Что такое смысловая целостность

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Содержание:

Текст кажется сложной композиционной структурой, многослойной и неделимой на отдельные части. Однако, если знать несколько секретов, будет понятнее и легче анализировать авторский текст и писать самому.

Членимость – ключевой признак текстов. Абсолютно любой текст современной и классической литературы можно расчленить на темы, предложения, слова.

С другой стороны, текст целостен. Тема – вот что объединяет текст. Текст повести или романа часто сложно составить по одной теме, поэтому автор делит текстовое полотно на микротемы. Их легко найти – это абзацы, сложив которые, читатель приходит к пониманию макротемы. Тема выражается в заголовке, если такового нет, можно пересказать текст, что называется, в двух словах определить, это и будет тема.

Определиться с темой поможет метод ключевых слов. Они также на поверхности – автор регулярно повторяет их в тексте. Простой подсчет частотности, однако, не самый надежный метод.

Композиционная целостность

Что такое смысловая целостность. Смотреть фото Что такое смысловая целостность. Смотреть картинку Что такое смысловая целостность. Картинка про Что такое смысловая целостность. Фото Что такое смысловая целостность

В структуре композиции всегда выделают:

Именно предложения делят текст на отрезки и в то же время обеспечивают его связность. В каждом предложении есть уже известная читателю информация и новая. Это заметно на примере способов связи предложений в тексте. Способов два – цепной и централизованный. А средств три: лексическое, морфологическое, синтаксическое.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

Проявление смысловой и композиционной целостности в тексте

Смысловая и композиционная целостность текста — что это такое

Любой текст, научный или художественный, призван донести до читателя информацию. Текст — это сложная последовательность знаков, составляющих предложения, объединенные темой и смысловой связью. Текст представляет собой законченное высказывание. Композиционная и смысловая целостность являются важными признаками текста, наряду с информативностью, речевой связностью, членимостью, логической последовательностью изложения, завершенностью.

Композиционная целостность указывает на соблюдение структуры текста, которая состоит из введения, основной части, заключения и иногда эпилога.

Смысловая целостность указывает на подчинение текста единой тематике, которая позволяет дать тексту заголовок.

Особенности проявления, как достигается

Смысловая целостность достигается следованием общей теме. Единая смысловая нить произведения должна рассматривать тему с разных сторон и раскрывать ее. Раскрытие темы происходит линейно через цепочку связанных грамматически и по смыслу предложений. В смысловой структуре выделяются главные и второстепенные элементы:

В зависимости от вида и стиля текста смысловая структура может быть простой или сложной. Важным компонентом смысловой целостности является контекст, который позволяет читателю восполнять недостаток знаний, необходимых для полного раскрытия смысла произведения. Содержание контекста должно дать информацию и сделать сообщение понятным для читателя.

Достигнуть смысловой цельности мешают:

Композиционная целостность достигается за счет следования принятой структуре образования текста.

Особенности анализа текста

Анализ смысловой целостности текста

Основа анализа смысловой целостности текста — проверка соблюдения основных законов логики, которые определяют ясное развитие мысли. Смысловая логика определяется ее достоверностью, непротиворечивостью и закономерностью выводов. Построение аргументации должно быть основательным и убедительным. Основной текст должен подчиняться законам правильного мышления, соответствовать выбранному жанру и учитывать знания целевой аудитории.

При смысловом анализе текста проверяется, чтобы его компоненты были расположены на надлежащих местах. Фрагменты текста должны логически вытекать друг из друга, поэтапно раскрывая замысел автора. Логика изложения приводится в соответствие с цепью аргументации.

Анализ композиционной целостности текста

При анализе композиции текста стоит проверить наличие плавного перехода от одной части текста к другой в соответствии с общепринятой структурой. Построение текста, размер каждой его части должны рационально соответствовать его общему объему и логическому содержанию. Авторский план раскрывается грамотными заголовками, соблюдением последовательности композиционной схемы.

Источник

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5)

Что такое смысловая целостность. Смотреть фото Что такое смысловая целостность. Смотреть картинку Что такое смысловая целостность. Картинка про Что такое смысловая целостность. Фото Что такое смысловая целостность

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (К5).

В каждом сочинении должен быть коммуникативный замысел, то, что мы хотим сказать по данному вопросу. Следовательно, все части сочинения должны работать на раскрытие нашего замысла.

Вступление может занимать 20-25% процентов объема всего сочинения, примерно 2-5 предложений. Если исходить из общего объема сочинения в 250-300 слов, то во вступлении может быть примерно 50-70 слов, обычно это 1 абзац.

Какую же проблему видит здесь автор?

-Что волнует писателя, почему он обратился к этой проблеме?

— Как знакомо каждому из нас то, что волнует автора!

— Хотя автор обратился к старой, как мир, проблеме, но он посмотрел на нее неожиданно по-новому!

— Я и не задумывался над этим, но автор помог мне обратить на это внимание!

Сравни два вступления к одному и тому же тексту, отметь разницу. Подумай и ответь, какое из них более эмоционально, интересно, привлекает внимание читателя, сделай вывод о роли изобразительно-выразительных средств при конструировании текста.

а) И. Линкова затрагивает в своем тексте очень актуальные вопросы. Она рассуждает о том, зачем пишутся книги, помогают ли книги решить жизненные проблемы или позволяют от них спрятаться. Также автор размышляет о том, что прочитанное необходимо применять в жизни.

б)Зачем пишутся книги? Помогают ли книги решать жизненные проблемы или позволяют от них прятаться? Что значит применять в жизни прочитанное? Ответы на эти вопросы предлагает нам найти И. Линкова.

Каким бы ни было вступление, мы должны представить читателю автора исходного текста, хотя бы назвать его фамилию. Примерные вступления к сочинениям можно найти в приложении.

Главная часть по объему должна занимать не менее 50% нашего сочинения, то есть примерно 150-200 слов.

По логике наших уроков в ней будут, во-первых, комментарии к проблеме (К2) (урок 2) исходного текста и, во-вторых, изложение нашей позиции (К4) (урок 5) по прокомментированной проблеме.

Сочинение должно отражать логику развития нашей мысли, и эта логика должна быть понятна рецензенту. Излагая главную часть, не следует забывать об абзацном членении нашего текста, так как это учитывается при оценке сочинения.

Важно помнить о смысловой цельности и о средствах межфразовой связи, таких, как вводные слова и обороты, наречия, служебные части речи, например: вообще, словом, например, во-первых. очевидно, в первую очередь, с одной стороны… с другой стороны, безусловно, видимо, как известно, и все-таки, напротив, однако, прежде всего, нельзя не согласиться, поясняя сказанное, подводя итог и так далее.

Заключение по своему объему сходно со вступлением, это примерно 2-5 предложений, 15-20% процентов всего текста нашего сочинения. Цель заключения – подвести итог и оставить хорошее впечатление, настроить на дальнейшие размышления. Оно должно быть достаточно эмоциональным и в то же время строгим и лаконичным. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Возможные варианты заключений:

— Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

— Рассуждение о том, какое впечатление оставил текст для нас, для общества в целом.

— Расширение проблемы и новый вопрос.

— Открытый финал, то есть констатация факта, что в современном мире эту проблему пока не решить.

Итак, наш взгляд, можно пользоваться следующим планом написания сочинения:

I Вступление. II Отражение проблемы в тексте

1. Формулировка проблемы

2. Комментарий.
3. Авторская позиция (если текст от первого лица, лучше говорить о позиции рассказчика)

Что такое смысловая целостность. Смотреть фото Что такое смысловая целостность. Смотреть картинку Что такое смысловая целостность. Картинка про Что такое смысловая целостность. Фото Что такое смысловая целостностьIII Собственная позиция
1. Формулировка своего мнения (тезис)

а) первый аргумент аргументы обязательно должны

б) второй аргумент подтверждать тезис.
2. Вывод (заключение).

1. Что такое композиция сочинения?

2. Как распределить по объему материал сочинения?

3. Что должно быть во вступлении?

4. Что должно быть в главной части?

5. Что должно быть в заключении.

6. Для чего нужно абзацное членение?

7. Как соблюсти логику изложения?

1. Несоразмерность композиционных частей, то есть несоблюдение объема вступления, главной части и заключения.

2. Нарушение логики изложения, то есть сначала говорится об одном, потом о другом, а затем автор опять обращается к первому.

3. Композиционные части не связаны между собой, то есть, нет перехода от одной части к другой, каждая часть существует сама по себе.

4. Нарушение абзацного членения, то есть автор не понимает, где закончилась одна мысль и начинается другая.

5. Отсутствие смысловой цельности, последовательности изложения, то есть замысел сочинения не виден, а просто отдельные куски, часто не связанные общим замыслом.

Контрольная работа № 6. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Теперь нам следует оценить написанные нами 6 сочинений с точки зрения критерия К5, исправить ошибки в построении сочинения, а также отредактировать текст, следуя указаниям и отослать на проверку преподавателю. Желаю успеха.

Источник

Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность

Родной язык. 7 класс.

Тема: Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.( 08.04.2020)

Термин « текст » (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева).

2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

3) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин).

4) «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова)

6) «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

7) «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» (из книги, см. п. 6.).

Анализ разных определений позволяет выделить следующие

Основные признаки текста:

Записать определения в тетрадь- (то, что выделено-пишем, что не выделено-это пояснение.)

1.)Информативность наличие информации по какой-либо тематике .

Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений). Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

2.) Связность — все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически ).

Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

Можно выделить следующие виды связности:

1) локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);

2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3.) Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4.) Членимость деление текста на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

5.) Завершенность- осознание читателем замысла автора . Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

6.) Коммуникативное намерение автора текстаобщение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.

7.) Ситуативность- э то соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Домашнее задание : знать определение теста и его основные признаки. Восстановить последовательность предложений.( Записать цифрами.)

Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии

Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.

Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.

Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.

Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.

На их мачтах крепили плетеные корзины – «вороньи гнезда», где находились «впередсмотрящие», а на флагштоках развевались вымпелы.

Петровские «корабли» представляли собой инженерные сооружения со специальной оснасткой и устройствами для пиротехнических эффектов.

«Корабли» были поставлены на санные полозья.

Чтобы полозья были не видны, «корабли» закрывались полотнищами голубой ткани, а на корме были подвешены якоря.

Источник

Смысловая цельность. Синтаксическая связность. Литературная обработанность

Смысловая цельность текста

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

· Текст — это высказывание на определённую тему;

· В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

· Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

· К тексту можно подобрать заголовок;

· Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Синтаксическая связность текста – и высказываний как структурных составляющих текста – выражается, прежде всего, через семантико-синтаксическую структурированность этих единиц.

Связность текста – условие его целостности. Оценке текста, любому, даже самому незначительному, изменению его должен предшествовать анализ, идущий от связей внешних к связям глубинным, постижение и уточнение их смысла.
Текст, рассмотренный вне системы коммуникаций, в которых он существует, прерывист. Чтобы текст был понят правильно, либо сам читатель должен располагать необходимыми для этого знаниями, либо предыдущее изложение должно подводить его к заполнению очередной смысловой скважины. Связи между далеко отстоящими друг от друга элементами текста трудно фиксировать из-за ограниченного объёма нашей кратковременной памяти.
В официальных материалах, в научной прозе ведущими являются чётко выраженные логические связи. В художественных и публицистических произведениях связи между элементами текста предопределены его образной системой и зачастую ассоциативны.
В коротком информационном сообщении связь между предложениями осуществляется самим порядком их следования. Повторы не являются проявлением стилистической избыточности, если повторяются лишь ведущие, несущие основной смысл слова, замена которых синонимами чревата утратой точности выражения мысли, искажением терминологии.
Средства выражения связанности текста:
• прямой лексический повтор;
• синонимическая замена;
• родо-видовые наименования;
• использование местоимений (личных и указательных);
• риторические фигуры (анафора);
• определенная комбинация предложений внутри целого текста (цепная и параллельная связь).
Типы тема-рематических моделей текста:
• цепная
• параллельная

Обработанностьлитературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

Под правильностью также понимается литературная обработанность текста, характерная для данного функционального стиля, на­личие сверхфразовых единиц, объединенных разными, в основном логиче­скими типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установки.

Закон достаточного основания и ошибки, связанные с его нарушением

Любая точка зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.

Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения).Все мнения (вероятностные суждения) отбрасываются как хлам. А лучше – отодвигаются до выявления их истинности.

Факты существуют независимо от того, что мы о них думаем. Мнения зависят от психического состояния, свойств личности и т. п.

Из закона достаточного основания вытекают четыре правила:

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1088 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *