Что такое смысловая память

СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ

Смотреть что такое «СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:

смысловая память — память, основанная на выделении и запоминании смысловых вех в речевом произведении … Толковый переводоведческий словарь

Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации … Психология человека: словарь терминов

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ. См. смысловая память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Память семантическая — память на значения (слов, предметов и др.). Некоторые авторы относят эту память к долговременной. Синоним: Референтная память, Смысловая память, Логическая память … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПАМЯТЬ СМЫСЛОВАЯ — основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании это ассоциации, объединенные и обобщенные… … Большая психологическая энциклопедия

Память — I Память способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта и любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Первоначально понятие «память» возникло и использовалось преимущественно по отношению к психической… … Медицинская энциклопедия

память логическая — (син.: П. логически смысловая, П. смысловая) П., при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.) … Большой медицинский словарь

Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов

память логически-смысловая — см. Память логическая … Большой медицинский словарь

память смысловая — см. Память логическая … Большой медицинский словарь

Источник

Смысловая память

Смысловая память направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Эта память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит смысловому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.

Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл.

Опираясь на деятельность мышления, смысловая память имеет своей физиологической основой нервные связи во второй сигнальной системе, конечно, с опорой на первосигнальные связи. Учебный материал, заученный с помощью смысловой памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения. Поскольку при смысловом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при заучивании.

Этот вид памяти не может опираться только на анализ материала, его понимание и оформление этого понимания в тех или других словах; она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти. При смысловом же запоминании повторяется смысл изучаемого материала, который в каждом отдельном случае воспроизведения может быть выражен в иных словах и разъяснен на иных примерах.

Смысловая память очень продуктивна. Это объясняется тем, что она опирается на более многочисленные и многообразные связи, заученный по смыслу материал часто сохраняется в памяти во много раз лучше, чем аналогичный материал, закрепленный только с помощью многократного повторения в памяти. Заученное с помощью смысловой памяти сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механически заученное быстро забывается, если только не применяется подкрепление образовавшихся первичных связей в виде систематических повторений.

Быстроте заучивания способствует как сосредоточенность внимания именно на процессе заучивания, так и отсутствие всяких отвлекающих моментов, мешающих такой сосредоточенности внимания.

Все сказанное имеет значение и при запоминании физических упражнений. Необходимо сначала понять изучаемое упражнение, выяснить его особенности и характерные черты, отделить в нем основное от второстепенного, понять взаимоотношение частей и те законы, которым это упражнение подчиняется, и только после этого в специально отведенное время провести работу по заучиванию этого упражнения, руководствуясь рассмотренными выше правилами организации процесса заучивания.

Источник

Логическая память и ее развитие

Что такое смысловая память. Смотреть фото Что такое смысловая память. Смотреть картинку Что такое смысловая память. Картинка про Что такое смысловая память. Фото Что такое смысловая память

Есть два типа памяти – механическая и логическая. В первом случае человек «зубрит», во втором – понимает. В этой статье мы выясним, чем логическая память лучше, а также научимся ее развивать.

Механическая память – это запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается. Ее также называют «зубрежкой» или заучиванием – слова мы запоминаем в точности так, как их слышим, читаем или произносим; действия или физические упражнения изучаем в той последовательности, в которой их преподают. Это полезно в спорте, при развитии навыка, где важен автоматизм, в изучении иностранного языка, телефонных номеров, собственных имен, названий улиц, горячих клавиш программы.

Логическая (смысловая) память – это вид памяти, предполагающий осмысление, то есть сознательное усвоение материала. Она основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

Преимущество логической памяти состоит в том, что часто материал запоминается на всю жизнь, в то время как при механическом заучивании может быстро забываться, если прекращается систематическая практика (все мы знаем о том, что порой происходит после экзамена).

Логическая память полностью основывается на понимании. Когда человек жалуется на невозможность что-то запомнить, то, скорее всего, он просто не может вникнуть в материал.

Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз провел опыт, который показал следующие результаты:

«Для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов – 6-7 повторений».

Буквальность воспроизведения не позволяет обучающемуся вовлекать эмоции, что является одним из главных факторов хорошей памяти. Материал, который человек не понимает, кажется бессмысленным и не вызывает у него никаких чувств. Мы очень хорошо помним приятные или травмирующие обстоятельства своей жизни именно по той причине, что придаем им огромное эмоциональное значение.

Как развить логическую память?

Чтобы развивать логическую память, нужно придерживаться следующих простых правил.

Анализ

Анализ требуется для того, чтобы получить ответ на первостепенные вопросы:

После проведения четкого анализа обучающийся, как правило, составляет схемы, чертежи, наброски, таблицы, метафоры. Все это позволяет перевести сознание с механического понимания материала в более абстрактное, концептуальное. Вот почему на этом этапе нужно прививать себе логическое и критическое мышление.

Компиляция и декомпиляция

Любой учебный материал, как правило, логически разделен на части. Ученику необходимо находиться одновременно на двух уровнях понимания: осознавать материал в целом, а также каждую его часть. Поэтому при изучении всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, и как она продвигает вас по пути понимания предмета глобально. Так ваши знания не будут изолированными, а сложатся в единый пазл.

Поиск связи

Логическая память опирается на многообразные и многочисленные связи (в материале и прошлом опыте человека), в то время как механическая лишена подобной опоры.

Считается, что именно большое количество связей, которые человек формирует в своей памяти, положительно влияет на долговременную память. И правда, порой мы забываем фактический материал (даты, имена, формулы), но четко помним суть. И дело здесь именно в связях или ассоциациях.

Познание сути

Это наиболее сложный, но при этом интересный процесс. Цель в том, чтобы изучать не только материал, который перед вами. Пробуйте узнать что-то новое:

Если вы изучаете английский язык, то можете прочесть об истории его происхождения, перевести известные цитаты Шекспира и многое другое. Ищите связи везде.

Систематическое повторение

Важнейшим элементом систематического повторения является пересказ материала своими словами. Если попадается сложная концепция, ее нужно переосмыслить, чтобы подобрать свои собственные точные метафоры и представления.

Здесь важна не внешняя форма учебного материала, а его смысл. Порой даже нужно принципиально подыскивать собственные слова, а не опираться на определения из учебника.

Может показаться, что данный пункт противоречит разделению памяти на логическую и механическую. Но здесь речь хоть и идет о повторении (без него никуда!), принципиальное различие состоит в том, что ученик может и должен пересказывать материал своими словами, так, как он его понимает, а не заучивать чьи-то формулировки.

Упражнения для развития логической памяти

Вы также можете тренировать логическую память при помощи игр и упражнений.

Упражнение «Ассоциации»

Для этой игры нужны двое – ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: играть – кукла, корова – молоко, ехать – паровоз, снег – зима, книга – Пушкин, щетка – зубы, мяч – футбол (пары слов можно и нужно усложнять по мере развития навыка).

Для начала ведущий зачитывает все слова попарно и игрок должен их запомнить. Затем ведущий читает одно из слов в паре, а участник должен назвать второе слово.

Упражнение «Лишнее слово»

Для этой игры также понадобится два человека – ведущий и игрок.

Ведущий должен составить связку из трех слов, в которой будет одно лишнее. Упражнение можно усложнять: в этом случае связь не должна быть столь очевидной. Например: Бродский – костер – зонтик, лебедь – стройка – экран. В данном упражнении приветствуется творческий процесс, то есть правильного варианта может и не быть.

Упражнение «Вольный пересказ»

Прочитайте следующий текст один раз (или попросите, чтобы вам его кто-нибудь прочел вслух). Затем запишите его содержание. Можете сокращать его, главное, чтобы при этом не терялся смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того, как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько этих смысловых единиц у вас есть. За каждый дается один балл.

Вы можете брать текст разной длины и экспериментировать с ним. Но начните с абзаца и понемногу тренируйтесь.

Источник

Помнить все

Спору нет, со слабой памятью жизнь интереснее: каждый день обязательно узнаешь что-то новенькое — недаром маленькие дети способны раз за разом искренне сопереживать Колобку. С другой стороны, постоянно наступать на одни и те же грабли совсем не весело. Значит, пора учиться запоминать!

Что такое память?

Как это работает?

Память складывается из нескольких сложных процессов, в осуществлении которых задействован практически весь головной мозг. Для начала любые данные нужно зафиксировать (запоминание), причем желательно, чтобы эта информация задержалась в голове подольше (сохранение). Затем воспоминания необходимо периодически извлекать на свет божий и как-то использовать (воспроизведение). Сбой в системе на любом из этапов — и вот уже мы не можем объяснить прохожему, где эта улица, где этот дом, и на каком автобусе лучше доехать до пункта назначения. Психологи до сих пор спорят о том, как формируется память малышей. Есть теория, согласно которой детская голова является чем-то вроде пустого кувшина: знай себе наполняй его информацией, а уж способность к запоминанию — навык врожденный. Другие ученые считают, что развитие памяти все-таки возможно и кульминация наступает примерно годам к десяти, ну, а дальше, извините, долгая дорога к маразму. Как бы там ни было, некоторую последовательность этапов формирования памяти выделить можно.

Голос мамы и запах мандаринов

У малышей самого нежного возраста память непроизвольна. Младенец никоим образом не может поставить перед собой цель запомнить, как зовут папу, — это происходит помимо его сознания и воли. Ум маленького ребенка, что называется, короток. Грудничку хватает пары дней разлуки с отцом, чтобы перестать его узнавать. К году ребенок может более или менее запомнить события последних дней, а к 3 годам он уже расскажет, что происходило с ним месяца назад (но не спрашивайте кроху, что он делал прошлым летом). Изначально дети запоминают «телом»: через месяц после рождения включается двигательная (моторная) память.

Она позволяет фиксировать и воспроизводить движения: ползать, ходить, плавать, рулить велосипедом — с возрастом это удается делать четче и точнее. В полгода на помощь приходит эмоциональная память (память чувств).

Кроха прекрасно помнит, например, что мама удовлетворяет его насущные потребности (о радость! о счастье!), — и тянется к ней ручонками изо всех сил.

Кстати

Установлено, что приятные переживания запоминаются лучше неприятных, а значит, если вы хотите научить малыша чему-то важному, пряники будут уместнее кнута.

На втором году жизни ребенка в дело вступает образная память (память представлений) — зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. У малышей образная память развита необычайно! Именно по этой причине какой-нибудь аромат или вкус «из детства» рождает в нас, уже взрослых, вихрь ярких образов, которые сложно описать словами. Оно и понятно: ведь лексикон в том возрасте был еще невелик. В 3 года дети обычно начинают помнить самих себя, а все, что фиксируется у них в голове после этого возраста, обычно остается с ними на всю жизнь, — то есть входит в запас долговременной памяти. Основная особенность долговременной памяти в том, что срабатывает она не сразу: конечно, после упорной зубрежки «Лукоморья» малыш может выдать вам текст без запинки, но лишь через несколько дней выяснится, какие именно строчки из этого стихотворения он действительно запомнил (вероятно, это будет что-то про кота и цепь).

Память младшего дошкольника уже произвольна: он учится запоминать «по своему хотению». Поручите карапузу передать папе какое-нибудь важное послание, и он тут же начнет старательно шевелить губами, повторяя про себя слова. Правда, в года запомнить удается совсем немного. Зачастую, дойдя до адресата, малыш со вздохом признается: «Я знал, но забыл». Если назвать ребенку этого возраста 15 хорошо знакомых слов, то воспроизвести он сможет от силы а потом, скорее всего, отвлечется. Словесно-смысловая память начинает развиваться к Отныне фразы запоминаются не как наборы звуков (это дело слуховой памяти), а как блоки данных.

К годам дети обычно воспроизводят слов из 15. Теперь им можно задавать наводящие вопросы и показывать картинки — подсказки пробудят ассоциативные связи, и результат, скорее всего, возрастет до

Мнемотехники для самых маленьких

Понятно, что до 3 лет, пока ребенок еще не осознает и не контролирует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, работать с памятью непросто, но, по мнению психологов, ускорить ее развитие на год-полтора все-таки можно!

Важно: в силу возрастных особенностей дети лучше запоминают все яркое, ритмичное и звучное. Причем желательно «улучшать память» не сидя над книжкой, а в движении. Иными словами, веселые игры с педагогической точки зрения гораздо лучше унылой зубрежки.

Развиваем словесно-смысловую память

Самое простое, что вы можете сделать, — это как можно больше разговаривать с ребенком. Обсуждайте с ним все, что происходит вокруг, вспоминайте события недавнего прошлого (например, завтрак или прогулку), читайте ему стихи, загадывайте загадки. Набившая оскомину поговорка «Повторенье — мать ученья» в деле развития памяти работает стопроцентно. Поэтому будьте готовы к тому, что наследник запомнит, из чего сделана карета Золушки только после пятнадцатого прочтения сказки. Чем больше вопросов вы зададите ребенку по итогам той или иной книги, тем лучше. Имейте в виду: двухлетние дети способны перечислить героев любимой истории, а в 5 лет они уже могут ее пересказать.

Играйте в слова. Называете два слова — например, телефон и ворона. Задача ребенка — придумать предложение, которое их соединит. Допустим, «Ворона украла телефон» или «Телефон кинули в ворону». Еще одно веселое развлечение — «Магазин». Мама назначается продавцом, а, например, бабушка просит ребенка «купить» наименований выставленного на продажу «товара». Тут главное — подобрать привлекательный с точки зрения малыша ассортимент: куклы, фрукты-овощи, цветные карандаши или машинки. Другой вариант — игра «Штаб». Допустим, Бэтмен (это вы) посылает Робина (это ребенок) с тайным донесением к папе-Спайдермену в соседнюю комнату. Послание должно быть передано дословно, иначе миру грозит страшная опасность.

Спасение рядового Рассеянного

Средства, которые помогут ребенку запоминать больше и помнить дольше, называются мнемоническими приемами. Вот некоторые из них. Группировка. Практически любой материал можно разделить на части. Если малыш получил задание подсчитать и запомнить, сколько всего в доме стульев, нужно условно «разбить» дом на отдельные зоны и сперва пересчитать стулья в каждой из них. В кухне их будет, скажем, 5, в спальне — 2, а в гостиной — 4. В дальнейшем этот способ пригодится, чтобы научить ребенка пересказывать истории. Делим текст на смысловые отрывки и обсуждаем с малышом каждый по очереди — нагрузка на память снижается пропорционально тому, на сколько кусков был разбит текст.

Ассоциация. Любая новая информация связывается в памяти с уже известной — так устроена наша психика. Чтобы ускорить этот процесс, задавайте ребенку вопросы вроде: «Что напоминает это слово? На кого похожа эта тетя?» Известны случаи, когда люди запоминали имена, связывая их с цветами (например, Александр Петрович — фиолетовый, а Людмила Георгиевна — зеленая). Цифры обычно «соединяют» с памятными датами, номерами квартир или превращают в простое арифметическое действие. Скажем, требуется запомнить номер домофона 246: считаем, сколько будет 2 плюс 4, и узнаем третью цифру. Некоторые ассоциации могут показаться вам дикими, но главное, чтобы метод работал.

Схематизация. Наша память часто нуждается в помощи извне, например, в визуальных подсказках. Чтобы ребенок запомнил домашний адрес, нарисуйте для него карту местности — с улицей, детской площадкой, магазином, киоском мороженого и прочими интересными малышу объектами.

Достраивание. Разрозненную информацию (допустим, список «продуктов» во время игры в магазин) легче запомнить, если придумать связки между словами или просто сочинить небольшую историю, в которой бы упоминались все предметы и факты. Классическое «А» — это «аист», «Б» — это «банан» — тоже достраивание.

Развиваем зрительную память

Для этого подойдет игра «в наперстки» — только честная, конечно. Вам понадобятся спичечных коробка. На глазах у ребенка спрячьте в одном из них пуговицу. Задача чада — показать, где она находится. Когда малыш натренируется, процесс можно усложнить: например, спрятать сразу несколько предметов, перетасовать коробки или выждать несколько минут, прежде чем задать вопрос. Годится и игра в «пропажу». Положите на стол несколько разных предметов, дайте малышу пару минут, чтобы все изучить, а затем попросите его отвернуться. Пока он не видит, заберите что-нибудь одно, после чего спросите у детки, чего именно недостает. Возможные варианты игры: предметы меняются местами, и наследнику необходимо восстановить первоначальный порядок, а можно, наоборот, добавить какую-нибудь вещь к первоначальному набору — пусть ищет лишнее.

Развиваем тактильную память

Отличную службу здесь сослужат жмурки — ведь каждого пойманного следует ощупать, опознать (вспомнить) и назвать по имени. Можно развлекаться и с игрушками. Ребенку дают «Волшебный мешочек», в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.

Развиваем двигательную память

К вашим услугам все, что связано с движением: пусть малыш танцует, играет в подвижные и спортивные игры, занимается физкультурой, на худой конец хотя бы делает зарядку. С совсем маленькими можно играть в «Робота». Вы «программируете» ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

Развиваем слуховую память

Играем в «Пары». Для этого подбираем 10 пар слов, связанных друг с другом по смыслу, например «кошка-мышка», «хлеб-масло» и т.д., и трижды зачитываем их малышу. Через некоторое время (чем старше ребенок — тем больше перерыв) вы называете только первые слова из каждой пары, а наследник должен вспомнить вторые.

Игра в рифмы — тоже отличный способ тренировать слуховую память. Ну и конечно же, тут не обойтись без пения.

Знал, но забыл

Серьезные проблемы с памятью — по большей части удел взрослых. Столь популярные в разговорной речи «маразм» и «склероз» детям тоже не грозят — ведь этими терминами совершенно неграмотно с медицинской точки зрения обозначают старческое слабоумие. А вот травмы, эпилепсия, кома и опухоли, которые, к сожалению, случаются и у малышей, могут привести к амнезии, то есть исчезновению какого-либо объема воспоминаний. У детей чаще всего встречается дисмнезия — потеря эмоционально не окрашенных отвлеченных данных, например дат или терминов. Выявить подобное нарушение у маленького человека довольно сложно, ведь его память в большей степени оперирует образами, а не словами. Ребенок не помнит, в какой шкафчик класть одежду, где лежит его зубная щетка, и не может найти свой совок в песочнице? В такой ситуации ему прямая дорога к невропатологу! Но может быть, речь идет об обычной забывчивости, причины которой не столь драматичны?

Банальная скука. Признайтесь, вы и сами не любите делать что-либо, просто потому, что так надо. Ребенку же категория «долг» вообще не понятна. Так, например, мотивировать чадо на зазубривание таблицы умножения грядущей карьерой невозможно — он же не может стать начальником прямо сейчас! А циферки ужасно скучны уже сегодня. Выход — игровые формы обучения.

Особенности восприятия. Возможно, проблема не в памяти, а в слухе. Если фоносемантический слух не развит, никакая зубрежка не поможет научиться правильно писать диктанты. Часто мнимые проблемы с памятью возникают при подготовке к школе, когда от картинок и игрушек вы резко переходите к громоздким определениям и длинным текстам. Научите ребенка помогать себе при учебе картинками (пиктограммами или схемами) и находить логические связи в текстах, предварительно разделенных вами на своеобразные главки. Если наследник рассеян в быту, на помощь ему придет визуальная память. Веселые детские полотенца, зубные щетки в виде зверушек и яркие полочки призваны не только радовать глаз, но и дисциплинировать своего владельца. Хотите, чтобы дитя быстрее запомнило, куда какие игрушки складывать, — приклейте соответствующие картинки над каждым ящиком.

Сильный стресс. Психологи установили, что чем тревожнее ребенок, тем сложнее ему собраться и запомнить что-либо. Например, резко падают успехи в учебе у малышей, папы и мамы которых бесконечно выясняют отношения друг с другом. То же самое происходит и с детьми, чрезмерно опекаемыми родителями.

Отсутствие привычки. Дисциплина — вопрос воспитания. Малыш не сразу понимает, что ему всегда необходимо о чем-нибудь помнить. Карапуз не моет руки перед едой вовсе не из-за того, что он грязнуля, а потому что вы ленитесь ежедневно лично контролировать этот процесс. Сто раз помойте руки вместе с ребенком, сто раз вместе с ним сложите вещи в ранец — ив какой-то момент он сам начнет выполнять все это автоматически. Согласно исследованиям, для крепкого формирования полезной привычки достаточно сорока повторений подряд.

Низкая самооценка. Это, пожалуй, самое важное. Даже если у вас уже руки от отчаяния опускаются, не говорите ребенку, что у него «дырявая башка, из которой все вылетает». Такие слова необыкновенно заразны — благодаря им вы действительно рискуете вырастить человека с плохой памятью. Просто потому что малыш вам поверит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *