от степени его сотворчества. Отсюда вытекает такое любопытное явление, как его трактовка вопреки замыслу своего создателя.

В книге «Психология творчества» известный психолог Л. С. Выготский приводил любопытный пример, когда басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (в которой, правда, отсутствует прямо выраженная мораль) при определённом интонировании (выразительном чтении) меняет смысл (идею) на прямо противоположный замыслу автора: положительным героем становится Стрекоза (творческая личность), которой противостоит бездушный прагматик Муравей, не понимающий ценности искусства, всё меряющий лишь материальной пользой.

Здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как идейное звучание произведения. Если идея закладывается самим автором, формулирующим её или подводящим читателя к желаемой формулировке, то идейное звучание вытекает из всего текста и может оказаться не замеченным, не спрогнозированным писателем. Так произошло с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», который стал восприниматься революционно-демократически настроенными читателями как апология нигилизма.

1 Лихачёв Д. С. О филологии. — М., 1989.

При определении идеи и идейного звучания очень важно для читателя учитывать авторскую позицию, что, впрочем, не требует обязательной солидарности с автором. Иначе говоря, читателю предлагается сотворчество, известная свобода в понимании и оценке художественного мира, при условии, что читатель не позволяет себе произвольно искажать художественный мир, дополнять, сокращать или переиначивать его структуру.

Можно не соглашаться с автором, можно не принимать его позицию, но при непременном условии, что эта позиция правильно понимается и объективно воспринимается.

Способов выражения авторской позиции существует немало. Проще всего читателю, когда эта позиция непосредственно выражается в тексте (например: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» — у Л Н. Толстого). Авторскую позицию может высказать конкретный персонаж-резонёр, которому автор доверяет комментировать описываемые события и характеры персонажей (Стародум в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль).

Иногда авторская позиция заявляется в названии произведения («На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского, «Глупый помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина и т.п.).

Нередко автор помогает читателю, предваряя своё творение эпиграфом, как в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду»).

Разумеется, весьма значимы эмоциональные характеристики персонажей, то, как описываются и оцениваются автором изображаемые им события, общая тональность произведения (последнее особенно значимо в лирике и лироэпике).

Способов выражения авторской позиции великое множество. Нередко мир вещей может сказать об авторском отношении к персонажу больше, чем прямая характеристика («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, вещи в романах О. де Бальзака). Пейзаж, интерьер, портрет — это тоже средства оценки и характеристики. А как важно правильно уловить интонацию повествования! Сарказм и ирония ведь способны существенно скорректировать смысл.

Самое главное

Смысл литературного произведения не ограничивается описанными в нём событиями и высказываниями, а вытекает из всего художественного целого. Тема каждого произведения конкретна, соотносится именно с этим произведением и эмоционально окрашена. Проблема — это основной вопрос, поставленный в произведении, а идея — главная обобщающая мысль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *