Что такое смысл жизни в обществознании
§ 3. Смысл жизни
В чем заключается смысл жизни? Вспомним прочитанные нами произведения классической русской литературы. Какие вопросы пытаются решить многие их персонажи? Как жить? Ради чего жить? В чем смысл существования? Поиски смысла жизни редко увенчиваются полным успехом. Некоторые поистине обретают смысл жизни только в его постоянных поисках. Это действительно мучительный процесс – поиск и осознание того, ради чего стоит жить.
Рассматриваемый вопрос относится к одному из самых сложных в жизни каждого. В краткой форме осознание смысла жизни можно определить как осознание человеком высокого значения самого факта своего существования в этом мире, его непреходящей ценности, определения своей предназначенности. Само слово «смысл» (т. е. разумное основание, разум) выводит это понятие за рамки мелкого, корыстного, безнравственного. Рассуждая о смысле жизни, необходимо помнить, что это – высокое понятие. Субъективно для самого человека смысл жизни воспринимается как ее оправдание, доказательство, что она не прошла зря.
Многие люди обретают смысл жизни в скромном, ответственном, честном исполнении долга труженика, семьянина. Отдавая свои силы другим, они чувствуют, что проживают жизнь со смыслом, причем смыслом высоким.
Значительно чаще размышляют о смысле жизни люди, занимающиеся интеллектуальным трудом. У некоторых из них высокие требования к жизни, желание не только дать, но и получить (в качестве воздаяния за талант, упорный творческий труд). Одни стремятся к открытиям в науке, другие – к известности, славе, третьи – к власти, четвертые – к богатству и т. д. У многих смысл жизни замещается ее целью. Люди часто путают эти близкие, но отнюдь не тождественные по значению понятия.
Цель конкретна, ее достижение выражается в определенном, часто материальном, результате. Смысл жизни не столь конкретен – это процесс, нечто длящееся. Например, служение Родине, семье, идее, Богу. Цель может быть как положительной, так и отрицательной, а смысл жизни трудно представить в виде, скажем, желания любой ценой разбогатеть. Отличие смысла жизни от ее цели заключается и в том, что смысл жизни определяется тем, для чего сам человек может быть нужен, полезен (чему-то и кому-то), чему он может отдать свои способности и умения не думая о вознаграждении. А цель жизни чаще всего включает достижение (присвоение) чего-то, воздаяние за какие-то действия, даже самые благородные. Цель может перейти в смысл жизни в том случае, если она становится длящимся процессом и воспринимается человеком именно как высокий смысл жизни.
Существует мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Действительно, стремление к счастью – одно из свойств человеческой натуры. Человек всегда стремится к счастью. Это стремление объективно. Другое дело – представление каждого конкретного человека о счастье (в словарях это понятие определяется как «состояние полного удовлетворения, успех, удача»). Для одного человека – это способность понять тайну бытия, открытие закона природы, а для бродяжки Шуры Балаганова из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» – несколько тысяч рублей. Однако по отношению к счастью существуют и другие мнения. Так, в дневниках поэта В. А. Жуковского есть замечание: «Счастье не цель жизни». А. С. Пушкин высказал свое мнение по этому вопросу в поэтической форме: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
В последнее время средствами массовой информации (СМИ) проводится активная ориентация россиян на западные, главным образом американские, ценности. Западное общество – это общество потребления (каковым российское общество никогда не было и, по-видимому, не будет). Естественное желание человека быть счастливым возведено в культ: «Будь счастливым во что бы то ни стало!», «Будь удачлив, имей успех!» Счастье понимается прежде всего как материальное благополучие. В западном обществе этому способствуют экономические факторы: высокая зарплата, возможность купить дорогие вещи в кредит и т. д. Средства массовой информации активно рекламируют стандарты успеха. В моде – молодость и красота. Вот и получается, что погоня за счастьем (во что бы то ни стало!) делает многих людей несчастными. Они не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными ценностями, страдают от несоответствия рекламируемых стандартов реальной жизни.
В вопросе о том, каков должен быть смысл жизни, вряд ли возможно добиться согласия.
Для гедонистов смысл жизни – в получении как можно большего числа удовольствий.
Для бедняка смысл жизни – в том, чтобы не умереть от голода и холода.
Для верующего смысл жизни – в служении Богу, следовании его заповедям, спасении души.
Для людей, ставших на стезю художественного творчества, смысл жизни – в создании великих произведений, признании народа, славе.
Для общественных деятелей смысл их бытия – в преобразовании общества, улучшении условий жизни окружающих людей.
Для людей, настроенных патриотически, смысл жизни – в служении Родине, укреплении государства, защите Отечества.
Каждый выбирает свой смысл жизни и свой путь. Ориентиром в этом человеку служат нравственные идеалы, вера в высшую справедливость. Следовательно, выбор жизненного пути и определение смысла жизни есть во многом результат нравственного выбора.
Нравственный выбор. Это – акт нравственной деятельности, нравственного поиска. Нравственный выбор заключается в сознательном предпочтении определенной системы жизненных ценностей, линии поведения (для чего человек принимает моральное решение и старается его реализовать). Нравственный выбор делают (являются его субъектами) индивид, коллектив (группа) людей, общество в целом. Нередко нравственный выбор индивида воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений коллектива или всего общества. Особенно сложен, но и важен нравственный выбор в конфликтных ситуациях, возникающих в системе отношений «человек – общество», «человек – человек», «человек – его совесть». Выход из противостояния различных ценностей и норм в гражданском обществе должен осуществляться на основе принципов справедливости, добра, ответственности, терпимости.
1. В чем заключается смысл жизни?
2. Как соотносятся смысл жизни и цель жизни?
3. Может ли счастье быть смыслом жизни?
4. Что такое нравственный выбор?
Проблемы и аспекты
1. Как связаны смысл жизни и социализация?
Положительная направленность личности складывается не только благодаря нравственному выбору и другим самостоятельным усилиям человека. Если общество, например, допускает в массовом масштабе антиобщественные средства и способы достижения людьми своих целей, то человеку трудно осуществить нравственный выбор; и наоборот, здоровое общество активно способствует положительному развитию личности. Сложный процесс приобщения молодежи к условиям социального бытия на основе принятых в обществе ценностей называется социализацией.
Социализация в самом общем смысле представляет собой приобщение человека (прежде всего молодого) к самостоятельной жизни в обществе в соответствии с его требованиями, правилами, нормами. При этом человек выполняет одну из социальных ролей – ту, которую он сам выбрал, либо ту, которую жизнь «предоставила» ему вопреки его планам и желаниям. Если роль выбрана самим человеком, процесс социализации идет параллельно с обретением им смысла жизни. Социализация включает элементы как стихийного воздействия, так и целенаправленного влияния, которое чаще всего трактуется как воспитание. Его принято считать ведущим и определяющим началом социализации, как целенаправленным формированием личности.
В настоящее время обстановка для гражданской социализации молодежи, с одной стороны, достаточно удобна, а с другой – негативна, отрицательна в дидактическом, поучительном смысле. Удобство заключается в «размораживании» политической жизни, ее активизации и расширении свободы слова, информации, ассоциаций, собраний и т. д. В принципе сегодня можно при желании найти практически любую информацию (чаще всего в виде интерпретаций). Но в потоке информации, которая обрушивается на молодежь, к сожалению, немало вульгарного, невежественного, лживого, что нередко молодые люди воспринимают с доверием. В результате ведущими для некоторых становятся не лучшие образцы поведения, идей, целей и средств деятельности.
2. Почему термин «социализация» редко используется?
Термин «социализация» среди отечественных специалистов пока употребляется редко, может быть, по той причине, что существует синонимический ряд понятий, и провести границу между ними не всегда удается. Социализация (в этом смысле точнее термин «социализированность») синонимична культуре, если она рассматривается в одном из своих конкретных аспектов (нравственная, художественная, бытовая, политическая, правовая и т. д.). Нередко используются понятия «воспитанность», «социальная зрелость», «гражданственность», «политико-правовая культура», «политико-правовая активность» и др. Предпочтение какому-либо из этих понятий во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой человек, а их реализация – от политико-экономического и культурно-нравственного состояния общества.
3. Каковы варианты социализации?
Существуют два основных варианта социализации человека – институционализированная «целенаправленная» и спонтанная. В целом эта интерпретация путей социализации достаточно продуктивна. Следует только уточнить, что содержание СМИ, в частности (и в особенности) телевидения, с победой демократии осталось, как и раньше, целенаправленным средством воспитательного (пропагандистского) воздействия на все слои населения, включая и молодежь.
Мнения, суждения, факты
Человек по своей природе принадлежит к двум мирам – к Богу и к миру; его сердце есть точка скрещения двух этих сил. Он не может служить этим двум силам сразу и должен иметь только одного господина – Бога. Но Бог есть и Творец мира, и через Бога и в Боге оправдан и мир. Кто может отречься всецело от мира, от всего того в мире, что не согласуется с Богом и не божественно, и идти прямо к Богу, тот поступает праведно, кратчайшим и вернейшим, но и труднейшим путем обретает оправдание и смысл своей жизни. Так идут к Богу отшельники и святые. Но кому это не дано, у того другое предназначение: он вынужден идти к Богу и осуществлять смысл своей жизни сразу двумя путями: пытаться по мере сил неуклонно идти прямо к Богу и взращивать в себе Его силу, и вместе с тем идти к Нему через переработку и совершенствование мирских сил в себе и вокруг себя, через приспособление их всех к служению Богу (С. Л. Франк, религиозный философ).
Рано или поздно каждого человека настигает вопрос: зачем я существую в этом мире? Вопрос мучительный, трагический, подчас страшный, но неизбывный. Потому и изобрели мы неисчислимые способы заглушить его в себе, уйти от ответа. Помимо откровенного одурманивания себя, тут и развлечения разного рода, и зрелища, и «масскульт» [массовая культура. – А. Н.] в разных ее ипостасях, и политика, и погоня за наживою… И даже сам труд – вот парадокс – может стать для нас поводом отвлечься от непрошеных и назойливых дум, способом подменять работою рук работу ума. А уж всякая мозговая игра – самое соблазнительное подспорье в глушении сущностного (М. Дунаев, публицист).
Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив… (Р. Брэдбери, писатель-фантаст).
В 1913 году бывший преподаватель Страсбургского университета Альберт Швейцер (1878–1965) покинул Эльзас и отправился в Африку, в Габон. Там в маленьком поселке Ламберене на средства, заработанные литературным трудом и выступлениями с органными концертами, он построил госпиталь для африканцев, страдавших проказой (хроническое инфекционное заболевание) и другими страшными болезнями. В течение полувека этот человек со своими помощниками, не щадя сил и здоровья, в трудных условиях лечил чернокожих пациентов, спасая многим из них жизнь. Свой авторитет Швейцер в полной мере использовал для активной борьбы в защиту мира. Он завещал людям следовать принципу «благоговения перед жизнью»: «Из тех, кто чувствует порыв и способен сделать свой труд призванием жизни, почти половина вынуждена отказаться от этого, и в основном из-за сложившихся обстоятельств. Те, кому посчастливится целиком отдаться любимому делу, должен почитать это за счастье. Счастливцы те, чьи годы труда продолжительнее, чем годы поисков и ожидания. Счастливцы те, кто полностью могут отдаться этому».
А) 1. Каким состояниям человека А. С. Пушкин противопоставил состояние счастья? Выберите в перечне:
2. Отметьте, что из перечисленного ниже можно отнести к смыслу жизни (С), а что – к ее цели (Ц):
а) купить автомобиль
б) побывать в Париже
в) поставить детей на ноги
г) стать великим поэтом
д) посвятить свою жизнь добру
е) выйти замуж за олигарха
ж) найти клад и раздать его бедным
з) бороться за торжество справедливости в стране и мире
3. Закончите предложение.
Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я должен жить чтобы мое существование наполнилось достойным содержанием? Все эти вопросы являются вопросами ______________.
Б) 1. Известный артист, поэт и исполнитель своих песен В. С. Высоцкий на вопрос анкеты, хочет ли он быть великим артистом, ответил убежденно: «Хочу и буду».
Как бы вы оценили позицию артиста с точки зрения смысла его жизни?
2. Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах (Ф. Энгельс, мыслитель).
Счастье выпадает тому, кто его не ждет (пословица).
Все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны (Ж. Ламетри, философ).
Какие из этих высказываний, по вашему мнению, наиболее точно выражают суть проблемы о соотношении смысла жизни и счастья?
3. Писатель Н. Шамфор, в частности, писал: «Со счастьем дело обстоит как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится».
Прокомментируйте этот афоризм.
Темы для рефератов, сообщений
1. Каждому человеку судьбу создают его нравы (афоризм).
2. Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой, писатель).
Конспект по обществознанию на тему «Цель и смысл жизни человека»
2.6. Цель и смысл жизни человека:
Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.
Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:
1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма.
Вывод: жизнь бессмысленна.
Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть.
Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.
2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.
3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.
Смысл жизни человека:
1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.
2) Смысл жизни в самой жизни.
3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.
Смысл жизни человека
Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.
Смысл жизни человека: философия
Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Цель и смысл жизни человека
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.
Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.
Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»