Что такое смысловая часть предложения примеры
Что такое смысловая структура текста и почему она должна быть чёткой
А ещё немного про виды композиции текста (и бонус).
Под материалом «Как устроена редакция DTF» Семён Муравьёв запросил пост о том, как устроены тексты. Ну и вуаля!
Разумеется, всё это — лишь мой личный опыт. Но вдруг он вам пригодится? Кто ж его знает. И да, речь исключительно о публицистике: художественные тексты работают как-то немного не так (понятия не имею как, я не литред).
Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление. Индустрия развлечений — специфическая, особенно это касается игр. Чтобы автор мог сделать, скажем, достойный лонгрид про какую-нибудь гонку, он должен иметь определённый опыт в жанре. Та же история с другими жанрами.
Посмотрите, например, на текст Андрея про Baldur’s Gate III — по сравнениям и анализу можно понять, что он играл в кучу игр жанра. И это всё — необходимые знания: если их нет, то текст получится пустым, а может быть даже дефектным.
Всё сводится к банальному «нужно разбираться в теме», но в случае с видеоиграми (да и кино с литературой) это особенно непросто. Просто потому, что эти знания нельзя быстро набрать: они копятся вместе с, скажем так, игровым стажем. То есть, человек должен много и часто играть с детства. Не получится взять талантливого человека с журфака, который особо и не играл никогда, и научить писать про игры. Как бы хорошо он не писал и не обрабатывал информацию, ему просто не хватит опыта.
Тут как в случае с изданиями, посвящёнными финансам и экономике — проще взять человека, который уже разбирается в теме, и научить его журналистике, чем наоборот. Разумеется, во всё играть не получается: именно поэтому авторов лонгридов у нас так много и постоянно нужны ещё — у каждого своя экспертиза, свой профиль.
Очень редко бывает так, что новичок сразу же пишет идеальные или, как минимум, редактируемые тексты — чаще тексты приходится гонять туда-сюда с комментариями. В моей практике было и так, что я возвращал автору текст с сотней комментариев в гуглодоке. Однако если всё грамотно объяснить и попросить автора исправлять ошибки самостоятельно, то уже через пять-шесть текстов он превращается в крутого чувака, который может написать текст, к которому не будет замечаний и советов.
Лирическое отступление закончено, возвращается к нашим баранам.
Орфографию, пунктуацию или, там, стилистику можно поправить. Это всё ерунда, хоть и запарная порой. Но вот что поправить не получится, так это дефектную структуру. Если структура, эта самая чёткая схема, нарушена, то текст на 100% не редактируемый, и его нужно возвращать автору на полную переработку.
Люди разные. Кому-то проще набросать себе структуру текста заранее и писать по ней. Кому-то проще написать, и потом посмотреть, всё ли в порядке со структурой. Я, например, из последних — заранее составленный план меня путает и мешает входить в состояние потока. Однако и в таком случае стоит всегда проверять, всё ли со структурой текста в порядке, и не получилась ли случайно какая-то мешанина, не упустил ли ты нечто важное.
Дальше о структуре и поговорим.
Примерно так выглядит любой текст. Прошу прощения за мат, я рисовал это очень давно и для «внутряка».
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.
Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.
Смысловые отношения связаны с видом синтаксической связи:
— грамматическая основа субъектно-предикативные (в некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально) В классе жарко.
— обособленные члены полупредикативные (знач. добавочного сообщения) Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
— однородные члены равноправия Мальчик купил книгу и тетрадь.
— уточняющие члены пояснительные Там, вдали за рекой.
— парцеллированные члены присоединительные Продается квартира. Недорого.
— вводные единицы соотносительные Зима, к счастью, была не очень холодной.
— обращение контакто-устанавливающие Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
— комплетивные (восполняющие) отношения устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении): три студента, надо заниматься, кто-то незнакомый, один из вас, лень вставать
Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).
В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Смысловые отношения в ССП
Тест на тему Смысловые отношения в сложном предложении
Тест на тему Смысловые отношения в словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Предложение в табл.“ “Синтаксический разбор«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс
Учитель начальных классов
Будник Анжела Васильевна
Квалификационная категория; вторая
Предмет: русский язык
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
1. Организационный момент.
— У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.
(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)
— Откройте тетради и запишите число и классную работу.
— Какая сейчас пора года? (Весна)
— Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)
— Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.
— Придумайте однокоренные слова к слову весна.
— Запишите вторую строчку чистописания.
весна вёсны весенний
— Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.
— Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.
— Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)
3. Актуализация знаний и умений.
— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
— Тема нашего урока сегодня «Текст».
— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
— Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
— Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
— Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»
4. Изучение нового материала.
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
Около дома росла маленькая яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – … (несколько) предложений
— Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.
Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).
— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)
— А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
— Давайте закончим наше правило:
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).
5. Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».
6. Закрепление изученного материала.
— Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.
___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
___Любе подарили котенка.
___На стуле лежала шляпа.
___Видны только белые лапки.
___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
___Вот какой шалунишка!
Главная мысль __________________________________
Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.
(На экране правильный текс)
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.
— Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».
Понравилось на уроке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по русскому языку
Рабочие программы «Русский язык»
Итоговое собеседование по русскому языку
Урок русского языка 3 класс » Склонение имён существительных»
Самостоятельная работа по теме «Местоимение»
Рабочая программа по русскому языку
Конспект урока на тему:» Имя числительное»
Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Все падежи имён существительных»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5423093 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подготовка к ЕГЭ
Страницы
четверг, 26 августа 2021 г.
Смысловую связь между примерами
↑ Как привести примеры-иллюстрации?
Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания
↑ Смысловая связь между примерами (клише)
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим некоторые из них:
Объяснение
(Почему? Чем это можно объяснить?)
Определение
(Что обозначает это слово?)
. это слово автор понимает по-своему
. значение этого слова определяет.
Аналогия
(На что это похоже?)
Выделение
(Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь?)
автор текста фиксирует внимание.
автор текста обращает наше внимание на.
Сопоставление и противопоставление
(С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено?)
Как всем известно, с прошлого учебного года требования к комментарию в сочинении ЕГЭ изменились: необходимо не только включить в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста, но и пояснить их, а также указать смысловую связь между примерами. О последней мы сегодня и поговорим.
Согласно методическим материалам, выложенным на сайте ФИПИ, указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислю некоторые из них (в скобках даны возможные способы выражения смысловой связи в сочинении):
Вроде бы ничего нового, но меня смущают многочисленные комментарии коллег к двум вариантам моих сочинений в формате ЕГЭ:
А где смысловая связь между примерами?
А где «оба примера, дополняя друг друга. «?
У вас отсутствует связка между первой и второй цитатой.
Смысловую связь надо писать четко: » Оба примера иллюстрируют одну мысль. «
Не раскрыта смысловая связь между примерами.
Связь между примерами эксперт не увидит, это точно. Нужно вполне конкретное предложение, указывающее на эту связь.
Уважаемые коллеги, в каких официальных источниках вы нашли информацию о «конкретном предложении, указывающем на связь» и о непременном «оба примера, дополняя друг друга. «? Может быть, я что-то пропустила?
Комментарий в данном сочинении соответствует высшему баллу, так как экзаменуемый, опираясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает путь автора от формулировки проблемы к основным выводам, его логику, систему аргументов. В работе выделены поясненные ключевые моменты проблемы (история создателя «Слова о полку Игореве» – 1 пример-иллюстрация, традиции отечественной литературы – 2 пример-иллюстрация). Упоминание поэтов-бойцов, ссылка на неумолкающее слово поэтов – свидетельство установленной логической связи.
«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути».
В работе с опорой на текст прокомментированы основные затронутые писателем аспекты проблемы: спад интереса к чтению художественной литературы в наше время – 1 пример-иллюстрация; важная роль чтения классики в формировании и развитии личности – 2 пример-иллюстрация. Дано пояснение к 2 приведенным примерам. Выявлена смысловая связь между ними: подчеркнута первостепенная роль чтения художественной литературы именно в детские годы.
«Раскрывая проблему, автор описывает случай из школьной жизни. Обычный урок по биологии привел к спору между двумя одноклассниками. Оппоненты яро отстаивали свои диаметрально противоположные точки зрения на проблему конфликта между личными и общественными интересами. В этом противопоставлении «живого ума» «книжному умствованию» на фоне «тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей» не смогла родиться истина. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 52. Герой-рассказчик говорит о том, что истина обязательно существует, и она не зависит от того, кто вступает в спор. Главное – чтобы этот спор «согласовался с голосом» сердец тех, кто спорит».
Работа экзаменуемого заслуживает высшего балла по критерию К2. В ней грамотно представлен комментарий проблемы исходного текста (проблемы поиска истины). Автором изложены различные точки зрения, выявившиеся в споре (1 пример-иллюстрация), а также высказана мысль о том, что они не могут породить в итоге никакой истины (2 пример-иллюстрация). Дано пояснение к 2 приведенным примерам. Выявлена смысловая связь между ними (посредством вопроса).
Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ
К 2. Эта загадочная смысловая связь
Что мы точно знаем?
Связь между предложениями
Пингвины сидят на льдине.
Кстати, о деньгах . При упоминании о них тётушка сразу же воскликнула.
Нам всем понятно, что такое связь между предложениями. Задание 25 нацеливает на поиск слов – сцепок, осуществляющих грамматическую связь между предложениями.
Мы понимаем, что предложения в тексте должны быть связаны по смыслу. «Шедевр» «Я люблю торты. Пингвины сидят на льдине» нельзя считать текстом, именно из-за отсутствия смысловой связи.
Но даже это бессвязное нечто можно, проявив фантазию, превратить в текст:
Я люблю торты. Их крем из взбитых сливок напоминает мне льдины, на которых сидят пингвины.
Теперь у нас есть связь и на уровне смысла (крем напоминает льдины), и на уровне грамматики (слова-сцепки «торты – их»).
Теперь у нас есть ТЕКСТ
В этом нет ничего нового. Про связь между предложениями мы говорим постоянно. А вот что такое смысловая связь между частями текста? Мы про неё специально не говорим, потому что очевидно, что разные микротемы одного текста связаны по смыслу. Это данность. Но теперь про эту «данность» и «очевидность» нужно написать специально и отдельно. Если этого не будет, то за комментарий наш ученик получит уже не 5 баллов, а 4. То есть будет логичным сказать, что специальное объяснение связи между примерами оценивается в один балл.
Определяем для себя структуру комментария:
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Только когда кулачок собран –
все пальчики загнуты,
Чтобы написать о связи между микротемами (рассказ о 1-м примере = 1-я микротема / рассказ о 2-м примере = 2-я микротема), нужно знать, какой эта связь бывает.
1. Причинно-следственные отношения
поэтому, отсюда следует, в результате этого,
значит, следовательно, вследствие этого,
в связи с этим, благодаря этому…
потому что, так как, из-за того что,
в связи с тем что, поскольку
Рассмотрим этот вид связи на уровне предложений:
Сегодня дождь, следовательно, нужно взять зонт. Отношения следствия (справа перечислены слова, которые помогают выразить эти отношения). Но стоит поменять части высказывания местами, отношения следствия превращается в отношения причины: я взяла зонт, потому что …
Как проявляется причинно-следственная связь на уровне микротем?
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана
Изменилось отношение людей
Изменилось отношение людей
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана
Здесь и далее (если не указано иного) для анализа используется текст Н.С. Лескова, приведённый в демоверсии по русскому языку 2019 года.
Если я вижу в тексте причинно-следственные отношения, то я понимаю, что нужно взять в качестве примеров.
1-й пример из текста
2-й пример из текста
смысловая связь между ними
Антитеза, которая показывает, как изменилось отношение «всех»
Рассказ автора о действиях семьи
Очевидная причинно-следственная связь.
На примере моих учеников могу сказать, что мыслительная деятельность по плану, указанному в критерии (привожу пример + ещё пример, пишу про связь), не всегда приводит к нужному результату. После приведения примеров оказывались в тупике, не зная, что писать про связь.
Происходит это, на мой взгляд, потому, что часто ученики приводят примеры из текста, как будто делают «переучёт» и расставляет таблички на полках магазина: вот метафора, вот эпитет, вот антитеза, вот оценочная лексика, которая показывает отношение автора к герою… Такой подход и приводит к тупику. Да, это примеры из одного текста, но не любые два примера имеют между собой ярко выраженную смысловую связь и «работают» на одну и ту же проблему.
Пример + пример ≠ связь
Не высасывай связь из пальца!
Не притягивай связь за уши!
Мы опробовали другую модель мыслительной деятельности:
1. Определяю вид смысловой связи.
2. Какие примеры подтверждают наличие этой связи? Называю первый пример и второй пример.
Понимаю, что в тексте очевидная причинно-следственная связь.
Действия семьи привели к изменению отношения людей.
Следовательно, первый пример – антитеза, рассказывающая о том, как изменилось мнение людей.
Второй пример – рассказ о действиях семьи.
Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.
Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.
Значит, есть антитеза (1-й пример) и рассказ автора о чьих-то действиях, которые и привели к этим изменениям (2-й пример).
Обращаю внимание на лексику, которую использует автор и которая показывает авторское отношение к случившемуся: разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу
Показал высокий уровень профессионализма
Обращаю внимание на лексику, которую использует автор: переводил любой текст на любой странице; делал это «с листа» и в темпе; перевёл даже текст, написанный возрождённым недавно готическим шрифтом …
Какие ещё бывают смысловые отношения, рассмотрим ниже.
2. Дополнение и уточнение данной информации
информация 1 + информация 2 = полная информация | также, вместе с тем, кроме того, более того |
Вторая микротема (второй пример) может дополнять, уточнять первую (второй пример).
Рассказ о поступке Селивана
Изображение его физического состояния
Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…
смысловая связь между ними
Рассказ о поступке Селивана
Изображение его физического состояния
Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым, подчёркивает, что он совершенно не думает о себе.
Рассказ о поступке Селивана производит на нас особенно сильное впечатление именно в сочетании с описанием его физического состояния. Этот человек не думает о себе, не считается со своим здоровьем. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он делает всё, чтобы люди как можно быстрее получили шкатулку с деньгами. Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым.
Текст, который мы пишем должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста. В этом случае перед рассказом о поступке Селивана понадобится кратко (очень кратко!) ввести читателя в курс дела – рассказать о вынужденном ночлеге и о пропаже шкатулки.
Мы не можем начать с того, что Селиван принёс и отдал тётушке шкатулку
Это неизбежно вызовет вопросы:
Что это за шкатулка?
(можно продумать и проконтролировать)
Жесты (нельзя продумать и проконтролировать)
Покачал головой (от недоумения)
Слова, называющие действия Селивана
Продолжал сидеть, не трогался, словно ничего не понимал, встал, чтобы идти
смысловая связь между ними
Слова, называющие действия героя и позволяющие «увидеть» его жесты
Речь героя именно в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Слова человек может контролировать, жесты – нет. Он качает головой именно от недоумения, не понимая, за что его благодарят. Он сидит не в ожидании награды, а только для того, чтобы отдышаться. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Его слова не расходятся с его делами.
Ещё один вид смысловой связи между микротемами.
3. Противопоставление частей информации
Информация 1 | Информация 2 | но, однако, зато… |
Предположения исправника и семьи рассказчика Скрылся со шкатулкой . тяжело дыша, вошёл Селиван со шкатулкой в руках Колдун, разбойник, вор, все не любят … Новое отношение людей к Селивану Для всех сделался человеком любимым и почитаемым До этого мы писали про антитезу, как про один пример из текста. В этом случае каждая часть антитезы будет отдельной микротемой. смысловая связь между ними Многолетнее отношение людей к Селивану Новое отношение людей к Селивану Именно противопоставление информации позволяет понять, как изменилось мнение людей. Автор показывает, как много лет люди в городе и округе относились к Селивану. Все считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили. Но далее Н.С. Лесков пишет о том, что Селиван стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход». Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни. 4. Сопоставление частей информации
Пример из жизни героя рассказ о конкретном случае становится основой для Сюжетная часть басни Мартышка к старости слаба глазами стала становится основой для К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. Порядок действий2. Определяю, какие виды смысловой связи есть между микротемами. 3. Подбираю примеры, иллюстрирующие этот вид связи. 4. Не ленюсь составить таблицу Н.С. Лесков. Письмо к издателю А. С. Суворину: Алгоритм мыслительной деятельности 1. Определяю поставленную проблему и позицию автора.Если текст повествовательный, определяю, какие герои есть в тексте? В этом случае три героя. У нас могут получиться совершенно разные сочинения. Это будет зависеть от того, с точки зрения какого героя мы будем рассматривать текст. Определяем, нравятся ли автору герои (за честность, за благодарность…) (за недоверие к людям, за плохое отношение к человеку…) Надо быть честным, благодарным… Надо доверять людям. Нельзя безосновательно относиться к человеку плохо … проблема честности, благодарности… …проблема доверия к людям, отношения общества к человеку Это очень простой, но очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции. Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … Ещё раз хочу отметить, что это рабочий, краткий вариант позиции. То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы. 2. Внутренняя красота (если рассматривать рассказ «Пугало» полностью, а не только предложенный для анализа фрагмент) 1. Неприятие человека 2. Ошибочное мнение о человеке Проверим себя (см. формулировку основных проблем в ответах демоверсии): Сформулированные в «шпаргалке» проблемы можно разделить на группы с точки зрения выявленных нами героев. 1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?) 2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?) 3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота 4. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?) Герой «семья рассказчика»: 5 Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?) 6. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?) Предложенный метод позволяет гарантированно попасть в тематическое поле, представленных в ответе формулировок. Изучаем «шпаргалку» из демоверсии (в данном случае я привожу только один пример из шести, но советую проанализировать все ) Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?) К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении.
2. Какие виды смысловой связи могу увидеть между частями текстаИзменение отношений людей Рассказ о поступке Селивана Мысли членов семьи о поступке Селивана С чем связано плохое отношение «всех»? Изображение его физического состояния Реальность. Приход Селивана со шкатулкой С чем связано хорошее отношение «всех»? 3. Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?4. Составляю «скелет» сочинения.
Проблема доверия = Нужно ли доверять людям? мысли героев (шкатулку украл Селиван и уже скрылся с ней) реальность (Селиван принёс шкатулку) Все в округе считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили + оценочная лексика («колдун», «разбойник», «вор»). Этот приём подчёркивает масштаб неприятия Селивана людьми, его одиночество среди них. Повтор слова «все» поясняет, почему семья рассказчика подумала только о плохом. Есть сформированное общественное мнение. Оно и заставляет так считать. Людям нужно доверять (рабочий, короткий вариант). К людям нужно относиться с доверием, не подчиняясь бездумно мнению большинства. Абсолютно любые отношения между людьми построены на доверии друг к другу. Мы доверяем даже малознакомым: водителю, который нас везёт, мы доверяем свою жизнь и здоровье; Мы идём к врачу и верим, что он нам поможет; мы доверяем продавцу в магазине … Да, доверие всегда несет за собой определенный риск: Не всегда мы получаем то, на что рассчитывали, но, мне кажется, что иначе невозможно жить в обществе. Недоверие – это самый легкий путь к одиночеству. Невозможно построить никакие нормальные отношения, если нет доверия друг к другу. Несколько слов о «скелете»: самая большая ошибка, которую можно допустить при создании сочинения – это писать и думать одновременно. Мы делаем серьёзный анализ текста, в котором всё логично. Это значит, что я имею право начать писать только тогда, когда составлена логическая схема текста и я точно представляю себе, что будет в каждой структурной части сочинения. Такую логическую схему текста я и называю «скелетом». Ассоциация у меня очень простая: каждую часть моего сочинения эксперт должен видеть, как косточки у скелета или на рентгеновском снимке. На анализ авторского текста, на нашу работу с ним и создание «скелета» уходит гораздо больше времени, чем на написание самого сочинения. Но только серьёзная работа с авторским текстом, продуманная структура – залог написания действительно хорошего сочинения. Много лет занимаясь подготовкой к ЕГЭ, больше всего удивляюсь одному: ни один мой ученик не получил в школе работу, которую учитель квалифицировал бы как образцовую. Считаю обязательным, чтобы на первом этапе обучения ученик видел, что от него хотят, понимал бы, как соотносятся части сочинения. Мы должны сначала дать отправную точку, образец того, что хотим получить от нашего ученика, организовать работу с хорошими сочинениями. Я в этом убеждена. Поэтому предлагаю Примеры сочиненийРассказчик вспоминает случай из своего детства. Его семье пришлось заночевать у Селивана, которого все в городе считали «разбойником» и «вором». Тётушка рассказчика забыла в доме шкатулку с «тысячами», обнаружив это, очень испугалась, но тут появился запыхавшийся Селиван. Будучи честным человеком, он бежал за уехавшими, чтобы вернуть шкатулку. Именно проблему честности и поднимает Н.С. Лесков. Для понимания образа главного героя важен его диалог с исправником (предл. 26 – 38). Селиван совершенно искренне удивляется тому, что тётушка пытается отблагодарить его деньгами. –За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги. –А то как же? Разве надо нечестно? Несмотря на то, что он нуждается в деньгах, ему даже в голову не приходит, что можно поступить по-другому: «Утаить чужое. Мне не надо чужого». Его фразы очень простые и короткие, но они дают понять, что перед нами человек бесхитростный, чистый, честный по своей природе. Автор усиливает наше впечатление от речи Селивана, используя слова, прямо называющие состояние героя и его действия: он «покачал головою» (от недоумения). Он «продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал». Он не ждёт никакой благодарности: отдышавшись от быстрой ходьбы, «.. он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку». Речь героя в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он не позволяет себе даже временно «владеть» шкатулкой с деньгами. Н.С. Лесков показывает, что честность проявляется в невозможности даже на время оставить у себя чужое, в стремлении как можно скорее вернуть людям то, что принадлежит им. Честность не нуждается в поощрении; честный человек просто не представляет себе, что можно не вернуть, присвоить себе то, что ему не принадлежит. В этом и заключается авторская позиция. К сожалению, часто люди воспринимают хорошие поступки других как должное, не считая нужным быть благодарными. Именно проблему благодарности поднимает Н.С. Лесков. Что же заставило «всех» изменить мнение о Селиване? На первый взгляд, ответ очевиден: конечно же, его поступок. Обнаружив шкатулку с деньгами, забытую ночевавшими у него людьми, он сразу же бросается вслед за уехавшими. Он спешит, задыхается, чтобы как можно скорее её вернуть. . Но ведь Селиван честным и добрым был всегда – только люди не хотели это видеть. И если бы семья рассказчика восприняла его поступок как должное, то ничего бы в жизни Селивана не изменилось. Если бы в знак признательности его просто отвезли бы домой и дали бы подарки, то всё осталось бы по-прежнему. Описывая действия членов семьи рассказчика, автор подчёркмвает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Отец рассказчика долго о чём-то с ним говорил, и мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Эта семья, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно. Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» вряд ли изменилось бы. Авторская позиция заключается в следующем: наша благодарность, искренняя признательность человеку может не только доставить ему радость, но и изменить его жизнь. С этими сочинениями, как мне кажется, можно организовать весьма полезную работу: Найти все части сочинения. Проверить логику приведения примеров и описания связи между ними. Проверить, как соотносятся проблема и позиция. Посмотреть, что можно использовать в качестве зачина. Привести другие примеры к сформулированной проблеме, другое обоснование согласия / несогласия.
|