Что такое смысловые части предложения во 2 классе
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс
Учитель начальных классов
Будник Анжела Васильевна
Квалификационная категория; вторая
Предмет: русский язык
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
1. Организационный момент.
— У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.
(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)
— Откройте тетради и запишите число и классную работу.
— Какая сейчас пора года? (Весна)
— Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)
— Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.
— Придумайте однокоренные слова к слову весна.
— Запишите вторую строчку чистописания.
весна вёсны весенний
— Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.
— Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.
— Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)
3. Актуализация знаний и умений.
— Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
— Тема нашего урока сегодня «Текст».
— Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
— Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
— Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
— Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»
4. Изучение нового материала.
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
Около дома росла маленькая яблонька.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – … (несколько) предложений
— Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.
Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).
— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)
— А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
— Давайте закончим наше правило:
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).
5. Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».
6. Закрепление изученного материала.
— Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.
___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
___Любе подарили котенка.
___На стуле лежала шляпа.
___Видны только белые лапки.
___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
___Вот какой шалунишка!
Главная мысль __________________________________
Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.
(На экране правильный текс)
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.
— Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».
Понравилось на уроке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по русскому языку
Рабочие программы «Русский язык»
Итоговое собеседование по русскому языку
Урок русского языка 3 класс » Склонение имён существительных»
Самостоятельная работа по теме «Местоимение»
Рабочая программа по русскому языку
Конспект урока на тему:» Имя числительное»
Карточки по русскому языку для 3 класса по теме «Все падежи имён существительных»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5423093 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
Как выделить предложения и смысловые части в тексте?
Дан вот такой текст(смотрите ниже), в нем нужно выделить предложения и смысловые части. Варианты есть, но боюсь, что верно только на половину. Помогите пожалуйста.
Наступил вечер утка уложила спать маленьких утят она спела им песенку от этой песенки проснулись совята они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.
В задании выделяем предложения, расставляя точки, где требуется.
Первое предложение, самое короткое:
Следом второе предложение:
Далее третье предложение:
Пятое, заключительное предложение:
Самая логичная версия.
Пока текст без знаков препинания, он непонятен.
Теперь попробуем его разделить точками.
Получится пять предложений.
Всего пять предложений и все они простые. У меня дочь делала это задание во втором классе. Получается для того чтобы выделить смысловые части, надо использовать знаки препинания. В нашем случае мы использовали точки.
Чтобы в предложении, в тексте присутствовал смысл, в нем части по смыслу отделены друг от друга знаками препинания. Именно знаки препинания позволяют выделять смысловые части: «многоточие» означает незавершенность, где после фразы стоит задуматься, а восклицательный знак подчеркивает смысл, усиливая.
В примере, в тексте вопроса, дан монолитный текст, который не станет понятным, пока его не наделить знаками препинания, обособив смысловые части в отдельные предложения, фразы:
Вот, где у меня получились знаки препинания, чтобы стал понятным смысл, всего три предложения:
Предложение «наступил вечер, утка уложила своих маленьких утят» можно трактовать, как сложное, с двумя основами или написать по раздельности, как два простых предложения.
– Это простое предложение, подлежащее «они» и сказуемое «вылетели», «отправились».
В таком случае, на четыре предложения вот так разбили:
Вопрос из программы начальной школы, поэтому справиться с ним просто, по крайней мере с предложениями.
Выделяем их следующим образом:
Таким образом, текст можно разбить на пять предложений.
Чтобы показать ребенку правильное формирование текста, нужно научиться читать его с интонационными расстановками, пусть даже для этого придется прочесть текст несколько раз. Но обычно после первого раза уже становится ребенку понятно какие части между собой связаны. В данном тексте можно выделить три смысловые или повествовательные части:
Три смысловые части и пять предложений.
Теперь разделим текст на смысловые части.
В данном тексте отсутствуют запятые полностью, вводные слова не выделены запятыми, нет точек.
В данном тексте пять предложений (отмечены цифрами)
(2) Утка уложила спать маленьких утят.
(3) Она спела им песенку.
(4) От этой песенки проснулись совята.
(5) Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.
Я думаю, что в этом тексте 4 предложения. Из них 3 простых предложения (1,2, 4), одно (3) сложносочиненное. 1. Наступил вечер. 2.Утка уложила спать маленьких утят. 3. Она спела им песенку, от этой песенки проснулись совята. 4. Они дружно вылетели из дупла и отправились с мамой совой на ночную охоту.
Итак, у нас имеется такой текст:
Выделим предложения в этом тексте:
Чтобы правильно решить это задание, сперва давайте вспомним, что такое предложение и что такое смысловые части в тексте. Судя по приведенному отрывку, задание предназначено для школьников младших классов, поэтому будем исходить из того, как определяют эти понятия в младшей школе.
Предлагаю выделить предложения значком «/»:
Здесь, вроде все понятно, теперь разберемся, что же такое смысловые части:
Наш текст можно разделить на нескольких смысловых частей, каждая из которых стоит особняком. Предлагаю каждую смысловую часть написать с отдельной строки, так будет гораздо нагляднее:
Я выделила следующие предложения из представленного текста:
Можно разделить и так:
Контекстуальными синонимами (или контекстными) называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте. Следовательно, искать и определять контекстуальные синонимы необходимо только в рамках одного конкретного текста.
Белозубая, доброжелательная, радостная улыбка.
К синтаксическим средствам выразительности относят:
анафору (одинаковое начало фраз),
эпифору (одинаковое завершение),
синтаксический повтор (их много разновидностей),
градацию (расположение слов по восходящей/нисходящей значимости),
инверсию (нарушение обычного порядка слов в предложении),
многосоюзие и бессоюзие,
парцелляцию (намеренное деление предложение на короткие отрезки),
риторические вопросы, обращения, восклицания,
ряды однородных членов,
Может, что-то и пропустила.
Знаки препинания бывают разделительными и выделительными. В тексте с прямой речью нужно уметь не путаться с точкой после кавычек и вопросительным и восклицательным знаками в кавычках и после них уже не точки. Примерный текст. Для удобства воспользуйтесь таблицей.
Сегодня идет дождь.(точка)
Небо заволокли тучи, поднялся сильный ветер, с деревьев полетела листва. (запятые)
Солнышка нет и настроение грустное, я смотрю в окошко и вспоминаю лето.
Тут моя мама спросила:»Хочешь мы Новый год отметим на море?» (без точки)
Я перестал грустить и ушел гулять. Точка та же.
Функции знаков препинания таблица
Таблица со схемами предложений со знаками препинания
Со словом » текст » существует много интересных фраз, выражений, предложений и высказываний.
Вот несколько примеров предложений со словом » текст » :
Конечно, всего должно быть в меру, иначе это будет не чтение, а разгадывание кроссворда (столько новых слов, сразу и не «переварить» в голове их значение и смысл).