Что такое снежные слова
Урок русского языка «Зимние слова». 3-й класс
Класс: 3
Цели: обобщить знания о словах зимней тематики; учить составлять акротекст. Закрепление знаний об именах существительных. Обогащение словарного запаса.
Учебные материалы: Иллюстрации зимней природы; карточки со словами; кроссворд.
Ход урока
1. Словарная работа.
1 слайд “Зимние слова”
Учитель – Прочитайте тему нашего урока.
Учитель. – Сегодня на нашем уроке мы поговорим об одном из четырех времен года. О каком времени года эта загадка?
В это время года поутру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все леса и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,
Дед Мороз устроит праздник до утра.
У. – По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Подтвердите словами из текста.
Дети – Поутру темно – короткие дни, долгие ночи; птицы не поют; леса и парки снегом замело; мама принесет лыжи и наступит Новый год, Дед Мороз.
У. – Сколько месяцев длится зима?
У. – В каком порядке наступают зимние месяцы?
— Загадки, написанные на доске, помогут вам это определить.
Этот месяц году начало, а зиме середина.
Месяц этот всех короче, и короче стали ночи.
У. – Запишите слова из словаря, названия месяцев.
На слайде картинки с изображениями зимней природы.
У. – Соотнесите названия месяцев с изображениями на картинках и объясните, почему вы так думаете.
У. – Составьте и запишите предложение по одной из картинок. Прочитайте.
У. – Каковы главные признаки зимы?
У. – В русском языке у слова снег значений много. Прочитайте, какие бывают виды снега, и что они обозначают.
Дети читают текст на карточках (Таб. 1) и на 5- м слайде:
Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету.
Пороша – самый первый, чистый, пушистый, свежий, легкий снег.
Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено.
Поземка – струящаяся по земле низовая метель.
Вьюга – снег, кружащийся в воздухе.
Буран – ураган, сильная снежная вьюга.
Сугроб – наметенная ветром большая куча снега.
У. – Как называется мельчайшая частица снега?
У.– С этим словом вы еще встретитесь, работая со стихами.
2. Работа над акростихом. 6 слайд.
У.— Прочитайте про себя стихотворение
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
У. – Кто догадался, о чем это стихотворение. Как называется это стихотворение?
— Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек.
— Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ.
Дети читают составленные акротексты, записывают лучший.
1.Снег выпал ночью. На деревьях белые теплые шубки. Ели надели пушистые шапки. Глаза радуются снежной чистоте. | 3. С горки катаются дети. На санках и лыжах. Если выпадет много снега, Город станет чистым и белым. |
2.Зимой выпало много снега. Ира и Катя лепят снежную бабу. Миша и Вова играют в хоккей. Аня катает маленького брата на санках. | 4. Зимой замерзли реки. Иней серебрит ветки деревьев. Мороз нарисовал на окнах красивые узоры. А под деревьями намело много снега. |
У. – Молодцы у всех получились интересные акротексты.
У. – Запишите третий вариант акротекста:
У. – Найдите в третьем предложении главные члены предложения, подчеркните.
У. – Подчеркните в этом предложении имена существительные, определите их род, склонение, докажите.
Дети – Мороз – им. сущ., м. рода, 2 скл., он, мой, м. р., в начальной форме имеет нулевое окончание.
— узоры; в начальной форме: узор – им. сущ., ср. р., 2 скл., имеет нулевое окончание.
3. Кроссворд.
Дети отгадывают загадки:
У. – Какое слово получилось в вертикальном ряду?
У. – Какие из этих слов словарные? Запишите.
У. – Какие из этих слов – отгадок употребляются в единственном числе?
4. Словообразовательная работа.
У. – Какие однокоренные слова звучали на уроке сегодня чаще всего?
Дети – Снег, снежинки, снежок.
У. – Какие значения имеет слово снежок?
Дети – Уменьшительно – ласкательное, от слова снег.
У. – Подберите к слову снежок три родственных слова, назовите, выделите корень.
Дети: снежная, наснежила, снеговая, снегопад, снегурочка, снеговик.
У. – Запишите из них имена существительные, определите род, число, склонение.
У. – Имена, каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?
Дети – Дед Мороз, бабушка Метелица.
У. – Составьте и запишите предложение с одним из персонажей.
Дети – “Бабушка Метелица замела все пути, все дороги”.
У. – Подчеркните главные члены предложения. Почему слова “Бабушка Метелица” подчеркнули как подлежащее?
Дети – Бабушка название человека, Метелица, его имя. Слово “замела” подчеркнули как сказуемое.
Дети – В предложении встретились однородные второстепенные члены предложения. Они отвечают на один и тот же вопрос.
5. Итог урока. 15 слайд.
У. – Понравился ли вам наш урок? Что нового узнали на уроке?
Дети – Акростих, акротекст. Виды снега, их значения.
Презентация по родному русскому языку «Снежные слова» 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Снежные слова Толковый словарик Автор работы : учитель начальных классов МКОУ «Товарковская СОШ 1» Городничева Елена Александровна
– Сегодня на нашем уроке мы поговорим об одном из четырех времен года. О каком времени года эта загадка? В это время года поутру темно, Долго не заглянет солнышко в окно В это время года птицы не поют, Это время года дети очень ждут. Все леса и парки снегом заметет, Мама из чулана лыжи принесет. Новогодней елке рада детвора, Дед Мороз устроит праздник до утра. – По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Подтвердите словами из текста. – Сколько месяцев длится зима? – В каком порядке наступают зимние месяцы?
29. Ледостав – постоянный ледяной покров на водоеме. 30. Ледоход – взлом ледяного покрова и движение льдин по течению. 31. Ледяной дождь — осадки в виде твёрдых прозрачных шариков льда, внутри которых вода. 32. Ледяной панцирь – сплошной ледниковый покров (например, в Антарктиде). 33. Лунка – небольшое отверстие во льду (вырезанное ледобуром). 34. Лыжня – тропа поверх уплотненного снега, по которой в основном идут на лыжах. 35. Мёртвый лед – отколовшаяся старая часть ледника, погребённая мореной. 36. Метель – перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли. 37. Молодой лед – однолетний морской лед. 38. Навись – снег, нависающий на карнизах и стволах. 39. Надув — пологий холм из уплотнённого снега, нанесённого ветром на ровной открытой местности (в отличие от сугроба, не у препятствия).
51. Пороша, перенова – свежевыпавший снег. 52. Пролом – тонкий наст, ломающийся под нартами. 53. Прорубь – большое отверстие во льду, пробитое людьми. 54. Проталина – участок, свободный от протаявшего снега. 55. Пурга – сильная низовая метель при вторжениях холодного воздуха (на Камчатке пургой называли, наоборот, сильный снегопад при теплом ветре). 56. Рянда – густой мокрый снег в теплую погоду. 57. Сало (ледяное сало) — густой слой мелких ледяных кристаллов на поверхности воды, форма морского льда, вторая стадия образования сплошного ледяного покрова. Порядок образования льдов: ледяные иглы — ледяное сало — снежура — шуга. 58. Сковорода – ледяной наст, который ранит лапы зверей. 59. Слякоть – смесь тающего снега, воды и грязи на дорогах.
В разговорной речи и художественной литературе можно встретить такие многообразные названия метели: снежная буря, вьюга (сильная низовая метель); метелица, метуха, заметель, буран (сильная метель в степи при низкой температуре), бурга (эвенки); вея, веялица, ворогуша (метель с ураганом); голомяно (вьюга, зимнее ненастье); деруга, дерунья, заверть, завива, заверуха, завитуха, заволока (сильная метель); завороха, кича, крутень, крутелица, куга, кура (поземок, метель); курга, курева, куревуха, курень, курта, кутерга, кутерьма, кутельга, кутельма, кутельба, кутёха, кутига, кутиловка, кутиха, кутня, пурга, пурдега, путерьга, рям, судра, фурта, фортуна, хвилюга, чапкын, чигер, чистяк (низовая метель). Позёмку иногда называют: волокуша, заметь, куреха, позёмица, поземь, понизовка, поносуха, поползуха, сипуга, сипуха, тащиха, тягуша.
Прочитай текст внимательно, запиши его, вставляя в текст пропущенные слова.
Тихо-тихо, как во сне, Падает на землю … (снег). С неба все скользят пушинки – Серебристые … (снежинки). Кружатся над головою Каруселью … (снеговою). На посёлки, на лужок Всё снижается … (снежок). Землю белой, чистой, нежной Застелил постелью … (снежной). Вот веселье для ребят – Всё сильнее … (снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в … (снежки). Снежный ком – на снежный ком Получился (снежный) дом. Всё украсили … (снежком), Словно в белый пуховик Нарядился … (снеговик). Рядом – снежная фигурка, Это девочка – … (Снегурочка). На снегу-то, посмотри, С красной грудкой … (снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил … (снег).
Я прочту вам стихотворение. Прошу вас добавить подходящие по смыслу слова. Причём все эти слова должны быть связаны со словом «снег». Зима для всех разная. Но каждый человек, будь это поэт, художник или музыкант, находят в ней своё очарование. 8.Рефлексия. 1.Я научился….. 2.Могу помочь другим….. 3.Какие задания вызвали затруднения…. 4.Что мне понравилось…. Выставление оценок, пожелания гостям.
Информационные источники https://anthropology-ru.livejournal.com/529027.html https://urok.1sept.ru/статьи/577277/ https://ira-dumnova.ucoz.ru/news/slovar_zimnikh_slov/2010-12-12-66 https://www.nkj.ru/archive/articles/23494/ https://dou3.edukuitun.ru/index.php/специалисты/логопед/логокарусель-игры-для-развития-речи/798-«снежные-слова» источник шаблона: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино», Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1405223
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Стихотворение «Снежные слова» для заучивания родственных слов с движениями для детей 6–7 лет
Наталья Николаева
Стихотворение «Снежные слова» для заучивания родственных слов с движениями для детей 6–7 лет
Стихотворение «Снежные слова» Николаевой Н. В.
(Заучивание родственных слов, образованных от слова «снег»
с движениями и опорой на видео картинки)
Цель:
расширять словарный запас детей;
познакомить и заучить родственные слова, образованные от слова «снег»;
Развивать общую моторику, координацию речи с движением, память, воображение, мимику.
Практическая значимость дидактической разработки заключается во внедрении разнообразных форм проведения физминуток, которые способствуют расширению словарного запаса, снимают статическое напряжение мышц, развивают общую, мелкую моторику и творческое воображение.
Представленное стихотворение может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста учителями-логопедами, воспитателями, учителями начальных классов и родителями.
Лепят из снега ребята снежки, («лепим снежки»)
С метлой во дворе – снеговики. ногу в сторону, в руке метла)
Крепость из снега делают снежную,
(ставим ребро ладони на ребро)
Снегурку в снежинках красивую, нежную
(изображаем Снегурочку в платье)
Ночью всё чаще идёт снегопад, (движ-я кистями рук)
Заснежены крыши, дома, палисад (изобр. крышу, дом, палисад)
Чтобы проехать, бери снегокат, (рулим на снегокате)
По снежной дороге кати всех ребят.
(волнообразные движ. руками)
Вот снегири к нам в гости летят, (машем крыльями)
Красные грудки на солнце горят. (изображаем фонарики)
А как медведь оставит валежник, (изобр. медведя)
Появится первый, весенний подснежник.
(пальцы в виде цветка)
«Шедевры, сделанные для детей». Снежные постройки на участке Зима- прекрасная пора, для воплощения своих творческих идей, раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм».Тема занятия: «Осень». Предварительная.
Конспект ООД по речевому развитию «Ноябрь. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Образовательные области:[/u] «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.
Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Составление слов с изученными слогами и написание слов» Внутренний урок письма на тему: «Составление слов с изученными слогами и написание слов» в 1 классе специальной (коррекционной) школе.
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы» Актуальность проекта. Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной.
Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование Осень! Удивительное время года! Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников.
Стишки детям для запоминания родственных связей и отношений Стихи для детей на запоминание родственных отношений С мамой, будто две подружки, Секретики на ушко, Это мамина сестра, Значит тетя для.
Забава с красками и карандашами для детей 4–5 лет «Снежные фантазии» о время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Библиотека для детей
Снежные слова — короткий рассказ о зиме для детей
Мы любим зиму, любим снег. Он меняется, он бывает разным, и, чтобы рассказать о нём, нужны разные слова.
И с неба снег падает по-разному. Вскинешь голову — и кажется, что с облаков, как с ветвей новогодней ёлки, срываются клочья ваты. Их называют хлопьями — это снежинки, слипшиеся на лету. А бывает снег, которому лицо не подставишь: твёрдые белые шарики больно секут лоб. У них другое название — крупка.
Чистый, только что запорошивший землю снег зовут порошею. Нет лучше охоты, чем по пороше! Все следы свежие на свежем снегу!
И на земле снег лежит по-разному. Если и лёг — это не значит, что до весны успокоился. Подул ветер — и снег ожил.
Идёшь по улице, а у ног — белые вспышки: снег, выметаемый дворником-ветром, струится, течёт по земле. Это низовая метель — позёмка.
Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег — это вьюга. Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря — буран. Крикнешь — и голоса не услышишь, в трёх шагах ничего не видать.
Февраль — месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов. В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он стал неподвижным и твёрдым: ступишь на него — и не провалится нога.
Это над ним колдовали солнце и мороз. Днём на солнышке всё таяло, ночью подмёрзло, и снег подёрнулся ледяной коркой, зачерствел. Для такого чёрствого снега есть у нас своё жёсткое слово — наст.
Тысячи человеческих глаз зимой наблюдают за снегом. Пусть среди них будут и твои пытливые глаза.
Двести снежных слов
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «American Scientist», «Discover», «Science News» и «Smithsonian» (США), «Science et Vie» и «?a m’interesse» (Франция).
По-видимому, первым заинтересовался снегом у эскимосов немецкий антрополог Франц Боас, в начале прошлого века почти год проживший среди этого племени на острове Баффинова Земля. Он отметил, что в языке эскимосов есть несколько разнокоренных слов для снега: апут — снег, лежащий на земле; кана — падающий снег; акилокок — мягко падающий снег; пигнарток — снежный покров, удобный для саней; пиксирпок — метель и кимуксук — позёмка.
В 1940 году эстафету подхватил американский лингвист Бенджамин Уорф, он привёл пять слов для снега, причём других, чем Боас. Откуда Уорф взял эти слова, он не указал.
В энциклопедии, изданной в Чикаго в 1984 году, говорится о девяти словах, причём такому языковому богатству дано объяснение: «Из-за однообразия северного ландшафта, в котором живёт этот народ, эскимосам не о чем больше говорить, поэтому, чтобы наполнить повседневные беседы хоть каким-то содержанием, они и придумали такое количество слов, обозначающих снег».
В популярной книге «История языка» (1965 год) американского лингвиста Марио Пеи упоминается «десяток слов, обозначающих снег в языке эскимосов».
В феврале 1984 года газета «Нью-Йорк таймс» в редакционной статье сообщила (ссылаясь почему-то на Уорфа), что эскимосы различают сто типов снега. Вслед за тем ведущие многих радио- и телестанций США в метеосводках, чтобы как-то украсить суховатую информацию метеобюро, стали упоминать о двух сотнях эскимосских слов для снега.
А как на самом деле? Сто и тем более двести — это преувеличение, десяток — преуменьшение.
Специалисты говорят, что есть две ветви эскимосского языка: инуит (его изучал Боас) и юпик. Обе делятся на множество диалектов. Для обоих языков характерно богатство суффиксов, присоединяемых к корню и превращающих одно слово в целую фразу. Скажем, лодка на юпике будет ангьягх. А слово ангьягхллангиугтуклу означает «кроме того, он хочет лодку побольше».
Игорь Крупник, антрополог из Смитсоновского центра арктических исследований (США), изучив лексику обеих ветвей эскимосского языка, пришёл к выводу, что у эскимосов (и чукчей, как их принято называть в России) действительно очень много «снежных» слов.
У центральносибирских чукчей — 40, у эскимосов Канады — не менее 53. И ещё больше слов для разных «сортов» морского льда: у эскимосов Аляски Крупник нашёл около 70. И другие северные народности не отстают: у народа саами, по данным норвежских филологов, не менее 180 терминов для снега и льда. К сожалению, языки малых северных народностей находятся на пути к исчезновению.