Что такое снр в логопедии

Системное недоразвитие речи. Причины, диагностика, лечение.

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области.

Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.

Причины системного недоразвития речи

Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, беременность в слишком юном или наоборот позднем возрасте, различные болезни матери, в том числе и гинекологические, аборты, ну и конечно употребление токсинов, наркотиков, алкоголя, курение. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в развитие СНР: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.

Задержка речевого развития может быть следствием неправильного функционирования других систем организма. Это нарушение работы органов слуха, аутизм или умственная отсталость. Первые признаки нарушения речевого развития наблюдаются еще во младенчестве: малыш плохо реагирует на обращения взрослых, не стремиться подражать им, не издает никаких звуков, не может показать пальчиком на интересующий его предмет.

Симптомы системного недоразвития речи

При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.

Формы системного недоразвития речи

Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.

При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.

Тяжелая форма системного недоразвития речи.

Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.

Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Источник

Статья «Системное недоразвитие речи»

Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);

грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);

словарный запас ограничен бытом и ближайшим окружением (до 50 слов);

выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;

не сформированы процессы словообразования;

отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;

грубое нарушение понимания речи;

нарушение формирования навыков письменной речи или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении).

Системное недоразвитие речи средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение звукопроизношения;

недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);

словарный запас беден;

аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);

нарушение сложных форм словообразования;

недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);

выраженная дислексия, дисграфия;

Системное недоразвитие речи легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;

словарный запас ограничен;

доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно;

в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;

в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;

имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.

У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости могут наблюдаться все формы нарушений речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д., как и у детей с общим недоразвитием речи. Однако при системном недоразвитии речи, как правило, преобладающим в структуре является семантический дефект. В связи с этим этапы коррекционного воздействия отличаются своей продолжительностью. Ещё Парамонова Людмила Георгиевна выделила следующие основные причины более длительного периода коррекционного воздействия:

несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;

позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;

общее моторное недоразвитие, особенно речевой моторики; наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи;

аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твёрдого и мягкого нёба, челюстей.

В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, всё занятие должно быть направлено на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и воздействовать на всю речевую систему в целом.

Формирование речевых действий у умственно отсталых детей рекомендуется осуществлять с учётом следующих особенностей:

материализация действия с опорой на вспомогательные средства (например, в работе над дифференциацией звуков рекомендуется использовать картинки, графические схемы, фишки);

материализация действия без опоры на вспомогательные средства;

необходимость постепенного, последовательного перехода от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей;

актуализация ощущений разной модальности, использование максимальной и разнообразной наглядности;

использование дифференцированного подхода, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности, психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;

включение в занятие логопеда упражнений на развитие общей и мелкой моторики рук, заданий на оречевление действий, элементов логопедической ритмики;

тщательная отработка этапов закрепления правильных речевых навыков, в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны;

частая повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны по содержанию и по форме, что обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью;

закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного текста…);

проведение частой смены видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую, обусловленное его быстрой утомляемостью, склонностью к охранительному торможению;

тщательная дозировка заданий и речевого материала, необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми;

изложение цели занятия должно быть чрезвычайно конкретным, доступным умственно отсталому ребёнку;

необходимость определённого, не очень быстрого темпа работы во время занятия;

поддержание интереса к исправлению речи, воздействие на эмоциональную сферу умственно отсталого ребёнка;

логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми с сохранным интеллектом, в связи с тем, что нарушения речи таких детей носят стойкий характер.

Так как у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформироваными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, то и формирование речи как системы должно проводиться последовательно с соблюдением этапов, принципа системности и плавного перехода «от простого к сложному» с учётом характера нарушений речи, а не только над каким-то одним изолированным дефектом.

Источник

Большинство этих диагнозов есть только в России. Что такое ЗПР, ОНР и другие аббревиатуры

После посещения логопеда родители нередко получают на руки заключение, в котором указана одна из этих аббревиатур: ОНР, ФННР, ЗПР, ЗПРР, СНР. Что они обозначают и как исправить ситуацию? Разбираемся вместе с логопедом, психофизиологом Викторией Ефимовой.

Многочисленные аббревиатуры, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами психического и речевого развития, — это, по сути, диагнозы. Причем большинство из них ставят только в России: их нет в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (документ, на основе которого классифицируют заболевания врачи всего мира).

И диагнозы эти скорее не медицинские, а педагогические: они нужны в первую очередь для того, чтобы распределить детей по группам в коррекционных садах и школах. К тому же ребенок, которому поставили один из этих диагнозов, имеет право на получение бесплатной логопедической помощи. Поговорим подробнее про каждый из «кодов».

ЗПР и ЗПРР

Термин «задержка психического развития» появился в 1950-х годах в СССР. Тогда его предполагали применять к детям, которые имеют временные проблемы в развитии. Однако еще в то время многие исследователи считали, что сам термин крайне неудачный. Почему?

Всем, кто работает с детьми, известно, что определенные трудности в обучении иногда носят стойкий характер и не исчезают со временем. И в этом случае слово «задержка» не подходит, потому что некоторые никогда не смогут нагнать сверстников.

С другой стороны, у некоторых детей бывают особенности развития, которые не сопровождаются неуспеваемостью (например, трудности в обучении испытывают и одаренные дети).

Такие случаи трудно оценивать с позиции задержки психического развития

Но несмотря на то, что и сейчас многие считают термин ЗПР неудачным, его в нашей стране продолжают использовать. В свое время в школах появились «классы выравнивания» для детей с ЗПР. Первый школьный год дети учились в таком классе, затем им снимали диагноз — либо переводили их в коррекционную школу.

Если ребенок посещает группу детского сада для детей с ЗПР, то в конце учебного года медико-педагогическая комиссия определяет, в какую школу ему рекомендуется идти.

Кроме ЗПР, в нашей стране также используется термин ЗПРР (задержка психоречевого развития). Этот диагноз акцентирует внимание специалистов на том, что у ребенка, помимо возможных нарушений мышления, памяти и координации движений, также есть выраженные нарушения речи.

ОНР и ФФНР

Термин ОНР (общее недоразвитие речи) начали использовать в 1950-х, так же как и диагноз ЗПР. Детей в группах ОНР меньше, чем в обычном детском саду, так как с ними нужно больше заниматься. Они не только не произносят или искажают какие-то звуки речи, они могут съедать части слов, менять слоги в словах местами. У них бедный словарный запас, и они неправильно согласовывают слова между собой. Часто в такие группы попадают дети, которые заговорили только после 3 лет.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), или ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). У детей с этим диагнозом наблюдаются проблемы только со звуками речи (фонемами), с их восприятием и произношением. У детей с ФФНР может быть нарушено произношение отдельных групп фонем (например, свистящих и шипящих), а еще им трудно воспринимать на слух разницу между похожими звуками речи, хотя слышат они при этом хорошо.

В логопедических детских садах есть два типа групп: для детей с ОНР и детей с ФФНР.

Характеристики СНР (системного недоразвития речи) в целом похожи на характеристики ОНР, но этот диагноз используют для описания нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. При СНР могут нарушаться все аспекты развития речи: понимание, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи.

СРРР (специфическое расстройство речевого развития) — такой диагноз сегодня чаще используют врачи, так как он соотносится с Международной классификацией болезней. Слово «специфическое» означает, что причина нарушений развития речи до конца не ясна. Вот что пишут в МКБ-10 об этом состоянии:

«Это группа расстройств, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства».

В этой категории расстройств в МКБ-10 выделяется несколько подкатегорий, например:

Что такое снр в логопедии. Смотреть фото Что такое снр в логопедии. Смотреть картинку Что такое снр в логопедии. Картинка про Что такое снр в логопедии. Фото Что такое снр в логопедии

Что делать, если ребенку ставят диагноз

Если ребенку диагностировали проблемы с развитием речи, нужно искать неврологические причины нарушений — и действовать лучше как можно быстрее. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больше шансов, что развитие речи нормализуется.

Обратитесь в специализированную неврологическую клинику, которая занимается нарушениями речи у детей. Врач в поликлинике или обычном педиатрическом центре может быть недостаточно компетентным для оценки причин нарушения речевого развития.

Можно ли предотвратить проблемы с речью

Признаки будущих нарушений речи у ребенка можно выявить уже в младенческом возрасте. Для этого достаточно обратиться к грамотному неврологу, который может провести обследование с использованием приборов, оценивающих функциональное состояние ствола мозга и вестибулярной системы.

Развитие речи ребенка зависит от двух основных факторов:

Помните: ребенок учится говорить, чтобы общаться с родителями. Вы — самый главный мотиватор и инструмент для овладения родным языком.

Как создать дома благоприятную речевую среду с первых дней жизни ребенка:

Важно учитывать: если младенец не обращает внимания на звуки, не радуется, когда вы с ним разговариваете, то обязательно нужно провести комплексную диагностику слуха. Проблемы могут быть и физиологического толка.

Как определить, правильно ли развивается речь ребенка

Достаточно ориентироваться на советские нормы. С точки зрения физиологии дети за последние несколько десятилетий не могли существенно измениться, так что они все еще актуальны. Вот перечень, который поможет вам сориентироваться:

Задержка в развитии любого из этих навыков — это сигнал SOS для родителей: что-то пошло не так, ребенку требуется дополнительная помощь.

К сожалению, часто педиатры говорят родителям, что до 5 лет не нужно беспокоиться о речи ребенка. Это очень опасная позиция, поскольку многие нарушения развития речи в таком случае не удается исправить до школы. А это, в свою очередь, существенно ограничивает будущие возможности ребенка.

Источник

Причины, признаки и коррекция системного недоразвития речи

Диагноз «системное недоразвитие речи» выставляют людям, имеющим комплексные речевые нарушения. У человека имеются расстройства фонетики, лексики, грамматики и лексикона. Подобное состояние должно быть выявлено на начальных этапах развития, так как в последующем системные нарушения прогрессируют и могут сказываться на уровне интеллекта ребенка. Для коррекции патологии используют логопедические методики, включающие в себя упражнения на развитие речевых навыков.

Общая информация

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Устанавливать диагноз СНР может только врач-логопед после комплексного обследования ребенка и проведения логопедического анализа.

Возможные причины

Системные нарушения речи отмечаются у пациентов, имеющих органические изменения в структуре головного мозга. Врачи выделяют следующие возможные причины:

Помимо этого, системное недоразвитие речи отмечается при умственной отсталости, детском церебральном параличе и генетических аномалиях (синдром Дауна и др.).

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Диагностические мероприятия

Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.

В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.

Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.

Мероприятия по коррекции

Программа логопедической работы зависит от степени тяжести системного недоразвития речи. Детям с СНР 1 степени проводят различные упражнения на активизацию самостоятельного мышления и речевой деятельности. С этой целью, логопед и родители должны активно общаться с ребенком, стимулируя развитие свободной речи и словарного запаса. Если подобные нарушения возникли у малыша на фоне недоразвитого слуха, то ему необходимо купить слуховой аппарат. Это позволяет ему активно усваивать речевые конструкции и грамматику языка из разговоров со взрослыми и другими детьми.

При системном недоразвитии речи средней тяжести комплексно развивают речевую активность и понимание речи. Отдельно работают над улучшением лексико-грамматических основ языка и экспрессивного общения. Дополнительные упражнения по коррекции произношения звуков и их комбинаций показаны каждому ребенку.

Тяжелые нарушения речи требуют комплексной и длительной логопедической помощи. Такие дети обучаются в специальных школах для детей с выраженными речевыми дефектами. Помимо упражнений на фонетику, грамматику и лексикон, проводят корректирующие занятия для улучшения восприятия речи, развития минимальных навыков письма и чтения.

Любые нарушения речи у детей дошкольного и школьного возраста следует устранять при помощи логопеда. Самостоятельные попытки лечения могут привести к прогрессированию речевых дефектов.

Прогноз

Программа по коррекции и развитию речи продолжается несколько лет. При ее раннем начале на фоне СНР легкой степени тяжести и сохранном слухе, логопедам удается добиться полной нормализации речевой функции, навыков письма и чтения в течение 1-2 лет. Для детей с тяжелым нарушением артикуляции на фоне умственной отсталости, эффективность логопедических мероприятий ограничена. Они должны обучаться в специализированных учебных заведениях, где весь процесс обучения направлен на развитие речи и связанных с ней навыков. В этих случаях симптомы болезни не могут быть полностью устранены.

Системное недоразвитие речи − серьезное нарушение, возникающее у детей в результате повреждения головного мозга до трехлетнего возраста. Расстройство характеризуется неправильным произношением звуков, низкой грамотностью и скудным словарным запасом. Обследование у логопеда позволяет оценить степень выраженности СНР и подобрать коррекционные мероприятия, включающие в себя упражнения для развития речи, письма и чтения. При наличии сопутствующих изменений в мышлении или памяти, детям могут быть назначены и лекарственные препараты, улучшающие состояние нервной ткани − ноотропы, антиоксиданты и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *