Что такое смысловая связь предложения

Смысловые отношения в предложении

Смысловые отношения в предложении

Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.

Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.

Смысловые отношения связаны с видом синтаксической связи:
— грамматическая основа субъектно-предикативные (в некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально) В классе жарко.
— обособленные члены полупредикативные (знач. добавочного сообщения) Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
— однородные члены равноправия Мальчик купил книгу и тетрадь.
— уточняющие члены пояснительные Там, вдали за рекой.
— парцеллированные члены присоединительные Продается квартира. Недорого.
— вводные единицы соотносительные Зима, к счастью, была не очень холодной.
— обращение контакто-устанавливающие Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
— комплетивные (восполняющие) отношения устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении): три студента, надо заниматься, кто-то незнакомый, один из вас, лень вставать

Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).

В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Смысловые отношения в ССП
Тест на тему Смысловые отношения в сложном предложении
Тест на тему Смысловые отношения в словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Предложение в табл.“ “Синтаксический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс

Учитель начальных классов

Будник Анжела Васильевна

Квалификационная категория; вторая

Предмет: русский язык

Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте

Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.

2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.

3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.

1. Организационный момент.

У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.

(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)

— Откройте тетради и запишите число и классную работу.

— Какая сейчас пора года? (Весна)

— Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)

— Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.

— Придумайте однокоренные слова к слову весна.

— Запишите вторую строчку чистописания.

весна вёсны весенний

— Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.

— Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.

— Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)

3. Актуализация знаний и умений.

— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.

— Тема нашего урока сегодня «Текст».

— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?

— Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?

— Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).

— Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»

4. Изучение нового материала.

— Прочитайте и сравните две записи на доске:

Около дома росла маленькая яблонька.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

– Что за записи перед нами?

(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?

– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)

– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.

– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)

– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).

– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)

– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?

Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).

– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)

— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.

Текст – … (несколько) предложений

— Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).

— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.

Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).

— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).

— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?

Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).

– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).

— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)

– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?

— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.

«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».

— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).

– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)

— А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)

— Давайте закончим наше правило:

Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).

5. Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».

6. Закрепление изученного материала.

— Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.

___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.

___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.

___Любе подарили котенка.

___На стуле лежала шляпа.

___Видны только белые лапки.

___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.

___Вот какой шалунишка!

Главная мысль __________________________________

Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.

(На экране правильный текс)

— Напомните тему урока.

— Какую цель ставили?

— Какое новое правило сформулировали?

Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.

Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».

Понравилось на уроке

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа по русскому языку

Рабочие программы «Русский язык»

Итоговое собеседование по русскому языку

Урок русского языка 3 класс » Склонение имён существительных»

Самостоятельная работа по теме «Местоимение»

Рабочая программа по русскому языку

Конспект урока на тему:» Имя числительное»

Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Все падежи имён существительных»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5423093 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Запомни!

Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ

К 2. Эта загадочная смысловая связь

Связь между предложениями

Пингвины сидят на льдине.

Кстати, о деньгах . При упоминании о них тётушка сразу же воскликнула.

Нам всем понятно, что такое связь между предложениями. Задание 25 нацеливает на поиск слов – сцепок, осуществляющих грамматическую связь между предложениями.

Мы понимаем, что предложения в тексте должны быть связаны по смыслу. «Шедевр» «Я люблю торты. Пингвины сидят на льдине» нельзя считать текстом, именно из-за отсутствия смысловой связи.

Но даже это бессвязное нечто можно, проявив фантазию, превратить в текст:

Я люблю торты. Их крем из взбитых сливок напоминает мне льдины, на которых сидят пингвины.


Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Теперь у нас есть связь и на уровне смысла (крем напоминает льдины), и на уровне грамматики (слова-сцепки «торты – их»).
Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения
Теперь у нас есть ТЕКСТ

В этом нет ничего нового. Про связь между предложениями мы говорим постоянно. А вот что такое смысловая связь между частями текста? Мы про неё специально не говорим, потому что очевидно, что разные микротемы одного текста связаны по смыслу. Это данность. Но теперь про эту «данность» и «очевидность» нужно написать специально и отдельно. Если этого не будет, то за комментарий наш ученик получит уже не 5 баллов, а 4. То есть будет логичным сказать, что специальное объяснение связи между примерами оценивается в один балл.

Определяем для себя структуру комментария:

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Только когда кулачок собран –

все пальчики загнуты,

Чтобы написать о связи между микротемами (рассказ о 1-м примере = 1-я микротема / рассказ о 2-м примере = 2-я микротема), нужно знать, какой эта связь бывает.

1. Причинно-следственные отношения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложенияЧто такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложенияЧто такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

поэтому, отсюда следует, в результате этого,
значит, следовательно, вследствие этого,
в связи с этим, благодаря этому…

причина
Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложенияЧто такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложенияЧто такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

потому что, так как, из-за того что,
в связи с тем что, поскольку

Рассмотрим этот вид связи на уровне предложений:

Сегодня дождь, следовательно, нужно взять зонт. Отношения следствия (справа перечислены слова, которые помогают выразить эти отношения). Но стоит поменять части высказывания местами, отношения следствия превращается в отношения причины: я взяла зонт, потому что …

Как проявляется причинно-следственная связь на уровне микротем?

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Изменилось отношение людей

Изменилось отношение людей

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Здесь и далее (если не указано иного) для анализа используется текст Н.С. Лескова, приведённый в демоверсии по русскому языку 2019 года.

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде. (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана.

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда. (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать. (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках. (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– (19)Сохранно. – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами.

(21)Хотел догнать. (22)Простите, что сижу перед вами. (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался. (26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки. (27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек. (35)Ты не подумал утаить чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки. (43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать. (45)Пошёл доход. (46)Щи варили. (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое. (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*) * Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Если я вижу в тексте причинно-следственные отношения, то я понимаю, что нужно взять в качестве примеров.

1-й пример из текста

2-й пример из текста

смысловая связь между ними

Антитеза, которая показывает, как изменилось отношение «всех»

Рассказ автора о действиях семьи

Очевидная причинно-следственная связь.

На примере моих учеников могу сказать, что мыслительная деятельность по плану, указанному в критерии (привожу пример + ещё пример, пишу про связь), не всегда приводит к нужному результату. После приведения примеров оказывались в тупике, не зная, что писать про связь.

Происходит это, на мой взгляд, потому, что часто ученики приводят примеры из текста, как будто делают «переучёт» и расставляет таблички на полках магазина: вот метафора, вот эпитет, вот антитеза, вот оценочная лексика, которая показывает отношение автора к герою… Такой подход и приводит к тупику. Да, это примеры из одного текста, но не любые два примера имеют между собой ярко выраженную смысловую связь и «работают» на одну и ту же проблему.

Пример + пример ≠ связь

Не высасывай связь из пальца!

Не притягивай связь за уши!

Мы опробовали другую модель мыслительной деятельности:

1. Определяю вид смысловой связи.

2. Какие примеры подтверждают наличие этой связи? Называю первый пример и второй пример.

Понимаю, что в тексте очевидная причинно-следственная связь.

Действия семьи привели к изменению отношения людей.

Следовательно, первый пример – антитеза, рассказывающая о том, как изменилось мнение людей.

Второй пример – рассказ о действиях семьи.

Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.

Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.

Значит, есть антитеза (1-й пример) и рассказ автора о чьих-то действиях, которые и привели к этим изменениям (2-й пример).

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Обращаю внимание на лексику, которую использует автор и которая показывает авторское отношение к случившемуся: разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Показал высокий уровень профессионализма

Обращаю внимание на лексику, которую использует автор: переводил любой текст на любой странице; делал это «с листа» и в темпе; перевёл даже текст, написанный возрождённым недавно готическим шрифтом …

Какие ещё бывают смысловые отношения, рассмотрим ниже.

2. Дополнение и уточнение данной информации

информация 1
+ информация 2
= полная информация
также, вместе с тем, кроме того, более того

Вторая микротема (второй пример) может дополнять, уточнять первую (второй пример).

Рассказ о поступке Селивана

Изображение его физического состояния

Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…

смысловая связь между ними

Рассказ о поступке Селивана

Изображение его физического состояния

Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым, подчёркивает, что он совершенно не думает о себе.

Рассказ о поступке Селивана производит на нас особенно сильное впечатление именно в сочетании с описанием его физического состояния. Этот человек не думает о себе, не считается со своим здоровьем. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он делает всё, чтобы люди как можно быстрее получили шкатулку с деньгами. Описание физического состояния героя делает его поступок особенно значимым.

Текст, который мы пишем должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста. В этом случае перед рассказом о поступке Селивана понадобится кратко (очень кратко!) ввести читателя в курс дела – рассказать о вынужденном ночлеге и о пропаже шкатулки.

Мы не можем начать с того, что Селиван принёс и отдал тётушке шкатулку

Это неизбежно вызовет вопросы:

Что это за шкатулка?

На каких ещё примерах можно рассмотреть смысловые отношения дополнения?

(можно продумать и проконтролировать)

Жесты (нельзя продумать и проконтролировать)

Покачал головой (от недоумения)

Слова, называющие действия Селивана

Продолжал сидеть, не трогался, словно ничего не понимал, встал, чтобы идти

смысловая связь между ними

Слова, называющие действия героя и позволяющие «увидеть» его жесты

Речь героя именно в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Слова человек может контролировать, жесты – нет. Он качает головой именно от недоумения, не понимая, за что его благодарят. Он сидит не в ожидании награды, а только для того, чтобы отдышаться. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Его слова не расходятся с его делами.

Ещё один вид смысловой связи между микротемами.

3. Противопоставление частей информации

Информация 1 Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения Информация 2но, однако, зато…

Предположения исправника и семьи рассказчика

Скрылся со шкатулкой

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

. тяжело дыша, вошёл Селиван со шкатулкой в руках

Колдун, разбойник, вор, все не любят …

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Новое отношение людей к Селивану

Для всех сделался человеком любимым и почитаемым

До этого мы писали про антитезу, как про один пример из текста. В этом случае каждая часть антитезы будет отдельной микротемой.

смысловая связь между ними

Многолетнее отношение людей к Селивану

Новое отношение людей к Селивану

Именно противопоставление информации позволяет понять, как изменилось мнение людей.

Автор показывает, как много лет люди в городе и округе относились к Селивану. Все считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили.

Но далее Н.С. Лесков пишет о том, что Селиван стал людям «хорош и приятен», для всех сделался человеком любимым и почитаемым. На его «опороченный дворишко» «стали люди заезжать», «пошёл доход».

Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.

4. Сопоставление частей информации

так (же), таким (же) образом, аналогично,
тогда как, в то время как…

Хорошее отношение людей к Селивану

Плохое отношение людей к Селивану

(в предложенном фрагменте)

Хорошее отношение людей к Селивану

основано на его поступке

Плохое отношение людей к Селивану

основано только на его внешности

смысловая связь между ними

По приведённому фрагменту совершенно непонятно, почему много лет люди так плохо относились к Селивану.

Если прочитать рассказ «Пугало» полностью, становится ясно, что к Селивану относились плохо, потому что он был страшен собой и нелюдим

Новое отношение людей к Селивану связано с тем, что все узнали о его честном и благородном поступке

Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.

5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения

Уж сколько раз твердили миру…

Сюжетная часть басни

История вороны и лисицы

Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности

Пример из жизни героя

История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем

(1)Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви.(2)Любовь-страсть — всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт

сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности — слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.

(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь — единоборство.

— (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи — ну-ка, кто кого?

(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть — все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность — тот отмечен.

(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.

(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один — злющий старик, поправлявшийся от тифа.

(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:

— Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.

(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.

(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания.

(47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.

— (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.

(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.

— (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! — бешено зашипел он.

(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.

— (52)Но ведь ты же. — растерянно лепетала она. — (53)Ведь ты же всегда интересовался.

— (54)Никогда я не интересовался! — всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. — (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!

(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись

серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.

* Надежда Александровна Тэффи (1872—1952) — русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

Информация 1 Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения Информация 2
Информация 1становится основой для Информации 2таким образом, итак, короче говоря, следовательно

Пример из жизни героя

рассказ о конкретном случае

становится основой для

Сюжетная часть басни

Мартышка к старости

слаба глазами стала

становится основой для

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Порядок действий

2. Определяю, какие виды смысловой связи есть между микротемами.

3. Подбираю примеры, иллюстрирующие этот вид связи.

4. Не ленюсь составить таблицу

Н.С. Лесков. Письмо к издателю А. С. Суворину:

Алгоритм мыслительной деятельности

1. Определяю поставленную проблему и позицию автора.

Если текст повествовательный, определяю, какие герои есть в тексте?

В этом случае три героя. У нас могут получиться совершенно разные сочинения. Это будет зависеть от того, с точки зрения какого героя мы будем рассматривать текст.

Определяем, нравятся ли автору герои

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

(за честность, за благодарность…)

(за недоверие к людям, за плохое отношение к человеку…)

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Надо быть честным, благодарным…

Надо доверять людям. Нельзя безосновательно относиться к человеку плохо

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

… проблема честности, благодарности…

…проблема доверия к людям, отношения общества к человеку

Это очень простой, но очень эффективный «инструмент» выхода на проблему и позицию. Если герой автору нравится, мы понимаем за что. Значит, надо быть таким, как этот герой. Это рабочий вариант авторской позиции.

Если герой автору не нравится, мы понимаем, каким не надо быть. И мы опять выходим на позицию: нельзя быть … Ещё раз хочу отметить, что это рабочий, краткий вариант позиции.

То абстрактное существительное, которое объясняет нам, за что герой автору нравится или не нравится, и будет ключевым в формулировке проблемы.

2. Внутренняя красота (если рассматривать рассказ «Пугало» полностью, а не только предложенный для анализа фрагмент)

1. Неприятие человека

2. Ошибочное мнение о человеке

Проверим себя (см. формулировку основных проблем в ответах демоверсии):

Сформулированные в «шпаргалке» проблемы можно разделить на группы с точки зрения выявленных нами героев.

1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?)

2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)

3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота

4. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?)

Герой «семья рассказчика»:

5 Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

6. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?)

Предложенный метод позволяет гарантированно попасть в тематическое поле, представленных в ответе формулировок.

Изучаем «шпаргалку» из демоверсии (в данном случае я привожу только один пример из шести, но советую проанализировать все )

Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении.

Эти закономерности выявляются при анализе абсолютно всех ответов, содержащих информацию о тексте. И это ещё один очень хороший «инструмент» для проверки своей работы.

2. Какие виды смысловой связи могу увидеть между частями текста

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Что такое смысловая связь предложения. Смотреть фото Что такое смысловая связь предложения. Смотреть картинку Что такое смысловая связь предложения. Картинка про Что такое смысловая связь предложения. Фото Что такое смысловая связь предложения

Изменение отношений людей

Рассказ о поступке Селивана

Мысли членов семьи о поступке Селивана

С чем связано плохое отношение «всех»?

Изображение его физического состояния

Реальность. Приход Селивана со шкатулкой

С чем связано хорошее отношение «всех»?

3. Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?

4. Составляю «скелет» сочинения.

Все составные части вашего сочинения должны быть видны эксперту, как косточки на рентгеновском снимке

Проблема доверия = Нужно ли доверять людям?

мысли героев (шкатулку украл Селиван и уже скрылся с ней)

реальность (Селиван принёс шкатулку)

Все в округе считали его «колдуном», «разбойником», «злодеем» и «пугалом», все знали, что он «вор», всем он представлялся «страшным», все его не любили + оценочная лексика («колдун», «разбойник», «вор»). Этот приём подчёркивает масштаб неприятия Селивана людьми, его одиночество среди них.

Повтор слова «все» поясняет, почему семья рассказчика подумала только о плохом. Есть сформированное общественное мнение. Оно и заставляет так считать.

Людям нужно доверять (рабочий, короткий вариант).

К людям нужно относиться с доверием, не подчиняясь бездумно мнению большинства.

Абсолютно любые отношения между людьми построены на доверии друг к другу. Мы доверяем даже малознакомым: водителю, который нас везёт, мы доверяем свою жизнь и здоровье; Мы идём к врачу и верим, что он нам поможет; мы доверяем продавцу в магазине … Да, доверие всегда несет за собой определенный риск: Не всегда мы получаем то, на что рассчитывали, но, мне кажется, что иначе невозможно жить в обществе. Недоверие – это самый легкий путь к одиночеству. Невозможно построить никакие нормальные отношения, если нет доверия друг к другу.

Несколько слов о «скелете»: самая большая ошибка, которую можно допустить при создании сочинения – это писать и думать одновременно. Мы делаем серьёзный анализ текста, в котором всё логично. Это значит, что я имею право начать писать только тогда, когда составлена логическая схема текста и я точно представляю себе, что будет в каждой структурной части сочинения.

Такую логическую схему текста я и называю «скелетом». Ассоциация у меня очень простая: каждую часть моего сочинения эксперт должен видеть, как косточки у скелета или на рентгеновском снимке.

На анализ авторского текста, на нашу работу с ним и создание «скелета» уходит гораздо больше времени, чем на написание самого сочинения.

Но только серьёзная работа с авторским текстом, продуманная структура – залог написания действительно хорошего сочинения.

Много лет занимаясь подготовкой к ЕГЭ, больше всего удивляюсь одному: ни один мой ученик не получил в школе работу, которую учитель квалифицировал бы как образцовую. Считаю обязательным, чтобы на первом этапе обучения ученик видел, что от него хотят, понимал бы, как соотносятся части сочинения. Мы должны сначала дать отправную точку, образец того, что хотим получить от нашего ученика, организовать работу с хорошими сочинениями. Я в этом убеждена. Поэтому предлагаю

Примеры сочинений

Рассказчик вспоминает случай из своего детства. Его семье пришлось заночевать у Селивана, которого все в городе считали «разбойником» и «вором». Тётушка рассказчика забыла в доме шкатулку с «тысячами», обнаружив это, очень испугалась, но тут появился запыхавшийся Селиван. Будучи честным человеком, он бежал за уехавшими, чтобы вернуть шкатулку.

Именно проблему честности и поднимает Н.С. Лесков.

Для понимания образа главного героя важен его диалог с исправником (предл. 26 – 38). Селиван совершенно искренне удивляется тому, что тётушка пытается отблагодарить его деньгами.

–За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

–А то как же? Разве надо нечестно?

Несмотря на то, что он нуждается в деньгах, ему даже в голову не приходит, что можно поступить по-другому: «Утаить чужое. Мне не надо чужого».

Его фразы очень простые и короткие, но они дают понять, что перед нами человек бесхитростный, чистый, честный по своей природе.

Автор усиливает наше впечатление от речи Селивана, используя слова, прямо называющие состояние героя и его действия: он «покачал головою» (от недоумения). Он «продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал». Он не ждёт никакой благодарности: отдышавшись от быстрой ходьбы, «.. он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку».

Речь героя в сочетании с изображением его действий помогает автору создать очень цельный образ. Селиван из тех, кто не солжёт «ни словом, ни взглядом». Этот человек неукоснительно следует нравственным принципам, живёт так, как положено испокон веков, поступает честно, не ждёт благодарности, не понимает, за что его хвалят. Он мог бы ждать у себя дома, пока уехавшие обнаружат пропажу и вернутся за ней (и в этом нет ничего нечестного), но он не позволяет себе даже временно «владеть» шкатулкой с деньгами.

Н.С. Лесков показывает, что честность проявляется в невозможности даже на время оставить у себя чужое, в стремлении как можно скорее вернуть людям то, что принадлежит им. Честность не нуждается в поощрении; честный человек просто не представляет себе, что можно не вернуть, присвоить себе то, что ему не принадлежит. В этом и заключается авторская позиция.

К сожалению, часто люди воспринимают хорошие поступки других как должное, не считая нужным быть благодарными. Именно проблему благодарности поднимает Н.С. Лесков.

Что же заставило «всех» изменить мнение о Селиване? На первый взгляд, ответ очевиден: конечно же, его поступок. Обнаружив шкатулку с деньгами, забытую ночевавшими у него людьми, он сразу же бросается вслед за уехавшими. Он спешит, задыхается, чтобы как можно скорее её вернуть.

. Но ведь Селиван честным и добрым был всегда – только люди не хотели это видеть. И если бы семья рассказчика восприняла его поступок как должное, то ничего бы в жизни Селивана не изменилось. Если бы в знак признательности его просто отвезли бы домой и дали бы подарки, то всё осталось бы по-прежнему.

Описывая действия членов семьи рассказчика, автор подчёркмвает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Отец рассказчика долго о чём-то с ним говорил, и мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Эта семья, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.

Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» вряд ли изменилось бы.

Авторская позиция заключается в следующем: наша благодарность, искренняя признательность человеку может не только доставить ему радость, но и изменить его жизнь.

С этими сочинениями, как мне кажется, можно организовать весьма полезную работу:

Найти все части сочинения.

Проверить логику приведения примеров и описания связи между ними.

Проверить, как соотносятся проблема и позиция.

Посмотреть, что можно использовать в качестве зачина.

Привести другие примеры к сформулированной проблеме, другое обоснование согласия / несогласия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *